Научная статья на тему 'Духовные стихи в творчестве «Калик перехожих» XIX начала XX В. : сюжетные предпочтения'

Духовные стихи в творчестве «Калик перехожих» XIX начала XX В. : сюжетные предпочтения Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
497
131
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДУХОВНЫЙ СТИХ / КАЛИКИ ПЕРЕХОЖИЕ / РУССКАЯ КУЛЬТУРА / СЮЖЕТЫ ДУХОВНЫХ СТИХОВ / SPIRITUAL POETRY / PILGRIMS / RUSSIAN CULTURE / SPIRITUAL POETRY PLOTS

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Федоровская Наталья Александровна

Рассмотрены сюжеты духовных стихов, которые исполнялись каликами перехожими в России. Причины предпочтений определенных сюжетов связаны с задачами, выполняемыми каликами в российском обществе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

There are considered the spiritual poetry plots performed by pilgrims in Russia. The certain plots preference reasons are connected with the functions performed by pilgrims in the Russian society.

Текст научной работы на тему «Духовные стихи в творчестве «Калик перехожих» XIX начала XX В. : сюжетные предпочтения»

Н.А. ФЕДОРОВСКАЯ (Владивосток)

духовные стихи в творчестве «калик перехожих» XIX - начала XX в.: сюжетные предпочтения

Рассмотрены сюжеты духовных стихов, которые исполнялись каликами перехожими в России. Причины предпочтений определенных сюжетов связаны с задачами, выполняемыми каликами в российском обществе.

Ключевые слова: духовный стих, калики перехожие, русская культура, сюжеты духовных стихов.

В народном искусстве XIX - начала XX в. духовные стихи занимают особое место. эти произведения религиозного содержания получили широкое распространение в обществе и исполнялись в крестьянской и городской среде, православными церковнослужителями вне богослужения, старообрядцами и сектантами. П.В. Киреевский, А.Н. Веселовский, Ф.И. Буслаев, П.А. Бессонов, А.В. Марков, с.В. Максимов и многие другие исследователи обращали внимание на бытование духовных стихов среди «калик перехожих», которые определялись как создатели и исполнители духовных стихов [7]. Однако многие детали остаются не изученными, в частности, не до конца выявлены причины сюжетных предпочтений в творчестве «калик перехожих» в России XIX - начала XX в.

суть проблемы кроется в сущности самого явления «калик», в тех задачах, которые они выполняли в обществе. В рассматриваемый период времени «калики перехожие» представляли собой специфическое сообщество, состоящее из нищих, слепых, убогих и калек, просящих подаяние на ярмарках, около дверей храмов и монастырей и своим видом вызывающих в людях сострадание. Отличием «калик» от других нищих было то, что они пели духовные стихи.

Исполняемые «каликами перехожими» духовные стихи были опубликованы П.В. Киреевским, В.Г. Варенцовым, П.А. Бессоновым, П.И. якушкиным, А.В. Марковым и другими собирателями в коллекциях духовных стихов, что позволя-

ет определить репертуар и сюжетные предпочтения в творчестве калик. Оказалось, что имеются стихи, объясняющие происхождение и задачи калик перехожих в обществе. так, например, в стихах о Вознесении приводится беседа Христа и Иоанна Златоуста, предложившего Христу наделить нищих не материальными благами, которые могут быть отняты сильными мира сего, а правом нести «имя Христово», просить милостыню «Христа ради» и тем самым обеспечивать подающим путь к спасению. В примере 1 представлен фрагмент одного из вариантов этого стиха [5, с. 113]. Отметим, что здесь, кроме основной задачи - «по земле ходити, твое имя святое возносити», явно указывается на то, что помощь каликам есть богоугодное дело, которое будет оценено Христом и обеспечит «в раю тому место».

Пример 1 Оставь ты своей меньшей братии Свое имечко Христово, -Пойдут нищие по земле ходити,

Твое имя святое возносити.

Ино кто есть верный христианин,

Он их приобует и приоденет, -Ты даруй ему нетленную ризу А кто их хлебом-солью напитает, -Даруй тому райскую пищу;

Кто их от темной ночи оборонит, -Даруй в раю тому место...

Пример 2 Нашли калики чашу питейную У большаго подъатаманья Михайлушки Касьянова,

Отвозили его на чисто поле,

Копали ямище глубокое Закопали его во сыру землю Во сыру землю до белыхъ грудей;

Казнена удала молодца На чистомъ поле оставили.

