Научная статья на тему 'Две графические модели для анализа и сравнения картуляриев'

Две графические модели для анализа и сравнения картуляриев Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
139
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
графические модели для визуализации данных / интеллектуальный анализ данных / KDD / компьютеризованный анализ картуляриев / модель «Последовательность/Дата» / модель «Последовательность/ Последовательность» / обнаружение знаний в базах данных / средневековые картулярии. / Computer-aided Analysis of Cartularies / Graphical Models for Data Visualisation / Knowledge Discovery in Databases / Medieval Cartularies / Order/Date Model / Order/Order Model.

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Хулио Эскалона Монхе, Кристина Хулар Перес-альфаро, Анна Беллеттини

В данной статье представлены и рассмотрены два метода анализа картуляриев с использованием компьютерных технологий, которые в настоящее время разрабатываются в Институте истории Высшего совета по научным исследованиям Испании (IH-CSIC). Первая модель, «Последовательность/ Дата», ориентирована на интегральную визуализацию и анализ отдельного картулярия как проекта. Модель «Последовательность/Последовательность» применяется к парам картуляриев с хотя бы частично одинаковым содержанием и нацелена на выявление того, в какой степени в более позднем своде использовался материал более раннего. Наш метод основан на реляционной базе данных, которая хранит всю доступную информацию о картуляриях, и на определенном числе графиков, формирующих двухмерную сетку (сетки «Последовательность/Дата» или «Последовательность/Последовательность»), на которых можно отобразить дополнительные переменные. Данный метод использует традиционные кодикологические и палеографические методы анализа данных, но в то же время он является довольно инновационным, так как дает возможность визуализировать в наглядной форме весьма сложные феномены, которые трудно иначе уловить и тяжело проанализировать без использования компьютерных технологий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Two graphical models for the analysis and comparison of cartularies

This paper presents and discusses two of a number of methods for the computer-aided analysis of cartularies that are currently under development at the Instituto de Historia — CSIC. The first one, which we call the Order/Date Model, is oriented to the integral visualization and analysis of an individual cartulary as a project. The second, which we call the Order/Order Model, is applied to pairs of cartularies that share at least part of their contents, and is aimed at revealing to what extent the most recent one made use of the oldest. Our method is based upon a relational database that stores all the information about the cartularies and a number of statistical graphs that generate a two-dimensional grid (the Order/Date or the Order/Order grids) upon which additional variables can be displayed. Our method draws on traditional codicological and palaeographical methods of analysis, but it represents a significant development, as it allows to visualize in an intuitive way very complex phenomena that are otherwise hard to grasp or difficult to analyze manually.

Текст научной работы на тему «Две графические модели для анализа и сравнения картуляриев»

ХУЛИО ЭСКАЛОНА МОНХЕ

PhD, старший научный сотрудник Департамента медиевистических исследований, Центр социальных и гуманитарных наук, Институт истории Высшего совета по научным исследованиям Испании [email protected]

КРИСТИНА ХУЛАР ПЕРЕС-АЛЬФАРО

PhD, старший научный сотрудник Департамента медиевистических исследований, Центр социальных и гуманитарных наук, Институт истории Высшего совета по научным исследованиям Испании [email protected]

АННА БЕЛЛЕТТИНИ

PhD, постдокторант Центра социальных и гуманитарных наук, Институт истории Высшего совета по научным исследованиям Испании [email protected]

Две графические модели для анализа и сравнения картуляриев

В данной статье представлены и рассмотрены два метода анализа картуляриев с использованием компьютерных технологий, которые в настоящее время разрабатываются в Институте истории Высшего совета по научным исследованиям Испании (IH-CSIC). Первая модель, «Последовательность/ Дата», ориентирована на интегральную визуализацию и анализ отдельного картулярия как проекта. Модель «Последовательность/Последовательность» применяется к парам картуляриев с хотя бы частично одинаковым содержанием и нацелена на выявление того, в какой степени в более позднем своде использовался материал более раннего. Наш метод основан на реляционной базе данных, которая хранит всю доступную информацию о картуляриях, и на определенном числе графиков, формирующих двухмерную сетку (сетки «Последовательность/Дата» или «Последовательность/Последовательность»), на которых можно отобразить дополнительные переменные. Данный метод использует традиционные кодикологические и палеографические методы анализа данных, но в то же время он является довольно инновационным, так как дает возможность визуализировать в наглядной форме весьма сложные феномены, которые трудно иначе уловить и тяжело проанализировать без использования компьютерных технологий.

Ключевые слова: графические модели для визуализации данных; интеллектуальный анализ данных, KDD; компьютеризованный анализ картуляриев; модель «Последовательность/Дата»; модель «Последовательность/ Последовательность»; обнаружение знаний в базах данных; средневековые картулярии.

ПЕРЕВОДЧИКИ

Вдовин Ярослав Дмитриевич, студент социально-гуманитарного факультета, НИУ «Высшая школа экономики» (Пермь) Вдовина Вера Андреевна, студентка социально-гуманитарного факультета, НИУ «Высшая школа экономики» (Пермь)

ДЛЯ ЦИТИРОВАНИЯ/ FOR CITATION

Эскалона Х.,Перес-Альфаро К., Беллеттини А. Две графические модели для анализа и сравнения картуляриев // Vox medii aevi. 2018. Vol. 2(3). С. 126-165. URL: http://voxmediiaevi.com/2018-2-escalona

JULIO ESCALONA MONGE PhD, Senior Research Fellow (Científico Titular de OPIS) of the Department of Medieval Studies, Institute of History, Centre of Social and Human Sciences, Spanish National Research Council (CSIC) [email protected] CRISTINA JULAR PÉREZ-ALFARO PhD, Senior Research Fellow (Científico Titular de OPIS) of the Department of Medieval Studies, Institute of History, Centre of Social and Human Sciences, Spanish National Research Council (CSIC) [email protected] ANNA BELLETTINI PhD, Postdoctoral Research Fellow (JAE-Doctor), Institute of History, Centre of Social and Human Sciences, Spanish National Research Council (CSIC) [email protected] Two graphical models for the analysis and comparison of cartularies This paper presents and discusses two of a number of methods for the computer-aided analysis of cartularies that are currently under development at the Instituto de Historia - CSIC. The first one, which we call the Order/Date Model, is oriented to the integral visualization and analysis of an individual cartulary as a project. The second, which we call the Order/Order Model, is applied to pairs of cartularies that share at least part of their contents, and is aimed at revealing to what extent the most recent one made use of the oldest. Our method is based upon a relational database that stores all the information about the cartularies and a number of statistical graphs that generate a two-dimensional grid (the Order/Date or the Order/Order grids) upon which additional variables can be displayed. Our method draws on traditional codico-logical and palaeographical methods of analysis, but it represents a significant development, as it allows to visualize in an intuitive way very complex phenomena that are otherwise hard to grasp or difficult to analyze manually. Key words: Computer-aided Analysis of Cartularies; Graphical Models for Data Visualisation; Knowledge Discovery in Databases; Medieval Cartularies; Order/Date Model; Order/Order Model. TRANSLATORS Yaroslav Vdovin, student of the Faculty of Social Sciences and Humanities, National Research University "Higher school of economics" (Perm) Vera Vdovina, student of the Faculty of Social Sciences and Humanities, National Research University "Higher school of economics" (Perm)

Хулио Эскалона, Кристина Хулар Перес-Альфаро, Анна Беллеттини

Две графические модели для анализа и сравнения картуляриев1

На протяжении нескольких десятилетий использование компьютерных технологий, призванных упростить и улучшить анализ всевозможных исторических источников, привлекало внимание ученых, предлагавших ряд инициатив и различных (в соответствии с разнообразием самих источников) подходов. Говоря конкретнее, все больше средневековых рукописей изучается с помощью новых технологий; по мере того, как компьютерные технологии постепенно становятся основным способом получения информации из этих документов, их применение будет расширяться. Однако более детальное изучение вопроса показывает, что поворотный момент в процессе компьютеризации произошел в конце 1990-х гг., что было связано по большей части с развитием интернета и языков разметки. До этого момента приоритетной задачей было улучшение локальных компьютерных инструментов, которые позволяли исследователям проводить исчерпывающий анализ отдельного источника. Ситуация изменилась в конце 1990-х гг., когда распространение интернета привело к существенным изменениям в количестве, направленности и природе цифровых продуктов. Значительно увеличилось количество крупных проектов, обеспечивших пользователям по всему миру доступ к большим массивам данных. Параллельно с этим процессом быстрыми темпами росло число систем каталогизации данных, позволяющих получить от-

1. Перевод выполнен с согласия авторов, оригинальная публикация: Escalona J, Jular Perez-Alfaro C, Bellet-tini A. Two Graphical Models for the Analysis and Comparison of CartuLaries // DigitaL MedievaList. 2017. VoL. 10. DOI: http://doi.org/10.16995/dm.55. Редакторы и переводчики благодарят М. А. Астахова за помощь в передаче испанской научной титулатуры на русский и на английский языки.

