Научная статья на тему 'Духовность: сущность, место в обществе, пути достижения'

Духовность: сущность, место в обществе, пути достижения Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
3275
110
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДУХОВНЫЙ ЧЕЛОВЕК / СУБЪЕКТ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / САМОДЕЯТЕЛЬНЫЙ ЧЕЛОВЕК / САМОСТАНОВЛЕНИЕ / НОСИТЕЛЬ НАЦИОНАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ / УРОВНИ ВОСХОЖДЕНИЯ ЧЕЛОВЕКА К СВОЕЙ ПРИРОДЕ

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Разин Альберт Алексеевич

По мнению автора, сверхзадачей общеобразовательной школы является формирование самодеятельного человека, напоминающего не робота, а самопрограммирующуюся систему и призванного заниматься самостановлением. Он критикует школу за ограничение развития интеллекта учащихся.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Spirituality : Essence, the place in the society, ways of achievement

The author brings to an idea, that a superproblem of a comprehensive school is formation of the amateur person reminding not of the robot, and self-programmed system, and called to be engaged self-becoming. It criticizes school for restriction by development of intelligence of pupils.

Текст научной работы на тему «Духовность: сущность, место в обществе, пути достижения»

СОЦИОЛОГИЯ И ФИЛОСОФИЯ 2007. №3

УДК 316.79(045)

А.А. Разин

ДУХОВНОСТЬ: СУЩНОСТЬ, МЕСТО В ОБЩЕСТВЕ,

ПУТИ ДОСТИЖЕНИЯ*

По мнению автора, сверхзадачей общеобразовательной школы является формирование самодеятельного человека, напоминающего не робота, а самопрограммирующуюся систему и призванного заниматься самостановлением. Он критикует школу за ограничение развития интеллекта учащихся.

Ключевые слова: духовный человек, субъект образовательной деятельности,

самодеятельный человек, самостановление, носитель национальной культуры, уровни восхождения человека к своей природе.

Необходимо различать категории «духовность общества» и «духовность человека», хотя они во многом перекрывают друг друга. Так, духовность общества включает в себя библиотеки, музеи, театры, клубные учреждения, учреждения образования и науки. Её сущность есть связь времён, преемственность поколений, совокупность культурных ценностей и социальных институтов. Духовность призвана очеловечивать человека. Её приметами являются наличие сложных межличностных и межгрупповых социальных связей, защищённость слабых, сочетание суверенности личности и социальных институтов, бережное отношение к окружающей среде, жизнь по принципу «не навреди».

Духовный человек — это индивид, обладающий сильным духом, свободный от суеты, страха смерти. Это человек, сочетающий покой со сверхчувствительностью, способный понять другого, понять сущность явлений. Духовный человек характеризуется душевностью, открытостью для людей, любви, самосовершенствования, благородных поступков. Смысл своей жизни он видит не в обретении какой-то эфемерной индивидуальности (позволяющей попасть в Книгу рекордов Гиннеса), не в самоутверждении, а в общественно-полезной деятельности: принося пользу ближним и дальним людям, созидая (материальные и духовные ценности). При этом он, естественно, вынужден преодолевать себя, вынужден управлять собой, то есть совершенствоваться (физически и духовно). Плодотворная деятельность способствует обретению им индивидуальности, даёт ощущение удовлетворения своей жизнью, ощущение счастья и признание общества.

Чтобы стать духовным, нужно много условий, например человек должен быть и объектом, и субъектом любви. Стать субъектом любви непросто: влюбиться способен каждый, но далеко не каждый способен любить. Любит тот, кто имеет восторженно-поэтическое восприятие мира и умеет идеализи-

Работа выполнена при финансовой поддержке РГНФ. Проект № 06-03-00541а.

2007. №3 СОЦИОЛОГИЯ И ФИЛОСОФИЯ

ровать другого. Любить может только тот, кто добр, кто способен преодолевать в себе ревность, агрессивность, месть, зависть, лень, плохие привычки, надуманные телесные потребности, способен простить обиду. Любовь не есть абстрактная категория, это восхищение, взгляд как бы снизу вверх, это способность уступить, поступиться своими интересами ради другого, это обожествление объекта любви.

