Научная статья на тему 'Духовные основы христианской педагогики'

Духовные основы христианской педагогики Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
171
26
Читать
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Символ науки
Область наук
Ключевые слова
РЕЛИГИОЗНАЯ ПЕДАГОГИКА / ПРИНЦИПЫ / ХРИСТИАНСТВО / ОБРАЗОВАНИЕ / ВОСПИТАНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Хамидулин А. М., Трутанова А. В., Исаева В. А., Нуреева М. А.

В данной статье рассматривается философско-теологические основания христианской педагогики. Отмечается, что духовное воспитание является ключевым для религиозной педагогики. На основании вероучительных текстов христианской традиции выявляются важнейшие принципы отношения к обучающимся.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
Предварительный просмотр
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Духовные основы христианской педагогики»

Задача педагога в условиях развития обучающегося - создать условия для запуска и поддержания на должном уровне работу механизма внутреннего саморазвития, поднимать уровень внутреннего самоконтроля [2, с. 59].

В рамках обучения в высшем учебном заведении студент применяет механизмы самообучения и самокоррекции наравне с педагогом. Таким образом, педагогический процесс регламентирован - педагог ставит задачу перед учащимся и определяет критерии эффективного результата обучения. Благодаря этому студент имеет ориентир в процессе его обучения. В ходе самообучения и саморазвития, он может задавать себе дополнительные задачи в рамках конкретного учебного процесса, что позволить расширить его знания. Но самым важным в формировании объективного самоконтроля и самокоррекции студента является возможность в дальнейшем, по окончанию обучения в высшем учебном заведении применять данные принципы в профессиональной деятельности. Так студент приучает себя к основе современного принципа о непрерывном обучении - самосовершенствуясь на протяжении всей жизни. Список использованной литературы:

1. Жуков Г.Н., Матросов П.Г. Общая и профессиональная педагогика - М.: Инфра-М, 2013. - 510 с.

2. Семенихин В. Педагогические условия мониторинга качества. LAP Lambert Academic Publishing, 2011. -192 с.

© Нуреева М.А., Трутанова А.В., Исаева В.А., Хамидулин А.М., 2017

УДК 37.02

Хамидулин А.М.

магистр НГПУ им. К. Минина, преподаватель Нижегородской

духовной семинарии г. Н. Новгород, РФ e-mail: captain.nemo.2012@yandex.ru Трутанова А.В. магистр НГПУ им. К. Минина г. Н. Новгород, РФ e-mail: tav_275448193@mail.ru Исаева В.А. магистр НГПУ им. К. Минина г. Н. Новгород, РФ e-mail: ki4igina-vera@mail.ru Нуреева М.А. магистр НГПУ им. К. Минина г. Н. Новгород, РФ e-mail: mar.nnov@mail.ru

ДУХОВНЫЕ ОСНОВЫ ХРИСТИАНСКОЙ ПЕДАГОГИКИ

Аннотация

В данной статье рассматривается философско-теологические основания христианской педагогики. Отмечается, что духовное воспитание является ключевым для религиозной педагогики. На основании вероучительных текстов христианской традиции выявляются важнейшие принципы отношения к обучающимся.

Ключевые слова

Религиозная педагогика, принципы, христианство, образование, воспитание.

Под «образованием» понимается также процесс формирования определённого образа - образа мышления, поведения, воспитания. Святитель Иоанн Златоуст в образованности человека видит страх преступить заповеди Божии, боязнь разгневать Его непослушанием: «истинная мудрость и истинное образование есть не что иное, как страх Божий». Для православной педагогики «образование» - это ещё и стяжание духовного образа, т.е. стремление воспитанника к приобретению образа Божьего. У Святителя Феофана Затворника мы находим также, что воспитание христианское через веру в Бога «есть восстановление Богом, по безмерной Его благости, образа Божия в человеке, падшем».

