Научная статья на тему 'Два законопроекта – две концепции образовательной политики'

Два законопроекта – две концепции образовательной политики Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
137
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Смолин Олег Николаевич

В статье автор проводит сравнительный анализ интегрированного проекта Федерального Закона «Об образовании в Российской Федерации» и альтернативного законопроекта «О народном образовании», разработанного движением «Образование – для всех» совместно с КПРФ

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Два законопроекта – две концепции образовательной политики»

УДК37.014©О. Н. Смолин, 2012

О. Н. Смолин

ДВА ЗАКОНОПРОЕКТА - ДВЕ КОНЦЕПЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ

В статье автор проводит сравнительный анализ интегрированного проекта Федерального Закона «Об образовании в Российской Федерации» и альтернативного законопроекта «О народном образовании», разработанного движением «Образование — для всех» совместно с КПРФ.

В мае 2010 г. на сайте Минобрнауки РФ был выставлен проект Федерального Закона «Об образовании в Российской Федерации», который обычно называют интегрированным. Фактически речь идёт о попытке создания Образовательного кодекса. Значительная часть организаций, составляющих образовательное сообщество, а также некоторые экспертные советы при профильных комитетах Госдумы и Совета Федерации признали этот проект неудовлетворительным В этой связи Минобрнауки объявило его подготовительными материалами, а на специальном сайте 1 декабря 2010 г. выставило новую версию законопроекта. Эта версия примерно на четверть короче предыду-

щен, однако содержательно мало от неё отличается.

В таких условиях движением «Образование — для всех» (далее — ОДВ) совместно с КПРФ разработан альтернативный законопроект «О народном образовании». в основу которого положены тексты законов РФ «Об образовании» в редакциях 1992 и 1996 гг., а также декларация ОДВ «Образование — для всех». 15 июля 2011 г. на сайте Минобрнауки появилась версия правительственного законопроекта, в которой частично учтены положения, содержащиеся в законопроекте ОДВ.

Предлагаем вниманию читателей краткую сравнительную характеристику содержания двух законопроектов.

Лпнпп сравнения Законопроект Минобрнауки Законопроект ОДВ - КПРФ Примечания

1 2 3 4

1. Идеологические установки законопроекта, выраженные в явной или неявной форме 1.1. Образование - преимущественно рыночная услуга. Любая образовательная деятельность - услуга 1.1. Образование (по крайней мере, дошкольное н школьное) -преимущественно внерыночная сфера, социальное служение. Услугой считается исключительно деятельность за пределами реализации образовательных программ (консультационные услуги, репетиторство и т.п.) 1.1.В законопроекте ОДВ - КПРФ понятие «образовательная услуга» относится исключительно к образовательной деятельности за пределами реализации образовательных программ

1.2. Затраты на образование -часть бремени государственных расходов, которые нужно уменьшать 1.2. Затраты на образование -это долгосрочные инвестиции в человека, чрезвычайно выгодные для государства

1.3. Основная цель образования-формирование квалифицированного потребителя (педагогика потребления) 1.3. Основная цель образования -многостороннее развитие способностей личности (творческая педагогика)

1.4. Отношения учителя и ученика в широком смысле должны иметь преимущественно функциональный характер (педагогика услуг) 1.4. Отношения учителя и ученика в широком смысле должны иметь преимущественно личностный характер (педагогика сотрудничества)

1.5. Ориентация преимущественно на прагматические задачи образования. включая функциональную грамотность (образование ради успеха и личной выгоды) 1.5. Ориентация преимущественно на фундаментальное образование (образование ради культуры)

1.6. Ориентация преимущественно на элитарное образование: массовое прнмнтнвнзированное образование - для большинства; высококачественное образование -для богатых н управляющих 1.6. Ориентация преимущественно на эгалитарное образование: обеспечение максимально равных образовательных возможностей, высококачественное образование — для всех

] 2 3 4

2. Доля расколов консод иди ро ванного бюджет я РФ ка образование Нормы отсутствуют Не менее 7% от объема ВВП в РФ В настоящее время, поданным Общественной палаты РФ, составляет около 3,5%, {ио данным Росстата и 2010 году 4,2%); в СССР в 1970 г.. по данным Мирового банка, составляла 7%. В странах, осуществляющих модернизацию, как правило, составляет 7% и более

3. Доля расходов федерального бюджета на высшее образование Норм 1,| отсутствуют Не менее 7а'і> їм- расходной части федерального бюджета В Законе РФ «Об образовании» в редакции 1996 г. должна была составлять не менее 3%, однако в условиях передачи большей части социальных расходов в бюджеты субъектов РФ. в связи с чем расходная часть федерального бюджета сократилась, показатель требует повышения

4. Принципы финансирования Госуд арствен н ы * н муниципальных образовательных учреждений Поду шевое ф и ка к си рован 11е соїоворкамн погашении мало-комплектных и (или) сельских III шл Нормативное финансирование, при котором не мекее 30% финансовых средств учреждение получает но смете, независимо от количества обучающихся, а остальные средства - по подушевому принципу Опыт развитых стран показывает, что подушевой принцип финансирования образовательных учреждений используется практически везде, но нигде - в качестве едннсгвешюго. В противном случае неравенство возможностей в сфере образования резко усиливается

5. Полого обложение образовательной деятельности Норы ы отсутствуют В части доходов, направляемых в образовательный процесс {включая зарплату) н данном учреждении {в том числе негосударственном), оно освобождается от всех налогов и платежей Законопроект О.ДВ - КПРФ в этой части соответствует нормам российских законов «Об образовании» 1992 и 1996 гг. и практике большинства индустриально развитым стран. Напротив, налогообложение образовательных учреждений приводи: к повышению платы и обучение и нарушает принцип равенства условий деятельности государственных и негосударственных учреждений

