Научная статья на тему 'Два выводка у пустынного сорокопута Lanius meridionalis pallidirostris в Кызылкумах'

Два выводка у пустынного сорокопута Lanius meridionalis pallidirostris в Кызылкумах Текст научной статьи по специальности «Биологические науки»

CC BY
83
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по биологическим наукам, автор научной работы — Губин Борис Михайлович

Второе издание. Первая публикация: Губин Б.М. 1990. Два выводка у пустынного сорокопута в Кызылкумах // Орнитология 24: 123-125.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Два выводка у пустынного сорокопута Lanius meridionalis pallidirostris в Кызылкумах»

ропатки Perdix perdix. По ковыльно-полынной степи в среднем течении реки Утвы имеется своеобразный комплекс, представленный чёрным Melanocorypha yeltoniensis и серым жаворонками Calandrella ru-fescens, кречёткой Chettusia gregaria.

По степным пространствам, прилегающим к долине реки Утвы, встречается 94 вида птиц (101 ос./ч). На пастбищах преобладают полевой жаворонок Alauda arvensis (10.2), жёлтая трясогузка Motacilla flava beema (Sykes, 1832) (9.5) и обыкновенная каменка Oenanthe oenanthe (6.1 ос./ч)), а также полевой конёк Anthus campestris, плясунья Oenanthe isabellina, жёлчная и садовая Emberiza hortulana овсянки. Характерно гнездование стрепета, красавки, большого кроншнепа Numenius arquata, степного орла, малой бормотушки Hippolais caligata, серой славки Sylvia communis и другие. В районе разработки Карачаганак-ского нефтегазоконденсатного месторождения встречено 63 вида, из них лишь 20 гнездится в степи. Средняя численность в июне составила 73 особи в час. По сохранившимся полынно-злаковым участкам, с сильно выбитым скотом травостоем, гнездятся в основном полевой жаворонок, полевой конёк, каменки — обыкновенная и плясунья. На территории разработок с сильно нарушенным почвенно-растительным покровом селятся в основном полевой конёк, полевой жаворонок, плясунья и обыкновенная каменки, а в бурьянниках по рекультивированным землям — серая славка, малая бормотушка, жёлчная овсянка. В котлованах гнездятся единичные пары полевого воробья Passer monta-nus, сизоворонки Coracias garrulus, золотистой щурки Merops apiaster.

Ю ^

ISSN 0869-4362

Русский орнитологический журнал 2013, Том 22, Экспресс-выпуск 918: 2492-2495

Два выводка у пустынного сорокопута Lanius meridionalis pallidirostris в Кызылкумах

Б.М.Губин

Второе издание. Первая публикация в 1990*

Материалом для настоящего сообщения послужили стационарные наблюдения за парой пустынного сорокопута Lanius meridionalis palli-dirostris (Cassin, 1852), проводившиеся 23 марта - 8 июня 1986 на серозёмной равнине с небольшими песчаными шлейфами, поросшими редкими кустами саксаула, песчаной акации, жузгуна и курчавки.

* ГубинБ.М. 1990. Два выводка у пустынного сорокопута в Кызылкумах // Орнитология 24: 123-125.

2492 Рус. орнитол. журн. 2013. Том 22. Экспресс-выпуск № 918

Район работы находился в 45 км от посёлка Баиркум Чимкентской области на восточной окраине Кызылкумов, соприкасающихся с широкой припойменной долиной реки Сырдарьи.

На серозёмной равнине пустынные сорокопуты редки и селятся по небольшим песчаным островкам не ближе 3-4 км друг от друга. Всего нами за время полевых работ в радиусе 6 км от стационара отмечены две пары и два одиночных самца, причём первая пара сорокопутов зарегистрирована на второй день после начала работ 25 марта. Её готовое гнездо мы нашли 5 апреля на гребне песчаной гряды в центре густого, высотой 1.7 и диаметром 2.5 м куста курчавки, который до вылета птенцов так и не покрылся листвой. Гнездо было сложено из веточек курчавки, песчаной акации, саксаула и обильно выстлано растительным пухом и шерстью овец. Внешний диаметр постройки 160 мм, высота её 100, диаметр лотка 85 и его глубина 55 мм. Густое переплетение колючих веточек курчавки надёжно защищало гнездо от пернатых и четвероногих хищников.

С 6 апреля самка начала ежедневно нестись и закончила кладку 11 апреля, отложив 6 яиц. Наблюдение 20 апреля продолжительностью 3.5 ч показало, что самка при насиживании оставляла гнездо 4 раза на 5, 5, 5 и 1 мин, отсутствуя, таким образом, 7.6% времени учёта. Насиживание, начиная с откладки 5-го яйца, длилось 16 сут, и 26 апреля вылупились 5 птенцов, из которых 3 появились до 10 ч утра, остальные позже — до 17 ч 30 мин. Единственное неоплодотворённое яйцо оставалось в гнезде неделю, пока мы не забрали его. В промежуток с 29 апреля по 8 мая из гнезда по неизвестной причине исчезли 3 птенца, а оставшиеся 2 покинули его 9 мая в 17 ч.

Уже на второй день после вылета птенцов из гнезда в 100 м от первой постройки мы нашли вторую, в которой обе птицы заканчивали выстилать лоток. Новое гнездо устроено в 2.1 м от земли на горизонтальной боковой ветке одного из кустов саксаула в южной части кроны. Гнездо было хорошо скрыто и защищено свисающей сверху веткой от палящих лучей солнца. Свито оно было преимущественно из прутиков саксаула, а лоток обильно выстлан растительным пухом и шерстью овец, которые птицы брали из предыдущего гнезда, чем значительно ускорили долгий процесс выстилания лотка дефицитным теплоизолирующим материалом. Второе гнездо было компактнее первого: диаметр составил 140x140, высота постройки 90, диаметр лотка 80x95 и глубина лотка — 50 мм.

