Научная статья на тему 'Два интервью с А. Г. Резунковым'

Два интервью с А. Г. Резунковым Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
371
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Два интервью с А. Г. Резунковым»

ДВА ИНТЕРВЬЮ С АНДРЕЕМ ГЕННАДЬЕВИЧЕМ РЕЗУНКОВЫМ 23 июня 1998 г. Санкт-Петербург

Сведения о респонденте (данные на 1998 г.)

Андрей Геннадиевич Резунков, 1953 г. р. Женат, имеет двух детей, проживает в Санкт-Петербурге. Образование: Ленинградский государственный университет, физический факультет, кафедра общей физики (биофизика), 1980 г. Основатель, идеолог и глава Общины экологии сознания «Крина» (зарегистрирована как общественная организация в 1993 г.). Заинтересовавшись косморитмами и

биоритмами, разработал календарную систему «Коловорот», воплощённую в издании одноимённого ежегодного славянского календаря-месяцеслова. Публикации (по состоянию на июнь 1998 г.): Резунков А. Г. Год деревянной собаки. - СПб.,

1994. - 16 с.: илл., табл.

Резунков А. Г. Коловорот-1995: Влияние Луны, советы садоводам и огородникам. Застолье. Народные приметы, поверья, праздники, обряды. Традиции: [Календарь /разраб. А. Г. Резунков]. - СПб.: Община экологии сознания «Крина»: Фирма «ОЮ-92», [1994]. - 63 с.: илл., табл.

Резунков А. Г. Коловорот-1996. Славянский календарь-месяцеслов. - СПб., 1995. - 128 с.: илл., табл.

Резунков А.Г. Коловорот-1997. Ежегодный славянский календарь-месяцеслов. - СПб.,

1995. - 128 с.: табл.

Резунков А.Г. Коловорот-1998. Ежегодный славянский календарь-месяцеслов. 1998. -СПб.: Крина, ИНЗЭКО, 1997. - 136 с.: ил., табл.

Тропа Троянова. Песни братчины / сост. А. Г. Резунков. Вып.1. - СПб.: Община экологического сознания Крина; ОЮ-92, 1995. - 50 с.: ноты.

Резунков А. Г. Масленица [Ноты]: сценарий праздника, игры, скороговорки / сост. А. Г. Резунков, М. В. Яковлева. - СПб.: Композитор-Санкт-Петербург, 1996. - 20 с. (Детские праздники).

Как образовалась Ваша община? С чего всё началось?

Сначала были курсы Заикина и Терешкина по парапсихологии в начале 1990-х гг. Я сначала был там учеником, потом стал вести их, потом я вышел из той школы и начал вести свои курсы. Потом к нам приехал белый маг из Белоруссии Александр Вельяр, он зародил идею, что надо организовать общину. Он считал себя учеником киевского мага Святослава Дыя (Александра Стеклова, внука В. А. Стеклова, именем которого назван московский Математический институт Российской академии наук). Вельяр выступал как проповедник идеологии Святослава Дыя и нёс идеи Единой религии мира, магии и язычества, всего вместе.

Тогда, когда это всё начиналось, представлялось это довольно смутно, когда я организовывал «Крину», делал устав и все юридические заморочки. «Крина» зарегистрирована как общественное объединение, нам периодически звонят, приглашают на тусовки, печатают в справочниках. Зачем я всё это делаю - не очень-то понятно... но в общем, чтобы быть юридическим лицом.

Свой первый праздник летнего солнцеворота я проводил с глобовской школой в 1992 г. (с Павлом Глобой я общался, но его не понимаю). После мы начали отмечать свои

купальские праздники. Я часто бывал в Латвии в детстве и видел праздник «Ивана Купалы» со своим названием Лиго (Янов день).

В начале 1990-х многие узнали про славянских богов и стали язычниками прочитав Велесову книгу. Каково Ваше отношение к Велесовой книге?

Это то, что на дощечках Изенбека была? Не знаю, я считаю, что эта книга была. А к Асову у меня какое-то отторжение пошло. Я Асову очень благодарен за «Русские веды». Это было первое, что было вообще и, может быть, первое, что меня подвигло к этому делу. Всё зависит от того, кто как расставил дощечки Изенбека и кто как разбил на слова. Естественно, есть возможность для фантазии, и Миролюбов, наверняка, не все таблички смог перерисовать, и, наверняка, Изенбек не все таблички смог сохранить.

Чем является «Крина»?

Община зарегистрирована как общественное объединение. Но вот, что меня в последнее время смущает - это название «Община экологии сознания». «Коловорот» следующего года будет более повёрнут к той идее, которую я вынашиваю уже 4 года: создание словаря коренных понятий русского языка. И «Коловорот» становится как бы лабораторией этого словаря. Конечно же, там сохраняются привязки и к праздникам, и к календарным событиям, но больше упор делается на языковые исследования. Это идёт не как придумывание, но идёт определённое сравнение. Когда читаешь, видишь корневые понятия. Вот, слово «тропа», например, пришло в русский язык очень-очень давно; слово «консервы» - не русское.