6. Образовательное КрСЯНТОИШЕ Предусматривается в самом общем віще для студентов ссузон и ву зов (включая основной и сопутствующий образовательные кредиты); конкретны* нормы предполагается вюкОчигь в гоеу-дарственную программу образо* нательного кредитовании, кто рая должна утверждаться правігтель-ством Предусматривает возможность получения всеми нуждающимися образовательного и соціального образовательного кредитов; ставка по кредігтам устанавливается кау;>овне половины ставки рефинансирования ЦБ РФ. Срок погашения кредита не менее 20 лет; кредит погашается при наличии у вьніускника зарплаты не менее пяти прожиточных минимумов в субъекте РФ, где проживает выпускник. В слу чае отъезда гражданина на постоянное местожительства за рубеж кредит возвращается полностью до отъецда С учётом отечественных особенностей соответствует практике государств с либеральной моделью экономики и низкой долей бюджетных студентов (Велнкобріггання, США)

7. Структура государственных обр азовател ьн ы х стандартов Включает требования к структуре основной образовательной программы, к уровню подготовки выпускников, к условіЕям реализации образовательных программ Включает требования к содержанию основной образовательной программы, к уровню подготовки выпускников, к условиям реализации образовательных программ, предельный объем нагрузки обучающихся В настоящее время и в официальном законопроекте содержание образована стандЕіртом не регулируется, что уничтожает сам смысл стандарта и приводит к падению качества образования. Задано проект ОДВ - КПРФ возвращает содержание образования в стандарт в качестве его центрального элемента

00

4^

І

а;

Сі

£

■"і

З

От,

Й

£

4

І

5

■г

1

*

§

1 2 3 4

&. Перечень обяза-Т£ЛЫ1Ы\ учебных предметов В ШКОЛе Нормы отсутствуют. 1 Перечень предметов устанавливается школьным стандартом. Предлагается перечень обязательных для изучения в школе предметов: - русский язык, родной язык; - литература, родная днтерату ра; - иностранный я зьек (иностранные языки}; - математпка( включая алгебру и геометрию); - информатика: * история (включая историю России и всемирную историю); - обществознание (включая основы государства и права, а на Ступени среднего общего образования краткую историю философии, основы экономики и социологи и); ■ география:; - основы естествознания (природоведение) на ступени начального общего и основного общего образована; - фишка (включая астронимию); - химия ; -биология; - искусство {включая музыку, изобразительное искусство и мировую художественную культуру); - технология; - физическая культура; - основы безопасности жизнедеятельности і і роблена приобрела особую актуальность после того, как в первой версии образов ательноі’о стан да рга ,для старшей школы. подготовленной группой А. 1L Крндашва, обязательными выли о&ья плен ы лишь четыре предмета: «России в мире» физкультура, ОБЖ, индивидуальный проект учащегося. Законопроект ОДВ — КПРФ делает невозможными подобные эксперименты

9.0 пл ата в неу ро' 1 -ной работы 11орм ы отсутствуют Финансируется из соответствующих бЕОДЖСУОВ не менее 10 часов внеурочной работы в неделю Предложение ОДВ направлено на обеспечение многосторон-пеі’О развития личности ребенка

Ю.Занятж индфииду&лы» и не^гошчестой деятельностью с учащимися организации, в которой работает педагог Допускается при отсутствии конфликта интересов пус|&етс я тол ь ко за п ределам и содержав ия образова-телькьгх программ, реализуемых дан ко И образовательной Организацией ФЗ № 83 (об автономных, бюджетных и казённых учреждениях) заставляет школы ее педагогов на уроках давать материал не полностью, [фактически принуждая родіітелей платить и факультативы и дополнительные занятия

!1. Ответствен-1КРСИ. за обеспечение у ста нов лен и ЬЕ федеральными стандартами финансовых и материально-технических условнП реализации основным обр азовател ьных Программ Отвечают сами образовательные организации, в гл. государствен- ные н НуКІІШІПЕІП ьные За обеспечение предусмотренных стандартами финансовых и материально*технических условий в государственных и муниципальных образовательных и общеобразователен е.:?; учреждениях несут ответственность региональные правительства; в государственетых ее мунЕЕШЕпальных профессиональных образовательных учреждениях - нх учредители В настоящее время в стране соответствует «стандартньЕМ условиям» лишь нисколько процентов школ. Официальный законопроект без значительного увеличеніЕЯ финансирования tLjEiO.iiье приведет к резкому росту поборов с родителей в ЕІЄЛІЕХ создания «стандартных» условии

ш

Раздел IV. Гуманитарные науки и образование

] 2 3 4

12. Государстнении я информаций м-но - обра зокиель к яд политика Нормы отсутствуют Российская Федерация, субъекты РФ создают элек-тройные СМИ, специально предназначенные для реализации образовательных ирофамм и повышения образовательного у ровня населения. Негосударственные электронные СМИ, реализующие образовательные программы для населения, вправе пользоваться поддержкой государства, в том числе фантами и налоговыми льготами Одна Из главных причин падения образонагельною уровня населения РФ, признанного Президентом страны и зафиксированного сравнительными международными исследованиями. -явный недостаток образовательных программ на федеральных теле*, радиоканалах, их примитивно развлекательная ориентация. Воссоздание специальных образовательна каналов н ст имулирование производств*образовательных программ на пны\ каналах представляется абсолютнее необходимым условием повышения престижа образования и уровня культуры в обществе

13, Информационные, телекоммуникационные й(Ш}з№К|]ПВ( ные образовательные технологии Образовігіельньїе организации вправе использовать дистанционные образовательные технологии и (или) электронное обучение при реализации программ различных уровней и наполнен ноет и при все?; формах обученна и их сочетании. за исключением случаев, установленных законом Помимо норм правительственного законопроекта, включены следующие положения: -учаинеся. осваивающие образовательные програм-мы посредством электронного обучения, в том числе дистанционных образовательных технолопїй, за счет средств бюджетов РФ. должны быть обеспечены компьютерной и иной электронной техникой, программным обеспечением, доступом к телекоммуникационным сетям, электронным образовательным ресурсам за счет средств этих бюджетов; - при лицензировании и аккредитации должно учитываться использование электронного обучения, в том числе діЕстанішонЕшх образовательных Технологий В высокоразвитых ст рана* использование современных об-разовательньех технологий, включая электронное обучение, рассматривается как основное направлсЕшс повышения кчэн-курет (способности образования и образовательного уровня населения в целом. По пр1гзнанню Президента № Д Медведева. Российская Федерация в этом отношении существенно отстает, причем отставание увеличивается. В настоящее время развитие И КТ в образовании искусственно сдерживается существующим законодательством, причем законопроект Минобрнауки усиливает эту тенденцию

