Научная статья на тему 'ДУХОВНЫЕ ОСНОВАНИЯ КУЛЬТУРЫ ПРОТОГОРОДА АРКАИМ'

ДУХОВНЫЕ ОСНОВАНИЯ КУЛЬТУРЫ ПРОТОГОРОДА АРКАИМ Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
37
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КУЛЬТУРА / ДУХОВНОСТЬ / ЭНЕРГИЙНОСТЬ / МИФ / РИТУАЛ

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Лобанкова И.П.

Духовные основания культуры протогорода Аркаима - это гармонизация отношений бытия человека и мира. Духовная традиция обеспечивает включенность человека в мир и целостное сосуществование с универсумом. Духовность аркаимской культуры зависела от способности человека осознавать бытие мира как «свое».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ДУХОВНЫЕ ОСНОВАНИЯ КУЛЬТУРЫ ПРОТОГОРОДА АРКАИМ»

ДУХОВНЫЕ ОСНОВАНИЯ КУЛЬТУРЫ ПРОТОГОРОДА АРКАИМ

© Лобанкова И.П.1

Уфимский государственный университет экономики и сервиса, г. Уфа

Духовные основания культуры протогорода Аркаима - это гармонизация отношений бытия человека и мира. Духовная традиция обеспечивает включенность человека в мир и целостное сосуществование с универсумом. Духовность аркаимской культуры зависела от способности человека осознавать бытие мира как «свое».

Ключевые слова культура, духовность, энергийность, миф, ритуал.

Феномен духовности зародился в древности вместе с человеком разумным, как основа культуры. Дух - целостное сосуществование с универсумом, возникающее в трансценденции, переход от природы к духовности; ценностнообразующее основание, самозапрещающая энергия, созидательная в случае обращения на себя, удерживающая энергийную полноту в фокусе, чтобы остановив ее, целенаправленно созидать, и то, с чем эта энергия (дух) сцепляется, становится для человека ценностью.

На основе представления о духе единством веры и самозапрещающей -самосозидающей энергией была создана индоиранская культура Аркаима -протогорода эпохи бронзы (ХХ1-ХУШ в.в. до н.э.), представляющего собой два кольца фортификаций из сырцовых блоков, круговую улицу, центральную площадь и четыре входа. Город окружен рекой. Вслед за Аркаимом обнаружена «Страна городов» из двадцати памятников, которые отнесены к синташтинской археологической культуре, ученые связывают ее с ранними индоиранцами - степными скотоводами бронзового века [1].

Большинство специалистов прародиной индоиранцев считают степи Евразии, откуда они переселились в Индию и Иран. Параллели культуры

1 Доцент кафедры Философии, социологии и социально-коммуникационных технологий, кандидат культурологии, доцент.

Аркаима и индоиранских текстов Ригведы и Авесты проводили многие ученые (Г.Б. Зданович, Т.Я. Елизаренкова И.М. Стеблин-Каменский, В.Ф. Ге-нинг), но наиболее аргументирован труд Е.Е. Кузьминой, сопоставившей индоиранские тексты Ригведа и Авеста с археологическими культурами Древнего мира и сделавшей вывод, что «наиболее вероятные предки ариев -создатели памятников Синташта-Аркаим на Урале» [3].

Духовное пространство Аркаима и «Страны городов» обусловлено мифологическим миропониманием и мифотворческой функцией сознания жителей, духовность которых предполагает трансцендентную связь c миром богов через миф, культ и ритуал путем следования культурной традиции. О духовности аркаимцев можно судить по модели города, могильника, где отражена картина мира, где человек - часть Мироздания.

Ряд ученых (И.М. Стеблин-Каменский, И.В. Пьянков, А.П. Медведев) соотнес Аркаим с мифами о культурном герое - первопредке, индоиранском царе, названном в Авесте Йима, в Ригведе Яма, у нуристанских кафиров Имра, и выдвинул гипотезу о связи конструкции Аркаима с авестийской ва-рой - обителью праведников, построенной Йимой в Арианам-Вейджа по указу Ахура-Мазды для спасения от стихийных бедствий. В Авесте отражены ее строительные технологии: глинобитная крепость круглой формы с тремя кругами укреплений.

