Научная статья на тему 'Двадцать лет действующей Российской Конституции'

Двадцать лет действующей Российской Конституции Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
960
192
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНСТИТУЦИОНАЛИЗМ / КОНСТИТУЦИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ / РАЗВИТИЕ КОНСТИТУЦИОННОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА В РОССИИ / CONSTITUTIONALISM / CONSTITUTION OF THE RUSSIAN FEDERATION / DEVELOPMENT OF CONSTITUTIONAL LEGISLATION IN RUSSIA

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Петров А. В., Горбатова М. К.

Рассматриваются этапы становления российского конституционного законодательства, особенности действующей Конституции Российской Федерации, ее значимость на современном этапе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TWENTY YEARS OF THE CURRENT RUSSIAN CONSTITUTION

The article considers the stages of formation of Russian constitutional legislation, some features of the current Constitution of the Russian Federation, and its importance at the present stage.

Текст научной работы на тему «Двадцать лет действующей Российской Конституции»

ПРАВО

УДК 342

ДВАДЦАТЬ ЛЕТ ДЕЙСТВУЮЩЕЙ РОССИЙСКОЙ КОНСТИТУЦИИ

© 2014 г. А.В. Петров, М.К. Горбатова

Нижегородский госуниверситет им. Н.И. Лобачевского

avpetrov@unn.ru

Поступола в редащою 05.02.2014

Рассматриваются этапы становления российского конституционного законодательства, особенности действующей Конституции Российской Федерации, ее значимость на современном этапе.

Ключевые слова: конституционализм, Конституция Российской Федерации, развитие конституционного законодательства в России.

В структуре современного конституционного (государственного) права теоретические концепции конституции и конституционализма достаточно основательно проработаны [1]. Конституция (от латинского термина сошйШйо -установление) в современной научной и учебной литературе обычно определяется как основной закон государства, обладающий высшей юридической силой и определяющий основы государственного и общественного строя страны [2]. Признанный авторитет в области конституционного права М.В. Баглай пишет: «Под конституцией... понимают основной закон государства, имеющий высшую юридическую силу. Этот закон закрепляет основные принципы государственного строя, высшие правовые гарантии прав и свобод человека и гражданина, а также структуру и взаимоотношения органов государственной власти и управления (форму правления). Конституция очерчивает круг функций государства, устанавливает основы его отношений с человеком и обществом» [3].

Понятие конституции включает в себя многозначное содержание. По мнению Б.С. Эбзее-ва, оно интегрирует в себя, по крайней мере, следующие позиции:

«Во-первых, Конституция есть основной закон, обладающий особыми гарантиями стабильности. Он может быть пересмотрен в особом, предусмотренном самой Конституцией порядке. Следовательно, любая попытка пересмотра или новация Конституции в нарушение или в обход установленного действующей Конституцией порядка есть узурпация власти, долженствующая влечь установленные законом правовые последствия.

Во-вторых, Конституция есть закон, который в известном смысле учреждает государство, систему его органов и порядок их формирования, их компетенцию, определяет характер взаимоотношений органов государственной власти и местного самоуправления.

В-третьих, Конституция есть закон, формирующий и обеспечивающий политическое единство народа. <. >

В-четвертых, Конституция. выступает особым способом формализации государственного строя. путем закрепления его фундаментальных основ. Она определяет основные ценности государства и общества и порядок их государственной защиты.

В-пятых, Конституция есть закон, устанавливающий пределы государственной власти посредством закрепления прав человека и гражданина и возложения коррелирующих с этими правами обязанностей на государство, а также пределы индивидуальной автономии личности и государства и меру их взаимной лояльности и ответственности.

В-шестых, Конституция есть способ закрепления и выражения высших правовых норм и в этом смысле является так называемой абсолютной нормой, которой не могут противоречить любые правовые акты, действующие в государстве» [4].

Наличие конституции является неотъемлемым, атрибутивным признаком современного цивилизованного демократического государства. В настоящее время конституционнополитическая палитра мира представлена более чем 200 конституциями различных государств. В жизни современного общества конституция

выполняет ряд важнейших политических и юридических функций. Среди них С.М. Шахрай отмечает следующие:

«Учредительная функция - выражается в установлении и юридическом оформлении важнейших институтов общества (придания им соответствующей государственно-правовой формы). При этом в Основном законе закрепляется конкретный перечень прав и обязанностей органов государственной власти и иных субъектов конституционного права.

Регулятивная функция - конституция является основным источником права, содержащим исходные начала для всей правовой системы, и непосредственно регулирует основополагающие государственно-правовые отношения.

