Научная статья на тему 'Духовность в структуре этической позиции студента'

Духовность в структуре этической позиции студента Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
237
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОТНОШЕНИЕ / ПОЗИЦИЯ / ДУХОВНОСТЬ / НРАВСТВЕННОСТЬ / МОРАЛЬНОСТЬ / ATTITUDE / POSITION / SPIRITUALITY / MORALITY

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Борытко Николай Михайлович

В качестве цели профессионального воспитания предлагается этическая позиция, в структуре которой выделяются моральность, нравственность и духовность. Определяются механизмы стимулирования этих составляющих позиции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

As the goal of professional education, there is suggested the ethic position, in its structure there is sorted out the morality and spirituality. There are defined the encouragement mechanisms of these components of the position.

Текст научной работы на тему «Духовность в структуре этической позиции студента»

литература

1. Анджапаридзе Т.В. Маркетинговая деятельность в учреждении дополнительного образования детей // Методист. 2006. №5. С. 34-38.

2. Белова С.В. Педагогика диалога: теория и практика построения гуманитарного образования. М. : АПКиПРО, 2006.

3. Ганаева Е.А. Дидактические инструменты подготовки руководителя образовательного учреждения к маркетинговой деятельности // Методист. 2007. №2. С. 20 - 25.

4. Еремина С.В. Формирование маркетинговой культуры педагогов дополнительного образования в процессе внутрифирменного повышения квалификации // Изв. Юж. фед. ун-та. 2011. №4. С. 183-191.

5. Ковтун Т.В. Маркетинговый анализ конкурентоспособности педагогических колледжей на региональном образовательном рынке // Педагогическое образование и наука. 2008. №3. С. 18-20.

6. Орлова М.Г. Формирование маркетинговой культуры учителя в процессе повышения квалификации : дис. ... канд. пед. наук. Томск, 2003.

7. Слободчиков В.И. Психологии образования. Биробиджан : Изд-во БГПИ, 2005.

8. Формула Деминга: стратегия каче-

ства для России: кол. моногр. / под общ. ред. Ю.П. Адлера, Д.В. Маслова. Астрахань : Астрах. гос. ун-т, Изд. дом «Астраханский университет», 2011.

9. Филимонова Н.А. Реализация маркетинговой технологии в учреждении дополнительного образования детей // образование и саморазвитие. 2007. №2. С. 31-36.

10. Щетинская А.И., Тавстух О.Г., Болотова М.И. Теория и практика современного дополнительного образования детей : учеб. пособие. оренбург : Изд-во ОГПУ, 2006.

Formation of supplementary education teachers’ educational marketing culture in the conditions of in-house training

There is regarded the issue of educational marketing in the context of the ideas of the humanitarian and anthropologic approach. There is specified the notion of educational marketing culture, its functions and structure. There are revealed the contents and technological algorithm of this culture formation at supplementary education teachers in the conditions of in-house training.

Key words: educational marketing, pedagogic marketing culture, formation of pedagogic marketing culture, in-house training of supplementary education teachers.

Н.М. БОРЫТКО (Волгоград)

духовность в структуре этической позиции студента

В качестве цели профессионального воспитания предлагается этическая позиция, в структуре которой выделяются моральность, нравственность и духовность. Определяются механизмы стимулирования этих составляющих позиции.

Ключевые слова: отношение, позиция, духовность, нравственность, моральность.

Сопоставляя близкие и часто употребляемые как синонимичные понятия «этическое просвещение» и «этическое воспитание», мы обнаруживаем, что в первом случае в качестве результата видится усвоение определенной суммы информации, во втором - изменения в самом человеке, в его отношении к событиям жизни. Отношение, вероятно, и составляет предмет воспитания, одновременно являясь одной из центральных категорий этики.

Отношение, согласно словарным определениям, - это взаимная связь разных предметов, действий, явлений, касательство между кем- или чем-нибудь, а также связь между кем-нибудь, возникающая при общении, контактах. «Отнестись» означает составить свое представление о ком- или чем-нибудь, внутренне оценить, проявить свое чувство к кому- или чему-нибудь, симпатию или антипатию, а также иметь касательство к кому- или чему-нибудь.

