Научная статья на тему 'Две модели интеграции мигрантов в ФРГ: сравнительный анализ'

Две модели интеграции мигрантов в ФРГ: сравнительный анализ Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
253
49
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МИГРАЦИЯ / MIGRATION / МЕЖЭТНИЧЕСКИЙ КОНФЛИКТ / INTER-ETHNIC CONFLICT / АССИМИЛЯЦИЯ МИГРАНТОВ / ASSIMILATION OF MIGRANTS / СОЦИАЛЬНАЯ ИНТЕГРАЦИЯ МИГРАНТОВ / SOCIAL INTEGRATION OF MIGRANTS

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Чернобровкин Игорь Павлович

В XXI в. в политике ФРГ произошла замена моделей интеграции мигрантов. В статье выявляются принципиальные различия ассимиляционной и плюралистической моделей интеграции мигрантов и делается вывод о большей адекватности второй модели для экономики страны и предотвращения насильственных конфликтов между местными жителями и мигрантами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Two models of integration of migrants in Germany: a comparative analysis

In the 21st century in the policy of Germany was replaced models of integration of migrants. The article revealed fundamental differences of assimilation and pluralist models of integration of migrants and concludes greater adequacy second model for the economy and the prevention of violent conflicts between locals and migrantsbetween the prevention of violent conflicts between locals and migrants.

Текст научной работы на тему «Две модели интеграции мигрантов в ФРГ: сравнительный анализ»

И.П. Чернобровкин

доктор философских наук, профессор Южного федерального университета*

Две модели интеграции мигрантов в ФРГ: сравнительный анализ1

В условиях экономической глобализации западноевропейские государства, с точки зрения иммигрантов, являются привлекательными в силу высокого уровня социально-экономического развития и качества жизни. Будучи необходимым ресурсом экономического развития в силу старения и сокращения численности населения, иммиграция в то же время порождает социальное напряжение, переходящее в конфликты между местными жителями и мигрантами. Это относится и к ФРГ, занимающей сегодня первое место среди стран ЕС по числу мигрантов. Обращение Германии в XXI в. к новой модели интеграции мигрантов требует сравнительного анализа ассимиляционной и плюралистической моделей в аспекте их методологических, идеологических и нормативных основ.

Одним из политических последствий воссоединения Германии и распада СССР в 90-х гг. было драматическое изменение миграционной структуры населения ФРГ. В стране вместе с гражданами бывшей ГДР расселялись иммигранты из Восточной Европы и России. Местному населению составили конкуренцию сезонные рабочие из Восточной Европы и многочисленные беженцы из стран ближнего и дальнего зарубежья, охваченных затяжными этнонациональными и этнорелигиозными конфликтами. Происходил демографический рост семей мигрантов, проживающих в ФРГ. В начале 90-х гг. инициированная активистами ХДС дискуссия «о ведущей роли немецкой культуры» выявила поворот ФРГ к ассимиляционной политике в отношении иммигрантов.

Все модели ассимиляционной политики подразумевают интеграцию иммигрантов в страну назначения посредством поглощения уже существующим единым социальным порядком с гомогенной культурой членов общества. Интеграция рассматривается как односторонний процесс, возлагающий ответственность за вхождение в страну назначения на иммигрантов. А. Рудигер и С. Спенсер различают две модели ассимиляции иммигрантов в странах ЕС: политическая и

* Чернобровкин Игорь Павлович, e-mail: prof_garyk1943@yandex.ru

1 Статья выполнена в рамках реализации гранта Российского научного фонда № 15-18-00122 «Институциональные практики и ценностная политика в сфере гармонизации межэтнических отношений в экономически развитых странах со сложной этнокультурной структурой: сравнительный анализ и моделирование имплементации в российских условиях»

функционалистская2. Выбор модели обусловлен пониманием природы нации и традициями национального строительства.

Модель политической ассимиляции иммигрантов гражданским сообществом (нацией) основана на приверженности связующим базовым ценностям и правам принимающей страны. Через гражданство индивид вступает в отношения с государством. Эти отношения выходят за пределы частной сферы и не могут быть опосредованы группами людей этнической, религиозной или культурной принадлежности. Данная интеграционная модель характерна для Франции, которая официально не признает этнических меньшинств и этнических мигрантов как групп с особыми правами, которые могли бы учитываться государством. По французской модели интеграция иммигрантов в принимающее общество начинается после приобретения гражданства.