Любовь соответствует природе человека и способствует становлению личности, усиливает дух, энергию жизни, обогащает душу (и объекта, и субъекта).

Бездуховность

Чтобы лучше понять сущность духовности, можно воспользоваться методом от обратного, например рассмотреть категорию «бездуховный человек». Бездуховный человек ограничивается удовлетворением витальных потребностей, им управляют инстинкты и эмоции. Это так называемый субъективный идеалист. Он живёт одним днём. Ему нет дела до других людей, общество интересует его в той мере, в какой оно может предоставить ему блага. Ему нет дела до прошлого и будущего своего народа, социального прогресса, до глобальных проблем человечества.

Для бездуховного человека в жизни главное - не сущность, а физическое существование, его личное благополучие. Он может эксплуатировать любую идею (в том числе коммунистическую, христианскую, национальную), лишь бы, благодаря ей, безбедно жить. Поэтому бездуховные люди есть и среди политиков, и среди пишущей братии. Даже учитель и артист, превратив свой промысел в ремесло, могут оказаться бездуховными.

Духовности противостоят вульгарный материализм, релятивизм, фатализм, догматизм и всё то, что способствует разрушению традиций, обычаев, распространению безнравственности, индивидуализма (эгоизма), потребительской психологии.

Религия и духовность

Хотелось бы, чтобы среди служителей храма не оказалось фарисеев и светских священников. Но в любом случае духовность нельзя отдать на откуп церкви, потому что она занимается только частью духовности - верой. Человек по своей природе двойствен и в своей жизнедеятельности не может ограничиться религиозной догмой, исключающей сомнение. Нормальному человеку свойственно заниматься поиском истины, анализом явлений, наукой, которая основана на сомнении. Настораживает та религия, которая стремится привить прихожанину чувство вины и социального страха. Нормальный человек не может любить Бога, который может наслать несчастья, страдания, болезни. Социальный страх не способствует нравственному становлению личности. Раб божий - это духовный раб, он - хуже раба Древнего Рима.

Там, где Бог персонифицированный, имеют место стремление угодить ему, лицемерие, корысть, следовательно, нет любви как таковой. Истинный Бог - деперсонифицирован. Бог - это идея справедливости, доброты. Благодарность ему опосредована и выражается через человеческую добродетель.

СОЦИОЛОГИЯ И ФИЛОСОФИЯ 2007. №3

Сущность любви к Богу выражается не через молитву в храме, а через милосердие, сострадание к ближним и дальним, преодоление себя, через самосовершенствование, которое называется духовной жизнью. В этом - своеобразие любви к Богу, которая имеет место в народной вере.

Поскольку человек есть существо общественное, он не может обрести истинно человеческие качества, уединившись от людей подобно отшельнику, занимаясь спасением своей души, вымаливая у Бога рай. Восхождение к своей истинной человеческой природе (тем самым и к Богу) возможно через обретение таких качеств, как трудолюбие, забота о людях, способность к самопожертвованию. В духовном человеке сочетаются разум и вера. Неразумный человек не может быть духовным, так же как бездуховный человек не может стать разумным.

Поможет ли школа стать духовным?

Школа должна заниматься не только передачей знаний и увеличением объёма памяти ребёнка. Её сверхзадача заключается в том, чтобы «зажечь светильник» учащегося. Пусть он самостоятельно движется по пути становления в качестве человека, то есть занимается самообразованием, самопознанием, поиском истины, физическим и духовным самосовершенствованием. Каждым народом выработана культура для самостановления человека. Вне культуры не может быть движения в сторону духовности.

Можно сказать, что «духовность» и «культура» есть родственные понятия. Это не академические абстракции, а реалии бытия. Их можно рассматривать как стержень или основу, способствующие упорядочиванию повседневной жизнедеятельности и противостоянию хаосу бытия. Культура в узком смысле слова - это то, что возвышает человека.