В психологии отношение представляет собой прежде всего интериоризованный опыт отношений человека с другими людьми в условиях социального окружения. Положительный или отрицательный опыт взаимоотношений стимулирует становление и соответствующей системы внутренних отношений человека. Интеграция доминирующих субъективнооценочных, сознательно избирательных внутренних отношений человека к действительности понимается как позиция.

Позиция рассматривается как ядро человека, выступает не только условием его развития, но и важным показателем зрелости. Она определяет характер переживаний человека, особенности восприятия действительности, поведенческие реакции на внешние воздействия.

Э. Фромм указывал на две кардинально противоположные жизненные позиции всех

© Борытко Н.М., 2012

живущих на земле: «иметь» и «быть». Первая означает сведение смысла жизни к потреблению: «Я есть то, чем я обладаю». Вторая заключается в самом проживании взаимодействия с миром: «Я есть то, что со мной происходит». При первой человек центрируется на средствах существования, при второй — на содержании жизни как бытия. Бытийный подход к воспитанию переводит восприятие человека в сферу активности, деятельности, субъектности.

Бытие все шире входит в педагогику воспитания как развитие потребностей от физиологических к высшим, как категория, обозначающая духовно наполненную жизнь, полноту существования (например, «радость бытия»). Все чаще педагоги приходят к выводу о том, что содержанием воспитания должно стать содержание жизни ребенка (Е.В. Бондаревская). Анализируя различные подходы к определению категории «воспитание», мы обнаруживаем, что большинство авторов рассматривают его в трех аспектах (социальное явление, процесс и деятельность), отражающих три аспекта духовного бытия челове ка: его социокультурное (выбор и осуществление культуросообразного способа жизни и поведения), индивидуальное (самостановление субъектом культурного процесса) и сопричастное бытие вместе со значимыми Другими. В этических учениях этим трем аспектам соответствуют мораль, нравственность и духовность.

Педагогический анализ этических представлений позволяет отличить моральность человека от его нравственности и личность как тип, «слиянность» с обществом - от индивидуальности человека, его выделенности из общественного бытия. Менее распространена точка зрения, согласно которой в систему этических показателей включается духовность как динамическая характеристика человека, определяющая его взаимодействие с внешним миром и благодаря этому взаимодействию -индивидуально-личностное развитие.

Моральность предполагает ориентацию на внешнюю норму, оценки других, сообщества, культуры. Этические взгляды здесь предстают как нормативная этика, учение о должном, система моральных представлений о нормах поведения в обществе, как деонтология. Этическое воспитание понимается как продолжение традиции, идентификация с социокультурным окружением, принятие норм, усвоение совокупности правил и образцов поведения, самоограничение, запрет. Человек в этом аспекте воспринимается в связи с соответствием принятым нормам, и это соответствие обозначается категорией «личность» - человек, со-

ответствующий социокультурным ожиданиям (который ведет себя «как должно», «как принято вести себя в данной обстановке»). Результатом морального воспитания является выбор соответствующего принятой норме способа поведения как формы взаимодействия с окружением.

Нравственность - ориентация на внутренне понятый смысл вещей и явлений жизни. Этические учения, лежащие в русле этого направления, раскрывают внутренние побудительные силы и регулятивы культуросообразного поведения человека, которые предстают как его нравственные характеристики. Поиск смысла становится центральной проблемой нравственного воспитания, ведь, как отмечает В.И. Пузько, обрести смысл жизни означает быть у себя не в гостях, а дома : в языке, мыслях, чувствах, в действиях. Самоопределение, самостановление, самореализация и прочие «само», обусловливающие самоценность человека в жизни и деятельности, требуют и саморегуляции, стержнем которой является нравственность. В этом понимании человек оценивается с точки зрения его уникальности, неповторимости, что выражает индивидуальность человека как его выделенность из окружения. Смысловая сфера человека проявляется в характере его общения с окружающим миром как способе обмена информацией и связанными с ней эмоциональными состояниями.

