Научная статья на тему 'Духовный опыт как предмет миросозерцания и философии. Иван Ильин об ораторском искусстве (Предисловие к публикации конспекта второй лекции и общего плана курса «Миросозерцание и характер» И. А. Ильина)'

Духовный опыт как предмет миросозерцания и философии. Иван Ильин об ораторском искусстве (Предисловие к публикации конспекта второй лекции и общего плана курса «Миросозерцание и характер» И. А. Ильина) Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
И. А. Ильин / «Миросозерцание и характер» / оратор / общение / предметное слово / метод / духовная культура / внутренний выбор / акт / духовный опыт / философия и жизнь / характер / I. A. Ilyin / “Worldview and character” / orator / communication / objectivity word / method / spiritual culture / internal choice / action / spiritual experience / philosophy and life / character

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Александра Ивановна Вакулинская

Публикуется рукопись общего плана лекций и конспект второй лекции курса «Миросозерцание и характер», прочитанной Иваном Александровичем Ильиным на Ораторском отделении в Государственном Институте Слова (конспект первой лекции был ранее опубликован в № 1 «Русской философии» за 2021 г.). Рукопись хранится в архиве НБ МГУ (ОРКиР. Ф. 47. Оп. 1. Ед. хр. 522. Миросозерцание и характер. Курс лекций. Подготовительные материалы к курсу. Состав семинара. 1920–1923). Публикуемый конспект второй лекции курса «Миросозерцание и характер» написан не И. А. Ильиным. Вероятно, конспект принадлежал одному из слушателей курса, на что указывает не только визуальное расхождение с почерком Ивана Александровича, но и наличие грамматических ошибок, корректировок карандашом (зачеркиваний, знаков вопросов, фигурных скобок, которые, скорее всего, позже добавлял Ильин). Конспект лекции, по всей видимости, писался в режиме «реального времени», т. к. в нем нередко встречаются неоконченные предложения, которые слабо стыкуются с последующим текстом, а также присутствует много пунктуационных ошибок. Написан он синими чернилами на пожелтевших от времени листах бумаги, текст еле виден. В папке архива, в которой был обнаружен данный конспект, можно найти общий план лекций курса «Миросозерцание и характер», подготовленный Ильиным. В силу отсутствия иных конспектов, отражающих содержание дисциплины, мы прикрепляем общий план лекций к упомянутому конспекту для создания полноты картины о курсе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Spiritual Experience as a Subject of Worldview and Philosophy. Ivan Ilyin on Oratory (Preface to the Publication of the Synopsis of the Second Lecture and the General Outline of the Course “Worldview and character” by I. A. Ilyin)

The manuscript of the general plan of lectures and the summary of the second lecture of the course “Worldview and character”, read by Ivan Aleksandrovich Ilyin at the oratorical department at the State Institute of Speech (the summary of the first lecture was previously published in No. 1 of “Russian Philosophy” 2021), is published. The manuscript is kept in the archive of the Scientifical Library of Moscow State University (DRB&M. F. 47. Op. 1. D. 522. “Worldview and character”. A course of lectures. Preparatory materials for the course. The composition of the seminar. 1920–1923). The published summary of the second lecture of the course “Worldview and character” was not written by I. A. Ilyin. Probably, the synopsis belonged to one of the students of the course, that is indicated not only by the visual discrepancy with Ivan Alexandrovich’s handwriting, but also by the presence of grammatical errors, pencil corrections (strikeouts, question marks, curly brackets most likely added by Ilyin later). The lecture summary, apparently, was written in “real time” mode, since it often contains unfinished sentences that fit poorly with the subsequent text, and there are also many punctuation errors. It is written in blue ink on yellowed sheets of paper, the text is barely visible. In the archive folder where this synopsis was found, you can find a general plan of lectures of the course “Worldview and character” prepared by Ilyin. Due to the absence of other summaries reflecting the content of the discipline, we attach the general plan of lectures to the mentioned summary to create a complete picture of the course.