Я не знаю, было ли что-то похожее раньше, наверное, было, но есть потребность. Идёт переосмысление через себя. И я слежу за появляющейся литературой: есть и толковые словари, есть и этимологические и словари старых понятий... Есть что-то близкое, но везде своя основа.

Какова цель «Крины»?

Цель у каждого своя. Моя цель - это познание мира. Манифест писался на некоем душевном порыве - как крик души, но до сих пор всё в русле находится.

Кто является участником «Крины» - только старая гвардия или могут быть и новые участники?

Человек к нам приходит и общается, если ему нужно. У нас группа как была в 1993 г., так и остаётся. Кто-то, чувствуя свои силы, продолжает заниматься под более сильной крышей, или просто самостоятельно. Нас всего-то 15 человек.

Можно ли мировоззрение «Крины» назвать религиозным (пантеизмом или политеизмом) или языческим?

Бог - он Единое. Бог Род - то же самое, как это и у евреев - они поклоняются единому Богу, а все остальные - язычники, поклоняются другим богам. В принципе, все языческие религии изначально были единобожными, а потом стали накладываться всякие социальные аспекты и появились другие. Но это не боги, а духи - дух Огня, дух Дерева. В каждом предмете, в каждом существе живёт какой-то свой бог. Это разные божественные проявления. Что это - пантеизм или политеизм? Ведь в христианстве тоже много «богов», только называются они по-другому: святые, мученики, ангелы, архангелы. Кроме всего прочего ещё есть Сын Божий Иисус.

Я по образованию физик, у меня физическое мировоззрение, материалистическое, поэтому я сторонник теории энергетического вакуума и закона сохранения. Когда говорят о семи тонких телах, то это разные энергии, они друг с другом взаимодействуют и одна в другую переходит. Поэтому понятия добра и зла - это две силы, которые всегда уравновешиваются. Это понятие может быть божественное, но скорее всего - этическое, то есть придуманное человеком. Добро - это когда человек не делает ничего противоестественного природе. А природа - всё. Нельзя сказать: вот это - природа, а вот это - нет. Такое деление - чисто человеческое.

Если человек совершает противоестественные поступки, то он за это получает наказание. При этом заболевание, плохое самочувствие, отношения с родственниками - всё

накладывается и накладывается. Если говорить о карме, то человек, умирая, не умирает насовсем, а покидает это тело и снова проживает жизнь в человеческом облике. Он дорабатывает те недоработки, которые не отработал в прошлой жизни.

Какова система мироустройства в Вашем мировоззрении?

Система не разработана. Я пытался в своё время построить мифологию, какую-то определённую структуру. Вся система строится на основе триад. Основная идея: есть что-то строящее, есть что-то разрушающее, а есть ещё сторона, которая эти две силы гармонизирует. Идея добра и зла у меня отождествляется с идеей построения и разрушения. Нельзя всё время строить, и строить, и строить. В конечном итоге будет не из чего строить -это закон сохранения энергии и материи. Но и разрушать постоянно нельзя - нужна третья сила, которая бы их уравновешивала. Есть такие понятия как Явь, Навь и Правь.

Явь - это то, что проявлено, Навь - то, что не проявлено. Поэтому наши праздники -это обращение к Нави. Навь я понимаю не как что-то вредоносное, а именно мир, который находится за пределами человеческих ощущений. А Правь - это закон, который уравновешивает Явь и Навь, законы жизни Яви, которые, наверное, давал Сварог, и законы жизни Нави.

Кто такие боги в Вашем понимании?

У меня есть определённое представление, кто есть кто, и есть определённая иерархия. Я в «Коловоротах» пытаюсь это отразить.

Во главе стоит Род - тот, от кого всё пошло, а дальше идёт треугольник: Род проявился в двух началах - мужском и женском. Это Сварог и Лада. Лада - это любовь, плодородие, а Сварог - это то творческое начало, которое дало закон. И отсюда уже пошло всё остальное. Другие боги рождались уже обычно. Если Род - это Непроявленное, он может быть и таким, и сяким.

Сварог и Лада - это разделение на мужское и женское, инь и ян, две стихии. А всё остальное - Стрибог, Дажьбог (Дажьбог или Даждьбог - это всё равно; от понятия «дать», «давать») и прочее. Я считаю, что в принципе неправильно отождествлять Хорса и Даждьбога и отождествлять их с солнцем. Если Хорс - это понятие, скорее всего, времени, которое связано с коловоротом, связано с солнцем, связано с вращением, то Даждьбог тоже связан с солнцем, потому, что оно даёт. Солнце является источником многих благ, и в то же время оно - Начало, Основа, Душа...

Одним из первых сынов Сварога был Даждьбог.

Перун для меня странное существо... Он был слишком возвеличен во времена Владимира. Он не вписывается в мою систему.

