Научная статья на тему 'Двигатель пс-90а, его применение и развитие'

Двигатель пс-90а, его применение и развитие Текст научной статьи по специальности «Механика и машиностроение»

CC BY
1002
144
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДВИГАТЕЛЬ / ENGINE / ТУРБОРЕАКТИВНЫЙ / TURBOJET / ПС-90А / Д-30КП / ТУ-204 / ИКАО / ICAO / АВИАЦИЯ / AVIATION / PS-90A / D-30KP / TU-204

Аннотация научной статьи по механике и машиностроению, автор научной работы — Орлов А.Р., Миягашева В.А., Чащин Д.В., Фаворский В.С.

Представлены материалы о маршевом двигателе ПС-90А, который, благодаря всем своим конструктивным особенностям, получил широкое применение в российской авиации. Проведенный анализ позволил выявить ряд преимуществ и недостатков пермского ПС-90А.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по механике и машиностроению , автор научной работы — Орлов А.Р., Миягашева В.А., Чащин Д.В., Фаворский В.С.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ENGINE PS-90A, ITS APPLICATION AND DEVELOPMENT

This article presents a sustainer engine PS-90A, which, thanks to all of its design features, has been widely used in the Russian aviation. The analysis revealed a number of advantages and disadvantages of the Perm PS-90A.

Текст научной работы на тему «Двигатель пс-90а, его применение и развитие»

Секция «Эксплуатацияи надежность авиационной техники»

УДК 629.7.01

ДВИГАТЕЛЬ ПС-90А, ЕГО ПРИМЕНЕНИЕ И РАЗВИТИЕ

А. Р. Орлов, В. А. Миягашева, Д. В. Чащин Научный руководитель - В. С. Фаворский

Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева

Российская Федерация, 660037, г. Красноярск, просп. им. газ. «Красноярский рабочий», 31

Е-mail: alexorlov08@mail.ru

Представлены материалы о маршевом двигателе ПС-90А, который, благодаря всем своим конструктивным особенностям, получил широкое применение в российской авиации. Проведенный анализ позволил выявить ряд преимуществ и недостатков пермского ПС-90А.

Ключевые слова: двигатель, турбореактивный, ПС-90А, Д-30КП, Ту-204, ИКАО, авиация.

ENGINE PS-90A, ITS APPLICATION AND DEVELOPMENT

A. R. Orlov, V. A. Miyagasheva, D. V. Chashchin Научный руководитель - V. S. Favorskiy

Reshetnev Siberian State Aerospace University 31, Krasnoyarsky Rabochy Av., Krasnoyarsk, 660037, Russian Federation E-mail: alexorlov08@mail.ru

This article presents a sustainer engine PS-90A, which, thanks to all of its design features, has been widely used in the Russian aviation. The analysis revealed a number of advantages and disadvantages of the Perm PS-90A.

Keywords: engine, turbojet, PS-90A, D-30KP, Tu-204, ICAO, aviation.

Авиационная техника базируется на использовании новейших научно-технических достижениях, которые применяются во многих разработках.

Унифицированный маршевый двигатель ПС-90А представляет собой турбореактивный, двух-контурный, двухвальный двигатель со смешением потоков, оборудованный реверсивным устройством в наружном контуре.

Данным двигателем заинтересовались российские авиастроители в связи с ремоторизацией самолета Ил-76.

Анализ позволил выявить ряд преимуществ и недостатков пермского ПС-90А.

Высокая стоимость двигателя ПС-90А компенсировалась рядом преимуществ, в отличие от его «главного конкурента» Д30-КП. ПС-90А обладает большей взлетной тягой и тягой на крейсерском режиме, и при этом удельный расход топлива на 13.. .17 % ниже, а уже после 4-х часового полета при замене Д30-КП на ПС-90А экономия топлива составляет почти 5 тонн [1].

Отдельного рассмотрения требует вопрос соответствия данного двигателя стандартам Международной организации гражданской авиации (International civil aviation organization) [2].