В основу второй модели, именуемой функциональной ассимиляцией, положен принцип дифференцированного исключения. Мигранты включены в одну сферу, как правило, в рынок труда, но исключены из гражданского и политического участия при отсутствии надежного юридического статуса. Модель использовали те государства, которые не считали себя странами иммиграции, - Германия, Австрия, Дания, Италия и Греция. В ФРГ несостоявшаяся политика гастарбайтеров 1955-1989 гг. и традиция понимания этнических корней нации повлияли на выбор модели функциональной ассимиляции. В основу модели функциональной ассимиляции положена методология умеренного субстантивизма, содержащего инструментальный компонент. В этой методологической перспективе, утверждают Д. Поллак и И. Вилгос, этнические группы понимаются как органические образования, устойчивые коллективы людей с жестким набором этнических признаков, включая общую культуру, к которой относится родной язык. Культура усваивается в процессе обучения, при этом прежнее усвоение определяет последующее отношение к иным культурным нормам. Поэтому этническая культура отличается инертностью и долговечностью. В этом понимании не только немецкий этнос, но и группы иммигрантов, прибывающие в Германию, являются внутренне гомогенными и внешне ограниченными коллективами, сохраняющими культуру этнической родины. Однако в условиях быстрых социально-экономических и политических изменений и попадания в иную культурную среду происходит ослабление ранней социализации. Этническая культура мигрантов «утрачивает свою связность, становится ресурсом, инструментальной ценностью в

о

зависимости от ситуаций и соотношения интересов»3. Вследствие

2

Rudiger A., Spenser S. Social Integration of Migration and Ethnic Minorities. Policies to Combat Discrimination // Conference Jointly organized by The European Commission and the OECD Brussels, 21-22 January, 2003. P. 4.

3 Pollack D., Wielgohs J. Politische Kultur und Demokratische Konsolidierung // Beliner Debate, 2000, № 5/6. S. 48.

быстрых, не контролируемых иммигрантами изменений условий своей жизни в принимающей стране вероятность их ассимиляции возрастает.

Идеология этой модели утвердилась в политической дискуссии «о ведущей роли немецкой культуры». В 90-е гг. присутствие иностранных мигрантов считалось отклонением от нормы этнокультурной однородности Германии и рассматривалось как проблема. Было выдвинуто предположение о дефиците социального капитала у иммигрантов. Предположение вытекало из полагаемого различия между «культурой страны происхождения» и «немецкой культурой». Предложенные меры, исключительно направленные на иммигрантов, имели ассимиляционный характер. Ожидалось, что обучение немецкому языку и регулярные занятия в школе будут способствовать быстрому усвоению детьми мигрантов культурных стандартов Германии. Иммигранты, не способные к культурной ассимиляции, лишаются права быть гражданами ФРГ. В отличие от французской модели, в немецком аналоге интеграция иммигрантов завершается получением гражданства.

Политики правого крыла ХДС использовали дискуссию «о ведущей роли немецкой культуры» для нагнетания антимигрантских настроений. В начале 90-х гг. в условиях роста безработицы волна ксенофобии и погромов охватила города ФРГ. В 1992 г. частота экстремистских нападений на иммигрантов возросла в три раза и достигла более 6 тыс. случаев в сравнении с предыдущим годом. Особой жестокостью групповых карательных действий правых экстремистов, поддерживаемых толпами молодых местных жителей, отличались социальные беспорядки в Золингене (федеральная земля Северной Рейн-Вестфалии), Ростоке (Мекленбург - Передняя Померания) и Хойерсверде (Саксония), где тысячи иностранцев и беженцев погибли или пострадали от поджогов и резни. В 1992 г. по фактам участия в беспорядках было заведено 6336 уголовных дел (против 2426 в 1991 г.)4. К середине 90-х гг. в ФРГ получило распространение альтернативное социальное движение в поддержку иммигрантов, проживающих в стане. Оно исходило от немецкого гражданского населения, возмущенного возросшими случаями этнорасового насилия и солидарного с иностранцами. Тем не менее ксенофобские настроении оставались распространёнными в ФРГ в течение 90-х гг.