14. Уровень зарплаты ШКОЛЬНЫХ учителей и воспитателей детских садов Уровень заработной платы педагогов должен быть не ниже средней заработной платы работников. занятых в сфере экономики и субьегте РФ Средние ставки педагогических работников образовать ыгБгх у'їре жде ни й у стан ап л 11 ва ются в ыше сред ней заработной платы в промышленных отраслях субъекта РФ, но не ниже средней заработной платы в промышленных отраслях России Нормы официального законопроекта приравнивают зарплату педагога, как правило, работающего примерно на полторы ставки, к зарплате среднего работника. Законопроект ОДВ - КПРФ предполагает средние ставки недаюгов выше средней зарплаты в промышленных отраслях, т.е. устанавливает зарплаты в Образовании примерно в ползай ра раза выше, чем правительственный а кон опросил. Поскольку и первых версиях официального проекта 1юрмы отсутствовали, можно считать, что предложения ОДВ - КПРФ частично учзены

15. Доплата и классное р>' ко-водсгво Норм ы отсутствуют Устанавливается доплата 3000 рублей в месяц Согласно так называемому нашюнальному проекту «Образование» в 2006 г: была установлена в размере 1000 рублей и с тех пор не индексировалась

00

0\

5?

I

а;

Cl

£

■"1

з

о,

д

£

4

І

5

г

1

*

S

1 2 3 4

16, Зарплата масте-г рае производственного обучения В С!!СТеме напольного профессионал ьного образования Норм ы отсутствуют Устанавливается выше полуторного размера средней заработной платы в промышленных отраслях суйьекта РФ. но не ниже полуторного размера с редне И заработной платы в промышленные отраслях России Законопроект ОДВ К11 ї*ф соответствует требованиям Ассоциации директоров учреждений начального и среднего профессионального образования. Сущест дующая диспропорция в оплате труда производственников и мастеров пропзвод-ственното обучения не позволяет учреждениям образованна подбирать п сохранять высонжвалифицированных спецналіь стов для подготовки высококвалифицированных рабочих

17. Зарплата преподавателей ссузов Норм ы отсутствуют Средипе ставки педагогических работников устанавливаются не ниже 150% от средней зарплаты н промышленник ограсляк субъекта РФ, ноне ниже полуторного размера средней заработной платы в промышленных отраслях России Бол ее высокая оплата труда по сравЕкнпю со средней тю системе образования связана с необходимостью более высокой квалификации труда работников

18. Зарплата профессоре но* преподавательского состава, вузов Норм ы отсутствуют Средине ставки педагогических работников устанавливаются на уровне не ниже двух средних заработных плат в промышленных отраслях РФ. Минимальная ставка педагогических работников вузов не может быть менее пягп минимальны* размеров оплаты труда Норма в основном соответству ет законам РФ «Об образовании» в редакция* 1992 и [996 гг и связана с особенно высокими требованиями к квалификации труда

14, Надбавки та ученую степень Конкретные нормы отсутствуют Устанавливается для: докторов наук - 15000 рублей; Еіндпдіїтов наук - 8000 рублей вне зависимости от типа жразовгггельной организации, в шторой они работают

20. Надбавки за ученое звание работай ков кузов Конкретные нормы отсутствуют Усгана вливается дл я; профессоров -60 процентов ставки (оклада); доненз О в - 40 процентов ставки (оклада)

21. ПеНС1Ю1!1!Ое обеспечение И ЕЕНЫС СОЦИаЛЬ-ные гарантии для педи ГОГИ чес КПК работников Нормы практически отсутствуют Устанавливаются на уровне, предусмотренном действующим законодательством для государственных служащих ! Іорма соответствует требовапііям нескольких десятков За-ко пола гель пых Собраний регионов. натравленным и Госдуму н начале 2000-к гг

22. Ирак» педагогов на досрочную пенсию Нормы отсутствуют Законопроект предусматривает право на досрочную пенсию для всех педагогов, работающих с детьми, нс-завіїснмо от должности, тнпеі п вида организации для детей.

23,11едатоги дополнительного образования детей Орга нааШн и дополи нтел ь йога образования дегей упоминаются только применительно к детским школам искусств Законопроект устанавливает тип обрюоііягельной оріа-ннзацни- оргаїнтзашія дополи иге.'] ь кого образования детей Официальный законопроект лишает значительную часть педагогов дополнительного образования права на досрочную пенсию, поскольку такое право имеют лишь педагогические работники образовательных организаций для детей

--І

Раздел IV. Гуманитарные науки и образование

] 2 3 4

24. Фигансовые гарантии реалврй-шш права педагогов на повышение квалификации Нормы отсутствуют 'Затраты на повышение квалификации Педагогических работников включаются в норматив финансовою обеспечения госгарантий в сфере образования

25, Прею на дошкольное ООрЕ130-ванне Дошкольное образование общедоступно и бесплатно Дршкольное образование общедоступно и бесплатно Соогветствуетконституционной норме

26. Размер компенсаций родительской платы и содержание детей в государственных и муниципальных дошкольных учреждениях Компенсации устанавливается: на первого ребенка не менее 20%; на второго ребенка - 50%: на ірегьего ребенка 70% родительской платы Компенсация устанавливается: на первого ребенка -40%: на второго ребенка 70%: на третьего к последующих детей - 100% ршнтельской платы. Федеральный бюджет участвуй® и софинанс провал ни по принципу 50:50 Более высокий уровень компенсаций в законопроекте ОДВ -КІЇРФ направлен на стимулирование демографи чесної о росса н поддержку МНОГОДЕТНЫХ семей

