Научная статья на тему 'Дважды Соросовский учитель Валентин Михайлович икрин'

Дважды Соросовский учитель Валентин Михайлович икрин Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
172
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Стась Н. Ф.

Статья посвящена Валентину Михайловичу Икрину (1944-2006), который был деканом химико-технологического факультета, преподавателем и наставником студентов факультета естественных наук и математики, химико-технологического и физико-технического факультетов, Института международного образования и учащихся химического лицея, человеком высочайших деловых и душевных качеств.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Twice Soros' lecturer Valentin Mikhailovich Ikrin

The article is devoted to Valentin Mikhailovich Ikrin (1944-2006), who was a dean of Chemical-Technological Department, a lecturer and a tutor of the students of Natural Sciences and Mathematics Department, Chemical-Technological Department and Physical-Engineering Department, Institute of International Education and of Chemical Lyceum, a man of business and warm heartedness.

Текст научной работы на тему «Дважды Соросовский учитель Валентин Михайлович икрин»

УДК 62:378 (092)

ДВАЖДЫ СОРОСОВСКИЙ УЧИТЕЛЬ ВАЛЕНТИН МИХАЙЛОВИЧ ИКРИН

Н.Ф. Стась

Томский политехнический университет E-mail: [email protected]

Статья посвящена Валентину Михайловичу Икрину (1944-2006), который был деканом химико-технологического факультета, преподавателем и наставником студентов факультета естественных наук и математики, химико-технологического и физико-технического факультетов, Института международного образования и учащихся химического лицея, человеком высочайших деловых и душевных качеств.

22 августа 2006 г. после тяжелой болезни ушел из жизни Валентин Михайлович Икрин, мой коллега и друг, доцент кафедры общей и неорганической химии ЕНМФ и доцент междисциплинарной кафедры Института международного образования ТПУ

Перед Вами его фотография, фотография любительская, но, глядя на неё, невольно вспоминаешь слова прекрасного русского романса: твоя душа видна в твоих глазах. Взгляд поистине лучезарный, в глазах искры света, взгляд доброго, жизнерадостного, открытого человека.

Валентин Михайлович Икрин, июль 2005 г

Родился Валентин 30 января 1944 г. в г. Славго-роде Алтайского края в рабочей семье (отец - строитель, мать - швея). В школе учился 11 лет. Это был первый советский эксперимент одиннадцатилетнего трудового обучения, когда выпускники школ получали трудовую специальность. Валентин получил не только аттестат зрелости, но и диплом каменщика четвертого разряда. В школе он полю-

бил спорт: имел третий юношеский разряд по футболу и волейболу и второй по гимнастике.

В 1963 г. Валентин окончил школу и поступил на химико-технологический факультет нашего университета. Интересная деталь: в те годы существовала категория «рабочих» студентов, и Валентин оказался в их числе. Эти студенты на первом-втором курсах должны были работать на предприятиях, а учились они в вечернее время. Валентин был рабочим на газовом заводе, который в те годы обеспечивал светильным газом химические лаборатории ТПУ и ТГУ. Небольшое здание этого завода из тёмно-красного кирпича сохранилось, оно находится за пятым корпусом ТПУ, в котором располагается Институт дистанционного обучения и редакция газеты «За кадры».

Валентин учился по специальности «Химическая технология топлива». Учился хорошо, был контактным и отзывчивым, имел много друзей. На пятом курсе пришла любовь. Его женой стала студентка параллельного потока Марина. Они прожили вместе долгую жизнь и вырастили успешных в жизни и работе сына и дочь.

