УДК 316
Галеев Рустем Юрьевич
аспирант кафедры философии Уфимского государственного авиационного технического университета Milena.555@mail .ru Rustem Yu. Galeev
Post-graduate student of the philosophy department Ufa State Aviation Technical University Milena.555@mail .ru
Духовный потенциал и его роль в современном обществе Spiritual potential and its role in a modern society
Аннотация. В статье исследуется сущность духовного потенциала, а так же его роль в современном обществе. При помощи социологического подхода, а также проведенного опроса, раскрывается его структура и отличие от морально-нравственного потенциала. Показана необходимость развития раскрытия духовного потенциала отдельно взятой личности для стабильного развития общества в целом.
Ключевые слова: общество, духовный потенциал, нравственность, мораль, социальное взаимодействие, культура, духовность.
Abstract. The paper investigates the essence of spiritual potential as well as its role in modern society . From a sociological approach , as well as the survey , revealed its structure and unlike the moral and ethical development. The necessity of the development of the spiritual potential disclosure of individual personality for the sustainable development of society as a whole.
Keywords : society, spiritual potential , morality , morality , social interaction , culture and spirituality.
На сегодняшний день, когда объем духовной жизни стремится к нулю, когда материальная и техническая составляющие оказывают большее влияние на развитие человека, чем духовное, важно отметить, что управление процессом духовного потенциала личности приобретает второстепенное значение, отходит на второй план. Основные качества духовно богатой личности формируются, когда жажда новых знаний значительно высока. Если в личности заложен плохой, недостаточный для необходимого духовного развития человека и его духовного потенциала, фундамент, в последующем этот недостаток сложно заполнить. Однако, несмотря на столь необходимую роль и значимость духовного потенциала в нашем обществе, изучение данного термина, а так же его структуры, роли в
общественных отношениях и значимости в качестве объекта управления остаются еще недостаточно исследованными.
Стоит отметить, что само понятие духовный потенциал достаточно емкое и многоплановое. Духовный потенциал современного общества составляет то самое ядро общества, многоплановый и развивающийся комплекс, в структуру которого входит не только литература, искусство и наука. В современных условиях важную роль в развитии духовного потенциала играют социально-экономическая, политическая и другие сферы общественной жизни, поскольку духовный потенциал личности - это степень мощности скрытых возможностей всего интеллекта, питаемого как материальной, так и духовной сферой. При этом решающую роль играет не столько количественная сторона - наращивание потенциала, сколько качественная - внутренняя потребность в освоении культурных ценностей и реализации потенциальных возможностей [1, с.59]. Человек, перерабатывая и усваивая, при желании, все, что дает ему культура, применяет это в своей практике, активно ищет новое, творчески растет.
Духовный потенциал оказывает непосредственное воздействие на творческий потенциал, а так же на нравственные параметры личности. Четко просматривается и обратное воздействие: чем активнее созидательная деятельность индивида, тем короче его путь к постижению проблем духовных ценностей, и обогащению его духовного потенциала.
По мнению Нугаева М.А., структура потенциала, складывается из 5 субпотенциалов: инновационно-творческий, профессионально-
квалификационный, духовно-нравственный, интеллектуальный,
психосоматический [2, с. 139]. В литературе часто отождествляются духовные и нравственные элементы в социальном потенциале. На наш взгляд, следует разграничить понятия духовного и нравственного потенциалов. Духовный потенциал является более емким по содержанию и включает в себя морально-нравственные, художественно-эстетические и интеллектуальные составляющие, скрытые и реализуемые возможности индивидов, групп или организаций. Под нравственным потенциалом понимается совокупность норм и ценностей, которые распространяются в обществе, выражающиеся в таких понятиях как добро, милосердие, спасение, всеобщее счастье. Духовно-нравственный потенциал включает в себя морально-этическую и интеллектуальную часть данного субпотенциала [3 с.170.]. Что в свою очередь так же связано с мировоззрением, политическими и ценностными убеждениями, а так же активной жизненной позицией личности в современном обществе.
