ДУШИСТЫЕ ЧЕРНИЛА ТОВАРИЩЕСТВА «БРОКАР И К°»: ТЕХНОЛОГИЯ
ПРОИЗВОДСТВА (1896)
А.С. Платицын, магистрант
Российский государственный гуманитарный университет (Россия, г. Москва)
DOI:10.24412/2500-1000-2022-6-1-62-64
Аннотация. В статье описывается способ приготовления ароматных чернил от Товарищества «Брокар и К°». Генрих Афанасьевич Брокар создавал необычную продукцию: наборы мыла в виде мандаринов; мыло-алфавит, душистый фонтан и душистые чернила. Предпринимательский и парфюмерный талант позволили Брокару построить одну из крупнейших парфюмерно-косметических империй России кон. XIX-нач. XX вв. Товары «Брокар и К°» пользовались спросом сто лет назад. Знание технологий производства, могут дать забытым товарам «вторую жизнь», и они вполне могут быть конкурентоспособными и в XXI в. Научная новизна определяется и тем, что в статье впервые вводятся в научный оборот неопубликованные источники из Российского государственного исторического архива.
Ключевые слова: душистые чернила, Брокар и К°, технология производства, XIXв., парфюмерная фабрика.
Производства постоянно развиваются, это развитие базируется на опыте прошлого. В конце XIX в. Товарищество московского купца I гильдии Генриха Афанасьевича Брокара начало производить необычные, и для современного времени, и для XIX века - душистые чернила.
В 1861 г. 24-летний французский гражданин Генрих Брокар приехал из Парижа в Москву; в России получил адаптированное русское отчество и стал известен как Генрих Афанасьевич Брокар. Он начал свою деятельность в новой стране с изучения русской жизни и промышленности. Практический опыт он получил на парфюмерной фабрике К.П. Гика в качестве главного лаборанта и парфюмера.
Поскольку денег для открытия своего бизнеса не было достаточно, Г.А. Брокар продал новую технологию духов (концентрированных), которую он изобрел, французской фирме «Рур Бертран» [1, с.11].
На вырученные деньги он открыл дело в России. 15 мая 1864 г. небольшое предприятие Генриха Афанасьевича Брокара открылось в Москве в Теплом переулке в доме Фаворской. Предприниматель посте-
пенно расширял свое производство. В 1871 г. создается Торговый дом; в 1892 г. учреждается Товарищество на паях под наименованием: Т-во парфюмерного производства под фирмою Брокар и К° в Москве. Ко времени создания Товарищества, предприятие располагался в Москве, в Серпуховской части, 2-го участка, под №27 и оценочная стоимость фабричных построек вместе с землею, определялась в 310000 рублей, недвижимое имущество фабрики было застраховано на сумму 186000 рублей, а движимое в 438000 рублей, годовая производительность фабрики, при 145 рабочих, достигает 950000 рублей [4, Л.23].
В 1893/4 г. торговый оборот «Брокар и К°» достиг 1088015 рублей 81 копейку [2, с.5]. Такой финансовый успех был достигнут благодаря нескольким фактором: конечно же это талант парфюмеров, грамотная рекламная компания, ориентация на граждан с любым уровнем достатка, наличие уникальных продуктов. Товарищество производило такой уникальный продукт, как душистые чернила, которые приятно пахли во время написания на бумаге.
Рисунок. (РГИА. Ф. 24. ОП. 1. Д. 1154. Л. 6. Охранительное свидетельство Товариществу парфюмерного производства под фирмою «Брокаръ и К° в Москве» на способ приготовления душистых чернил)
Данное изобретение представили два инженера-технолога фирмы: Федор Каупе и Николай Чекалов [5, Л.1].
Их производство было простым и гениальным одновременно: Душистые чернила предназначались для того, чтобы сообщать при письме ароматический запах употребляемой для корреспонденции бумаги. В состав этих чернил входила приготовленная особым образом ароматизированная вода. Как известно, все эфирные масла растворяются в чистой воде в столь незначительном количестве, что сообщают ей лишь самый слабый запах. Но некоторые вещества, растворимые в воде, способствуют растворению в них эфирных масел.
«К числу таких веществ принадлежит жидкое мыло, изготовленное общеизвестным способом из кастороваго (рицинова-го) масла.
