Научная статья на тему 'Два года «Абэномики»: первые Результаты'

Два года «Абэномики»: первые Результаты Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1719
275
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
СибСкрипт
ВАК
Область наук
Ключевые слова
АБЭНОМИКА / ДЕФЛЯЦИЯ / СТАГНАЦИЯ / КОЛИЧЕСТВЕННОЕ СМЯГЧЕНИЕ / РЕФОРМЫ / ABENOMICS / DEFLATION / STAGNATION / QUANTITATIVE EASING / REFORM

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Кириллов Александр Николаевич

Статья посвящена программе экономических мер, осуществляемых правительством Японии. Эта программа, известная как «абэномика», направлена на преодоление многолетней стагнации японской экономики. Два года, прошедших после принятия этой программы, позволяют подвести некоторые итоги.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TWO YEARS OF “ABENOMICS”: THE FIRST RESULTS

The paper is devoted to a program of economic measures undertaken by the Government of Japan. This program, known as “abenomics”, is aimed at overcoming long-term stagnation of the Japanese economy. Two years have passed since the adoption of the program, which allows to draw some conclusions.

Текст научной работы на тему «Два года «Абэномики»: первые Результаты»

ЭКОНОМИКА

УДК 339.97

ДВА ГОДА «АБЭНОМИКИ»: ПЕРВЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

А. Н. Кириллов

TWO YEARS OF "ABENOMICS": THE FIRST RESULTS A. N. Kirillov

Статья посвящена программе экономических мер, осуществляемых правительством Японии. Эта программа, известная как «абэномика», направлена на преодоление многолетней стагнации японской экономики. Два года, прошедших после принятия этой программы, позволяют подвести некоторые итоги.

The paper is devoted to a program of economic measures undertaken by the Government of Japan. This program, known as "abenomics", is aimed at overcoming long-term stagnation of the Japanese economy. Two years have passed since the adoption of the program, which allows to draw some conclusions.

Ключевые слова: абэномика, дефляция, стагнация, количественное смягчение, реформы.

Keywords: abenomics, deflation, stagnation, quantitative easing, reform.

В течение многих лет японская экономика развивалась высокими темпами. С середины 50-х гг. до начала 70-х гг. двадцатого века средние темпы роста реального ВВП составляли около десяти процентов в год. В 70-е - 80-е гг. произошло примерно двукратное замедление темпов роста. С начала 90-х гг. экономика Японии вступила в стагнацию, которая продолжалась 20 лет. Средние темпы роста реального ВВП за этот период составили около 1 % [1].

В 1990 г. случился обвал на фондовом рынке, индекс японского рынка акций Nikkei225 упал за год с 39000 до 24000, а затем его снижение продолжилось. В 2010 - 2012 гг. Nikkei225 колебался около 10000.

Вслед за рынком акций обвалился рынок недвижимости. В разных секторах падение цен составило от 50 до 90 %.

После обвала на финансовых рынках японская экономика столкнулась с проблемой дефляции, решить которую не удавалось в течение 20 лет. Считается, что дефляция делает невозможным значительный и устойчивый экономический рост. Снижение цен на товары и услуги ведет к уменьшению прибыли, снижению инвестиций, сокращению производства. Повышение покупательной способности денег при неблагоприятном положении в экономике побуждает людей сокращать текущее потреблении и отказываться от инвестиций. Все это ведет к снижению совокупного спроса, что провоцирует дальнейшее снижению цен, производства и т. д., т. е. дефляционную спираль.

Падение финансовых рыков привело к обесценению активов, которые выступали обеспечением кредитов, и вызвало паралич кредитного рынка. Однако центральный банк Японии не стал банкротить крупные банки, а те не стали банкротить заемщиков. В результате появилось значительное количество так называемых «зомби-фирм», т. е. нерентабельных предприятий, которые продолжают функционировать благодаря совместной помощи банков и государства и «зомби-банков», остающихся на плаву лишь благодаря государству. К началу 2000-х гг. «зомби-фирмы» составляли порядка 30 % от всех японских компаний. Целью экономической политики в тот период было недопущение массовых банкротств, значительного падения занятости и благосостояния большинства

населения, сохранение социального мира. Этих целей удалось достичь, но ценой снижения общей эффективности экономики. Особенностью японского двадцатилетнего застоя является то, что он не привел ни к массовой безработице, ни к существенному падению уровня жизни. В Японии сохранялся относительно низкий уровень безработицы, который редко достигал 5 % [3].

