Научная статья на тему 'Два вида социальной заботы'

Два вида социальной заботы Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
220
47
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
забота / антиципирующая / замещающая / бытие / сущее. / care / anticipating / substituting / being / being.nal communication / language / national component.

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Куницин Андрей Геннадьевич

В статье рассматривается философская категория «забота» в двух ее практических аспектах — аутентичном (антиципирующая) и не-аутентичном (замещающая). Обе эти формы проявления заботы наблюдаются в социальной практике, и часто вторая выдает себя за первую, что приводит к сущностному искажению гуманитарных интенций. В статье ставится цель — научиться выявлять ложные виды заботы и утверждать истинные.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TWO KINDS OF SOCIAL CARE

The article discusses the philosophical category of «care» in two practical aspects — authentic (anticipatory) and non-authentic (replacement). Both of these forms of care are observed in social practice, and often the second pretends to be the first one, which leads to an essential distortion of humanitarian intentions. The aim of the article is to learn to identify false types of care and to assert the true ones.

Текст научной работы на тему «Два вида социальной заботы»

Вестник Челябинского государственного университета. 2019. № 5 (427).

Философские науки. Вып. 52. С. 91—94.

УДК 124.5 DOI 10.24411/1994-2796-2019-10514

ББК 87.6

ДВА ВИДА СОЦИАЛЬНОЙ ЗАБОТЫ

А. Г. Куницин

Череповецкий государственный университет. Череповец, Россия

В статье рассматривается философская категория «забота» в двух ее практических аспектах — аутентичном (антиципирующая) и не-аутентичном (замещающая). Обе эти формы проявления заботы наблюдаются в социальной практике, и часто вторая выдает себя за первую, что приводит к сущностному искажению гуманитарных интенций. В статье ставится цель — научиться выявлять ложные виды заботы и утверждать истинные.

Ключевые слова: забота, антиципирующая, замещающая, бытие, сущее.

Категория «забота», введенная в философский оборот в начале ХХ в. в «Бытии и времени» М. Хайдеггера, была предложена одновременно в качестве онтологической характеристики природы человека, брошенного в мир в состоянии неведения и одиночества и в качестве социальной интенции, позволяющей человеку существовать в мире других людей. Иными словами, заботясь постоянно о себе (а именно о сохранении своей антропологической сути, начиная с постериор-но-эмпирической и заканчивая априорно-онтологической), человек ежеминутно утверждается в существовании, в бытии-в-мире (экзистенции), а заботясь о других (в форме интерсубъективных и интерсубъектных взаимоотношений), человек утверждает существование социума как экзи-стирующей целостности. Практической задачей является изучение заботы как модуса бытия и нахождение ее аутентичных форм. Данная задача позволит человеку настраивать свое мышление на те действия, которые в процессе рефлексии будут пониматься как благодатные в личностном и социальном измерении.

В «Бытии и времени», М. Хайдеггер называет два типа заботы или две крайние возможности действия: забота замещающая и забота антиципирующая [5, с. 66].

Первый из этих типов заботы построен на принципе подмены или вытеснения одного субъекта другим: человек, действующий в данном модусе, встает на место того, о ком хотел бы позаботиться, совершает действия от его имени и берет ответственность за последствия этих действий. Хайдеггер пишет об этом типе заботы следующее: «Она может с другого "заботу" как бы снять и поставить себя в озабочении на его место, его заменить» [5, с. 66]. Данный принцип действия проявляется как в антропологическом, так и в социальном смысле.

В первом случае замещающая забота о себе проявляется в снятии с себя ответственности за совершаемые поступки и переноса центра принятия решений вовне, на плечи чужого авторитетного мнения или указание на коллективную ответственность. Так, участие в военных преступлениях или мародерстве может быть оценено его участником не как его личное действие, а как следование чужому приказу или общему порыву. Иными словами, человек снимает с себя ответственность и уступает свое субъектное право иному действующему — индивидуальному или коллективному. Таким образом, человек делегирует свою волю и свою свободу ради получения того, что он считает благом. Это может быть названо пассивной формой замещающей заботы.