21. Компенсация затрат род 1ггелей на образование детей в негосударственных дошкольных учреждениях К расходным обязательствам субъекта РФ отнесено [финансирование получения дошкольного образования в аккредитованных час і ных образовательных организациях в соответствии с нормативами, установленными для госу-дарственных и муниципальных образовательных организаций Затраты родителей должны компенсироваться в соответствии с нормативами финансирования, установленными для государственных и му типалышч дошкольных учреждений в субъекте РФ ! 1ормы пр:ікгнчески совпадают, механизм, предложенный ОД В - КПРФ более правильный, і.к. делает работу негосударственных дошкольных организаций независимой от не свое време нн ого фг! н ансн ро ва ни я. Поскольф эта норма Отсутствовала в предыдущих версиях законопроекта, можно считать, что она заимствована из законопроекта ОДВ - КПРФ

28. Число детей в группе детского сада Нормы отсутствуют Не более 20 Положение напра&пено, в частности, против переполнения детских садов. В настоящее время Роспотребнадзор разрешил принимать в них детей из ріс чёта площади 2 кв. м на одного ребёнка

29. П раво на общее (школьное) образование Общее (школьное) образование обязательно и бесплатно Общее (школьное) образование обязательно и бесплатно Оба законопроекта расширяют правії, предусмотренные Кон-СЙТгуиией, где обязательным и бесплитый нрщнаегся только основное общее образование

со

со

I

а;

Сі

£

■"1

Оі

д

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

£

4 I

5

г

1

*

§

\ 2 3 4

30, Возможность конкурсного отбора п. до школьные образа вата щше учреждения и школы Конкурсный отбор н дошкольные образовательные учреждения, а также в шкоды (за исключением старших №11X013 с углубив >1М изучением отдеЯБЙых предметов, школ искусств и спортивных и] кол ) ми решается Конкурсный отбор в дошкольные образовательные учреждения, а также в школы (за исключением старших классов с углубленным изучением отдельных предметов, школ искусств и спортивных мі кои) запрещается Хотя согласно действующей Конец пт пни и Закону РФ «Об образовании» дошкольное и общее образование в России общедоступно п бесплатно, прямой запрет проводить конкурс в соответствующие учреждения в действующем законодательстве отсутствует, а потому конкурсный отбор и р иного рода тестирования приобрели широкое распространение. Законопроектом ОДВ - КПРФ предложено полностью исключить такую возможность, превращающую образование из «социальною лифта» в средство ранней социальной сегрегации. Третья версия официального законопроекта целиком заимствует это предложение, хотя прежде Правительство и думское большинство провапнли аналогичный законопроект депутата Смолина

31. Бюджетное фннда&роюнне негосударственной школы К расходным обязательствам субъекта РФ отнесено финансирование получении школьного образования в аккредитованных частных образовательных организациях в соответствии с нормативами, установленными для государственных п муии шинель пых образовательных орган пзанпй Затраты родителей на обучении?детей в негосударственной школе должны компенсироваться но нормативам финансирования, установленным для государственных школ Нормы практически совпадают. Механизм, предложенный ОДВ КПРФ, более правильный, т.к. делает рабоїу негосударственной школы независимой от несвоевременного финансирования. 1 Іоскольку эта норма отсутствовала в предыдущих версиях законопроекта, можно счіігеіть, что ока заимствована из законопроекта ОДВ - КПРФ

32. Число детей в классе 1 ЬрМ а ОТСУТСПГг'еП Не более 20 Сокращение числа детей в классе приведет к повышению качества школьного образования и позволит отказаться от массовых сокращений 200 тыс. школьных учіттелей. объявленных Минобрнауки неизбежными

33. Финансирован не СеШ^кОЙ ШКОЛЫ Школы; отнесенные органами государственной виастн субъектов РФ к малокомплектным или сельским. должны финансироваться с учетом затрат, не зависящих от количества учеников Финансирование малокомгвіектной сельской шнолы осуществляется пне зависимости от количества учащихся В первых версиях официального проекта корма отсутствовала и но смыслу заимствована из проекта ОДВ КИМ». Однако региональная власть вправе выбирать, какие именно школы откосить к мал оком плектным или сельским, Это создает возможность для произвола

сю

Раздел IV. Гуманитарные науки и образование

] 2 3 4

34. Нефинансовые гарантии сохранения сельской шкалы Реорганизация и ликвидация сельски N пікші позмоіСна с согласия либо схода граждан, либо органа местного саисправления данного поселения іїез согласия сельского схода запрещается не только ликвидация, но и реорганизация сельской школы Поданным Минобрнауки, количество школ в Росси и составляло: I995-!9%-6S 971; 2000-200! -67 063; 2005 2006 61 497; 2009-2010 - 51 5S3; 2010 20 И 4» 662, Таким образом, во второй половине 1‘ЧЮ-х гг оно сократилось на 1 <Ю£ школ, а в XXі веке - на IS40Г. Это не только нарушает право ребенка на образование на селе, но и представляет собой угрозу национальной безопасности, создавая огромные пустующие территории при перенаселенных пограничных государствах Первые версии официального законопроекта не упоминали сход граждан» в третьей версии норма частично займет во ваш из проекта ОДВ - КПРФ. Однако возможность выбора между решением схода граждан или органа мест нот самоуправления облегчает властям закрытие сельской школы {на депутатов давить легче, чем на сельский сход)

35. Терр1ггорнш1ь-ная дОетутпТОёТь сельской школы 11орм ы отсугствуют ! ]е допускается закрытие или реорганизация сельской школы, если это приведет к тому, что расстояние ОТ места жительства учащегося до шнолы составит бола' двух, килом строн

36. Коммунальные ЛЬГОТ Ы Д1]Я сельских педагогов Размер, условия, порядок возмещения расходов на коммунальные льготы учителей устанавливаются субъектами РФ. Прямые гарантии сохранения льгот отсутствуют, В большинстве регионов льготы будут сокращаться Предусматривает сохранение в полном объеме коммунальных льгот, установленных законом «Об образовании» 1992 г., включая бесплатную аренду и (или) обслуживание жилья с бесплатным отоплением н электроэнергией для сельских педагогов Законопроект Минобрнауки понижает доходы и статус сельского педагога, и без того крайне низкие. В большинстве регионов льготы будут сокращаться. Третья версия официального проекта сделала Liar назад даже по сравнению с преды-лущим и версиями

37.Обеспечение школьников учебной литературой Осуществляется за счет региональный біОДЖІТОВ в СООИМЛ -ствнн с установленными нормативами Осуществляется за счет региональных біоджстов при поддержке федерального бюджета На практике нормативы финансовою обеспечения, указанные в правительственном проекте, не позволяют закупать учебники для всех детей; во многих регионах выделенных средств хватает только для начальных классов или даже только для первого класса

ЗВ. Отбор учебной литературы и выпускающих ее издательств Минобрнауки вправе отбирать для шжш учебники, учебные пособия. а также издательства, кото-рьЕМ разрешено издавать учебную дарге ретуру Минобрнауки вправе отбирать для школ учебники и учебные пособия, но не издающие их организации Отбор издательств, которым разрешено издаватьучебіїую литературу, лишён всякого смысла н представляет собой явный шаг к монополизации рынка учебных изданий. Вследствие этою он создаёт условия для коррупции

о

5?