Важная информация о каликах перехожих раскрывается и в стихе «Сорок кали-ков со каликою», повествующем о легендарном героическом прошлом калик на Руси, когда они путешествовали в святые земли. Этот период в истории калик перехожих действительно имел место. Хотя сведений о нем немного, сохранились отдельные летописные свидетельства и указания о каликах-героях в народном эпосе [5]. В этом стихе отразились сущность средневекового каличества, его быт, организация дружины, иерархия, моральные и этические нормы. Центральным эпизодом стиха становится история о злых кознях

© Федоровская Н.А., 2010

киевской княгини Апраксевны (Апрак-сии), подложившей в дорожный мешок вожаку калик Касьяну княжескую чарку и обвинившей его в ее воровстве. В примере 2 приводится фрагмент стиха, в котором показан своеобразный кодекс чести калик перехожих, а также специальный суд в общине, выносящий суровый приговор провинившемуся [2, с. 24].

Современный этап жизни калик в качестве живущих подаянием нищих раскрывается стихами «сего ради нищ есмь», «Сидючи при пути на богомолье», «У порога и под окошком», «стих заздравный», «Песнь богоносцев» и др. В них калики не только просят милостыню, но и благодарят за подношение, высказывают благие пожелания. Сюжеты стихов вызывали сострадание, что помогало добывать пропитание и выживать убогим, слепцам и калекам.

Важное место в их творчестве занимают стихи эпического склада, в которых нравственные ценности и идеалы праведности проявились в героических подвигах и мученичестве за веру христианских богатырей (Егория Храброго, Федора Тиряни-на, Николая Чудотворца и др.). В этих произведениях акцентируется внимание на образе героя, совершающего подвиги во имя Родины и терпящего страдания за веру. Познавательное значение для слушателей имел духовный стих о Голубиной книге, во многом способствовавший распространению в народе христианских представлений о мироустройстве, происхождении небесных тел и стихий (откуда пошли небо, звезды и т.д.), Матери-Земли (с горами, реками, озерами), о социальной иерархии в обществе, месте каждого человека в нем. так, следуя Голубиной книге, цари произошли «от святой главы от Адамовой», князья-бояре - от мощей его, а «крестьяны православные» - от Адамова колена.

Популярны среди калик перехожих были и духовные стихи на библейские сюжеты. Это стихи о рождении, жизни, страданиях и воскресении Христа, о Богородице, оплакивающей своего сына, потопе, Страшном суде и многих других важных для каждого верующего темах. Особое место отводилось духовным стихам, посвященным святым аскетам-страдальцам, таким как Лазарь, Алексей-человек Божий, Иосиф. В этих образах, воспевающих аскетизм, терпение и отречение от земных

благ, нашли отражение идеалы каликов. так, смирение и кротость воплотились в убогом лазаре, терпевшем унижения от родного брата («кобели по столику ходили, отбросныи крошичьки подбирывали, к убогому Лазарю принашывали» [1, с. 733]).

Большое значение в репертуаре калик имели покаянные духовные стихи, в которых верующий плачет, кается и просит Бога простить его грехи перед лицом смерти и Страшного суда. В них описываются муки и страдания грешников, направленных Судьей в Ад: «Тамъ вамъ пропасть огненная, Беда и мука вечная, тамъ вамъ плачь и скрежетъ зубный, червь лютый и душегубный» [3, с. 70]. Целью этих произведений было привлечение внимания верующих к проблеме греха и прижизненного покаяния, к деяниям, позволяющим избежать адских мук после смерти и быть отнесенным к праведникам на Страшном суде.

Получили распространение духовные стихи о двенадцати пятницах и святой Пятнице, посвященные православному календарю, где вместе с господними и богородичными праздниками указываются дни многих ангелов и святых; «Евангелистая песнь», или стих о числах, повествующий о значении христианской числовой символики. Калики исполняли также стихи о наказании христианина за несоблюдение нравственных правил жизни. Таков духовный стих о лени, которая наряду с гордыней, завистью, гневом, скупостью, распутством и чревоугодием относилась к самым тяжким грехам. В примере 3 приведен фрагмент, где показана невозможность для ленивого человека не только быть счастливым и радоваться жизненным благам, но и получить отпущение грехов [5, с. 197]. Другие нравственные проблемы поднимаются в духовном стихе о матерном слове (пример 4). В этом стихе бранное слово становится оскорблением не только человека и общества, но и Богоматери, а также Матери-Земли, выступающей здесь в качестве женского начала. Интересны параллели со стихами о Страшном суде в последних трех строках. Слова «пройдет река... огненная» звучат аллюзией на тему апокалиптической катастрофы, после которой Богородица сойдет на Землю как Иисус Христос, чтобы судить людей за их грехи (Там же, с. 199).