Духовность в этой триаде понятий определяет направленность на ценностное взаимодействие с окружающим миром. Наличие ценностей есть выражение небезразличия человека по отношению к миру, возникающего из значимости различных сторон, аспектов мира для человека, для его жизни. В XX в. эти взгляды впервые стали разрабатывать М. Ше-лер и Н. Гартман как «материальную» (содержательную) этику ценностей в противовес кантовской «формальной» этике. Центральной воспитательной проблемой здесь является проблема добра и зла, жизненной позиции и ее реализации в соответствующей деятельности. Этот подход раскрывает понятие субъекта деятельности, поведения, отношений, культуры, для которого характерны взаимодействие со средой: обмен влияниями, не только принятие ценностей среды, но и утверждение в ней своих взглядов, своего значения. И это утверждение происходит через деятельность как целесообразное изменение окружающего мира. Этическая позиция человека предстает одновременно как позиция моральная (личностная, соответствующая внешней норме поведения), нравственная (индивидуальная, определяемая специфической системой

смыслов) и духовная (субъектная, утверждающая ценности в деятельности).

Анализ места духовности в структуре этической позиции и ее значения в индивидуальноличностном становлении студента позволяет в качестве основных выделить функции самопонимания (рефлексивная мыследеятельность субъекта, «произведение» личностного смысла), самореализации (выявление, раскрытие и опредмечивание своих сущностных сил), самоутверждения (осознание себя и отношение к себе через предъявление своего «конкретного Я» другим людям, для которых оно выступает в качестве объекта), саморазвития (самосози-дание человека, обеспечивающее неповторимость и открытость его индивидуальности) и самооценки (сопоставление потенциала, стратегии, процесса и результата своей и других учебно-профессиональной деятельности) [1]. Этическая позиция студента обеспечивает целостность процесса его не только профессионального, но и личностного становления.

Система выделенных функций позволяет наиболее полно определить понимание этической позиции студента и выявить ее внутреннюю структуру. Нравственно-смысловая составляющая обеспечивает функции самопонимания и саморазвития, является основанием субъектности в профессиональном общении. Она определяет способ удовлетворения фундаментальных потребностей человека в его профессиональной деятельности. Духовноценностная составляющая, «отвечающая» за функции самооценки и саморазвития, раскрывает механизм становления и развития этической позиции студента и определяет ее мировоззренческий аспект, связанный с самоопределением. Морально-нормативная составляющая, благодаря которой происходят самореализация и самоутверждение студента в учебной и учебно-производственной деятельности, раскрывает интенции процесса становления позиции, ее результативный аспект и определяет профессиональное поведение студента.

Различие моральности, нравственности и духовности отчетливо проявляется в различных формах эмоционального переживания человеком явлений действительности, непосредственно представленных в его сознании и выступающих для него как события его собственной жизни. Переживания представляют в индивидуальном сознании процесс выбора человеком мотивов и целей его деятельности и тем самым способствуют осознанию его отношений к происходящим в его жизни событиям.

Переживание как особая форма активности позволяет человеку в критической жизнен-

ной ситуации перенести тяжелые события, обрести благодаря переоценке ценностей осмысленность существования. Переживание всепоглощающее, яркое, самозабвенное, с полной концентрацией и абсолютной погруженностью в него; переживание, в котором нет и тени юношеской робости, когда человек воистину становится человеком, А. Маслоу называл важнейшим способом самоактуализации. Механизм становления этической позиции раскрывается в переживании воспитанником эмоций стыда, совести и сострадания.

Специфика эмоций как раз в том и состоит, что они отражают не собственно предметы и явления мира, а отношения человека, в которых эти предметы и явления находятся к его потребностям. В связи с этой особенностью разные эмоциональные переживания отражают и стимулируют становление различных составляющих этической позиции. Так же, как через переживание знание приобретает ценностный характер, через эмоции происходит переработка ценностей в смыслы деятельности и жизни человека. Эмоции - тот канал, по которому педагог может проникать в ценностную и смысловую сферы воспитуемого.

Нарушение норм морали, осознание человеком несоответствия своего поведения принятым в данном сообществе и разделяемым им самим требованиям морали переживаются в эмоции стыда. Стыд переживается как неудовлетворенность собой, своим поведением, осуждение и обвинение себя. Стыд - это всегда стыд перед другими, страх быть осужденным окружающими людьми. Стыд признается как полностью социально обусловленная эмоция, формирующаяся в онтогенезе в ходе сознательного усвоения этических норм и правил поведения конкретного общественного строя, конкретной культуры. Выражение «мне стыдно» подразумевает обязательно кого-то другого, авторитетное лицо или группу лиц.