I

а;

Cl

£

■"1

3

о,

д

£

4 I

5

г

1

*

S

\ 2 3 4

39. Итоговая аттестация в школе Основная форма Ы'Э с использованием тестоподобных заданий с выбором ответа Экзамены в традиционной форме с участием внешни* экзаменаторов; желающие выпускники вправе сдать ЄГ1; тестирован не может применяться для текущего ЩнтролА знаний По мнению большинства независимых экспертов, ЕГЭ и тестоподобной форме препятствует развитию творческих способностей, заменяя настоящее образование «дрессировкой». Согласно опросам социологов, большая часть населении JJoc-аин считает возможным Г:Г.} только на добровольной основе и предпочитает традиционные формы экзаменов1.

40. Начальное профе сснон ял ьное образование (НПО) Как особый уровень образования отсутствует н заменяется лноо п [юфееа юная ьн ы м обу чен нем (те. выработкой элементарных навыков профессиональной деятельности), либо подготовкой 1) ысококвал ифи цироваи ны х рабочих в рамках среднего профессионального образования Сохраняются начальное п рсфессиональное образование как особый образовательный уровень н учреждения НПО, которые этот уровень реализуют. Начальное профессиональное обрвдование общедоступно и бесплатно Следствня законопроекта Минобрнауки очевидны: большинство современных учащихся системы НПО не сможет получить среднего профессионального образования и вынуждены будут довольствоваться элементарными профессиональными навыками без повышения общеобразовательного уровня. Поэтому данное предложение вызвало бурю протестов. В настоящее время на руках у автора находятся письма протеста, подписанные десятками академиков, Ассоциациями учреждений, организациями-работодателямн, включая «Газпромж и угольные шахгы, а также лично изобретателем автомата М. Ка лаш ни ко вьем

41. Право на среднее профессиональное образование (СП О) СПО общедоступно н бесплатно, за исключением случаен, когда требуется наличие у поступающих особых творческих способностей, физических и психологических качеств СПО общедоступно и бесплатно, за исключением случаев. когда требуется наличие у поступающих особых творческих способностей, ф из и чески \ и психологичен екпх качеств. Если на отдельные особо престижные специальности число поданных заявленій* превышает число бюджетных мест, то проводится конку рс Конституция предусматривает общедоступность и бесплатность CIЮ

42. Право на высшее про-фесе ион ал ьное образование Высшее профессиональное обра-зованне бесплатно на конкурсной основе Высшее профессиональное образование бесплатно на конкурсной основе Оба законопроекта в этой части соответствуют Конституции РФ

43. Льготы при поступлении в высшие учебные «ведения Большинство существующих ЛЬГОТ ликнилируюгея. вт.ч. для детей-сирот. и заменяются возможностью учиться на подготовительных ОГДелеНЕЕЯХ. В пределах 10-лроцечтноЙ квоты льготы сохраняются только для детей-инвалидов, инвалидов 1 II II групп Сохраняются существующие льготы, в т.ч. для де-тей-сирот н инвалидов. Льготы распространяются на инвалидов с детства III группы по слуху [2]. Мнноб-рноткн предоставляется право устанавливать киоты для абитуриентов-льготні і ко в в МГУ и СПбГУ, а также в другие вузы по отдельным специальностям Сохранение льгот при поступлении в вузы, в особенности для сирот и инвалидов, необходимо в целях уменьшения неравенства образовательных возможностей, которое в России превысило допустимые пределы. Эго своеобразная привилегия во имя равенства. При эгом следует иметь в виду, что, налрЕЕмер, инвалиды составляют не более ]% студентов н не более 1,5% абитуриентов в Ноес unit первых версиях официального законопроекта льготы для абитуриентов отсутствовали вообще. В третьей версии они заимствованы нз проекта ОДВ КПРФ

ю

Раздел IV. Гуманитарные науки и образование

] 2 3 4

44. Льготы при поступлении в магпстрат> ру Нормы отсутствуют Льготы предоставляются инвалидам ] н ]] групп, а также инвалидам С детства 111 но. слуху НорнЫ законопроекта ОД В - КПРФ направлены на обеспечение инвалидам возможности получения нолноцрщйСф высшего образования

45. Соотношение бюджетного н внебюджетного высшего образования За счет средств федерального бюджета гарантируется финансирование высшего образования не менее 800 граждан из каждых 10 гыс. в возрасте от 17 до30 дет За счет средств Федерального бюджета гарантируется финансирование высшего образования не менее 260 студентов на К) тыс. населения В 1980 г, в расчете на 10 тыс. населения в СССР было 220 бюджетных студентов. В настоящее время, поданным, озвучен ним па коллегии Минобрнауки в январе 20N г. этот показатель составляет Е72 студента на Ютыс. населения. Очевидно, что для ггере\ола к «обществу знаний» этот норматив должен быть резко повышен. Расчет ч мелей кости студентов па Штыс. населения является всемирно признанным, тогда как расчет доли студентов от населения 17-30 лет представляет собой некоторую отечественную пн-новацию». При этом, по предварительным расчетам, предложенный М|Енобрнаукн норматив соответствует 182 студентам па [0 тыс. населения, т.е. на 78 студен тон меньше, чем в проекте ОДВ КПРФ

