Научная статья на тему 'Духовность в системе целеполагания постнеклассического образования'

Духовность в системе целеполагания постнеклассического образования Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
204
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДУХОВНОСТЬ / ПОСТНЕКЛАССИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ФИЛОСОФИЯ ОБРАЗОВАНИЯ / ЦЕННОСТИ / ЛИЧНОСТЬ / ВОСПИТАНИЕ / ПОСТМОДЕРН / SPIRITUALITY / POSTNONCLASSICAL EDUCATION / PHILOSOPHY OF EDUCATION / VALUES / PERSONALITY / EDUCATION / POST-MODERN

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Середня В.Г.

Исследуется роль духовности в процессе становления постнеклассического образования как фактора определения его целей и ценностей в условиях антропологического поворота культуры эпохи постмодерна. Раскрыты основные содержательные аспекты исследования феномена духовности на пересечении как рационально-научного и трансцендентно-религиозногго подходов, так и синтеза нормативно-морального и экзистенциального оснований выбора смысложизненных приоритетов личности. Обсуждены дискуссионные вопросы процесса становления личности в условиях изменения духовных ценностей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SPIRITUALITY IN THE SYSTEM OF GOAL POSITING OF POSTNONCLASSICAL EDUCATION

We investigate the role of spirituality in the making postnonclassical education as a factor in determining its goals and values in a cultural anthropological turn of postmodern era. It outlines the main substantive aspects of the study of the phenomenon of spirituality at the intersection of a rational-scientific and transcendentreligious approaches and synthesis of the regulatory bases of moral and existential choice of personality sence of life priorities. It’s discussed controversial issues of identity formation process in the context of changing cultural values.

Текст научной работы на тему «Духовность в системе целеполагания постнеклассического образования»



ФИЛОСОФСКИЕ НАУКИ

УДК 130.122:37.013

В.Г. Середня

соискатель, кафедра философии образования, Днепропетровский областной институт последипломного педагогического образования, г. Днепропетровск, Украина

ДУХОВНОСТЬ В СИСТЕМЕ ЦЕЛЕПОЛАГАНИЯ ПОСТНЕКЛАССИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация. Исследуется роль духовности в процессе становления постнеклассического образования как фактора определения его целей и ценностей в условиях антропологического поворота культуры эпохи постмодерна. Раскрыты основные содержательные аспекты исследования феномена духовности на пересечении как рационально-научного и трансцендентно-религиозногго подходов, так и синтеза нормативно-морального и экзистенциального оснований выбора смысложизненных приоритетов личности. Обсуждены дискуссионные вопросы процесса становления личности в условиях изменения духовных ценностей.

Ключевые слова: духовность, постнеклассическое образование, философия образования, ценности, личность, воспитание, постмодерн.

V.G. Serednya, Dnipropetrovsk Regional Institute of Postgraduate Education, Dnepropetrovsk, Ukraine

SPIRITUALITY IN THE SYSTEM OF GOAL POSITING OF POSTNONCLASSICAL EDUCATION

Abstract. We investigate the role of spirituality in the making postnonclassical education as a factor in determining its goals and values in a cultural anthropological turn of postmodern era. It outlines the main substantive aspects of the study of the phenomenon of spirituality at the intersection of a rational-scientific and transcendent- religious approaches and synthesis of the regulatory bases of moral and existential choice of personality sence of life priorities. It's discussed controversial issues of identity formation process in the context of changing cultural values.

Keywords: spirituality, postnonclassical education, philosophy of education, values, personality, education, post-modern.

На рубеже XX-XXI столетий радикальные социокультурные изменения приобрели четкие формы перехода к стадии развития общества, которая получила название постнеклассиче-ской. Постнеклассическая реальность сегодня пронизывает собой все сферы бытия человека и стала предметом исследования философии, антропологии, социологии, психологии, культурологии и других дисциплин. Речь идет об исследовании процесса формирования новой, постне-классической рациональности, поскольку «актуальность проблемы рациональности связана с реальным беспокойством о путях развития современной цивилизации» [5, с. 2]. Постнекласси-ческие социальные практики получили повсеместное распространение и начали определять характер общественной жизни во всех сферах жизнедеятельности, включая и образование. Как указывают исследователи, «постнеклассическая реальность проявила себя во всех сферах социокультурного бытия человека и общества. Перед нами трансформации системного характера, и самое важное, по-своему исключительное место в этих трансформациях занимает сфера образования» [1, с. 3].

Однако при этом реально в образовательном процессе доминируют классические и неклассические подходы к пониманию места и сути человека и его духовности в образовании. Субъектно-личностные аспекты собственного духовного роста сведены к минимуму, поскольку нет выхода за границы предметного знания и абстрактных ценностей и согласования их с индивидуальным процессом познания и самоформированием образовательных субъектов. В образовании доминирует решение проблем и рассмотрение ценностей, которые не имеют субъектного измерения, и это лишает его личностных смыслов, является отображением прежде всего классической рациональности с акцентированием того, что уже имеет место, и пассивности об-

разовательных субъектов, которые выступают лишь в роли реципиента культурных ценностей. Существенное влияние на такое понимание роли личности в собственном духовном становлении имеет и неклассически-рационалистическая модель образования, которая хотя и ориентируется на процессуальную незавершенность познания и личностно-ориентированные подходы, все же лишена главного - доминирования духовного аспекта личностного развития.