Текст научной работы на тему «Духовный опыт как предмет миросозерцания и философии. Иван Ильин об ораторском искусстве (Предисловие к публикации конспекта второй лекции и общего плана курса «Миросозерцание и характер» И. А. Ильина)»

РУССКО-ВИЗАНТИЙСКИЙ ВЕСТНИК

Научный журнал Санкт-Петербургской Духовной Академии Русской Православной Церкви

№ 3 (18) 2024

А. И. Вакулинская

Духовный опыт как предмет миросозерцания и философии. Иван Ильин об ораторском искусстве (Предисловие к публикации конспекта второй лекции и общего плана курса «Миросозерцание и характер» И.А. Ильина)

УДК 1(470)(091)

DOI 10.47132/2588-0276_2024_3_84 EDN ERVZOM

Аннотация: Публикуется рукопись общего плана лекций и конспект второй лекции курса «Миросозерцание и характер», прочитанной Иваном Александровичем Ильиным на Ораторском отделении в Государственном Институте Слова (конспект первой лекции был ранее опубликован в №1 «Русской философии» за 2021 г.). Рукопись хранится в архиве НБ МГУ (ОРКиР. Ф. 47. Оп. 1. Ед. хр. 522. Миросозерцание и характер. Курс лекций. Подготовительные материалы к курсу. Состав семинара. 1920-1923). Публикуемый конспект второй лекции курса «Миросозерцание и характер» написан не И. А. Ильиным. Вероятно, конспект принадлежал одному из слушателей курса, на что указывает не только визуальное расхождение с почерком Ивана Александровича, но и наличие грамматических ошибок, корректировок карандашом (зачеркиваний, знаков вопросов, фигурных скобок, которые, скорее всего, позже добавлял Ильин). Конспект лекции, по всей видимости, писался в режиме «реального времени», т.к. в нем нередко встречаются неоконченные предложения, которые слабо стыкуются с последующим текстом, а также присутствует много пунктуационных ошибок. Написан он синими чернилами на пожелтевших от времени листах бумаги, текст еле виден. В папке архива, в которой был обнаружен данный конспект, можно найти общий план лекций курса «Миросозерцание и характер», подготовленный Ильиным. В силу отсутствия иных конспектов, отражающих содержание дисциплины, мы прикрепляем общий план лекций к упомянутому конспекту для создания полноты картины о курсе. Ключевые слова: И. А. Ильин, «Миросозерцание и характер», оратор, общение, предметное слово, метод, духовная культура, внутренний выбор, акт, духовный опыт, философия и жизнь, характер.

Об авторе: Александра Ивановна Вакулинская

Кандидат философских наук, научный сотрудник сектора истории русской философии Института философии Российской академии наук.

E-mail: sashavakulinskaya@gmail.com ORCID: https://orcid.org/0000-0002-6751-874X

Для цитирования: Вакулинская А.И. Духовный опыт как предмет миросозерцания и философии. Иван Ильин об ораторском искусстве (Предисловие к публикации конспекта второй лекции и общего плана курса «Миросозерцание и характер» И. А. Ильина) // Русско-Византийский вестник. 2024. № 3 (18). С. 84-89.

RUSSIAN-BYZANTINE HERALD

Scientific Journal Saint Petersburg Theological Academy Russian Orthodox Church

No. 3 (18) 2024

Aleksandra I. Vakulinskaya

Spiritual Experience as a Subject of Worldview and Philosophy.

Ivan Ilyin on Oratory (Preface to the Publication of the Synopsis of the Second Lecture and the General Outline of the Course "Worldview and character" by I. A. Ilyin)

UDC 1(470)(091)

