recognition of value of traditions, achievements of the pre- Key words: Russian symbolism; postmodernism; tra-
vious culture. All previous heritage of culture is not denied, dition; cultural continuity.
but recognized as the present simultaneity of the past, the present and the future.
УДК 130
ДУХОВНЫЕ ЦЕННОСТИ ПОВСЕДНЕВНОЙ КУЛЬТУРЫ КАК ОСНОВА ФОРМИРОВАНИЯ САМОСОЗНАНИЯ
© Н.В. Розенберг
В статье рассматривается проблема регионального самосознания в рамках исследования культуры повседневности. Актуальность темы обусловлена и теоретико-методологическими и практическими потребностями, поскольку осмысление русского самосознания и менталитета, особенностей его формирования способствует пониманию парадигмы, форм и методов оптимизации межнационального общения в России, в соответствии с которыми формируются установки и ценности, обеспечивается гуманизация межэтнических отношений для каждого отдельного региона.
Ключевые слова: повседневная культура; региональное самосознание; региональная идентичность; духовные ценности.
Региональное самосознание и региональная самоидентичность населения является одним из важнейших факторов выделения регионов как единых территориальных социально-экономических систем.
Понятие «региональная культура» многозначно - это особый мир, с одной стороны, уединенный, замкнутый, зацикленный на повседневности, стремлении сохранить определенный иммунитет к нововведениям. Региональная культура порой плохо восприимчива к инновациям, чужим ценностям, тяготеет к своеобразному преломлению ценностных систем. С другой стороны, это открытая культура, стремящаяся к диалогу с другими культурами, постоянному приращению ценностного богатства. Это и кладезь духовности, и основа российского бескультурья, вандализма, безнравственности, которые вызваны отходом от одной культурной среды и «невхождением» в другую [1].
К русским регионам, претендующим на собственную идентичность, относится и Поволжье. Неотъемлемая часть российского цивилизационного пространства, оно в то же время обладает огромным потенциалом саморазвития. Следует ли воспринимать региональное самосознание только как нечто данное нам изначально? Конечно, нет. Ведь точно так же как человек воспитывается всю жизнь, происходит становление местностей. Народы не только заселяют местность, но из
поколения в поколение происходит выработка местного самосознания. На его формирование влияет огромная совокупность факторов: исторические особенности освоения пространства, этническая пестрота населения, уровень урбанизации, сохранность или размытость комплексов традиционной культуры и др.
В этой связи Поволжье представляется очень интересным примером выработки самосознания, где наряду с уже устоявшимися традициями, представленными в основном коренным населением, происходит становление нового регионального самосознания. Для нас это очень важно, т. к. с ростом местного самосознания укрепляется и сам край, т. е. от осознанности края во многом зависит его будущее.
Говоря о самосознании любого народа, нельзя не коснуться вопроса ценностей, которые лежат в основе национального характера, указывают на общественное или личностное значение явлений и фактов действительности. Это и «предметные ценности» -продукт повседневной материальной и духовной деятельности людей, и «субъектные ценности» - установки, требования, веками складывающиеся и выраженные в форме поведенческих норм. В качестве традиционных ценностей повседневной культуры выступают укоренившиеся представления, идеи, обычаи, обряды, позволяющие сохранить
неповторимое своеобразие региона, специфические особенности, менталитет.
Интересным образцом комплексного исследования природно-климатических и цивилизационных особенностей культурноисторического процесса в России с древнейших времен до XVIII в. стал цикл исследований историков Московского университета и обобщившая их монография Л.В. Милова [2].
Им убедительно продемонстрировано, как важнейшие константы крестьянского труда и быта (сроки и частота основных сельскохозяйственных работ, трудозатраты на них при том или ином соотношении ненастных и ведренных дней в сезон, на определенной пашне, с прочими ресурсными источниками) формировали набор тех черт народного характера, что до сих пор позволяют отличить русских от прочих этносов Земли.
Указанные факторы ежедневного выживания формировали менталитет основной массы населения - крестьянства. Знаменитое русское «Авось!» является не самой глупой квинтэссенцией той жизненной позиции, когда результат труда очень мало соотносился с его качеством, тщательностью, изощренностью, даже технической вооруженностью. Возможные в случае удачи излишки слишком часто отнимала сама же природа в неурожайные годы или же деспотическое, зацикленное на войнах, обороне и расширении своих границ государство. Своего рода «внутренней эмиграцией» служили долгие зимние месяцы, когда хлебопашец был обречен в основном на пассивный отдых. Русские, как известно, «быстро ездят, но долго запрягают». Соответствующий менталитет наши соотечественники несли с собой и в «райские» в климатическом отношении земли, сохраняли как бы про запас в редкие периоды частичной либерализации внутренней политики и относительно мирного сосуществования с другими народами [3].
