Научная статья на тему 'Два вопроса успешной реализации MNP в России'

Два вопроса успешной реализации MNP в России Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

CC BY
328
114
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕРСОНАЛЬНО / ИНТЕРНЕТ / ЭЛЕКТРОННАЯ ПОЧТА / КУРЬЕР / ПОЧТА / МАРШРУТНЫЙ НОМЕР / СЕТЬ ПОЛУЧАТЕЛЬ / СТАНЦИЯ ПОЛУЧАТЕЛЬ

Аннотация научной статьи по компьютерным и информационным наукам, автор научной работы — Каледин В. В., Козадаева Л. А.

В статье рассматриваются два вопроса, которые необходимо будет решить при реализации MNP, и, которые, ранее мало обсуждались. Это вопросы, связанные с организацией доступа абонентов к переносу номера в сетях подвижной связи и с вариантами форматов маршрутного номера для установления вызова в сеть нового оператора.Важным фактором в реализации MNP является то, насколько быстро, просто и надежно организована обработка запросов абонентов на перенос номера и насколько стабильным останется программное обеспечение станций при вводе нового формата номера. Организация доступа это набор способов, используя которые, абонент сообщает своему оператору о намерении перейти к другому оператору, и набор способов, по которым абонент получает новую SIM-карту или же отказ в переносе. Формат маршрутного номера зависит от степени открытости структуры сети оператора другим операторам. Изложенная в статье информация основана на анализе опыта разных стран и показывает большое разнообразие способов доступа и форматов маршрутных номеров. Представленная информация может быть полезна при реализации MNP в России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Два вопроса успешной реализации MNP в России»

Два вопроса успешной реализации MNP в России

Ключевые слова: персонально, Интернет, электронная почта, курьер, почта, маршрутный н омер, сеть-получатель, станция-получатель.

Рассматриваются два вопроса, которые необходимо будет решить при реализации МЫР, и, которые, ранее мало обсуждались. Это вопросы, связанные с организацией доступа абонентов к переносу номера в сетях подвижной связи и с вариантами форматов маршрутного номера для установления вызова в сеть нового оператора. Важным фактором в реализации М№ является то, насколько быстро, просто и надежно организована обработка запросов абонентов на перенос номера и насколько стабильным останется программное обеспечение станций при вводе нового формата номера. Организация доступа — это набор способов, используя которые, абонент сообщает своему оператору о намерении перейти к другому оператору, и набор способов, по которым абонент получает новую БіМ-карту или же отказ в переносе. Формат маршрутного номера зависит от степени открытости структуры сети оператора другим операторам. Изложенная в статье информация основана на анализе опыта разных стран и показывает большое разнообразие способов доступа и форматов маршрутных номеров. Представленная информация может быть полезна при реализации М№ в России.

Каледин В.В.,

директор по науке ФГУП ЦНИИС

kaledin@zniis.ru

Козадаева Л.А.,

ведущий научный сотрудник ФГУП ЦНИИС,

kozadaeva@zniis.ru

Введение

Переносимость номера (Number portability — NP) означает для абонента возможность сохранить свой телефонный номер при смене оператора связи.

Этот механизм появился в конце 90-х годов прошлого века как одно из средств развития конкуренции при либерализации рынка связи. Переносимость номера обеспечивает всем абонентам общедоступных услуг телефонной связи, возможность по запросу сохранить свой номер [1]:

— в случае географических номеров — в конкретном местоположении;

— в случае негеографических номеров — в любом местоположении.

В настоящее время более 60 стран мира уже внедрили NP Способы реализации переносимости номера во всех странах постоянно совершенствовались, поскольку ключевым фактором успешного использования переносимости номера является то, насколько быстро, просто и надежно будет организована обработка запросов абонентов.

В данной статье речь пойдет только о двух технических вопросах — о выборе формата маршрутного номера (RN) и о способах обработки запросов абонентов сетей подвижной связи на перенос номера (MNP). Это важные вопросы, поскольку, решения, принятые по ним, могут иметь длительные последствия. В настоящее время развитые страны внедряют переносимость номера в IP сетях, используя при этом уже действующие форматы маршрутных номеров. Анализируя зарубежный опыт можно найти подходящие решения для реализации MNP в РФ.

