Научная статья на тему 'Два подхода к обучению и воспитанию человека в античной педагогике'

Два подхода к обучению и воспитанию человека в античной педагогике Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1641
204
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Тарасенко А. В.

Педагогические идеи выдающихся греческих философов оказали значительное влияние на формирование и развитие теории обучения и воспитания во все последующие эпохи и не утратили значения и в наше время. Автор рассматривает содержание воспитания в афинской и спашанской системах

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Два подхода к обучению и воспитанию человека в античной педагогике»

УДК 37.01 "65"

Тарасенко А. В.

ДВА ПОДХОДА К ОБУЧЕНИЮ И ВОСПИТАНИЮ ЧЕЛОВЕКА В АНТИЧНОЙ ПЕДАГОГИКЕ

Педагогические идеи выдающихся греческих философов оказали значительное влияние на формирование и развитие теории обучения и воспитания во все последующи эпохи и не утратили значения и в наше время.

_Автор рассматривает содержание воспитания в афинской и спартанской системах.__

Философско- педагогияеская надстройка во всей полноте отражала базисную основу многочисленных государств /полисов/ Древней Греции. В обучении и воспитании превалировали две системы: спартанская и афинская.

Спартанская заключалась в том, что в условиях сурового военного строя в Спарте воспитание и обучение носило ярко выраженный военно-физический характер и было прерогативой государства. Мальчики старше 7 лет объединялись в отряды и обучались военному делу, тренировались в выносливости. Умственное воспитание занимало незначительное место. Спартанская система воспитания имела тоталитарный характер. Такой же была и система образования.

В Афинах же, где были высоко развиты торговля, ремесло, культура, где система власти носила демократический характер, и воспитание было иным. Здесь существовала целая система школ: мусические школы для мальчиков 7-15 лет, где обучали чтению, письму, счету, музыке и пению; палестра, где мальчики занимались гимнастикой; гимназий для наиболее знатных юношей 6-18 лет, где преподавали знатные государственные мужи, философы.

Если идеалом спартанского воспитания был выносливый, мужественный, исполнительный воин, то в Афинах идеалом воспитания был гармонически развитый в физическом и умственном отношении человек, восприимчивый к прекрасному, обладающий красноречием.

Из трудов Демокрита, Сократа, Платона, Аристотеля и других видно, что они уделяли особое внимание вопросам содержания и методов обучения и воспитания. Можно сказать, что именно в Древней Греции педагогика возникла как особая отрасль философии. В трудах Платона впервые развита идея общественного воспитания как функции государства, сделана попытка обосновать содержание образования.

Аристотель развил идею гармонического, природосообразного воспитания, ранее высказанную Демокритом. В "Политике" он говорит: "... Для нормального физического состояния гражданина /как такового/, для его здоровья и для его производительных сил как отца вовсе не надо обладать физическою мощью атлетов . С другой стороны, не подходят тут и люди со слишком нежным телосложением, не могущие выносить тяжелой работы; нужно придерживаться в данном случае середины между обеими крайностями. Организм /гражданина/ должен быть развит, но не посредством изнурительных упражнений, и развитие это не должно быть направлено в одну сторону, как это бывает с атлетами, при развитии организма гражданина, следует иметь в виду ту деятельность, которая является характерным отличием свободорожденных людей. Это относится одинаково как к мужчине, так и к женщине".

В педагогических трудах Сократа был разработан индуктивный метод обучения, при котором посредством системы вопросов обучаемый подводился к самостоятельным правильным выводам.

Педагогические идеи выдающихся греческих философов оказали значительное влияние на формирование и развитие теории обучения и воспитания во все последующие эпохи, они не утратили значения и в наше время.

Рассматривая содержание воспитания афинской системы отметим, что в ней умственное и физическое воспитание осуществлялось в преломлении через этику. Потому любой педагог должен был соответствовать этическим нормам. Так впервые в педагогических системах возникает понятие гармонично развитого педагога.

Какими же качествами должен обладать такой педагог? Каким нормам должен был соответствовать учитель афинской школы?

Ответ на поставленный вопрос мы находим у М. Ф. Квинтилиана. По мнению автора трактата "О воспитании оратора", учителем может стать только высококультурный и высокообразованный человек. Непременным условием его воспитательной деятельности должна быть любовь к детям. Изучать и понимать детей было его прямой обязанностью. Огромное значение в педагогической практике имел личные пример. Поэтому учитель, требующий от учащихся непорочности, выносливости и красоты, сам должен быть таковым.

У древних греков неотъемлемой частью гармонического развития человека было этическое и эстетическое воспитание, которое выражалось в соответствие "внутренней и внешней красоты". В городах Древней Греции систематически устраивались конкурсы среди молодежи. Одним из таких конкурсов был конкурс мужской красоты. На этих конкурсах жителям Эллады предоставлялась возможность посмотреть на физические и моральные качества своих сограждан. Важно отметить, что к участию в конкурсе не допускались лица, которые проявили себя неблаговидно с нравственной стороны. И это вполне объяснимо: в представлении древних греков гармонически развитым человеком был сильный и прекрасный телом, духовно богатый человек с высокоразвитым чувством гражданской доблести. Названное единство в определенной мере закреплялось в слове "калокагатия", определявшее две стороны - характеристику тела, натренированного атлетическими упражнениями, и характеристику души, соответствовавшей красоте тела.