46, Бюджетное финансирование не государстве ннык профессиональных учебных заведений Предполагается осуществлять ис-ключ игельно на основе государственных заданий Аккредитованные негосударственные профессиональные образовательные учреждения финансируются на основе государственных задан и П

47. Основные вшы высших у чебных заведений Нормы отсутствуют. Устанавливаются лишь категории университетов. находящихся в Ведении Особый стату с имеют Московский п Санкг-1 Петербургский университеты Институт, академия, университет. Категории университетов: - федеральный; - исследовательский. МГУ и СПбГУ имеют особый статус. Федеральным законом особый статус может быть придай также другим вузам, имеющим особую общероссийскую значимость. Последствия принятия правительствен нот законопроекта в этой части трудно прогнозируемы. Например, если при лниензпровашш л аккредитации вузов будут применены 1фн-терии. в настоящее время установленные для университетов, большинство действующих академий и институтов либо будут закрыты, либо принудительно «реструкту ризированы» путем № искусственного присоединения к крупным университетам

48. ©гнашение к Болонскому Процессу и двухуровневой системе высшего образования 11рНИуДШ15аЬНЫ& перевод большинства вузов на программы бакалавриата. Сокращение для большинства студентов сроков обучения ка один год. а количества занятий по профильным предметам - ка 40% Добровольность участия в Болотной процессе; право выбора между программами бакалавриата п «спецпалп-тега» сохраняется за вузами а траектории обучения за студентами: после бакалавриата можно перейти на «специалтет» или в магистрату ру, после «специалите-та» ■ в магистратуру без дополнительного кои курс а Законопроект Минобрнауки для большинства студентов огра-ШЕЧнвает доступ к высшему образованию второй ступени. что приведет к понижению качества высшего образования

I

а;

Оч

£

Э2

О1!

Й

£

4 I

5

г

1

*

5;

§

\ 2 3 4

49, Выбор 1-І ректоров государству* ньгх її мушщипаль-НИХ ну 30 в Требуется предварительная аттестация кандидатов на должность ректора. Ректоры МГУ и СпбГУ и федеральных университетов назначаются Президентом бе; избрания коллективом Ьуза. Ректор любого государственного и нуннцн паль ного высшего учебного заведения избирается. общим собранием щплектпва, без всякой предварительной аттестации. В случае неутвержденпя его учредителем проводятся новые выборы. Если тот же кандидат набрал не менее 2/3 голосов у частников ■ общего собрания (конференции) вуза, он назначается учредителем в обязательном порядке, Законопроект ОДВ КПРФ восстанавливает демократические процедуры управления вузом

50. Социальная стипендия учащихся и государственных (муниципальных') профессией ап ЬН ы X учебных заведениях Устанавливается на уровне не менее полуторакратното размера государственно! ак&деми ческой стипендий, но толы® в случае, если твдут приняты специальные федеральные законы и в пределах средств, выделяемых данной организации на стипендии Соответствует прожиточному минимуму т рудое пособ-ного населення Законопроект ОДВ КПРФ имеет целью уменьшение неравенства обрмоватЬдьныН возможностей, которое в России превысило допустимые пределы. її ташке повышение качества образования, поскольку студенты с ншкнмн доходами при со&ременнбм уровне стипендии не имвюг возможности нормально учиться. Уровень социальных стипендий в официальном законопроекте по сравнен и [о с проектом ОДВ - КПРФ предлагается вдвое ниже для студентов вузов (50% прожиточного минимума) и втрое ниже для студентов ссузов (33% прожиточного минимума). При этом ну ждающимся студентам социальная стипендия не гарантирована, т.к. ей назначение зависит от принятия специальных федеральных законов. Поскольку в первых версиях официального Проекта норКЭ отсутствовала. она в ухудшенном вше заимствована из проекта ОДВ-КПРФ

51. Расчетная ака-демнчесвая стипендия студентов вузов в государственных’ (мунпиипшіьньїх) учебных заведенных Уста ка вл дается на уровне не менее половины минимальною размера оплаты труда Устанавливается на уровне 80% от прожиточного минимума трудоспособного населения В конце первот полугодия 20! і г, «минималка» в России со-ставляла 4600 руб., а прожиточный минимум работающего человека около 7000 руб. Соответственно, стипендия должна составить 2300 руб. / 7000 руб. — около 33%от прожиточного минимума или примерно в 2,5 раза меньше того, что предложено законопроектом ОДВ - КПРФ. Этот проект предлагает восстановить уровень стипендий советского периода. Поскольку в первых версиях официального проекта норма отсутствовала, она в ухудшенном виде заимствована из проекта ОДВ-КПРФ

'■-іМ

Раздел IV. Гуманитарные науки и образование

] 2 3 4

52. Академическая стипендия студеи-тов ссузов в государственных (муниципальных) учебных заведенных Устанавливается на уровне одной трети минимального размера оплаты труда Устанавливается на уровне 60% от прожиточного минимума трудоспособного населения Одна треть минимальной заработной штаты в настоящее время составляет около 1500 руб. или около 21%ог прожиточного минимума работающего человека, т.е. примерно втрое нігже, чем предлагается проектом ОД0 ■ КПРФ. Стипендия в проекте < УКПРФ соответствует у ров НК] советского периода. В настоящее время составляет около 7%от прожиточного минимума трудоспособною населения. Поскольку в первых версиях офнпшпльного проекта норма отсутствовала, можно говорить о ее заимствования из проекта ОДВ КПРФ в ухудшенном виде

53. Академ и чески я стипендия учащихся системы НПО в государственных ( МЛН 1011ЕПЛЛЪкы\) учебных эаие дени в* Нормы отсутствуют Устанавливается на уровне 40%от прожиточного минимума трудоспособного населения В настоящее время стипендия составляет около 7% от прожиточного минимума; в советский период была установлена на уровне 80% от прожиточного минимума; показатель сн те жен с учетом того, что большнктво учащихся системы НПО имеют право на социальную стнпєндіею

54. Стипендии аспирантов, вдъюн-ктов. ординаторов и стажеров Устанавливаются на уровне минимального размера оплаты труда Устанавливаются на уровне трбх социальных стипендий ечудентов вузов, т.с. не менее т[:£\к ратного размера прожитом ною минимума трудоспособного населения