Объекты маршрутизации и формат маршрутного номера

С введением переносимости номера оказалось, что для маршрутизации вызова к вызываемому абоненту недостаточно только номера вызываемого абонента (№ыз = DEFxxxxxxx), который набрал

вызывающий абонент. Если абонент меняет оператора, то необходим маршрутный номер (Routing number — RN), чтобы маршрутизировать все вызовы к нему в сеть нового оператора.

В соответствии с рекомендацией МСЭ-Т [2] маршрутизация вызова возможна к следующим объектам:

1) сеть оператора-получателя, а далее по внутренним алгоритмам сети;

2) станция внутри сети оператора-получателя;

3) точка взаимодействия со следующей (промежуточной) сетью в процессе маршрутизации;

4) точка сетевого окончания, в этом случае маршрутный номер идентифицирует абонентскую линию или доступ к услуге.

Следует отметить, что на практике используются только два первых варианта маршрутизации, т.е. до сети или станции. Вариант 3 не используется ни в одной стране, а вариант 4 используется в Дании. В этой стране отказались от использования географических номеров, т.е. все номера абонентов сетей фиксированной и подвижной связи являются негеографическими и возможна полная переносимость номера между абонентами любых типов сетей.

В настоящее время действует следующий базовый формат маршрутного номера:

RN = П Ко (Кс) (Кз), где П — префикс; Ко — код сети оператора-получателя; Кс — код станции коммутации внутри сети оператора-получателя (опционально); Кз — код географической зоны нумерации (опционально).

Префикс П используется для обозначения того, что вызов устанавливается по перенесенному номеру. В качестве префикса может использоваться либо свободный код DEF (например, 999), либо одна из свободных шестнадцатеричных цифр (A, В, С, D, E, F), которые абонентом не набираются.

Параметры "Ко, Кс, Кз" обычно имеют длину в 2-3 шестнадцатеричные цифры, которые могут быть в диапазоне " 0- F1 или же "09" с возможностью дальнейшего расширения до "А-F1.

Вариант RN, состоящего только из кода сети оператора-получателя (Пн Ко), считается оптимальным, поскольку каждому оператору требуется только один маршрутный номер для каждой технологии установления соединения. Если в стране реализована переносимость номера в сетях фиксированной, подвижной связи и IP-сети, то в этом случае каждому оператору потребуется всего 3 маршрутных номера, т.е. по одному для каждой сети. В этом случае, количество строк в маршрутных таблицах будет меньше, чем в форматах RN с участием станций, так как у каждого оператора их может быть больше, чем одна.

ев

T-Comm, #7-2013

Таблица 1

Страна Маршрутный номер 1^' Объект маршрутизации

Германия ЇШ=Оххх (х= 0-9, но возможно расширение до 0-Р) Сеть оператора-получателя. Каждый оператор имеет только один ГУЧ на технологию

Дания ЯЫ нет, т.к. для маршрутизации используется прямой номер. Все номера абонентов сетей фиксированной и подвижной связи являются негеографическими и возможна полная переносимость номера между абонентами любых типов сетей.

Литва 95хх - для фиксированных сетей 96хх - для мобильных сетей Сеть оператора-получателя. Каждый оператор имеет только один ЯК на технологию

Македония Охт, где х - номер оператора, гг - номер станции Станция оператора-получателя. Каждый оператор имеет несколько ЯЫ на технологию по числу станций.

Польша Сххгг, где хх — код зоны нумерации, гг - номер оператора Станция оператора-получателя. Каждый оператор имеет несколько ЯК на технологию по числу зон нумерации.

Португалия Охххггг, где ххх - номер оператора, ггг - номер станции Станция оператора-получателя. Каждый оператор имеет несколько RN на технологию по числу станций.