© Х. Эскалона, К. Хулар Перес-Альфаро, А. Беллеттини, 2018

■ 128 ■

дельные единицы информации (архивный документ, цифровое изображение, литературный текст и т. д.). Относительное преобладание данных проектов можно отчасти объяснить тем, что они получили широкую известность и дали быстрые результаты. Как следствие, эти проекты получали финансирование в приоритетном порядке, что было также вызвано их весомыми преимуществами для пользователей. Тем не менее в большинстве этих систем не было функционала для анализа (или был только базовый).

Компьютеризованный анализ средневековых источников развивался разнообразными путями, в большей степени основанными на системах управления «большими данными», а также на концепциях интеллектуального анализа данных (Data Mining) и их визуализации. Так обстояли дела, например, в лингвистических, лексикографических и дипломатических исследованиях, а также в некоторых проектах по просопогра-фии и в ряде достаточно перспективных исследований в области палеографии. Параллельно развивалась другая значимая тенденция — издание текстов с использованием компьютерных технологий2. Однако весьма сложно найти проекты, которые сосредоточены на узконаправленном и скрупулезном анализе специфичных источников, например тех, что стали объектом данного исследования, — средневековых картуляриев.

В последние десятилетия изучение картуляриев претерпело концептуальные и методологические изменения: ученые отошли от традиционных подходов, в рамках которых картулярии рассматривались лишь как хранилища документации, и начали воспринимать их в качестве культурных объектов, достойных изучения сами по себе3. В то же время возросло число исследований определенных частей картулярия или, наоборот, собраний кодексов. Такие исследования включают проекты, использующие информационные технологии, как правило, посвященные каталогизации или критике текста или направленные на предоставление доступа к источнику (электронные

2. Последние работы в этой области с исчерпывающей библиографией перечислены в статье: Tinti F. Fuentes escritas: transcripción, digitalización, historia social de la escritura // Nuevos temas, nuevas perspectivas en historia medieval. Logroño, 2015. Р. 59-82.

3. Концептуальный сдвиг в понимании картуляриев произошел, как принято считать, после конференции 1991 г.

в Париже (Les cartulaires. Actes de la table ronde organisée par l'École Nationale des Chartes et le GDR 121 du CNRS. Genève et Paris, 1993), которая породила волну исследований в большинстве европейских стран; эти исследования продолжаются по сей день. Наиболее активную работу в этой области ведут французские исследователи, в особенности Пьер Шастань, сформулировавший термин «картуляризация», под которым он понимал составление картуляриев как особого вида документальных сводов в период Высокого Средневековья (Chastang P. Lire, écrire, transcrire: Le travail des rédacteurs de cartulaires en Bas-Languedoc, XIe-XIIIe siècle. Paris, 2001; Idem. Cartulaires, cartularisation et scripturalité médiévale: la structuration d'un nouveau champ de recherché // Cahiers de Civilisation Médiévale. 2006. Vol. 49(193). P. 31-42). Ключевыми вехами в изучении средневековых картуляриев можно считать ряд национальных и международных конференций, а также коллективные труды, в том числе коллоквиум международной комиссии по дипломатике в Принстоне и Нью-Йорке в 1999 г. (Charters, Cartularies and Archives: The Preservation and Transmission of Documents in the Medieval West. Proceedings of a Colloquium of the Commission Internationale de Diplomatique (Princeton and New York, 16-18 September 1999)), Торонто в 2002 г. и конференция в Безье в 2002 г., на которой предметом обсуждения стали картулярии из южной Франции (Les cartulaires méridionaux. Actes du colloque organisé à Béziers les 20 et 21 septembre 2002 par le Centre historique de recherches et d'études médiévales sur la Méditerranée occidentale. Paris, 2006). [3]>

издания текстов — Примеч. пер.)4. Тем не менее существует поразительно мало примеров компьютерного анализа картуляриев и, что более важно, большая их часть относится к началу 1990-х гг., то есть к периоду до повсеместного распространения интернета5. Это тем более удивительно, если учесть тот факт, что картулярии представляют собой идеальный тип источника для компьютеризованного исследования, ведь их характер документальных сводов (которые могут анализироваться с простой структурной, формальной точки зрения) связан с их содержанием (отдельные документы, собранные составителями картуляриев и расположенные в определенной последовательности). Ученые, конечно же, хорошо осведомлены об этом и учитывают этот факт в своих изысканиях на различных этапах, в том числе при более или менее автоматизированном количественном и статистическом анализе содержания документов (при распределение их по группам в зависимости от времени их составления, типа документов, статуса дарителя/получателя имущества, места их составления и т. д.). Тем не менее комплексное изучение картулярия как проекта обычно сводится к некомпьютеризированному и неформализованному содержательному анализу.

В нашем исследовании мы сконцентрируемся именно на этой сфере. В статье мы в общих чертах описываем некоторые компоненты более широкой методологии комплексного анализа картуляриев, которую мы разрабатываем и применяем в Институте истории Высшего совета по научным исследованиям Испании (IH-CSIC). Эта работа еще не завершена: некоторые ее составляющие более развиты, другие находятся на первоначальной стадии разработки. Мы хотим сконцентрировать внимание на двух графических моделях (мы называем их модель «Последовательность/Дата» и модель «Последовательность/Последовательность»), предназначенных для визуализации и анализа картуляриев как проектов. Они уже достаточно проработаны, чтобы представить их общественности,

< [3] Последней крупной встречей стала конференция «Картулярии в средневековой Европе», которая прошла в Лиссабоне в 2015 г. (http:// medievalcartularies.letras.ulisboa.pt). Подробнее об этой конференции и ее контексте см.: Escalona J, Siran-toine. H. Produit culturel et instrument de pouvoir: les vies de l'acte // Chartes et cartulaires comme instruments de pouvoir. Espagne et Occident chrétien (VIIIe-XIIe siècles). Toulouse; Madrid, 2013. P. 9-23.

4. CartulR: Répertoire des cartulaires médiévaux et modernes. Institut de Recherche et d'Histoire des Textes [Электронный ресурс]. URL: http://www. cn-telma.fr/cartulR (дата обращения: 12.10.2016); Becerro Galicano de San Millan de la Cogolla [Электронный ресурс]. URL: http://www.ehu.eus/aali-cano (дата обращения: 12.10.2016).

5. McCrankL. J. Archival Control and Computer-Assisted Analysis of Cartularies // Histoire et Informatique. Acts du Ve Congrès "History & Computing", 4-7 Septembre 1990 à Montpellier. Montpellier, 1992. P. 647-658.

и поэтому мы надеемся, что, когда другие ученые апробируют эти модели, их вклад позволит усовершенствовать эти технологии более, чем было по силам одной группе исследователей.

Две предлагаемых нами модели представляют собой, в сущности, логические процедуры, не требующие специализированного программного обеспечения, которые могут быть применены кем угодно на обычном персональном компьютере. Теоретически — в несложных случаях — их можно использовать «вручную», однако более эффективно применять системы управления базами данных (СУБД), способные создавать статистические таблицы или графики, например Filemaker или Microsoft Access. Также, в простых случаях, данные модели можно протестировать в любой программе обработки электронных таблиц, например, Microsoft Excel. Мы не рекомендуем делать этого, поскольку более комплексный анализ почти всегда требует реляционной структуры, использующей несколько таблиц. Примеры, представленные в этой статье, были извлечены из реляционной базы данных, созданной в Microsoft Access; визуализации создавались на графическом движке Access, хотя в некоторых случаях данные экспортировались в Excel (эта программа отличается большей гибкостью в создании графиков). Графические выходные данные были сознательно упрощены, чтобы подчеркнуть тот факт, что возможности описанных методов лежат далеко за пределами визуализации этих данных.

Картуляриии диахрония

Среди кодексов Средневековья и Нового времени картулярии представляют собой в теоретическом плане особый случай благодаря диахронии, которая определяет как их структуру, так и их содержание. С точки зрения структуры, создание картуляриев происходило в течение значительного времени.