Во втором случае замещающая забота о других (о другом) заключается в активном социальном вмешательстве и даже онтологической интервенции. Человек, стремящийся добиться определенного результата от других участников социального процесса, часто находит более удобным для себя и более эффективным (вследствие, как ему кажется, большего опыта и понимания ситуации) совершение действий от чужого лица. Подобное поведение часто присутствует в действиях матерей, которые, не находя сил заставить ребенка выполнить домашнее задание, делают их сами или даже подключают других членов семьи. То же самое происходит в том виде руководства, которое принято называть директивным — руководитель вместо того, чтобы позволить подчиненным проявить инициативу и выполнить свои обязанности в соответствии со своим пониманием и на свой риск, выстраивает систему тотального контроля и подчинения, при которой возможность ошибки сводится к нулю. И в первом и во втором примерах прослеживается принцип замещения — один субъект вытесняет другого, тем самым лишая

92

А. Г. Куницин

последнего его онтологического топоса (места в бытии). Хайдеггер указывает на то, что подобный вид заботы есть не столько покровительство и опека, сколько власть и подчинение, ведущие к зависимости и опредмечиванию. При этом часто данное проявление доминирования стремится оставаться тайным: «При такой заботливости другой может стать зависимым и подвластным, пусть та власть будет молчаливой и останется для подвластного утаена» [5, с. 66].

В политическом измерении подобный вид псев-до-заботы проявляется как патерниализм. Замещающая забота оставляет след в народной памяти подобный состоянию счастливого детства — диктатор запечатлевается в образе сильного отца, способного защитить и согреть. Забываются жестокость и равнодушие, а остаются нежное родительское покровительство и отсутствие необходимости принимать хоть какие-то самостоятельные решения. Однако даже в том случае, если идиллия оказывается нарушенной, сам эффект замещающей заботы остается в форме раны или необратимых психологических последствий. Г. В. Иванченко отмечает: «Нередко растроганное чувство благодарности за то, что кто-то другой снял с тебя груз забот, сменяется раздражением и даже яростью, когда выясняются мотивы заботы» [2, с. 218].

Таким образом, замещающая забота проявляется в смешении субъекта с его онтологического места (топос), лишение его тех прав, которые это место ему гарантируют. Кража, совершаемая в подобном действии, включает в себя и разрушение его субъектности, поскольку субъект не может быть отделен от своих полномочий на расположение в бытии. Субъект становится объектом или вещью, которая может быть размещена и смещена в соответствии волей того, кто подобную заботу проявляет. Неспособность позволить субъекту сохранять свое место в бытии, действовать в соответствии со своим пониманием, опирается на отсутствие понимания много-субъектности мира сущего, наличия в нем бесконечного количества независимых центров ответственности, которые при этом связываются невидимым единым управлением, что и есть истинная забота Бытия о сущем как целостности. И. Н. Зайцев отмечает: «... заботливость берет на себя то, о чем надо заботиться вместо Другого; Другой при этом выброшен со своего места, лишается причастности к бытию» [1].

Забота одного человека о другом, исключающая понимание заботы Бытия, охватывающая все аспекты проявленного и непроявленного мира, свидетельствует о несовершенстве понимания

времени как формы движения сущего. Наличие же этого видения можно назвать предпонимани-ем, которое и характеризует заботу в ее наиболее полном виде. В. В. Летуновский говорит об этой существенной характеристике заботы следующее: «Структуру предпонимания образуют "предмне-ния", "предвидения" и "предвосхищения", которые в совокупности предопределяют и мышление поведение человека» [3]. Наделенный подобным видением человек сможет избежать действий, противоречащих онтологическому замыслу, т. е. действий, навязывающих бытию свои интенции и замещающих своей волей субъектность других действующих.

