Научная статья на тему 'ДУХОВНОСТЬ КАК ИСТИННАЯ ЦЕННОСТЬ ЧЕЛОВЕКА'

ДУХОВНОСТЬ КАК ИСТИННАЯ ЦЕННОСТЬ ЧЕЛОВЕКА Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
260
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДУХОВНОСТЬ / СВОБОДА ВОЛИ / МОРАЛЬ / СУЩНОСТЬ ЧЕЛОВЕКА / ОБЩЕЧЕЛОВЕЧЕСКИЕ ЦЕННОСТИ / SPIRITUALITY / LIBERTY OF THE WILL / MORALITY / MAN’S ESSENCE / UNIVERSAL VALUES

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Маслодудова Наталья Владимировна, Шинкевич Владимир Ефимович

Статья посвящена анализу феномена взаимодействия науки и социума в его духовно-нравственном контексте. В статье на основе постановки вопроса о последствиях технического прогресса, за рамками нравственных оценок достижений науки, обосновывается духовность как истинная ценность человека. Именно духовность, понимаемая как личный мир человека, отражающийся в его добровольном исполнении норм нравственности, рассматривается авторами в качестве условия сохранения человеческого в Человеке.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SPIRITUALITY AS A PERSON’S REAL VALUE

The article is devoted to the analysis of the phenomenon of coordination of the science and the socium in its spiritual and moral context. On the basis of the statement of a question on consequences of the technical progress, and out of the moral assessments of scientific achievements it is substantiated that spirituality is a person’s real value. Namely spirituality itself as a person’s inner world being reflected in his/her voluntary exercising moral standards is considered by the authors as a condition of preservation of everything human in a Man.

Текст научной работы на тему «ДУХОВНОСТЬ КАК ИСТИННАЯ ЦЕННОСТЬ ЧЕЛОВЕКА»

Наука, культура и образование на грани тысячелетий

УДК 123:316.4

DOI 10.34823/SGZ.2020.5.51436

Н.В. МАСЛОДУДОВА кандидат философских наук, доцент кафедры гуманитарных и социально-экономических дисциплин Сибирского юридического института МВД России*

В.Е. ШИНКЕВИЧ доктор социологических наук, профессор кафедры гуманитарных и социально-экономических дисциплин Сибирского юридического института МВД России, профессор кафедры социологии Сибирского федерального университета**

Духовность как истинная ценность человека

Статья посвящена анализу феномена взаимодействия науки и социума в его духовно-нравственном контексте. В статье на основе постановки вопроса о последствиях технического прогресса, за рамками нравственных оценок достижений науки, обосновывается духовность как истинная ценность человека. Именно духовность, понимаемая как личный мир человека, отражающийся в его добровольном исполнении норм нравственности, рассматривается авторами в качестве условия сохранения человеческого в Человеке.

Ключевые слова: духовность, свобода воли, мораль, сущность человека, общечеловеческие ценности.

N.V. MASLODUDOVA Candidate of Philosophy, Associate Professor Subjects of Siberian Law Institute of the Ministry of Internal Affairs

of the Russian Federation, Associate Professor of the Department of Humanitarian and Social and Humanitarian

V.E. SHINKEVICH

* Маслодудова Наталья Владимировна, e-mail: nata.maslodudova@yandex.ru

** Шинкевич Владимир Ефимович, е-mail: vlashink@yandex.ru

Doctor of Social Science, Associate Professor, Subjects of Siberian Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation, Professor of the Department of

Humanitarian and Social and Humanitarian, Siberian

Federal University, Professor of Department of Social Sciences

Spirituality as a person's real value

The article is devoted to the analysis of the phenomenon of coordination of the science and the socium in its spiritual and moral context. On the basis of the statement of a question on consequences of the technical progress, and out of the moral assessments of scientific achievements it is substantiated that spirituality is a person's real value. Namely spirituality itself as a person's inner world being reflected in his/her voluntary exercising moral standards is considered by the authors as a condition of preservation of everything human in a Man.