Даже в тех случаях, когда картулярии первоначально задумывались как единичный, «закрытый» проект, зачастую они последовательно подвергались разного рода дополнениям и продолжениям, в результате чего появились «комплексные кодексы», сложные и с кодикологической, и с содержательной точки зрения. Проводя параллель с археологией, можно сказать, что картулярии подлежат «стратиграфическому» анализу: можно в полной мере выявить последовательные этапы создания и изменения картулярия, вне зависимости от того, отражены они в материальности6 самого кодекса или нет. Такой диахронический характер, обычный для других типов кодексов (с определенными вариациями), в случае с картуляриями проявляется сильнее благодаря характерным особенностям их содержания. В основном картулярии содержат — в полной или сокращенной форме — правовые документы, которые первоначально не составляли единого свода. Их формирование происходит по одному или многим критериям в соответствии с целями, которые ставят перед собой их составители; эти цели довольно сильно разнятся в зависимости от плана и назначения каждого картулярия. Ключевая особенность текстов, которые входят в картулярий, состоит в том, что они включают правовые акты, охватывающие определенный промежуток времени (а также происходящие из той или иной географической области, но в данном исследовании мы не будем рассматривать эту переменную). Хронология создания и использования недатированных документов устанавливается с помощью давно устоявшихся методов дипломатики; анализ, который проводится в этой работе, не связан с этими методами. Понимание картулярия как проекта предполагает рассмотрение его как стратагемы. Как составители картулярия обращаются с отдельными документами? Какие элементы были отсеяны, какие отобраны, и как они организованы? Какова логика этой организации? Можно ли выделить в картулярии один проект или несколько? Претерпевал ли первоначальный план изме-

6. В тексте materiality. Под этим словом в последние годы понимают совокупность материальных (например, в случае кодекса это материал, тип письма, характер фальцовки и т. д.) и антропологических характеристик (составитель, писец, читатель и т.д.) того или иного исторического артефакта. -Примеч. пер.

нения? Модель «Последовательность/Дата», рассматриваемая в первой части данной статьи, использует этот диахронический аспект содержания картуляриев в попытке визуализиро- 7. Escalona J, Sirantoine. H. Op. cit. вать проект картулярия и его последующую судьбу7.

Диахронический характер картуляриев может быть еще более сложным в случае кодексов, формировавшихся в несколько этапов. Та или иная институция нередко перерабатывала в течение времени один и тот же картулярий, вследствие чего содержание его разных по времени редакций в большей или меньшей степени накладывается друг на друга. Поэтому один и тот же свод документов (или его последовательные редакции) можно найти не в одном картулярии. Неизбежно возникает сложный вопрос о последовательном использовании одних и тех же документов, а также предыдущих редакций картуляриев. Почему старый картулярий не обеспечивает потребности времени, когда он подвергся редакции? Что делает новый картулярий более соответствующим требованиям новой эпохи? В чем отличия между старой и новой версиями картулярия? Во второй части данной статьи мы представим модель «Последовательность/Последовательность», которая была специально разработана для того, чтобы выявить, в какой степени два картулярия, которые содержат (полностью или частично) одно и то же собрание текстов, совпадают или разнятся, если рассматривать их как проекты.

Чтобы представить данные аналитические модели, были рассмотрены некоторые гипотетические примеры, а также фактические примеры из реально существующих картуляриев. Цель исследования не в том, чтобы произвести углубленный анализ этих кодексов, а в том, чтобы продемонстрировать применимость модели и предложить возможности для ее расширения. Поэтому многие специфические вопросы, касающиеся определенных кодексов, не были приняты во внимание — акцент был сделан на анализе картуляриев с использованием этих двух моделей.

Визуализация структуры картулярия:

модель «Последовательность/Дата»

Модель «Последовательность/Дата» использует свойственный картуляриям диахронический характер, исходя из нулевой гипотезы, состоящей в том, что документы, содержащиеся в картуляриях, расположены в хронологическом порядке. С такими условиями можно столкнуться только в исключительных случаях, например, в «картуляриях-хрониках», однако представленная нулевая гипотеза полезна, поскольку, опровергая ее, мы можем рассмотреть другие варианты формирования кодексов. Чтобы визуализировать хронологический порядок расположения документов в картулярии, мы будем оперировать двумя переменными, которые и дали название этой модели:

• Последовательность: позиция каждого документа, которую он занимает в картулярии. Мы предполагаем существование некоей идеальной последовательности документов (в реальности практически не встречающейся. — Примеч. пер.), ориентируясь на которую, мы будем анализировать конкретные случаи. Для презентации наших методов и для ясности изложения такие сложные случаи, как наличие документов, вставленных в качестве имбревиатур, были опущены.

• Дата: год, которым датируется документ (при составлении графиков редко требуются разрешение больше одного года). Опять же, в этом случае в качестве отправной точки мы используем теоретический однородный набор датированных документов, оставляя в стороне проблемы с недатированными документами и теми, создание которых может быть отнесено к определенному временному промежутку.

Модель «Последовательность/Дата» предполагает создание графика в системе координат с двумя переменными, на котором отображены позиции каждого документа в карту-

лярии. Горизонтальная ось (ось X) показывает расположение 8. Здесь и далее мы передаем

английское слово pattern как «схема».

документов в картулярии от первого до последнего документа. На вертикальной оси (оси Y) отображается год, которым датирован документ. Благодаря этому мы можем в графической форме отобразить структуру картулярия и расположение в нем документов. Полученный график в дальнейшем необходимо интерпретировать. Важно уделить внимание графическим схемам8, которые можно выявить на полученном нами графике.

Идентификация графических схем:

Хаотичная и последовательная схема

Следуя нулевой гипотезе, мы рассмотрим очень редкий случай, когда картулярий организован по хронологическому принципу. Рисунок 1 отображает такой случай, где используются гипотетические данные; на графике они образуют постоянно стремящуюся вверх линию (значения дат всегда увеличиваются или остаются неизменными, но никогда не уменьшаются).

Если же документы в картулярии расположены не в хронологическом порядке, то полученный график будет представлять собой чередующиеся вертикальные линии, которые невозможно подвести ни под одну из схем (рис. 2).

Хаотичный характер этой схемы можно объяснить масштабом графика, поскольку определенные группы документов обычно не расположены в строгом хронологическом порядке, но сгруппированы в рамках более узких временных промежутков, нежели остальная документация. Поэтому при обозначении схем картулярия необходимо принимать во внимание масштаб визуализации, что достаточно наглядно демонстрирует проиллюстрированный ниже реальный пример картулярия из монастыря Сан Педро де Арланса.

№ док-та Послед-ть Дата

1 1 950

2 2 961

3 3 962

4 4 962

5 5 980

6 6 985

7 7 1000

8 8 1010

9 9 1011

10 10 1012

11 11 1013

12 12 1014

13 13 1015

14 14 1100

15 15 1103

16 16 1104

17 17 1104

18 18 1110

19 19 1111

20 20 1125

Рис. 1. Модель «Последовательность/Дата» для гипотетического картулярия с хронологическим порядком документов.

№ док-та Послед-ть Дата

1 1 1100

2 2 1125

3 3 962

4 4 1035

5 5 980

6 6 1013

7 7 970

8 8 1010

9 9 1011

10 10 1012

11 11 1000

12 12 990

13 13 969

14 14 1099

15 15 1103

16 16 1100

17 17 1004

18 18 990

19 19 995

20 20 1125

950

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20

Рис. 2. Модель «Последовательность/Дата» для гипотетического картулярия с не хронологическим порядком документов

Если говорить коротко, модель «Последовательность/Дата» создает изображение, где следует обратить внимание на то, соответствует ли последовательность документов в картулярии (или его частях) одной из двух идеальных схем:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• Хаотичная схема: в распределении документов не прослеживается хронологическая схема. Первоначальная трактовка должна быть такова: порядок расположения документов в картулярии не хронологический, а определяется другим критериям (персона дарителя имущества, географическое распределение документов, тип юридического документа) или (более распространенный случай) комбинацией нескольких критериев.

• Упорядоченная схема: данную схему сложнее определить, но ее выявление — ключевой момент для интерпретации модели. Это такое распределение документов в кодексе, которое имеет хронологическую схему либо из-за того, что оно следует определенному хронологическому порядку, либо из-за того, что в целом оно ограничивается выраженными временными рамками, даже если внутренне не организовано в строгом хронологическом порядке.

В реальности схема картулярия соответствует одной из этих моделей довольно редко. Чаще всего той или иной модели следуют некоторые разделы одного картулярия, поэтому определение мест, где последовательность документов меняется, — важнейшая задача для исследователя, поскольку это позволит понять диахроническую природу картулярия как исторического памятника. Чтобы показать это более наглядно, необходимо обратиться к реальному примеру — картулярию монастыря Сан Педро де Арланса.

Простая модель «Последовательность/Дата»: только две переменных

Первая модель «Последовательность/Дата» была разработана Х. Эскалоной и П. Аскарате, она была опубликована в статье 2001 г. и рассматривалась как часть стратегии анализа важного кастильского картулярия9, утраченного во время Гражданской войны в Испании (1936-1939 гг.). Тем не менее документы из этого картулярия отчасти сохранились в его издании, опубликованном примерно за одиннадцать лет до утраты оригинала10. В издание включены копии документов в хронологическом порядке, но они не снабжены какой-либо информацией, кроме данных о положении, которое занимал документ в структуре картулярия. В этом случае сопоставление содержания документов — в основном их дат — с их положением в картулярии было единственной возможностью понять его организацию. Модель «Последовательность/Дата», созданная между 1998 и 2000 гг., и носившая в то время другое название, неожиданно позволила выявить весьма красноречивую схему, отраженную на рисунке 3.

