Научная статья на тему 'Две статьи об интеллигенции (предисловие Д. И. Рублева)'

Две статьи об интеллигенции (предисловие Д. И. Рублева) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
172
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Две статьи об интеллигенции (предисловие Д. И. Рублева)»

КЛАССИЧЕСКОЕ НАСЛЕДИЕ

П.А. Кропоткин

ДВЕ СТАТЬИ ОБ ИНТЕЛЛИГЕНЦИИ

[Предисловие к публикации]

Проблема роли интеллигенции в социально-политической жизни была одной из центральных тем для общественной мысли России конца XIX - первых двух десятилетий XX в. В развернувшихся по этому вопросу дискуссиях был представлен практически весь спектр политических течений. Читателю широко известны позиции «веховцев», с либерально-консервативных позиций выступивших с критикой «беспочвенности» русской интеллигенции, ее бескомпромиссности по отношению к сложившимся в России общественным институтам. Подчеркивали авторы «Вех» и властные амбиции интеллигенции, характерное для ее представителей стремление к власти в России. В то же время радикальная интеллигенция подверглась атаке со стороны «своих» - представителей крайне левого крыла радикального политического лагеря. Среди публицистов анархистского толка, писавших на темы интеллигенции можно назвать: И.С. Книжника-Ветрова, А.А. Борового, Г.И. Гоге-лиа, И.С. Гроссмана, М.-Э.-Р. Дайнова, А.А. Карелина, Л.С. Козловского, Е.И. Лозинского, Я.-В. Махайского, Н.М. Минского (Виленкина), Я.И. Новомирского (Кирилловского), В.А. Поссе, С.М. Романова, Н.Н. Русова.

Многие из них в своем осмыслении роли революционной интеллигенции в политической борьбе, выступили с позиций, выраженных еще в 60-70-е годы XIX в. М.А. Бакуниным, сформулировавшим концепцию нового правящего класса. По мнению Бакунина, неизбежным следствием революции, при которой рабочий класс и крестьянство во главе с революционерами-интеллигентами установит социалистический строй при сохранении этатистской формы управления и парламентской демократии, а также осуществит огосударствление экономики, правящим классом станет «привилегированное науко-политическое сословие» «государственных инженеров», управляющих централизованным сельскохозяйственным и промышленным производством, а также научными учреждениями. К этому неизбежно приведет отсутствие у подавляющего большинства рабочих, крестьян и ремесленников знаний, образования, необходимых для управления как производст-204

вом в масштабах отдельного предприятия, так и экономикой страны в целом. Новое «привилегированное меньшинство», полагал М.А. Бакунин, сформируется из представителей интеллигенции (основную базу для этой элиты должны были составить профессиональные революционеры и ученые), а также бывших рабочих, выбившихся в состав управленцев. Выразителями интересов «нового класса» управленцев-интеллектуалов Бакунин считал К. Маркса, Ф. Лассаля и их последователей как сторонников этатистской модели социализма, основанной на диктатуре1.

В то же время в Западной Европе 1890-1910-х годов появились работы левых социологов (Р. Михельс, Ж. Сорель) и теоретиков революционно-синдикалистского движения (Ж. Ивето, Э. Пуже), где ставился вопрос о превращении лидеров социалистического и профсоюзного движения (в том числе - социалистов-интелллигентов) в потенциальную правящую элиту общества. Так, немецкий левый социолог Р. Михельс в книге «Социология политической партии в условиях демократии» на примере СДПГ показал, что в рабочих организациях происходит разделение на управляемое большинство и компетентное правящее меньшинство («олигархию»), которое обладает специальными знаниями, позволяющими управлять поведением масс. Эта элита формируется из интеллигентов - выходцев из буржуазии, а также из рабочих, порвавших связь со своей средой и превратившихся в профессиональных политиков и функционеров, по своему менталитету близких к политикам-интеллигентам. Таким образом, в обществе нарождается «новый класс, класс чиновников». В ходе вероятных в будущем революций, полагал Михельс, она захватит государственную власть и установит олигархическую диктатуру. Причины формирования олигархии социалистов-интеллигентов он усматривал в отсутствии у рабочих образования и знаний, необходимых для политической деятельности, а также в структуре социалистических организаций, позволяющей лицам, выражающим волю масс, господствовать над теми, кто их выбрал2.

Отчасти следуя Бакунину и западноевропейским левым критикам социал-демократии, Махайский, Лозинский, Кирилловский доказывали, что работники интеллектуального (в том числе - управленческого) труда представляют собой новый эксплуататорский класс, идущий на смену буржуазии и стремящийся установить свою власть над рабочими в форме «государственного со-

1. Бакунин М.А. Философия. Социология. Политика. М. 1989. С. 301-302, 43 7-439, 482-483, 485-486.

