ДУХОВНЫЕ ОСНОВАНИЯ КУЛЬТУРЫ ПРОТОГОРОДА АРКАИМ
© Лобанкова И.П.1
Уфимский государственный университет экономики и сервиса, г. Уфа
Духовные основания культуры протогорода Аркаима - это гармонизация отношений бытия человека и мира. Духовная традиция обеспечивает включенность человека в мир и целостное сосуществование с универсумом. Духовность аркаимской культуры зависела от способности человека осознавать бытие мира как «свое».
Ключевые слова культура, духовность, энергийность, миф, ритуал.
Феномен духовности зародился в древности вместе с человеком разумным, как основа культуры. Дух - целостное сосуществование с универсумом, возникающее в трансценденции, переход от природы к духовности; ценностнообразующее основание, самозапрещающая энергия, созидательная в случае обращения на себя, удерживающая энергийную полноту в фокусе, чтобы остановив ее, целенаправленно созидать, и то, с чем эта энергия (дух) сцепляется, становится для человека ценностью.
На основе представления о духе единством веры и самозапрещающей -самосозидающей энергией была создана индоиранская культура Аркаима -протогорода эпохи бронзы (ХХ1-ХУШ в.в. до н.э.), представляющего собой два кольца фортификаций из сырцовых блоков, круговую улицу, центральную площадь и четыре входа. Город окружен рекой. Вслед за Аркаимом обнаружена «Страна городов» из двадцати памятников, которые отнесены к синташтинской археологической культуре, ученые связывают ее с ранними индоиранцами - степными скотоводами бронзового века [1].
Большинство специалистов прародиной индоиранцев считают степи Евразии, откуда они переселились в Индию и Иран. Параллели культуры
1 Доцент кафедры Философии, социологии и социально-коммуникационных технологий, кандидат культурологии, доцент.
Аркаима и индоиранских текстов Ригведы и Авесты проводили многие ученые (Г.Б. Зданович, Т.Я. Елизаренкова И.М. Стеблин-Каменский, В.Ф. Ге-нинг), но наиболее аргументирован труд Е.Е. Кузьминой, сопоставившей индоиранские тексты Ригведа и Авеста с археологическими культурами Древнего мира и сделавшей вывод, что «наиболее вероятные предки ариев -создатели памятников Синташта-Аркаим на Урале» [3].
Духовное пространство Аркаима и «Страны городов» обусловлено мифологическим миропониманием и мифотворческой функцией сознания жителей, духовность которых предполагает трансцендентную связь c миром богов через миф, культ и ритуал путем следования культурной традиции. О духовности аркаимцев можно судить по модели города, могильника, где отражена картина мира, где человек - часть Мироздания.
Ряд ученых (И.М. Стеблин-Каменский, И.В. Пьянков, А.П. Медведев) соотнес Аркаим с мифами о культурном герое - первопредке, индоиранском царе, названном в Авесте Йима, в Ригведе Яма, у нуристанских кафиров Имра, и выдвинул гипотезу о связи конструкции Аркаима с авестийской ва-рой - обителью праведников, построенной Йимой в Арианам-Вейджа по указу Ахура-Мазды для спасения от стихийных бедствий. В Авесте отражены ее строительные технологии: глинобитная крепость круглой формы с тремя кругами укреплений.
Археологические артефакты подтверждают создание Аркаима в ритуале, повторяющем действо культурного героя Йимы, и идею В.Н. Топорова: «изначальная духовность человека на стадии homo faber бесспорна и на уровне археологических артефактов, и на уровне самосознания человека архаики. В деятельности мифического демиурга с самого начала акта творения присутствует «духовное» делание, неотделимое от «материального» в силу принципа космологического творения, вовлекающего дух и материю, культуру и природу» [6].
Духовность культурной адаптации проявилась в освоении природной среды. Взаимодействие с местом жизни рождает культурную символику, закрепляя ее в духовном пространстве, где качественная характеристика жизнедеятельности аркаимцев определяется ценностными потребностями.
