ЛИТЕРАТУРА
1. Бескровная, В. А. Государственная политика в сфере физической культуры и спорта: приоритеты финансирования I В.А. Бескровная, А.Н. Медведев II Теория и практика физической культуры. - 2010. - № 6. - С. 7-10.
2. Современное состояние физической культуры и спорта: проблемы и решения I Б.Ф. Вашляев, И.Ю. Сазонов, А.И. Доронин, А.В. Гришин II Теория и практика физической культуры. - 2010. - № 3. - С. 5-7.
3. Нормативно-правовые основы, регулирующие деятельность учреждений дополнительного образования физкультурно-спортивной направленности, расположенные на территории Российской Федерации (25 января 1995 г. № 96-ИТ) II
URL:http:IIwww.businesspravo.ru. - Дата обращения 01.06.2011.
4. Стратегия развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2020 года II URL: http:IIwww.infosport.ruIstrategiya/. - Дата обращения 01.06.2011.
5. Федеральный закон от 04 декабря 2007 г. № 329-Ф3 «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» II URL: http:IIwww.rg.ruI2007I12I08Isport-doc.html. - Дата обращения 01.06.2011.
6. Федеральная целевая программа «Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2006-2015 годы» II URL: http:IIwww.innovbusiness.ruI. - Дата обращения 01.06.2011.
Контактная информация: [email protected]
УДК 372.212.1:617.586-053.2
ДВИГАТЕЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ ДЕТЕЙ, ИМЕЮЩИХ РАЗЛИЧНОЕ СТРОЕНИЕ СВОДОВ СТОП
Олеся Александровна Комачева, старший преподаватель,
Смоленская государственная академия физической культуры, спорта и туризма
(СГАФКСТ)
Аннотация
В статье представлены данные о двигательной активности детей дошкольного и младшего школьного возраста, занимающихся физическими упражнениями вне школы и вне режима дня детского сада и имеющих различное строение сводов стоп. Нами установлено, что двигательная активность детей дошкольного возраста (4-7 лет), имеющих нормальное состояние сводов стоп, почти в четыре раза ниже, чем у их сверстников, страдающих плоскостопием.
Ключевые слова: двигательная активность, коэффициент активности, плоскостопие, дошкольный и младший школьный возраст.
MOTOR ACTIVITY OF CHILDREN WITH DIFFERENT STRUCTURE OF FOOT
ARCH
Olesya Alexandrovna Komacheva, senior lecturer Smolensk State Academy of Physical Culture, Sports and Tourism
Annotation
The article presents the facts depicting the motor activity of preschool and primary school children involved in physical activity outside the school and kindergarten day regimen and having the different structure of foot arch. It has been established that motor activity of children at preschool age (4-7 years old) with normal state of foot arch is almost four times lower than among their counterparts suffering flat-footedness.
Keywords: motor activity, activity coefficient, flat-footedness, preschool and junior school age.
ВВЕДЕНИЕ
Двигательная активность - основа индивидуального развития и жизнеобеспечения организма ребенка. Она является необходимым условием гармоничного развития детского организма. Дети, выполняющие необходимый объем движений, как правило, отличаются достаточным уровнем физического развития, хорошими адаптационными возможностями, низкой подверженностью простудным заболеваниям [7].
Известно, что двигательная активность человека во многом связана с местом его проживания и жилищно-бытовыми условиями [2]. Люди, проживающие в областном центре более активны в занятиях физической культурой и спортом. Несомненно, это связано с тем, что областной центр располагает большими возможностями в предоставлении услуг в сфере физической культуры. Городские жители, как правило, лучше понимают значение занятий физическими упражнениями для укрепления своего здоровья, повышения уровня физического развития и функционального состояния.
В последнее время ряд авторов [4,6,8] отмечают, что на ограничение двигательной активности детей оказывают негативное влияние многие экзогенные факторы, в частности, чрезмерное увлечение компьютерной техникой, просмотр телепередач, видеопрограмм и другие занятия малоподвижного характера. А это, в свою очередь, ведет к отставанию в физическом развитии детей, появлению у них различных функциональных отклонений, а именно: нарушение осанки, деформации позвоночника и свода стопы, излишний вес, ожирение и т.д. По нашим данным [3], 39% детей 5-7 летнего возраста страдают плоскостопием. Исследования некоторых авторов [1,5] свидетельствуют о том, что потребность в движениях у дошкольников удовлетворяется на 30%, а у детей младшего школьного возраста лишь на 18-20%.