Для приготовления душистых чернил на 10 частей рициноваго (кастороваго) масла прибавляется от 80-40 частей серной кислоты, крепостью 66°Б. Кислота вливается понемногу, так чтобы температура жидкости не превышала 30°Р. Жидкость оставляют в покое на некоторое время, а затем прибавляют, при постоянном размешева-нии, воду. После тщательного перемеши-
вания жидкости дают отстоятся, после чего нижнюю часть смеси спускают из сосуда через кран, приделанный ко дну, а оставшуюся в сосуде пенистую массу нейтрализуют раствором углекислого аммония (плотн. в 0,92) Таким образом получается жидкое мыло, в котором растворяются эфирные масла и другие пахучие вещества, причем, сила запаха зависит от количества растворенных масел.
Для приготовления душистых чернил, приготовленных вышеописанным способом душистый рициновый мыльный раствор (ароматизированная вода) смешивается понемногу с обыкновенными чернилами. Для того чтобы бумага не пропитывалась эфирным маслом, полезно прибавлять в чернила немного гуммиарабику. Количество прибавляемых к мыльному раствору эфирных масел, а равно и количеству гуммиарабики не может быть точно определено, так как оно зависит от силы запаха, свойственного данному эфирному маслу и от растворимости каждого рода этих масел, а от больщаго или меньшего количества эфирного масла зависит и количество прибавляемого гуммиарабика» [5, Л.18].
Генрих Афанасьевич любил создавать необычную продукцию, такую как: наборы мыла в виде мандаринов; мыло-алфавит, на каждом бруске которого была выбита буква русского алфавита; сенсацией Первой Всероссийской Промышленно-художественной выставки (1882 г.) стал душистый фонтан, который бил в центре павильона - замысел Генриха Афанасьевича.
Компания поставляла продукцию в монаршие дворы России и Испании. Для женской половины царствующих особ России даже были созданы духи - «Любимый букет императрицы».
Товарищество сделало своей клиентурой не только богатых людей, но и крестьян: фурор произвело «Народное мыло», стоившее всего 1 копейку, и рассчитанное на массового потребителя. Таким образом, именно Г. Брокару удалось повлиять на уровень гигиены российского общества путем удешевления производства и использования просветительских методов в деле распространения продукции [3, с.16].
Товары «Брокар и К°» пользовались спросом сто лет назад. Знание технологий производства, многие из которых хранятся в архивах, могут дать забытым товарам «вторую жизнь», и они вполне могут быть
конкурентоспособными и в XXI в. Библиографический список
1. Золотой юбилей парфюмерного производства товарищества Брокар и К° в Москве. 1864-1914. - М.: Типо-литография братьев Менерт, 1915. - 67 с.
2. Краткий очерк фабрики высочайше утвержденнаго товарищества Брокар и К° в Москве. - М.: Типолит. т-ва И. Н. Кушнерев и К°, 1896. - 6 с.
3. Мишина Е.И. Роль французского предпринимателя Г.А. Брокара в становлении и развитии парфюмерной промышленности России второй половины XIX в. // Культура и цивилизация. 2018. Том 8. № 3А. С. 12-21.
4. Российский государственный исторический архив (РГИА). Ф. 23. ОП. 24. Д. 132.
5. Российский государственный исторический архив (РГИА). Ф. 24. ОП. 1. Д. 1154.
FRAGRANT INK «BROCARD&Co»: PRODUCTION TECHNOLOGY (1896)
A.S. Platitsyn, Graduate Student
Russian State University for the Humanities
(Russia, Moscow)
Abstract. This article describes the method of making fragrant ink from the Association Brocard & Co. Henry Afanasievich Brocard created unusual products: soap sets in the shape of tangerines; alphabet soap, а fragrant fountain and fragrant ink. His entrepreneurial and perfumery talent allowed Brocard to build one of the largest perfumery and cosmetic empires in Russia in the late 19th-early 20th century. XIXth-beginning of the XXth century. Brocar and Co. goods were in demand one hundred years ago. Knowledge of production technologies can give forgotten products a "second life" and they may well be competitive in the XXI century. The scientific novelty is also determined by the fact that the article for the first time introduces unpublished sources from the Russian State Historical Archive.
Keywords: fragrant ink, Brocard&Co, production technology, 19th century, perfume factory.