Научная статья на тему 'Духовные потребности как содержание духовности личности в юношеском возрасте'

Духовные потребности как содержание духовности личности в юношеском возрасте Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
696
184
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДУХОВНОСТЬ / ДУХОВНЫЕ ПОТРЕБНОСТИ / ДУХОВНЫЙ РОСТ ЛИЧНОСТИ / SPIRITUALITY / SPIRITUAL NEEDS / SPIRITUAL GROWTH OF PERSONALITY

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Королев Дмитрий Сергеевич

В статье рассматривается взаимосвязь духовности и духовных потребностей личности в юношеском возрасте. Духовность выступает содержанием таких высших духовных потребностей в данном возрасте как дружба, любовь, самореализация.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Королев Дмитрий Сергеевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Spiritual needs as content of spirituality of personality in youth

In the article interrelation of spirituality and spiritual needs of personality in youth is considered. Spirituality acts as a content of such highest spiritual needs at this age as friendship, love, self-realization.

Текст научной работы на тему «Духовные потребности как содержание духовности личности в юношеском возрасте»

3. Ананьев Б.Г. Анализ трудностей в процессе овладения детьми чтением и письмом // Изв. АПН РСФСР. М., 1955. Вып. 70. С. 104-148.

4. Агаркова Н.Г., Агарков Ю.А. Азбука: 1 кл.: метод. пособие. М., 2005. С. 60.

5. Русская азбука: учеб. для 1 кл. / В.Г. Горец-кий, В.А. Кирюшкин, А.Ф. Шанько, В.Д. Берестов. М., 2006. С. 239.

6. Илюхина В.А. Чудо-пропись 1 для 1 кл. нач. шк.: комплект 4-х рабочих тетрадей М., 2006.

7. Агаркова Н.Г., Агарков Ю.А. Азбука: метод. пособие. 1 класс. М., 2004. С. 158.

8. Агаркова Н.Г. Прописи к учебнику «Азбука»: в 4 тетр. М., 2006.

9. Репкин В.В., Восторгова Е.В., Левин В.А. Букварь: учеб. для 1 кл. четырехлет. нач. шк. (Система Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова): в 2 ч. М., 2002.

10. Агаркова Н.Г. Тетради по письму, 1 класс: комплект 4-х рабочих тетрадей (Система Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова). М., 2004.

Поступила в редакцию 11.06.2008 г.

Larionova SA. The role of integrative approach in process of teaching grammar. This article describes methodical conditions of teaching first-form children grammar from the point of integrative approach. On the basis of the data about common speech nature of such actions as reading and writing, their general psycholinguistic basis, a model of experimental teaching grammar has been worked out and realized. Sufficiently high results of the research conducted confirms an efficiency of the suggested paper.

Key words: integration, integrative approach, teaching grammar.

ДУХОВНЫЕ ПОТРЕБНОСТИ КАК СОДЕРЖАНИЕ ДУХОВНОСТИ ЛИЧНОСТИ В ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТЕ

Д.С. Королев

В статье рассматривается взаимосвязь духовности и духовных потребностей личности в юношеском возрасте. Духовность выступает содержанием таких высших духовных потребностей в данном возрасте как дружба, любовь, самореализация.

Ключевые слова: духовность, духовные потребности, духовный рост личности.

«Юность - завершающий этап первичной социализации. Деятельность и ролевая структура личности на этом этапе приобретает ряд новых взрослых качеств. Главная социальная задача этого возраста - выбор профессии», - отмечает И.С. Кон [1].

Согласно теории психосоциального развития Э. Эриксона, личность в этот период уже в школе учится работать, готовясь к выполнению задач в будущем. В зависимости от царящей в школе атмосферы и принятых методов воспитания у школьника развивается вкус к работе или же, напротив, чувство неполноценности как в плане использования средств и возможностей, так и в плане собственного статуса среди товарищей [2].