2. См: Михельс Р. Необходимость организации //Диалог. 1990. № 3. С. 55-60; Он же. Анализ социалистических вождей буржуазного происхождения // Там же. №11. С. 57-62; Он же. Социальные изменения, вызванные организацией // Там же. № 13. С. 45-49; Он же. Рабочие вожди пролетарского происхождения // Там же. № 18. С. 53-56.

циализма». При этом строе национализированной промышленностью стали бы управлять представители интеллигенции, обладающие, благодаря высокому уровню образования, неоспоримыми интеллектуальными преимуществами перед рабочими. Интересы нового господствующего класса, по мнению анти-интеллигентски настроенных публицистов, выражали возглавляемые интеллигентами социал-демократические партии, стремящиеся взять в свои руки руководство над рабочим движением. Антиинтеллигентский настрой, близкий теоретическим построениям такого рода, прослеживается в работах ряда влиятельных публицистов анархистского толка - Гроссмана, Карелина, Козловского, Романова, Федорова-Забрежнева и др.3. Безусловно, изучая взгляд анархистов на проблемы интеллигенции, нельзя оставить без внимания точку зрения ведущего теоретика анархизма, каким в то время считался П.А. Кропоткин. Рукописи неопубликованных статей «Рабочие и интеллигенты» и «Синдикаты и интеллигенты» открывают читателю малоизвестную страницу в его творчестве - попытку осмыслить место интеллигенции в социальной структуре общества, понять менталитет русского и западноевропейского революционера-интеллигента.

Черновик предлагаемой вниманию читателя незавершенной статьи «Рабочие и интеллигенты» был обнаружен Д.И. Рублевым в 2005 г. в фонде П.А. Кропоткина Государственного архива Российской Федерации (Ф. 1129. Оп. 1. Д. 665. Статья Петра Алексеевича Кропоткина «Рабочие и интеллигенция». Черновик). Документ представляет собой восемь двусторонних листов рукописного текста на русском языке с некоторыми исправлениями автора. Заголовок «Рабочие и интеллигенция» был дан в расшифровке составителя описи фонда П.А. Кропоткина. Однако сам Петр Алексеевич надписал рукопись как «Раб. и Интелл.». Поэтому мы полагаем,

3. Подробнее тема о взгляде представителей российского анархизма на проблемы интеллигенции см.: Задорожнюк И.Е., Кривенький В.В. Я.В. Махайский // Политическая история России в партиях и лицах. — Вып. 2. — М., 1994. — С. 291—304; Кривенький В. В. Махаевщина // Политические партии России. Конец XIX — начало XX века: Энциклопедия. — М., 1996. — С. 349; Рублев Д. И. Проблема «интеллигенция и революция» в российской анархистской публицистике конца XIX — начала XX века: Автореф. дисс. на соиск. уч. ст. канд. ист. наук. — М., 2007; Его же. Проблема «интеллигенция и революция» в анархистской публицистике начала XX века // Отечественная история. — М., 2006. — № 3. — С. 166—173; Его же. Революционная интеллигенция как потенциальная правящая элита (Проблема «интеллигенция и власть» в российской анархистской публицистике конца XIX — начала XX в.) // Власть, общество и личность в истории. Сб. ст. по материалам научной конференции. М., 2010. — С. 91—105; Скирда А. Социализм интеллектуалов. Ян-Вацлав Махайский. Разоблачитель социализма, марксизма и самого Маркса. — Париж. 2003; Avrich P. The Russian anarchists. — Princeton (New Jersey), 1967; Schatz M. Jan Waclaw Machajski: A radical critic of Russian intelligentsia and socialism. — Pittsburg. 1989.

что эту рукопись можно было бы именовать и как «Рабочие и интеллигенты» (см.: ГАРФ. Ф. 1129. Оп. 1. Д. 665. Л. 1).

В описи фонда документ датирован 1900-ми годами. Однако у нас есть все основания полагать, что работа П.А. Кропоткина, скорее всего, относится к началу 1910-х годов. Дело в том, что в тексте упоминается брошюра об интеллигенции, автор которой отмечен инициалом Г. Вероятнее всего, речь идет о брошюре Г.И. Гогелиа4 «Об интеллигенции» (1912)5. Интеллигенцию Гогелиа рассматривал, как классово неоднородную группу, объединенную общим уровнем образования: «Под интеллигенцией подразумевается многочисленная пестрая масса людей, получивших образование и обладающих соответствующими дипломами6. При этом в среде интеллигенции существует резкая дифференциация как по источнику и величине доходов, так и с точки зрения эксплуатации наемного труда7. Гогелиа пришел к выводу, что «интеллигенты не образуют особого класса, а растворяются в разных общественных классах»8. Интеллигентов, по своему положению эксплуатируемых наемных работников наиболее близких рабочим, он обозначал как «трудовую интеллигенцию»9. Отрицает Гогелиа также наличие у интеллигенции общей, классовой идеологии, приводя в качестве аргумента мысль, что из ее среды вышли идеологи диаметрально противоположных идейных течений10. Оценивая социалистическую партии, как «диктатуру над пролетариатом» со стороны представителей революционной интеллигенции, он считал, что интеллигенты должны отказаться «от роли диктатора над рабочим классом», «помогать развитию рабочей самостоятельности и самодеятельности», способствуя созданию независимых самоуправляющихся профсоюзов - синдикатов11.