В 90-е гг. федеральное законодательство Германии следовало императивам политики функциональной ассимиляции. В «Законе об иностранцах» (1991 г.) иностранным рабочим было предоставлено право получения вида на постоянное жительство при условии пяти лет проживания и работы в стране, знания немецкого языка, наличия нормальных жилищных условий и отсутствия криминального прошлого. Закон ориентировал практическую политику на включение трудовых мигрантов в экономический рынок и предоставление трудовым

4 Herbert U. Geschichte der Ausländerpolitik in Deutschland. Bonn, 2003. S. 320.

мигрантам, немецким репатриантам и беженцам доступа к основным компонентам системы социального обеспечения. На этапе натурализации мигранты - потенциальные граждане обучаются законам ФРГ и проходят языковые тесты. Закон не регулировал обращение с другими категориями иммигрантов, например, иностранными учащимися, препятствовал воссоединению семей иммигрантов и, главное, не был направлен на преодоление дискриминации этнических групп мигрантов в поселенческой, трудовой, образовательной, культурной и общественно-политической сферах.

Политика принудительной ассимиляции мигрантов в условиях социальных ограничений давала обратный результат. Через включение в местные этнические меньшинства мигранты стремились сохранить свои язык, веру и демонстрировали свою культурную отличительность. По данным исследований Э. Ноэл-Нойман и Р. Кохер, в ФРГ в 2001 г. две третьих местного населения считали необходимым прекратить иммиграцию и четверть респондентов полагала, что «иностранцы» стали бременем для немецкой системы социального обеспечения5. В ФРГ росли голоса протеста против мигрантов, не желавших ассимилироваться и сохранявших свой уклад жизни, зачастую не приемлемый для немцев.

Среди исследователей усиливалась критика функциональной ассимиляции. Назывался главный её недостаток: она не устраняет социальной маргинальности людей с иммигрантским прошлым, их ограниченности в экономических, социальных и политических правах. Отмечалась невозможность полной ассимиляции мигрантов в иной расовой и религиозной среде. В этом случае сохраняются наблюдаемые остаточные генотипические отличия. Вероисповедание мигрантов влечет за собой конкретную практику и символику, которые отличаются от иной веры местных жителей. Был признан ошибочным принцип дефицита культуры мигрантов. В ФРГ и странах ЕС отсутствуют монолитные культуры и социальные порядки, способные ассимилировать мигрантов. Демократические общества содержат различные изменяющиеся стили жизни, ценности и институты. Конформизм мигрантов, подразумеваемый ассимиляцией, не разделяется всем принимающим обществом и потому оказывается кажущимся. Авторы утверждают, что дети и молодёжь в ФРГ, независимо от страны происхождения, обладают способностью к жизнедеятельности в культурно-плюралистическом обществе.

В ФРГ поворот к плюралистической модели интеграции мигрантов проходил в интенсивных аналитических и политических дискуссиях в следующих условиях:

1. Давление экономики на миграционную политику, дающую возможность переселения в страну высококвалифицированных

Noelle-Neumann E., Koecher R. Allensbacher Jahrbuch der Demoskopie. 11 ed. München, 2002. S. 570.

мигрантов (целевой набор) в условиях глобальной экономической конкуренции.

2. Давление демографических прогнозов о «старении немецкого общества» и иммигрантах - будущих субъектах социальной системы.

3. Образование широких политических коалиций в бундестаге, делающих возможным изменение политического курса и превращение правых партий в оппозицию без «потери лица».

4. Рост числа избирателей с мигрантским прошлым, определяющий политическую целесообразность обсуждения проблем и принятия решений в перспективе мигрантов6.

Сегодня в ЕС отсутствуют типовая модель либеральной интеграции мигрантов в принимающую страну, которой могла бы воспользоваться ФРГ. В Великобритании, Нидерландах и Швеции, обратившихся с конца 80-х гг. к новой модели интеграции мигрантов, именуют её мультикультурной моделью. В отличие от канадской модели, мультикультурные подходы, применяемые в европейских странах, основываются не на институциональном признании групповых прав мигрантов, но на прагматическом управлении отношениями между этническими или расовыми общностями. Поэтому мультикультурные модели иногда дополнительно именуются коммунитарными.

В ФРГ, вследствие двусмысленности понятия «мультикультурализм» в значении дифференцированности и равенства культур (что чаще отрицается) и в значении многообразии культур при ведущей роли культуры большинства принимающего общества (что скорее признается), модель интеграции мигрантов чаще именуется плюралистической конструкцией. В основу методологии плюралистической модели интеграции мигрантов положен социальный конструктивизм - социологическая метатеория, созданная П.Л. Бергером и Т. Лукманом в работе «Социальное конструирование реальности» (1966; рус. пер. 1995), согласно которой социальная действительность и социальные явления не просто существуют, но производятся, конструируются социальными действиями людей. Данная методология дает возможность связать практику этнического приписывания со структурой дискриминации мигрантов и с политической волей принимающего общества её преодоления. В отличие от ассимиляционной модели, в которой социальная интеграция понимается полным освоением культуры немецкого населения, в новой модели мультиэтническое общество признается естественным состоянием, мигранты только структурно интегрируются и могут сохранять свою этническую культуру в тех компонентах, которые не противоречат законам ФРГ. В данной модели Германия именуется «страной иммиграции», так как её этнокультурное разнообразие обусловлено

