Научная статья на тему 'ДВИГАТЕЛИ ДЛЯ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ МАШИН'

ДВИГАТЕЛИ ДЛЯ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ МАШИН Текст научной статьи по специальности «Сельское хозяйство, лесное хозяйство, рыбное хозяйство»

CC BY
60
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по сельскому хозяйству, лесному хозяйству, рыбному хозяйству, автор научной работы — Чайко Алексей

Проанализирован процесс создания топоразмерного ряда высокоэффективных асинхронных и синхронных тяговых электродвигателей с постоянными магнитами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MOTORS FOR SMART MACHINES

The author analyzes the creating process of a top-size series of highly efficient asynchronous and synchronous traction electric motors with permanent magnets.

Текст научной работы на тему «ДВИГАТЕЛИ ДЛЯ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ МАШИН»

ЭЛЕКТРОТРАНСПОРТ

Двигатели

для интеллектуальных

дин из основных видов деятельности ОАО «Могилевлифтмаш» -производство асинхронных электродвигателей в многочисленных модификациях и специальных исполнениях. Предприятие серийно выпускает широкую гамму трехфазных и однофазных электродвигателей мощностью от 0,12 кВт до 30 кВт, в т.ч. во взрывозащи-щенном исполнении и со встроенным электромагнитным тормозом. Кроме того, изготавливаются двигатели узкоспециализированного назначения для нефтехимической отрасли и объектов, использующих атомную энергию.

До 1992 г. Могилевский завод «Электродвигатель» (в настоящее время входит в состав ОАО «Могилевлифтмаш»), как и другие предприятия Советского Союза, был узкоспециализированным и производил асинхронные трехфазные электродвигатели высотой оси вращения 100 мм. Их создавали такие ведущие научные центры СССР, как ВНИПТИЭМ (г. Владимир), СКБ «УкрЭлектромаш» (г. Харьков) и др. Головные научно-исследовательские центры обеспечи-

вали разработку, корректировку конструкторской и технологической документации и сопровождение при последующем освоении. После распада СССР собственных научно-исследовательских центров в Беларуси не было, и предприятия вынуждены были формировать точки компетенции для решения узкоспециализированных текущих задач на базе собственных технических служб. Это стало основным сдерживающим фактором развития электродви-гателестроения в нашей стране.

Современные тенденции транспортного машиностроения характеризуются стремительным развитием технологий электрических и гибридных силовых установок (ЭСУ и ГСУ) как эффективного средства снижения потребления углеводородного топлива, эксплуатационных расходов и загрязнения окружающей среды. Лидеры мирового автопрома -35 автопроизводителей, ведущие позиции среди которых занимают китайские компании BYD и CRRC -ускоренными темпами развивают и серийно выпускают электробусы и легкий коммерческий транспорт. В Европе наиболее активно в данном направлении работают Volvo, Mercedes, ABB и Iveco.

По данным статистики, в США доля тяжелых транспортных средств (полный вес до 7,3 т) составляет 3% от всего парка автомобилей, но данные автомобили потребляют до 27% всего объема топлива. Поэтому применение на них ГСУ с точки зрения экономии топлива и снижения вредных выбросов значительно эффективней, чем на легковых. В 2013 г. компания «Алли-сон» освоила выпуск гидроэлектромеханической трансмиссии для грузовиков различного назначения и автобусов, позволяющую экономить до 30% топлива. Другие мировые производители также начали создавать подобные трансмиссии и широко внедрять их на коммерческом транспорте. На грузовых автомобилях Tesla, General Motors, Volkswagen в последние годы широко используются и чисто электрические приводы. Активно внедряются на легковых, коммерческих автомобилях и пассажирском транспорте электрические и гибридные силовые агрегаты на литий-ионных батареях, суперконденсаторах и мехатронных системах управления.

Для сохранения лидирующих позиций нашей страны в транспортном машиностроении в ОИМ НАН Беларуси создан инновационный кластер «Интеллектуальный электротранспорт» и отраслевая лаборатория по исследованиям, проектированию и испытаниям электромобилей и базовых компонентов электропривода. Участниками кластера выступают 19 партнеров (Академия наук, Минпром, Минобразования, Госстандарт, Минтранс, частные предприятия). Основные цели -объединение компетенций заинтересованных организаций и их скоординированная деятельность по разработке и освоению производства современного электротранспорта и его компонентов, а также развитие мер государственной поддержки данного направления, позволяющих стимулировать спрос и формирование в промышленности новых высокотехнологичных отраслей. Планируется выполнять научно-исследовательские, опытно-конструкторские (технологические) работы и инновационные проекты по созданию и испытаниям мобильных машин с элек-

тромеханическими и гибридными силовыми установками и их базовых компонентов, опытно-промышленная апробация и внедрение результатов этих работ и проектов, стандартизация и сертификация продукции, подготовка кадров.