Как отмечал Э. Шпрангер, это, прежде всего, определенная стадия духовного развития, связанного с психофизиологическими процессами, с системой изменения отношения с окружающим миром. Главное новообразование возраста - это открытие своего внут-

реннего мира, своего «Я», развитие рефлексии, осознание своих возможностей и индивидуальных особенностей, появление планов на будущее, связанных с выбором профессии, с активным усвоением окружающего мира.

«Открытие» своего внутреннего мира. способность погружаться в себя, свои переживания - одна из основополагающих возможностей обретения субъективного опыта, средоточием которого является сам индивид. Если для ребенка единственной осознаваемой реальностью является внешний мир, куда он проецирует и свою фантазию, то для юноши, напротив, внешний физический мир - только одна из возможностей субъективного опыта. Обретая такую возможность, юноша стремится пересмотреть не только свое Я, но и отношения с близкими людьми в целом, с окружающим миром. Как следствие этого может возникнуть внутренняя напряженность, порождающая чувство одиночества, что усиливает потребность в общении и од-

новременно повышает его избирательность. И.С. Кон среди главных новообразований называет открытие личностью своего внутреннего мира и рост потребности в достижении духовной близости с другим человеком. Поэтому для юноши постижение своего Я, своей сущности есть осознание своей значимости, ценности через осознание своего особого отношения к другому, когда тот, другой, тоже предстает как ценность. Достигая в общении с другим понимания и самораскрытия, юноша не только познает свое «сегодняшнее», «реальное Я», но и происходит познание себя с точки зрения жизненных перспектив, своего «желаемого», «будущего Я», и тогда тот, другой, может выступать как эталон, как идеал, т. е. как средство, способ самореализации в его духовных исканиях.

Следовательно, ценнейшее психологическое приобретение юности - открытие своего внутреннего мира производно от открытия другого, от отношения к нему, когда через особое отношение к другому идет более глубокое постижение своего Я, своих возможностей и на основе этого формируется опыт личностного общения. Такой опыт становится основой юношеской дружбы и любви как одних из высших духовных потребностей в принадлежности. Эти отношения не всегда ровные, постоянные, сопряжены с рядом трудностей психофизиологического созревания, эмоциональной неустойчивости, морального и социального развития. Но духовная их ценность в том, что на основе привязанности, любви к ближнему «человек начинает существовать для другого человека в новом, более полном смысле, как некое завершенное, совершенное в себе существо» [3]. Иными словами, дружба и любовь утверждают существование неповторимости, особой значимости одного для другого, когда наиболее полно раскрывается сущность каждого. В духовном аспекте дружбы и любви можно увидеть не только особенные, а и потенциальные возможности друг друга, актуализировать их, превращая в способы самореализации, самораскрытия в окружающей действительности. Поэтому дружба и любовь становятся основой нового видения себя и мира, условием самореализации личности как высшей духовной потребности. В связи с этим нельзя на отметить то, что от любви к ближнему начинается любовь к Человечест-

ву, т. е. чувство, «не имеющее окончательных границ, трансцендирующее отношения» [3]. Тогда такие понятия, как «люди», «народ», «человечество» предстают не пестрой, разноликой массой, толпой, а собранием, связью конкретных людей, которые при всей их разнородности, непохожести составляют единый, бесконечный ряд, благодаря которому поддерживается, совершенствуется и сам род человеческий, и окружающий мир.