4. Гогелиа Георгий Ильич (6.09.1878-22.12.1924). Из мещан села Озургеты Кутаисской губернии. В 1897 г. эмигрировал во Францию. Окончил агрономическое училище в Лозанне, учился на химическом факультете Женевского университета. Один из лидеров «Группы русских анархистов-коммунистов за границей» (с 1900 г.), а затем -«Группы русских анархистов-коммунистов "Хлеб и Воля"» (с 1903 г.). Одновременно в 1904-1907 гг. возглавлял анархистское крыло в Партии социалистов-федералистов Грузии. В 1903-1915 гг. - один из ведущих теоретиков анархо-синдикалистского движения в России. В годы революции 1905-1907 гг. - организатор и один из лидеров анархистского движения в Грузии. С 1907 г. - снова в эмиграции.

5. Оргеиани К. [Гогелиа Г.И.] Об интеллигенции. Лондон. 1912.

6. Там же. С. 10.

7. Там же. С. 4-5.

8. Там же. С. 19.

9. Там же. С. 12, 19.

10. Там же. С. 19-21.

11. Там же. С. 17.

Имеющиеся в рукописи указания на содержание брошюры частично отражают концепцию Гогелиа, не противореча ее содержанию. Так, Кропоткин пишет: «В своей брошюре Г. прекрасно доказал, что интеллигенция - не составляет особого класса»12. Ссылка на брошюру Гогелиа присутствует и в адресованном ему письме Петра Алексеевича от 26 августа 1913 г. В этой работе Кропоткин подчеркивает стремление русской революционной интеллигенции к политической и культурной гегемонии над рабочими, но отрицает обоснованность попыток Махайского, Карелина, Фёдорова-Забрежнева и другиех представителей антиинтелли-гентски настроенных публицистов анархистского толка к распространению представлений об интеллигенции как новом правящем слое общества, идущем на смену буржуазии.

Показательно, что в этом документе Кропоткин далек и от идеализации рабочих. Воспроизведем отрывок из этого письма, имеющий отношение к проблемам, рассматриваемым в публикуемой рукописи: «Забр[ежнев]13 тоже писал мне. Я ему еще не ответил. Но напишу и укажу, до чего их нападения на интеллигентов вообще несуразны и вредны. Я тоже думаю, что у громадной массы интеллигентов вся логика антинародная: это я видел в нашем "народническом " движении 70-х годов. Из страха, их негодование против конкретных народных восстаний глубоко возмущали меня. И недаром все они, в пропорции 100 против одного, пошли к социал-демократам (ведь это поразительно, что с нами, анархистами, такая крошечная горсточка "интеллигентов" во всех нациях: в Англии 1,2; в Германии - есть ли 5; во Франции наберем ли 50 и т.д.). Я даже согласен, что книжное и тем более университетское образование, кладя центр тяжести всякого прогресса в организации власти, правительства, насквозь проникнуто антинародным духом. Но из этого не следует, конечно, чтобы кто-нибудь имел право натравлять рабочих против интеллигентов, а тем паче, во имя опять-таки "интеллигентских" же верований в могущество централизованного влияния единиц.

12. ГАРФ. Ф. 1129. Оп. 1. Ед. хр. 665. Л. 1.

13. Федоров-Забрежнев Владимир Иванович (1878 - после 1925). Из купеч. семьи. Окончил Петровское коммерческое училище в Санкт-Петербурге. В 1895-1903 - один из видных социал-демократических пропагандистов в Санкт-Петербурге. В 1903-1919 гг. - один из наиболее активных публицистов и организаторов анархистского движения в России. Участник декабрьского вооруженного восстания 1905 г. в Москве. В августе-сентябре 1907 г. - участник Международного конгресса анархистов в Амстердаме. На конгрессе прочитал доклад «Проповедники индивидуалистического анархизма в России».

Что такое Иуда Гроссман14, как не архи-интеллигент по существу своей мысли? А между тем, выставляя свой "распыленный террор "15, он именно находил в нем оружие против интеллигентов. Сколько таких фактов я знаю и из нашей "народнической " деятельности! И сколько рабочих, не получивших никакого, ни университетского, ни гимназического образования, идут в социал-демократы, именно потому, что их прельщает идеал академических "историй" - организации власти. И рабочий, и "интеллигент" могут быть буржуями. Значит не в этом критерий. Я так рад, что вы все это разобрали в брошюре»16.

