УДК 338.24 (470.21)
ДВА ДЕСЯТИЛЕТИЯ С НАЧАЛА РЫНОЧНЫХ РЕФОРМ:
ТЕНДЕНЦИИ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ В МУРМАНСКОЙ ОБЛАСТИ В.В. Дидык
Институт экономических проблем им. Г.П. Лузина КНЦ РАН
Аннотация
Рассматриваются изменения в экономике Мурманской области, произошедшие за период с начала рыночных реформ на основе динамики объемов промышленного производства, валового регионального продукта, инвестиций в основной капитал, некоторых структурных сдвигов. Показывается вклад Института экономических проблем КНЦ РАН в осуществление экономических преобразований в регионе. Оцениваются перспективы развития области.
Ключевые слова:
экономическое развитие, промышленное производство, валовой региональный
продукт, финансовые результаты, инвестиции, стратегические проекты.
Экономическое развитие Мурманской области традиционно являлось одним из приоритетных объектов исследований Института экономических проблем КНЦ РАН. Значимость и востребованность таких исследований существенно возросла в период глубоких трансформационных преобразований, связанных с переходом к рыночной экономике.
Началом осуществления радикальных рыночных реформ в России можно считать назначение 9 ноября 1991 г. нового состава Правительства РСФСР
(«правительства реформ», как его назвал Б.Н. Ельцин), на первом заседании которого в выступлении Е.Т. Гайдара была оглашена программа действий, предусматривавшая эффект «шоковой терапии». Основные меры этой программы включали либерализацию цен и заработной платы; проведение жесткой денежно-кредитной
политики, бюджетной реформы и стабилизации рубля; приватизацию на первом этапе мелких и
средних предприятий и более широкую в последующий период; либерализацию торговли и внешнеэкономической деятельности и другие меры. Радикальный характер намечаемых действий диктовался критической экономической ситуацией, сложившейся в стране к этому времени, нарастающей угрозой экономического коллапса, поскольку время для проведения постепенных рыночных преобразований, необходимость которых обосновывалась во многих проектах программ в период перестройки с конца 1980-х гг. , было упущено из-за непринятия необходимых политических решений руководством КПСС.
Последовавшие после либерализации цен в начале 1992 г. такие проявления кризиса в стране, как резкий рост инфляции, падение производства, снижение уровня реальных доходов населения, рост безработицы и другие в полной мере проявились и в экономике Мурманской области. Вместе с тем представляет интерес рассмотрение влияния рыночных реформ на отдельные стороны экономических процессов в Мурманской области с учетом особенностей ее экономикогеографического положения, структуры экономики, а также участие в этих процессах Института экономических проблем КНЦ РАН.
Общую экономическую ситуацию в области определяет преимущественно промышленное производство. Динамика реальных (физических) объемов промышленного производства за период с начала рыночных реформ до 2005 г.^ в Мурманской области в сопоставлении с общероссийскими соответствующими показателями приведена на рисунке 1.
*Следует отметить, что исследования механизмов перехода к рыночным отношениям на региональном уровне в то время проводились и в Институте экономических проблем. Так, в 1991 г. была опубликована монография «Управление региональным развитием в период перехода к регулируемому рынку» (авт. Г.П. Лузин, Э.Н. Кузьбожев), в 1992 г. -коллективная монография «Формирование и развитие рыночных отношений в регионе» и др.
^ Динамический ряд объемов промышленного производства приведен до 2005 г., так как в последующие годы статистические показатели представляются российской статистикой в соответствии с иной системой классификации - по видам экономической деятельности (ОКВЭД), состав промышленности по которой изменился, и не полностью сопоставим с ранее применявшимся ее составом, основанном на классификации по отраслям (ОКОНХ).
Рис. 1. Динамика реальных объемов промышленного производства, 1990=100%
Как видно из графика, спад объемов промышленного производства в Мурманской области, продолжавшийся до начала второй половины 1990-х гг., был менее глубокий, чем в среднем по стране. Это объясняется особенностями структуры промышленности области, в которой преобладают предприятия, ориентированные на добычу и первичную переработку природных ресурсов, находящиеся в начале технологической цепочки [1, с. 29]. Такая специализация, а также либерализация внешней торговли в стране позволили переориентировать значительные объемы поставок продукции ведущих предприятий области с внутреннего (общероссийского) на внешний рынок (см. рис. 3).