55. Стипендия докторантов Норма отсутствует Устанавливается на уровне шести размеров прожиточного ми ні імума трудоспособного населения

56. Финансирование питания школьников в государственных (муниципальных) учебных «велениях Конкретные нормы отсутствуют Оршіншіня питання софи пален руе тс и иэ федерального и региональных бюджетов по принципу 50:50. при этом финансирование из федерального бюджета составляет не менее 1 % от прожиточного минимума но РФ в целом в день в расчете на одного учащеюся Поданным Минобрнауки, в гастоящее время около 30% «школьных)) болезней связаны с некачественным или недостаточным питанием. Около 90 тве. юношей ежегодно не призываются в армию из-за дефицита массы тела

57. Финансирование питания в государстве рх (муниципальных) начальных передних профессиональных учебных заведениях За исключением ДеТбй-еирОт и оставшихся без попечения родителей, нормы отсутствует Питание финансируется учредителем то расчёта 2% от прожиточного минимума в соответствующем регионе ! іорма проекта ОДВ - 101 РФ направлена на сохранение здоровья, социальную поддержку н помогает обеспечить армию здоровыми призывниками

4*

І

а;

\ 2 3 4

58, Финансирование Ш1ТаШЛ в государственных (муниципальные) мияшх учебник заведениях Норм ы отсутствуют Питание финансируется учредителем ш расчёта 3%от прожиточного минимума в соответствующем регионе Норми проектаОДВ КПРФ направлена па сохранение здоровья студентов и их социальную поддержку

59. Право детей на дополнительное образование Гарантии сформулированы самом общем виде: к Государство гарантирует бес-Платность н овщедосгу пность до* полнит ель нот обраэОЕвЬм» ДСІЄИ в пределах освоения основной общеобразовательной пршраммы, н также в иных случаях, пред у-смотренных законодательством Российской Федерации» Детям гарантируется дополнительное образование на бесплатной основе В законопроекте Мннобрнаукн отсутствуют конкретные государственные гарантии поддержки дополнительного образования детей. Официальный текст трудной они маем, содержит противоречия в определении. Видимо, имеется в виду бесплатность той внеучебной деятельности, которая предусмотрена шкчуи.ным стандартом. Однако в настоящее время оплата внеурочной работы педагогов из стандарта фактически исключена

60. До пол ките л ь-ное образование НЗрОСЛ ЫХ Гарантии сформулированы в самом общем виде: «обеспечение права на образование на протяжении всей жизни в соответствии С ІЮ гребное гямн ллчности; адаїнивдость снсгсмы образования к уровню подготовки. особенностям раїВПТТЇЯ. способностям и интересам человека» Гарантируется право граждан на дополшітельное образование в течение всей ЖН1КІІ, в т.ч. для студентов и инвалидов на бесплатной основе

61. Право на дополнительное профессионал ьное образование Право на повышение квалификации, а также профессиональную переподготовку имеют только лица, имеющие дипломы о среднем профессиональном или высшем образовании Право на повышение квалификации, а также профессиональную переподготовку имеют лица, имеющие среднее общее образование или профессиональное образование люб ого у ровня Правительственный законопроект лишает большую часть выпускников ПГУ ценза начального профессионального образования (они будут счіггаться літами, прошедшим і г профессионал ьное обучение), агбирад у них право на повышение квалнфикашш и профессиональную переподготовку

62. Статус учреждений дополнительного образована Конкретные нормы отсутствуют Уоапа вливается равіюс к» л от1 иве учреждений дополнительного образования по сравнению со школами п профессиональными учебными заведениями в отношении бюджетного финансирования, налогов, аренды и других условий В настоящее время учреждения н педагоги дополнительного образования даже в рамках самой образовательной системы имеют наиболее низкий статус, уровень оплаты труда и социальные гарантии. Законопроект 0,ЩЇ - КПРФ направлен ка выравнивание их статуса с дру ■ ими обрйзоййге льнымлу чрежденил ми и педагогами

63. С’тптус иедаго-ю в дополнительного образов ешня Конкретные нормы отсутствуют "Устанавлтяется равное положение работников до-пол тигельного образования с другими педагогами в от-[Еошеннн уровня оплаты труда и социальньЕХ гарантий.

'uJTl

Раздел IV. Гуманитарные науки и образование

] 2 3 4

64. Праваобщс^ стенных обьеди-неннй просветительского характера Нормы отсутствуют Права и обязанности учреждений дополнительною обрзэювания, предус мотре иные законоца™ 1 ьстьом Российской Федерации, распространяются и на общественные организации (объединения), основной уставной целью которых является образовательная деятельность в части реализации ими дополнительных образовательный программ Законопроект Минобрнауки фактически став из вне закона деятельность иросвепітелііских организаций, включая Обще-ство «Знание» России. Это приведёт к дальнейшему гиде нию образовательного уровня населения

65. Госугларегвенная поддержка образования лиц с ограни четными возможностями здоровья Гарантируется создание специальных образовательных условий, обеспечение бесплап но или на льготных условиях питанием, учебниками и иной у чебной литературой, услу гами сурдопереводчиков Гарантируется создан не спец нал ьных обра зовательных условий, включая повышенные нормативы финансирования. финансовое, реабилитационное и кадровое обеспечение, бесплатные учебники и услуги сурдопереводчиков В законоп різе кто Минобрнауки отсутствуют повышенные нормативы финансирования и другие финансовые и соцналь-ные гарантии. Поскольку в первых версиях законопроекта іюрмьі об учебной литературе и сурдопереводчиках отсутствовали, их можно считать частично заимствованным и из проекта ОД ІЇ - КПРФ

66. Социальная поддержка детей с ограниченными возможностями здоровья в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях интернатного типа к специальных интернатах дети с ограннченсЕымн возможностями здоровья находятся на условиях полного государственного обеспечения В специальных интернатах дети с ограниченными возможностями здоровья находятся на условиях полного государственного обеспечения Зафиксирована важная социальная гарантия с учетом практики расширения пліггньїх образовательных услуг в некоторьЕх регионах, а также Ф3№ 83 от 08.05.2010. предполагающего дальнейшую коммерциализацию образования