Черновик незавершенной статьи П.А. Кропоткина «Профсоюзы и интеллигенты» (название, данное на французском языке автором - «Les Syndicats et les Intellectuals») был также обнаружен Д.И. Рублевым в фонде П.А. Кропоткина Государственного архива Российской Федерации в 2005 г. (Ф. 1129. Оп. 1. Д. 661. Этот черновик представляет собой семь листов, с обоих или с одной из сторон заполненных рукописным текстом. На титульном листе документа самим автором проставлена дата написания - «VI.1912» (июнь 1912 г.). Черновик написан на французском языке. Судя по содержанию документа, он был написан как предисловие к изданию работ ряда теоретиков французского анархизма Ж. Ивето и Ж. Гра-ва. В данном издании текст публикуется в переводе В.В. Дамье. Какие-либо оригиналы на русском неизвестны. Ранее данный текст не публиковался.

В данном издании рукописи П.А. Кропоткина публикуются впервые в полном объеме, без нерасшифрованных отрывков и купюр.

Рублев Дмитрий Иванович кандидат исторических наук, доцент Московского государственного университета природоустройства

14. Гроссман Иуда Соломонович (1883-1934) - публицист, литературный критик, один из теоретиков и организаторов «чернознаменского» течения в анархо-коммунистическом движении России начала XX в.

15. Под термином «распыленный террор» Кропоткин, вероятно, подразумевает термин «безмотивный террор», под которым представители фракции «безмотивни-ков», входившей в состав движения «чернознаменцев» подразумевали систематические теракты, направленные против любых представителей «эксплуататорских» классов. Единственным основанием для применения подобного террора служила принадлежность того или иного человека к «эксплуататорам».

16. ГАРФ. Ф. 1129. Оп. 2. Ед. хр. 39. Лл. 27-28.

РАБОЧИЕ И ИНТЕЛЛИГЕНТЫ

(Публикация и комментарии Д.И. Рублева)

В своей брошюре Г.[огелиа] прекрасно доказал, что интеллигенция17 - не составляет особого класса.

Совершенно верно. Класса18 она не представляет.

Слово класс, в Зап.[адной] Евр.[опе], сперва отождествлялось с понятием сословие (classe des nobles19, прежде было Etat - сословие nobles, marchands, tiers etat - дворяне, торговцы, третье сословие).

Теперь имеет определенный экономический признак.

Этого экономического признака инт.[еллигенция] не имеет.

Но следует ли из этого, что она не представляет определенного сословия.

Конечно, нет.

Возьмем духовное сословие - напр.[имер] ламы у монголов. Громаднейшее большинство их - нищие, след.[овательно] класса, в экономич.[еском] смысле, из себя не представляют.

Но они представляют собою сословие, с определенными сословными интересами, кот.[орые], будут существовать] до тех пор, пока сословие существует - пока границы м.[ежду] ними и массою народа не стушуются.

То же с интеллигенциею.

Что составляет признак сословия?

Известные права политические, пока они есть. Напр.[имер] право занимать известные должности, известные привилегии политические - не подвергаться телесному наказанию, жить в столицах (для евреев) если имеется такой-то диплом, привилегии в военной службе и т. д.

И - еще важнее всего прочего - известное положение в обществе. К лицу духовн.[ого] сословия подходят под благословение20. Священники или сами пользуются уважением, или внушают суеверный страх, и т.д. и т.д. Причем нравственный21 престиж еще важнее политических прав сословия.

Дворянин,22 вплоть до Фр.[анцузской] рев.[олюции],23 мог безнаказанно побить буржуя ( - если он не принадлежал к чиновничьему сословию, хотя

17. В публикуемых рукописях П. А. Кропоткин подразумевает под «интеллигенцией» слой населения, состоящий из работников высокоинтеллектуального (в том числе — управленческого) труда, получивших высшее образование. По своей функции распространителя сформировавшихся в рамках данного общества культурных ценностей интеллигенция, по П.А. Кропоткину, является наследником духовенства.

18. Так в данной публикации выделяются подчеркнутые П.А. Кропоткиным слова и фразы.

19. Classe des nobles — класс дворян.

20. Далее зачеркнуты несколько неразборчиво написанных букв.

21. Далее несколько неразборчиво написанных слов и слово «интеллигенции» зачеркнуты.

22. Далее зачеркнуты несколько букв.

бы чин его был только XIV класса («не бей меня по морде» - «начальники почтовых станций пользуются правами чиновников XIV класса,24 во ограждение от побоев»: это б.[ыло] напечатано и висело на стене в моем бытии на каждой почтовой станции).