В противовес первому типу ложной (неаутентичной) заботы, второй тип заботы называется антиципирующей. Это латинское слово (антиципация) указывает на способность видеть будущее как свершившееся настоящее. Это и есть предпонимание, о котором шла речь выше и которого не достает замещающей заботе. Так, врач способен лечит пациента, пред-видя его излечение, садовник поливает розовый куст, пред-видя цветущий бутон розы, учитель наставляет ученика, пред-видя его в образе человека грамотного и образованного, политик печется о своих гражданах, пред-видя перед собой будущую процветающую и успешную страну. Такой взгляд можно назвать формой пред-рефлексии: даже если предвидение человека окажется ложным, само осознавание ситуации из другого временного состояния, взгляд из будущего в настоящее, есть форма заботы, при которой оценивается не наличное состояние объекта заботы, а образ его становления, ожидаемый результат. Речь идет об энтелехии, целеполагании, к которой сущностно пребывает каждое существо, находящееся в процессе развития, созревания.

При этом антиципирующая забота проявляется не как пассивное соцерцательное состояние, а как действующая, сопровождающая активная сила. Человек, находящийся в модусе антиципирующей заботы, наделенный предпониманием, т. е. формой зрелого мышления об объекте заботы, совершает деятельные усилия, связанные с направлением фрагмента сущего в ту сторону, которая для него является его грядущей данностью. Можно сказать, что такой субъект заботы (заботящийся человек) мягко подталкивает объект своей заботы к достижению цели, подобно тому, как человек помогает ребенку подняться на подножку поезда, переводит старика через дорогу или подает руку тонущему. Активное начало является ключевым фактором аутентичной заботы: человек не просто осознает будущее объекта заботы, но и со-участвует в его судьбе. Эта необходимость в

Два вида социальной заботы

93

деятельной сопричастности к судьбе объекта заботы вызывается зрелым пониманием субъектом забота своей ответственности за него. Момент этой ответственности возникает в точке познания объекта заботы — как только последний оказывается в фокусе субъектного опыта, возникает и осознание своей вовлеченности в развертывание его судьбы. Иными словами, знание о конкретном человеке часто может означать и осознание самого себя в качестве активного начала становления его судьбы. Думая о своем только что родившемся ребенке, человек, естественно, осознает свою вовлеченность в его судьбу, а значит, и свою ответственность за него. Из этого понимания и рождается забота.

При этом проявление заботы человеком, находящимся на зрелом уровне понимания, могут быть истолкованы ошибочно теми, кто подобной зрелости не имеет. Например, Иуда, некогда любимый ученик Христа, мог обладать подобным пред-видением, пред-пониманием миссии своего учителя. Понимая его, он осознавал и свою роль в его особой судьбе. Оказавшись в этом положении, он совершил именно те действия, которые требовала от него ситуация. И хотя его действия обычно оцениваются как предательство, возможно им был совершен акт высшей заботы.

Подобно этому Сенека заботился о своем ученике Нероне, казалось бы, взращивая в нем семена зла. Но, возможно, Сенека, следуя ницшеанскому принципу «падающего толкни», пред-видя неизбежное будущее своего воспитанника, так заботился о том, чтобы это будущее свершилось [4, с. 221]. Забота Сенеки может быть понята и

значительно шире — как стремление помочь деградировавшей династии уйти со сцены истории. И действительно, Нерон станет последним в роду Юлиев — Клавдиев. Еще более широкий взгляд представляет собой философское отношение к принципу деспотической власти, чью порочность мог желать высветить Сенека. Так и случилось — на века Нерон стал символом бессмысленности и жестокости, самодурства и нецелесообразоности, к которым часто приводит любая неограниченная власть. Сенека как философ мог думать о политических формах в их иерархическом состоянии и осознавать свою теоретическую ответственность за выявление наиболее архаичных и ретроградных форм власти.