Словосочетание «традиционная культура» можно сравнить со словосочетанием «мокрая вода» или «горячий огонь», потому что вне традиций нет культуры. Следуя такой логике, можно согласиться с Освальдом Шпенглером, выявившим закат Европы, можно представить, что в США формируются маргиналы (поскольку там есть только обрывки разнородных культур).

Культура — это то, чего нет в природе. Она синкретична, представляет собой целостную систему, охватывает социальную и духовную сферы. В ней всё пригнано, «притёрто»: и традиции, и обычаи, и обряды, и ритуалы, и этнопсихология, и этнопедагогика, и этномедицина, и национальная кухня, и фольклор, и символы, и мифология и система табу.

Культура (как написано в словаре) - это то, что возделывается, воспроизводится. В жизни человека культура выполняет смыслообразующую функцию, упорядочивает внутренний мир и повседневное поведение. Это то, что возвышает человека. Основная функция культуры - человекотворческая. Если нет культуры, то нет и человека. Культура любого народа направлена на формирование нравственности, трудолюбия, здорового образа жизни. Поэтому несложно понять, что духовный человек обязательно является носителем национальной культуры.

2007. №3 СОЦИОЛОГИЯ И ФИЛОСОФИЯ

Носитель национальной культуры — это человек, почитающий старших, имеющий восторженно-поэтическое восприятие мира. Он патриот своей Родины, его сущность заключается не только в переживании возвышенных чувств, связанных с природой родного края, или ностальгии при разлуке, но прежде всего в бережном отношении к достоянию предков, усвоении их культуры, деятельности во имя подъема материального и духовного благосостояния своего народа, укрепления обороноспособности Родины, деятельности по охране окружающей среды, повышению авторитета своей республики и страны в глазах народов всего мира.

К сожалению, современная общеобразовательная школа ограничивается развитием интеллекта учащегося; разрушает его личность критикой, не вызывает у ребёнка интереса к изучаемому предмету, не формирует диалектическое мышление, не предоставляет возможность самоутвердиться через общественно полезную деятельность.

Человек, не самоутвердившийся в школьные годы (как носитель национальной культуры) через созидание материальных и духовных ценностей, может свою жизнь посвятить не поиску истины, а самоутверждению через победу на выборах, в соревновании, в конкуренции, через обладание (деньгами, властью, женщинами, званиями, дипломами), то есть будет обречён на волюнтаристскую, бездуховную жизнь.

Основные недостатки современной общеобразовательной школы заключаются в неспособности сформировать самодеятельного человека как субъекта познавательной деятельности и хозяина своей судьбы. Без преувеличения можно сказать, что её деятельность направлена на формирование «робота», действующего по заданной программе, тогда как учащийся должен напоминать самопрограммирующуюся систему и иметь «мотор», «руль» и «тормоза».

Школа призвана побудить учащегося встать на путь восхождения к своей истинной (т.е. человеческой) природе, чтобы самостоятельно освобождаться от своих негативных качеств, чтобы обрести духовную свободу через познание самого себя и окружающего мира, обрести чувство собственного достоинства.

Чтобы помочь ребёнку самому выработать ценностную ориентацию, осуществлена типологизация людей по уровню обретения ими человеческих качеств. Она даёт приблизительное представление о сложном процессе ступенчатого восхождения потенциально разумного биологического индивида Homo sapiens до действительно разумного уровня.

Ребёнок должен представлять себе путь самосовершенствования, путь самостановления как целостного человека. Целостность предполагает наличие разума, вовлечённость человека во все сферы общественной жизни и развитие всех своих человеческих качеств. Появившись на свет из чрева матери, он находится на биологическом уровне. Это ещё не человек, это - животное, находящееся на уровне ощущений. Этот биологический индивид должен восходить к своей истинной природе, становиться человеком, в котором сложно переплетаются биологическое, социальное и духовное.