Восстановительный рост реальных объемов промышленного производства начался в области также как и в целом по стране: с 1999 г., однако темпы прироста заметно снизились, а в последние годы преобладало их отрицательное значение (см. рис. 2). Главным фактором сокращения объемов промышленного производства в 2008 и 2009 гг. в Мурманской области и по стране в целом явилось влияние мирового финансово-экономического кризиса. Это показывает зависимость промышленного производства от конъюнктуры мирового рынка и актуальность его диверсификации.
10 8 6 4 2 0 -2 -4 -6 -8 -10
Рис. 2. Динамика годовых темпов прироста/снижения (-) реальных объемов промышленного производства (в процентах к предыдущему году)
Однако в действительности степень диверсификации промышленного производства Мурманской области, как показал анализ изменений его отраслевой структуры (который можно было проводить по статистическим данным до 2005 г., когда статистический учет велся по отраслям и подотраслям) за период с начала рыночных реформ снизилась [2, с. 106—108]. В структуре стоимости выпущенной продукции суммарная доля отраслей горнопромышленного комплекса (черной и цветной металлургии, химической промышленности), традиционно являющихся отраслями специализации области, возросла с 42% в 1991 г. до 55.7% в 2004 г. В отдельные годы она превышала 60%, что связано главным образом с колебаниями цен на цветные металлы.
4,0 3,9
6,3
77/
0,5
1,5
2,1
8,2
-1,8
-5,4
□ Россия □ Мурманская область 2005 2006 2007 2008
-8,3
2009
2010
Сократилась преимущественно доля отраслей, обслуживающих внутриобластные потребности (легкая, лесная отрасли и деревообработка, промышленность строительных материалов и др.). Это означает, что возросла открытость экономики, т.е. зависимость как от вывоза продукции отраслей специализации за пределы области, так и ввоза потребляемых в регионе товаров. С учетом того, что доля экспорта в стоимостном объеме промышленного производства стала превышать 40%, возросла зависимость от колебания мировых цен. Степень такого влияния иллюстрирует диаграмма объемов внешней торговли предприятий области (рис. 3).
2400 2200 -+ 2000 1800 1600 -+ 1400 1200 1000 800 600 4 400 200 0
□ Экспорт товаров ПИмпорт товаров
Рис. 3. Динамика объемов внешней торговли предприятий Мурманской области, млн долл. США
Резкий спад объемов экспорта в 1998-1999 гг. и 2009 г. был вызван главным образом падением мировых цен на цветные металлы, являющихся главной статьей экспорта области, а рост экспорта в другие годы связан с благоприятной конъюнктурой рынка.
Как указывалось выше, с 2005 г. статистические органы России перешли на новую методологию группировки предприятий и их объемов производства для расчета сводных показателей: сейчас она ведется по видам экономической деятельности, а не по отраслям. Промышленное производство в настоящее время сгруппировано по трем укрупненным видам деятельности: добыча полезных ископаемых, обрабатывающие производства, производство и распределение электроэнергии, газа и воды.
Если рассматривать указанный аспект структуры промышленного производства (рис. 4), то в Мурманской области наибольшая доля принадлежит преимущественно обрабатывающим производствам . На изменение доли отдельных групп в рассматриваемой структуре определяющее влияние оказывает ценовой фактор. Так, например, в 2008 г. преобладание доли добывающих производств достигнуто при сокращении физического объема производства предприятиями данной группы, которое было компенсировано значительным ростом (в 2.1 раза) цен на апатитовый концентрат [3], относящийся к этой группе.
Главная цель деятельности предприятий в рыночных условиях состоит в получении прибыли. Каковы же результаты финансовой деятельности основных предприятий области, и можно ли тут наблюдать определенные тенденции? Очевидно, что показатель прибыли или убытка подвержен значительным колебаниям в зависимости от рассматриваемого периода, сектора экономики и конкретного предприятия под влиянием множества факторов. Если рассматривать начальный период радикальных рыночных реформ, то общая характеристика положения с финансовыми результатами деятельности предприятий Мурманской обл. дана в работе [4, с. 70-77], где, в частности, отмечено, что по итогам 1992 г. по сравнению с предшествующим годом (несмотря на приобретенную полную свободу в установлении цен на свою продукцию) число убыточных предприятий возросло в 3.6 раза, а их доля в общем числе предприятий, состоящих на самостоятельном балансе (таких было около 1 тыс. ед.) достигла почти 30%. В последующие годы доля убыточных организаций в общем числе
В составе обрабатывающих производств наибольшую долю составляет металлургическое производство (более 50%) и производство пищевых (главным образом рыбных) продуктов (около 10%).Следует заметить, что для Мурманской области статистические данные о соотношении добывающих и обрабатывающих производств имеют весьма условный характер, поскольку отнесение к той или иной группе ведется по преобладающему виду деятельности, а крупные горнопромышленные предприятия области включают оба вида деятельности.