Охранительная функция - конституционные нормы направлены на защиту основ конституционного строя, прав и свобод человека и гражданина.

Целеполагающая функция - заключается в закреплении Основным законом стратегических целей и задач развития общества и государства, моделей желаемого будущего» [5] .

Анализируя имеющиеся в научной и учебной литературе определения конституции, можно отметить некоторую расплывчатость предмета конституционного регулирования. Он формулируется, как правило, путем простого перечисления тех или иных сторон общественной и государственной жизни, попадающих под действие конституции. Такое перечисление по природе не может быть исчерпывающим, полным и всегда дает основания для критики. Так, в приведенном выше определении М.В. Баглая замечаем, что конституция, закрепляя форму правления государства, почему-то не включает в предмет конституционного регулирования форму государственного устройства. Это вряд ли можно признать верным.

Полагаем, что данный логический недостаток определений конституции преодолевается путем выделения основного в предмете конституционного регулирования. С точки зрения структуры общественной системы ее основными наиболее значимыми и крупными элементами являются гражданское общество и государство. Их изменяющиеся параметры, соотношение, характер исторически установленной взаимосвязи требуют как главные в социальной системе закрепления на уровне основного высшего законодательного акта страны. Это объективно необходимо для ее нормального функционирования и развития. Принципы, основные параметры организации и взаимоотношения гражданского общества и государства являются

предметом правового регулирования конституции как основного закона страны.

Исходя из такого понимания, можно определить Конституцию нашей страны как имеющий высшую юридическую силу законодательный акт Российской Федерации, закрепляющий, регулирующий и охраняющий основы устройства, внутренней организации и взаимоотношения российского гражданского общества и государства. Это определение, как представляется, покрывает и обычно выделяемые отдельно взаимоотношения государства и личности, а также коллективных субъектов общественной жизни и их организаций.

Развитие конституционного законодательства в России началось в конце XIX - начале XX века, одновременно со становлением в рамках самодержавия элементов буржуазных отношений. Тогда были приняты отдельные законодательные акты, такие как Манифест об усовершенствовании государственного порядка от 17 октября 1905 года и Высочайше утвержденные Основные государственные законы от 23 апреля 1906 года, закреплявшие некоторые фундаментальные, в основном политические, отношения гражданского общества и государства.

Как самостоятельные официальные правовые документы, конституции в России принимались при республиканском строе в 1918, 1925, 1937, 1978 и 1993 годах [6].

Конституция РСФСР 1918 года была первым российским нормативным актом в ранге основного закона, принятым уже в советское время. Она включала «Декларацию прав трудящегося и эксплуатируемого народа», где Россия объявлялась республикой, построенной как федерация на основе свободного союза свободных наций, власть в которой в центре и на местах принадлежит Советам рабочих, солдатских и крестьянских депутатов.

Весь земельный фонд и природные ресурсы объявлялись национальным достоянием, подтверждался переход банков в собственность государства, а в качестве первого шага к национализации фабрик, заводов и других средств производства устанавливался рабочий контроль над ними.

Закреплялось отделение церкви от государства и свобода совести; свободы печати, собраний, союзов; ставилась задача предоставить рабочим и крестьянам полное, всестороннее и бесплатное образование. Вводились обязанности трудиться и защищать социалистическое отечество. Провозглашалось равенство граждан независимо от расовой и национальной принадлежности.

В то же время отдельные лица и социальные группы лишались прав, которые могли использоваться ими в ущерб интересам революции, в частности эксплуататорские классы - некоторых политических прав.

Устанавливалась система власти в виде съездов Советов и их исполнительных комитетов, которая возглавлялась в центре Всероссийским съездом Советов, Всероссийским Центральным Исполнительным Комитетом и Советом Народных Комиссаров (правительством).

Конституция РСФСР 1937 года была принята на основе Конституции СССР 1936 года и закрепила изменения в обществе и государстве за двадцать лет советской власти.

К ее наиболее существенным нововведениям относятся:

- провозглашение победы социализма в стране, господства социалистической собственности и системы хозяйства; изменение социальной основы государства в связи с ликвидацией эксплуататорских классов;

- установление всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании; расширение спектра социально-экономических, политических и личных прав граждан, в частности закрепление права на труд, отдых, материальное обеспечение, образование, неприкосновенность личности;

- установление новой структуры органов государственной власти в виде системы избираемых на определенный срок Советов (заменивших съезды Советов) и их исполнительных комитетов, которые возглавлялись в центре Верховным Советом и Советом Министров.

Несмотря на свой достаточно демократический, прогрессивный характер, эта Конституция оказалась во многом формальным документом, что стало особенно заметным на фоне массовых репрессий и беззакония 1930-1950-х годов.