Сразу же бросается в глаза контраст между хаотичной схемой, превалирующей в начале картулярия, и упорядоченной группой, начинающейся с документа №78, ограниченной узкими хронологическими рамками — периодом с 1130 по 1156 г. Более детальный анализ позволил выделить не две, а, по крайней мере, четыре группы документов (рис. 4).

Группа документов A отличается весьма беспорядочной схемой и значительными расхождениями в датах. Это типичная схема для картулярия, организованного не по хронологическому принципу. Самые поздние документы датируются 1119 г. (terminus post quem составления этой группы).

Группа документов B, в свою очередь, представляет абсолютно другую стратегию составления картулярия, поскольку при отсутствии строгого хронологического порядка компо-

9. Escalona J., Azcárate Aguilar-Amat P. Una fuente 'casi' perdida para la historia de la Castilla medieval. Notas en torno al Becerro de San Pedro de Arlanza // Hispania. 2001. Vol. 61(208). P. 449-474; Escalona J, Azcárate Aguilar-Amat P., Larrañaga M. De la crítica diplomática

a la ideología política. Los diplomas fundacionales de San Pedro de Arlanza y la construcción de una identidad para la Castilla medieval // Actas de VI Congreso Internacional de Historia de la Cultura Escrita. Alcalá de Henares, 2001. Vol. 2: Libros y documentos en la Alta Edad Media. Los libros de derecho. Los archivos familiars / coord. por C. Sáez Sánchez. Madrid, 2002. P. 159-206; Azcárate Aguilar-Amat P., Escalona J., Jular C, Larrañaga M. Volver a nacer: historia e identidad en los monasterios de Arlanza, San Millán y Silos en el siglo XIII // Cahiers d'Études Hispaniques Médiévales. 2006. Vol. 29. P. 359-394.

10. Cartulario de San Pedro de Arlanza (antiguo monasterio benedictino). Madrid, 1925.

Рис. 3. Модель «Последовательность/Дата» картулярия из монастыря Сан-Педро-де-Арланса (цифры -2 и -1 соответствуют дополнениям XIII в. на первом фолио, которые не имеют нумерации в издании Серрано).

Рис. 4. Модель «Последовательность/Дата» для картулярия из Сан Педро де Арланса. Прямоугольными контурными линиями отмечены группы А и B.

ненты этой группы заключены, как уже было сказано, в четкие хронологические рамки (1130-1156 гг.). Схема группы документов B может быть охарактеризована как дополнение, сделанное после начальной стадии составления картулярия с целью обновления картулярия и дополнения его документами, появившимися позднее.

В группе документов С снова прослеживается хаотичная схема, однако с одной особенностью: данная группа включает два недатированных документа, которые в нашем случае условно отмечены на оси X.

Наконец, группа документов D включает четыре значительно более поздние вставки, которые были сделаны в начале и конце картулярия.

Таким образом, график модели «Последовательность/ Дата» позволяет восстановить историю этого утраченного картулярия. Первоначальный проект, вероятно, возник в период между 1120 и 1130 гг., его можно выявить благодаря хронологически хаотичной схеме, наблюдаемой в группе документов А. После 1156 г. этот исходный картулярий был дополнен некоторым числом документов, принадлежащих к весьма узкому временному промежутку (группа документов B). В дальнейшем были добавлены разнородные материалы (группа документов С), и, наконец, последнее дополнение было сделано в XIII в.: в начало и конец картулярия были добавлены несколько новых документов (группа документов D). В следующей части статьи мы увидим, что можно уточнить некоторые детали картулярия монастыря Сан Педро де Арланса. Сейчас отметим лишь, что даже простая модель «Последовательность/ Дата» позволила сформулировать некоторые гипотезы о формировании картулярия как проекта и (что важно для данной статьи), позволила определить две базовые графические схемы — последовательную и хаотичную.

Усложненная модель «Последовательность/Дата»:

большее количество переменных.

Ядро картулярия монастыря Сан-Педро-де-Арланса характеризуется хаотичной хронологической схемой. Она позволяет отличить его от документов, включенных в картулярий на более позднем этапе, но сама по себе не является эффективным инструментом для анализа картулярия. Однако тот факт, что схема хаотична, не означает, что нужно отказываться от ее анализа. Можно сформулировать и проверить альтернативные гипотезы, добавив дополнительные переменные к двум базовым (последовательности и дате) и понять, существуют ли какие-либо группы документов, составляющие концептуальное единство, но не подчиняющиеся строгому хронологическому порядку. В случае с картулярием монастыря Сан-Педро-де-Арланса добавление третьей переменной, например лица, от имени которого составлен документ, позволяет по-новому взглянуть на стратегии, лежащие в основе его создания. На рисунке 5 модель «Последовательность/Дата» для групп документов А и B (обозначенных на рис. 4) отделяет документы, составленные от имени короля Леона и графов Кастилии, от других.

Можно сразу заметить, что в группе документов B королевские документы составляют весьма весомую долю. Это позволяет предположить не только то, что она состояла из документов, датируемых периодом с 1130 по 1156 г., но и что при отборе документов предпочтение отдавалось королевским хартиям. В группе документов А также заметно внутреннее разделение. Королевские и графские хартии не представляют собой единый раздел в начале кодекса, но их доля в первых тридцати текстах значительно выше, чем в остальной части. Это свидетельствует о том, что первоначально документы в картулярии формировали блоки по группам владений, которые часто были королевскими и графскими дарениями; вследствие этого такие части оказываются объединены, но не не-

ИБО

п> 1100 t

1050'

Э50

iS^ft

; у *

{ • * •û fi Г* >•< • • ( IV • • ••

&J \ • te û y' "i V 4 » •

..... m • • • 4 »

f i ir Í Ф • 4 ★

VJf 1. Королевские ^^ 2. Графские # 3. Не королевские

5 10 15 20 25 30 J5 40 45 50 55 60 65 70 75 S0 85 90 Последовательность документов в картулярии

Рис. 5. Модель «Последовательность/Дата» для картулярия из Сан-Педро-де-Арланса. Документы групп А и В отмечены на графике в соответствии со статусом лица, от имени которого выпущен документ.

разрывны. Остальная часть группы документов A содержит более разнообразную документацию с высокой долей частноправовых актов.

До сих пор мы использовали данный пример в качестве иллюстрации, поскольку он достаточно прост, однако реальный потенциал метода раскрывается, если применить его к более сложным картуляриям, поскольку создать их исчерпывающую визуализацию довольно трудно. По части сложности вряд ли можно найти более запутанный случай на Пиренейском полуострове, чем так называемый Becerro Gótico de Valpuesta. Это конволют, который представляет собой собрание разнообразных документов, созданных в разное время на протяжении XI и XII вв., каждый — с собственной разметкой листа, почерком, собственным содержанием и т. д.; эти документы никогда не составляли единый проект, но вошли в один кодекс незадолго до 1236 г. Для целей данного исследования большим

преимуществом является наличие недавно выполненного великолепного издания, которое содержит факсимиле кодекса, а также исчерпывающее исследование его кодикологиче-ских, палеографических и дипломатических особенностей11. Поэтому, не вдаваясь в остальные детали, мы используем его как иллюстрацию принципа: чем богаче информация в кодексе, тем эффективнее в аналитическом плане модель «Последовательность/Дата». Рисунки 6 и 7 отображают модель «Последовательность/Дата» для картулярия Becerro Gótico de Valpuesta, сначала в самой простой форме (на графике отображаются только последовательность расположения документов в кодексе и даты их создания в качестве переменных), а затем с добавлением третьей переменной.

11. Los Becerros Gótico y Galicano de Valpuesta. Madrid; Burgos, 2010. Vol.2.

Рис. 6. Модель «Последовательность/Дата» для картулярия Becerro Gótico de Valpuesta.

!

да т2 Jf <а D L J.

т о 1 л ? H 29

ч р i

#1 J Ч\ i f - i

Í ? £>0 1 i

1 •

о < > 0 i

-ф— 01

02

• 03 -■©— 04 -О— 05 -9— 06

+ 07

♦ 08

— 09 » 10

— 11 -О" 12

ф 13 О 14

15

16 17

Последовательность документов в картулярии

Рис. 7. Модель «Последовательность/Дата» картулярия Becerro Gótico de Valpuesta (на графике отображены сфальцованные тетради).

Разнородность организации картулярия сразу же бросается в глаза, как и чередование резко контрастирующих частей. Схема одних групп документов хаотична, в то время как другие, как в группе документов B из картулярия монастыря Сан Педро де Арланса, расположены последовательно: документы — необязательно в хронологическом порядке — покрывают короткий промежуток времени. Но в случае с Becerro Gótico de Valpuesta доступная нам информация позволяет использовать большее число переменных и проводить более глубокий анализ, чем в случае с картулярием монастыря Сан Педро де Арланса. Например, график может учитывать кодикологиче-скую структуру, если каждая тетрадь12 будет обозначена своим цветом (рис. 7).

