Научная статья на тему 'Духовный синкретизм и концепция всеединства в русской публицистике'

Духовный синкретизм и концепция всеединства в русской публицистике Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
202
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДУХОВНЫЙ СИНКРЕТИЗМ / ДУХОВНАЯ ПУБЛИЦИСТИКА / РЕЛИГИОЗНО-ФИЛОСОФСКАЯ ПУБЛИЦИСТИКА / ФИЛОСОФИЯ ЖУРНАЛИСТИКИ / SPIRITUAL SYNCRETISM / SPIRITUAL JOURNALISM / PHILOSOPHICAL JOURNALISM / PHILOSOPHY OF JOURNALISM

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Бандеров И.И.

Тексте определяются характеристики феномена духовного синкретизма и устанавливается взаимосвязь этого способа публицистического мышления с концепциями всеединства в журналистике второй половины XIX века.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The author defines the characteristics of spiritual syncretism phenomenon and establishes the relationship of this journalistic-thinking method with the concepts of unity in journalism of the second half of the 19th century.

Текст научной работы на тему «Духовный синкретизм и концепция всеединства в русской публицистике»

НАУЧНЫЕ ВЕДОМОСТИ

Серия Гуманитарные науки. 2015. № 24(221). Выпуск 28

87

ЖУРНАЛИСТИКА И СВЯЗИ С ОБЩЕСТВЕННОСТЬЮ Материалы международной научно-практической конференции «Медиаисследования: век XXI» (Белгород, 23-25 сентября 2015 г.)

УДК 811

ДУХОВНЫЙ синкретизм и концепция всеединства

В РУССКОЙ ПУБЛИЦИСТИКЕ

SPIRITUAL SYNCRETISM AND CONCEPT OF UNITY IN RUSSIAN PUBLICISM

И.И. Бандеров I.I. Banderov

Казанский (Приволжский) Федеральный Университет, Казань Kazan Federal University, Кагап, Russia E-mail: ivanbanderov@mail.ru

Ключевые слова: духовный синкретизм, духовная публицистика, религиозно-философская публицистика, философия журналистики

Keywords: spiritual syncretism, spiritual journalism, philosophical journalism, philosophy of journalism

Аннотация. В тексте определяются характеристики феномена духовного синкретизма и устанавливается взаимосвязь этого способа публицистического мышления с концепциями всеединства в журналистике второй половины XIX века.

Abstract. The author defines the characteristics of spiritual syncretism phenomenon and establishes the relationship of this journalistic-thinking method with the concepts of unity in journalism of the second half of the 19th century.

В публицистике второй половины XIX века отражается особая реакция на происходящие события: философичность, религиозность и просвещенческие идеи стали творческим вектором для некоторых публицистов. Светский, научный и мистический способы понимания и познания мира сливаются в произведениях ряда авторов; складывается тенденция определенной поэтики -текст выстраивается путем слияния проблемного факта и метафизики.

Слияние, смешение и, как итог, единство идейных форм в публицистике этого времени становится определенной тенденцией. Сложным представляется выделять духовную публицистику как отдельный тип творчества в данный период: авторы, занимающиеся духовным искательством на страницах изданий, зачастую не нарушают границ светского дискурса. Такой феномен сочетания светского и духовного имеет свои очевидные предпосылки; например, «Философические письма» П.Я. Чаадаева, «Выбранные места из переписки с друзьями» Н. В. Гоголя, идеи славянофилов... Также выделяются следующие очевидные факторы, повлиявшие на проявление такого феномена:

• Модерн, являющий собой «мировоззренческий проект»1, стал отражением духовного кризиса в обществе. Традиционные публицистические подходы к теме духа и общественно-политическим проблемам пытаются взаимодополнять друг друга, образуя всевозможные гибридные сочетания, пытаясь преодолеть кризис.

• Особенное развитие русской мысли и философии: соединение ортодоксальных религиозных взглядов с западно-европейскими методами оставило свой отпечаток. Идеи един-

1 Коломейцева Т. С., Русакова О. Ф. Человек и эпоха модерна: особенности интерпретации И.А. Ильиным философии Гегеля // Научный ежегодник Института философии и права Уральского отделения Российской Академии Наук. -2012. - №12. - С. 20.