В структуру духовного потенциала входит объективная и субъективная составляющие стороны. Объективная составляющая представлена внутригрупповыми, организационными отношениями и ценностями, нормами, знаниями, идеалами, моделями личностных качеств, совокупность которых в дальнейшем образует интеллектуальную, ценностную и психологическую составляющую духовной деятельности общества. Субъективная же сторона включает в себя нравственно-этическую,
художественно-образовательную, этническую и психофизическую составляющую духовного потенциала [4, с.1232].
В современных условиях духовный потенциал подчинен задачам построения общества с всесторонним развитием личности, а так же все более полного удовлетворения материальных и в первую очередь духовных потребностей, сопровождающееся совершенствованием политическим и культурным прогрессом, что, в свою очередь, оказывает положительное влияние на развитие науки, техники, накопление духовного потенциала общества. А.Кларк в своей книге обращает внимание на несоответствие между задатками человека и возможностью их реализации. Он считал, что «в течение многих лет на нашей планете живут разумные существа, люди, которые могли бы дирижировать симфоническими оркестрами, выводить теоремы чистой математики, занимать высокопоставленные должности, если бы им представилась такая возможность. Но многие большую часть свободного времени тратят попусту, лишь только пару раз за всю жизнь постигая могущественные, но глубоко скрытые возможности, которым располагает их разум»[5, с.46].
Несомненно, проблема реализации своих возможностей существовала всегда, хоть она постоянно и видоизменялась. Определенные коррективы в нее вносила повседневная действительность того или иного времени, в котором развивалось человечество. На сегодняшний день этому способствуют современные технологии, их передовое не стоящее на месте развитие, расширяющее представление о мире и выборе места в жизни.
Обратимся к необходимости и значимости духовного потенциала в жизни общества. Реальность духовного потенциала связана со способностью обладания достаточной силой, но силой «тайной», нераскрытой, неосознанной.
На протяжении всей жизни человечества существуют непреходящие духовные потребности, которые всегда удовлетворялись разными по форме, но сходными по образно-мыслительному материалу продуктами духовного производства [6, с.47].
Но, помимо всего прочего, сегодня так же можно говорить не столько об экономических, политических кризисах, сколько в большей степени о духовном. Обогащение истинно духовными компонентами, а не лжеценностями, напрямую влияет и на потенциал личности каждого индивида. Об этом свидетельствуют результаты исследования. В качестве примера можно рассмотреть проведенное нами исследование, посвященное состоянию духовной культуры в обществе.
Таблица 1
Как, на Ваш взгляд, можно охарактеризовать нынешнее состояние _духовной культуры нашего общества?_
Ответы Общий процент
1 .Как частичное обновление на пути к 25,0
возрождению
2.Как застой 37,5
З.Как засилье бескультурья 33,3
Итого 95,8
Воздержавшиеся 4,2
Итого 100
Из таблицы 1 видно, что 37 % респондентов оценивают нынешнее состояние духовной культуры нашего общества как застойное. Очевидно, что на такое положение дел, могут влиять и прагматические факторы существования, помимо средств массовой информации и интернета. Но стоит ли ставить их во главу человеческого существования? Ведь духовная культура нашего общества напрямую влияет и на духовный потенциал отдельной личности, что впоследствии сказывается и на развитии всего региона. Однако не стоит полностью отрицать и прагматические факторы существования, здесь необходимо найти некую «золотую середину», чтобы две эти составляющие имели место быть в жизни каждого индивида. Еще К.Маркс писал, что производство и накопление идей, чувств и других элементов классового сознания возможно лишь «на почве своих материальных условий и соответствующих общественных отношений», Что «способ производства материальной жизни обуславливает социальный, политический и духовный процессы жизни вообще»[7, с.58] . Поэтому необходимо рассматривать связь между духовным и материальным в качестве определенной исторической формы. Ф.Энгельс писал, что «люди сознательно и бессознательно черпают свои нравственные воззрения из практических отношений, на которых основано и классовое положение, то есть из экономических отношений, где совершаются производство и обмен» [7, с.259]. Однако не стоит забывать и о духовности, и о духовном потенциале общества, ведь не только благодаря экономическим отношениям строится жизнь государства, духовный потенциал также играет в этом немаловажную роль, благодаря нему создается определенная структура и картина общества, определенное отношение людей к природе, их государственный строй и уклад повседневной жизни.