В целом исследователи констатируют, что и когнитивная, и нравственно-ценностная основа современного образования продолжает оставаться классической, то есть отображает просветительские идеалы, которые, по сути, потеряли свое социокультурное обоснование. Классические подходы к образовательной деятельности, которые основываются на рационалистических принципах восхождения от простого к сложному; картине мира, которая ориентирует на атомизацию действительности; классно-урочной системе и жесткой регламентации образовательного процесса и т.п. - не отвечают характеру постнеклассической реальности, которая основывается на субъекно-духовных основах гибкости, поликультурности, консенсусности.

Дальнейшее развитие образования в пределах классических установок, по сути, исключает его из сферы культуры и духовной жизни общества и превращает в эпифеномен, то есть пассивный продукт жизнедеятельности общества, который способен лишь осуществлять маргинальные изменения для адаптации к текущим вызовам общественной жизни. Одним из магистральных направлений такого «эпифеноменального преобразования» образования следует считать его реформирование, исходя из маркетинговой концепции «образовательных услуг», которая утверждает исключительно утилитарную природу образования как механизма удовлетворения прагматических нужд человека и общества без соотнесения с общим контекстом их развития и духовными императивами человечества.

Указанная ситуация не может считаться удовлетворительной, поскольку в постмодерном обществе наблюдается принципиально другая доминантность духовных феноменов в образовании, которая соответственно нуждается в постнеклассической методологии исследования. И как справедливо указывает российский исследователь этих проблем А.Г. Бермус, сама постнеклассическая методология проявляется как «попытка выхода в новое интеллектуальное и практическое пространство с помощью преодоления всех прежних противоречий» [2, с. 115].

Исходная критическая позиция постнеклассических исследований духовности в образовании вытекает из выявления духовно-субъектного измерения гносеологического дуализма ра-циоцентрического освоение мира в границах классической парадигмы, фундаментальными чертами которой является потеря человеком самостоятельной роли как при определении смыслов собственного бытия, так и в процессе формировании характеристик бытийного среды при наличии декларативного утверждения приоритетности интеллекта и активности человека.

Рациоцентризм бездуховно-технократического социокультурного пространства создал своеобразную «постчеловеческую реальность» как среду бытия человека, которая функционирует вне границ духовных приоритетов и поэтому определяет развитие субъекта в отрыве от процесса самосозидания человеческой сущности. Это создает ситуацию отчуждения человека от своей родовой сущности и определяет его иллюзорное бытие в социокультурном пространстве, которое не имеет субъективной духовно-экзистенциальной ценности и воспринимается как враждебное и опасное.

Постнеклассическое понимание истинного бытия человека основывается на преодолении такого отчуждения за счет утверждения необходимости духовно-ценностной природы бытийного пространства, приоритетности духовных ценностей, значимых для конкретного человека с точки зрения понимания собственного развития и перестройки среды. Это является основной предпосылкой гуманоцентрической перестройки пространства бытия человека, которая обеспечивает и процесс прямого влияния духовных ценностей на становление личности. Креативность как характеристика постмодерной личности имеет интегрированную экзистенциально-духовную, а не сайентист-

ско-техническую природу, обеспечивая развитие человека согласно его духовной родовой сущности. Как справедливо указывает украинский исследователь А.В. Зуев, «акцентирование именно духовно-ценностной проблематики лежит в основе формирования постнеклассической картины мира. ... Основу ее структурной матрицы образовывают социальные ценности и цели, сформированные в контексте человекомерных ориентиров социума» [3, с. 3].

Креативно-духовный подход является одной из основных установок постнеклассических исследований развития человека в социуме и образовательной среде, он открывает возможности конституирования человека как активного познавательного и действующего субъекта и ставит личностное развитие в контекст духовного прогресса человечества. В этом контексте и духовность получает статус основного измерения развития креативного потенциала личности, связанного как с ее самоидентификационными потенциями, так и с возможностями аксеологи-чески-гносеологической свободы. За счет этого обеспечивается ценностная контролируемость человеческого бытия даже в условиях глобализационно-информационных процессов. Формируются механизмы внутреннего самоусовершенствования духовного мира личности, инновационный потенциал развития постмодерного общества обогащается личностно-духовными факторами социального развития, а на смену традиционному образу человека - преобразователя внешнего мира - приходит постнеклассический образ человека, ориентированного на собственное самоусовершенствование как духовного существа, которое согласовывает свои нужды с потребностями других людей и мира в целом.