Диплом об окончании ТПУ Валентин получил в конце 1968 г., был рекомендован ГЭКом к научной и преподавательской работе. Более пяти лет Валентин работал на кафедре химической технологии топлива: сначала был ассистентом, затем аспирантом. Его научная работа была посвящена исследованию торфа. Он изучал свойства этого распространенного в наших краях топлива методами термического и гравиметрического анализа, а также освоил дериватографию - комплексный метод анализа, в котором тепловые эффекты химических процессов и изменения массы при нагревании вещества фиксируются одновременно. Но этого оказалось недостаточно для того, чтобы разобраться в сложных процессах, протекающих при нагревании торфа, и Валентин объединил дериватографию с хроматографией, что позволило проводить химический анализ газообразных продуктов термолиза торфа в динамике его разложения и горения. В центральном журнале «Химическая технология топлива» опубликована его статья [1] с результатами исследования механизма термического разложения торфа и теоретическим расчетам кинетики этого сложного процесса. Они стали содержанием его кандидатской диссертации [2] и основной ча-

стью докторской диссертации Я.А. Белихмайера, который был вторым научным руководителем аспиранта (первым был заведующий кафедрой С.И. Смольянинов).

Диссертацию Валентин защищал вдали от г. Томска, в г. Минске, в объединенном Учёном совете институтов физико-органической химии и общей и неорганической химии академии наук Белоруссии. Родные стены были далеко и не могли помочь, но защита прошла успешно, и в 1974 г. он стал кандидатом химических наук. Другим фактом признания высокого уровня его исследований является диплом в конкурсе научно-исследовательских работ ТПУ 1974 г. «... за цикл работ по исследованию ресурсов Западной Сибири».

Я читал диссертацию Валентина - работа сильная. Современные по тем временам методы исследования, глубокая теоретическая проработка результатов, двенадцать пунктов выводов - это даёт всестороннее описание тех разнообразных и сложных процессов, которые протекают при термическом разложении торфа. На этой основе можно прогнозировать оптимальные режимы переработки различных торфов, что рано или поздно будет проводиться, так как запасы нефти и газа не беспредельны.

Научные исследования были лишь частью работы Валентина в аспирантуре. Кроме них, он занимался преподаванием. И за три года он наработал 624 ч педагогической практики, хотя было достаточно 180 ч (минимум педагогической нагрузки для аспиранта в то время - 60 ч в год).

В советский период нормой жизни интеллигенции была общественная работа, которая не оплачивалась. По этой части у Валентина не только не было проблем, а наоборот - явный «перебор». Он был куратором студенческой группы, и его ставили в пример другим кураторам. Он был организатором УИРС - учебно-исследовательской работы студентов на кафедре, активизировал эту работу, и кафедра ХТТ была по этому показателю лучшей на факультете. Он был членом бюро ВЛКСМ младших научных сотрудников факультета, отвечал (а это значит, что большую часть работы делал сам) за художественное оформление праздничной колонны факультета во время её шествия в праздничные дни на демонстрациях. Наконец, он «отстаивал честь факультета» (так это называлось в то время) по различным видам спорта на спартакиадах ТПУ.

Валентин осознавал свое призвание к преподавательской работе, хотел быть штатным преподавателем, но на родной кафедре вакантных мест не было. В 1974 г. он принимает решение о переходе на кафедру общей и неорганической химии (ОНХ). С этого времени его биография связана с нашей кафедрой: сначала ассистент кафедры, с 1976 г. -старший преподаватель, с 1984 г. - доцент. Он был высококлассным преподавателем. В личном деле имеются заключения о его квалификационных лекциях и результаты анкетирования студентов -

все они свидетельствуют о том, что он постоянно работал над повышением своего педагогического мастерства. 10 сентября 1975 г. он читал квалификационную лекцию в связи с участием в конкурсе на должность старшего преподавателя. В составе комиссии - опытные строгие методисты химикотехнологического факультета (В.М. Морозова, Е.Т Лабыкина и др.), тема лекции: «Кинетика химических реакций». Выписка из заключения комиссии: «Лектор грамотно использует обширный материал по данному разделу ... Материал лекции изложен в полном объеме, на современном научном уровне, методически грамотно ...».

На кафедре ОНХ в те годы у преподавателей была большая (до 900 ч) педагогическая нагрузка «у стола», но Валентин продолжал активную общественную работу: он готовил команду студентов-химиков к областной химической олимпиаде, был председателем отборочной комиссии химико-технологического факультета.