DOI 10.47132/2588-0276_2024_3_84 EDN ERVZOM

Abstract: The manuscript of the general plan of lectures and the summary of the second lecture of the course "Worldview and character", read by Ivan Aleksandrovich Ilyin at the oratorical department at the State Institute of Speech (the summary of the first lecture was previously published in No. 1 of "Russian Philosophy" 2021), is published. The manuscript is kept in the archive of the Scientifical Library of Moscow State University (DRB&M. F. 47. Op. 1. D. 522. "Worldview and character". A course of lectures. Preparatory materials for the course. The composition of the seminar. 1920-1923). The published summary of the second lecture of the course "Worldview and character" was not written by I. A. Ilyin. Probably, the synopsis belonged to one of the students of the course, that is indicated not only by the visual discrepancy with Ivan Alexandrovich's handwriting, but also by the presence of grammatical errors, pencil corrections (strikeouts, question marks, curly brackets most likely added by Ilyin later). The lecture summary, apparently, was written in "real time" mode, since it often contains unfinished sentences that fit poorly with the subsequent text, and there are also many punctuation errors. It is written in blue ink on yellowed sheets of paper, the text is barely visible. In the archive folder where this synopsis was found, you can find a general plan of lectures of the course "Worldview and character" prepared by Ilyin. Due to the absence of other summaries reflecting the content of the discipline, we attach the general plan of lectures to the mentioned summary to create a complete picture of the course.

Keywords: I. A. Ilyin, "Worldview and character", orator, communication, objectivity word, method, spiritual culture, internal choice, action, spiritual experience, philosophy and life, character.

About the author: Aleksandra Ivanovna Vakulinskaya

PhD in Philosophy, Scientifi c Reasearcher, Russian Philosophy History Department, Institute of Philosophy, Russian Academy of Science.

E-mail: sashavakulinskaya@gmail.com ORCID: https://orcid.org/0000-0002-6751-874X

For citation: Vakulinskaya A. I. Spiritual Experience as a Subject of Worldview and Philosophy. Ivan Ilyin on Oratory (Preface to the Publication of the Synopsis of the Second Lecture and the General Outline of the Course "Worldview and Character" by I. A. Ilyin). Russian-Byzantine Herald, 2024, no. 3 (18), pp. 84-89.

В рамках данной статьи1 мы продолжаем публикацию конспектов лекций курса «Миросозерцание и характер», который был прочитан русским философом Иваном Александровичем Ильиным (1883-1954) в период с 1921 по 1922 г. в московском Институте Слова (Государственном Институте Слова (ГИС)). Помимо Института Слова, курс также впоследствии читался мыслителем в эмиграции в 1923 г. в стенах Философско-религиозной академии в Берлине и, по всей видимости, в Швейцарии в Цолликоне. Есть основания полагать, что курс «Миросозерцание и характер» выступал в качестве основания для так и не начатой книги философа, посвященной акту воспитания характера2.

В первом номере журнала «Русская философия» за 2021 г. нами были опубликованы план и конспект вступительной лекции данного учебного курса, которая

читалась в день открытия Ораторского отделения Института Слова 10 февраля 1921г.3 Ниже будут представлены конспект второй лекции, прочитанной 18 февраля 1921г., а также полный тематический план учебного курса «Миросозерцание и характер».

Во второй лекции, которая, судя по плану, носила название «Духовный предмет как предмет миросозерцания и как предмет философии. Проблема философского опыта», можно обнаружить ряд пересечений с фрагментами речи Ильина, произнесенной в 1918 г. перед диспутом на защите диссертации «Философия Гегеля как учение о конкретности Бога и человека». Данная речь носила название «Философия и жизнь» и впервые была опубликована в Берлине в 1923 г. в составе сборника «София. Проблемы духовной культуры и религиозной философии» в издательстве «Обелиск» под редакцией Н. А. Бердяева.

Стоит упомянуть, что к моменту написания диссертации Иван Александрович Ильин, в 1911г. находившийся в заграничной командировке, более подробно

1 Статья подготовлена на основе доклада автора на круглом столе: КорольковА.А., Да-ренский В. Ю., Фатеев В. А., Шевченко М. М., Минаков А. Ю., Иванов И., свящ., Воропаев В. А., Ба-занов П.Н., Гаврилов И.Б. Классик Русской национальной идеи. К 140-летию со дня рождения Ивана Александровича Ильина (1883-1954). Материалы круглого стола научного проекта СПбДА «Византийский кабинет» // Русско-Византийский вестник. 2024. № 3 (18). С. 20-59.

