Актуальные проблемы авиации и космонавтики. Социально-экономические и гуманитарные науки
Частные компании, сумма финансирования в 2011 г. со стороны НАСА, и их достижения
Рис. 2. Направления работы частных компаний
размер их финансирования - изменится в ближайшие месяцы. По плану МКС получит почти $3 млрд, включая $1,3 млрд на грузовые и пилотируемые миссии с учетом запуска американских астронавтов на российских аппаратах «Союз». Около $830 млн. предполагается на создание КА для доставки экипажей на МКС и избавления от «российской зависимости». В 2012 году Администрация Обамы просила столько же, но во время переговоров Конгресс сократил эту сумму вдвое до $406 млн.
Бюджет NASA на 2013 год включает $1,88 млрд на разработку нового тяжелого носителя и наземных систем, а также $1 млрд для продолжения работ с пилотируемым кораблем Orion для исследований дальнего космоса - полеты на астероиды в 2020-х годах и на Марс в 2030-х годах [2].
Итак: Освоение околоземного космического пространства частными компаниями успешно продолжается и наиболее результативными являются частные компании США.
Библиографические ссылки
1. Новый бюджет NASA сокращает вложения в марсианскую программу. [Электронный ресурс]. 16.02.2012. URL: http://www.3dnews.ru/news/624563 (дата обращения: 21.03.2013).
2. Зарубежные новости. [электронный ресурс]. 14.02.2012. URL: http://www.tsenki.com/news/foreign_news/ELEMENT_ID =90164 (дата обращения: 21.03.2013).
© Голубкина М. Г., 2013
УДК 629.788
А. А. Мацкив Научный руководитель - Л. А. Семенова Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева, Красноярск
ДВИГАТЕЛИ ЛУННОЙ ПРОГРАММЫ НК-33
Представлена история создания двигателя НК-33 и перспективы его использования в современных условиях.
Двигатель НК-33 разрабатывался в 60-х годах XX-го века и предназначался для советского лунного пилотируемого комплекса «Н1-Л3». Проект Н-1 был официально закрыт в 1976 году после того как американские астронавты высадились на Луну. Несмотря на
приказ уничтожить все двигатели и технологическую базу самарские двигателестроители законсервировали оставшиеся изделия. Полные затраты по программе Н1-Л3 к январю 1973 года составили 3,6 млрд руб., из них на создание Н-1 - 2,4 млрд руб. (в ценах тех лет).
Секция ««Освоение космического пространства: история и современность»
Проектом «лунника» в 1991 году заинтересовались зарубежные ракетостроители, и после стольких лет забвения он получил второй шанс. В 1995 году были проведены огневые испытания двигателя, которые подтвердили эксплуатационные параметры НК-33 изготовления 1972 г. после длительного (сверхнормативного) хранения. Двигатель, выполненный по замкнутой схеме, работающий на компонентах кислород-керосин, отлично проявил себя на огневых и стендовых испытаниях даже с превышением своей номинальной мощности. Испытания подтвердили работоспособность двигателя без переборки, что позволяет снизить затраты по его дальнейшей эксплуатации.
Американские партнеры планируют использовать его на первой ступени ракеты-носителя «Антарес», ранее известной как «Taurus II» [1]. Первые запуски ракеты «Антарес» с двигателем НК-33 будут произведены уже в этом году, которые покажут как поведет себя двигатель с сорокалетней историей. Российские конструкторы используют модификацию двигателя НК-33 для ракеты-носителя «Союз 2.1В», предназначенной для вывода космических аппаратов массой до 2,5 тонн на околоземную орбиту.
В настоящее время ведутся переговоры на покупку американскими партнерами 50 двигателей НК-33 [2]. Государством поставлена задача восстановить производство двигателей НК-33 и его модификаций к 2016 году.
Сложность поставленной задачи заключается в том, что производственная база была частично уничтожена. Зато сохранилось КБ имени Н. Д. Кузнецова, где разрабатывался двигатель. Кроме того, самарские ракетостроители ощущают большую нехватку кадров для восстановления технологического процесса производства НК-33 и его модификаций.
Итак, актуальность восстановления производства двигателей лунной программы подтверждается его высокими показателями среди двигателей данного класса, востребованностью применения в отечественных и зарубежных ракетах-носителях и позволит России сохранять свои позиции на мировом рынке космических услуг.
Библиографические ссылки
1. Спустя полвека лунные двигатели из Самары отправятся в космос [Электронный ресурс].
20.10.2012. URL: http://news.mail.ru/inregions/volga region/63/society/l 1006625/?frommail=l (дата обращения: 21.03.2013).
2. ОАО «Кузнецов» может поставить двигатели НК-33 американцам. [Электронный ресурс].
17.01.2013. URL: http://www.i-mash.ru. (дата обращения: 21.03.2013).
© Мацкив А. А., 2013