Научная статья на тему 'ДУХОВНЫЕ ОНЛАЙН-КУРСЫ КАК ЭЛЕМЕНТ СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА'

ДУХОВНЫЕ ОНЛАЙН-КУРСЫ КАК ЭЛЕМЕНТ СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Архонт
Область наук
Ключевые слова
духовность / новые медиа / онлайн-курс / религия / spirituality / new media / online course / religion

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Хрипунова А.Н.

современные образовательные процессы получают новую форму реализации, представленную онлайн-курсами. Данная форма образования затрагивает различные сферы, в том числе и касающиеся сферы духовности. В статье автор акцентирует внимание на особенностях характеристик онлайн-курсов и авторских новых медиа.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ONLINE SPIRITUAL COURSES AS AN ELEMENT OF THE MODERN EDUCATIONAL SPACE

modern educational processes are receiving a new form of implementation, represented by online courses. This form of education affects various areas, including those related to the field of spirituality. In the article, the author focuses on the characteristics of online courses and author's new media.

Текст научной работы на тему «ДУХОВНЫЕ ОНЛАЙН-КУРСЫ КАК ЭЛЕМЕНТ СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА»

ТРИБУНА МОЛОДОГО УЧЕНОГО

Хрипунова А.Н.

магистр Социологического факультета Московского государстенного университета

имени М.В. Ломоносова annaslovobook@gmail.com

ДУХОВНЫЕ ОНЛАЙН-КУРСЫ КАК ЭЛЕМЕНТ СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА

Аннотация: современные образовательные процессы получают новую форму реализации, представленную онлайн-курсами. Данная форма образования затрагивает различные сферы, в том числе и касающиеся сферы духовности. В статье автор акцентирует внимание на особенностях характеристик онлайн-курсов и авторских новых медиа.

Ключевые слова: духовность, новые медиа, онлайн-курс, религия

Проблемы в сфере образования являются объектом пристального внимания со стороны государства и различных групп общественности. Изменения, происходящие в обществе под влиянием информационно-коммуникативных технологий, приводят к появлению и распространению новых технологий, форм, средств и методов образовательного пространства.

С каждым годом увеличивается количество образовательных программ и курсов, преподаваемых в дистанционном формате. Интерес представляют онлайн-курсы, созданные и продвигаемые в новых медиа. Дистанционные курсы представлены в различных форматах: записанные заранее видео-лекции, прямые эфиры с преподавателями, аудио и текстовые материалы. Онлайн-курсы становятся не только образовательным продуктом, но и массовым воспроизводимым медиапродуктом.

Во время обучения на таких курсах применяются различные интерактивные технологии, такие как групповые онлайн-сессии, обсуждения, ведение блогов в социальных сетях, тестовое оценивание пройденного материала и др. Онлайн-курсы охватывают самые различные области знания: заработок и финансы, здоровье и фитнес, самореализация, овладение определенными профессиональными компетенциями, 1Т, духовность и религия, психология и взаимоотношения и др.

Для нас интересно то, что онлайн-образование также предоставляет множество возможностей для изучения различных аспектов религии. Онлайн-курсы могут помочь пользователям интернета расширить свои знания о религии.

На данный момент представлено большое количество онлайн-курсов, которые предлагают обширную информацию о основных учениях различных религий, таких как христианство, ислам, буддизм, индуизм и другие. Курсы также включают изучение истории этих религий, их священных текстов и ритуалов.

Также существуют и активно продвигаются онлайн-курсы по философии религии. Они содержат в себе основные философские концепции, связанные с религиозными верованиями, различные аргументы в пользу или против существования Бога, сути зла и добра, свободы воли и другие философские вопросы, связанные с религией.

История религии. Онлайн-курсы по истории религии помогают понять эволюцию религиозных учений и их влияние на культуру и общество. На этих курсах пользователи могут изучить исторические периоды, в которых возникли различные религии, и изучить влияние религии на политику, искусство, науку и другие аспекты.

Отдельно можно выделить такое направление, как духовное руководство. Онлайн-курсы религиозного руководства направлены на развитие духовности и применения религиозных практик в повседневной жизни. Курсы могут включать обучение молитве, медитации, ритуалам и другим аспектам религиозной практики.