На следующий день после окончания строительства, т.е. 12 мая, самка отложила первое, а в последующие 4 дня - ещё 4 яйца и села насиживать. С интервалом в 2 сут после откладки 5-го яйца в гнезде появилось 6-е яйцо. Как и в первом гнезде, самка периодически оставляла кладку, уменьшая время отсутствия от середины к концу наси-

живания. Так, 11 мая в середине срока инкубирования она за 3 ч наблюдений вылетала из гнезда 4 раза на 2-5 мин, в целом на 15 мин (8.3% времени учёта). В последний день насиживания 30 мая также за

3 ч наблюдений она покидала кладку на 3, 4 и 5 мин, отсутствуя всего 6.7% времени наблюдения.

Приступив к насиживанию, самка сразу же прекратила кормить слётков предыдущего выводка, оставив его на попечение самца, который опекал их до 31 мая, т.е. до дня вылупления птенцов во втором гнезде. В отличие от первого гнезда, вылупление во втором началось на сутки скорее, но зато растянулось на 3 сут: в первый день 31 мая в гнезде находились 3 птенца и яйца, 1 июня в 10 ч птенцов было уже 4, а последний (шестой) птенец появился 3 июня в 9 ч утра.

Самец, переключившись на кормление появившихся птенцов во втором гнезде, начал активно изгонять из гнездового района ставших самостоятельными молодых первого выводка. В первый день он передавал корм продолжавшей насиживать самке, которая либо поедала его сама, либо скармливала пуховичкам.

Только что вылупившиеся птенцы (осмотрено 11) были телесного цвета с рудиментарными редкими пушинками на спинной, брюшных и копчиковой птерилиях. Углы рта, ротовая полость и язык лимонно -жёлтые, яйцевой зуб и когти белые, ноздри круглые и слегка вздутые.

Уже на третий день после начала вылупления птенцов самка, приподнимаясь на ногах, позволяла самцу кормить их. Сама, периодически слетая с гнезда, кормилась неподалёку, держа его постоянно под наблюдением, и изредка приносила пищу птенцам. Так, 3 июня за

4 ч наблюдений самец принёс корм 18, а самка - 8 раз и в 6 случаях прилетала пустой. За это время она оставляла гнездо на 1-10 мин, отсутствуя в общей сложности 53 мин, или 22% времени наблюдений. В этот период она не столько обогревала птенцов, сколько защищала их от солнца. Из-за окончания полевых работ 8 июня, когда птенцы только что начали оперяться, нам не удалось проследить до конца судьбу второго выводка.

Таким образом, первый цикл размножения у пары пустынного сорокопута, считая со дня откладки яиц и до вылета птенцов, равен 34 дням (откладка яиц — 6 сут, насиживание — 16 сут, выкармливание птенцов в гнезде — 14 сут). Вне гнезда самец докармливал выводок 22 дня, самка — 7 дней, пока не села насиживать вторую кладку. Второй цикл размножения длился 33 дня.

Небезынтересно отметить, что начиная со строительства первого гнезда и до окончания откладки яиц во втором самец регулярно подкармливал самку, которая, вылетая навстречу самцу, подобно птенцам мелко потряхивала приспущенными крыльями и, воспроизводя птенцовый просящий крик, забирала приносимую им добычу. Возможно,

что эта птенцовая реакция самки есть не что иное, как показатель её физиологической готовности к спариванию, а элемент кормления самки самцом является раздражителем, способствующим поддержанию физиологической активности яичника. С появлением во втором гнезде птенцов самка иногда забирала пищу у самца, но уже без описанного выше ритуала.

Ю ^

ISSN 0869-4362

Русский орнитологический журнал 2013, Том 22, Экспресс-выпуск 918: 2495-2500

Материалы о новых гнездящихся видах птиц низовьев реки Атрек (юго-восточный Прикаспий)

Е.М.Белоусов

Второе издание. Первая публикация в 1990*

Низовья Атрека представляют собой обширную солончаковую равнину с останцевыми супесчаными холмами древнекаспийской террасы. Климат сухой субтропический. Лето жаркое (средняя температура июля +27.2°С), с высокой влажностью. Зима тёплая (средняя температура января +4.1°С). Среднегодовое количество осадков 196 мм. Растительность — типичная для оазисов в солончаковых пустынях: кустарниковые и однолетние солянки, солончаковые луга, заросли рогоза и тростника по берегам водоёмов, фрагменты гребенщиковых тугаев. В последние годы в результате выпаса скота, изменения гидрологического режима района (перераспределения паводковых вод), вырубки кустарников, сельского строительства и охоты сильно изменилась природная обстановка района, что привело к исчезновению одних и появлению других видов птиц.

Ciconia ciconia. В середине апреля 1980 года впервые пара белых аистов начала строить гнездо на столбе у водораспределителя Кара-Баба, но незаконченная постройка была уничтожена. Такая же безуспешная попытка была предпринята в 1981 году у посёлка Кизил -Атрек. В 1982 году гнездо было выстроено на телеграфном столбе у посёлка Ак-Яйла, но 25 апреля одна птица была убита на гнезде. В этот день в гнезде было 2 ненасиженных яйца. Вторая птица ещё с одной несколько раз прилетали к гнезду, но в дальнейшем кладка всё же была брошена.

* Белоусов Е.М. 1990. Материалы о новых гнездящихся видах птиц низовьев реки Атрек (юго-восточный Прикаспий) // Орнитология 24: 103-107.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.