Макошь, Мокошь. Если говорить «Мокошь» - то это слово связано с водой, одной из основ мира славяне считали воду. Если «Макошь» - то это мать Коша, Кощея, судьбы. Кош -это судьба. А с третьей стороны «ма» и «мо» раньше звучали идентично.

Стрибога я связываю с ветровой стихией.

Ярило это не солнце - это животворящая сила. Та основа, что передал Сварог - идея творения и идея рождения.

Купала. В каждом слове есть несколько названий. Мы воспринимаем и от слова «купать», и от слова «совокупление» - это идея плодородия и объединения (у нас в уставе собрание называется «купина»), то есть Купала объединяет.

Коляда - возрождение.

Велес - наиболее уважаемый бог, бог плодородия. Если Коляда - это зимнее солнцестояние, то Велес - это начало весны.

Что является основой Вашего мировоззрения? Вы говорили о празднике как об основополагающем понятии Вашего мировоззрения. В чём оно выражается?

Изначально я понимаю праздник как что-то ТАКОЕ. В этом году в очередной раз готовя «Коловорот», я открыл мифологический словарь на слове «праздник», и там сказано: «достигается изменённое состояние». В некоторых традициях для этого используются

наркотики, в некоторых - алкоголь, в некоторых - просто какое-то состояние, достигаемое путём дыхания, танцев, осуществляется переход в другое состояние.

Мы сейчас отмечаем восемь солнечных праздников (по два солнцестояния и равноденствия и 4 сречи - между ними) и порядка двадцати лунных (новолуния и полнолуния). Если есть Масленица - весеннее равноденствие и Купала - летнее солнцестояние, то среча - посередине, где-то в районе 1 -9 мая (в Православии этот праздник называется день Егория Вешнего).

В праздниках идёт процесс познания себя и идёт он на основе славянской традиции и на основе язычества по той простой причине, что язычество отличается от христианства тем, что в язычестве человек считается сыном Божиим или частью Бога.

Праздник - основа мировоззрения «Крины». На основе чего построена схема «Годового Коловорота», публикуемая в Ваших «Коловоротах»? Какие праздники годового цикла Вы проводите?

Я не знаю, логически или интуитивно пришли. Купала, Коляда - это очевидно.

Перун и Велес - тоже, Велес - потому что 24 февраля - это день Власия, его отождествляют с Велесовым днём и в этот день отмечается Масленица, он тоже считается праздником Велеса.

С Перуном тоже достаточно однозначно: 2 августа - день Ильи Пророка, громовой день. Велес работает в паре с Перуном: это энергия рождения, а Велес хранит это.

С Ярилой тоже всё достаточно понятно, потому что Ярило, Егорий и Юрий - это одно и то же.

Макошь тоже приходится на эти дни и выходит на 7 ноября. День Параскевы Пятницы, Грязник - это где-то 26 октября.

Лада передала свои полномочия Богородице, а 22 сентября - это её день рождения, а напротив (22 марта) - Леля. Этот праздник у нас называется Ладоденье, хоть и происходит весной, и по идее должен называться Ляльник.

Что такое обряд и что такое праздник?

Люди взялись за руки и идут вокруг костра - это называется хоровод. Это и есть обряд. Если исходить из той концепции праздника, о которой я говорил, то медитация и молитва направлены на то же самое. Если ты ушёл в это состояние - то это праздник, он может быть всю жизнь.

На нашем празднике нет зрителей, все - участники. У нас есть гостевые праздники. Купала - один из гостевых.

Мы стремимся к единению с природой и обычно ищем место для праздника с какими-то необычными особенностями. Кто-то старается уйти подальше, мы ищем места, где красиво. Такие места и в Питере есть.

Существуют ли устоявшиеся, регулярно повторяющиеся каждый день действия?

Хотелось бы. Что-то надо придумать. Первый блин комом, его мы птичкам отдаём.

Существуют ли сценарии для проведения праздников?

Когда мы проводили первые праздники, то у меня был сценарий, где всё было написано: делай раз, делай два, делай три, делай четыре. Сценарии писались, а далее я понял, что этого не нужно. Какие-то моменты заостряются на одном, какие-то на другом. Всё равно делается то, что положено. В книгах разных написано. Берёшь описание из одной, другой, третьей, складываешь их вместе, получается такой винегрет. А потом уже внутренне чувствуешь, что делать надо, а что - нет. Место тоже определяет.

Традицию возродить нельзя, тем более, только почитав книжки. Традиция живёт в каждом человеке на генетическом уровне и может открыться во время медитации.

Куда Вы отправляетесь в путешествия? Зачем это нужно? Что это за места?

Первый раз мы ездили на Алтай, второй раз - на Урал. В этом году снова на Урал - в то место, откуда пошёл Заратустра, далее - Пермская зона («М-ский треугольник»), и Аркаим, находка которого, возможно, более существенна, чем Троя Шлимана.