Запас по шуму всех вариантов ИЛ-76 с ПС-90А соответствует нормам Главы 3 (стандарты допустимого уровня шума для дозвуковых реактивных самолетов и винтовых самолетов массой более 5 700 кг) и новым нормам Главы 4 (стандарты допустимого уровня шума для дозвуковых реактивных самолетов и винтовых самолетов массой более 8 618 кг) стандарта ICAO, когда Д30-КП, он же «Бурлак», только главе 3 [3].

Следующим фактором, который должен соответствовать стандартам ICAO, являются выбросы в атмосферу двигателем оксидов азота и углерода, несгоревших углеводородов и дыма. Международный стандарт ICAO по выбросам (эмиссии) вредных веществ от авиационных двигателей гражданской авиации существует в виде тома II «Эмиссия авиационных двигателей» приложения 1 к Конвенции о международной гражданской авиации. В России эмиссия вредных веществ регулируется

Актуальные проблемы авиации и космонавтики - 2015. Том 1

Авиационными правилами АП-34 «Охрана окружающей среды. Нормы эмиссии для авиационных двигателей» [4].

Двигатель ПС-90А гораздо экологичнее Д30-КП. Единственный минус в этом сравнении - выброс оксидов азота (NOx) больше на 20 %, но этот показатель соответствует норме ICAO.

Высокий уровень безопасности ПС-90А обусловлен обеспечением защиты при обрыве рабочих лопаток вентилятора, при расцеплении вала турбины низкого давления и тем, что большой запас по тяговооруженности позволяет применять на взлете пониженные, менее теплонапряженные режимы.

Коммерческая нагрузка ПС-90А на 10 тонн больше, дальность полета больше на 1 000 км и потребная длина ВПП почти в два раза меньше.

Таким образом, ПС-90А выигрывает и в надежности, и в техническом обслуживании, и в уровне безопасности, и даже в уровне выброса вредных веществ.

Данный тип двигателя получил широкое применение в российской авиации. ПС-90А и его модификации устанавливаются на дальнемагистральных и среднемагистральных пассажирских Ил-96 и Ту-204 и их модификациях (Ил-96-300, Ту-204-300, Ту-204-100 и пр.), на самолете для первого лица Ил-96-300ПУ, на самолете с VIP салоном Ту-214У1Р, на транспортных самолетах гражданской авиации и на самолетах гражданской обороны, таких как самолеты ДРЛО. А также реализация в конкретных узлах двигателя термодинамических процессов, образующих его цикл, приводит к изменению параметров рабочего тела (потока воздуха) по длине проточной части, что можно наглядно продемонстрировать на графиках во время практических работ со студентами по дисциплине «Двигатели летательных аппаратов» [5].

Материалы данной статьи представляют интерес для студентов учебных заведений авиационного профиля для расширения их кругозора и знакомства с современными направлениями развития отечественной авиационной техники.

Библиографические ссылки

1. Автоматизированная система диагностики двигателя ПС-90А самолетов Ил-96-300, Ту-204 и Ту-214 «Диагноз-90» [Электронный ресурс]. URL: http://avia-simply.ru/dvigatel-ps-90a/ (дата обращения: 07.04.2015).

2. International Civil Aviation Organization [Электронный ресурс]. URL: http://www.icao.int/ Pages/default.aspx (дата обращения: 07.04.2015).

3. Обзор рынка российских авиадвигателей [Электронный ресурс]. URL: http://www.advisers.ru/ file/advisers/dvigat.pdf (дата обращения: 07.04.2015).

4. Разработка новой системы шумоглушения [Электронный ресурс]. URL: http://www.ukpmk. ru/pr/other/aviadv/ib6/sistshumgl/ (дата обращения: 07.04.2015).

5. Турбореактивный двухконтурный авиационный двигатель ПС-90А [Электронный ресурс]. URL: http://www.pmz.ru/products/civil/pc-90a/ (дата обращения: 07.04.2015).

© Орлов А. Р., Миягашева В. А., Чащин Д. В., 2015

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.