Человек, как мы узнаём из книги Бытия, был создан по образу и подобию Божию. «Сотворим человека по образу Нашему и по подобию Нашему» (Быт. 1:26 и 5:1). В Библии не уточняется, в чем именно состоят образ и подобие Божие в человеке. Святоотеческая традиция усматривает образ Божий преимущественно в духовной природе человека, в возможности преодолевать свою чувственную природу, в разумности человека, в свободе, в совести, в творческих дарованиях, в способности человека ответить на любовь Божию своею любовью к Нему и к Его творению, в чувстве ответственности человека за свои поступки и за все творения. Образ Божий в людях хотя и затемняется после грехопадения, но все же сохраняется, остается возможным наше спасение. Поэтому получаемые обучающимися знания должны быть призваны помочь нам на пути приближения к этому духовном образу, помочь нам достигнуть единственно важную в жизнь духовную цель - спасение своей души. Поэтому с точки зрения православной педагогики образовательный процесс должен затрагивать и развивать не только интеллектуальную, но и духовную сферы жизни воспитанника.

Этот процесс духовного развития, называемый нами «воспитанием», должен стать постоянным совместным трудом ученика и учителя, воспитанника и воспитуемого в деле приобретения духовности, «стяжания образа Божия». Духовность стоит на первом месте в иерархии ценностей православной педагогике. В этом заключается так называемый «иерархический принцип» воспитания личности, когда наиболее необходимому в воспитании отводится главенствующее место.

Еще одним очень важным педагогическим примером воспитания для нас является то, с какой любовью к детям относится во время Своей земной жизни Христос: «Он обнял их, возложил на них руки и благословил их» (Мк.10:16). И особенно то, с какой внимательной осторожностью заповедал Он обращаться с ними: «Смотрите, не призирайте ни одного из малых сих, ибо говорю вам, что Ангелы их на небесах всегда видят лицо Отца Моего Небесного» (Мф. 18:10); «Кто соблазнит одного из малых сих, верующих в Меня, тому лучше было бы. если б повесили ему жерновой камень на шею и бросили в пучину морскую» (Мк. 9:42)

Итак, мы обнаруживаем в словах Спасителя два принципа - любви и осторожности. Оба они являются основными и обязательными в любых отношениях, и тем более - в отношениях педагогических. Дети особенно чувствительны к проявлениям или отсутствию любви, поэтому педагогу нельзя быть инертным, иначе это будет отталкивать, изолировать его от детей. Педагогу нельзя не быть любящим, иначе ему не достичь той духовной связи с воспитанниками, без которой невозможен сам процесс воспитания - как процесс передачи духовного опыта, процесс «вскормления» детей тем, чем питаешься сам. Т.к. понятие Любви присуще прежде всего Божественному, ибо «Бог есть Любовь» (1 Ин. 4:8), и Любовь - это то, что связывает нас с Богом, следовательно, только действительно любящий детей и Бога педагог способен привести их ко Христу. Любовь должна стать связующим звеном как между Ним и педагогом, так и между педагогом и учеником. Видя пример учителя его любовь Богу, воспитанник сам должен возгореться такой любовью ко Христу. Только таким образом может быть исполнена заповедь Спасителя, сказавшего: «пустите детей и не препятствуйте им приходить ко Мне» (Мф 19 14). Последние слова напрямую относятся ко всем педагогам - ведь каждый из них, являясь детоводителем, должен вести детей не к какой-то неопределенной цели, а к Тому, к Кому стремится каждый христианин ко Христу.

Список использованной литературы:

1. Климен Александрийский. Педагог. М., 1996.

2. Рыжов В.В. Принципы одухотворенного педагогического образования. Гуманизм и духовность в образовании: Научные труды Второй международной научно-практической конференции. Н.Новгород, 2001.

3. Ушинский К.Д. Избранные педагогические произведения. М., 1968.

4. Шестун Евгений, прот. Православная педагогика. М., 2001.

© Хамидулин А.М., Трутанова А.В., Исаева А.В., Нуреева М.А., 2017

Ю

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.