организаций, представляющих отчеты в статистические органы о результатах финансовой деятельности (без малых предприятий, банков, страховых и бюджетных организаций), не сокращалась и колебалась в диапазоне 30-36%. В последние годы (2004-2010 гг.) абсолютный размер сальдированного финансового результата (прибыль минус убыток) по всем организациям области колебался от 17.1 млрд руб. (в 2004 г.) [5, с. 211] до 42.5 млрд руб. в 2007 г. [6, с. 104]. Наибольшая доля указанных сумм формируется на предприятиях группы «обрабатывающие производства», подгруппа «металлургическое производство ...», т.е. цветной металлургии (в 2007 г., например, она достигала 70%), а также группы «добыча полезных ископаемых» (их доля составляла в среднем около 25%, а в 2008 г. - 77%) [5, 6].
100%
80%
60%
40%
20%
0%
□ Добыча полезных ископаемых
ИЗ Обрабатывающие производства
□ Производство и распределение электроэнергии, газа и воды
Рис. 4. Структура промышленности по видам деятельности, % продаж
Рентабельность продукции (отношение прибыли к затратам на производство продукции) в среднем по всем предприятиям области колебалась за последние годы от 22.9% (2007 г.) до 9% (2009 г.), при этом указанный средний уровень рентабельности обеспечили главным образом предприятия упомянутых выше «профильных» для Мурманской области групп, в которых рентабельность в отдельные годы превышала 100%, в то время как в большинстве других видов экономической деятельности предприятия относятся к малорентабельным или убыточным. Устойчиво убыточными, с наибольшей по области общей суммой убытков, являются, в частности, большинство теплоснабжающих организаций, что связано, как правило, с неплатежами потребителей и дисбалансом цен на закупаемые ресурсы (топливо) и отпускаемую теплоэнергию.
В целом, характеризуя финансовые результаты и рентабельность по различным видам экономической деятельности, можно констатировать, что наилучшие показатели в последние годы демонстрировали горнопромышленные предприятия. Они сохранили (хотя и снизили) рентабельность даже в условиях негативного влияния мирового финансово-экономического кризиса 2008-2009 гг. Вместе с тем, с учетом объективных факторов истощения сырьевой базы таких предприятий и усложнения условий добычи, а также риска нового падения мировых цен на их продукцию, возрастает значимость повышения их устойчивости на основе внедрения технологических и продуктовых инноваций. Такая же задача тем более актуальна для малорентабельных и убыточных предприятий других отраслей.
Важнейшим показателем, характеризующем экономические процессы в регионе, является валовой региональный продукт (ВРП). Статистически ВРП определяется как сумма валовых добавленных стоимостей всех хозяйствующих субъектов и организаций, расположенных на территории области, производящих товары и оказывающих услуги (рыночные и нерыночные). Динамика относительных изменений данного показателя позволяет выявить обобщающие тенденции развития экономики региона с охватом всех отраслей и видов деятельности. На рисунке 5 сопоставляются соответствующие данные по Мурманской области и по РФ в целом. В качестве базисного - принят 1996 г., поскольку ранее ВРП не рассчитывался.
28,7
47,5
23,9
42,7
:36,2::
21,1
35,9
:|37,7::
26,4
33,8
44
22,1
2005
2008
2009
2010
Как видно из приведенных данных, темпы роста ВРП в Мурманской области только до 1999 г. несколько опережали средние по России. С 2000 г. они стали отставать от среднероссийских, а к
2008 г., при общем приросте реального объема ВРП страны за этот период на 90.5%, в Мурманской области он составил 24.5%. Тем не менее, с учетом сокращения численности населения Мурманской области, сохраняется превышение абсолютных значений ВРП на душу населения в области по сравнению с аналогичным удельным показателем по стране (на 13% в 2008 г.). Несмотря на это, очевидно, что проблема поиска новых возможностей роста добавленной стоимости в Мурманской области стоит очень остро, поскольку она является основным источником роста доходов и материального благосостояния населения региона и инвестиций.