В конце семидесятых годов для преподавателей ТПУ появилась возможность работать по своей специальности в дружественных развивающихся странах. Многих привлекала возможность дополнительного заработка и приобретения престижного в те годы автомобиля «Волга». Для Валентина материальная сторона не имела (или почти не имела) значения, главным мотивом было стремление испытать себя в новом деле. Он без колебаний согласился работать за рубежом.

После многомесячных курсов французского языка в г. Киеве Валентин с семьей уезжает в Алжир. Он работал в г. Бумердесе (научном и образовательном центре Алжира), в институте легкой промышленности (ШЩ. Свое пребывание в Алжире Валентин описал в статье «Что ни делается -к лучшему» в сборнике воспоминаний преподавателей факультета естественных наук и математики, выпущенный в 2000 г., к 100-летию со дня начала занятий [3]. Привожу некоторые выдержки из этой статьи со своими комментариями.

«При институте легкой промышленности имеется техникум. ... Преподаватели работают сразу в обоих учебных заведениях. Ведется подготовка специалистов одного профиля, но разного уровня ...». В России среднее и высшее профессиональное образование разобщены - это неправильно. Если бы университеты и техникумы были вместе, то престиж и уровень среднего и высшего профессионального образования был бы гораздо выше, чем сейчас. Кроме того, имелась бы возможность естественного решения проблемы неуспевающих студентов. Такие студенты, которым тяжело дается высшее образование, могли бы безболезненно переходить в техникум. Сейчас они переводятся на платное обучение, но уровень их знаний от этого не повышается.

«Новичкам на первых порах поручают практические и лабораторные занятия в институте и техникуме, в дальнейшем поручают и чтение лекций. Первый год было трудно. Необходимо было прео-

долеть языковой барьер - это умение понять говорящего и быть услышанным. Нужно было наладить контакт с учащимися, соблюдая дистанцию и такт, разобраться в характере каждого студента ...». Обратите внимание: «разобраться в характере каждого студента». Много ли среди преподавателей в вузах таких, кто разбирается в характере каждого студента и вырабатывает к каждому индивидуальный подход? Валентин Икрин был таким.

Еще одна цитата, относящаяся к организации учебного процесса. «Раздаточный материал мы готовили сами к каждому занятию, для этого использовались кафедральные «спиртовые машины». Суть процесса заключалась в нанесении нужной информации на стансили (восковки). Они могли быть заготовлены заблаговременно, могли храниться долгое время и в нужный момент использоваться. Заложив стансиль в спиртовую машину, вращением барабана за рукоятку можно было получить до сотни экземпляров оттиска на обычной бумаге ...». Это было в 1979-1982 гг. в Алжире, а у нас этого не было: мы готовили раздаточный материал вручную с помощью копировальной бумаги, получая максимум четыре копии. Сейчас появились компьютеры, принтеры и ксероксы, электронная почта и Интернет, но имеется ли на общенаучных кафедрах хотя бы один доцент (который работает с потоком 80-120 студентов и в связи с этим ему нужны сотни листов раздаточного материала), у которого рабочее место оборудовано этой техникой?

За четыре учебных года, которые были проведены в Алжире, Валентин проделал огромную работу. Он в совершенстве овладел французским языком, и на этом языке написал восемь работ, в том числе полные курсы лекций по общей и аналитической химии, задачники по этим дисциплинам, задания для программированного контроля знаний, задания для химических олимпиад.

В статье «Что ни делается - к лучшему» описаны не только деловая, но и другие стороны жизни в Алжире: природа, отдых, коллективные мероприятия советской диаспоры. Валентин был активным участником спортивных соревнований, праздников и торжеств. Пишет об этом он предельно скромно (это отличительная черта его характера), но по всему видно: он был организатором и самым активным участником всех радостных событий, он это любил, он наслаждался этой кипучей жизнью.