В прошлом году мы в Аркаим попали как раз на окончание празднования десятилетия открытия. Всё переживали, что мы буквально на два дня опоздали. Но мы были довольны, что так получилось, так как уехала вся эта весёлая компания, там осталась маленькая группа авестийцев, с которой мы хорошо пообщались.

Какова внешняя, общественная деятельность «Крины»?

Мы смогли провести только два праздника в школах, среди нас есть одна учительница. С 1994 г. я издаю ежегодный славянский календарь-месяцеслов. Первым был «Год деревянной собаки», он вышел в 1994 г., 7 февраля, как раз к началу года деревянной собаки, поэтому как календарь он несколько припозднился, но, как ни странно, очень хорошо разошёлся. А первый «Коловорот» вышел позднее - в ноябре 1994 г.

Благодарю за ответы на вопросы.

30 ноября 2018 г. Санкт-Петербург

Сведения о респонденте (данные на 2018 г.)

Андрей Геннадиевич Резунков (1953 г. р.) -основатель, идеолог и глава (председатель правления) общины «Крина» (с августа 1993 г. по 2010 г. - Община экологии сознания, с 2010 г. по 2014 г. - Община славянского наследия, с 2014 г. - Союз славянского наследия «Крина»).

Преподаватель экологии, экологических основ природопользования, экологических основ архитектурного проектирования и естествознания в СПб ГБПОУ «Академия управления городской средой,

градостроительства и печати», член Русского географического общества, действительный член Петровской академии наук и искусства, доктор философии в области социальной психологии (диссертационное исследование «Модификация календарной системы для средних широт Северного полушария»), член Союза писателей России, член Астрономо-геодезического объединения, организатор, куратор и ведущий городского семинара «Встречи Клуба культурного и природного наследия», учёный секретарь научно-практических конференций с международным участием «Геоэкология жилого дома», «Ноосферное образование», «Знаки и знаковые системы народной культуры». Разработчик календарной системы «Коловорот», независимый исследователь.

В отечественной и в зарубежной литературе опубликовано около 100 работ, из них 30 статей (из них 6 - ВАК), 6 учебных пособий для студентов вузов, 2 монографии, 5 совместных монографий и 20 научно-популярных изданий.

Вместе с «Криной» А. Г. Резунков организует паломничества в места силы, создаёт объекты лабиринты, участвует в научно-исследовательских проектах и экспедициях, организует научно-познавательные встречи, участвует и организует семинары и конференции, по полученным материалам издаёт книги. На святилище «Крины» в Ленинградской области проводятся ежевоскресные выезды (около 50 праздников в год), включая несколько народных гуляний, собирающих по несколько сотен гостей. Формально лидер «Крины» дистанцируется от понятий «религия», «язычество», «магия», определяя своё мировоззренческое направление не как родноверие, но как природную веру.

Публикации (с 1998 г. по 2018 г.):

Ежегодный славянский календарь-месяцеслов «Коловорот» под редакцией А. Г. Резункова (издавался по 2008 г.).

Резунков А. Г. Информационная валеология: учебное пособие по специальности 200401 /А. Г. Резунков; ГОУВПО СПбГУТим. М. А. Бонч-Бруевича. - СПб.: СПбГУТ, 2008. -104 с., ил.

Резунков А. Г. Славянские Боги в русском языке, или Боги, как мы их понимаем. -СПб.: Артель Ворожея, 2010. - 160 с.; 2-ое изд. - 2013. - 164 с.

Резунков А. Г. Геоактивные зоны Фенноскандии: почему на них установлены мегалитические комплексы и как они влияют на человека / А. Г. Резунков, О. П. Резункова,

A. Г. Зверев. - СПб.: Ладога-100. - 2014. - 277 с.

Резунков А. Г., Резункова О. П. Каменные артефакты: какие тайны хранят мегалиты и сейды Фенноскандии. - М: Концептуал, 2016. - 354 с. - (Серия «Достояние планеты»).

Резунков А. Г., Резункова О. П. Культура, обряд, праздник: культурологическое эссе / РАЕН, Смольный институт РАО, Союз Славянского наследия Крина. - СПб.: Смольный институт РАО, 2018. - 140 с. (Серия «Поля, Излучения, Ритмы»).

Кутенков П. И., Резунков А. Г. Ярга-крест и свастика: народная исконь в науке. -СПб.: Мир русского слова, 2014. - 162 с.

Резункова О. П., Резунков А. Г. В ритме лабиринта: научно-популярное исследование по лабиринтоведению / РАЕН. - СПб.: Смольный институт РАО, 2018. - 176 с. - (Серия «Поля, Излучения, Ритмы»).

Резунков А. Г. Лабиринтоведение: полезное пособие для лабиринтолюбов, лабиринтоходов и всех, кто интересуется лабиринтами / А. Г. Резунков, О. П. Резункова, В.

B. Токарев; Смольный институт РАО /РАЕН. - СПб.: Смольный институт РАО, 2018. -132 с. - (Серия «Поля, Излучения, Ритмы»).