6 Madubuko N. Akkulturationsstress von Migranten auf dem Arbeitsmarkt. Philipps-Universität Marburg, 2009. S.27-28.

иммигрантами. В пользу данного именования С. Ангенент приводит статистические аргументы: в 2008 г. в ФРГ число мигрантов первого, второго, третьего поколений (половина из которых приобрела гражданство) составляло 1/5 часть (18,5 млн чел.) всего населения Германии; данная пропорция примерно соответствует Канаде, США, Австралии, классическим странам иммиграции7.

Немецкие исследователи участвуют в дискуссиях, проясняющих базовые понятия и принципы новой модели интеграции мигрантов.

Понятие интеграции. В связи с тенденцией отождествления интеграции с односторонней ассимиляцией понятие интеграции уточняется другими понятиями - «включение» и «участие». Некоторые исследователи избирают исходным понятием «участие». Хотя политологи и общественные организации подчеркивают демократическое содержание понятие «участие», оно прямым образом не связано с отношениями между мигрантами и большинством общества, поскольку затрагивает все социальные группы. Понятие «включение» лучше связано с интеграцией. Оно подразумевает устранение исключения всех обездоленных групп, т.е. мигрантов и меньшинств, и обеспечение каждому человеку доступа к ресурсам, их распределению и использованию для извлечения пользы и ощущения чувства «мы» или общегерманской гражданской идентичности. Интегрируется тот, кто имеет равный доступ к институтам общества и принимается равноправным гражданином. По мнению Н. Хойсермана, А. Каппана, первичная цель интеграции мигрантов состоит «в устранении барьеров доступности институтов и борьбе с дискриминацией», т.е. необходимы структурные условия сплоченности общества8.

Понятия интеграции и адаптации мигрантов. Проводится различие понятий социальной адаптации и социальной интеграции мигрантов. Если интеграция измеряется по отношению к существующему социальному порядку с его преобладающими нормами и ценностями, то в государственной политике выделяется адаптация мигрантов к нормативной системе принимающего общества, а не стратегия, содействующая их включению и участию. На практике это может означать, например, что женщины-мигранты могут быть исключены из получения государственных профилактических осмотров здоровья на том основании, что служба здравоохранения предоставляет информацию только на государственном языке, и потому что она не может запросить женщину-врача проводить скрининг. В этом случае политика принимающего общества ориентирована на сохранение существующего социального порядка, а не на интеграцию мигрантов.

7 Angenendt S. Die Steuerung der Arbeitsmigration in Deutschland - Gutachten der Friedrich Ebert Stiftung. WISO Diskurs, Expertisen und Dokumentationen zur Wirtschafts - und Sozialpolitik, September 2008. Berlin, 2008.

8 Haeussermann H, Kapphan A. Integrationspolitik der Staedte- ein Paradigmenwechsel // Migartionsreport. (Hrsg.) Bommes, M.; Frankfurt, 2008. S. 17.

Принцип взаимности. В. Форткамп обращает внимание, что сторонники инклюзивного и партиципаторного подходов не противопоставляют своё понимание интеграции. Неудачи интеграции могут быть результатом сопротивления изменениям со стороны мигрантов. Успешная интеграция не может быть достигнута директивным определением заданного пути и результата. Активная роль мигрантов в процессе интеграции возможна в условиях отсутствия жестких структур принимающего общества. Успешная интеграция требует взаимодействия мигрантов и общества, т. е. интеграция должна проектироваться двухсторонним процессом9.

Принцип сплоченности. Роль социального взаимодействия мигрантов и местных жителей имеет решающее значение в процессе интеграции. Через социальные контакты и психологический климат, созданный возможностями контактов, индивиды развивают чувство принадлежности в социальном пространстве. Расизм и ксенофобия являются основными препятствиями интеграционных усилий, поскольку производят контекст незащищенности, одиночества и враждебности. Борьба против расизма и ксенофобии - составляющая политики интеграции мигрантов. Многомерность идентичности, чувств принадлежности и привязанности способна поддерживать уверенность в себе людей, устойчивость социальных связей и повышать сплоченность общества.