Валентин возвратился из Алжира в 1983 г., через год был избран на должность доцента, а в 1987 г. получил ученое звание доцента.

В середине 80-х г.г. огромный химико-технологический факультет (более 2000 студентов и около 300 преподавателей и научных сотрудников) был разделен на два факультета: из его состава был выделен факультет инженерной химии и химической кибернетики. Но разделение было формальным, фактически все было общим: учебный корпус, Ученый совет, общежитие, деканат. Но деканов было

два. В начале 1989 г. на должности деканов были избраны бывшие однокурсники и друзья профессор В.Д. Филимонов и доцент В.М. Икрин. Виктор Дмитриевич Филимонов курировал научную деятельность и был председателем Ученого совета факультета, а Валентин контролировал учебный и воспитательный процесс, в этой связи в зону его ответственности входило общежитие факультетов. По всем этим направлениям у декана В.М. Икрина был полный порядок. Общежитие - постоянная головная боль любого декана, но Валентин умел предвидеть негатив и с опережением работал на его предупреждение. Его деловые качества кратко и точно характеризуют слова В.Д. Филимонова: «самый ответственный из всех, кого я знал».

Будучи специалистом по дериватогрфии и термическому анализу, Валентин безотказно выполнял все заявки сотрудников кафедры на проведение соответствующих опытов. Его исследования помогли разобраться в сложных процессах, протекающих при нагревании комплексных соединений и термической регенерации сорбентов, которые изучались на кафедре. Его редко включали в соавторы статей, но с претензиями он не выступал: скромность была отличительной чертой его характера.

У Валентина была тяга ко всему новому - он без колебаний, с удовольствием брался за новое дело и каждое новое дело доводил до получения максимального результата. Один из примеров, объясняющий название этой статьи.

В 1989 г. на нашей кафедре (ОНХ) по инициативе доцента А.А. Медвинского были организованы занятия для учащихся школ по химии. Первоначально это называлось школьно-подготовительным факультетом. Валентин включился в эту работу со свойственной ему самоотдачей. Он, а также Н.И. Га-врюшева, Г.В. Ныш, Л.П. Трушина, Ф.Г Рудко, Е.М. Князева, автор этих строк и другие преподаватели в срочном порядке подготовили методическое обеспечение, раздаточный материал и контролирующие задания. Вскоре школьно-подготовительный факультет отделился от кафедры и на его основе был организован муниципальный химический лицей при ТПУ. В.И. Икрин, Н.И. Гаврюшева и Г.В. Ныш стали учителями химии в лицее, причем Валентин оставался доцентом кафедры ОНХ с полной учебной нагрузкой. По результатам независимого исследования, проводимого Фондом Сороса, Валентину два раза - в 1993 и 1994 гг. было присвоено звание «Соросовский учитель». Те, кто знает методику исследования, могут подтвердить, как непросто заслужить это звание. Имеются сведения о том, что в 1995 г. он в третий раз вошел в число тех, кому присваивается это звание, но Валентин отказался от него и соответствующей премии, так как в это время он оставил работу учителя в лицее.

Другой пример. В 2003 г. в университете был организован Центр тестирования. Выполняя поставленные перед ним задачи, Центр объявил о регулярном тестировании студентов, когда до начала

первого из трёх запланированных оставалось 2-3 недели. Кафедра должна была в короткий срок подготовить тесты. Я обратился к Валентину: Стась и Князева делают тесты для студентов-химиков, тебе надо взять на себя составление тестов для сту-дентов-нехимиков. Он поворчал, что времени мало, но тесты сделал в срок. При этом ни слова о вознаграждении, деньги для него никогда не стояли на первом месте, на этом месте стояло: если меня просят и если это надо - сделаю.

Здесь уместно рассказать об основных методических разработках, которые он сделал самостоятельно и вместе со мной.