12. Здесь и далее мы переводили слово quire как «тетрадь», хотя традиционно его принято передавать как «сфальцованный лист». Судя по тексту (в котором, например, указано, что эти листы содержат большое число документов), авторы подразумевают под quire «большой лист» пергамена (то есть целую шкуру животного). При складывании фолиума пополам получается унион, вчетверо -бинион, ввосьмеро - кватернион и т.д. Таким образом, речь в тексте идет именно о тетради. - Примеч. пер.

Рис. 8. Модель «Последовательность/Дата» для картулярия Becerro Gótico de Valpuesta (на графике отображены типы письма (С - «каролингское», V - «вестготское»)).

При этом очевидно, что существует сильная взаимосвязь между изменениями в схеме, изображенной выше, и кодико-логической структурой, которая, учитывая искусственный характер кодекса, заставляет сделать вывод, что он формировался в несколько независимых друг от друга этапов, или что в коди-кологическую структуру впоследствии вносились изменения.

Можно создать и более сложное изображение, если принять во внимание, что сфальцованные тетради — это последовательная переменная, которую можно, таким образом, отразить на оси X, что дает пространство для добавления еще одной переменной, в данном случае — типа письма (рис. 8).

Ось X теперь показывает двойную группировку документов: с одной стороны, по последовательности документов

и сфальцованных тетрадей, а с другой — по двум основным типам письма в кодексе. Издатели картулярия определили в общей сложности тридцать два различных типа письма, отображение которых на графике позволяет установить дальнейшие детали. Тем не менее для большей ясности мы отобразили на графике только вестготский и каролингский типы письма. График весьма выразительно показывает, что блоки документов, написанных каролингским письмом, формировали компактные разделы и встраивались между другими блоками, написанными вестготским письмом, и это, как правило, соответствовало определенным кодикологическим единицам (тетради 5-7, сфальцованая тетрадь 11). Это подтверждает, что блоки документов, написанных каролингским письмом, формировались независимо и помещались между более старыми частями кодекса. Кроме того, модель «Последовательность/ Дата» показывает, что две части кодекса, написанные вестготским письмом (тетради 1-4, тетрадь 13), имеют хаотичную схему, типичную для картуляриев с нехронологической структурой; это говорит о том, что перед нами «типичный» картулярий. Мы не наблюдаем этого в тетради 8, которая, за исключением одного документа в начале, следует последовательной схеме (с узкими хронологическими рамками); тетрадь 8, таким образом, представляет собой дополнение к разделу, сформированному тетрадями 1-4. Это также не относится к 14 тетради. Она содержит написанную одним почерком подборку документов монастыря Сан Педро де Буэсо, которая представляет собой особый случай, так как в нее входят только документы, датированные 950 г., а также вставленный лист размера in folio, содержащий несколько текстов, написанных каролингским письмом13. Напротив, в блоках документов, написанных 13. Los Becerros Gótico y Galicano de

Valpuesta. P. 54.

каролингским минускулом, выявляется последовательная схема. Это значит, что структура картулярия значительно отклоняется от схемы. Два главных блока, написанных вестготским письмом, по своей структуре соответствуют «типичным» кар-

Рис. 9. Модель «Последовательность/Дата» для картулярия Becerro Gótico de Cardeña.

туляриям (на самом деле, было сделано небезосновательное предположение, что Becerro Gótico de Valpuesta содержит фрагменты двух первоначально отдельных картуляриев, написанных вестготским письмом)14, в то время как блоки докумен- 14. Los Becerros Gótico y Galicano de

- „ Valpuesta. P. 58-60.

тов, написанных каролингским письмом, представляют собой или несвязанные документы, или более поздние дополнения к тому или другому «вестготскому» блоку.

Примеры, представленные до этого, были выбраны ради того, чтобы постепенно раскрыть базовые возможности модели «Последовательность/Дата». Потенциал (и аналитические трудности) увеличиваются, когда ее применяют к более сложным картуляриям, таким как Becerro Gótico de Valpuesta. Мы показали лишь несколько базовых особенностей модели для того, чтобы продемонстрировать, как с помощью данного метода можно создавать наглядные визуализации, основываясь на тщательном анализе этого кодекса его издателями.

Она также позволяет продолжить его исследование путем добавления переменных и создания графиков ad hoc для изучения отдельных аспектов. Тем не менее исследование не преследует такой цели; в противном случае оно было бы слишком объемным. Уместно, однако, детальнее раскрыть потенциал использования модели «Последовательность/Дата» для анализа сложных картуляриев, например, Becerro Gótico de Cardeña, ключевого кастильского картулярия, созданного до XII в.15 Данный картулярий поражает качеством исполнения и размером: он содержит 373 текста на девяноста девяти листах, а в его содержании приоритет в целом отдан документам, которые сгруппированы по объектам собственности монастыря. Модель «Последовательность/Дата» не только позволяет исчерпывающе визуализировать сложную структуру этого

875 Ч 1 Ч Ч Ч Ч Ч 1 I 1 1 I Ч 1 I 1 I 1 1 1 Ч Ч Ч Ч Ч I 1 I Ч Ч 1 I

ооооооооооооооооооооооооооооооооооооо

:— ■■ 1— — — : 1 "J <"*J Г J ГЧ ."-< <"J "J <".J -' ir ГГ; .'г. ,т l'n ■<! tr

Последовательность документов в картулярии

Рис. 10. Модель «Последовательность/Дата» для картулярия Becerro Gótico de Cardeña, отражающая темы документов. Число идентифицированных тем (для этого использована информация о разделах кодекса, сопровождающая каждое вступление) - 98. Получившуюся в результате схему весьма сложно интерпретировать целостно, но график поможет задать направление для дальнейшего анализа (см. Рис. 11).

15. Becerro Gótico de Cardeña. Val-ladolid, 1910; Martínez D. G. Colección documental del monasterio de San Pedro de Cardeña. Burgos, 1998; Fernández FlorezJ. A. Los cartularios. Europa y España: algunos hitos // Los cartularios de Valpuesta. Estudios. Salamanca, 2014. P. 67-92.

кодекса (рис. 9), но и предоставляет возможность отобразить на графике его конкретные компоненты (рис. 10), а также де-конструировать эту структуру, изменяя масштаб визуализации и концентрируясь на отдельных ее элементах (рис. 11).

Последовательность документов в картулярии, показанную на простом графике (рис. 9), достаточно тяжело интерпретировать из-за плотности представленной на графике информации, однако некоторые закономерности удается установить практически сразу же. В целом, легко увидеть, что большая часть документов в картулярии из Карденьи была создана в середине X или во второй трети XI в., тогда как документов, появившихся в промежутке между этими двумя периодами, крайне мало. Этого, конечно, недостаточно. Общее визуальное впечатление от схемы слишком хаотично для того, чтобы его обработать.

1095

Последовательность документов в картулярии

Рис. 11. Модель «Последовательность/Дата» картулярия Becerro Gótico de Cardeña, которая выделяет отдельную тему на фоне всех прочих.

В случае с картулярием из Карденьи, помимо прочего, нам могут прийти на помощь заголовки документов, поскольку почти каждый документ, включенный в картулярий, имеет заголовок, отражающий главную тему документа, по которым они были классифицированы составителем картулярия. Добавляя тематику документов в качестве третьей переменной, мы можем изобразить на графике положение документов с такой же темой в картулярии из Карденьи. Рисунок 10 отображает весьма красноречивую, пусть и на первый взгляд запутанную, картину. На нем прослеживаются группы документов с одинаковой темой (на графике обозначены одинаковыми символами). Вертикальные (или почти вертикальные) линии, соединяющие соседние точки на графике (как первые две группы сверху слева), означают, что документы относятся к одной и той же теме (или месту), а даты их создания могут значительно отличаться. Тем не менее в большинстве случаев есть документы, отстоящие от «своих» тематических групп (что показывают длинные цветные горизонтальные или диагональные линии) — сюда относится вторая группа документов с левой стороны графика (выделена коричневым цветом). Документы этой группы расположены в начале кодекса, к ней также относится документ в середине книги и два в конце. Таким образом, вроде бы непонятная схема картулярия из Кар-деньи обретает ясность: составители данного картулярия, должно быть, обозначили отдельные документы тематической меткой, но их упорядочивание в кодексе было отнюдь не безупречным. Это можно объяснить по-разному, в том числе и гипотетической переработкой предыдущего картулярия.