Наверное, с отдельными выводами подобной реконструкции можно полемизировать. Однако методология такого рода исследований - диалог истории труда и быта, истории общественно-политических институтов и, наконец, историософии - выглядит весьма эвристичной.
Вместе с тем следует отметить, что традиционные ценности не остаются неизменными, каждое поколение осуществляет вы-
бор тех или иных традиций, принимая одни, отвергая другие. Очевидно, было бы в такой же степени неразумным пренебрегать ценностями прошлого, как и пытаться все их сохранить в неизменном виде в новых исторических обстоятельствах, иначе говоря, ограничиться функцией простого приема или передачи.
В Поволжье сложилась поликультурная этническая и религиозная традиция. Доминантное положение в силу технического и культурного превосходства занимает русская этническая культура, тем не менее населенные пункты региона несут на себе отпечаток местного этнического окружения, частично из-за ассимиляции, частично из-за этнокультурных взаимодействий. С одной стороны, соседство с нерусскими народами наложило свой след и на материальную культуру русских Поволжья, в свою очередь славянская культура оказала большое влияние на жизнь нерусских народов нашего края.
Если же к дефиниции категории «этнос» подойти с позиций теории повседневности, то получится примерно следующее определение. В усредненном историко-цивилизационном плане народ представляет собой общность людей со сходными предпочтениями и ограничениями в быту и на досуге (большинство профессий стремительно интернационализируются). Внешним выражением этнической принадлежности послужат специфические варианты образа повседневной жизни и мысли (обыденное сознание, его ментальные архетипы), стили решения общечеловеческих проблем.
Поиски реальных первопричин принудительной и стихийной этнической идентификации буквально каждого индивида, прошедшего стадию социализации, приводят к понятию социального наследования именно бытовых стереотипов этничности всеми членами некоего культурного сообщества.
Рутинность повседневности проявляет себя не только в буквальной и монотонной повторяемости фигур мышления и речи, актов коммуникации и поведения. Повседневность, обслуживая реальную цикличность человеческой жизни, вырабатывает ряд специальных форм, позволяющих парадоксальным образом воспроизводить, культивировать новизну в рамках хорошо известного
старого. Один из устойчивых мотивов повседневности - это постоянное обновление.
Именно в повседневной жизни происходит усвоение ценностей культуры, включаются механизмы культурной идентификации -осознание чувства принадлежности к данной культуре, утверждение своей индивидуальности в пространстве культуры, самореализация своих взглядов, интересов, способностей. Формирование идентичности всегда включает общественный и культурный аспекты, идентификация связана с ценностями общества, другими людьми, которые могут служить «образцами» для формирующегося человека и его самосознания. Однако ценности культуры воспринимаются личностью индивидуально и избирательно, ее культурная идентификация осуществляется при «встрече» с ценностями, и потому так необходима в повседневной обыденности целенаправленная организация такой «встречи» и побуждение к культурному саморазвитию.
Возрождение духовности повседневной жизни можно рассматривать как органический естественный процесс роста национального самосознания, возвращение к духовным истокам. Определенную роль в возрождении русских традиций играет Русская православная церковь. Однако, несмотря на то, что в Поволжье, как, впрочем, и в других регионах, возродились православные храмы и приходы, увеличивается число прихожан, религия для русских имеет лишь маргинальное значение, так что традиционалистское переориентирование русской православной культуры вряд ли возможно. Возвращение и восстановление духовных религиозных ценностей - необходимое, но не единственное условие формирования духовности.
Исключительно важное место в процессе возрождения и роста регионального самосознания занимает общность культурной памяти, восстановление и сохранение истории родного края. Пензенская земля богата именами, которые стали поистине предметом гордости всего российского народа. Исторический опыт, преемственность традиций -все это должно стать теми ценностями, на которых воспитываются новые поколения. В связи с этим становится востребованной деятельность институтов, функционирующих в системе культурного наследия, главным образом музеев.
Наиболее значимой в формировании у человека повседневных ценностей и сопричастности культуре своего народа является семейная социализация. Мощным источником духовных ценностей является традиционная этика семьи и родственных отношений, основными принципами которой всегда было почитание старших, взаимовыручка, забота о детях. К сожалению, и эти ценности были серьезно деформированы в советское и постсоветское время. Возрождение ценностей семьи и родственных отношений должно означать отнюдь не увековечивание отживших семейно-родовых отношений, а возможность культурного и профессионального раскрепощения каждой семьи.