Также онлайн-пространство позволяют построить межрелигиозный диалог. Онлайн-курсы, посвященные межрелигиозному диалогу, объединяют представителей разных религий для изучения и обсуждения общих принципов и ценностей разных религий. Это помогает развивать понимание, терпимость и уважение к другим религиозным традициям.

В рамках анализа онлайн-образования в новых медиа исследовательский интерес представляет функциональный подход. Функциональный подход к онлайн-образованию основан на анализе социальных функций, которые выполняются данным видом образования [11]:

• Доступность. Онлайн-образование предоставляет возможность обучения в любом месте и в любое время, с помощью компьютера или мобильного устройства с доступом в интернет.

• Гибкость. Онлайн-образование предлагает гибкий график занятий, позволяющий студентам изучать материалы в соответствии с собственным темпом и свободным временем. Это особенно полезно для студентов, которым необходимо работать или заниматься другими обязанностями.

• Интерактивность. Онлайн-образование предлагает возможность взаимодействия между преподавателями и студентами в режиме реального времени, например, через видеоконференции или онлайн-дискуссии. Это позволяет студентам задавать вопросы, обсуждать материалы и получать обратную связь от преподавателей и других студентов.

• Оценка и обратная связь. Онлайн-образование обеспечивает системы оценки и обратной связи, которые позволяют студентам оценивать свой прогресс и получать рекомендации по улучшению. Это помогает стимулировать мотивацию и поддерживать высокие стандарты обучения.

Все описанные выше функции есть у образования в новых медиа. Подход также учитывает цели и результаты образовательного процесса, особенности организации и проведения онлайн-курсов.

В рамках новых медиа возможны следующие формы обучения:

• Вебинар — это форма онлайн-образования, представляющая собой интерактивную лекцию, презентацию или тренинг, который проводится в реальном времени через интернет. Основная идея вебинара заключается в возможности передачи знаний, обмене информацией и взаимодействии между преподавателем и участниками в режиме онлайн [1].

• Онлайн-тренинги представляют собой вид онлайн образования, который позволяет обучающимся приобрести знания и навыки в определенной области. Онлайн-тренинги предлагают структурированные курсы по различным темам, которые можно проходить в интернете [3]. Они обычно состоят из лекций, упражнений, тестов и практических заданий. Такие тренинги могут быть бесплатными или платными, их длительность может варьироваться от нескольких часов до нескольких месяцев. Онлайн-тренинги обычно предоставляют возможность доступа к материалам и учебным ресурсам в любое время и из любого места, что делает обучение гибким и удобным для студента.

• Сертифицированные программы [3], в свою очередь, позволяют студентам получать официальные сертификаты, подтверждающие их знания и навыки в конкретной области и получить официальное признание своих компетенций в форме сертификата. Для получения сертификата необходимо пройти определенное количество обучающих курсов и

успешно сдать экзамены или выполнить практические задания. Сертификационные программы разрабатываются и учебными организациями, и научными институтами, и профессиональными ассоциациями. Получение сертификата может улучшить шансы на получение работы или продвижение по карьерной лестнице.

• Онлайн-курсы [2] в новых медиа представляют собой обучающие программы, доступные через интернет, которые охватывают различные аспекты использования новых медиа в сферах информационных технологий, цифрового маркетинга, социальных медиа и других смежных областях. Такие курсы могут включать в себя уроки по созданию контента для веб-сайтов, основы видеомонтажа, управлению социальными сетями, аналитике веб-трафика и другие навыки, необходимые для эффективной работы в современной цифровой среде. Эти курсы могут быть доступны как для начинающих пользователей, так и для профессионалов, желающих усовершенствовать свои знания и навыки в области новых медиа [2].

• Существует и такой вид образования в новых медиа как образовательные видео и платформы для самообразования: это видеоконтент, предоставляемый на различных платформах, таких как YouTube, Khan Academy и др. Здесь можно найти обучающие видеоролики, лекции и уроки по разным темам и предметам [13].