И так - в тысяче вещей. Кончая курс в университете - становился личным дворянином - и IX класса25 - и т.д., не говоря уже о почете, кот.[орый] они разделяли наравне с духовным лицом (из кот[оро]-го и вышла в старину интеллигенция).

Словом, интеллигенция представляет определенное сословие, и, как таковое, имеет свою сословную идеологию. К ней я сейчас перейду.

Что они яро враждуют между собою? - Да. - Но то же делают лица духовного сословия. Церкви разделяют людей более даже, чем26 классовые (экономические) перегородки. А м.[ежду] т.[ем] между духовным лицами всех наций и всех классов есть общие27 сословные признаки: Они - руководители души, посредники между божеством и людьми, носители «благодати».

По отношению к «светским», от царя до пролетария, духовное сословие занимает28 определенное положение.

То же и с интеллигенцией - кот.[орая] есть дитя, отпрыск духовенства (прежде - знахарь и поэт, ученый и шаман были одно и то же лицо29; монастырь - и университет).

Что интелл.[игенты] между собою зло грызутся? То же бывает и между разных сект. То же делают и работодатели, то же делают и рабочие.

Рознь - не признак. Нужно искать - есть ли что общего, несмотря на рознь.

23. Кропоткин имеет в виду Великую французскую революцию 1789-1794 гг.

24. XIV класс - самый нижний по «Табели о рангах» - закону о порядке государственной службы в Российской империи, подписанному Петром I в 1722 г. По данным на 1884-1917 гг., в чиновной иерархии Российской империи XIV классу могли соответствовать: по гражданской службе - чин коллежского асессора; по военной сухопутной службе - звание прапорщика в пехоте, и корнета в кавалерии; на флоте - звание мичмана. См.: Трамбицкий Ю.А. Чины и звания в русской армии // Военно-исторический журнал. - М., 1991. - № 9. - С. 85-93.

25. IX классу по «Табели о рангах» на 1884-1917 гг. соответствовали следующие чины: титулярного советника по гражданской службе; гоф-фурьера - при дворе императора; штабс-капитана в сухопутной военной службе, - штабс-капитана в пехоте и штабс-ротмистра в кавалерии; лейтенанта - в военно-морском флоте. См.: Трамбицкий Ю.А. Указ. соч. - С. 85-93.

26. Далее замазаны чернилами несколько неразборчиво написанных букв.

27. Далее зачеркнуты несколько неразборчиво написанных букв.

28. Слово «занимает» написано над зачеркнутым неразбочиво написанным словом.

29. После слова «лицо» зачеркнута скобка.

Это общее есть и оно - желание руководить, убеждение что они призваны руководить, уверенность, что то, чем они владеют - наука - представляет талисман, дающий им превосходство над теми, кто им не30 обладает.

99/100 интеллигенции никогда даже критически не заглянула в суть того, что представляет наука университетская. Наука, как разум вообще, конечно, восторжествует над ложными учениями, т.к. ее основное начало - торжество знания над верою. Но - пока это случится, а громаднейшее большинство интеллигентов нередко называет наукою - ту массу лжеучений, проникнутых сословною и религиозною ложью, кот.[орые] составляют университетскую науку31.

Давно ли эта наука учила, что «несть власти, аще не от Бога», что вообще «бедность - удел человечества», что законодатель обладает гениальнейшим (или божеств.[енным]) наитием, что человек не32 есть продукт эволюции,33 что община - плод гражданского права и т.д., и т.д., и т. д.

Так вот, приобрет.[ший] эти знания, плодом бессонных ночей и недоедания, интеллигент считает себя обладателем чего-то такого, чего не знают простые смертные, и вследствие этого считает себя вправе руководить массами. Он знает страшные слова (помните Островского: «Да-с сударыня, есть страшные слова: Ме-таллл! Металлл звенящий. Глагол времени - металла звон!» - «Ой, батюшка, не говори ты страшных слов на ночь!»)34: экономический материализм. - «Логика истории!» - на ночь глядя, даже страшно все вспоминать - и, и..., этих создал марксизм!

Вы знаете, каким уважением среди еврейской бедноты пользуется хасид, изучающий непонятный талмуд.

Сколько таких хасидов среди нас, интеллигентов, особенно в Соц.[иал] Дем.[ократии]!

Вы скажете: «А автор Бога и Государства»35.

30. Далее зачеркнуто слово «владеет».

31. Далее зачеркнута неразбочиво написанная буква.

32. Далее зачеркнутое слово «был».

33. Зачеркнуто «и т.[ак] д.[алее]».

34. Кропоткин цитирует здесь отрывок из пьесы Александра Николаевича Островского «Тяжелые дни».

