Научная статья на тему 'Две сабли балканского происхождения XVIII В. Из коллекции полтавского областного краеведческого музея'

Две сабли балканского происхождения XVIII В. Из коллекции полтавского областного краеведческого музея Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
87
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
САБЛЯ / КАРАБЕЛА / КЛИНОК / УКРАИНА / СТАРШИНА / КЛИНКОВАЯ ЭПИГРАФИКА / ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫЙ ИСТОЧНИК

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Тоичкин Денис Витальевич

В статье рассматриваются две сабли балканского происхождения 18 века, которые по ряду признаков могут быть атрибутированы как принадлежавшие украинской казачьей старшине. Основная сложность осуществления атрибуции заключается в отсутствии надежных критериев выделения собственно казачьих старшинских сабель. Ведь в отличие от произведений других отраслей декоративно-прикладного искусства, украинская сабля не демонстрирует ни ярких национальных художественных традиций, ни самобытных ювелирных или кузнечных технологий. Поставленное историческими реалиями в царство западных и восточных влияний, украинское клинковое оружие Нового времени осталось отлично замаскированным восточноевропейским «середняком», приправленным изрядной порцией восточного колорита. Таким образом, для выделения казачьих предметов к которым приложили руку украинские мастера, необходимо рассматривать целый комплекс характеристик. Они и принимались во внимание при атрибутировании двух описываемых в статье сабель старшины Гадяцкого полка П. Ф. Неженца и полтавского бурмистра Павла Руденко

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Две сабли балканского происхождения XVIII В. Из коллекции полтавского областного краеведческого музея»

ДЕНИС ТОИЧКИН

ДВЕ САБЛИ БАЛКАНСКОГО ПРОИСХОЖДЕНИЯ XVIII В.

ИЗ КОЛЛЕКЦИИ ПОЛТАВСКОГО ОБЛАСТНОГО КРАЕВЕДЧЕСКОГО МУЗЕЯ

В статье рассматриваются две сабли балканского происхождения 18 века, которые по ряду признаков могут быть атрибутированы как принадлежавшие украинской казачьей старшине. Основная сложность осуществления атрибуции заключается в отсутствии надежных критериев выделения собственно казачьих старшинских сабель. Ведь в отличие от произведений других отраслей декоративно-прикладного искусства, украинская сабля не демонстрирует ни ярких национальных художественных традиций, ни самобытных ювелирных или кузнечных технологий. Поставленное историческими реалиями в царство западных и восточных влияний, украинское клинковое оружие Нового времени осталось отлично замаскированным восточноевропейским «середняком», приправленным изрядной порцией восточного колорита. Таким образом, для выделения казачьих предметов к которым приложили руку украинские мастера, необходимо рассматривать целый комплекс характеристик. Они и принимались во внимание при атрибутировании двух описываемых в статье сабель - старшины Гадяцкого полка П. Ф. Неженца и полтавского бурмистра Павла Руденко.

Ключевые слова: сабля, карабела, клинок, Украина, старшина, клинковая эпиграфика, изобразительный источник.

В последнее время в исследованиях в области истории холодного оружия украинского казачества значительное внимание уделяется сабле. Эта разновидность клинкового оружия, окончательно утвердившаяся на землях Речи Посполитой в XVI в., использовалась не только как средство вооруженной борьбы, но и признак определенного социального статуса. Сабля была частью военного и выходного костюма, символом родового и собственного достоинства, маркером значительного материального состояния, наконец, предметом роскоши и выгодной денежной инвестиции. Придя на смену мечу, именно сабля, неоднократно воспетая в народных песнях и поэзии, на протяжении нескольких столетий оставалась любимым «рыцарским» оружием защитников родной земли и православной веры.