Таким образом, деятельная аутентичная антиципирующая забота может принимать самые разные формы, и только проникновение в ее гуманитарную ценность позволяет оценить ее по достоинству. Такой герметичный характер аутентичной заботы превращает ее в категорию особого рода, требующую для ее понимания человека, находящего в том же онтологическом статусе.

Итак, выше были представлены два вида заботы — замещающая и антиципирующая. Только вторая основывается на понимании бытия «другого» и только она может быть названа аутентичной. Иными словами, человек заботящийся должен быть достаточно зорким к бытию, к его формам, движению, интенциям. Пребывая в модусе аутентичной заботы, человек способен совершать действия, согласованные с пространством, временем и причинностью, и таким образом быть всегда причастным к Бытию, какое оно есть.

Список литературы

1. Зайцев, И. Н. Уточнение «начала» философии: Хайдеггер и Левинас / И. Н. Зайцев // ВикиЧтение. URL: https://fil.wikireading.ru/648 (дата обращения: 30.03.2019).

2. Иванченко, Г. В. Забота о себе: история и современность / Г. В. Иванченко. — М. : Смысл, 2009. — 304 с.

3. Летуновский, В. В. Экзистенциальный анализ. История, теория и методология практики : дис. ... канд. психол. // Научная библиотека диссертаций и авторефератов. URL: https://www.dissercat.com/ content/ekzistentsialnyi-analiz-v-psikhologii (дата обращения: 01.04.2019).

4. Ницше, Ф. Так говорил Заратустра: книга для всех и не для кого / Ф. Ницше. — СПб. : Азбука : Азбука-Аттикус, 2018. — 352 с.

5. Хайдеггер, М. Бытие и время : пер. с нем. / М. Хайдеггер. — М. : Академ. проект, 2011. — 460 с.

Сведения об авторе

Куницин Андрей Геннадьевич — аспирант кафедры истории и философии Череповецкого государственного университета. Череповец, Россия. marten18@mail.ru

94

A. r. Куницин

Bulletin of Chelyabinsk State University. 2019. No. 5 (427). Philosophy Sciences. Iss. 52. Pp. 91—94.

TWO KINDS OF SOCIAL CARE A.G. Kunitsin

Cherepovets State Universityrn Cherepovets. Russia. marten18@mail.ru

The article discusses the philosophical category of «care» in two practical aspects — authentic (anticipatory) and non-authentic (replacement). Both of these forms of care are observed in social practice, and often the second pretends to be the first one, which leads to an essential distortion of humanitarian intentions. The aim of the article is to learn to identify false types of care and to assert the true ones.

Keywords: care, anticipating, substituting, being, being.nal communication, language, national component.

References

1. Zaytsev I.N. Utochnenie «nachala» filosofii: Khaidegger i Levinas [The definition of a «beginning» of philosophy: Heidegger and Levinas]. VikiChtenie [WikiReading]. Available at: https://fil.wikireading.ru/648, accessed: 02.03.2019. (In Russ.).

2. Ivanchenko G.V. Zabota o sebe: istoriya i sovremennost' [Self-Care: history and modernity]. Moscow, Smysl Publ., 2009. 304 p. (In Russ.).

3. Letunovskij V.V. Ekzistentsial'nyi analiz. Istoriya, teoriya i metodologiya praktiki [Existential analysis. History, theory and methodology of practice]. Thesis. Nauchnaya biblioteka dissertatsii i avtoreferatov [Scientific library of dissertations and abstracts]. Available at: https://www.dissercat.com/content/ ekzistentsialnyi-analiz-v-psikhologii, accessed: 10.02.2019. (In Russ.).

4. Nietzsche F. Tak govoril Zaratustra: kniga dlya vsekh i ne dlya kogo [Thus spoke Zarathustra: a dook for everyone and no one]. St. Petersburg, Azbuka Publ., Azbuka-Attikus Publ., 2018. 352 p. (In Russ.).

5. Khaidegger M. Bytie i vremya [Being and time]. Moscow, Akademicheskij proekt, 2011. 460 p. (In Russ.).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.