Отдельным аспектом философских исследований в границах постнеклассического дискурса образования следует считать обоснование духовности человека как целостного рационально-иррационального, научно-трансцендентного феномена, который должен изучаться на основе объединения научного и религиозного подходов. На сегодня можно констатировать появление значительного количества исследований духовности с использованием потенциала религиозного дискурса, при этом наблюдается обращение к постнеклассической парадигме как максимально приближенной к религиозным подходам методологии. Вместе с тем и среди представителей науки и постмодернистской философии наблюдается заинтересованность религиозным мировоззрением и пониманием духовности как трансцендентного феномена, осуществляются попытки его синтеза с научными подходами и создания целостного образа духовного человека. В связи с этим «приходим к интегрированному понятию ментального и духовного в антропософском формате» [4, с. 5]. Это приводит к появлению исследований духовного мира человека и духовного воспитания на основе комплементарности и каузальной связи между духовно-антропологической проблематикой и научно-гносеологическими подходами.

Сегодня можно говорить о единстве рационального и иррационального в постнеклассической методологии образования, исходя из принятия принципа духовного начала человеческой природы. При этом нужно иметь в виду, что, поскольку внесубъектные духовно-моральные абсолюты в ситуации постмодерна мало влияют на жизнь человека, возникает необходимость теоретического обоснования образовательных трансформаций, направленных на раскрытие духовной уникальности каждого человека. Экзистенциальная методология, которая в образовательной сфере лучше всего представлена личностно-ориентированной методологией образовательной деятельности, выступает как теоретизация относительно знания о человеке и мира, которые познаются вне классической рационалистической доктрины путем субъективного понимания и порождения субъектом новых индивидуализированных содержаний, наиболее продуктивным вариантом чего можно считать рефлексивно-гуманистический подход.

Исходя из того, что духовность - это социокультурный феномен, совокупность просветительно-культурных явлений, которые аккумулируют связь человека и окружающего мира, ее исследование в философии образования осуществляется прежде всего как основы интеграции человека с миром на основе определенных смыслов и ценностей. Формирование духовного че-

ловека в наиболее обобщенном смысле определяет содержание постнеклассического образования, поскольку касается духовных ценностей, которые через посредника - образование - человек транслирует сам себе, используя как ткань жизни свое бытийное окружение.

И исследование этого процесса, и его практическое протекание имеет вероятностный характер, учитывая его субъектную детенминированность. А поэтому исследования постне-классической духовности в образовании имеет вероятностно-ориентированную природу, утверждает феноменальность образования как фактора становления духовности человека в условиях социокультурных трансформаций постмодерного образца на основе объединения духовной традиции, выраженной в новых ценносно-смысловых формах, с инновационными духовными выборами человека экзистенциального характера.

Именно в границах объединения моральных образцов и экзистенциального выбора определяется содержание постнеклассического образования как процесса слияния актуального существования человека и его сущности. Постнеклассическое понимание духовности обеспечивает новое постижение мира человеком эпохи постмодерна, при этом образование выступает пространством построения новых отношений между человеком и миром на основе этого нового понимания, таким образом, выполняя свои проективно-моделирующие функции относительно социального и индивидуального развития.

Исходя из сущности постнеклассической методологии, самосозидание человека понимается как субъектный процесс, который характеризуется интенциональностью, креативностью, транзитивностью, пограничностью, синтезом рационального и трансцендентного. Становление личности как духовного существа в собственном бытийном пространстве осуществляется силами самого человеческого духа. Духовный рост человека имеет форму расширения антропологических границ феномена субъектности, который определяет его жизнедеятельность в собственном бытийном пространстве.

В целом можно констатировать объединение духовно-императивного и экзистенциально-социокультурного измерений постнеклассической духовности в образовании. Нарастание экзистенциального измерения духовности в образовании проявляется, прежде всего, в том, что человек приходит в образовательную сферу со своей собственной индивидуальной бытийной ситуацией, которая радикальным образом корректирует влияние императивных духовно-моральных образцов. Именно это формирует постнеклассическое понимание духовности в культурно-образовательном дискурсе в виде дихотомии ценностей морального образца и ценностей бытийной ситуации, определяя и содержательно-смысловую основу трансформаций в процессе духовного воспитания. При этом ключевым моментом изменений постнеклассического характера является осмысление видов образовательной реальности и отображающих их методологий и теорий, которые ориентируют на раскрытие в образовательном процессе духовной уникальности человека, определяемой его субъектной активностью.

Список литературы:

1. Архипова О.В., Шор Ю.М. Идея образования в контексте постнеклассической парадигмы // Universum: Вестник Герценовского университета. - 2013. - № 4. - С. 3-12.

2. Бермус А.Г. Модернизация образования: философия, политика, культура: научная монография. - М., 2008.

3. Зуев А.В. Екзистен^альний потен^ал постнекласично'Г науки (со^ально-фтософський аналiз): автореф. дисс. ... канд. фтос. наук: 09.00.03. - Киев, 2004.

4. Кадикало А.М. Проблема свщомост у контекст взаемодоповняльност релтйного та наукового дискурйв: автореф. дисс. ... канд. фтос. наук: 09.00.11. - Киев, 2005.

5. Попов В.В., Щеглов Б.С. Теория рациональности (неклассический и постнеклассиче-ский подходы). - Ростов н/Д, 2006.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.