Влияние природно-географического фактора на духовную культуру Ар-каима связано с культом в металлургии. Обряд плавки металла в печи-колодце приобщал к трансцендентному миру в ритуале поклонения Агни, участвовавшему в демиургическом процессе творения металла из руды.
Культура Аркаима - совокупность артефактов, свидетельствующих о духовности его жителей. Форма аркаимской культуры существует объектно (предметно-объектный акцент лежит в основании быта, как предметно-бытовые артефакты) и субъектно (предметно -субъектный акцент лежит в основании сакральности, как предметно-сакральные артефакты, раскрывающиеся через миф, символ, ритуал). В культуре Аркаима предметность артефакта дублируется в релевантной к артефактам деятельности, далее в мысли, на базе чего и возможна философско-методологическая реконструкция духовной жизни жителей Аркаима.
Археолог, имея дело с артефактами, занимается методологической реконструкцией образа жизни, что есть результат воображения - свободного творческого акта, где по лекалам артефактов строится образ жизни давно ушедшей эпохи - истоков индоиранской цивилизации. Духовная деятельность ариев Аркаима закодирована в артефактах и метод герменевтического круга позволяет его расшифровать.
Первооткрыватель Аркаима профессор Г.Б. Зданович считает, что «зафиксированные в центре площади Аркаима и на ярусных уступах погребально-храмового комплекса Синташты мощные прокалы - следы огня, горевшего длительное время в дни ритуальных праздников, и остатки вертикальных столбов вписаны в миф Горы, Древа Жизни, Оси Мира» [2].
На духовность указывает мощный погребальный обряд в культуре Ар-каима, где смерть есть утрата бытийного уровня - духовный выход в вечность - переход от природы к духовности. В аркаимском мифе человек умирая, обретал топос смерти - пространство онтологического единства сущего. Сущность духовности раскрывается через символ смерти как причастность смысловой общности, что отражено в погребальном обряде и курганах (символ Мировой Горы, Оси Мира - основы мироздания).
Жители Аркаима утверждали духовные ценности, строя жизнь в согласии законом единства Мироздания, где человек был его частью.
Универсальный закон духовного бытия - подчинение должному при внутреннем единении общества соотносится с законом служения общему благу - насаждение древними мудрецами - Водителями народов соборного общинного единения рождающего взаимосвязь, взаимоответственность, дружелюбие и другие духовные качества сотрудничества, когда нравственные ценности упорядочивают социальное бытие.
Заключение о служении жителей Аркаима общему благу можно сделать исходя из организации внутреннего пространства города, указывающего на то, что в Аркаиме жил единый коллектив, большесемейная община, где общественное и личное было едино.
«Социальная структура общества Аркаима эгалитарна. В структуру общины интегрированы социальные элиты: сакральная, отвечающая за ритуалы и военно-производственная, связанная с металлургией. Элиты составляли одно целое с общиной, формируясь по половозрастному принципу. Нет следов царской, государственной власти, имущественного расслоения, в основе социума - половозрастная стратификация, основанная на личностном авторитете» [5]. Так, в Аркаиме проявлялись духовные законы бытия: закон Единства и закон Общего блага.
Духовность - это предельная выраженность непредметности - т.е. энер-гийность; живая субстанция в деятельной способности - дух с разными степенями тяжести, предметной определенности и деятельной способности. Обратимся к идее иерархии бытия формы А.Б. Невелева [4].
В культуре Аркаима три вида бытия формы: 1) артефакты; 2) закодированный в артефактах способ деятельности; 3) закодированная в артефактах и в деятельности мысль. Деятельностный (энергийный) дублер артефактов оживляем через реконструкцию - перевод предметного уровня в деятельно-стный, за которым стоит энергийность (духовность) - бытие формы деятельности - энергийность в возможности. Закодированная в вещи форма жестка. Форма в деятельности привносит отступление от объектности к субъектности (привнесение субъектности в объектность).
В трех ипостасях предметной формы (орудийность, символичность, знаковость) при переходе от орудия к символу на месте вещи - образ, от образа к знаку - слово (Гегель) - это освобождающее сбрасывание предметности, где на пределе захватывает дух.