В этой связи особое значение приобретает прояснение вопроса, какие же разновидности сабли были наиболее популярны в среде казачьей старшины. В научной историографии данная проблематика начала подниматься еще в первой половине ХХ в. Однако только новейшие исследования дают возможность хотя бы частично разрешить данную проблему1. Основная сложность заключается в отсутствии надежных критериев выделения собственно казачьих старшинских сабель. Ведь в отличие от произведений других отраслей декоративно-прикладного искусства, украинская сабля не демонстрирует ни ярких национальных художественных традиций, ни самобытных ювелирных или кузнечных технологий. Поставленное историческими реалиями в царство западных и восточных влияний, украинское клинковое оружие Нового времени осталось отлично замаскированным восточноевропейским «середняком», приправленным изрядной порцией восточного колорита. Таким образом, для выделения казачьих предметов к которым приложили руку украинские мастера, необходимо рассматривать целый комплекс характеристик. Тут изображения геральдических фигур и клинковая эпиграфика, символика и орнаментика, ремесленные техники, наконец, морфологические характеристики.

1 См. напр.: То1чшн Д. В. Клинкова зброя козацько! старшини XVI — першо! поло-вини Х1Х ст.: проблеми атрибуцп та класифжацп. / Денис То1'чкщ 1нститут юторп Украши НАН Украши. - К.: 1нститут ютори Украши НАНУ, 464 с.

Пожалуй, одним из наиболее надежных признаков следует считать клинковую эпиграфику. До наших дней сохранились считанные единицы предметов с надписями, свидетельствующими о принадлежности оружия украинским шляхтичам. Один такой экспонат хранится в экспозиции Полтавского областного краеведческого музея (г. Полтава, Украина). Речь идет о наградной сабле старшины Гадяцкого полка П. Ф. Неженца, пожалованной ему императрицей Елизаветой Петровной (годы правления 1741-1761).

Рис. 1. Наградная сабля старшины Гадяцкого полка П. Ф. Неженца.

Карабела, Османская империя (Балканы - Призрен?) - изделие, Российская империя - насечка, конец XVII в. - середина XVIII в. Полтавский областной краеведческий музей, инв. №Зб-82. Материалы: сталь, золото 585° и 999° (позолота), ювелирное серебро, серебряная нить, слоновая кость, дерево, кожа (хоз). Техники: ковка, литье, чеканка, гравировка, рифление, насечки, золочение.

Уже в 1736 г. Павел Федорович Неженец (родился 1723) был известным селитряным заводчиком. В 1745 г. он также начал военную карьеру. В 1748 г. императрица оценила заслуги П. Неженца в развитии селитроварной промышленности, пожаловав ему ценный подарок - наградную саблю с золотой насечкой. В наградной практике того времени поднесение сабли за гражданские заслуги было довольно-таки редким случаем. После этого пошла в гору и военная карьера Неженца - 1749 г. видим его в чине полкового комиссара, 1758 г. он - военный товарищ Гадяцкого полка, позднее - абшитованый бунчуковый товарищ (1788-1790)2.

Представленный образец наградного оружия является одним из давней-ших приобретений Полтавского музея, попав в него в 1906 г. в составе коллекции древностей мецената, издателя и общественного деятеля К. М. Скар-жинской (г. ж. 1854-1932). Хотя изображение и описание этого предмета не-

2 Кривошея В. В. Неурядова старшина Гетьманщини / Кривошея В. В., Кривошея I. I., Кривошея О. В.; НАНУ; 1н-т полгг i етнонац. Дослщжень iм. I. Ф. Кураса; Музей гетьманства. - К.: Стилос, 2009. - С. 264.

сколько раз публиковали в различных изданиях3, до сих пор он остается практически не изученным.

Кожа на ножнах скреплена толстым швом со смешанной серебряной нитью. Центры производства таких нитей находились на территории Османской империи, в частности в Стамбуле. Для их изготовления на двойную шелковую нить наносили серебро, после чего волочили ее между двумя полированными валиками4. Существую также сведения о производстве таких нитей на Украине5.