35. «Бог и государство» («Dieuet l'Etat») — работа М.А. Бакунина. Создана на основе рукописей на французском языке, которые должны были составить второй выпуск его работы «Кнуто-германская империя и социальная революция». Была издана по частям уже после смерти Бакунина его последователями К. Кафиеро и Э. Реклю (1882), а затем М. Неттлау (1895). Они же дали рукописям Бакунина название «Бог и государство» (См.: Бакунин, М. А. Философия. Социология. Политика. — М. 1989. — С. 576). На русском языке работа «Бог и государство» впервые издана в 1906 г. А. А. Боровым. При переизданиях иногда ее включали в состав «Кнуто-германской империи и социальной революции» в качестве Второго выпуска, как и планировал сам Бакунин. Впервые так поступил Дж. Гильом, при переиздании «Кнуто-германской

Да, но une hirondelle ne fait pas ouvre le printemps36.

Ну уж бывали обиды. С каким презрением один русский инт[еллиген]т спросил меня: - «Неужели вы в самом деле думаете что Бакунин обладал широкими философскими и научными знаниями?» Надо37 послушать, с каким презрением студент, прочитавший едва дюжину книг, говорит о «ненаучности» всякого интеллигента, осмелившегося бунтовать против унив.[ерситетской] науки! Напр.[имер] против материалиста Бюхнера38,39, физиолога Льюиса40 и всех вообще материалистов. А анархисты! Бывали случаи, русские интеллигенты говорили: - «И охота П.[етру] Ал.[ексееви]-чу идти в партию, где 2 идиота и 3 шпиона!» Да что41 - послушайте отзыв университетской науки о Прудоне42 или об «утопических» социалистах до Маркса.

- «Ты пойми, говорил мне Степняк,43 что раз кто прочел Маркса, он на всю жизнь капитал приобрел!» Тот же университетский диплом. Еще -

империи». Так же поступили и российские анархисты при издании в 1919—1921 гг. «Избранных сочинений М.А. Бакунина» в 5-ти томах. В таком же варианте «Бог и государство» издан в России в 2000 г. (см.: Бакунин, М.А. Анархия и порядок: Сочинения. — М. 2000. — С. 527-692).

36. Une hirondelle ne fait pas ouvre le printemps (франц.) — Одна ласточка не делает весны.

37. Зачеркнуто «было».

38. Бюхнер Людвиг (1824—1899) — немецкий врач, естествоиспытатель, философ. Представитель философии вульгарного материализма и социального дарвинизма. Основывая свои воззрения на учении Ч. Дарвина. Распространяя принципы дарвинизма на жизнь общества, Бюхнер отрицал социальную природу человека. Автор трудов: «Сила и материя» (1855) и «Любовь и любовные отношения животного мира» (1881). В России идеи Бюхнера были популярны в научной среде и особенно среди представителей молодежной субкультуры «нигилистов» 1850-1860-х г]ljdотрицавших общественные ценности, основанные религией, семьей и альтруистическими идеями.

39. Зачеркнуто несколько букв.

40. Льюис Джордж-Генри (1817—1878) — английский физиолог, философ-позитивист, журналист и литературный критик. Один из основоположников психологии, основанной на физиологическом исследовании головного мозга и нервных ценностей. Основные труды: «Физиология обычной жизни» (1870), «Проблемы жизни и духа» (1877). Известен также как последователь О. Конта и пропагандист его философских идей.

41. Зачеркнуто несколько букв.

42. Прудон Пьер-Жозеф (1809—1865). Теоретик мютюэлистского течения в анархизме, один из основателей анархистского движения во Франции.

43. Кравчинский (псевдоним — Степняк) Сергей Михайлович (1851—1895) — российский революционер-народник, анархист, писатель. С 1872 г. — участник революционного движения, член кружка «чайковцев», в котором состоял и П.А. Кропоткин. Одним из первых в 1873 г. предпринял попытку «хождения в народ» с целью ведения пропаганды идей свободы. Аргументы для пропаганды среди крестьян он находил в Евангелии. В 1875 г. принял участие в Герцеговинском восстании южных славян про-

вспомните и сто бедных ласточек, прилетевших к нам в Брайтон прошлою раннею весною, не составили весны. Замерзли, бедняжки.