В рамках орудийного уровня Аркаима есть разные орудийные слои, к которым привязан разный уровень энергийности (деятельной способности). Есть жестко привязанная предметность - орудия с ограниченными степенями свободы (закрепление формы в сознании скотовода в рамках природных циклов, артефактов хозяйства и дома).
Есть расширяющее горизонт предметное раскрепощение символического уровня (аркаимский мастер, украшающий керамический сосуд, изготавливающий женское украшение или сакральный предмет культа - булаву, или же стадо лошадей, несущееся по степи - символ свободы кочевого образа жизни - предметное бытие энергийного состояния человека в степи, распахивающее миру, или же колесница - арийский символ царской власти в Аркаиме, символ сущности человека в индуизме, символ колеса Закона -Малая колесница (Хинаяна) и Большая колесница (Махаяна) в буддизме) -это тоже предметная привязка, но жесткость ее иная, поскольку это есть также и раскрытие энергийности, другой уровень энергийной насыщенности. Следующий энергийный (духовный) уровень - знак -слово - мысль.
Духовная (энергийная) сторона бытия человека аркаимской культуры, связанная с деятельностью служителей культа и их энергией восхождения на вершину абстракции бытия, где они, общаясь с богами, были связаны со всем универсумом.
Энергийная насыщенность бытия человека аркаимской культуры возрастает по мере уменьшения его предметной определенности, приводит к мощной фокусировке энергии любви, вспышке экстаза бытия и Духа, идентичность с которым преобразует человека.
Примеры трансформации предметного бытия в энергийное - это торжественное жертвоприношение коня (а часто нескольких коней) на церемонии ашвамедха, или сожжение Аркаима перед уходом его жителей - форма по-
тлача, когда имущество не дарили, а разрушали - это высшая форма траты -жертвоприношение богам и предкам.
Направленность (интенциональность) к трансцендентному иноприрод-ному бытию, сердечная открытость и незамкнутость сознания мудрецов -риши, наделенных особой природой внутреннего «видения», выражена через энергийный поток, достигающий пределов сознания и существования в моменты возвышенного экстаза при общении с богами.
Древние знали, что духовное прозрение дается только тогда, когда открыто сердце, и только высшее объединенное сознание может побудить прозрение духовное, тонкое восприятие считалось знамением высших сил.
Так, открытое сердце и идеализированный экстаз энергии любви были неотъемлемым качеством обладающих духовным прозрением ариев Ригве-ды и их предков аркаимцев.
Древние мудрецы умели пользоваться сердцем как духовным органом «мудрого делания», осуществляя энергообмен с Высшим через предельное антропологическое размыкание в бытии, постигали единство мира, утвердив приоритет духовных ценностей над материальными, и обретя высшее согласие через экстатическую вспышку энергии духовной любви, становились местом Бытия, Блага, Истины, Красоты и Духа.
Таким образом, духовность аркаимцев - это целостное сосуществование с универсумом, имманентное качество мудрецов древности, получавших духовное прозрение через единение с миром.
Список литературы:
1. Зданович Г.Б. Аркаим: арии на Урале или несостоявшаяся цивилизация // Аркаим. - Челябинск: Каменный пояс, 1995. - С. 38.
2. Зданович Г.Б. Могила Учителя или образ горы в культуре «Страны городов» // Аркаим. - Челябинск: Крокус, 2004. - С. 80.
3. Кузьмина Е.Е. Арии - путь на юг. Российский институт культурологии. - М.: Летний сад, 2008. - С. 4.
4. Невелев А.Б. Бытие человека: диалектика предметности и энергийно-сти // Вестник Челяб. гос. ун-та. - 2012. - № 15. - С. 30-34.
5. Петров Ф.Н. Культурный ландшафт Зауральской степи в контексте археологических исследований // Археология в современной культуре России. - Челябинск, 2008. - С. 77.
6. Топоров В.Н. Исследования по этимологии и семантике. Т. 3: Индийские и иранские языки. - М.: Языки славянских культур. - 2009. - С. 10.