Финляндия 1 Оххх, где ххх — номер оператора Сеть оператора-получателя. Каждый оператор имеет только один ЯК на технологию

Швейцария 980хх, где хх - номер оператора Сеть оператора-получателя. Каждый оператор имеет только один ЯЫ на технологию

Швеция 384хххх, где ххх -номер оператора Сеть оператора-получателя. Каждый оператор имеет только один RN на технологию

Факторы, влияющие на выбор формата маршрутного номера

На практике оказалось, что страны, которые маршрутизируют вызовы до станции, дополнительно иногда включают в формат РЫ информацию о географическом местоположении станции (Кз). Точной информации, почему страны выбрали более сложный формат, по сравнению с форматом до сети нового оператора-получателя, у авторов статьи нет. Можно только предположить, что такой выбор обусловлен внутренними правилами пропуска трафика и тарификации вызовов. Такое предположение делается на основе причин, которые побуждают операторов РФ также использовать в формате еще и географическое местоположении станции. Такими причинами являются некоторые положения НПА по порядку пропуска трафика в телефонной сети связи общего пользования [3], а также сегмент действия МЫР- регион или вся страна.

В таблице 1 представлены форматы маршрутных номеров, действующих в 9 странах Европы.

Из приведенных примеров видно, что в качестве префикса "П" используются как шестнадцатеричные цифры (С^), так и свободные коды DEF (96, 98, 384). Шестнадцатеричные цифры использовать целесообразнее, так как они сокращают длину РЫ, поскольку вместо двух- трех цифр кода DEF (например, 999 или 96, 98) можно использовать только одну цифру (например, D или С). Однако при этом необходимо, чтобы таблицы маршрутизации всех операторов поддерживали диапазон цифр "А-Р1, которые не набираются абонентом. Данные форматы обеспечивают доступ к большому количеству операторов, принимающих участие в переносимости номера. Так, маршрутный номер "RN=Dxxx" в настоящее время в Германии обеспечивает до 1000 операторов (ххх=000-999), но возможно расширение до 4096 операторов (ххх=000-FFF). Аналогичные подходы приняты и в других странах. Большая часть стран маршрутизирует вызов до сети оператора-получателя, а не до станции.

Существующие подходы при обработке запросов абонентов на МЫР

За более, чем 10-летний период развития МЫР, процедуры по обработке запросов абонентов на перенос номера существенно улучшились во всех странах. Во Франции, например, абонент может перенести свой номер не выходя из дома. Более подробно схема действующей в этой стране процедуры МЫР будет представлена ниже.

В настоящее время все страны стремятся сделать процесс переносимости номера максимально коротким и эффективным, что означает [4]:

• потеря услуги должна не превышать один рабочий день [5]. В рамках этого определенного периода времени должны быть согласованы маршрутные таблицы всех исходящих операторов, оператор-донор должен отключиться, а оператор-получатель активизировать БіМ-карту абонента и сообщить ему об этом;

• фаза проверки абонентских данных оператором-донором должна быть как можно короче и эффективнее, основана на четких и стабильных параметрах Проверка должна быть автоматизирована, насколько это возможно;

• причины для отказа в запросе на перенос должны быть четко определены в правилах (например, руководствах или отраслевых стандартах) и преследовать основные цели: избегать неправильного отказа оператором-донором или нежелательного переноса и гарантировать исполнения воли абонента;

• оператор-получатель должен организовать прием запросов на перенос номера эффективным способом, например, путем сбора письменного заявления и/или электронного уведомления;

В таблице 2 представлена конкретная информация от 15 стран Европы по способам обработки запросов абонента на перенос номера. Из этой информации видно, что самым распространенным способом является личное присутствие абонента при подаче заявки на перенос номера и получение БіМ-кар™ (все 15 стран).

Т-Сотт, #7-2013

69

Таблица 2

Способы обработки запросов абонента на перенос номера

Страна Способы приема запроса от абонента на перенос номера и получения новых SIM-карт

Австрия Абонент обращается к оператору-получателю. Нет специальных правил о форме (письменно в пункте продаж, e-mail). Запрос по SMS не посылают. Возможны все способы получения (лично в момент подачи запроса, по почте или курьером).

Болгария Абонент обращается к оператору-получателю и только в письменной форме с подписью. SIM-карту абонент получает в тот момент, когда заявка на NP предоставляется на рассмотрение оператору-получателю.