Как образовалась Ваша община? С чего всё началось?

Во время распада СССР усилилось увлечение всякими психологическими и парапсихологическими направлениями. Нас волновали вопросы о косморитмике, потом заинтересовались праздниками и стали заниматься ими.

Почему-то возникло желание создать юридическое лицо. 13 августа 1993 г. Крина была зарегистрирована как общественная организация под названием «Община экологии сознания Крина». В Управлении юстиции меня спросили: «У вас религиозная организация?» «Нет», - отвечаю. «Тогда почему она «община»?» - «Решили совместно решать все дела». Особого внимания там на это не обратили, и Крина образовалась как община. Я подготовил устав, а также был написан Манифест - идеологическая основа того, что есть Крина.

Славянская тематика была заложена изначально. В манифесте было записано: «задача «Крины» - поиск истоков славянского сознания, их познание и развитие в рамках современных условий. ... Это лишь ещё один шаг к восстановлению корней и обогащению общенародного (в масштабе Земли) культурного достояния. Упор на славянскую культуру делается не потому, что она лучше других (она такая же самобытная, как и любая другая), но потому что это нам ближе по духу»1.

В 2010 году было собрание, на котором было принято решение поменять название на «Община славянского наследия "Крина"», а в 2014 году при очередной перерегистрации закрепилось название: «Союз славянского наследия "Крина"». Почему союз? Во-первых, потому, что слово «община» вызывает много вопросов, во-вторых, предполагается, что в общине люди ведут совместное хозяйство (как, например, в «Царстве Макоши» под Можайском), а здесь есть общие интересы, но общего хозяйства нет. Кроме того, союз - это не просто слово или форма речи, а один из видов некоммерческой организации, которой и

1 https://vk.com/doc-1638157_430548871

является «Крина». Такая форма регистрации позволяет вести деятельность не только в нашем регионе, но и по всей стране, и за границей. Община как такового юридического значения не имеет. Поэтому оставлять общину не хотелось, чтобы не вызывать лишних вопросов.

В начале 1990-х многие узнали про славянских богов и стали язычниками прочитав Велесову книгу. Каково Ваше отношение к Велесовой книге?

Поскольку мы не профессиональные историки или лингвисты, а именно эти товарищи ломают копья вокруг этого произведения, то не нам решать, является ли Велесова книга величайшим историческим документом или подделкой, введённой в оборот Миролюбовым. В ней есть много интересных моментов. Считается, что именно в данной книге впервые обозначены понятия «Явь», «Навь» и «Правь». Правда, я рассматриваю их немного в ином аспекте2.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Чем является «Крина»?

«Крина» как была, так и остаётся некой объединяющей идеей. Организация - это конкретная структура с фиксированным членством, но у меня такого списка нет.

Какова цель «Крины»?

Когда «Крина» организовалась - появился в Питере белый маг Вельяр из Белоруссии и сказал, что надо общину создать. Я спросил «а зачем?», а он - «да ты создай, потом поймёшь». И больше его не видели. С 1995 года я начал выпускать славянский календарь-месяцеслов «Коловорот», там был указан мой телефон, по нему звонили и все находились. Сначала была тусовка, цель - качественное здоровье. Оказалось, что без семьи невозможно, потом - славянские ценности. Понятие здоровья расширялось.

Кто является участником «Крины» - только старая гвардия или могут быть и новые участники?

Есть костяк «Крины», порядка 15-20 человек. Ещё 100-300 человек регулярно участвуют в праздниках, мы их называем «прикринённые». Так за 25 лет через «Крину» прошло более тысячи человек. В группе «ВКонтакте» более двух с четвертью тысяч участников, но, в основном, это «диванные кринисты».

Часто бывает, что кто-то появляется, потом пропадает на пяток лет, а потом опять приезжает. Или появляется мальчик, потом приводит девочку, а потом и деток приводят. Есть люди, которые много лет приезжают, например, только на Купалу.

Из тех, кто стоял у истоков, уже некоторые ушли из жизни. Из того состава осталось человек пять. Если изначально состав был более женский, то теперь больше появляется мужчин в возрасте 30-50 лет. Теперь наблюдается изменение состава: дамы приходят реже. Одна из ранних участниц долгое время ходила одна, а став бабушкой - привела всех: и своего мужа, и дочерей, и их мужей, и внуков.

Мы считаем, что «Крина» - организация семейная и направлена на укрепление семьи. Поэтому в «Крине» приветствуются семейные отношения.

Новые участники приходят постоянно. Но за многие годы устоялась некая тенденция: люди сперва приходят на идею, потом зависают на руководителе, а потом выясняют, что он ест колбасу, курит и вообще обладает рядом недостатков, хлопают дверью и уходят.

Насколько Ваши идеи как идеолога и лидера «Крины» разделяются членами общины?