К середине 2000-х гг. появились признаки экономического выздоровления, однако финансовый кризис 2008 г. оборвал этот процесс.

Существуют разные точки зрения на причины многолетней японской стагнации. Одни указывают на ошибки правительства в проведении экономической политики. Другие считают, что стагнация является естественным итогом экономического развития Японии и с подобной ситуацией, рано или поздно, столкнутся другие страны. Япония достигла предела насыщения потребительского спроса, полностью освоены как внутренний, так внешний рынки сбыта. В то же время при высоком уровне жизни население Японии стареет и сокращается. Все это ставит предел существенному экономическому росту, а следовательно, стагнация - не просто надолго, а навсегда.

Японское правительство не разделяет этой точки зрения и не оставляет попыток вывести экономику страны из застоя.

26 декабря 2012 г. премьер-министром Японии стал Синдзо Абэ. Ранее он занимал должность премьер-министра в 2006 - 2007 гг. Кабинет Синдзо Абэ предложил новую экономическую политику, получившую неофициальное название «абэномика». Экономическая политика кабинета Абэ включает три основных направления, так называемая программа «Трех стрел».

Первый блок мер предполагает значительное смягчение кредитно-денежной политики. Целью является преодоление дефляции и доведение инфляции до 2 % в год. Учетная ставка Банка Японии удерживается на уровне 0,0 - 0,1 %. Центральный банк Японии объявил о намерении удвоить денежную базу (наличные в обращении и средства банков на счетах Банка Японии) с 138 трлн иен в 2012 году до 270 трлн иен к 2015 году. Центральный банк пообещал скупать гос-

226 А. Н. Кириллов

облигации и другие финансовые инструменты на 50 трлн иен в год. Впоследствии масштабы выкупа увеличились до 60 - 70 трлн иен, а в начале ноября 2014 года Банк Японии довел объем покупок до 80 трлн иен (примерно 675 млрд долларов) в год. Это столько же, сколько было на балансе Банка Японии в апреле 2012 года.

Банк Японии проводил политику «количественного смягчения» еще с 2001 года, а около нулевые процентные ставки удерживались с конца 90-х гг. Существенного положительного эффекта эти действия не принесли. Нынешний этап «количественного смягчения» намного превосходит то, что было прежде, а кроме того, он бессрочный. Выкуп активов Банком Японии по масштабам превосходит аналогичные действия ФРС США, при том, что экономика Японии намного меньше американской.

Вторая «стрела» предусматривает значительные бюджетные ассигнования на развитие инфраструктуры и оказание помощи районам, пострадавшим от стихийных бедствий. Общий размер таких инвестиций предполагается в 2,4 трлн долларов в течение 10 лет. Кроме того, правительство встало на путь пересмотра конституции Японии и ликвидации антивоенных ограничений, что должно привести к росту военных расходов.

Третий пакет мер предполагает создание предпосылок для долгосрочного экономического роста. Предусматривается снижение налога на корпорации до уровня ниже 30 %, реформа Государственного пенсионного инвестиционного фонда, которая позволит перераспределить значительные средства на фондовый рынок, создание специальных экономических зон, привлечение иностранных инвестиций с помощью налоговых льгот, либерализация энергетического рынка, смягчение правил жилищного строительства, отмена ряда ограничений для бизнеса, реформа трудового законодательства, включая ликвидацию системы «пожизненного найма» и т. п.

Конечная цель предлагаемых мер - добиться в следующие десять лет темпов роста ВВП не менее 2 %.

Результаты первого года абэномики были обнадеживающими.