Наша совместная работа началась в конце 70-х гг. Мы разработали рабочие программы в целевой форме: он для студентов нехимических специальностей, а я - для химических. Работали по собственной инициативе. Мы заметили, что для многих студентов учить химию «вообще» не интересно, что они хотят заранее знать, с какой целью изучается та или иная тема. Мы сформулировали такие цели, составили вопросы, на которые должен отвечать студент, подобрали в задачниках соответствующие этим целям задачи и упражнения, которые должны уметь решать студенты. Все это было впервые в нашей системе высшего профессионального образования, аналогов или каких-либо ориентиров не было. Мы были довольны результатами, рассказали о них на методической конференции, после чего нас пригласили выступить на Ученом совете одного из факультетов. Совет отнесся к идее целевых программ прохладно. Как я теперь понимаю, тогда мы опередили время, а сейчас рабочие программы всех дисциплин составляются в целевой форме.

В начале 80-х гг. наша кафедра первой в ТПИ разработала и стала использовать в учебном процессе рейтинговую систему контроля и учета учебного труда студентов. Рейтинговая оценка (баллы) складывается из оценок (баллов) на каждом занятии. Возникла проблема оценок на практических занятиях. Всех студентов группы опросить на занятии невозможно, а оценить необходимо подготовку каждого студента по каждой теме. На методическом семинаре договорились вести практические занятия так: 60...70 мин. - коллективная работа под управлением преподавателя, а последние 20...30 мин. отводятся на самостоятельное выполнение каждым студентом индивидуального задания. В связи со срочной необходимостью, составление заданий по темам поручили всем преподавателям, а редакторами назначили меня (как ответственного за методическую работу на кафедре) и В.М. Икрина. Работа была сделана, в нее внесли вклад А.А. Васильев, ГФ. Иванов, Л.Ф. Трушина, Ф.Г. Рудко, Е.М. Князева, Л.Д. Свинцова, Л.М. Смолова, ТА. Юрмазова, В.В. Ямпольская. Мы с Валентином провели общее редактирование, разработали по 2 темы каждый самостоятельно и одну тему - совместно. Валентин составил тестовые задания по темам «Комплексные соединения»

и «Концентрация растворов». В заданиях по теме «Концентрация растворов» он отразил межпредметные связи химии, её роль в решении социальных и экологических проблем. Таких заданий нет ни в одном задачнике, они вызывают повышенной интерес студентов и преподавателей. Задания были изданы в двух частях [4]. Они интенсивно используются в учебном процессе, преподаватели их называют кратко - тесты Икрина. Мой вклад забыт, но я не обижаюсь. Пусть с помощью этого названия сохраняется на долгие годы память об этом человеке.

Точно не помню год, когда появилась идея создать задачник по химии, отражающий роль химии в решении экологических и социальных проблем. Обсудили идею с Валентином, решили работать совместно. Проблема оказалась сложнее, чем мы думали. Закончили работу в 2001 г., составили в общей сложности 700 задач и упражнений по 12 темам: химия и энергетика, химия и экология, химия и медицина, химия и автомобиль и т. д. Этот сборник был издан в 2004 г. в издательстве ТПУ с рекомендательным грифом СибРУМЦа [5]. По заявкам многих вузов он разослан в университеты Сибири и Дальнего Востока, но на родной кафедре он используется пока ещё слабо. Мы были убеждены, что потенциал этого пособия огромен, в особенности по организации, обеспечению и контролю самостоятельной работы студентов [6].

Дисциплины «Химия» и «Общая и неорганическая химия», которые обеспечивает кафедра ОНХ, изучают студенты первого курса всех технических факультетов ТПУ. Каждый семестр мы обучаем 500-600 студентов, это 8-10 потоков. Проблемы бывают: у некоторых лекторов иногда были сбои, возникали какие-то претензии. Но никогда не было никаких проблем с потоком студентов нехимических специальностей ФТФ потому, что в этом потоке бессменным лектором был В.М. Икрин. Он тесно взаимодействовал с деканатом и методической комиссией этого факультета, посещал общежитие студентов и массовые мероприятия ФТФ. Студенты его уважали и любили, хотя никаких поблажек он им не делал. У этих студентов нет экзамена по химии, вместо него студенты должны получать зачёт, но получить зачёт у Валентина Михайловича было сложнее, чем сдать экзамен. В зачётных билетах студенту предлагается формула химического соединения, с которым необходимо провести ряд последовательных теоретических действий, в ходе выполнения которых студент должен продемонстрировать знание всех ключевых элементов содержания химии и умение использовать их для решения конкретных задач. Сейчас такие «лестничные» задания применяются в тестировании, но тогда Валентин был первым.