Конституция РСФСР 1978 года, принятая на основе Конституции СССР 1977 года, не внесла принципиальных изменений в подходах к регулированию экономического, социального и политического устройства РСФСР, однако расширила его содержательную сторону, отразив результаты 40-летнего развития страны.

Вместо классового характера государства был закреплен принцип полновластия народа, в качестве политической основы названы Советы народных депутатов, предусмотрена такая форма выражения воли народа, как референдум, закреплены принципы демократического централизма и законности в деятельности государственного аппарата.

Был расширен спектр прав граждан, в частности закреплены права на охрану здоровья, на

жилище, пользование достижениями культуры, право вносить предложения и критиковать недостатки в работе государственных органов, право обжаловать в судебном порядке действия должностных лиц, ущемляющих права граждан и др.

Хотя и в меньшей степени, чем ранее, эта Конституция также обнаруживала признаки формализма, несоответствия политическим реалиям, особенно в сфере соблюдения прав человека.

В конце 1980-х - начале 1990-х годов в Конституцию РСФСР 1978 года были внесены существенные изменения, связанные с началом качественных преобразований российского общества.

Они коснулись:

- основ политической системы (закрепление принципа многопартийности);

- экономической системы (закрепление многообразия форм собственности, в том числе признание частной собственности);

- раздела «Государство и личность», который был полностью заменен принятой в 1991 году «Декларацией прав и свобод человека и гражданина»;

- национально-государственного устройства в связи с заключением Федеративного Договора.

Изменилась система высших органов государственной власти в связи с введением поста Президента Российской Федерации. Однопалатный Верховный Совет РСФСР был заменен на двухуровневый высший представительный орган, состоящий из Съезда народных депутатов и двухпалатного Верховного Совета.

Конституция России 1993 года - это действующий основной закон Российской Федерации. В отличие от других конституций ее проект был подготовлен особым органом - Конституционным совещанием, одобрен Президентом Российской Федерации и принят путем референдума (всероссийского голосования) 12 декабря 1993 года.

Содержание Конституции соответствует качественно новому этапу в развитии российского общества и государства. В первой главе Конституции «Основы конституционного строя» Россия определяется как демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления.

Здесь закреплены ключевые принципы организации и функционирования российского общества и государства, такие как: приоритет прав человека, народовластие, суверенитет, федерализм, единство и равенство гражданства, социальный характер государства, равноправие форм собственности и свобода экономической деятельности, разделение властей, самостоятельность местного самоуправления, политический и идеологический плюрализм, верховенст-

во Конституции и законов, публичность законов, приоритет норм международного права.

Стабильность основ конституционного строя обеспечивается тем, что первая глава Конституции не может быть изменена самими государственными органами, в том числе и высшими законодательными, а только специальным Конституционным собранием или референдумом. В соответствии со ст. 16 Конституции нормы других ее глав не могут противоречить основам конституционного строя Российской Федерации. Приоритет норм конституционного строя -важное правовое нововведение Конституции России 1993 года.

Не менее важна в этом отношении глава вторая Конституции, определяющая конституционный статус личности в цивилизованном, демократическом, правовом обществе. В главе второй «Права и свободы человека и гражданина» закреплены принципы правового положения личности, ее основные личные, политические, экономические и социально-культурные права, свободы и обязанности, их конституционные гарантии.

Нормы главы второй Конституции России так же, как и нормы первой ее главы, не могут быть изменены государственными органами и пересматриваются Конституционным собранием.

Конституция на основе принципов единства российского государства и равноправия входящих в него субъектов решила вопрос о форме государственного устройства России. Исходя из принципа разделения властей, Конституция закрепила новую систему органов государственной власти, определила статус и полномочия Президента Российской Федерации, Федерального собрания, Правительства, систему судебной власти, самостоятельность местного самоуправления.

Несмотря на то что действующая Конституции Российской Федерации принималась в непростой и даже драматический период, она правильно отразила ожидаемый основной частью населения вектор движения, определила основы экономической, социально-политической и государственно-правовой организации, способные обеспечить стабильность и динамичное развитие российского общества на длительную перспективу, стала одним из основных факторов консолидации ведущих политических сил страны. Конституция и в профессионально-юридическом плане была подготовлена на высоком уровне. Вместе взятое, это определило стабильность Конституции, и за 20 лет действия в нее не было внесено принципиальных изменений.

Значимость в этом отношении Конституции Российский Федерации подчеркнул Президент Российской Федерации В.В. Путин на торжест-

венном заседании, посвященном 20-летию Конституции России, состоявшемся 12 декабря 2013 года в Кремлевском дворце, и на совещании с заведующими кафедрами конституционного права, состоявшемся в Ново-Огарево 7 ноября 2013 года.