2 Подробнее см.: Вакулинская А. И. Живое слово: Иван Ильин об ораторском искусстве // Русская философия. 2021. № 1. С. 151-155.

3 Ильин И.А. Тезисы и конспект вступительной лекции курса «Миросозерцание и характер» // Русская философия. 2021. № 1. С. 158-167.

Мыслитель (портрет философа И. А. Ильина). Худ. М. В. Нестеров, 1921-1922 гг.

ознакомившись с методом возродителя феноменологии Э. Гуссерля, принимает решение использовать феноменологический метод в своей диссертации, против чего протестовал его научный руководитель П. И. Новгородцев. Заметим, что последующие обвинения Ильина в том, что применяемый им метод не соответствует гус-серлианской традиции, вполне правомерны. В частности, И. М. Чубаров, обращаясь к анализу ильинского подхода, отмечает, что философом игнорируется «главный феноменологический запрет на трансцендентные экзистенциальные полагания»4, а также добавляет, что мыслитель «не признает за феноменологическим методом принципиальной новизны по отношению к метафизической традиции и ее методам анализа, называя его „в корне" старым как сама философия»5. Понять же, что под феноменологией подразумевал сам Ильин, можно, обратившись к его курсу «Общее учение о праве» (1920), где он отмечал: «...не так плохо — мыслимое бытие сущее бытие (Гегель, Гуссерль, etc.); или в этом роде — воображенное бытие сущему предмету, etc. Но так: предмет, как он есть на самом деле, может быть познан душою, стать ее содержанием — через адекватное испытание, интуицию, мышление»6. В речи «Основные задачи правоведения в России» (1922) Ильин уже указывал на Сократа как на первого философа, применявшего данный метод вживания в предмет исследования7. А просматривая архивные листы документа, содержащего фрагменты курса «Миросозерцание и характер», мы видим, что «сократическая постановка вопроса»: изучима ли добродетель? — является лейтмотивом курса, и на него Ильин дает ответ: «изучима лишь в меру воспитания себя к ней и осуществления ее в жизни»8. Такой ответ непосредственно отсылает нас к аскетической традиции православного христианства, на которую опирался философ при подготовке своего курса. В частности, ученица И. А. Ильина по ГИСу В. Д. Пришвина-Лебедева в своих воспоминаниях указывала, что основным источником литературы по курсу «Миросозерцание и характер» было «Добротолюбие»9.

Первая и вторая лекции курса содержательно взаимосвязаны друг с другом; их конспекты написаны одним почерком, который, по всей видимости, принадлежал слушателю отделения Ораторских Искусств в ГИСе. Если в рамках чтения вступительной лекции Иван Александрович Ильин был более сосредоточен на вопросе о роли и ответственности оратора как творца духовной культуры, проблеме метода, ведущего к предмету, то во второй лекции речь идет о взаимосвязи духовного опыта с предметностью речи. Духовный опыт, по мнению философа, есть именно тот фундамент, который позволяет нам адекватно понимать друг друга, верно отражать суть окружающих нас предметов и явлений. По убеждению мыслителя, философия есть та наука, которая «ведает духовной культурой, изучает ее содержание, ее предмет», а значит, именно философия способна привести на путь верного отражения вещей духовных. В доказательство данной точки зрения Ильин указывает на то, что философия имеет собственные методы и «свою лабораторию». Учитывая, что связь между жизнью и философией, с точки зрения мыслителя, весьма тесная, то «философом по опыту», а не по результату творчества, может считаться всякий, кто не чужд честному поиску истины. Отличие мистика и спекулянта от философа заключается в том, что приобретенный им в ходе процесса познания духовный опыт доступен не только ему одному как «психологическому инобытию». При приложении определенных умственных

4 Чубаров И.М. Антология феноменологической философии в России. М.: Логос, 1997. Т.1. С. 192.

5 Там же.

6 Ильин И.А. Собр. соч.: Философия как духовное делание [курс лекций]. М.: ПСТГУ, 2014. С. 435.

7 Подробнее см.: Ильин И.А. Собр. соч.: О войне; Порядок или беспорядок? Крушение России; Родина и мы; Белая идея; Борьба за Россию. М.: Русская книга, 1999. Т. 9-10. С. 217.