Археологические артефакты подтверждают создание Аркаима в ритуале, повторяющем действо культурного героя Йимы, и идею В.Н. Топорова: «изначальная духовность человека на стадии homo faber бесспорна и на уровне археологических артефактов, и на уровне самосознания человека архаики. В деятельности мифического демиурга с самого начала акта творения присутствует «духовное» делание, неотделимое от «материального» в силу принципа космологического творения, вовлекающего дух и материю, культуру и природу» [6].

Духовность культурной адаптации проявилась в освоении природной среды. Взаимодействие с местом жизни рождает культурную символику, закрепляя ее в духовном пространстве, где качественная характеристика жизнедеятельности аркаимцев определяется ценностными потребностями.

Влияние природно-географического фактора на духовную культуру Ар-каима связано с культом в металлургии. Обряд плавки металла в печи-колодце приобщал к трансцендентному миру в ритуале поклонения Агни, участвовавшему в демиургическом процессе творения металла из руды.

Культура Аркаима - совокупность артефактов, свидетельствующих о духовности его жителей. Форма аркаимской культуры существует объектно (предметно-объектный акцент лежит в основании быта, как предметно-бытовые артефакты) и субъектно (предметно -субъектный акцент лежит в основании сакральности, как предметно-сакральные артефакты, раскрывающиеся через миф, символ, ритуал). В культуре Аркаима предметность артефакта дублируется в релевантной к артефактам деятельности, далее в мысли, на базе чего и возможна философско-методологическая реконструкция духовной жизни жителей Аркаима.

Археолог, имея дело с артефактами, занимается методологической реконструкцией образа жизни, что есть результат воображения - свободного творческого акта, где по лекалам артефактов строится образ жизни давно ушедшей эпохи - истоков индоиранской цивилизации. Духовная деятельность ариев Аркаима закодирована в артефактах и метод герменевтического круга позволяет его расшифровать.

Первооткрыватель Аркаима профессор Г.Б. Зданович считает, что «зафиксированные в центре площади Аркаима и на ярусных уступах погребально-храмового комплекса Синташты мощные прокалы - следы огня, горевшего длительное время в дни ритуальных праздников, и остатки вертикальных столбов вписаны в миф Горы, Древа Жизни, Оси Мира» [2].

На духовность указывает мощный погребальный обряд в культуре Ар-каима, где смерть есть утрата бытийного уровня - духовный выход в вечность - переход от природы к духовности. В аркаимском мифе человек умирая, обретал топос смерти - пространство онтологического единства сущего. Сущность духовности раскрывается через символ смерти как причастность смысловой общности, что отражено в погребальном обряде и курганах (символ Мировой Горы, Оси Мира - основы мироздания).

Жители Аркаима утверждали духовные ценности, строя жизнь в согласии законом единства Мироздания, где человек был его частью.

Универсальный закон духовного бытия - подчинение должному при внутреннем единении общества соотносится с законом служения общему благу - насаждение древними мудрецами - Водителями народов соборного общинного единения рождающего взаимосвязь, взаимоответственность, дружелюбие и другие духовные качества сотрудничества, когда нравственные ценности упорядочивают социальное бытие.

Заключение о служении жителей Аркаима общему благу можно сделать исходя из организации внутреннего пространства города, указывающего на то, что в Аркаиме жил единый коллектив, большесемейная община, где общественное и личное было едино.

«Социальная структура общества Аркаима эгалитарна. В структуру общины интегрированы социальные элиты: сакральная, отвечающая за ритуалы и военно-производственная, связанная с металлургией. Элиты составляли одно целое с общиной, формируясь по половозрастному принципу. Нет следов царской, государственной власти, имущественного расслоения, в основе социума - половозрастная стратификация, основанная на личностном авторитете» [5]. Так, в Аркаиме проявлялись духовные законы бытия: закон Единства и закон Общего блага.

Духовность - это предельная выраженность непредметности - т.е. энер-гийность; живая субстанция в деятельной способности - дух с разными степенями тяжести, предметной определенности и деятельной способности. Обратимся к идее иерархии бытия формы А.Б. Невелева [4].

В культуре Аркаима три вида бытия формы: 1) артефакты; 2) закодированный в артефактах способ деятельности; 3) закодированная в артефактах и в деятельности мысль. Деятельностный (энергийный) дублер артефактов оживляем через реконструкцию - перевод предметного уровня в деятельно-стный, за которым стоит энергийность (духовность) - бытие формы деятельности - энергийность в возможности. Закодированная в вещи форма жестка. Форма в деятельности привносит отступление от объектности к субъектности (привнесение субъектности в объектность).