Понятия не имею. Раз люди приходят на мероприятия «Крины» и не отторгают того, что происходит, значит, что-то принимают. Мы не заманиваем людей на выезды калачами. А выезды еженедельные. Приезжают сами, примерно человек 5-10 - видимо, находят в этом для себя чего-то нужное и полезное.

Можно ли мировоззрение «Крины» назвать религиозным (пантеизмом или политеизмом) или языческим?

2 Славянские Боги в русском языке или Боги, как мы их понимаем / А. Г. Резунков, издание второе, доработанное. - СПб.: ООО Издательство «Артель Ворожея», 2013. - С. 9-20.

Для того чтобы его называть религиозным или не религиозным нужно определиться с терминами. Если религия - связь с Богом, то тогда встаёт вопрос, а что такое боги? В моей книге «Славянские Боги в русском языке или Боги, как мы их понимаем» я излагаю идею, что боги - это силы и энергии, которые нас окружают, а их имена проявлены в русском языке, точно так же, как и имена богов других народов заключены в их языках. Если исходить из этих соображений, то можно говорить, что наше мировоззрение «религиозное». Но, в принципе, «Крина» - общественная организация, которая занимается изучением традиций и обрядов, и, в первую очередь, праздников: изучаем назначение и суть праздников, организуем и проводим календарные праздники. Не государственные, не религиозные, а именно календарные, народные.

Можно ли мировоззрение «Крины» назвать языческим? Если рассматривать язычество как поиск гармонии с природой, то можно. Я не очень понимаю новый термин -родноверие. Для меня ближе понятие - природная вера.

Следует ещё разобрать, а что же такое вера? Как я понимаю, вера - это некая субстанция, которая помогает последователям вероучения черпать в ней дополнительные силы и энергии. Иначе не было бы смысла в общении с этими богами.

Так говорю я, но те люди, которые к нам приходят, не всегда являются последователями этой идеологии. Для них есть свои понятия богов и обряда. Но сам факт того, что они приходят на святилище, говорит о том, что они что-то получают для себя независимо от того, как они относятся к нашим идеям.

Какова система мироустройства в вашем мировоззрении?

Явь - мир явный, проявленный, то, что можно пощупать, потрогать, измерить, взвесить - тот физический мир, в котором мы живём. То, что мы понимаем под понятием вещества и поля. Навь - мир чувств, мир эмоций, мир информации. В качестве принципиального отличия мира Яви от Нави я привожу такой пример: если мы переложим предмет из одной руки в другую, то он из одной руки исчезнет, а в другой появится. Если мы говорим о Нави как о характерном представителе информации, то если информацию я тебе передаю, она остаётся у меня и появляется у тебя. Может быть не в полном объёме, но у неё нет такого свойства, что отсюда ушло, а туда перешло. Она остаётся и тут, и появляется там. Более того, когда я передаю информацию, то она у меня ещё больше закрепляется и передаётся дальше. Собственно, состояние «навное» - это не только и не столько мир мёртвых. Мёртвые, они тоже не материальны - это то, что кажется, чудится, может быть, как-то проявляется. По сути, любой человек не живёт только в мире Яви или в мире Нави. Он живёт в обоих мирах одновременно. И для него оба состояния являются равнозначными. Это не является чем-то выходящим за грани нормы. Поэтому в праздниках мы сознательно из мира Яви - материального мира, в котором мы существуем большей своей частью, переводим себя на уровне медитации в навный мир - смещаем точку сознания из явного мира в навный. А Правь - это тот Закон, который соединяет и управляет соотношением мира Яви и мира Нави.

Кто такие боги в вашем понимании?

Если говорить о богах в рамках понятий славянского мироустроения Явь, Навь и Правь, то боги и являются той Правью - тем, что наводит соответствие между явным и навным миром. Боги - не явные и не навные, они правные и являются элементами управления или связью в этой системе.

Что является основой вашего мировоззрения? Вы говорили о празднике как об основополагающем понятии вашего мировоззрения. В чём оно выражается?

Современный человек практически отторгнут от природы. Жизнь в городах порою бывает сложнее, чем в естественной природе, но она другая: другая система ценностей, отношений, условий проживания. Мы не призываем вернуться в то первоначало, но предлагаем не отрываться от него. Регулярное общение с природой, живое общение со стихиями делает человека сильнее, мудрее. Через это он и в городской среде чувствует себя увереннее.

Мы рассматриваем праздник как обряд перехода, как некую перезагрузку, которая позволяет очиститься от накопленного бремени проблем и подготовить мироустроение для дальнейшей жизни, поэтому у нас есть система малых, средних и больших праздников, которые помогают на разном уровне погружения решать эти задачи.

Праздник - основа мировоззрения «Крины». На основе чего построена схема «Годового Коловорота», публикуемая в Ваших «Коловоротах»? Какие праздники годового цикла Вы проводите?