В 2013 году рост ВВП составил 1,6 %. В 2012 и 2011 гг. этот показатель был соответственно 1,8 % и -0,5 % [1]. Индекс №кке1225 вырос с 10400 пунктов на декабрь 2012 года до 16300 на декабрь 2013. Безработица уменьшилась с 4,3 % до 3,7 %. Вырос оборот розничной торговли и потребление домохозяйств. Прекратилась дефляция. В январе 2013 года инфляция составляла 0,2 %, а в декабре - +1,3 %. Курс иены понизился с 85 иен за доллар до 105 [4]. В целом итоги 2013 года были расценены как успех проводимой экономической политики.

В первом квартале 2014 года экономика Японии выросла на 6,7 % в годовом исчислении, однако во втором квартале последовало падение на 7,3 % в годовом исчислении. Это практически такое же крупное падение ВВП, как в 2011 году, после цунами и катастрофы на АЭС «Фукусима». Главной причиной спада называют снижение потребительского спроса, связанное с повышением с 1 апреля 2014 года налога с про-

ЭКОНОМИКА |

даж с 5 % до 8 %. Повышение налога с продаж является одной из мер борьбы с дефляцией и оздоровления государственного бюджета. В результате в апреле 2014 года инфляция составила 3.2 % - самый высокий показатель за 23 года. Рост ВВП в первом квартале и падение во втором, в связи с ростом налога с продаж, были ожидаемы и не вызвали удивления. В ожидании повышения налога потребительский спрос вырос, а после повышения налога упал. Таким образом, всплеск инфляции был обусловлен чисто техническими причинами, а не действительным оживлением спроса. В результате снижение ВВП во втором квартале оказалось более глубоким, чем предшествующий рост. В 3 квартале по официальным данным ВВП в годовом исчислении уменьшился на 1,9 %. Следовательно, ВВП Японии снижался два квартала подряд, что означает техническую рецессию.

Политика количественного смягчения привела к значительному росту государственного долга Японии. По состоянию на конец 2013 финансового года (завершился 31 марта 2014 года) он достиг 1025 трлн иен ($10,08 трлн долларов). По прогнозам министерства финансов Японии, рост долга будет продолжаться ускоренными темпами и достигнет к окончанию 2014 финансового года (31 марта 2015 года) 1143,9 трлн иен (около $11,32 трлн долларов). По состоянию на конец 2013 финансового года государственный долг Японии превысил 226 % ее ВВП.

Главной причиной нарастания государственного долга является хронический дефицит государственного бюджета. В бюджете на 2014 финансовый год 43 % доходов (41 трлн 250 млрд иен) приходится на выпуск государственных займов. В свою очередь расходы на обслуживание государственного долга составляют более 24 % расходов государственного бюджета [2].

Проблема обслуживания государственного долга приобретает все более острый характер. Расходы по обслуживанию долга очень велики даже при практически нулевых процентных ставках на денежном и долговом рынках. А после всплеска инфляции в апреле 2014 года реальные процентные ставки по 10 летним облигациям ушли в отрицательную зону. Низкие ставки на долговом рынке поддерживаются усилиями центрального банка и министерства финансов, рыночное ценообразование на долговом рынке Японии ликвидировано. Трудно сказать, к каким долгосрочным последствиям это может привести.

Еще одной проблемой японской экономики является состояние внешней торговли. Всю свою современную историю Япония имела положительное сальдо торгового баланса. В 2011 году торговый баланс впервые стал отрицательным. Предполагалось, что ослабление иены будет способствовать росту экспорта и сокращению импорта. В 2013 финансовом году (с апреля 2013 г. по март 2014 г.) экспорт действительно вырос на 12,2 %, однако импорт вырос еще больше - на 19,6 %. Основной причиной стало значительное увеличение импорта энергоносителей после аварии на АЭС "Фукусима" и закрытия всех атомных станций. В результате отрицательное сальдо торгового баланса в 2013 финансовом году достигло 10,87 трлн иен ($107 млрд долларов). Текущий счет платежного баланса остается положительным за счет доходов от

| ЭКОНОМИКА

иностранных инвестиций. В течение десятилетий Япония была одним из крупнейших экспортеров капитала. Иностранные инвестиции Японии за 20 лет составили около 4 трлн долларов. В результате чистый доход от иностранной собственности в настоящее время составляет около 170 млрд долларов (2013 г.).