Keywords: spirituality, liberty of the will, morality, man's essence, universal values.

«Человек есть мера всех вещей, существующих, что они существуют, и несуществующих, что они не существуют». Эта знаменитая фраза греческого мыслителя Протагора не потеряла своей актуальности на протяжении двух тысячелетий. Человек, оказавшийся на вершине мироздания благодаря воле Бога или в результате эволюционного процесса, получил, с одной стороны, право «повелевать» всем, что находится на ступень ниже, реализуя свою свободу творчества, а с другой - был «назначен» ответственным за все, что существует в мире. Человек не должен и не имеет право относиться потребительски к природе, к тому, что его окружает. Символом потребительского отношения стали слова известного русского советского селекционера, биолога И.В. Мичурина: «Мы не можем ждать милостей от природы, взять их у нее - наша задача». Аналогичные высказывания можем найти и в произведениях братьев Стругацких.

Представитель экзистенциальной философии XX в. Ж.П. Сартр отмечал, что «каждый человек, обладая свободой воли, несет ответственность за все, что творится в мире»1. Он считал, что человек постоянно строит сам себя вплоть до

1 Зотов А.В. Экзистенциализм Ж.-П. Сартра // Современная западная философия. М., 2001, с. 3.

мельчайших деталей и во время этого строительства постоянно «натыкается» на свою ответственность. Последняя есть результат сделанного человеком выбора. Сам же выбор есть не что иное, как проявление своей свободы воли, соразмерной с готовностью нести за нее ответственность. Но готов ли человек нести ответственность за свой выбор? И что может если не гарантировать, то хотя бы давать надежду, что сделанный человеком выбор действительно правильный? Мы привыкли воспринимать общественный прогресс как относительный, и поэтому любое изобретение человечества с большой осторожностью относим к абсолютному добру или абсолютному злу. Сама мораль, которая является общественным явлением и, устанавливая границы добра и зла, вопреки кантовскому универсализму, допускает их относительность, сегодня уже не выглядит абсолютной ценностью человечества. А вместе с тем именно мораль сделала возможным реализацию коммуникативной сущности человека. «Человек - существо политическое», провозгласил в IV в. до н.э. Аристотель, определив биосоциальность его сущностью. Чтобы жить в обществе и общаться, человеку необходимы какие-то универсальные правила. Такими правилами и явились первоначально мораль, а затем право. Представитель немецкой классической философии И. Кант даже обосновал необходимость существования права как средства защиты морали, лишенной такой силы, как всеобщность, подкрепленная наказанием (теория моральной обоснованности права).

По выражению современного чилийского философа Д. С. Соммэра, «мораль - это объективная реальность, основанная на законах квантовой физики. Она представляет собой совокупность законов Природы, соблюдение которых способствует развитию высшего сознания, а их нарушение вызывает падение жизненной энергии и деградацию чело-века»1. Если отбросить идеалистическое представление о том, что эту совокупность законов кто-то создал вне человечества, и тем самым лишить мораль божественной природы, неоспоримым все-таки остается ее роль для человека и человечества в целом. Эта роль связана с возможностью совместного сосуществования людей во всем проявлении их

1 СоммэрД.С. Мораль XXI века. М., 2013, с. 3-4.

многообразия: наций, культур, религиозных конфессий, возрастных и социальных характеристик. И в этом определении мораль, будучи общественным явлением, должна восприниматься не как относительная, а как универсальная. Конечно, мы понимаем, что мораль каждой отдельной общности включает в себя несколько разных шаблонов. К ним могут относиться и способы зарабатывать на жизнь, и системы управления, и социальные роли, религиозные установки и традиции, а также убеждения и ценности. Но среди всего этого многообразия какие-то морально-нравственные установки должны оставаться неизменными. И. Кант определил их в своем императиве: «поступай по отношению к другим так, чтобы максима твоего поведения одновременно могла бы быть и основой всеобщего законодательства»1. Это, по сути перефразированное золотое правило нравственности Конфуция, должно было стать главным критерием для определения допустимого поведения. Допустимого, чтобы человек мог остаться Человеком! Здесь уместно вспомнить фразу из художественного фильма «2012», снятого в 2009 г. режиссёром Р. Эммерихом: «Всем нам пришлось принимать не простые решения ради спасения нашей цивилизации, но быть человеком значит заботиться о ближнем. ... Когда мы прекратим биться друг за друга - мы лишимся того, что делает нас людьми!».