Мы уже 10 лет «Коловороты» не выпускаем, но если посмотреть презентацию «Праздники Крины», выложенную в группе «Крины» во «ВКонтакте», то там написано, что мы проводим приблизительно 50 праздников в году. Это считай, что каждую неделю есть праздник либо большой, либо средний, либо малый. И на каждом празднике присутствует от десятка до нескольких тысяч участников.

Это 8 солнцеворотных праздников: солнцестояния, равноденствия и 4 сречи. Отдельные из этих праздников могут разделяться на составные, объединённые общей идеей. Это три заклички весны, три праздника купальского цикла, три праздника цикла Корочун-Коляда и так далее. Кроме того, некоторые праздники отмечаются как народные гуляния: Масленица на границе зимы и весны, Яра-Живица как вход в лето и Славянский Спас как праздник урожая.

Малые праздники проводятся за два-три часа, на средние праздники требуется от полудня, а большие праздники проходят в несколько дней. Яра-Живица и Славянский Спас идут по два дня, не считая подготовки. Вообще подготовка необходима для любого праздника.

Первоначально мы считали (и в принципе это так), что малые праздники привязаны к лунной ритмике (полнолунию, новолунию, полулунию), но в силу наших условий жизни они превратилось в еженедельные выезды по воскресеньям. Все работают, поэтому делаем праздники в выходные. Я сам работаю, и для меня удобна такая семидневная ритмика. Хотя она, возможно, не совсем правильная. Опыт показывает, что эта ритмичность и повторяемость полезна для проведения праздников и обрядов.

Что такое обряд и что такое праздник?

Я пришёл к такому пониманию, что календарные праздники по сути дела во всех странах имеют одну и ту же космическую ритмику. Только в каждом месте они справляются по-своему, поскольку имеют свои исторические и географические особенности: кто-то живёт в лесу, кто-то в горах, кто-то на море. И соответственно, там свой климат, своя погода, свои отношения. Они и определяют характер проведения праздника.

Суть праздника остаётся одна и та же: праздник - это обряд очищения и обряд перехода. Очищение необходимо для того, чтобы перейти на новую ступеньку жизни. Мы проводим праздники, чтобы эти обряды перехода застолбить.

Существуют ли устоявшиеся, регулярно повторяющиеся каждый день действия?

Согласно «Коловороту», который я выпускал 15 лет, в этой ритмике было обозначено четыре ежедневных критических момента времени - это восход солнца, заход солнца, полдень и полночь. Но ежедневно мы не отмечаем. Пока ещё мы не дошли до такого наивысшего пилотажа. Эти точки суточной ритмики также являются критическим временем - временем перехода. Мы считаем, что праздники проводятся в опасное (критическое) время, когда работать не рекомендуется. И поэтому традиционно в это время люди не работали, а праздновали, т. е. совершали обряд перехода, который позволяет им перестроиться на более удачный уравновешенный ход событий.

Существуют ли сценарии для проведения праздников?

И да и нет. Сценарий - это совокупность действий, позволяющих прийти к желаемому результату. С чего-то надо было начать, и поэтому начинали проводить праздники по сценарию, а когда осознали, что можно и без сценария, когда пошло по накатанной, то стали

отходить от сценария, потому что он загоняет праздник в определённые рамки и превращает обряд в ритуал3.

В 1996 г. была издана «Масленица» - сценарий для детского сада. Так оно и представляется до сих пор издательством «Композитор», которое так и продолжает издавать эту книжку. Сценарий Заклички Весны представлен в книге «Песни братчины»4. Организовывая мероприятие на городском или муниципальном уровне, нам приходится писать сценарий мероприятия - таковы реалии жанра.

В своё время, когда я разговаривал с Анатолием Михайловичем Мехнецовым, главным фольклористом Санкт-Петербургской консерватории и показывал ему свои сценарии, он сказал: «Глупости всё это. Никаких сценариев нету, никогда не было и быть не должно. Обрядовый праздник должен идти так, как идёт». Он был идеологом проведения маслениц в Петербурге в Юсуповском саду. Сначала И. В. Чипизубов организовывал этот праздник, а «Крина» ему помогала, однажды (в 2017 году) мы поменялись ролями. Какое-то время мы шли своими путями, но соблюдая традиции, привитые Анатолием Михайловичем. Но моё сегодняшнее убеждение - большие праздники нужно организовывать и проводить совместными усилиями. Мехнецов умер десять лет назад, но дело его живёт.

Куда Вы отправляетесь в путешествия? Зачем это нужно? Что это за места?

В рамках развития теории праздника я считаю, что праздник - это обряд перехода, и он должен совершаться в местах силы. Место и время, выбранное правильно, дают определённое усиление действия праздника. Поездка по местам силы даёт возможность понять и почувствовать эту силу и сохранить её для дальнейших жизненных процессов.

О паломничествах «Крины» есть презентации в группе «ВКонтакте»5. Мы ездили на Алтай, в Аркаим, на сейды Кольского полуострова, на Соловки, на Кузова, на лабиринты Белого моря, на Валаам и Коневец, посетили Непал, совершили кору вокруг Кайласа. О некоторых наших поездках и исследованиях, проводимых на этих местах, можно найти информацию в книге «Геоактивные зоны Фенноскандии»6.