Рис. 2. Серебряные нити шва на ножнах: А) фрагмент; Б) с увеличением под

Параметры оружия: общая длина ~ 990 мм, длина клинка ~900, ширина клинка у пяты 34 мм. Поскольку клинок обломан в нижней части, установить общую длину можно лишь приблизительно. Приняв во внимание размеры и кривизну ножен, отметим, что сабля имела значительную кривизну и вес, в целом ее параметры типичны для кавалерийского оружия первой половины

Эфес открытого типа. Серебряная гарда в виде крестовины с перекрестием состоит из двух симметричных частей. Она покрыта гравированным орнаментом и слоем позолоты. Короткие широкие кильоны приплюснуты и расширены к концам, где скреплены заклепками. Накладные щечки рукояти из слоновой кости скреплены трема латунными заклепками с серебряными позолоченными фигурными головками в виде солярных розеток. Между ще-

3 См. напр.: Пам'ятки козацько! слави у з1бранш Полтавського краезн. музею: каталог виставки / [уклад. Мокляк В. О., Супруненко О. Б.]. — Полтава: Полтавський краезн. музей, 1991. — С. 10; Украша — козацька держава: 1люстр. ютор1я укр. козацтва у 5175 фотосвилинах / [авт.-упор. Володимир Недяк]. — К.: Емма, 2005. — С. 641.

4 История Османского государства, общества и цивилизации. Т. 1: История Османского государства и общества / [под ред. Э. Ихсаноглу; Исслед центр исламской истории, искусства и культуры; пер. с турецк.]. — М.: Вост. лит., 2006. — С. 509-510.

5 Спаський I. Г. Дукати 1 дукач1 Украши / I. Г. Спаський. — К.: Наук. думка, 1970. —

микроскопом.

XVIII в.

С. 48.

чками расположена серебряная позолоченная гиверса. Навершие являющееся продолжением щечек выполнено в виде стилизованной головы орла. Рукоять расширяется книзу.

Ножны деревянные, обтянуты черной кожей (хозом). Металлическая оправа выполнена из высокопробного позолоченного серебра состоит из устья, обоймицы и наконечника, покрытых чеканным орнаментом.

На внешней стороне клинка золотой насечкой в 4 ряда размещена надпись, которую можно интерпретировать следующим образом:

«По указу ее Величества Государыни Императрицы Елизаветы Петровны Самодержицы Всероссийской пра... / саблею малороссийского гадяцкого полку старшине селитерного кампанейщика Павла Федорова сына Неженц... / В пользу государственную в немалом размножении селитерных заводов радение в Санкт-Петербурге / 1748 году».

Рис. 3. Эфес наградной сабли П. Ф. Неженца.

ММумЗ^ Е4СЕЛИНК ТЕД фнлЬ.'^Р ;

1САЕЛЕЮлллл РоЛтСКАГОГАЛЖ<аГ0&ЛГ'ЕРНбП>

^^ЙМЙЖШБИШ?--'^....................

Рис. 4. Надпись на внешней стороне клинка.

Перед надписью при пяте размещена орнаментальная композиция и двухголовый орел в обрамлении перекрещенных ветвей.

Отдельно следует сказать об орнаментике, использованной в декоре сабли.

Орнаменты демонстрируют преимущественно геометрические мотивы -жгуты, ветви, варианты традиционных спиралей, или так называемых «бара-

ньих рогов». Гарда и металлическая оправа ножен покрыта растительно-геометрическим орнаментом, выполненным в техниках чеканки и гравировки на разработанном рифлением фоне. Наиболее выразительной особенностью орнаментальной композиции является ее центрально-симметричное построение. В центре композиции гарды размещена восьмилепестковая розетка в окружении акантовых листьев. Центральный элемент помещен в крупный сегмент, состоящий из сегментированных арок и фигур в стиле китайских «облачков-чи», образующих ярусные пирамиды с округлым верхом. И все же основным мотивом всей композиции являются уже упомянутые спиральные закрученные «бараньи рога», стилизованные под арабесковые дву- и трилистники. Больше всего их появляется в оформлении ножен, где спирали приобретают разнообразные формы. Видим тут и новые элементы - шести лепестковые розетки, стилизованные раковины и узлы, причем на устье раковина не только является центральным элементом композиции, но и играет роль традиционного в османском оружейном деле медальона, которым, обычно заканчивается паз для нижнего шипа перекрестья. Сама композиция имеет более геометрический характер, четкая симметрия приобретает своеобразную иерархию - каждый элемент занимает точно отведенное ему место.