Ключевая задача на сегодня -создание инженерной школы обеспечивающей научное сопровождение разработок и освоение технологий серийного выпуска базовых компонентов электрифицированных силовых установок, имеющей современную исследовательскую базу, информационное обеспечение (доступ к дорогостоящим программным продуктам и платным информационным ресурсам) и опытное производство для прототипирования создаваемых технических решений. Скорейшее осуществление задуманного - одна из первостепенных задач, определяющая развитие отрасли.

Парк легковых электромобилей в нашей стране только начинает формироваться. При этом тяговый электропривод хорошо известен и традиционно применяется на троллейбусах и трамваях

ЭЛЕКТРОТРАНСПОРТ

V

«Белкоммунмаша» и карьерной технике БЕЛАЗ. ОАО «Управляющая компания холдинга «Бел-коммунмаш» уже 25 лет занимается выпуском троллейбусов (включая модификации с автономным ходом), трамвайных вагонов и электробусов. Проводятся испытания опытных образцов гибридного автобуса с электромеханической трансмиссией отечественного производства. Дизель-электрическими силовыми установками большой мощности оснащаются все карьерные самосвалы большой грузоподъемности ОАО «БЕЛАЗ».

Практически все белорусские машиностроительные предприятия пришли к выводу о необходимости применения тягового электропривода. С ним на МТЗ созданы экспериментальные образцы тракторов, на МАЗе - автобус с гибридной силовой установкой и электробус с электрическим приводом и аккумуляторным накопителем энергии. «Бел-коммунмашем» освоено серийное производство электробусов, оснащаемых современным элек-

троприводом и накопителем энергии конденсаторного типа, ООО «Этон» (г. Жодино) - троллейбусов на базе автобусов МАЗ.

Более 10 лет «Белкоммун-маш» серийно выпускает системы управления асинхронным электроприводом троллейбусов и трамвайных вагонов, освоено их производство и для электробуса. Эксплуатируется около 2 тыс. систем данного электропривода.

По предварительным оценкам, потенциальная потребность белорусского машиностроения в комплектных электрических и гибридных силовых установках для перспективных моделей новой техники в краткосрочной перспективе (к 2025 г.) составит около 4,5 тыс., а с учетом экспорта эта цифра может превысить 10 тыс. При таких объемах целесообразно организовать собственное производство силовых установок для транспортных машин, в частности тяговых электрических.

В зависимости от мощности и условий применения тяговые электродвигатели можно разделить на:

■ 50-90 кВт для тягового электрооборудования гибридных и электрических трансмиссий трамваев, электромобилей, развозной техники малой грузоподъемности;

■ 120-180 кВт для привода электробусов, троллейбусов и другого коммерческого транспорта средней грузоподъемности;

■ 220-300 кВт для привода электробусов и троллейбусов повышенной пассажировместимо-сти, коммерческих и муниципальных транспортных средств.

В целях локализации потребности «Белкоммунмаша» и ООО «Этон» в тяговых электродвигателях для привода троллейбусов и электробусов, и как первый шаг к созданию отечественной базы компонентов электротранспорта, предприятием освоено серийное производство тягового электродвигателя ТАД155-4-БУ1 (табл. 1). Он устанавливается на подрессоренную часть кузова, охлаждается внешним вентилятором, а питание

Параметр ТАД155-4-БУ1 ДТАН-160-4БУХЛ2 2ML3550 K/4 TMF35-44-4

Изготовитель ОАО ДПУП SKODA ELECTRIC s.r.o Traktionssysteme

«Могилевлифтмаш» «Белгидравлика» BU Traction motor Austria

Номинальная мощность, кВт 155 (185) 160 155 160

Номинальное линейное напряжение, В 420 480 420 420

Номинальный потребляемый ток, А 296 (340) 380 279 269

Частота питания, Гц 50 50 50 50

Частота вращения синхронная, об/мин: 1500 1500 1500 1500

номинальная максимальная 4000 3780 3778 4466

Коэффициент полезного действия, % 90 90 н/Д н/д

Масса, кг 615 648 585 480

Способ охлаждения от независимого вентилятора от независимого вентилятора от независимого вентилятора от независимого вентилятора