На этих мероприятиях, участниками которых были и авторы настоящей статьи, обращалось внимание на то, что сейчас речь идет не об изменении действующей Конституции, хотя с течением времени отдельные корректировки текста, очевидно, неизбежны. Речь должна идти прежде всего об эффективности действия конституционных норм, о полном соответствии законодательства духу и букве Конституции, о масштабной работе по внедрению идей и принципов конституционализма в практику деятельности всех субъектов российского гражданского общества и его государственных структур.

В.Ф. Яковлев отмечает: «20 лет действия Конституции Российской Федерации выявили поистине историческую ценность Основного закона России. Появившийся на крутом переломе российской истории, этот документ, с одной стороны, воплотил в себе опыт многолетних усилий по формированию общества социальной справедливости. С другой стороны, он устремлен в будущее в учреждении путей и механизмов достижения этой цели на основе мирового опыта с использованием институтов демократии и рыночной экономики.

На современном этапе развития общества задача состоит не столько в том, чтобы совершенствовать дальше Основной закон страны (таким путем можно и ослабить его позитивное воздействие), сколько в том, чтобы в полной мере раскрыть и реализовать его регулятивный потенциал» [7].

Что касается высшей школы, то, помимо работы по качественной подготовке по конституционному праву и смежным дисциплинам профессиональных юристов, мы видим свою задачу еще и в том, чтобы каждый выпускник вуза знал и понимал российскую Конституцию, реально мог использовать ее потенциал, ее конкретные принципы и нормы в своей практической деятельности в любой сфере общественной и государственной жизни. Конституция может и должна стать для высшей школы важным инструментом воспитания гражданственности нового поколения.

Спосок лотературы

1. Хабриева Т.Я., Чиркин В.Е. Теория современной конституции. М., 2005.

2. Авакьян С.А. Конституционное право России: Учебный курс. В 2-х т. М., 2007; Козлова Е.И., Кута-фин О.Е. Конституционное право России: Учебник. М.,

2008; Конституционное право России: Учебник / Отв. ред. А.Н. Кокотов. М., 2010; Стрекозов В.Г. Конституционное право России: Учебник для студентов вузов. М., 2011; и другие.

3. Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации. М., 1998.

4. Эбзеев Б.С. Конституция, власть и свобода в России: опыт синтетического исследования. М., 2014.

5. Шахрай С.М. О конституции: Основной закон как инструмент правовых и социально-политических преобразований. М., 2014.

6. Авакьян С.А. Конституция России: природа, эволюция, современность. М., 2002.

7. Яковлев В.Ф. Конституция Российской Федерации и судебная система в современной России. В кн. Конституция Российской Федерации: к 20-летию принятия Основного закона. М., 2013.

TWENTY YEARS OF THE CURRENT RUSSIAN CONSTITUTION

A. V. Petrov, M.K. Gorbatova

The article considers the stages of formation of Russian constitutional legislation, some features of the current Constitution of the Russian Federation, and its importance at the present stage.

Keywords: constitutionalism, Constitution of the Russian Federation, development of constitutional legislation in Russia.

References

1. Habrieva T.Ja., Chirkin V.E. Teorija sovremennoj konstitucii. M., 2005.

2. Avak'jan S.A. Konstitucionnoe pravo Rossii: Ucheb-nyj kurs. V 2-h t. M., 2007; Kozlova E.I., Kutafin O.E. Konstitucionnoe pravo Rossii: Uchebnik. M., 2008; Konstitucionnoe pravo Rossii: Uchebnik / Otv. red. A.N. Kokotov. M., 2010; Strekozov V.G. Konstitucionnoe pravo Rossii: Uchebnik dlja studentov vuzov. M., 2011; i drugie.

3. Baglaj M.V. Konstitucionnoe pravo Rossijskoj Federacii. M., 1998.

4. Jebzeev B.S. Konstitucija, vlast' i svoboda v Rossii: opyt sinteticheskogo issledovanija. M., 2014.

5. Shahraj S.M. O konstitucii: Osnovnoj zakon kak instrument pravovyh i social'no-politicheskih preobra-zovanij. M., 2014.

6. Avak'jan S.A. Konstitucija Rossii: priroda, jevol-jucija, sovremennost'. M., 2002.

7. Jakovlev V.F. Konstitucija Rossijskoj Fede-racii i sudebnaja sistema v sovremennoj Rossii. V kn. Konstitucija Rossijskoj Federacii: k 20-letiju prinjatija Osnov-nogo zakona. M., 2013.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.