Отсюда, истинная сущность любви не есть отождествление, растворение в другом, а признание за другим права на жизнь и возможное благополучие. Когда человек относится к другому таким образом, то, как писал Вл. Соловьев, «...я не смешиваю его с собой, я вижу в нем подобное мне существо, желающее, как и я, жить и наслаждаться благами бытия. Признавая за собой право на исполнение такого желания, я признаю его за другими» [4]. В силу этого человек становится способным на претворение (осуществление) в своих поступках, действиях ценностно-смыслового плана, «духовного оборудования» таких, как: «Поступай с другими так, как хочешь, чтобы они поступали с тобой», «Не делай другому ничего такого, чего себе не хочешь от других», «Делай другому все то, чего сам бы хотел от других» и т. д. Объединяясь, эти ценности выглядят следующим образом: никого не обижай и всем, насколько можешь, помогай. Первое составляющее этого правила есть справедливость, второе - милосердие, сострадание, жалость, основанные на высших чувствах (нравственных, эстетических, познавательных), которые заметной дифференциации и тонкости достигают в юношеском возрасте в связи с приобретаемым опытом познания себя, другого, себя через другого, своего Я. Ведь общий принцип справедливости требует, чтобы индивид относился к другому так, как желает, чтобы относились к нему. А «жалея» другого, я, хотя и не отождествляюсь с ним непосредственно, но, во всяком случае, уподобляюсь ему, мысленно ставлю себя на его место» [4]. В жалости берет начало альтруизм, чувство, связывающее каждого из нас со всем миром. Основанием же нравственного отношения с окружающим миром, с другими может быть «сострадание или жалость, а никак не со-радование или со-наслаждение, - отмечал Вл. Соловьев, - так как... сострадание или

жалость не имеют своекорыстных мотивов... и, если радость и наслаждение есть конец действия, в нем достигнута цель деятельности, то... жалость побуждает нас к действию с целью помочь другому и, тем самым, избавить, облегчить ему страдание» [4]. Следовательно, в поступке человека, побуждаемого этими чувствами, есть восприятие чужого страдания, существующего в настоящем времени. Такое отношение к другому имеет глубокий нравственный смысл, выступая основой высших нравственных ценностей.

По мнению Э. Эриксона, особо важным для этого возраста является идентификация со взрослым, выступающая необходимой предпосылкой психосоциального развития личности в юношеском возрасте. Заметим, что в русле культурно-исторической концепции Б.Д. Эльконин, разделяя положения Л.С. Выготского и Д.Б. Эльконина о том, что идеальная форма, образ взрослости является центральной категорией, задающей целостность детства, пишет, что в этой концепции имплицитно также содержится идея взрослого человека как посредника. Приняв это положение, он поставил задачу перед представителями школы Л.С. Выготского переходить «от исследования и конструирования разных форм опосредования к исследованию и конструированию форм посредничества. Я полагаю, - продолжает автор, - что опосредование - это редукция посреднического действия и далее уже не может быть исследуемо вне целого, вне своей «идеальной формы» [5].

Выдвижение на первый план посредничества как коммуникативного, динамического, деятельного, в т. ч., как отмечает В.П. Зинченко, и «духопроводного» способа формообразования, это не только введение идеальной формы, но и «вочеловечивание» различных форм опосредования, «вочеловечивание» медиаторов, превращение их в подлинно «духовное оборудование» «введения ребенка в «духовную мастерскую» человечества» [6].

Таким образом, взрослые, мудро реагируя на изменения взаимоотношений с юношей, предоставляют ему, с одной стороны, необходимую свободу, независимость, с другой, - осуществляя контроль за его поведением, содействуют накоплению духовного опыта, формированию идентичности, поиску

ценностей, обеспечивающих духовно-творческую самореализацию.

Важным этапом духовного становления и формирования идентичности следует считать развитие способности у юноши к формальному мыслительному оперированию. По сравнению с подростком юноша уже способен более объективно оценивать свой опыт, судить о мотивах действий, реалистично оценивать жизненную перспективу, суждения других людей. Известный психолог

Н.С. Лейтес отмечал у юношей значительное развитие теоретической мысли. Мыслительная деятельность их более активна, самостоятельна, характеризуется тягой к обобщениям, поиску общего, стоящего за частным. Юношество, в силу этого, отличает активное усвоение системы научных понятий, которую Выготский считает культурным орудием -носителем основополагающих смыслов. Эта линия рассуждения приводит Л.С. Выготского к открытию метакогнитивного аспекта развития. Речь идет о возможности осознания и овладения собственными когнитивными процессами. Этот процесс произвольной самореализации вырабатывается уже в юношеском возрасте с помощью определенных типов обучения (вербальное обучение, объяснение интеллектуальных подходов, описание процесса построения понятия и др.) и расширяет поле самосознания, самопонимания и самопознания личности. Отсюда, способность включать представления о себе в будущем в картину своего актуального Я во многом обусловлена уровнем интеллектуального развития. Структурные когнитивные ограничения сужают поле самосознания ребенка, сдерживают у него способности самопонимания. Более высокий уровень интеллектуального развития, свойственный юноше, расширяет границы его сознания, мировосприятия, ему становятся доступны и понятны многие проблемы жизненного бытия. Познавательные (когнитивные) предпосылки становятся основой формирования мировоззрения, которое большую слитность, единство его составляющих достигает на последующих, более зрелых, этапах становления личности. Но мировоззрение - это не просто система знаний, а система убеждений, в которой заключено отношение человека к себе, окружающему миру, существующим ценностям. Поэтому юность особенно важна для