8 Ильин И.А. Миросозерцание и характер. Курс лекций. Подготовительные материалы к курсу. Состав семинара. 1920-1923 // НБ МГУ. ОРКиР. Ф. 47. Ед. хр. 522. Л. 97.

9 Подробнее см.: Пришвина (Лебедева) В.Д. Невидимый град. М.: Молодая гвардия, 2003. С. 155.

усилий, применении определенного метода каждый человек может проверить истинность ранее предложенных ему выводов. Ильин указывает: «Кто хочет действительно иметь достижение в религии или философии, в науке или политике, или искусстве, или этике — обязанность его культивировать именно эту практику бытия, взращивать в себе этот опыт, владеть им и строить себя им, ибо кто им владеет, и кто себя строит, тот приобретает особую жизненную реальность, особые жизненные обязанности». Такой человек, расширяя свой духовный опыт, прилагая честные усилия, занимается не только предметным познанием, но и предметным построением своего характера, отсекая все лишнее.

Ильин противопоставляет истинной, духовной жизни прозябание. Для него критерием верной основы жизни является то, что не теряет своего значения перед лицом смерти. На лекции он приходит к выводу: «Есть такое содержание, такое состояние для которого жить стоит. И есть такое — для которого жить не стоит. Вы, конечно, спросите меня, каким же содержанием жить стоит. И я говорю, жить стоит тем, за что стоит умереть, а тем содержанием, за котором умереть не стоит, тем и жить не стоит». Только то состояние или содержание, которое имеет значение перед лицом смерти, составляет «жизнь в ее истинном смысле». В силу чего мыслитель делает вывод, что раз уж «философствовать — воистину значит жить, жить тем, чем жить стоит», то, вполне естественно, что «философия чужда и недоступна тем, кто не знает различий между духом и телом».

Описывая процесс познания, Ильин апеллирует к той установке, которая характерна для феноменологической традиции (в широком ее рассмотрении), а именно: принятие познающим субъектом содержания познаваемого предмета вовнутрь себя. Для более наглядного объяснения данного процесса мыслитель обращается к аналогии с процессом прослушивания музыкальных произведений (отсылку к которым также можно встретить в первой лекции). Философ указывает, что «стихия самого предмета и степень одержим<ости> его содержанием — так буквальна, как это бывает в музыке». «Одержимость предметом» характерна как для художника, так и для религиозного аскета, она возможна при глубоком проникновении в „колодец", „шахту" внутреннего, опытного созерцания». Свою лекцию И. А. Ильин завершает рассуждениями о том, что внеопытной философии не существует.

Стоит отметить, что обнаруженный план дисциплины, содержащий в себе указания на доклады и выступления И. А. Ильина, которые были впоследствии (или же ранее) опубликованы в виде статей, а также небольшие пометки, разбросанные в папках архива, с указанием на то, какой материал стоит привлечь при подготовке той или иной лекции, позволяют частично воспроизвести содержание всего курса. В целом план содержит двадцать две темы. Первые две, как уже было упомянуто выше, можно воспроизвести благодаря сохранившимся конспектам слушателя. Последующие две лекции, исходя из тематического плана дисциплины, должны были называться «Философия есть наука опытная» и «Опыт духовный есть опыт нечувственный» и отражать незатронутые во второй лекции основные идеи из статей «Философия и жизнь», «О возрождении философского опыта». Содержание пятой лекции включает в себя речь, посвященную памяти философа Е. Н. Трубецкого (смерть которого пришлась на февраль 1920 г.), произнесенную 6 марта 1921г. и впоследствии опубликованную как статью под названием «Духовная культура и ее национальные вожди. Памяти князя Евгения Николаевича Трубецкого» (1923). Тезисное содержание шестой лекции, посвященной теме «Modus essendi hominis. Общее и одинаковое; одинаковое и различное — в телесном, душевном и духовном составе человека, в духовном содержании предмета», приоткрывает нам цель и задачи всего курса. Ильин указывает, что курс «Миросозерцание и характер» — это «философическая теория духовной жизни»; «философия духовно-узренной понятой жизни»10.