Рис. 5. Орнаментальная композиция на ножнах: А) устье и обоймица; Б) наконечник.

Все это построение, большое количество геометрических спиральных элементов, способ изображения раковины и прочее характерны в первую очередь для стиля Людовика XIV (так называемого «класицирующего барокко») второй половины XVII в. Искусствоведы предполагают, что орнамент все же следует датировать концом XVII в., даже началом XVIII в.6.

Атрибуция образца как балканского изделия основана на характере орнаментики и морфологии навершия. Для карабел, изготовленных в ремесленных центрах Балканского полуострова, обычно характерно волнистое навер-шие в виде своеобразного гребня. Именно такой видим на рассматриваемой

6 Из персональной консультации с кандидатом искусствоведения Д. Е. Горбачовым.

сабле. Еще более красноречивой является отделка оправы. Хотя особенности орнаментального оформления вызывают ассоциации как с центрально- и за-паднокавказским, так и балканским стилями, собственно данная разновидность встречается нечасто. Подобные композиции - с удлиненными стилизованными волютами, спиралями, узлами, ветвями, согнутыми под прямым углом и т. д. встречаются в оформлении оружия, изготовленного в г. Призрене (Сербия) XVIII в.

Оружейные центры Призрена известны производством высококачественного огнестрельного оружия и сабель из узорчатой стали еще с XVII в. Особенно знамениты были так называемые приз-ренские «златки» (дорого отделанные пистолеты), которые во второй половине XVIII в. продавались по всей Османской империи7. На одном из таких пистолетов можем видеть декоративные мотивы, аналогичные сабле Павла Неженца8. Таким образом, оформление сабли могло быть выполнено на несколько десятилетий позже начала XVIII в., недаром специалисты подчеркивают консервативность балканских мастеров, которые могли придерживаться принятой когда-то декоративной схемы почти столетие9. Именно поэтому не можем датировать изделие точнее концом XVII - серединой XVIII вв. (до 1748 р., когда была выполнена насечка на клинке).

Отметим, что рассмотренный нами случай - далеко не единственный, когда образец балканской сабли оказывался в руках украинской, в частности, полтавской шляхты.

В исследовательской практике чрезвычайно редки случаи, когда морфологические характеристики и отдельные особенности исполнения образца,

7 Elgood R. The Arms of Greece and Her Balkan Neighbors in the Ottoman Era / Robert Elgood. — N.Y.: Thames & Hudson, 2009. — Р. 186-188.

8 Ibid. — P. 219, 329.

9 Ibid. — P. 236, 238.

Рис. 6. Фрагмент отделки пистолета, принадлежавшего сербскому воеводе Луке Лазаревичу (г. ж. 1774-1852), руководителю первого антитурецкого восстания 1804-1813 гг. Исторический музей Сербии, Белград, инв. № W43/2056.

тем более его персональную принадлежность можно непосредственно верифицировать с помощью изобразительного источника.

К такому уникальному случаю относится еще один образец сабли из собрания Скаржинской, который с 1906 г. хранится в коллекции Полтавского областного краеведческого музея.

Сабля представляет из себя карабелу, датируется серединой XVIII в. (Полтавский областной краеведческий музей, инв. № 3б-83 (ПКМ 3343)). Параметры оружия: общая длинна - 810 мм; длинна клинка - 690 мм; ширина клинка при пяте - 32 мм; вес - 730 г; вес в ножнах - 1050г.

Рис. 7. Карабела из коллекции Полтавского областного краеведческого музея, инв. № Зб-83 (ПКМ 3343).

В процессе работы работники музея обнаружили, что эфес этой уникальной находки практически идентичен с изображенным на портрете полтавского бурмистра Павла Руденко, работы В. Боровиковского (1778). Сегодня это полотно хранится в Днепропетровском художественном музее.

Сабля балканского (возможно стамбульского) происхождения XVIII в. изготовлена и оформлена под сильным европейским влиянием. Металлические части эфеса выполнены из ювелирного серебра и покрыты чрезвычайно тонким слоем позолоты. Гарда открытого типа в виде крестовины с перекрестьем, загнутые вниз кильоны завершаются завитками в форме волют. Накла-

Рис. 8. В. Боровиковский. Портрет полтавского бурмистра Павла Руденко. 1778, Днепропетровский художественный музей.