- Так и горсточка интеллигентов анархистов. Ее отрицают44 - десятки, сотни, тысячи интеллигентов. Мы, для них - «Недоучки!»45

Вообще, всякое деление людей на классы, сословия, расы, подрасы, а животных на виды и разновидности, - немыслимы, если не иметь в виду, что одни покрывают другие:

Надо брать отличит.[ельные] черты максимальной точки кривой (см. рис. -Д.Р.). И тут, конечно, у интеллигенции явятся отличительные черты сословия.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

тив угнетения турецкого государства. В 1878 г. совместно с П.Б. Аксельродом и Л.Г. Дейчем основал анархистский журнал «Община». С мая 1878 г. — член революционной народнической организации «Земля и воля». 4 августа 1874 г. в ответ на смертный приговор народнику Ковальскому кинжалом убил шефа жандармов Н.В. Мезенцева. Перу кравчинского принадлеждат художественные произведения («Жизнь нигилиста», «Домик на Волге») и воспоминания («Подпольная Россия», «Грозовая туча России») о русском революционном движении, исторические и социологические исследования («Россия под властью царей», «Русское крестьянство, его экономическое положение, общественная жизнь и религия»). В Лондоне, основал «Общество друзей русской свободы» (1889) и «Фонд вольной русской прессы» (1891), занимавшиеся пропагандой против самодержавия, изданием и переправкой в Россию революционной литературы.

44. Далее зачеркнута цифра «10».

45. Далее зачеркнуты несколько букв.

Вера в университетскую науку и в «науку», подходящую к ней по форме выражения.

Уверенность, что они, интеллигенты, представляют соль земли, залог прогресса, (что и было правдой для меньшинства бунтарей из них -напр.[имер] антирелигозных отрицателей)46.

Уверенность, что только государство (правящее через них) может дать прогресс «темной массе», «быдлу» и т.п. игривым47 словечкам, служащим для обозначения 999 999/1 000 000 человечества.

- Совершенно48 верно, что интелигент сплошь да рядом получает за-раб.[отную] плату, меньшую чем49 махровый рабочий. Но каждый интеллигент, начав с 150 и 100 фр.[анков] в месяц, живет в виду подняться, т.е. перейти в ряды прямо-таки живущего трудом рабочего.

Мы слишком привыкли, все, рассматривать явления как нечто50 постоянное (в их статической форме, а не в динамической).

М.[ежду] т.[ем] имеется эта невозможность подняться - невозможность выползти из рудника и из 20-ти шиллингов в неделю, и (составляет главную отличительную черту наемного труда. Потребности растут с возрастом, а заработная плата та же).

В экономич.[еском] отношении в этом главное отличие интеллигента от рабочего, а не в51 количестве платы, по отношению к которой интеллигент и рабочий нередко равны.

ПРОФСОЮЗЫ52 И ИНТЕЛЛИГЕНТЫ

(Перевод, публикация и комментарии В .В. Дамье)

(VI. 1912)

Вопрос «интеллигенты и рабочие», который будет обсуждаться здесь Иве-то53 и Гравом54, встает не только во Франции. В настоящий момент он весьма решительно ставится в России55 в тех же самых выражениях, в каких его по-

46. Далее зачеркнуты несколько неразборчиво написанных букв.

47. Далее зачеркнуто неразборчиво написанное слово.

48. Перед словом «совершенно» зачеркнута неразбочиво написанная буква.

49. Далее зачеркнуто неразборчиво написанное слово.

50. Далее также зачеркнуто неразборчиво написанное слово.

51. Далее зачеркнуто «ко».

52. Во французском оригинале — Les syndicates; «синдикаты» — название профсоюзов на романских языках.

53. Жорж Ивето (1868-1942) — французский анархист и синдикалист, в 1902—1918 гг. заместитель генерального секретаря Всеобщей конфедерации труда.

54. Жан Грав (1854—1939) — французский анархо-коммунист, писатель, публицист и популяризатор анархизма.

55. Далее несколько неразборчиво записанных букв зачеркнуты.

ставил Ивето. Русские трудящиеся преисполнены недоверием по отношению к социалистическим «интеллигентам». Они обвиняют их в том, что те стали причиной неудачи революции56 вследствие их личных амбиций и партийных раздоров между социал-демократами, социалистами-революционерами и анархистами, каждые из которых разделяются еще, по меньшей мере, на две ветви57. Во многих местах трудящиеся больше не хотят «интеллигентов» и стараются организоваться отдельно [от них] в синдикалистские организации58.

В Англии, после опыта рабочих 1848 с чартистами59, трудящиеся, соединенные в профессиональные союзы, всегда упорно отказывались принимать в свой состав «интеллигентов». И та же самая идея пробивалась в федерации долины Вездера60, в Бельгии. «Интеллигенты», которые не работали в [данной] профессии (плетении ткани), не принимались в секции (мастера из нее также исключались), и [их] не было даже в «смешанных секциях» или61 «секциях пропаганды», которые существовали в рамках национальной федерации.