Модель «Последовательность/Дата» дает возможность отсеивать данные при изучении сложных картуляриев (таких, как картулярий из Карденьи) так, чтобы представить на графике отдельные темы или их небольшие группы внутри картуляриев. На рисунке 11 изображен общий график, в котором совмещены данные о хартиях, обозначенные в кодексе мет-

кой «Бургос». График ясно иллюстрирует общее впечатление от картулярия, которое сложилось ранее: большинство документов на одну тему объединяется в группы, но есть и такие документы, которые остаются за их пределами, особенно на последних листах кодекса. Последовательный анализ отдельных случаев может установить, повторяется ли эта очевидная несогласованность во всем собрании документов или она ограничена тематическим группами или определенными периодами.

Сравнение картуляриев:

модель «Последовательность/Последовательность»

Второй предлагаемый нами метод призван облегчить сравнение двух картуляриев, содержание которых в значительной мере совпадает16. Это характерно для тех случаев, когда некая институция создает больше одного картулярия за время своего существования, — причины и особенности таких ситуаций могут значительно отличаться. Существуют картулярии «второго поколения», которые служили только для обновления и совершенствования более старых, считавшихся устаревшими; в то же время новые картулярии могли создаваться в том числе и для использования в конкретных ситуациях или содержали документы с определенной темой (например, только королевские или папские грамоты). Два картулярия, включающие полностью или частично одни и те же документы, можно сопоставить, если задать базовый вопрос: в какой степени второй картулярий повторяет структуру первого? В данном случае нулевая гипотеза, которая подлежит проверке, заключается в том, что второй картулярий близко повторяет структуру первого. Чтобы ответить на этот вопрос, мы предлагаем метод графического отображения, который мы называем моделью «Последовательность/Последовательность». Причина, по ко-

16. Случаи многократной картуляризации на данном этапе еще недостаточно изучены. Их изучение - весьма перспективное поле для исследований в ближайшем будущем. Некоторые шаги в данном направлении уже предприняли исследователи из стран Пиренейского полуострова. См., например, сравнительный анализ трех таких случаев, представленный на международной конференции «Картулярии в средневековой Европе: тексты и контексты», состоявшейся в Лиссабоне в 2015 г.: Tinti F, Peterson D,Agundez L. The Production of Multiple Cartularies As a Key to Understanding the Genre: Comparing the Cases of Worcester, Sahagun and San Millan (11th-13th centuries) [Электронный ресурс] // Conference Panel at Cartularies in Medieval Europe: Texts and Contexts. Lisbon: Arquivo Nacional do Torre do Tombo, 2016. URL: http://medievalcartularies.letras.ulisboa.pt (дата обращения: 12.10.2016).

торой мы дали модели такое название, состоит в том, что она сравнивает последовательность документов в каждом кодексе по двум осям координат.

Первый этап в построении модели «Последовательность/ Последовательность» — создание матрицы на основе идентичных документов в каждом из сравниваемых картуляриев. К первой колонке (номер документа) следует добавить две других, в которых зафиксирована позиция каждого текста в картулярии А и картулярии В. В каждой строке таблицы представлены три значения: в первом столбце номер документа обозначает отдельный документ, в то время как остальные два (позиция в картулярии А, позиция в картулярии В) используются как пара координат для отображения на графике. На основе этой матрицы создается график, в котором ось X обозначает распо-

№ док-та Положение в карт. «А» Положение в карт. «В»

1 1 1

2 2 2

3 3 3

4 4 4

5 5 5

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6 6 6

7 7 7

8 8 8

9 9 9

10 10 10

11 11 11

12 12 12

13 13 13

14 14 14

15 15 15

16 16 16

17 17 17

18 18 18

19 19 19

20 20 20

Рис. 12. Модель «Последовательность/Последовательность», отображающая гипотетический случай полной корреляции двух картуляриев (картулярий В - полная копия картулярия А).

ложение документов в картулярии А, а ось У — их последовательность в картулярии B. Когда документ есть только в одном из двух картуляриев, его позиция в другом будет обозначаться как нулевая, и, следовательно, он будет располагаться непосредственно на соответствующей оси.

Как следует интерпретировать модель «Последовательность/Последовательность»? Она основана на простом принципе: картулярий базируется на структуре более старого в такой степени, в какой последовательность скопированных в него документов повторяет последовательность документов более старого картулярия. Цель — выявить, в какой степени между структурами двух картуляриев прослеживается корреляция. Корреляция существует, когда увеличение переменной, обозначающей положение документа в картулярии А, на один

№ док-та Положение в карт. «А» Положение в карт. «В»

1 1 0

2 2 0

3 3 0

4 4 0

5 5 5

6 6 6

7 7 7

8 8 8

9 9 9

10 10 10

11 11 11

12 12 12

13 13 13

14 14 14

15 15 0

16 16 16

17 17 1

18 18 2

19 19 3

20 20 4

Рис. 13. Модель «Последовательность/Последовательность» для гипотетического случая частичного соответствия между двумя картуляриями (картулярий В повторяет картулярий А с некоторыми изменениями).

вызывает равное ее увеличение в картулярии B. Когда это происходит, на графике образуется прямая линия с угловым коэффициентом 1 (45 градусов). На рисунке 12 отображен (невероятный) случай идеальной корреляции: документы занимают одинаковые позиции в A и в B, и, следовательно, второй картулярий представляет собой точную копию первого (в плане структуры, а не особенностей текста).

Но на практике столь идеальной корреляции не встречается, поэтому для интерпретации модели нужно осознавать, что важны не точные позиции документов в картуляриях, а относительное увеличение количества одинаковых документов в двух картуляриях. В другом идеальном, но менее однородном примере (рис. 13) показана более сложная последовательность: в картулярии B опущены первые четыре документа, которые появляются в картулярии A (показаны как 0 на оси X); далее, документы 5-16 следуют в том же порядке, что и в картулярии A, за исключением документа под номером 15, который опущен в картулярии B (он показан как 0 на оси абсцисс). Наконец, документы 17-20 в картулярии A находятся в начале картулярия B.

Случай высокой корреляции:

картулярии монастыря Санта-Мария-де-Вальпуэста

Модель «Последовательность/Последовательность» применима и к реальным случаям. Чтобы это показать, мы используем два картулярия, известные как Becerro Gótico (Gót) и Becerro Galicano (Gal) из монастыря Санта-Мария-де-Вальпуэста (рис. 14). Более старый (Gót) представляет собой весьма неоднородный по содержанию кодекс, созданный между XI и XII вв.17 Более современный (Gal), наоборот, скорее однородный по содержанию кодекс, который датируется 1236 г., а его колофон прямо говорит, что это копия Gót, созданная в ходе его обновления18.

17. Los Becerros Gótico y Galicano de Valpuesta. Vol. 2.

18. Los cartularios gótico y galicano de Santa María de Valpuesta (1090-1140). Segunda parte / ed. por S. Ruiz de Loi-zaga. Vitoria-Gasteiz, 1995.

Рис. 14. Простая модель «Последовательность/Последовательность» для картуляриев из монастыря Санта-Мария-де-Вальпуэста.

На первый взгляд, график показывает очень высокую корреляцию, о чем говорит доминирующая диагональная линия. Отклонения главным образом представлены документами, содержащимися только в одном из двух сводов, и некоторыми документами, которые меняют свою позицию в кодексе. Документы Gót, пропущенные в Gal, отображены как 0 на оси абсцисс. Лишь в трех случаях документы, содержащиеся в Gal, отсутствуют в Gót; они показаны как 0 по оси ординат. Документы, которые находятся на разных позициях в картуляриях, обозначены точками, которые отклоняются от общего тренда,

показанного на графике, — прямой линии с угловым коэффициентом 1. Не углубляясь в дальнейшие подробности (это станет предметом другого исследования), можно утверждать, что модель «Последовательность/Последовательность» ясно демонстрирует высокую степень схожести структуры Gal и Gót, а также дает возможность выявить и наглядно показать те места, где отсутствует корреляция, чтобы сосредоточить внимание на них, дополнив исследование вопросами о кодикологи-ческих особенностях картулярия или содержании текста.

Два разных проекта: картулярии монастыря Сан-Мигель-де-Вильямайор-де-Тревиньо

Монастырь премонстрантов в Тревиньо оставил два картулярия, сильно различающихся по времени своего написания: первый был создан в период с XII по XIII в. (мы будем называть его Cartulary), а второй датирован 1676 г. (он будет называться Becerro)19. 53% (122) из общего числа идентифицированных документов (231) — общие для обоих сводов; такой уровень совпадения достаточен для анализа. Как и в случае с кодексом из Вальпуэсты, в рамках данного исследования не представляется возможным детально описать эти картулярии: обозначить проблемы, связанные с их изучением, и раскрыть все богатство форм включенных в них документов и их содержания. В данной части исследования мы ограничимся сравнением соответствующих структур этих картуляриев с использованием модели «Последовательность/Последовательность». Случай с кодексами из Тревиньо особенно показателен: в прологе Becerro 1676 г. есть пояснение составителя, которое раскрывает внутреннюю логику структуры картулярия, и эта логика отличается от замысла составителя Cartulary20. Чтобы исследовать принципы организации этих кодексов, для отображения отдельных типов документов на графике использовались раз-

19. Cartulario: Spain. Ministry of Culture. National Historical Archive (AHN). Diversoso y Colecciones. Cód. 998. Becerro: Spain. Ministry of Culture. AHN. Diversos y Colecciones. Cód. 1375. Два кодекса были оцифрованы в рамках проекта CRELOC (Clientela y Redes Locales en

la Castilia Medieval). С фотокопиями можно ознакомиться на www.creloc.net (Jular Pérez-Alfaro C. CRELOC: Clientela y redes locales en la Castilla Medieval. 2006. URL: www.creloc.net (дата обращения: 12.10.2016).