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

67. Обеспечение питанием учащихся с ограниченными возможностями здоравкя,» находящихся на полном гасуд арствен ном обеспечении Обеспечиваются бесплатным двухразовым питанием Обеспеч(Еваются бесплягньпч двухразовым питанием ] Іорма в третьей редакции официального законопроекта заимствована из законопроекта ОД В - КПРФ

68.Развитие ннтегрп рован ног о (инклюзивного) образования 1 !редусматривает параллельное существование коррекционных образов ател ьных учреждений н интегрированного образования. Предусматривает гврал дельное сущест вование коррекционных образовательных учреждений и интегрированного образований. Право выбора образовательного учреждения и ре доставляется родителям или совершеннолетнему гражданину Н обоих случаях норма соответствует интересам прав человека, международной практике н закрепляющим ее документам, но в официальном законопроекте отсутствует п[;ямоустанов-лениое право выбора между инклюзией и коррекционными учрежден ИЯ МП

о\

I

а;

Сі

£

■"1

3

о,

д

£

4 I

5

г

1

*

§

1 2 3 4

69, Статус музыкальных н художественных школ Организации, реализующие иред-професснональные образовательные программы Организацин начального профессиональної о образования, которые могут реализовывать также дополнительные образовательные программы для детей В случае реализации положения ' иконок рое кта ОД В КІ ІРФ выпускники музыкальных и художественных школ получат дипломы о начальном профессиональном образовании, дающие право на заня тие Определёнными видами профессиональной деятельности

70. Статус концертмейстеров \ !орм ы отсутствую® Являются педагоги чески ми работниками образовательных организаций для детей со всеми правами и социальными гарантиями последних, включая право на досрочную пенсию

7!. Правії иных организаций, ОСуЩССТ ВЛЯЮ ЩІIX образо вятел ьну ю дейельность Могут реализовывать только до-полщгтельные образовательные программы и программы профессионал ьн ого обу че н ИЯ Могут реализовывать любые образовательные программы при наличии лицензии Правительственный законопроект необоснованно ограничивает прйва других организаций иметь подразделения, реализующие образовательные программы дошкольного, профессионального или высшего образования

72. Право на индивидуальную педагогическую деятельность Может осуществляться ТОЛЬКО при реализации общеобразовательных программ и программ профессионал ьного обуче ния Может осуществляться при реализации любых программ, которьсе могут осваиваться в форме самообразования и семейного облова ния Официальный законопроект ограничивает возможность получения профессионального и высшего образования в форме самообразование поскольку эта форма часто предполагает индивидуальную педагогическую деятельность в области высшепо образования. Авторы официального законопроекта, видимо, не понимают, что индивидуальная педагогическая деятельность возможна только в сочетании с семенным образованием и самообразованием. Итоговая аттестация в данном случае возможна только® форме жстернлта

73. Срок действия лицензии на прало ведення образовательной деятель-тег II Бессрочно Бессрочно В обоих случаях бессрочный характер выдачи лицензии компенсируется усилением контроля за образовательными учреждениями

74. Срок действия свидетельниц об аккредитации 6 лет по профессиональным образовательным программам; 12 лет - по остальным образовательным программам 8 лет по профессиональным образовательным программам; 15 лет - по общеобразовательным программам И отношении добросовестно работающих образовательных учреждений законопроект ОДВ КІ 1РФ сокращает число обязательных и бюрократических процедур

75. Процедура аккредитация Для профессиональных об разова-звльныч программ проводится 1к> укрупнённьсм группам По каждой программе проводится отдельно Введение укрупненных групп приведет к тому, что отказ в аккредитации по одной программе кз группы будет означать отказ в аккредитации в отношении всех программ, входящих в группу. При лишении аккредитации гю одной нроірамме из группы образовательная організації я лишится аккредітгаиин по всем программам этой группы

40

^4

Раздел IV. Гуманитарные науки и образование

1 2 3 4

76. Обязательность прохождения процедуры государственной аккредитации Любая основная образовательная программа считается аккредитованной только после успешного прохождения аккредитационной процедуры Высшие учебные заведения, которым предоставлено право работать по собственным образовательным стандартам (МГУ. СпбГУ федеральные и национальные исследовательские университеты, а также иные вузы по перечню, утверждаемому Президентом РФ), считаются аккредитованными по всем реализуемым ими профессиональным образовательным программам без прохождения процедуры аккредитации Предоставление права работать по собственным стандартам означает признание государством высокого качества образования в данных вузах, своеобразную презумпцию качества образования.

Примечания:

1. По данным всероссийского социологического опроса Фонда Общественное Мнение (июль 2008 г.), 54° с опрошенных считают что у выпускников должно быть право выбора: сдавать экзамены в форме ЕГЭ или по прежней системе. Среди людей с высшим образованием эту точку зрения поддержали 70® о.

2. По общему признанию психологов и педагогов-дефектологов. инвалидность по слуху является самой проблемной с точки зрения образования. Поэтому инвалиды по слуху нуждаются в особой поддержке. Основная масса глухих людей и людей с нарушениями слуха имеют только третью группу инвалидности.

Как видит читатель, из 76 выделенных позиций в двух законопроектах совпадают 10. Различаются полностью или частично 42, а по 24 позициям официальный проект не содержит норм. По всем различающимся позициям проект ОДВ — КПРФ по сравнению с проектом Минобрнауки значительно расширяет права человека в области образования, повышает уровень финансовых и социальных гарантий для образовательной системы и всех участников

образовательного процесса. Как нам представляется, законопроект Министерства предполагает консервацию современной образовательной политики, которая приводит к понижению интеллектуального и человеческого потенциала страны. Напротив, альтернативный законопроект предполагает действительную модернизацию образования, способную стать базой для научно-технического прорыва и движения России по направлению к «обществу знаний».

Сведения об авторе:

Смолин Олег Николаевич — доктор философских наук, профессор, член-корреспондент Российской академии образования, заместитель Председателя Комитета Государственной Думы ФС РФ по образованию. Президент Общества «Знание» России, председатель общероссийского общественного движения «Образование — для всех».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.