МЕТОДИКА
С целью выявления двигательной активности детей, имеющих нормальные (72 человека) и плоские (70 человек) стопы, нами методом опроса (анкетирование) было обследовано 142 ребенка 4-11 лет. В данных исследованиях выявлялся процент детей, занимающихся физическими упражнениями вне школы и вне режима дня детского сада. Изучались различные формы организации занятий, а именно: постоянно организованно, постоянно самостоятельно, не систематически организованно, не систематически самостоятельно. Систематическими занятиями считались только в том случае, если они проводились организованно или самостоятельно не менее 2-3 раз в неделю, то есть такие занятия, которые по своему объему дают достаточный положительный эффект. Также нами вычислялся «коэффициент активности» (Ка), который определялся как отношение количества постоянно занимающихся физическими упражнениями к количеству тех, кто эти занятия игнорирует.
РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ
Нами установлено, что двигательная активность детей дошкольного возраста (4-7 лет), имеющих нормальное состояние сводов стоп, почти в четыре раза ниже, чем у их сверстников, страдающих плоскостопием (табл. 1).
Как видим, дети, имеющие плоскостопие проявляют большую двигательную активность, чем дошкольники с нормальным состоянием сводов стоп. По нашим данным, это связано с тем, что дети с плоскостопием, как правило, дополнительно занимаются коррекционными физическими упражнениями.
У школьников (8-11 лет) с нормальными и плоскими стопами двигательная активность почти одинаковая, Ка равен 1,2 и 1,3 соответственно. Это, видимо связано с тем, что у школьников данного возраста, имеющих плоские стопы, как правило, отсутствуют организованные и самостоятельные занятия физическими упражнениями, направленные на профилактику и коррекцию сводов стоп.
Таблица 1
Отношение детей, имеющих нормальные и плоские стопы, к занятиям физической ______________культурой (в % ко всем опрошенным данной группы)_________________
Группы Занимаются физическими упражнениями
Возраст, лет постоянно организованно постоянно самостоятельно не систематически организованно не систематически самостоятельно Не занимаются Ка
4-7 23,7 5,3 13,1 13,1 44,7 0,6
36,2 6,9 17,2 20,7 19,0 2,3
8-11 40,0 5,7 5,7 11,5 37,1 1.2
16,7 16,7 8,3 33,3 25,0 1,3
Примечание: в числителе - дети с нормальными стопами; в знаменателе - дети с плоскими стопами.
ВЫВОДЫ
Полученные нами данные показывают, что у детей старшей возрастной группы (811 лет) двигательная активность по сравнению с дошкольниками (4-7 лет), заметно снижается. Это часто приводит к ослаблению мышечно-связочного аппарата нижних конечностей и, как результат, к снижению сводов стоп у школьников.
ЛИТЕРАТУРА
1. Воронина, Г. А. Двигательная активность и развитие детей младшего школьного возраста / Г. А. Воронина, Т. В. Малых, М. С. Авдеева // Физическая культура в школе. - 2009. - № 8. - С. 27-29.
2. Галкин, Ю. П. Двигательная активность детей страдающих плоскостопием / Ю. П. Галкин, О. А. Комачева // Актуальные проблемы физической культуры и спорта : юбилейный сб. науч. тр., посвящённый 60-летию образования кафедры теории и методики физ. культуры и спорта СГАФКСТ ; под общ. ред. проф. В. В. Ермакова и доцента И. А. Грец. - Смоленск, 2010. - С. 99-101.
3. Галкин, Ю. П. Состояние сводов и подвижности стоп у детей 5-7 лет на начальном этапе занятий спортивной гимнастикой / Ю. П. Галкин, О. А. Комачева // Здоровье и технологии его сохранения : материалы докладов всерос. науч.-практ. конф. / под ред. проф. В. Н. Костюченкова, проф. В. Е. Новикова. - Смоленск, 2009. - С. 35-36.
4. Голубева, Г. Н. Формирование активного двигательного режима ребенка до 6 лет / Г. Н. Голубева // Теория и практика физической культуры. - 2008. - № 2. - С. 83-86.
5. Демидкова, Е. В. Особенности организации соревновательной, игровой и самостоятельной двигательной деятельности детей / Е. В. Демидкова // Физическая культура : воспитание, образование, тренировка. - 2004. - № 1. - С. 59-63.
6. Дутикова, Е.М. Кинезотерапия с использованием тренажеров у детей дошкольного возраста / Е. М. Дутикова // Детская и подростковая реабилитация. - 2007. - № 1 (8). - С. 53-61.
7. Степаненкова, Э. Я. Теория и методика физического воспитания и развития ребенка : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Э. Я. Степаненкова. - 2-е изд., испр. - М. : Издательский центр «Академия», 2006. - 365 с.
8. Чаруйская, М. С. Комплексный подход в профилактике заболеваний опорнодвигательного аппарата у детей дошкольного возраста средствами гимнастики / М. С. Чаруйская // Гимнастика вчера, сегодня, завтра : сб. ст. юбил. науч-практ. конф. / Великолукская гос. акад. физ. культуры. - Великие Луки, 2005. - С. 87-92.
Контактная информация: [email protected].