Пример 3

Братие, вы долго не спите,

Много не лежите...

Лежа вам добра не видати И грехов не очистити.

О, горе таковому ленивому!

Ленивому милу не бывати.

Ленивому в судьях не живати,

Ленивому сладкого не едати,

Ленивому брашного не пивати.

Пример 4

вы, народ Божий, православный, вы по-матерному не бранитесь, -Мы за матерное слово все пропали,

Мать Пресвятую Богородицу прогневили,

Мать мы сыру землю осквернили,

А сыра земля матушка всколебается,

Завесы церковные разрушаются,

Пройдет река к нам огненная,

Сойдет Судия к нам праведная.

таким образом, предпочтение определенных сюжетов в духовных стихах калик перехожих объясняется тем, что они были не только представителями социального «низа», отверженными в обществе людьми, исполнявшими духовные стихи исключительно в целях обеспечения своего существования, но и являлись важным социокультурным элементом, способствовавшим сохранению и поддержанию христианских нравственных ценностей в отечественной культуре. Благодаря своему репертуару калики одновременно сохраняли для себя и объясняли слушателям историю своего происхождения, через сострадание и помощь убогим воспитывали в людях милосердие, предоставляли им возможность для обретения пути к спасению. Посредством духовных стихов христианские образы естественно входили в народную среду, становились частью народного творчества, происходил неосознанный для слушателей, но от этого не менее важный процесс, направленный на воспитание и сохранение духовности в российском обществе.

литература

1. Беломорские старины и духовные стихи: собрание А.В. Маркова / отв. ред. Т.Г. Иванова. СПб., 2002.

2. Бессонов П.А. Калики перехожие. Сборник стихов и исследование П. Бессонова. Т.1. Вып. 1 - 3. М., 1861.

3. Бессонов П.А. Калики перехожие. Сборник стихов и исследование П. Бессонова. Т.2. Вып. 5. М. : Тип. Лазаревского ин-та вост. яз., 1863.

4. Варенцов В.Г. Сборник русских духовных стихов, составленный В. Варенцовым. СПб. : Д.Е. Кожачников, 1860.

5. Голубиная книга: Русские народные духовные стихи XI - XIX вв. / сост., вступит. ст., примеч. Л.Ф. Солощенко, Ю.С. Прокошина. М. : Моск. рабочий, 1991.

6. Киреевский П.В. Русские народные песни. Ч. 1: Русские народные стихи // Чтения в Императорском Обществе истории и древностей российских при Московском университете. М., 1848. Вып. 9. С. I - VII, 145 - 228.

7. Федоровская Н.А. Духовный стих в русской культуре. Владивосток : Дальнаука, 2009.

Spiritual poetry in pilgrim works XIX - beginning of XX centuries: plot preference

There are considered the spiritual poetry plots performed by pilgrims in Russia. The certain plots preference reasons are connected with the functions performed by pilgrims in the Russian society.

Key words: spiritual poetry, pilgrims, Russian culture, spiritual poetry plots.

т.н. Фоминых

(Пермь)

драматургия П.П. муратова в контексте авторской эссеистики

Показано изучение связей драматургии и эссеистики П.П. Муратова. Эссеистика рассматривается в аспекте выражения авторских взглядов на искусство и его судьбу в ХХ в. Подчеркивается, что культурфилософские и эстетические предпочтения автора, эксплицированные в его комедиях, позволяют обнаружить в них новые содержательные пласты.

Ключевые слова: П.П. Муратов, эссеистика, драматургия, культурфилософия, эстетика.

П.П. Муратов, автор «Образов Италии», переводчик и прозаик, в первой половине 1920-х годов заявил о себе и как драматург («Кофейня», 1922, «Приключения дафниса и

© Фоминых Т.Х., 2010

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.