—± — Россия —• Мурманская область
Рис. 5. Динамика реальных объемов ВРП, 1996 г. =100%
Одним из ключевых факторов развития экономики региона являются инвестиции в основной капитал, которые создают материальную основу производства и социальной инфраструктуры. Динамика реальных объемов таких инвестиций в Мурманской области за период рыночных реформ (рис. 6.) демонстрирует более резкие колебания по сравнению с изменениями объемов промышленного производства (см. рис. 1). Так, относительное падение объемов инвестиций в области было более глубоким, чем в среднем по России. В 1998 г. их годовой объем составлял всего около 17% от уровня 1991 г., т.е. уменьшился почти в 6 раз.
гЛ сЬ сі® гй Л оЬ гчЬ ей
^ # # # # # # ^ ^
Мурманская область
Россия
Рис. 6. Динамика реальных объемов инвестиций в основной капитал, 1991 =100%
Темпы восстановительного роста объемов инвестиций по данным официальной статистики были несколько выше, чем в среднем по России. Однако в области сохраняется дефицит инвестиций. Об этом свидетельствует, во-первых, высокий уровень износа существующих основных фондов (в
2009 г. - 46.8% в среднем по экономике, а в энергетике, на транспорте, строительстве, рыболовстве -далеко превышающий 50%). Во-вторых, тот факт, что в течение длительного периода доля
инвестиций в ВРП не достигала уровня, необходимого для нормального воспроизводственного процесса (23-25% с учетом мировым опыта). В-третьих, существует потребность в инвестициях для развития новых отраслей и видов деятельности, чтобы обеспечить устойчивость экономики, основу для роста уровня жизни населения и долгосрочного будущего региона.
В рамках статьи не представляется возможным рассмотреть более широкий спектр экономических процессов и их тенденций в регионе. Однако очевидно, что за период с начала рыночных реформ в экономике Мурманской области произошли глубокие изменения не только количественного, но и качественного характера. Сформировались новые структура и отношения собственности, система государственного регулирования экономики, финансово-кредитная и налогово-бюджетная системы, организации рыночной инфраструктуры, иная нормативно-правовая среда федерального, регионального и муниципального уровней. Несмотря на несовершенство многих вновь сформированных институтов, в целом они демонстрируют свою работоспособность, потенциал развития. Это подтверждается тем, что тяжелые кризисные явления переходного периода 1990-х гг. были преодолены, и с начала 2000-х гг. началось постепенное улучшение экономической и социальной ситуации как в целом по стране, так и в Мурманской области.
Свой вклад в преодоление трудностей перехода к рынку и достижение прогрессивных изменений в социально-экономическом развитии региона вносил и коллектив Института экономических проблем КНЦ РАН, который в декабре 2011 г. отмечает 25-летие со дня организации. Такой вклад осуществлялся по нескольким направлениям и в различных формах:
1) экспертно-аналитическая работа, способствующая формированию научно обоснованной политики региональных и муниципальных органов власти (подготовка аналитических записок, докладов, экспертных заключений, предложений и замечаний по проектам нормативных актов и других документов по запросу региональных и муниципальных органов власти, участие представителей института в консультативных и экспертных рабочих группах при исполнительных органах власти);
2) выполнение научно исследовательских работ по договорам (контрактам) с региональными или муниципальными органами власти, а также предприятиями реального сектора экономики;
3) организация научно-практических конференций, предусматривающих разработку рекомендаций о мерах по решению проблем социально-экономического развития региона, направляемых в законодательные и исполнительные органы власти различных уровней и другие заинтересованные организации;
4) образовательная деятельность в вузах и подготовка специалистов высшей квалификации (аспирантура и подготовка диссертаций на соискание ученой степени);
5) выступления в средствах массовой информации (публикации в региональной печати, выступления на радио и телевидении по актуальным проблемам развития региона).
Большая заслуга в организации работы по всем указанным направлениям принадлежала первому директору института Г.П. Лузину. Он не только организовывал и возглавлял академическую часть этой работы в рамках Института, но одновременно выступал в качестве действующего государственного, политического и общественного деятеля. Так, в декабре 1991 г. Г.П. Лузин был назначен первым заместителем главы администрации Мурманской области, и в течение нескольких месяцев наиболее драматичного периода начала радикальных рыночных реформ руководил работой экономических служб и подразделений областной администрации. В 1993 г. баллотировался и был избран депутатом Областного совета . Важную роль в период становления рыночных отношений в регионе играл экспертно-консультативный экономический совет при администрации Мурманской области, будучи председателем которого, Г.П. Лузин использовал как собственный опыт и знания, так и наработки Института. Свой немалый вклад в этот процесс вносили Союз промышленников и предпринимателей и Северная торгово-промышленная палата, в руководстве которых состоял директор нашего Института.