88

НАУЧНЫЕ ВЕДОМОСТИ

Серия Гуманитарные науки. 2015. № 24 (221). Выпуск 28

ства и различных духовных соединении стали основаниями ряда концепции, которые отразились в публицистике. Примерами такого развития могут послужить: «Философия общего дела» Федорова, «Философия духа» Бердяева, «Философия всеединства» Вл. Соловьева, «Почвенничество» Достоевского.

• Общественно-политический контекст. Формирование нигилистических и экзистенциальных настроений в обществе на фоне общественно-политических событий естественным образом вызвало реакцию осмысления и переживания в публицистике. Реакция оказалась именно духовным переживанием в светском дискурсе.

Так как похожие формы реакции мы видим и ранее в истории публицистики, нельзя говорить о принципиально новом явлении. Более того, можно говорить о его архаичности, так как отчетливо выделяется синкретическое начало в авторстве подобных концепций единства: публицистика этого времени полна духовных переживаний, выраженных в тексте, наряду с аналитическими материалами. Таким образом, не отделенные друг от друга аналитическое мышление и духовное переживания представляют собой определенную синкретичность.

Для исследования мы обозначили данный феномен следующим образом: духовный син-кретизм2 3 - способ публицистического мышления, который проявляется путем слияния светских, философских и религиозных идей.

Духовный синкретизм проявляется в многообразии форм слияния идей и концепций, однако возможно выделить преобладающий тип концепций и ряд закономерностей.

В качестве примеров мы исследовали публицистические произведения Ф.М. Достоевского, Л.Н. Толстого и Вл. Соловьева за период 1870 - 1880 гг. Данные три автора - наиболее удачные примеры для нашего исследования, так как являются выдающимися, взаимодополняющими представителями русской мысли того времени, утвердившими, как отмечает В. И. Красиков, «метафизические основы миропонимания современного российского интеллектуала: его экзистенциальное мирочувствие, идеализм этики и органическую метафизику» з. Однако наш выбор не исключает множество других публицистов подходящих для исследования и обуславливается наиболее очевидными примерами. Данный период также выбран с учетом того, что мы имеем возможность проанализировать проявление духовного синкретизма у трех разных авторов на трех различных стадиях развития их публицистического мастерства: для Достоевского - это завершающий кульминационный период, для Толстого - переходный этап в творчестве и мироощущении, а для Соловьева - это вхождение в журналистику.

В ходе литературоведческого анализа мы обнаружили: на различных стадиях творческого пути у данных трех авторов обнаруживается характерное проявление феномена духовного синкретизма.

Наиболее частое проявление выявлено в таких темах, как церковь и государство, славянофильство, русская идея, славянский вопрос.

Идейное разнообразие материалов, обладающих признаками проявления духовного синкретизма, соотносится с направлениями реализации авторских смыслов: экзистенциализм Достоевского, религиозная мистика Соловьева и этика Толстого. Общая проблемная концепция, выражающая духовный синкретизм в текстах, выделенная у данных авторов - духовно-социальное единство человечества: «Всечеловеческое единение» Ф. Достоевского и Вл. Соловьева, «Единство всех людей» Л. Толстого.

Таким образом, концепции всеединства являются выразителем феномена духовного синкретизма, где неразделенность духовного и светского в способе мышления публициста определяет синкретичность. Однако это не делает такие концепции исключительными выразителями духовного синкретизма, так как в ходе анализа феномен обнаруживался и в текстах, не связанных напрямую с глобалистскими мыслями.

Основа духовного синкретизма в текстах выбранных авторов - психологическое переживание религиозно-философских и общественно-политических идей в проблемном материале. Такое переживание явилось причиной для создания синкретических, синтетических, эклектических, экуменистических и иных авторских концепций.

Единство духовного и светского как особая поэтика текстов русских публицистов сегодня представляет собой интерес по следующей причине: текущий процесс глобализации, воплощающий интеграцию духовных культур, требует глубинного понимания его исторических предпосылок.

2 Бандеров И.И., Бик-Булатов А.Ш. Концепция духовного синкретизма // Ученые записки Казанского Университета. Гуманитарные науки. - 2014. - Т.156, кн. 6. - С 37.

3 Красиков В. И. Эпоха Основания: «Три источника, три составные части» [Электронный ресурс]. Доступно на: URL: http://credonew.ru/content/view/ll88/68/ (режим доступа - свободный)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.