Германия Абонент обращается к оператору-получателю в письменной форме лично, или по е-mail или факсу. Новая SIM-карта посылается по почте, или абонент покупает ее в офисе продаж. Также возможен способ, когда абонент покупает новую SIM-карту у оператора-получателя, получает новый (временный) телефонный номер и пользуется им до завершения переноса. Получив SMS о завершении переноса, абонент начинает пользоваться своим прежним номером, не меняя SIM-карты.

Дания Абонент обращается к оператору получателю письменно. SIM-карту абонент получает лично в офисе продаж или по почте.

Ирландия Абонент обращается к оператору-получателю через Интернет или через офис продаж. Перенос номера выполняется за два часа. Обычно SIM-карта предоставляется немедленно в офисе продаж. Если перенос был сделан через Интернет, то SIM-карта может быть доставлена по почте.

Латвия Абонент только письменно обращается к оператору-получателю. SIM-карту абонент получает в момент подачи заявления на перенос или курьером.

Литва Абонент только письменно обращается к оператору-получателю.

Македония Абонент обращается к оператору - получателю письменно. Оператор - получатель может предоставить абоненту новую SIM-карту в момент получения запроса или доставить новую SIM-карту курьером на следующий рабочий день, при завершении процесса переноса.

Норвегия Оператор - получатель получает письменное заявление от абонента через e-mail, SMS или факс. SIM-карту абонент получает в офисе продаж или по почте.

Португалия Абонент обращается к оператору-получателю лично через офис продаж или по e-mail.

Турция Абонент может обратиться к оператору получателю в письменной форме, по телефону службы работы с клиентами и через Интернет. SIM-карту абонент получает или в момент подачи заявления, или она доставляется курьером.

Финляндия Абонент обращается к оператору - получателю письменно. Новую SIM-карту абонент получает немедленно в офисе или по почте. Когда новая SIM-карта активизируется, то абонент извещается об этом через SMS, после чего он может вставлять ее в телефон. До этого момента работала старая SIM-карга.

Франция Абонент обращается к оператору - получателю. Запрос может быть сделан абонентом лично, при посещении офиса, или по SMS и e-mail. SIM-карту абонент получает лично или по почте.

Чехия Абонент обращается к оператору-получателю в любой форме - письменно, e-mail, SMS. Абонент получает новую SIM-карту лично в офисе продаж оператора-получателя или по почте.

Швейцария Если у абонента контракт с предоплатой (prepaid), то он посылает запрос через стандартное SMS уведомление. Если контракт с отложенной оплатой (postpaid), то в письменной форме. SIM-карту абонент получает в момент подачи заявления в офисе оператора или по почте.

70

T-Comm, #7-2013

В тех странах, где электронные способы аутентификации пользователя хорошо развиты, абонент может оформить запрос не только лично, но и через Интернет (З страны) или e-mail (5 стран). Новую SIM-карту он может получить по почте (1О стран) или через курьера (З страны).

Могут быть различные требования к оформлению заявки на перенос в зависимости от типа контракта (prepaid или post-paid).

Ниже приводится пример процедуры дистанционного взаимодействия абонента с операторами при реализации переноса номера во Франции [6].

1. С января 2О12 г. срок переноса сокращен с 1О календарных до З-х рабочих дней с момента подачи запроса абонентом. Такое сокращение стало возможным благодаря автоматизации всего процесса переноса, включая проверку правильности абонентских данных и передачу из ЦБД информации о завершении переноса всем операторам связи.

2. Автоматизации процесса содействуют два фактора:

• наличие в сети каждого оператора системы IVR (Interactive Voice Response — Интерактивный Голосовой Ответчик), которая сообщает абоненту информацию, необходимую для переноса. Система доступна 24 часа 7 дней в неделю по короткому бесплатному номеру "З179".

• введение специального кода RIO ^є^є d'Idenlita Opеrаteur -подтверждение идентификации оператора) для идентификации опе-ратора-донора. Данный код подтверждает законность обращения оператора-получателя в сеть оператора-донора для запроса абонентских данных на перенос номера и защищает оператора-доно-ра от злонамеренных переносов. Абонент, который хочет перенести свой номер к другому оператору, должен вначале получить от своего оператора-донора код RIO, т.е. получить согласие на перенос.