Однако, такое требование равновесия внутренней и внешней красоты сохранялось не всегда. В более поздние времена, в учении стоиков, телесная красота постепенно уступает моральной красоте, что говорит о разрыве этих двух понятий, ранее слитых воедино. По мнению Эпиктета, красоту человека недопустимо сводить к его телесной красоте. Тело и волосы не являются прекрасными, говорит он, но прекрасными могут быть человеческие разум и воля. Именно от разума и воли зависит, можно ли человека назвать гармонично развитым.

Подготовка гармонично развитого педагога в Древней Греции была объективной необходимостью. Именно этим объясняется постоянный интерес к ней древнегреческих, а позднее и римских философов. Исследования деятельности педагога охватывали самые разные стороны: философскую, правовую, методическую, психологическую. Заслуживает внимания вопрос о единстве эмоционального и рационального в эстетической деятельности педагога. Наиболее полно эту проблему разработал Платон. "Нет ничего в уме, чего не было бы в чувстве"-именно такой тезис положен в основу системы эстетического развития Платона. В этой системе эстетическое развитие связано с творческой деятельностью человека. По Платону, красота-это не только иллюзия, приятный обман, но и неизбежный путь достижения истины, восхождения к равному себе бытию. В "Пире" разрешается следующая проблема: если даны два уровня бытия -"истинный", то есть мир идей, твердое смысловое ядро сущего, и "не истинный", то есть мир текущей эмпирии, которая одна только и дана нашему восприятию, то как связать эти два мира, направить в единое человеческое русло деятельности? Оказывается, только красота может выступить таким связующим звеном.

В античном обществе хорошее образование получали только дета аристократов, которые считали для себя достойными лишь занятия музыкой, литературой, театром, изобразительным и военным искусством. Но в презрении был труд. Тем не менее и эта сфера человеческой деятельности не осталась без внимания создателей системы "гармонично развитого педагога". Древнегреческие философы считали, что без этой стороны понятие гармоничного педагога будет настолько неполным, ущербным, что даже теряет свой смысл. Уже Демокрит понимал процесс трудовой деятельности как наслаждение. Он обосновывает преимущества труда перед "покоем". Всякий вид труда приятнее, чем безделье, однако, при одном условии: труд приятен, если достигается его цель или, по крайней мере, возникает уверенность в том, что она будет достигнута. В

противном случае любая работа становится тягостной и мучительной. Особенно бессмысленная. Тягостным и мучительным выступает и непосильный труд, причем не только для тела, но и для души. Это нашло свое отражение в искусстве. Его героям, свободным гражданам, доставляет удовольствие не тяжелый труд. Что же касается рабов, то их удел четко определен - черная, грязная, тяжелая работа уровня животного.

Однако труд связан с преодолением препятствий, требует определенного напряжения умственных и физических сил, затраты, и зачастую довольно большой, умственной и физической энергии. Отмечая эту особенность труда, Демокрит пишет, что с раннего детства люди должны приобщаться к практической деятельности к какому бы сословию они не относились. Если бы дети не приобщались к труду, то они не научились бы ни грамоте, ни музыке, ни гимнастике,не говоря уже о препятствиях, ожидающих воина.

Много интересных идей в этом плане высказал и Аристотель, особенно в таких работах, как "Этика", "Политика", "Афинская политика", где он подробно рассматривает вопросы формирования с учетом возрастных особенностей детей. Аристотель пишет, что на первое место в педагогической деятельности должно выдвигаться прекрасное, которое как бы объединяет все виды и все формы воспитания.

В исследуемом вопросе значительный интерес представляет теория катарсиса Аристотеля. Она основана на изучении того влияния, которое оказывали трагедии Эсхила, Софокла, Эврипида. Исходя из того, что искусство является учебником жизни, трагедия способна вызывать из глубины подсознательного скрытые аспекты и разрядить их, зритель может представить себя в ситуации, в которую попал герой. Только гармонически развитый, подготовленный педагог знает о том, что трагедию жизни и трагедию искусства не способны воспринять ничтожные натуры. Страх, навеянный сценой, у воспитанных, чувственно богатых людей, вызывает желание избежать его; они стремятся исправить, искоренить то негативное явление, в силу которого навлекла на себя несчастье личность, о которой повествует трагедия.

Отсюда следует, что проблема катарсиса не ограничивается проблемой эстетической реакции и психологической мотивации. Выходя далеко за рамки искусствоведения и касаясь проблем психологии восприятия, эстетического воззрения, она прокладывает мостик между искусством и педагогикой.

Одним из важнейших орудий педагога в античный период было слово. Педагогом не мог считаться тот, кто не владел искусством речи, не знал законов риторики, не умел доступно и кратко изложить мысль. Особенно большое внимание уделялось искусству слова в школах Лаконии. Как утверждал величайший мастер слова Цицерон, слово должно быть таким же красивым, полным и выразительным, как мир. Для обучения искусству речи по всей Древней Греции, а позднее и у римлян существовали специальные школы риторики.

Таким образом, в античный период гармоническая развитость педагога проявлялась как необходимый элемент общественной системы.

Если проанализировать ту или иную эпоху, то в педагогике разных государственных систем мы найдем элементы античных педагогических систем: в тоталитарных государствах - следы спартанской системы /догматизм, авторитарность, жестокость, консерватизм/, в демократических - следы афинской системы /плюрализм, коллективизм, гласность, терпимость/.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.