К числу значимых направлений вклада ИЭП КНЦ РАН в процесс экономических преобразований в ходе рыночных реформ в Мурманской области можно отнести образовательную деятельность и подготовку специалистов высшей квалификации. Здесь также необходимо отметить заслугу Г.П. Лузина как основателя и первого руководителя нынешнего Филиала Санкт-Петербургского государственного инженерно-экономического университета в г. Апатиты, созданного
Советы народных депутатов разных уровней просуществовали до октября 1993 г., после чего были распущены указом Президента РФ в связи с конституционной реформой.
в 1996 г. на базе ИЭП КНЦ РАН. Сотрудники Института формируют основу преподавательского состава в данном образовательном учреждении, а также преподают экономические дисциплины в других филиалах вузов Кировско-Апатитского района, где получили высшее экономическое образование тысячи специалистов. Наиболее способные из них имеют возможность продолжить образование в аспирантуре и представить к защите диссертацию на соискание ученой степени кандидата экономических наук в диссертационном совете, созданном при Институте в 1992 г. К настоящему времени в нем было защищено 117 диссертаций, руководство подготовкой большинства из которых осуществлялось ведущими учеными Института.
В период формирования рыночных отношений 1990-х гг. возникла потребность создания региональной нормативно-правовой базы, к подготовке которой привлекался Институт. Примерами документов того времени, в разработке которых активно участвовал ИЭП, являются: Устав Мурманской области (1995 г.); Региональное соглашение между профсоюзом, Союзом промышленников и предпринимателей и администрацией Мурманской области (1995); проект договора «О разграничении полномочий и предметов ведения между органами государственной власти Российской Федерации и органами власти Мурманской области» (с пакетом соглашений к договору, 1995); Закон Мурманской области «О бюджетном устройстве и бюджетном процессе Мурманской области» (1996) и многие другие.
Значительным является вклад ИЭП КНЦ РАН в подготовку прогнозно-плановых документов для региона. Так, коллектив Института выступал в качестве ведущего разработчика Концепции социально-экономического развития Мурманской области на период до 2005 г., (утверждена Постановлением губернатора области от 08.02.2001 г. № 47-ПГ), Стратегии экономического развития Мурманской области на период до 2015 г. (утверждена Постановлением правительства Мурманской области от 20.12.2001 г. № 251 -1111), проекта Стратегии социально-экономического развития Мурманской области до 2025 г.
Действующая Стратегия социально-экономического развития Мурманской области до 2025 г., одобренная постановлением правительства Мурманской области от 26.08.2010 г. № 383-ПП [7], представляет собой откорректированный вариант разработанного в 2008 г. проекта Стратегии, который выполнялся по государственному контракту, заключенному Департаментом экономического развития Мурманской области с Кольским научным центром РАН. Решение о необходимости корректировки было принято правительством Мурманской области для более полного учета новых условий в связи с влиянием мирового финансово-экономического кризиса. Несмотря на заметное понижение прогнозных показателей темпов роста экономики по сравнению с более амбициозными параметрами предыдущего проекта, главные целевые ориентиры и задачи сохранились. Это, во-первых, социальная ориентированность - повышение качества жизни и развитие человеческого потенциала. Во-вторых, достижение нового качества экономического роста на основе перехода к более сбалансированной структуре экономики, включающей в себя высокотехнологичные и так называемые «знаниевые» секторы. В-третьих, обеспечение экологически устойчивого характера освоения природных ресурсов, не создающего угроз благополучию следующих поколений.
Перспективы будущего развития Мурманской области во многом связываются с реализацией стратегических инвестиционных мегапроектов - «Комплексное освоения Штокмановского газоконденсатного месторождения» и «Комплексное развитие Мурманского транспортного узла». К числу стратегических в «Стратегии-2025» отнесена также группа проектов строительства новых горно-обогатительных и горно-металлургических предприятий .