СОЦИОЛОГИЯ И ФИЛОСОФИЯ 2007. №3

Уровни восхождения людей к истине и своей человеческой природе

Истина (Бог)

_____________________________Просветление_______________________________

Уровень разума

Индивид этого уровня: обладает диалектическим мышлением; имеет чувство меры и справедливости; умеет понимать сущность явлений; умеет управлять своими чувствами, эмоциями, инстинктами, ощущениями и рассудком; сочетает покой со сверхчувствительностью; имеет развитые духовные потребности, возвышенные страсти: занят поиском истины, самопознанием, самосовершенствованием, решением глобальных проблем человечества; его характеризуют такие качества, как патриотизм, интернационализм, умение любить, умение радоваться чужой радости, свобода от страха смерти.

Центра управления нет

Уровень рассудка

Индивид этого уровня обладает развитым интеллектом, аналитическим

мышлением, развитой речью, генерирует идеи. Жизнь посвящается самоутверждению.

Центр управления - в левом полушарии головного мозга.

Биологический уровень вида Homo sapiens (уровень ощущений, эмоций и инстинктов)

Индивид этого уровня напоминает «улитку», живущую в мире собственных ощущений, занятую удовлетворением витальных потребностей.

Центр управления - в подсознании.

Уровень низменных страстей

Представителями этого уровня являются наркоман, игроман, алкоголик, некрофил, садист, проститутка, а также одержимый страстью к власти, деньгам.

Центр управления - в подсознании

Между биологическим и разумным уровнями располагаются «одномерные», по определению Г ерберта Маркузе, «частичные люди», в том числе так называемые левополушарные и правополушарные. Левополушарные - это рассудочные люди (преимущественно мужчины) с развитым интеллектом. Они есть идеал цивилизации западного типа. Их частичность заключается в недостаточном развитии чувственной сферы, образного мышления, в невысоком уровне духовности, в отсутствии диалектического мышления, в отсутствии культуры.

Уровень чувственности,

милосердия.

Индивид этого уровня обладает синтетическим мышлением, восторженно-поэтическим восприятием мира.

Центр управления - в правом полушарии головного мозга.

2007. №3 СОЦИОЛОГИЯ И ФИЛОСОФИЯ

Если индивид не поднялся до уровня разума, то может наблюдаться рассогласованность сигналов левого и правого полушарий. Результатом рассогласованности является принятие неадекватного решения. Так, правополушарные могут бесконтрольно влюбляться, но любить не способны.

Ограничение развитием интеллекта и увеличением объёма памяти ребёнка (что имеет место в большинстве образовательных учреждений) приводит к тому, что формируется человек, который «много знает, но мало понимает». Западная система образования способствует развитию формальнологического мышления, тем самым развивает в основном левое полушарие головного мозга. Но высокоразвитый интеллект в человеке может сочетаться с низменными страстями.

Разумного человека отличают: чувство меры, умение найти «золотую середину», диалектическое мышление и понимание, умение определить истинный смысл жизни, наличие открытости для истины, для взращивания в себе человеческого. Человек с диалектическим мышлением понимает взаимосвязанность мира, способен рассмотреть факт или явление с разных точек зрения (в т.ч. противоположных), учитывать интересы всех социальных групп, прогнозировать последствия своих действий. Разум осуществляет управление всеми центрами головного мозга, всей жизнедеятельностью человека.

Разные люди восходят до разного уровня истинно человеческой природы, лишь единичные люди достигают уровня «просветления», а абсолютная истина открывается только пророкам. Многие люди живут стереотипами, собой представляют так называемую закрытую систему: у них нет сомнений по поводу своего духовного совершенства, не задаются вопросами подобно «почемучке», так как всё «знают» о себе и окружающем мире. Ими управляет не разум, а рассудок или эмоции, чувства, настроения, инстинкты, ощущения.

Поступила в редакцию 15.02.07

A. A. Razin

Spirituality : Essence, the place in the society, ways of achievement

The author brings to an idea, that a superproblem of a comprehensive school is formation of the amateur person reminding not of the robot, and self-programmed system, and called to be engaged self-becoming. It criticizes school for restriction by development of intelligence of pupils.

Разин Альберт Алексеевич Удмуртский государственный университет 426034, Россия, г. Ижевск, ул. Университетская, д. 1 (корп. 6)

E-mail: razin@uni. udm. ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.