Результаты почти двух лет абэномики противоречивы. Если первый год вызвал подъем оптимизма и уверенность в правильности выбранного пути, то три квартала 2014 года принесли разочарование. Безусловным успехом можно считать лишь преодоление многолетней дефляции. Однако, несмотря на огромные масштабы расширения ликвидности, значительные бюджетные ассигнования, программы помощи регионам и малоимущим, существенного расширения спроса не произошло. Ослабление йены почти на 40 % за два года привело к довольно значительному росту экспорта в 2013 финансовом году (12,2 %), но удорожание импорта оказалось еще более значительным (19,6 %). За первые шесть месяцев 2014 финансового года экспорт увеличился на 1,7 %, импорт - на 2,5 %. Сальдо торгового баланса осталось отрицательным.

Удорожание импорта, особенно энергоносителей, вызвало рост издержек производства и расходов до-мохозяйств. Наряду с увеличением налога с продаж, это привело к тому, что рост цен перекрыл увеличение доходов населения, и расширение спроса не произошло.

Пока еще рано делать выводы об эффективности экономической политики японского правительства. Кроме того, не стоит забывать, какое негативное влияние на экономику Японии оказали природные и техногенные катастрофы. Хотя монетарная политика правительства и центрального банка за прошедшее время привела лишь к ограниченным результатам, так называемые вторая и третья стрелы, в том числе, пакет долгосрочных экономических реформ, еще не начали оказывать своего влияния.

Среди этих реформ важное место занимает реформа рынка труда. В настоящее время все большее число экспертов в качестве главной проблемы Японии называют демографическую. Депопуляция и старение населения ведут к росту дефицита на рынке труда. Политика японского правительства нацелена на более значительное вовлечение женщин в экономику и удержание от выхода на пенсию людей пожилого возраста. Впервые остро поставлен вопрос об изменении миграционной политики и широком привлечении иностранной рабочей силы. Наряду с ликвидацией системы пожизненного найма эти меры неизбежно вызовут рост социальной напряженности. До сих пор мононациональное японское общество отличалось высокой степенью социальной и политической стабильности. И естественно возникает вопрос: стоит ли увеличение роста ВВП на 1 % в год возможного разрушения этой стабильности в долгосрочной перспективе?

Предвидя нарастание критики правительства в условиях неоднозначности результатов проводимых реформ, 18 ноября 2014 года премьер-министр Японии Синдзо Абэ объявил о решении распустить нижнюю палату парламента и провести всеобщие выборы. Очевидной целью Абэ было получение мандата на продолжение реформ. По результатам выборов 14 декабря такой мандат был получен. Среди прочего, победив на выборах, правительство получило согласие избирателей на перезапуск атомных электростанций. Наряду со значительным снижением мировых цен на энергоносители эта мера должна в ближайшей перспективе существенно улучшить торговый баланс Японии.

Таким образом, эксперимент под названием «абэномика» будет продолжен. Изучение его заслуживает самого серьезного внимания, поскольку, с большой степенью вероятности, с аналогичными проблемами столкнутся и другие страны.

Литература

1. Всемирный банк. Режим доступа: http:// data.worldbank.org/ (дата обращения: 07.12.2014).

2. Окадзаки Тэцудзи. Почему Японии не удаётся восстановить свои финансы? // Сайт «Современный взгляд на Японию». Режим доступа: http://www.nippon.com/ru/in-depth/a03001/ (дата обращения: 07.12.2014).

3. Уровень безработицы в Японии // Сайт MFD.RU. Режим доступа: http://mfd.ru/calendar/details/?id=212 (дата обращения: 07.12.2014).

4. Экономические итоги первого года Абэномики: улучшение по всем показателям. // Сайт «Современный взгляд на Японию». Режим доступа: http://www.nippon.com/ru/features/h00047/ (дата обращения: 07.12.2014).

Информация об авторе:

Кириллов Александр Николаевич - кандидат экономических наук, доцент кафедры мировой экономики Кемеровского института (филиала) Российского экономического университета им. Г. В. Плеханова, kirilloff@kemcity.ru.

Alexander N. Kirillov - Candidate of Economics, Assistant Professor at Kemerovo Institute (branch) of Plekhanov Russian University of Economics.

Статья поступила в редколлегию 13.01.2015 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.