Степень защиты 1Р22 1Р20 IP20 IP20

Температурный класс изоляции Н(180 °С) Н(180 °С) H(180 °С) И(180°)

Режим работы Б1 (Б2-30 мин) Б1 S1 S1

Таблица 7. Сравнительный анализ технических показателей электродвигателя ТАД155-4-БУ1

Параметр ТАД120-4-БУ1 ДТА-1У1

Изготовитель ОАО «Могилевлифтмаш» Псковский электромашиностроительный завод, РФ, г. Псков

Номинальная мощность, кВт 120 (145) 140

Номинальное линейное 425

напряжение, вольт

Номинальный потребляемый 204 (246) 237

ток, А ( )

подается от статического преобразователя напряжения и частоты.

Уже изготовлено и реализовано более 100 электродвигателей ТАД155-4-БУ1 для троллейбусов и электробусов «Белкоммун-маша» и МАЗа, которые перевозят пассажиров не только в городах Беларуси, но также в Украине и Молдове.

С целью формирования типо-размерного ряда тяговых электродвигателей, оптимизированных по мощности к условиям применения, в 2020 г. по техническому заданию Управляющей компании холдинга «Белкоммунмаш» изготовлена и испытана опытная партия ТАД120-4-БУ1 для привода электробусов модели Е490 длиной до 9,5 м, которые успешно эксплуатируются в г. Батуми (Грузия). Данный электродвигатель имеет одноопорную компоновку. Вторая опора ротора расположена в редукторе, жестко сочлененном с двигателем. Оптимизированные габаритные и установочные размеры обеспечивают возможность поперечного его расположения в кузове электробуса. Охлаждает двигатель независимый вентилятор (табл. 2).

Полноценное освоение выпуска указанных тяговых электродвигателей будет способствовать созданию современной производственно-технологической базы, собственного центра для проведения их полномасштабных испытаний, позволит сформировать коллектив высококвалифицированных отечественных специалистов в данной области. Кроме того, это расширит функциональные возможности и минимизирует затраты при разработке, быстром прототипировании и освоении новых тяговых электрических машин для силовых установок перспективных моделей рельсовой и колесной техники.

Частота питания, Гц

Частота вращения синхронная, об/мин номинальна максимальная

Коэффициент полезного действия, %

Масса, кг

Вторым этапом развития должно стать выполнение «Моги-левлифтмашем» совместно с Объединенным институтом машиностроения НАН Беларуси научно-исследовательских, опытно-конструкторских работ, создание опытных образцов и отработка технологии мелкосерийного производства тяговых электроприводов.

Комплексная программа развития электротранспорта в Республике Беларусь на 2021-2025 гг. предусматривает поэтапную реализацию выполнение научно-исследовательских работ по моделированию электромеханических характеристик, предельных тепловых режимов и усталостного разрушения асинхронных и синхронных тяговых электродвигателей с постоянными магнитами в мощностном диапазоне до 300 кВт (2021-2023 гг.); разработку конструкторской и технологической документации на их макетные и опытные образцы

50 60

15004000 15004000

93 90

450 500

(2022-2023 гг.); а также на серийное производство и изготовление установочной партии и приемочных испытаний (2022-2024 гг.). Результатом должно стать создание типоразмерного ряда таких электродвигателей для электрических и гибридных трансмиссий различных транспортных средств, производимых как в Республике Беларусь, так и за рубежом. Их удельная мощность, как основной показатель эффективности, должна составлять: для синхронного - не менее 1 кВт/кг; для асинхронного - не менее 0,6 кВт/кг. На первом этапе будет сформирована производственно-технологическая база и высококвалифицированный персонал, на втором - разработаны высокоэффективные тяговые электродвигатели. Это позволит обеспечить к 2023 г. уровень локализации по тяговым электродвигателям для легкового, пассажирского и коммерческого транспорта не менее 60%.

Способ охлаждения от независимого вентилятора от собственного вентилятора

Степень защиты IP22 IP54

Температурный класс изоляции H(180 °С) H(180 °С)

Режим работы S1 (S2-30 мин) S2 (60 мин)

Таблица2. Сравнительный анализ технических показателей электродвигателя ТАД120-4-БУ1

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.