Все рассмотренные виды онлайн-образования в новых медиа могут быть авторскими и в рамках «онлайн-школ». Авторские новые медиа — это понятие, которое относится к контенту, созданному определенным автором и распространяемому через новые медийные платформы: блоги, видеохостинги, социальные сети и подкасты. Этот контент может быть в формате статьи, видео, аудиозаписи, графических изображений и др. [5] Авторские новые медиа позволяют авторам самостоятельно создавать и распространять свой контент без посредников, например издательств, телеканалов и др. Это дает возможность более широкому кругу людей выразить свои идеи, мнения и творческие работы. Например, в Youtube или Telegram эксперт в той или иной области публикует контент, высказывает свои позиции, а также продает определенные образовательные продукты. Отметим, что целью образовательных авторских каналов Youtube и Telegram является просветительский и интеллектуальный контент. Чаще всего образовательные онлайн курсы в авторских медиа не имеют под собой цель обучить профессии, а реализуют принцип непрерывности обучения и всестороннего развития личности. Примером авторского медиа может служить блог искусствоведа Екатерины Андреевой [7] (выпускницы исторического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова), в котором бесплатно для всех интересующихся публикуется контент по проблеме истории искусств и развития моды, живописи, рисунка в различные периоды жизни человечества. Однако, автор также и продает свои курсы [7] по истории искусств. Или канал Ирины Хакамада в Youtube [9], в котором известная журналистка и медийная личность публикует видео по философской проблематике, делится опытом жизни и своими копинг-стратегиями. В своем Telegram-канале Ирина также делится подобным контентом, но уже в текстовом и аудио форматах [10]. Кроме того, у журналистки и политолога есть свои авторские образовательные онлайн-курсы [6].

Таким образом, мы видим, что авторские медиа реализуют образовательную функцию. Причем они не составляют конкуренцию государственным и негосударственным образовательным организациям.

Однако бывают и такие ситуации, когда посредством авторских новых медиа продается/транслируется некачественный контент, который идет вразрез с современными научными представлениями, например, курсы известного блогера, инфлюенсера, которая на данный момент находится под следствием за неуплату налогов - Елены Блиновской [12]. Е. Блиновская продавала курс «Марафон желаний», целью которого было реализовать любые мечты покупателя силой мысли и перепрограммирования мышления. Блогер утверждала, что

силой мысли можно добиться любого результата, главное - правильно задать вопрос Вселенной. Отметим, что автор не имеет профильного образования (психологического, экономического).

Еще одним примером ненаучного курса «пустышки» может служить онлайн-ретрит от отечественной медийной персоны Виктории Бони, которая продает авторские онлайн «ретриты», где предлагает соединиться с энергией Космоса силой мысли для освобождения сознания [8].

Отметим, что подобная ситуация возможна из-за отсутствия проработанной законодательной базы. В Российской Федерации продажа онлайн-курсов и других образовательных ресурсов регулируется Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-Ф3, Законом РФ от 07.02.1992 N 2300-1 (ред. от 04.08.2023) «О защите прав потребителе» и Федеральным закон «О рекламе» от 13.03.2006 № 38-ФЗ. Осуществление образовательной деятельности, включая создание и продажу онлайн-курсов, требует лицензирования и соответствия определенным стандартам и требованиям, которые прописаны в статье 91 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», однако данная статья касается индивидуальных предпринимателей и организаций, которые заявляют, что реализуют образовательную деятельность. Если блогер, например, продает курс, но не регистрирует его, как образовательный проект, то он может продавать любой продукт, если тот не нарушает иные законы РФ (призывы к экстремизму и т. д.).

Литература:

1. Айдынбай Т.Ж., Шуйтенов Г.Ж. Вебинары и видеоконференции в системе дистанционного обучения// Наука, техника и образование, 2015. № 4(10). С. 83-89.

2. Алиева М.К., Баширова М.М. Современное онлайн-обучение// Наука: общество, экономика, право, 2020. № 1. С. 225-229.

3. Аршинова В.В., Кузнецова Н.В. Тренинговые онлайн-технологии работы в период пандемии COVID-19// Личность в пространстве и времени, 2020. № 9. С. 22-33.

4. Бредихин А.В., Сорокоумов Е.А. «Новые медиа» в системе политических конфликтов// Евразийский юридический журнал, 2023. № 11(186). С. 483-484.

5. Коломийцева Е.Ю. Новые медиа в пандемию: пути трансформации// Вестник Волжского университета им. В.Н. Татищева, 2021. Т. 1. № 1(34). С. 144-152.

6. Официальный сайт проекта «Хакаматон». URL: https://hakamaton.m/versionofyourself?utm_source=main&utm_medium=mam&utm_campaign=ve rsionofyourself (дата обращения: 15.12.2023).

7. Официальный сайт проекта «Yaandart». URL: https://yaandart.com/#cours_01 (дата обращения 15.12.2023).