20. В прологе составитель кодекса Becerro отмечает, что в нем содержится восемь разделов:

1) документы об основании монастыря; 2) дарственные грамоты его основателей;

3) дарственные грамоты патронов;

4) папские буллы и королевские хартии, подтверждающие имущественные права монастыря;

5) договоры купли и продажи;

6) документы, подтверждающие права на собственность; 7) описи имущества; 8) список аббатов (Ab-adologio) (что, вероятно, привело

к появлению отдельной книги с таким же названием). Madrid. AHN. Cod. 1375. Fol.1v-2r.

Рис. 15. Сложная модель «Последовательность/Последовательность» для двух картуляриев (Cartulary и Becerro) монастыря Сан-Мигель-де-Тревиньо, отображающая тип содержания документа.

личные символы. В связи с тем, что проекты создания картуляриев различаются, можно ожидать полного несовпадения двух кодексов, но модель «Последовательность/Последовательность» показывает, что это не так (рис. 15).

Во-первых, содержание кодексов совпадает в 53% случаев; уникальные для каждого кодекса документы отмечены как 0 на обеих осях: точками на горизонтальной оси обозначены тексты, которых не было в средневековом Cartulary, но которые входили в Becerro XVII в.; точками на вертикальной оси обозначаются документы, присутствующие в Cartulary, но не включенные в Becerro. Во-вторых, в сходных для обоих картуляриев частях можно выделить пять явных блоков:

1. При чтении графика слева направо видно, что документы кодекса Becerro со 2-го по 20-й следуют своей логике: в результате копирования документов из Cartulary схема данной

части приобрела абсолютно хаотичный характер; в ней не представляется возможным установить какой-либо точный тренд: в правой части графика некоторые документы выше, а другие — ниже по оси Y. На первый взгляд (мы не исключаем, что этот вывод будет скорректирован), данные на графике можно трактовать так, что составитель кодекса Becerro при создании этой части использовал документы из архивов или же пользовался Cartulary, но, так или иначе, проигнорировал первоначальную структуру этого средневекового кодекса. Важно отметить, что, если бы составитель Becerro не использовал материал Cartulary, то и вся структура кодекса 1676 г. должна была бы быть хаотичной, но, как мы увидим, это не так.

2. Другая схема прослеживается при изучении документов с 20-го по 40-й: все документы, скопированные из Cartulary в Becerro, расположены в том же самом порядке, что и в Cartulary, вне зависимости от того, следовали ли они друг за другом в раннем картулярии. Каждый документ при чтении графика слева направо всегда имеет большее значение по оси Y, чем предыдущий, хотя на графике и встречаются разрывы. Этот случай весьма показателен, поскольку означает, что, если при копировании документов блока A составитель Becerro стремился следовать своему замыслу, то в этом блоке B (раздел о дарениях от благодетелей) из Cartulary были взяты некоторые документы, которые соответствовали желанной тематике (пожертвования), в то время как другие были проигнорированы, причем всегда в изначальном порядке.

3. Принцип формирования следующей группы (документы 40-75) отличается от предыдущих разделов. В этом разделе составитель Becerro копирует более поздние документы, которые были получены монастырем после составления Cartulary и по этой причине не вошли в средневековый свод. Поэтому эти документы отображены на оси X, за исключением отдельных документов, входивших в Cartulary; о чем составитель Becerro, вероятно, не знал, поэтому он включил их, руководствуясь ори-

гинальными записями. Документы, подтверждающие акт дарения и права собственности, в этой части кодекса составляют большинство; между ними помещены три документа разных видов, возможно, потому что автор полагал, что так раздел документов станет более типологически гомогенным, как было в случае с разделом, содержащим документы купли и продажи.

4. Начиная с 75-го документа Becerro следует структуре Cartulary наиболее близко. Некоторые из документов Cartulary не вошли в Becerro, но восходящая основная линия на графике не оставляет никаких сомнений: эта часть Becerro основана на Cartulary. В таком случае при использовании на графике кодировок, основанных на типах документов, действия составителя Becerro становятся более понятными. Последовательность документов по купле и продаже не менялась, а заимствована напрямую из Cartulary.

5. В последний блок включены более поздние типы документов (документы, подтверждающие права собственности, описи), не существовавшие в то время, когда составлялся Картулярий, и поэтому они отображены непосредственно на оси X.

Также стоит обратить внимание на то, что составитель Becerro игнорирует отдельные типы документов, в частности, по оценке имущества (они составляют важную часть Cartulary, но последовательно не включаются в Becerro), поэтому они отображены на графике непосредственно на оси Y. Модель «Последовательность/Последовательность» показывает, что составитель Becerro 1676 г. по-разному использует средневековый Cartulary. Он пренебрег частью содержания данного свода, чтобы воплотить свой замысел в начале кодекса, но следовал Cartulary, когда реорганизация оригинального материала не требовалась. Способность модели «Последовательность/ Последовательность» сочетать отражение относительного положения документов в обоих кодексах со знаками, обозначающими их качественные характеристики, оказалась действенным инструментом для визуализации взаимосвязей, которые весьма сложно установить и проверить другими способами.

Заключение

В данной статье представлены две модели для анализа картуляриев. Первая модель, «Последовательность/Дата», позволяет визуализировать и проанализировать всю структуру картулярия; более того, данная модель дает возможность сконцентрировать внимание на некоторых частях картулярия с помощью его двумерного отображения (порядок/датировка документов), к которому можно добавить другие переменные для более углубленного анализа. Были представлены также некоторые способы интерпретации результатов, основанные на идентификации двух основных схем картуляриев: хаотичной (типичной для картуляриев, составленных не в хронологическом порядке) и последовательной (отражающей либо хронологический порядок документов, либо их концентрацию в узких временных рамках). Приведенные в статье примеры иллюстрируют обе схемы и их разные интерпретации; эти схемы можно выявить в реальных случаях (например, кодексы из Арлансы и Вальпуэсты).

Другой метод, модель «Последовательность/Последовательность», предназначен для сравнения картуляриев, содержание которых в значительной мере совпадает. Как и в предыдущем случае, эта модель основана на двумерном графике, отражающем позиции каждого документа в двух сопоставляемых картуляриях; к модели также можно добавить третью переменную для дальнейшего анализа. Эта модель показывает, в какой мере один картулярий воспроизводит структуру другого, и упрощает визуализацию точек совпадения/несовпадения. Использованные примеры продемонстрировали, насколько действенным может быть данный метод. Схема картуляриев из Вальпуэсты весьма последовательна, в то время как для картулярия из Тревиньо характерна более богатая и сложная схема, в которой видны те же разнообразные стратегии, которые использовал составитель кодекса Becerro XVII в. (когда он работал со средневековым кодексом Cartulary).

В статье представлены лишь два способа исследования картуляриев с помощью двумерных графиков. Наша группа экспериментировала с другими вариантами, чтобы наиболее эффективно исследовать конкретные аспекты картуляриев (например, изображения в картуляриях, кодикологическую структуру, формат и разметку страниц, дополнения, сделанные другим почерком, вставки и изменения текста). Эти проблемы станут предметом дальнейших публикаций. Одна из наиболее перспективных областей применения этих моделей — это возможность анализировать картулярии, кодико-логическая структура которых была изменена, что позволит гипотетически реконструировать их первоначальную структуру. Внесение данных в Географическую информационную систему (ГИС) позволит применять техники анализа пространства для исследования организации картулярия в определенных регионах. Все эти области применения способов исследования картуляриев активно изучаются нашей исследовательской группой.

Поскольку принципы, на которых основаны наши методы, опираются на логические операции, не требующие привлечения какой-либо определенной компьютерной системы, в теории они могут применяться «вручную». Однако использование компьютеров для применения этих методов необходимо, чтобы оптимизировать усилия и провести достаточно сложный анализ. Система управления базами данных наряду с графическим движком — необходимый минимум для успешной работы с этими методами. Тем не менее наша работа направлена на создание специального программного обеспечения, использующего эти процедуры для анализа картуляриев. Для такой программы необходимы не только более совершенные по сравнению с представленными в статье возможности визуализации, но и подпрограммы для автоматического распознавания различных схем, которые до сих пор распознавались лишь визуально. Желательно также улуч-

шить распознавание мест в картулярии, где меняются схемы и тренды (эти изменения очевидны на простых графиках, но с трудом выявляются в больших кодексах с более сложной структурой). Необходимо подчеркнуть, что потенциальная возможность такого программного обеспечения визуализировать целый свод на одном графике станет гораздо более действенным инструментом, чем метод, основанный на таблицах или описаниях текста.