Многие духовные качества людей, проявляющиеся во всемирно-историческом опыте, свойственны социальной природе человека. Поэтому они обладают особой стабильностью, прочностью. Поскольку в истории развития человека действуют некоторые общесоциологические законы развития, также и в духовной деятельности в потенциале могут долго сохраняться некоторые общечеловеческие и общеисторические духовные потребности и постоянно воспроизводятся определенные духовные ценности для их удовлетворения. Эти потребности и ценности чаще всего выступают в
некоторых моральных требованиях. И. Диксон говорил о том, что мораль с одной стороны относительна, с другой изменчива и различна у людей различных эпох [8, с.49]. С другой стороны она абсолютна, так как в ней имеются и некоторые непреходящие постулаты, и оттого что мораль - есть великая духовная социальная ценность, хотя в различных обществах она может принимать различное социальное содержание, имеющее под собой одно общее и единое начало и суть.
Безгранично широк диапазон использования духовного потенциала в обществе, а также и в предметно-практической деятельности людей, общества. Так духовный потенциал используется для нравственного и морального воспитания людей. В свою очередь, это может служить и аргументом для утверждения прогрессивных политических идей и лозунгов.
Духовный потенциал, помимо духовно продуктивной деятельности, производящей знания, образы, идеи, теории, включает в себя также и духовно-практическую деятельность, т.е. производство людей как духовных существ. Поскольку эта деятельность является производящей, то ее можно рассматривать как неотъемлемую часть духовного потенциала. Духовный потенциал может либо накапливаться, либо иметь противодействующую тенденцию деградации. То есть, если не наблюдается рост, то это приводит к снижению духовности. Поэтому в данном случае возникает вопрос о продуктах духовной творческой деятельности, влияющих на сознание масс, в свою очередь возрастает и роль создателей, реализаторов творческой деятельности человека. От качества данного продукта, пусть даже и не выраженного в материальной сущности, зависит развитие духовности человеческого потенциала и его направленности в сторону истинных норм и ценностей общества. В качестве примера можно привести второсортные продукты духовной деятельности. Они пагубно влияют на рост и обогащение духовного потенциала индивида и уводят в его в сторону от истинных норм, ценностей и добродетелей.
Помимо всего прочего, обогащение и накопление духовного потенциала человека осуществляется прежде всего при помощи процесса взаимного духовного общения. Следует подчеркнуть, что потенциал личности человека, то есть его способность к увеличению или наращиванию своих внутренних возможностей, главную роль в которой играет способность к саморазвитию человека, определяемая его разумом, впоследствии сказывается на его возможности для жизни насыщенной внутренней, духовной жизнью, что плодотворно влияет как на него самого, так и на окружающих его лиц в повседневной действительности. Взаимодействуя друг с другом, люди познают друг друга лучше и осознают себя как личность, обмениваясь при этом и своими духовными ценностями. Важно, чтоб эти ценности были истинными, а не заменителями духовности для их многоразового потребления. И важным в данном случае выступает аспект человекотворческой деятельности, от того какой продукт духовной деятельности был произведен, истинный духовно обогащающий компонент
или его заменитель - зависит уровень взаимодействия и устойчивое развитие отдельно взятого индивида и общества в целом.
На сегодняшний день Россия достигла такого уровня, что само безопасное существование и устойчивое развитие становятся невозможными без сохранения и эффективного использования ее духовного потенциала и национальных ценностей. Конфликтные ситуации производственного, национального или этнического характера в современных условиях приобрели не только особую социальную значимость, но и политическую остроту, в связи с разбалансированностью функционирования различных сфер общественной жизни.
