Научная статья на тему 'Два письма из советского прошлого'

Два письма из советского прошлого Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
125
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АКАДЕМИК А.Д. АЛЕКСАНДРОВ / 100-ЛЕТИЕ / БИОГРАФИЯ / A.D. ALEXANDROV / 100TH ANNIVERSARY / BIOGRAPHY

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Александров Александр Данилович, Пименов Револьт Иванович

Письмо выдающегося математика А.Д. Александрова математику и политику Р.И. Пименову и ответное письмо Р.И. Пименова.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Two letters from Soviet past

A letter of the outstanding mathematician A.D. Alexandrov to the mathematician and politician R.I.Pimenov and the R.I. Pimenov's response letter.

Текст научной работы на тему «Два письма из советского прошлого»

Математические

структуры и моделирование УДК 14:929

2012, вып. 25, с. 14-16

ДВА ПИСЬМА ИЗ СОВЕТСКОГО ПРОШЛОГО

А.Д. Александров, Р.И. Пименов

Письмо выдающегося математика А.Д. Александрова математику и политику Р.И. Пименову и ответное письмо Р.И. Пименова.

1. Письмо А.Д. Александрова Р.И. Пименову

18 дек 1979

Дорогой Револьт Иванович!

Вы прислали мне «цитату» из Маркса: «В своей действительности личность есть совокупность всех обществ. отнош.» (МЭ т. 3, стр 3).

Однако таких слов у Маркса нет! Тезис о Фейербахе (к-рый мне отлично известен давным-давно) говорит не о личности, а о сущности человека. Очевидно, что это далеко не одно и то же!

1) «Сущность человека» может пониматься как сущность человека вообще, а не личности;

2) «Личность» и «сущность человека», даже если человек здесь понимается как личность, то же разные вещи;

3) Сущность человека выступает как действитель-

А.Д. Александров. 1979

и

-■ , ность в обществ. отношениях — вот что утверждает' ся Марксом, а не только то, что сущность опреде-

лятся отношениями. Люди создают и изменяют свои отношения.

Но вопрос о сущности человека и её понимании Марксом большой, и я не буду его больше здесь обсуждать. Я хочу обратить Ваше внимание на другое.

Вы произвольно изменили слова Маркса, приписав ему совсем не то, что он на самом деле сказал. Вам могло казаться, что это «одно и то же», что разница не существенна и пр.

Но мало ли что кому кажется.

Подстановка на место фактов того, что «кажется», что «представляется», того в чем «убежден», или во что верит человек, подстановка на место фактов

Copyright (g) 2012 А.Д. Александров, Р.И. Пименов

Омский государственный университет им. Ф.М. Достоевского

Математические структуры и моделирование. 2012. Вып. 25.

15

«классового сознания», «веры» и пр. и пр. — все это не только противно уважению к истине вообще, но является одним из важным элементов идеологии тех, кто «судил» по «убеждениям» в 1937 году!

Когда я выступил против Шрейдера и др. в «Новом мире», я выступил именно против этого. Вы тогда на меня напали. Вы защищали право человека говорить неправду, не считаться с фактами, извращать достоверные вещи и доходить до клеветы, как Шрейдер клеветал на Бора, Гейзенберга, Дирака и т.д. и т.д. — и на науку, написав будто расовая теория возникла в науке, — аргумент, который применял Презент против науки (генетика!).

Вы можете сказать: «Подумаешь, большое дело цитата из Маркса».

Но на самом деле она — «большое дело». Во-первых, потому, что в ней выражена фундаментальная мысль (если оспаривать её, то нужно её и оспаривать, а не то, что поставлено на её место). Во-вторых, помнить, что Маркс требует уважения (как всякий серьёзный мыслитель, будь то Платон или Маркс). В-третьих, Маркса у нас извращают и эксплуатируют проходимцы, кричащие о своём «марксизме».

Не искажайте истину. Не вступайте в ряды «людей 1937 г.» как я их характеризую, — тех, кто легко не считается с правдой.

С Новым годом! А. Александров.