Возрождение духовных ценностей означает также их адаптацию к ценностям современного мира и информационной цивилизации. И здесь важнейшее значение приобретает образование, на которое всегда была возложена роль воспитания подрастающего поколения.
Под влиянием общесоциальных и культурных, экономических и политических факторов, а также образования, семьи и воспитания складывается повседневная культура, которая, в свою очередь, воздействует на социальную среду посредством ценностных ориентаций, во многом регионально обусловленных, и формирует самосознание нации. Люди не только усваивают и воспроизводят существующий порядок повседневной реальности, ее правила и установки, ценности и культуру, но и активно участвуют в их создании. Но если достижения техники и информатики можно без потерь переносить из страны в страну, из региона в регион, то в сфере духовной жизни это оказывается невозможным, т. к. эстетические ценности требуют наличия определенных традиций, конкретной общности. В рамках единых духовных ценностей культура сохраняет уникальность субкультур отдельных регионов. Как бы ни прогрессировали культурные коммуникации, самую высокую степень включения индивида в духовное творчество может обеспечить лишь развитие культуры отдельного региона, конкретной общности. Поэтому в условиях современного мира и глобального кризиса, который охватил не только сферу экономическую, но и сферу духовную, большую роль в процессе стабилизации иг-
рает собственная ответственность человека за обеспечение своей идентификации с ценностями культуры в процессе формирования духовного мира повседневности.
1. Беспалова Ю.М. Региональная культура в социокультурном пространстве России // Слов-цовские чтения: тезисы докладов, сообщений научно-практической конференции / под ред. Н.В. Яблонского. Тюмень, 1999. С. 237.
2. Милов Л.В. Великорусский пахарь и особенности российского исторического процесса. М., 1998.
3. Милов Л.В. Природно-климатический фактор и особенности российского исторического процесса // Вопр. истории. 1992. № 4-5. С. 37-56.
Поступила в редакцию 9.09.2009 г.
Rosenberg N.V. Spiritual values of daily culture as a basis of self-consciousness formation. In the article the problem of regional self-consciousness within the limits of research of daily occurrence culture is considered. The theme urgency is caused both by theoretical-methodological and practical requirements as comprehension of Russian consciousness and mentality, features of its formation promotes understanding of a paradigm, forms and methods of optimization of international dialogue in Russia according to which patterns and values are formed, humanization of interethnic relations for each separate region is provided.
Key words: daily culture; regional self-consciousness; regional identity; spiritual values.
УДК 32
МОЛОДЕЖНАЯ ПОЛИТИКА КАК СОЦИАЛЬНЫЙ МЕХАНИЗМ ТРАНЗИТА РОССИЙСКОЙ МОЛОДЕЖИ
© В.А. Смирнов
В статье рассматривается феномен молодежной политики. Автор анализирует основные модели молодежной политики, существующие в социологии, а также методологические основы функционализма в исследовании молодежной политики, выделяя присущие им недостатки. Приводится авторская модель молодежной политики как особого социального института, призванного обеспечить преемственность между поколениями и сохранение социокультурных основ российского общества.
Ключевые слова: молодежная политика; модели молодежной политики; транзит.
В современной социологии термин «молодежная политика» употребляется достаточно часто, при этом в большинстве случаев авторы наполняют это понятие различным смыслом. Ситуация осложняется тем, что термин активно используется в обыденной речи, а также в текстах и выступлениях политиков, чиновников, представителей общественности. В большинстве случаев интуитивно понятно, о чем идет речь, когда говорится о молодежной политике, тем не менее, есть потребность в более глубоком прояснении сущности данного феномена. Это вызвано тем, что сегодня само понятие молодежной политики вышло за рамки традиционного ее восприятия, характерного для начала 1990-х гг., когда в России шел бурный процесс становления и апробации разнообразных моделей работы с молодежью. В контексте того времени молодежная политика рассматривалась, в первую очередь, как дея-
тельность государственных органов, направленная на оптимизацию жизнедеятельности молодого поколения россиян. В отечественных научных и общественных дискурсах 1990-х гг. понятия «молодежная политика» и «государственная молодежная политика» рассматриваются в большинстве случаев как синонимы. В современных условиях феномен молодежной политики представляет собой множество разнообразных социальных полей, в рамках которых осуществляется конкурентная борьба разнообразных структур за нормативные, ценностные, поведенческие модели молодого поколения.
Молодежная политика в социологическом дискурсе. Анализ социологического дискурса позволяет выделить четыре базовые модели молодежной политики как особой деятельности политических и общественных структур в отношении молодого поколения. В основе первой модели молодежной поли-