Наконец, мы хотели бы призвать научное сообщество участвовать в тестировании и совершенствовании данных методов не только с научными целями, но и для преподавания и информирования широкой неакадемической публики. Мы надеемся, что некоторые из этих методов, такие как модель «Последовательность/Дата», в ближайшем будущем приведут к появлению стандартных методов изучения и издания данных типов исторических источников.

Благодарности

Это исследование было проведено в рамках научных проектов национальной программы «Научные исследования, развитие и технологические инновации»21: ref. HAR2013-47889-C3-2-P (руководитель проекта — Х. Эскалона) и ref. HAR2012-34756 (руководитель проекта — К. Хулар Перес-Альфаро). Некоторые предварительные результаты исследования были представлены на международной конференции «Картулярии в средневековой Европе: тексты и контексты», состоявшейся в Лиссабоне, Португалия, с 11 по 12 июня 2015 г., и на семинаре по практикам средневекового письма (Séminaire Pratiques médiévales de l'écrit, PraME Séminaire) в Университете Намюра, в Бельгии (3 декабря 2015 г.). Авторы хотят поблагодарить за критику и комментарии тех, кто присутствовал на этих мероприятиях. Черновик данной ра-

21. R&D, исп. - Plan Nacional de Investigación Científica, Desarrollo e Innovación Tecnológica, с 2013 г. - Plan Estatal de Investigación Científica y Técnica y de Innovación - Примеч. ред.

боты прочла Франческа Тинти, озвученные ею предложения оказались особенно ценными. На ранних этапах работы нам помогли комментарии и предложения Кармен Эскалоны Но-гуеро, мы благодарим ее от всего сердца. Наконец, мы хотели бы поблагодарить за весьма полезную критику двух анонимных читателей Digital Medievalist, которые оказали большую помощь в формировании финальной версии текста.

Ответственность за все ошибки несут авторы.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ

1. Becerro Galicano de San MiLLán de La CogoLLa [Электронный ресурс]. 2013. URL: http://www.ehu.eus/galicano (дата обращения: 12.10.2016).

2. Becerro Gótico de Cardeña / ed. por L. Serrano. VaLLadoLid: Cuesta, 1910. (Fuentes para La historia de CastiLLa por Los PP. beneditinos de SiLos; 3).

3. Los Becerros Gótico y GaLicano de VaLpuesta / est., ed. e ind. por J. M. Ruiz Asencio, I. Ruiz ALbi, M. Herrero Jiménez. Madrid; Burgos: ReaL Academia EspañoLa, Instituto CasteLLano y Leonés de La Lengua. 2010. VoL. 2: Reproducción fotográfica deL becerro gótico de VaLpuesta. (CoLección BeLtenebros; 26).

4. CartuLario de San Pedro de ArLanza (antiguo monasterio benedictino) / ed. por L. Serrano. Madrid: Junta para La AmpLiación de Estudios - Centro de Estudios Históricos, 1925.

5. Los cartuLarios gótico y gaLicano de Santa María de VaLpuesta (1090-1140). Segunda parte / ed. por S. Ruiz de Loizaga. Vitoria-Gasteiz: Diputación ForaL de ÁLava, 1995.

6. CartuLR: Répertoire des cartuLaires médiévaux et modernes. Institut de recherche et d'histoire des textes [Электронный ресурс]. URL: http://www. cn-telma.fr/cartulR (дата обращения: 12.10.2016).

7. CoLección documentaL deL monasterio de San Pedro de Cardeña / ed. por G. Martínez Diez. Burgos: Caja de Ahorros y Monte de Piedad deL CírcuLo CatóLico de Obreros, 1998.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Azcárate Aguilar-Amat P., Escalona J., Jular C., Larrañaga M. Volver a nacer: historia e identidad en los monasterios de Arlanza, San Millán y Silos en el siglo XIII // Cahiers d'Études Hispaniques Médiévales. 2006. Vol. 29.

P. 359-394.

2. Les cartulaires. Actes de la table ronde organisée par l'École Nationale des Chartes et le GDR 121 du CNRS / reunis par O. Guyotjeannin, L. Morelle, M. Parisse. Genève; Paris: Librairie Droz; Librairie H. Champion, 1993. (Mémoires et documents de l'Ecole des chartes; 39).

3. Les cartulaires méridionaux. Actes du colloque organisé à Béziers les 20 et 21 septembre 2002 par le Centre historique de recherches et d'études médiévales sur la Méditerranée occidentale / sous la dir. de D. Le Blévec. Paris: École de chartes, 2006. (Études et rencontres de l'École de chartes; 19).

4. Charters, Cartularies and Archives: The Preservation and Transmission of Documents in the Medieval West. Proceedings of a Colloquium of the Commission Internationale de Diplomatique (Princeton and New York, 16-18 September 1999) / ed. by A. J. Kosto, A. Winroth. Toronto: Pontifical Institute of Mediaeval Studies, 2002. (Papers in Mediaeval Studies; 17).

5. Chastang P. Lire, écrire, transcrire: Le travail des rédacteurs de cartulaires en Bas-Languedoc, XIe-XIIIe siècle. Paris: CTHS, 2001. (CTHS-Histoire; 2).

6. Chastang P. Cartulaires, cartularisation et scripturalité médiévale:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

la structuration d'un nouveau champ de recherche // Cahiers de civilisation médiévale. Vol. 49(193). 2006. P. 31-42.

7. Escalona J, Azcárate Aguilar-Amat P. Una fuente 'casi' perdida para la historia de la Castilla medieval. Notas en torno al Becerro de San Pedro de Arlanza // Hispania. 2001. Vol. 208. P. 449-474.

8. Escalona J., Azcárate Aguilar-Amat P., Larrañaga M. De la crítica diplomática a la ideología política. Los diplomas fundacionales de San Pedro de Arlanza y la construcción de una identidad para la Castilla medieval // Actas de VI Congreso Internacional de Historia de la Cultura Escrita (Alcalá de Henares, del 9 al 13 de julio de 2001). Madrid: Calambur Editorial, 2002. Vol. 2: Libros y documentos en la Alta Edad Media. Los libros de derecho. Los archivos familiars / coord. por C. Sáez Sánchez. P. 159-206. (Biblioteca litterae; 3).

9. Escalona J, Sirantoine. H. Produit culturel et instrument de pouvoir: les vies de l'acte // Chartes et cartulaires comme instruments de pouvoir. Espagne et Occident chrétien (VIIIe-XIIe siècles). Actes du Colloque international

réuni à Madrid, au Centro de ciencias humanas y sociales du Consejo superior de investigaciones científicas, les 25 et 26 février 2010 / sous la dir. de J. Escalona et H. Sirantoine. Toulouse; Madrid: CNRS-Université de Toulouse-Le Mirail; CSIC, 2013. P. 9-23. (Méridiennes. Études Médiévales Ibériques).

10. Fernández Florez J. A. Los cartularios. Europa y España: algunos hitos // Los cartularios de Valpuesta. Estudios / ed. a cargo de J. A. Bartol Hernández, A. Álvarez Tejedor, J. R. Morala Rodríguez. Salamanca: Luso-Española de Ediciones. 2014. P. 67-92.

11. Jular Pérez-Alfaro C. Clientela y redes locales en la Castilla Medieval, 2016 [Электронный ресурс]. URL: www.creloc.net (дата обращения: 12.10.2016).

12. McCrank L. J. Archival Control and Computer-Assisted Analysis of Cartularies // Histoire et Informatique. Acts du Ve Congrès "History & Computing", 4-7 Septembre 1990 à Montpellier / ed. J. Smets. Montpellier: Le Floriege, 1992. P. 647-658.

13. Tinti F. Fuentes escritas: transcripción, digitalización, historia social de la escritura // Nuevos temas, nuevas perspectivas en historia medieval. XXV Semana de Estudios Medievales (Nájera, del 28 de julio al 1 de agosto de 2014) / coord. por E. López Ojeda. Logroño: Instituto de Estudios Riojanos, 2015. Р. 59-82. (Actas / 1ER)

14. Tinti F, Peterson D, Agúndez L. The Production of Multiple Cartularies As a Key to Understanding the Genre: Comparing the Cases of Worcester, Sahagún and San Millán (11th-13th centuries) [Электронный ресурс] // Conference Panel at Cartularies in Medieval Europe: Texts and Contexts. Lisbon: Arquivo Nacional do Torre do Tombo, 2016. URL: http://medievalcartularies.letras. ulisboa.pt (дата обращения: 12.10.2016).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.