3. Код RIO представляет собой 12-значный буквенно-цифровой код, назначаемый оператором-донором каждому абоненту, потребовавшему перенос. Код имеет вид: OO Q RRRRRR CCC, где ОО — идентификатор оператора-донора; Q — идентификатор типа абонента "квартирный или деловой"; RRRRRR — идентификатор контракта абонента в сети оператора-донора; ССС — контрольный ключ для проверки согласованности номера абонента с кодом RIO.

4. Срок действия кода RIO составляет ЗО дней. Если за это время абонент не обратится к новому оператору с запросом на перенос номера, то код RIO аннулируется.

5. Абонент, после получения SMS с кодом RIO обращается по e-mail, письменно или лично к оператору-получателю с запросом на перенос номера.

6. Серия SMS сопровождает абонента на разных этапах процесса переноса номера, т.е. от момента получения кода RIO до момента активизации в сети нового оператора.

На время проверки правильности данных абонент обслуживается прежним оператором-донором в полном объеме. Пропадание связи возможно на несколько часов в день, который определен для переноса.

Заключение

В заключение следует отметить, что на выбор формата маршрутного номера могут оказывать влияние действующие правила по пропуску трафика и тарификации вызова. Наиболее оптимальным является формат RN, который обеспечивает маршрутизацию вызова до новой сети оператора-получателя (RN^ Ко).

Однако, национальные особенности могут обязать операторов принять более сложный формат RN, который обеспечивает маршрутизацию вызова с учетом местоположения станции оператора и кода зоны нумерации (RN^ Ко Кс Кз). Такой формат рассматривают в настоящее время операторы РФ.

Европейский опыт по способам регистрации запроса на перенос и получения новой SIM-карты, показывает разные варианты — от личного присутствия, до Интернет и почты.

Опыт Франции с использованием кодов RIO показывает способ надежной защиты оператора-донора от злонамеренных запросов, а также возможность для абонента сменить оператора не выходя из дома.

На начальном этапе реализации MNP в РФ целесообразно обеспечить личное присутствие абонента при подаче запроса и получении SIM-карты. В перспективе, после приобретения опыта, как абонентами, так и операторами, возможны и электронные способы.

Авторы надеются, что информация, представленная в данной статье, будет полезна для успешной реализации переносимости номера в РФ.

Литература

1. Directive 2002/22/EC on Universal Service.

2. Rec.E.164/I.331/Q.11 The international public telecommunication numbering plan Supplement 2: Number portability, 11/2009.

3. Приказ Министерства информационных технологий и связи Российской Федерации от 08.08.2005 N 98 "Об утверждении Требований к порядку пропуска трафика в телефонной сети связи общего пользования".

4. CEPT ECC Number Portability — Best Practices 05/2012.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5. Directive 2009/136/EC (article 30).

6. ARCEP, Mobile Number Portability in France, 04/2012.

TWO ISSUES OF THE SUCCESSFUL IMPLEMENTATION OF MNP IN RUSSIA Kaledin V.V, Kozadaeva L.A.,

FSUE ZNIIS

Abstract

The paper addresses two issues that need to be addressed when implementing MNP, and which previously little discussed. These are issues related with the organization of subscribers' access to number portability in mobile networks and with possible formats routing number for the call setup to the network of the new operator. For successful implementation of MNP the important factor is how fast, easy and reliable handling organized subscribers' requests for number portability and how stable will the software of mobile exchanges with a new format routing number. The organization of subscribers' access is a set of ways, using which the subscriber informs his operator about the intention to move to another operator, and a set of ways in which the subscriber receives a new SIM-card or refusal to transfer. Format routing number depends on the openness of the structure of the operator's network to other operators. Information presented in the paper is based on an analysis of the experience of different countries and shows a wide variety of ways to access and formats of routing number. The information provided can be useful in the implementation of MNP in Russia.

Keywords: in person, Internet, e-mail, courier, post, routing number, recipient network, recipient exchange.

T-Comm, #7-2О1З

71

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.