Стремление избежать стыда является мощным мотивом поведения, направленного на самосовершенствование, приобретение знаний и умений, развитие способностей. Однако действенность этой эмоции обусловлена не только ценностными ориентациями человека, но и порогом чувствительности к мнениям, оценкам окружающих людей. При этом воспитанник фокусирует внимание на собственных поступках и качествах. Стыд способствует развитию самосознания, самоконтроля, самокритичности и считается самой рефлектирующей эмоцией.

В отличие от стыда совесть представляет собой внутреннюю убежденность в том, что является добром и злом, способность человека осуществлять нравственный самоконтроль, самостоятельно формулировать для себя нравственные обязанности, требовать от себя их выполнения и оценивать совершаемые поступки. Совесть проявляется как в форме рационального осознания нравственного значения совершаемых действий, так и в форме эмоциональных переживаний (например, «угрызений совести»). Здесь «другой» - это не индивид или данная группа, а обобщенный Другой (в пределе - человечество, для религиозного человека - Бог). Совесть - это переживание человеком несоответствия собственного поступка его смысловому значению. Если «стыдно» может быть и за другого, то «совестно» - только за себя (и перед собой). В этом отношении совесть выступает не только как чувство, но и как рефлексивный процесс.

Духовность регулируется иным эмоциональным состоянием, его правомерно определить как сострадание - эмоцию, означающую жалость, сочувствие, вызываемые чужими страданиями, трудностями. При этом в сознании индивида отражается отношение другого человека (или социальной группы) к происходящим с ним (или с нею) событиям, и эти отношения опосредствованы совместной деятельностью, общими целями, нормами и ценностями (здесь сострадание выражается как сопереживание). В основе таких отношений лежит эмоциональная идентификация, когда человек как бы ставит себя на место другого в совместной деятельности, и эта идентификация побуждает его к собственной активности в преодолении чужих затруднений. Сострадание связано с эмпатией, пониманием другого человека, т.е. подразумевает эмоциональное взаимопроникновение в другого человека и формирование в этом процессе устойчивой самооценки.

При этом следует особо отметить, что совесть и стыд - реактивные чувства, которые возникают в ответ на свершившийся проступок, переживания реального или мысленного нарушения внутренних или внешних норм. Сострадание же - побудительное чувство, возникающее до действия и являющееся внутренней причинной силой, стимулирующей добродетельный поступок. Именно в силу такого характера чувство сострадания является вершиной этического переживания человека. Два других чувства - стыд и совесть - составляют

его основание. В структуре этической позиции духовность является вершиной треугольника, в основании которого находятся моральность и нравственность человека. Благодаря такому пониманию духовности этическая позиция становится направленностью, вектором становления человеческого качества индивида.

литература

Борытко Н.М., Мацкайлова О.А. Становление субъектной позиции учащегося в гуманитарном пространстве урока : моногр. / науч. ред. Н.К. Сергеев. Волгоград : Изд-во ВГИПК РО, 2002.

Spirituality in the structure of student’s ethic position

As the goal of professional education, there is suggested the ethic position, in its structure there is sorted out the morality and spirituality. There are defined the encouragement mechanisms of these components of the position.

Key words: attitude, position, spirituality, morality.

л.в. МОСИЕНКО (Оренбург)

молодежная субкультура: категория и реальность*

Обобщены современные подходы к пониманию молодежной субкультуры, определены ее особенности. Анализируются представления студенчества о молодежной субкультуре и ее роли в современном российском обществе, выявляются отношение студенчества к молодежной субкультуре, влияние принадлежности к той или иной субкультуре на обучение в вузе.

Ключевые слова: определение, особенности молодежной субкультуры, подходы к исследованию молодежной субкультуры.

Терминосочетание «молодежная субкультура» относительно недавно вошло в лексикон философов, социологов, культурологов,

* Работа выполнена при поддержке Министерства образования и науки Российской Федерации (федеральная целевая программа «Научные и научнопедагогические кадры инновационной России» на 2009-2013 гг., ГК № П640).

© Мосиенко Л.В., 2012

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.