Кроме того, лишь по мере знакомства с синдикалистским движением62, которое выступает повсюду с удивительным единодушием, приходит понимание того, что в основе этого движения лежит одна общая идея. Трудящиеся, которые с распростертыми объятиями принимали буржуазных «интеллигентов», предлагавших им свои услуги63, пришли, в конце концов, к64 мысли о том, что они зря это делали. Они увидели, что за65 редкими исключениями -и таковые66 встречались67 по преимуществу68 среди тех, кто еще не достиг 30 или 35 лет - пришедшие к ним буржуа вскоре стремились использовать их в качестве трамплина для того, чтобы добиться для себя положения в политике или в литературной области. Как только дело «сделано» - «привет, кор-

56. Здесь Кропоткин подразумевает российскую революцию 1905—1907 гг.

57. Далее «Они» — зачеркнуто.

58. На следующей строке зачеркнуто начало незавершенной фразы: «Наконец, рождение синди...»

59. Чартизм — течение в британском рабочем движении 1830-1850-х годов; выдвигало требование конституции («Народной хартии» — «People's Charter»), в которой должно было предусматриваться введение всеобщего избирательного права.

60. Местная организация Бельгийской федерации Первого Интернационала (в районе Вервье); выступала против участия в борьбе за политическую власть.

61. Далее зачеркнуты несколько неразборчиво написанных букв.

62. Далее несколько букв зачеркнуты.

63. Далее несколько букв зачеркнуты.

64. «Замечанию» зачеркнуто.

65. «Некоторыми» зачеркнуто.

66. Далее несколько букв зачеркнуты.

67. «Они» зачеркнуто.

68. Далее несколько букв зачеркнуты.

зина, виноград уже собран!» Имеет значение лишь личный интерес, и - что куда хуже - интерес буржуазный.

Откуда же идет это69 недоверие со стороны трудящихся? Имеет ли оно основания? Имеются ли какие-то глубокие причины считать, что в этом содержится истина? Иначе говоря, следует ли сказать, что буржуа, которые оставили рабочее дело после того, как в течение нескольких лет кокетничали с ним, - это всего лишь исключение, паршивые овцы, на которых не стоит обращать внимание?

* * *

Ну да, есть глубокие основания не только для этого недоверия к интеллигентному буржуа, но и для того, чтобы полностью оправдать желание трудящихся обойтись без него.

Работник физического труда - а под этим следует понимать и сельскохозяйственного работника - и буржуазный интеллигент принадлежат к двум различным мирам70. Их образ мысли, набор их представлений об обществе совершенно различны. Не то чтобы71 не могло быть буржуа72, принявшего образ мыслей трудящегося, или рабочего, обуржуазившегося и в высшей степени архи-буржуазного, - их неизмеримо много, и их число все время растет. Но всегда были и сегодня есть два течения политической и экономической мысли, и тогда как массы73, работающие своими собственными руками, представляли в истории и представляют сегодня одно из этих течений, другое представлено правящими классами и буржуазией.

Нам скажут - и говорили: возьмите74 такого художника, который75 куда более глубоко связан [с рабочим делом], чем немецкий или английский рабочий в рединготе и цилиндре; или, еще лучше, возьмите, к примеру, ту русскую мученицу - Марию Спиридонову76, которая отдала свою жизнь, чтобы остановить военную экзекуцию в восставших деревнях, и сравните ее с крестьянами, которые будут готовы вас прибить, ес-

69. Далее несколько букв зачеркнуты.

70. Далее зачеркнуто неразбочиво написанное слово.

71. Далее несколько букв зачеркнуты.

72. Далее несколько букв и слово «способного» зачеркнуты.

73. Далее зачеркнуто «de 1а».

74. «Одного такого» зачеркнуто.

75. Далее несколько букв и выражение «такая как» зачеркнуты.

76. Мария Александровна Спиридонова (1884-1941) - русская революционерка, родом из дворянской семьи. В 1906 г. совершила покушение на советника тамбовского губернатора, жандарма Г.Н. Луженовского, ответственного за подавление крестьянских бунтов; приговорена к смертной казни, замененной бессрочной каторгой. В 1917-1918 гг. - лидер Партии левых социалистов-революционеров.

ли вы выскажете сомнения в чудесах77 той или иной нарисованной иконы или статуи Девы Марии.

Но кто же этого не знает? Кто же не знает, что если вы возьмете лютики на лугу, то обнаружите все возможные градации между одним организмом и другим, точно так же как мы обнаружим их среди78 темных волос и79 карих глаз одной части французов, и светлых волос и глаз другой их части. Но это не мешает установить, что есть определенные [физиологические]80 характеристики темперамента, которые характерны для большого числа брюнетов и не характерны для большого числа блондинов.

Итак, подобно тому как есть... (Далее рукопись обрывается. - В.Д.)81.

77. Далее неразборчиво написанное слово зачеркнуто.

78. Далее зачеркнут и снова востановлен артикль «les».

79. Далее опять зачеркнут и снова востановлен артикль «les».

80. «Даже» зачеркнуто.

81. Далее рукопись обрывается.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.