Несмотря на колоссальный объем предполагающихся инвестиций в мегапроекты их непосредственное влияние на рынок труда и прирост ВРП Мурманской области за счет использования современных, преимущественно «безлюдных» и «модульных», технологий может быть весьма умеренным. Так, проект освоения Штокмановского газоконденсатного месторождения, проектный объем инвестиций в который оценивается в 44 млрд долл. США, из них 17 млрд долл. США на территории Мурманской области, по расчетам создаст на эксплуатационной стадии менее одной тысячи новых рабочих мест и прирост годового ВРП около 80 млрд руб. или 36% к уровню ВРП 1998 г. Соответствующие показатели по проекту Комплексного развития Мурманского транспортного узла составляют: объем инвестиций, предусмотренный Федеральной целевой
Это проекты предприятий на базе месторождений платиноидов «Федорова тундра», ильменит-титаномагнетитовых руд «Юго-Восточная Гремяха», апатит-нефелиновых руд «Олений ручей», хромитов «Сопчеозерское».
программой «Развитие транспортной системы Российской Федерации на 2010-2015 годы» - 117 млрд руб. (в т.ч. 51 млрд руб. из федерального бюджета), создание новых рабочих мест - 1700, прирост ВРП - около 15%. [7, с. 50]
Для того чтобы в полной мере использовать инновационный и высокотехнологичный потенциал этих стратегических проектов в Мурманской области, масштабировать их выгоды для региона, необходимо формирование на их основе территориальных кластеров, которые за счет вовлечения в проект сети местных поставщиков товаров и широкого спектра различных услуг обеспечат мультипликативный эффект от их реализации.
Реализацию стратегических мегапроектов в соответствии с намеченными сроками и формирование на их основе территориальных кластеров можно рассматривать как оптимистичный сценарий перспектив развития области. В то же время, в современных условиях возрастает вероятность существенной отсрочки осуществления Штокмановского проекта, инвестиционное решение по которому еще не принято и срок его принятия в очередной раз перенесен на конец 2011 г. Сценарий развития области в течение длительного периода без крупных внешних инвестиций, связанных с мегапроектами, в настоящее время подробно не проработан. Очевидно, что обеспечение динамичного развития социального сектора, роста качества и уровня жизни населения при таком сценарии значительно сложнее. В этих условиях необходима консолидация всего регионального сообщества, мобилизация и максимально эффективное использование всех внутренних ресурсов области, активизация усилий по привлечению вешних инвестиций для модернизации существующих и развития «непрофильных» производств и секторов экономики. Для решения таких задач возрастает значение координирующей роли региональных и местных органов власти, призванных организовать конструктивное взаимодействие с бизнесом, научными организациями, образовательными учреждениями, политическими партиями, широкой общественностью. Однако сама координирующая и консолидирующая роль представляет собой исключительно сложную задачу с учетом разнонаправленности и часто противоречивости интересов различных групп регионального сообщества. Мировой опыт показывает, что достижение долгосрочных целей региональных и местных сообществ возможно при соблюдении принципов устойчивого развития, суть которых в балансе экономической эффективности, социальной справедливости и экологической безопасности.
ЛИТЕРАТУРА
1. Мурманская область: тенденции экономического и социального развития на рубеже тысячилетий / Коллектив авторов, гл. редактор д.э.н. В.С. Селин. Апатиты: Изд. КНЦ РАН, 2001. 340 с. 2. Стратегические перспективы социально-экономического развития Мурманской области / науч. ред. В.Т. Калинников. М.: «Экономика», 2009. 319 с. 3. Доклад об итогах социально-экономического развития Мурманской области в 2008 году / Департамент экономического развития Мурманской области. Режим доступа: http://economics.gov-
murman.ru/ekonomika_oblast/itogi_realizacii/doklady/page,2/ 4. Региональная экономика: опыт и перспективы рыночных преобразований / под ред. Г.П. Лузина. Апатиты: Изд. КНЦ РАН, 1994. Ч. 2. 5. Статистический ежегодник, 2009 / Федеральная служба государственной статистики, Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Мурманской области. Мурманскстат, 2010 261 с. 6. Мурманская область в цифрах, 2010: статистический сборник / Федеральная служба государственной статистики, Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Мурманской области. Мурманскстат, 2011. 143 с. 7. Стратегия социально-экономического развития Мурманской области до 2025 года. Режим доступа: http://economics.gov-murman.ru/ekonomika_oblast/ostrategiya_soci/
Сведения об авторе
Дидык Владимир Всеволодович - к.э.н., доц., зам. директора по научной работе; e-mail: didyk@iep.kolasc.net.ru
Для Штокмановского проекта это выход на проектную мощность первой фазы освоения (годовой добычи 23.7 млрд м3) в 2017 году. Планируется, что такой уровень добычи будет поддерживаться в течение 25 лет под управлением совместной компании «Штокман Девелопмент АГ».