становления мировоззрения, ибо в это время созревают и познавательные, и эмоциональные, и аксиологические предпосылки. Формирующееся мировоззрение определяет содержание как духовных потребностей, так и духовности личности в целом.

Юношеское отношение к окружающему миру большей частью имеет ярко выраженную личностную окраску, связанную с поиском смысла жизни, т. е. попыткой выйти за границы своего «Я», ощутить сопричастность и единство с живущими. Задавая вопрос о смысле жизни, рефлектируя, «юноша думает одновременно и о направлении общественного развития вообще, и о конкретной цели собственной жизни» [1]. Готовых ответов нет, к ним необходимо прийти практическим путем, отношением к своему делу как самоотдаче на пользу другим, когда тот, другой, предстает как ценность.

Таким образом, развитие духовных потребностей в юношеском возрасте отражает специфику и содержание формирования духовности в целом. При этом духовность как сопутствующее личностное проявление в

детском возрасте постепенно превращается в объект самостоятельного личностного творчества, а сами духовные ценности составляют предмет особой заботы индивида.

1. Кон И.С. Психология старшеклассника. М., 1980.

2. Годфруа Ж. Что такое психология? М., 1992. Т. 2.

3. Братусь Б.С. Аномалии личности. М., 1988.

4. Соловьев В.С. Оправдание добра. СПб., 1897.

5. Эльконин Б.Д. // Вопр. психологии. 1992. № 34. С. 7-13.

6. Зинченко В.П. // Вопр. психологии. 1993. № 4. С. 5-19.

Поступила в редакцию 15.05.2008 г.

Korolev D.S. Spiritual needs as content of spirituality of personality in youth. In the article interrelation of spirituality and spiritual needs of personality in youth is considered. Spirituality acts as a content of such highest spiritual needs at this age as friendship, love, self-realization.

Key words: spirituality, spiritual needs, spiritual growth of personality.

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ФИЗКУЛЬТУРНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА ШКОЛЫ НА ОСНОВЕ ИНФОРМАЦИОННОЙ ТЕХНОЛОГИИ

С.С. Фролов, С.В. Фролов

В исследовании теоретически разработан и эмпирически обоснован интегрированный педагогический процесс по формированию основ готовности школьников самостоятельно поддерживать соматическое здоровье и совершенствовать себя как личность в условиях широкой информатизации школьного образования.

Ключевые слова: физкультурное образовательное пространство школы, активность, самостоятельность, информационная технология.

Здоровье - фундаментальная ценность развитого общества. Однако как личностная ценность стремление быть здоровым не является инстинктом самосохранения человека и изначально не присуще его рассудку. Отсюда к учебному предмету «Физическая культура» и к другим формам физического воспитания в общеобразовательной школе общество предъявляет важнейшее требование: сформировать у каждого учащегося персональный уровень физкультурной образованности, который бы стал фундаментом их

возможностей самостоятельно поддерживать соматическое здоровье и совершенствоваться как личность.

Еще в 1907 г. основоположник российского физического образования П.Ф. Лесгафт указывал на высокий образовательный потенциал физических упражнений. Он постоянно призывал задачей школы считать «выяснение значения личности человека и ограничение произвола в его действиях, если школьный период есть тот единственный в жизни, когда развивается отвлеченное мыш-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.