Таким образом, чем же определяется значимость духовного потенциала в современном обществе? И что необходимо для его гармоничного развития? Прежде всего, это нравственная, моральная и культурная составляющие основы личности. Без элементарных базовых, моральных и других основ невозможно стабильное развитие любого цивилизованного общества и государства в целом. Важно обратить внимание на те практически значимые компоненты, при помощи которых осуществляются и раскрываются потенциальные возможности человека, в том числе и духовные: это прежде всего сфера труда, культуры, искусства и их роль в развитии личности и всего общества в целом, так же, в свою очередь, возрастает роль творцов, то есть важно качество самой производимой духовной продукции, духовный и культурных благ. Вследствие этого необходимо совершенствовать многие виды коммуникаций, при помощи которых происходит обогащение и накопление духовного потенциала, такие как телевидение, радио, газеты, журналы, и, конечно же, интернет, занимающий порой лидирующее положение. Необходимо, чтобы через большую часть этих коммуникаций в общество поступали не псевдозаменители духовности, а истинные ценности духовного обогащения для развития и совершенствования духовного потенциала, а так же стабильного развития общества в целом.
Литература
1. Галеев, Р.Ю. Духовный потенциал как объект исследования и управления. Вестник БашГУ, № 4, том 18. - Уфа, 2013. - С.1230-1233.
2. Зайченко, А. С., Духовный потенциал и его влияние на современное общество. - Москва, Аспект Пресс, 2011. - С.7.
3. Кларк, А.Духовностъ в современном обществе. М.,2007. - С.125.
4. Маркс, К., Энгельс, Ф. Сочинения в 30 томах, Издание второе. Том 3, 5. М.: Издательство политической литературы. 2009. - С.187.
5. Нугаев, М.А. Качество социального потенциала региона в политической и духовной сферах (на материалах РТ). Наб.Челны: Ред.-изд.отдел НОУ ВПО «Камский институт»,2008
6. Христенко, М.А. Духовный потенциал личности : Проблемы актуализации. Автореферат на дис. кандидата философских наук : -Волгоград, 2003. - С.14.
7. Диксон, И. Духовность, духовное потребление. Москва, Изд-во Слово, 2008.
8. Шафиков, М.Т. Развитие интеллектуально-образовательного потенциала региона в условиях модернизации. Сборник статей Перспективы модернизации традиционного общества: материалы Всероссийской научно-практической конференции 23 июня 2011г. - С. 189-193.
References
1. Zaychenko, AS, Spiritual potential and its impact on modern society . -Moscow, Aspect Press , 2011 - Р.7.
2 . Galeev, R.Y. Spiritual potential as an object of research and management. Bulletin of BSU, № 4, Volume 18 . - Ufa, 2013 . - Р.1230 -1233 .
3 . Nugaev,M.A. Quality of the social potential of the region's political and spiritual spheres (on materials RT). Naberezhnye Chelny: Ed. - Izd.otdel NOU VPO "Kamsky Institute", 2008.
4 . Khristenko, M.A Spiritual potential of the individual: Problems updating . Abstract for dis. candidate ofphilosophical sciences : - Volgograd, 2003 . - Р.14 .
5. Dickson, J. spiritual, spiritual consumption. Moscow, Publishing House of the Word, 2008. - Р.23
5 . Clark A. Spirituality in modern society. M., 2007. - P.125.
6. Khristenko, MA Spiritual potential of the individual: Problems updating. Abstract for dis. candidate ofphilosophical sciences : - Volgograd, 2003 . - P.46
7. K. Marx and F. Engels Cochineniya in 30 volumes, Second Edition . Volume 3, 5 . Moscow: Publishing House of political literature . 2009 . - P.187.
8. Shafikov, MT Intellectual development and educational potential of the region in terms of modernization . Collection of articles Perspectives of modernization of traditional society : Materials of All-Russian scientific-practical conference June 23, 2011. - Р. 189-193 .