10 Ильин И.А. Миросозерцание и характер. Курс лекций. Подготовительные материалы к курсу. Состав семинара. 1920-1923 // НБ МГУ. ОРКиР. Ф. 47. Ед. хр. 522. Л. 103.

Название двадцатой темы курса совпадает с ранней статьей философа «Основное нравственное противоречие войны» (1915), ставшей частью книги «О сопротивлении злу силою» (1925). Двадцать первая тема курса «Углубление идеи компромисса», судя по описанию, могла содержательно совпадать с двадцать первой главой из книги «О сопротивлении злу силою», которая именуется «О духовном компромиссе». Тема двадцать вторая «Чувство собственного духовного достоинства» вполне соотносима с главой пятнадцатой «Первая аксиома правосознания» книги «О сущности правосознания» (1954)11.

По поводу глав 7-19 остается только предположить, что идейно их содержание могло быть отражено в книгах «Аксиомы религиозного опыта», «Путь к очевидности» и «Путь духовного обновления», в которых можно встретить главы о свободе, любви, совестном акте и цельном, предметном опыте. К сожалению, на данный момент значительная часть курса «Миросозерцание и характер» не может быть воспроизведена. Однако мы продолжим работу в данном направлении.

Содержание курса, как и конспект второй лекции, публикуется в соответствии с рукописью, изменены лишь грамматические неточности и пунктуация. Знаки вопросов, приведенные в скобках, встречающиеся в тексте, — следы работы с конспектом И. А. Ильина. Курсивом приведены слова, которые были подчеркнуты в тексте. В квадратных скобках с зачеркиванием указаны присутствующие, но вычеркнутые в рукописи слова. В треугольных скобках — недостающие по смыслу слова. В фигурных скобках приводятся наши примечания.

Источники и литература

1. Вакулинская А. И. Живое слово: Иван Ильин об ораторском искусстве // Русская философия. 2021. № 1. С. 151-157.

2. Вакулинская А.И. «О сущности правосознания» // Большая российская энциклопедия. URL: https://bigenc.ru/c/o-sushchnosti-pravosoznaniia-40896c?ysclid=llz2mzcoto508162089 (дата обращения: 31.08.2023).

3. Ильин И. А. Миросозерцание и характер. Курс лекций. Подготовительные материалы к курсу. Состав семинара. 1920-1923 // НБ МГУ. ОРКиР. Ф. 47. Ед. хр. 522.

4. Ильин И. А. Собр. соч.: О войне; Порядок или беспорядок? Крушение России; Родина и мы; Белая идея; Борьба за Россию. М.: Русская книга, 1999. Т. 9-10. 512 с.

5. Ильин И.А. Собр. соч.: Философия как духовное делание [курс лекций]. М.: ПСТГУ, 2014. 715 с.

6. Ильин И. А. Тезисы и конспект вступительной лекции курса «Миросозерцание и характер» // Русская философия. 2021. № 1. С. 158-167.

7. Корольков А. А, Даренский В. Ю, Фатеев В. А., Шевченко М. М, Минаков А. Ю, Иванов И., свящ, Воропаев В. А, Базанов П. Н, Гаврилов И.Б. Классик Русской национальной идеи. К 140-летию со дня рождения Ивана Александровича Ильина (1883-1954). Материалы круглого стола научного проекта СПбДА «Византийский кабинет» // Русско-Византийский вестник. 2024. № 3 (18). С. 20-59.

8. Пришвина (Лебедева) В.Д. Невидимый град. М.: Молодая гвардия, 2003. 529 с.

9. Чубаров И.М. Антология феноменологической философии в России. М.: Логос, 1997. Т. 1. 512 с.

11 Подробнее см.: Вакулинская А. И. «О сущности правосознания» // Большая российская энциклопедия. URL: https://bigenc.ru/c/o-sushchnosti-pravosoznaniia-40896c?ysclid=llz2mzcoto508162089 (дата обращения: 31.08.2023).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.