В трех ипостасях предметной формы (орудийность, символичность, знаковость) при переходе от орудия к символу на месте вещи - образ, от образа к знаку - слово (Гегель) - это освобождающее сбрасывание предметности, где на пределе захватывает дух.

В рамках орудийного уровня Аркаима есть разные орудийные слои, к которым привязан разный уровень энергийности (деятельной способности). Есть жестко привязанная предметность - орудия с ограниченными степенями свободы (закрепление формы в сознании скотовода в рамках природных циклов, артефактов хозяйства и дома).

Есть расширяющее горизонт предметное раскрепощение символического уровня (аркаимский мастер, украшающий керамический сосуд, изготавливающий женское украшение или сакральный предмет культа - булаву, или же стадо лошадей, несущееся по степи - символ свободы кочевого образа жизни - предметное бытие энергийного состояния человека в степи, распахивающее миру, или же колесница - арийский символ царской власти в Аркаиме, символ сущности человека в индуизме, символ колеса Закона -Малая колесница (Хинаяна) и Большая колесница (Махаяна) в буддизме) -это тоже предметная привязка, но жесткость ее иная, поскольку это есть также и раскрытие энергийности, другой уровень энергийной насыщенности. Следующий энергийный (духовный) уровень - знак -слово - мысль.

Духовная (энергийная) сторона бытия человека аркаимской культуры, связанная с деятельностью служителей культа и их энергией восхождения на вершину абстракции бытия, где они, общаясь с богами, были связаны со всем универсумом.

Энергийная насыщенность бытия человека аркаимской культуры возрастает по мере уменьшения его предметной определенности, приводит к мощной фокусировке энергии любви, вспышке экстаза бытия и Духа, идентичность с которым преобразует человека.

Примеры трансформации предметного бытия в энергийное - это торжественное жертвоприношение коня (а часто нескольких коней) на церемонии ашвамедха, или сожжение Аркаима перед уходом его жителей - форма по-

тлача, когда имущество не дарили, а разрушали - это высшая форма траты -жертвоприношение богам и предкам.

Направленность (интенциональность) к трансцендентному иноприрод-ному бытию, сердечная открытость и незамкнутость сознания мудрецов -риши, наделенных особой природой внутреннего «видения», выражена через энергийный поток, достигающий пределов сознания и существования в моменты возвышенного экстаза при общении с богами.

Древние знали, что духовное прозрение дается только тогда, когда открыто сердце, и только высшее объединенное сознание может побудить прозрение духовное, тонкое восприятие считалось знамением высших сил.

Так, открытое сердце и идеализированный экстаз энергии любви были неотъемлемым качеством обладающих духовным прозрением ариев Ригве-ды и их предков аркаимцев.

Древние мудрецы умели пользоваться сердцем как духовным органом «мудрого делания», осуществляя энергообмен с Высшим через предельное антропологическое размыкание в бытии, постигали единство мира, утвердив приоритет духовных ценностей над материальными, и обретя высшее согласие через экстатическую вспышку энергии духовной любви, становились местом Бытия, Блага, Истины, Красоты и Духа.

Таким образом, духовность аркаимцев - это целостное сосуществование с универсумом, имманентное качество мудрецов древности, получавших духовное прозрение через единение с миром.

Список литературы:

1. Зданович Г.Б. Аркаим: арии на Урале или несостоявшаяся цивилизация // Аркаим. - Челябинск: Каменный пояс, 1995. - С. 38.

2. Зданович Г.Б. Могила Учителя или образ горы в культуре «Страны городов» // Аркаим. - Челябинск: Крокус, 2004. - С. 80.

3. Кузьмина Е.Е. Арии - путь на юг. Российский институт культурологии. - М.: Летний сад, 2008. - С. 4.

4. Невелев А.Б. Бытие человека: диалектика предметности и энергийно-сти // Вестник Челяб. гос. ун-та. - 2012. - № 15. - С. 30-34.

5. Петров Ф.Н. Культурный ландшафт Зауральской степи в контексте археологических исследований // Археология в современной культуре России. - Челябинск, 2008. - С. 77.

6. Топоров В.Н. Исследования по этимологии и семантике. Т. 3: Индийские и иранские языки. - М.: Языки славянских культур. - 2009. - С. 10.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.