8. Официальный сайт ретриов от Виктори Бони. URL: https://www.retreatmanasa.ru/retreats/online/1 (дата обращения: 15.12.2023).

9. Официальный сайт Youtube. URL: https://www.youtube.com/channel/UC25omgPk5 kEFbEeKpP0WiUg (дата обращения: 15.12.2023).

10. Официальный Telegram канал Ирины Хакамада. URL: https://t.me/s/chillosophy (дата обращения: 15.12.2023).

11. Полянкина С.Ю. Онлайн-образование: реонтологизация или деонтологизация?// Профессиональное образование в современном мире, 2020. Т. 10. №. 1. С. 3428-3437.

12. Следствие попросило продлить домашний арест Блиновской// РИА Новости. URL: https://ria.ru/20231020/blinovskaya-1904053644.html (дата обращения: 15.12.2023).

13. Шелепаева А.Х. Образовательные онлайн-платформы: классификация и критерии оценивания// Открытое образование, 2022. Т. 26. № 3. С. 27-34.

References:

1. Ajdynbaj T.Zh., Shujtenov G.Zh. Vebinary i videokonferencii v sisteme distancionnogo obuchenija// Nauka, tehnika i obrazovanie, 2015. № 4(10). S. 83-89.

2. Alieva M.K., Bashirova M.M. Sovremennoe onlajn-obuchenie// Nauka: obshhestvo, jekonomika, pravo, 2020. № 1. S. 225-229.

3. Arshinova V.V., Kuznecova N.V. Treningovye onlajn-tehnologii raboty v period pandemii COVID-19// Lichnost' v prostranstve i vremeni, 2020. № 9. S. 22-33.

4. Bredihin A.V., Sorokoumov E.A. «Novye media» v sisteme politicheskih konfliktov// Evrazijskij juridicheskij zhurnal, 2023. № 11(186). S. 483-484.

5. Kolomijceva E.Ju. Novye media v pandemiju: puti transformacii// Vestnik Volzhskogo universiteta im. V.N. Tatishheva, 2021. T. 1. № 1(34). S. 144-152.

6. Oficial'nyj sajt proekta «Hakamaton». URL: https://hakamaton.ru/versionofyourself?utm_source=main&utm_medium=main&utm_campaign=ve rsionofyourself (data obrashhenija: 15.12.2023).

7. Oficial'nyj sajt proekta «Yaandart». URL: https://yaandart.eom/#cours_01 (data obrashhenija 15.12.2023).

8. Oficial'nyj sajt retriov ot Viktori Boni. URL: https://www.retreatmanasa.ru/retreats/online/1 (data obrashhenija: 15.12.2023).

9. Oficial'nyj sajt Youtube. URL: https://www.youtube.com/channel/UC25omgPk5kEFbEeKpP0WiUg (data obrashhenija: 15.12.2023).

10. Oficial'nyj Telegram kanal Iriny Hakamada. URL: https://t.me/s/chillosophy (data obrashhenija: 15.12.2023).

11. Poljankina S.Ju. Onlajn-obrazovanie: reontologizacija ili deontologizacija?// Professional'noe obrazovanie v sovremennom mire, 2020. T. 10. №. 1. S. 3428-3437.

12. Sledstvie poprosilo prodlit' domashnij arest Blinovskoj// RIA Novosti. URL: https://ria.ru/20231020/blinovskaya-1904053644.html (data obrashhenija: 15.12.2023).

13. Shelepaeva A.H. Obrazovatel'nye onlajn-platformy: klassifikacija i kriterii ocenivanija// Otkrytoe obrazovanie, 2022. T. 26. № 3. S. 27-34.

ONLINE SPIRITUAL COURSES AS AN ELEMENT OF THE MODERN EDUCATIONAL

SPACE

Khripunova A.D.

Master of Sociology, M.V. Lomonosov Moscow State University annaslovobook@gmail.com

Abstract: modern educational processes are receiving a new form of implementation, represented by online courses. This form of education affects various areas, including those related to the field of spirituality. In the article, the author focuses on the characteristics of online courses and author's new media.

Keywords: spirituality, new media, online course, religion

Для цитирования: Хрипунова А.Н. Духовные онлайн-курсы как элемент современного образовательного пространства// Архонт, 2023. № 6(39). С. 85-89.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.