Интерес к лабиринтам, наверное, зародила поездка на Кузова и на Соловки. Но тогда не возникло желания заниматься этим более серьёзно. Даже когда со студентами Университета телекоммуникаций им. Бонч-Бруевича на лабиринте на Кузовах мы проводили аппаратурные измерения и смотрели, как изменяется психофизиологическое состояние после прохождения по лабиринту и увидели реальный эффект - это тоже было воздействие на подсознании.

Проявился же глубокий интерес в 2011 году, когда мы начали сами стали складывать лабиринты. Первых два были одновременно заложены на Вуоксе и на Холмах Суоранды. Они стали полигоном психофизического воздействия и исследовательской площадкой. На Вуоксе впоследствии начали строить Сад лабиринтов, сейчас там 5 различных лабиринтов. Затем стали выкладывать лабиринты как визитные карточки «Крины». Один выложили на Кольском полуострове, другой, из песка - в Ульяновской области. Под этим влиянием люди тоже начали выкладывать свои действующие лабиринты.

Есть разные лабиринты. Само слово «лабиринт» достаточно тёмное. В толковых словарях слово «лабиринт» обозначает пространство, из которого сложно найти выход. В то же время классические лабиринты имеют вполне конкретный, однозначный путь, с которого невозможно свернуть. Мы посвятили исследованиям лабиринта две книги: «В ритмах

3 О различие обряда и ритуала см.: Культура, обряд, праздник. Культурологическое эссе / А. Г. Резунков, О. П. Резункова; СПб, Смольный институт Российской академии образования, 2018. - 140 с. или запись в группе https://vk.com/spb_krina от 30 сентября 2018 г.

4 Масленица [Ноты]: сценарий праздника, игры, скороговорки / сост. А. Г. Резунков, М. В. Яковлева. — СПб.: Композитор, 1996. — 18 с.: нот. ил.; Песни братчины // Тропа на Криницы: Изборник. Выпуск первый / Под редакцией Резункова А. Г. - СПб.: изд-во «Шар», 1998 г. - С. 74-97.

5 https://vk.com/doc-1638157_444790413

6 Резункова О. П., Резунков А. Г., Зверев А. Г. Геоактивные зоны Фенноскандии. Почему на них установлены мегалитические комплексы и как они влияют на человека. - СПб.: Ладога-100, 2014. - 277 с.: цв. ил., сх.

лабиринта» и «Лабиринтоведение»7. По сути дела, мы занимаемся именно теми классическими лабиринтами, которые имеют один путь от начала и до конца.

Лабиринты имеют два принципиально различных вида конструкций: один тупиковый - так называемый «классический кносский лабиринт», который изображался на кносских монетах, его структуру можно встретить во всех частях света. И есть бесконечные иррациональные северные лабиринты, которые, как правило, представлены в виде так называемых «каменных лабиринтов» или «троянских городов», которые встречаются только на севере России. Они отличаются от классического кносского лабиринта тем, что там нет тупика и поэтому по нему можно ходить бесконечное количество раз. Когда мы делаем лабиринт, то в центре, как правило, ставим чура. И используем лабиринт как конструкцию, направленную на очищение и мироустроение, которая позволяет гармонизировать психику человека.

Какова внешняя, общественная деятельность «Крины»?

Под флагом «Крины» мы проводили, и, надеюсь, будем проводить Встречи «Клуба культурного и природного наследия»8, на которых обсуждаем своих исследованиях по местам силы и по праздникам, по обрядам, инициациям и т. д., и приглашаем людей, которые занимаются чем-то близким.

Издаём книги - в группе «Крины» во «ВКонтакте» список книг выложен. Всякую информацию о развитии «Крины» я выкладывал в группе9, когда мы готовились к Славянскому Спасу, который отмечался как 25-летний юбилей «Крины».

Поводим праздники, на которых рады видеть заинтересованных гостей. Например, Масленицу мы организовывали и помогали организовывать на городском уровне в Юсуповском саду, в Приютино, в Янино на протяжении многих лет. Мы открыты для общения и рады старым, проверенным и новым друзьям.

Благодарю за ответы на вопросы.

Беседовал Алексей Гайдуков

7 Резунков А. Г., Резункова О. П., Токарев В. В. Лабиринтоведение. Полезное пособие для лабиринтолюбов, лабиринтоходов и всех, кто интересуется лабиринтами. - СПб.: Смольный институт Российской академии образования, 2018. - 132 с.; Резунков А. Г., Резункова О. П. В ритме лабиринта. - СПб, Смольный институт Российской академии образования, 2018. - 176 с.

8 https://vk.com/klubkultnasled

9 Народные гуляния «Славянский Спас» (URL: https://vk.com/slavspas).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.