В конце 90-х гг. преподаватели кафедры общей и неорганической химии пришли к выводу о том, что настало время для модернизации классического лабораторного практикума по химии, поскольку

он носит, в основном, иллюстративный характер и не соответствует современным требованиям к качеству высшего профессионального образования. Для разработки новых лабораторных работ было организовано пять творческих групп. В одну из них, которая решала проблему практикума по химии элементов, т. е. по неорганической химии, вошли В.М. Икрин, Г.В. Кашкан, Е.М. Князева, Л.М. Смолова, Н.Ф. Стась и ТА. Юрмазова. Эта группа разработала интересный, содержательный практикум [7]. Он состоит из шести работ (химия и экология, получение и свойства металлов, оксидов и гидроксидов, солей, комплексных соединений, неметаллов и их соединений), причём, самую интересную из них (химия и экология) разрабатывал В.М. Икрин с помощью ТА. Юрмазовой.

Валентин был восприимчив к критике, быстро на нее реагировал. Как-то я обратил внимание на то, что он долго и подробно объясняет ход выполнения лабораторной работы и последовательность обработки опытных данных. Я высказал ему замечание примерно так: студенты должны готовиться к занятию и знать, что им предстоит делать. Кроме того, у каждого из них имеется описание методики выполнения работ, а ты лишаешь их возможности проявить самостоятельность, показать свою подготовленность к занятию. Валентин ответил, что его принцип такой: дать учебный материал студентам максимально, чтобы иметь право максимально его потребовать. У нас состоялась дискуссия, в ходе которой мы пришли к выводу, что более прочны и продуктивны не те знания, которые преподносятся в «разжеванном» виде, а добытые собственным трудом студента. Вскоре Валентин выступил на методическом семинаре кафедры с докладом о своих намерениях относительно новой организации учебного процесса в своем потоке со студентами физикотехнического факультета, направленной на развитие самостоятельности студентов. В основу своей методики он положил индивидуальные консультации для студентов, которые проводил по нескольку раз в неделю, т. е. во много раз больше, чем планируется в учебных поручениях. Свое время и силы он тратил, не считаясь ни с чем; главным для него всегда были не личные интересы, а успехи его учеников.

Во время работы над этой статьёй я просмотрел личное дело Валентина. В советский период было принято поощрять сотрудников в основном морально, но иногда и материально. Так вот: с 1974 по 1990 гг. Валентину в приказах по университету объявлено десять благодарностей, выдано две Почётные грамоты и четыре премии. В сумме это 16 поощрений за 16 лет, т. е. каждый год университет его за что-то благодарил или поощрял - показатель, достойный книги рекордов Гиннеса.

За что благодарили и поощряли? За активное участие в проведении студенческой научной конференции, за высокий научный и методический уровень проведения занятий, за активную и добросовестную работу в приёмной комиссии, за досрочное

выполнение и высокое качество работ по хоздоговору, за активное участие в проведении химических олимпиад, за успешную работу в качестве куратора студенческой группы, за успехи в социалистическом соревновании. В новой экономической системе, в которой живёт наша страна с 1990 г., моральные поощрения обесценились и не практикуются, но, тем не менее, в год 100-летия основания ТПУ (1996) Валентин награждён Почётной грамотой администрации области, а в год 100-летия со дня открытия (2000) - Юбилейной медалью ТПУ.