Принцип равенства. Все участники аналитической дискуссии поддерживают данный принцип плюралистичной модели интеграции. Если сплоченность строится на взаимодействии различных общностей людей, это взаимодействие должно руководствоваться принципом равенства. Задача интеграционной политики состоит в обеспечении равноправия этнических мигрантов, чтобы они стали равноправными партнёрами и участниками в формировании сплоченного общества.

Принцип мультикультурализма. Подход к новой модели интеграции мигрантов в ФРГ, в основу которой положены принципы взаимности, сплоченности, равенства, разнообразия и единства, совместим с мультикультурным пониманием функционирования современных демократических государств. В нынешней ФРГ существуют политические опасения, что мультикультурализм является противником социальной сплоченности, создает среду межэтнических конфликтов и проблемы экономической и национальной безопасности. Об этом сообщают результаты ежегодных социологических опросов населения

Л П

ФРГ10. Немецкие исследователи допускают смягчение нормативных ограничений мультикультурализма в ФРГ по мере развитии у мигрантов гражданской идентичности. В этом случае политика мультикультурализма

9 Vortkamp W. Integration durch Teilhabe. Das zivilgesellschaftliche Potenzial von Vereinen. Campus

Verlag, 2008. S. 58.

10

Bericht fuer Migration, Fluechtlinge und Integration ueber die Lage der Auslaenderinnen und Auslaender in Deutschland. Nuernberg, 2014.

поощряет взаимообогащение культур и идентичностей и помогает преодолению разделений и сегрегации.

Институциональный поворот ФРГ к осуществлению новой модели интеграции мигрантов произошел в начале XXI в. после интенсивной политической борьбы и победы фракции ХДС/ХСС - сторонников новой модели. Поворот проходил ступенчато. Первой ступенью стал «Закон о гражданстве» (2000), который впервые обеспечил детям мигрантов, родившихся в Германии, автоматическое гражданство, продливал предоставление иммигрантам вида на жительство и устанавливал сроки получения гражданства. Второй ступенью стал запуск программы «Зеленая карта» (2000-2004) с целью вербовки иностранных специалистов для телекоммуникационной и информационной индустрии. Третьей (считается решающей) ступенью было принятие «Закона об иммиграции» (2005). Он устанавливал большую определенность натурализации (обязательное овладение немецким языком и языковое тестирование, два вида на жительство (временное и бессрочное); возможность для лиц с высокой квалификацией сразу получить бессрочный вид на жительство; возможность для иностранцев, после завершения учебы в германских вузах, поиска работы в Германии, расширение прав беженцев и др.), запрещал все формы дискриминации мигрантов, в том числе по этнорасовым и религиозным признакам; предусмотрел создание федерального миграционного министерства и соответствующих миграционных служб в регионах (землях) федерации, ужесточал меры обеспечения безопасности, борьбы с экстремизмом и нелегальной миграцией. «Закон об иммиграции» создал нормативные основы практической политики интеграции мигрантов в ФРГ. При многоуровневости осуществления политики её центр тяжести перенесен на региональный и местный уровни, где определяются целевые группы интеграции и оценивается эффективность используемых средств.

Нынешний переход ФРГ к плюралистической модели интеграции мигрантов еще не завершен. Но он содержит заслуживающий внимания опыт в аспекте его сравнения с другими странами и для России, которая вышла сегодня на второе место в мире по числу иностранных мигрантов.

Чернобровкин И.П. Две модели интеграции мигрантов в ФРГ: сравнительный анализ. В XXI в. в политике ФРГ произошла замена моделей интеграции мигрантов. В статье выявляются принципиальные различия ассимиляционной и плюралистической моделей интеграции мигрантов и делается вывод о большей адекватности второй модели для экономики страны и предотвращения насильственных конфликтов между местными жителями и мигрантами.

Ключевые слова: миграция, межэтнический конфликт, ассимиляция мигрантов, социальная интеграция мигрантов.

Chernobrovkin I.P. Two models of integration of migrants in Germany: a comparative analysis. In the 21st century in the policy of Germany was replaced models of integration of migrants. The article revealed fundamental differences of assimilation and pluralist models of integration of migrants and concludes greater adequacy second model for the economy and the prevention of violent conflicts between locals and migrantsbetween the prevention of violent conflicts between locals and migrants.

Keywords: migration, inter-ethnic conflict, assimilation of migrants, social integration of migrants.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.