2. Ответное письмо Р.И. Пименова А.Д. Александрову

07.01.80

Дорогой Александр Данилович, спасибо за ваше сердитое письмо. Сначала я было подумал, что Вас куда-то занесло, и собрался с Вами ругаться, но потом полез ещё раз перепроверить свою цитату и убедился, что Вы — правы, а я ошибся. Я очень рад, что Вы (хотя и чрезмерно запальчиво) обнаружили мою ошибку. Не намереваясь оправдываться, поясню, откуда проистекла моя ошибка.

Возникла она от чрезмерного доверия к Философской Энциклопедии, Москва, 1964, т.3, где статья «личность», написанная И. Коном. Там всё время Р.И. Пименов. 1980 говорится о Л. да о Л., и даётся цитата так, что я

принял слово «она» за «Л.», тогда как «она» — это «сущность человека». Моя невнимательность на уровне опечатки плюс большое доверие — вот истоки.

Мне казалось, что между «личность» и «сущность человека» нет большого различия, и тут я следовал настроению автора энциклопедической статьи, для которого — теперь, когда я перечитал соответствующее место, я со всей ответственностью утверждаю это — нет большого различия между этими двумя терминами, и он поясняет первый через второй. Вы считаете, что различие тут

кардинальное («Очевидно, что это не одно и то же!» — восклицаете Вы). Я не берусь взвешивать, кто из вас прав, но признаю, что ошибался и неправильно воспроизвёл цитату.

Ваши упрёки-обвинения-выговор в том, будто бы я умышленно исказил цитату, я, естественно, не приемлю. Кажется, Вы могли бы допустить «презумпцию невиновности» прежде, нежели выносить вердикт «человек 37-го года» (меня-то так1, Александр Данилович, не чересчур ли увесистый дрын?!)

Теперь о том, почему я не взвешиваю, правы ли Вы или Кон (или я, который тоже думал, будто «сущность человека» и «личность» практически синонимичны, до Вашего возражения, будто бы очевидно, что это не одно и то же). Дело в том, что вопрос о том, ЧТО НА САМОМ ДЕЛЕ ДУМАЛ МАРКС, — крайне трудный для академического мышления вопрос. Для ответа на него необходимо (хотя недостаточно) предварительно провести две акции: прочесть соответствующие работы Маркса на немецком языке и усвоить всю ту текущую философско-политическую литературу, которую читал сам Маркс до написания этих работ и которая влияла на него терминологически и концептуально. Я по ряду причин не берусь предпринимать этот гераклов труд. Поэтому я передоверяюсь специалистам по Марксу. Помимо вышеуказанного Кона, мне многие марксоведы лично говорили как про общеизвестное, давным-давно установленное положение, что Маркс, да, рассматривал личность как объединение (и т.д.). До Ваших возражений у меня не было оснований сомневаться в их знании предмета, адекватности изложения её по крайней мере в этом отношении. (Замечу, что с пресловутым Шрейдером я не знаком лично.) Возможно, эти знатоки подпадают под Ваше «в-третьих, Маркса у нас извращают (если я правильно прочёл это слово) и эксплуатируют проходимцы, кричащие о своём «марксизме»».

Как бы ни было, впредь я воздержусь высказываться, будто по Марксу «личность есть объединение» и т.д. Спасибо Вам за указание моей ошибки. Вас же я попрошу различать между «ошибаетесь» и «искажаете» хотя бы применительно ко мне. Посоветую Вам различать даже применительно к Шрейдеру между «Шрейдер клеветал на учёных» и «Шрейдер оскорблял учёных», ибо «клевета» семантически предполагает «заведомую для лгущего ложь», а в противном случае именуется иначе. Боюсь Ваш темперамент, подсказывающий Вам более крепкие слова, лишает Вас читателей и слушателей. Ведь, не знай я Вас столько лет, я бы, конечно, оскорбился бы очевидной нелепицей в мой адрес («человек 37-го года») и не полез бы в источники перепроверять цитату!

С Новым Годом Вас и Свету. Получили ли Вы мой препринт?

Ваш всегда Р. Пименов.

*Р.И. Пименов неоднократно преследовался за свободомыслие советской властью. Был в заключении и в ссылке.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.