дные щечки выполнены из эффектного полупрозрачного оникса, скреплены на хвостовике тремя серебряными заклепками, украшенными солярными розетками.

Лишенный украшений сильно искривленный клинок также представляет определенный интерес, особенно в области оружейных технологий. Хотя его морфология наследует традиции XVII в., однако, судя по результатам ряда тестов может быть продуктом более позднего времени, вероятно середины либо конца XVIII в. Материалом полосы является рафинированная сварная сталь с низким уровнем очистки и высокой неравномерностью распределения микротвердости по телу клинка (22-68 HRC). Вместе с тем в конструкции установлено наварное лезвие с высокой микротвердостью, которая варьируется от 53-57 (в центре удара) до 70 HRC на острие и в центре тяжести. Наиболее высокие показатели связаны с опасностью выкрашивания лезвия. Высокая твердость при пяте привела к тому, что сабля сломалась у рукояти и полосу пришлось заново приваривать к хвостовику. В целом количество стабильно высоких показателей микротвердости этого клинка значительно превышает обычные для XVII в. значения.

Хотя орнаментика оправы и выполнена в европейском стиле позднего барокко с характерной формой волют, высокой рельефностью рисунка и схематическим изображений цветов, однако кое-где отмечаем начальные черты рококо, в частности в форме роз на гарде. Таким образом, орнамент следует датировать от первой четверти XVIII в.

Рис. 9. Карабела из коллекции Полтавского областного краеведческого музея, инв. № Зб-83 (ПКМ 3343). Эфес и детали ножен.

В общем стиле с эфесом выполнены деревянные ножны, покрытые кожей зеленого цвета с характерным продольным проволочным швом в турецком стиле. Металлическая оправа ножен состоит из серебряных, покрытых глубокой чеканкой, устья, обоймицы и наконечника.

В очередной раз сталкиваемся с универсальной оправой, выполненной в «ориентально-европейском» стиле, однако, характер орнаментики и морфологии рукояти подтверждает предположение про монтировку и оправу образца в одном из оружейных центров Балканского полуострова. Высококвалифицированная ювелирная работа и подгонка ониксовых щечек красноречиво свидетельствует о греческой либо армянской работе.

В заключение отметим, что балканские сабли являются лишь небольшой частью обширного массива казацкого оружия, куда входило, пожалуй, абсолютное большинство типов сабель, популярных в это время в Восточной Европе и России. Тем не менее, именно рассмотренные образцы представляют собой раритетные экспонаты с установленными владельцами и хорошо исследованной историей, которые являются надежными источниками для изучения длинноклинкового оружия украинской казацкой старшины.

Библиографический список.

1. История Османского государства, общества и цивилизации. Т. 1: История Османского государства и общества / [под ред. Э. Ихсаноглу; Исслед центр исламской истории, искусства и культуры; пер. с ту-рецк.]. — М.: Вост. лит., 2006.

2. Кривошея В. В. Неурядова старшина Гетьманщини / Кривошея В. В., Кривошея I. I., Кривошея О. В.; НАНУ; !н-т полгг i етнонац. До-слщжень iм. I. Ф. Кураса; Музей гетьманства. - К.: Стилос, 2009.

3. Пам'ятки козацько! слави у зiбраннi Полтавського краезн. музею: каталог виставки / [уклад. Мокляк В. О., Супруненко О. Б.]. — Полтава: Полтавський краезн. музей, 1991.

4. Спаський I. Г. Дукати i дукачi Украши / I. Г. Спаський. — К.: Наук. думка, 1970.

5. Украша — козацька держава: 1люстр. icTopiH укр. козацтва у 5175 фо-тосвiтлинах / [авт.-упор. Володимир Недяк]. — К.: Емма, 2005.

6. Elgood R. The Arms of Greece and Her Balkan Neighbors in the Ottoman Era / Robert Elgood. — N.Y.: Thames & Hudson, 2009

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.