В последние два года Валентин работал одновременно на двух кафедрах: общей и неорганической химии ЕНМФ и междисциплинарной кафедре ИМО. В ИМО он занял место талантливого и яркого человека - доцента А.А. Васильева, преждевременно и неожиданно ушедшего из жизни в августе 2004 г. Замена А.А. Васильеву оказалась достойной. За два года Валентин проделал в ИМО огромную работу. Он освоил второй иностранный язык (английский), разработал учебно-методический комплекс по химии для иностранных студентов параллельно на двух языках - английском и русском, который состоит из учебного пособия в двух частях, рабочей тетради и лабораторного практикума. Валентин вёл занятия по химии с вьетнамскими студентами подготовительного отделения и первого курса. Все студенты, которых он обучал, пришли на похороны, и на поминальном обеде староста группы сказал, что Валентин Михайлович был для них «как папа».

Мир увлечений Валентина был поистине огромным. Он не оставил спорт, ходил на лыжах и играл в футбол, был худощав и подвижен, и его трудовые успехи во многом связаны со спортом. Он занимался резьбой по дереву и чеканкой по металлу, знал способы художественной обработки металлов; к 100-летию основания университета он обновил 100-летние бронзовые люстры в актовом зале главного корпуса. В 60-летнем возрасте ему представилась возможность общения с художниками, он стал брать уроки живописи и рисовать пейзажи. За короткое время он достиг такого уровня владения кистью, что выставил одну из своих картин на выставке творчества студентов и сотрудников ИМО. Он владел не только кистью, но и пером: упомянутая выше статья в сборнике «Листая страницы истории нашей» написана вполне профессионально. Интересно, что к повальному увлечению преподавателей огородничеством он относился прохладно; по этому поводу он говорил: у меня на огороде «демократия» - что хочет расти, то растёт, а что не хочет, то не растёт.

В пенсионном возрасте он стал заниматься бальными танцами в коллективе «Диамант», на конкурсе в апреле 2005 г. получил специальный приз. И это притом, что все другие участники конкурса были значительно моложе его.

Он игнорировал признаки надвигающейся беды, говорил, что абсолютно здоров, ещё в начале июля вёл активный образ жизни, а 22 августа его не

стало: время для радикальной операции было упущено. Для всех, кто знал его, это было как удар грома среди ясного неба. На поминальном обеде я ска-

зал, что планка человеческих и деловых качеств Валентина была так высока, что достигнуть её может не каждый. Это были искренние слова.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Икрин В.М., Белихмайер Я.А., Смольянинов С.И. и др. Определение кинетических параметров процесса термического разложения топлива по дериватографическим данным // Химическая технология топлива. - 1973. - № 4. - C. 5G—56.

2. Икрин В.М. Исследование кинетики термической деструкции некоторых групповых составляющих торфа: Дис. ... к.х.н. -Томск, 1972. - 124 c.

3. Икрин В.М. Что ни делается - к лучшему // В сб.: Листая истории нашей страницы ... / Сост. Л.В. Сериков. - Томск: Изд-во ТПУ, 2000. - С. 47-53.

4. Химия. Тесты для контроля самостоятельной работы студентов. Ч. I и II / Под ред. Н.Ф. Стася, В.М. Икрина. - Томск: Изд-во ТПУ, 1999. - 60 с. (Ч. I) и 56 с. (Ч. II).

5. Икрин В.М., Стась Н.Ф. Межпредметные связи хими. -Томск: Изд-во ТПУ, 2004. - 102 с.

6. Икрин В.М., Стась Н.Ф. Организация самостоятельной работы студентов в инновационном образовании // Инновационный университет и инновационное образование: модели, опыт, перспективы: Труды Междунар. симп. - Москва, 27-28 мая 2003 г. - Томск: Изд-во ТПУ, 2003. - C. 86-88.

7. Икрин В.М., Кашкан Г.В., Князева Е.М., Смолова Л.М., Стась Н.Ф., Юрмазова Т.А. Лабораторный практикум по неорганической химии. - Томск: Изд-во ТПУ, 2GG3. - 139 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.