По истине философский вопрос: надо ли спасать человечество, в котором не осталось ничего человеческого? Что же такое мы вкладываем в понятие «человеческое»? Казалось бы, гуманистический смысл этого определения очевиден: умение сострадать, прийти на помощь, заботиться о слабых, с любовью и уважением относиться к окружающему миру. Можно ли это имманентное качество человека воспитать или оно дается ему по природе? А если человек в процессе общественной жизни теряет это качество, а само общество не предпринимает никаких усилий, чтобы его сохранить? Очевидно одно: человечность напрямую связана с духовностью. Представитель экзистенциальной философии XX в. В. Франкл назвал духовность, свободу и ответственность тремя важнейшими экзистенциалами человеческого

1 Кант И. Критика чистого разума [Электронный ресурс] URL: https://iph-lib.ru/library/library/collection /antology/document/HASH8a3f9f3288ef09055f62a1 (дата обращения 31.03.2020).

бытия и при этом отметил, что «духовность человека - это не просто его характеристика, а конституирующая особенность: духовное не просто присуще человеку наряду с телесным и психическим, которые свойственны и животным. Духовное - это то, что отличает человека, что присуще только ему и ему одному. ...Человек как духовное существо не только сталкивается с тем, что он противостоит миру (как внешнему, так и внутреннему), но и занимает позицию по отношению к нему. Человек всегда может как-то «относиться», как-то «вести себя» по отношению к миру. В каждое мгновение своей жизни человек занимает позицию по отношению как к природному и социальному окружению, к внешней среде, так и к витальному миру, к внутренней среде. И то, что может противостоять всему социальному, телесному и даже психическому в человеке, мы и называем духовным в нем. Духовное, по определению, и есть свободное в человеке, что всегда может возразить»1. Можно сказать, что духовность в человеке есть «высшее измерение» человеческого бытия. Благодаря наличию духовности человек может подняться над самим собой и посмотреть на себя как бы «со стороны», и тем самым обнаружить или внести истинный смысл в собственную жизнь.

Поэтому именно духовность позволяет человеку делать правильный выбор и тем самым реализовывать свою свободу. «Постижение свободы как истинности человеческого существования и является главным итогом теории истины в философии фундаментальной онтологии»2. Сама гуманистическая ценность свободы связана с торжеством правильно сделанного выбора. Гуманист эпохи Возрождения Пико дел-ла Мирандола отмечал, что Бог создал человека «ни небесным, ни земным, ни смертным, ни бессмертным, чтобы ты сам, свободный и славный мастер, сформировал себя в образе, который ты предпочтешь. Ты можешь переродиться в

1 Франкл В. Человек в поисках смысла. М., 1990, с. 92-93.

2 Копцева Н.П. Проблема истины в философском познании: Автореф. Дисс.д-ра фил. наук. [Электронный ресурс] ИНр://с11е^ек-nauka.eom/problema-istiny-v-filosofskom-poznanii#ixzz6Hpik1tQR (дата обращения 30.03.2020).

низшие, неразумные существа, но можешь переродиться по велению своей души и в высшие божественные»1.

Очевидно, что единого понятия духовности не существует, а анализ имеющейся литературы позволяет сказать, что духовность понимают и как историческое сознание, и как целостность психической деятельности человека, и как синтез эстетизма, этизма и теоретизма, и как некое целое истины, добра и красоты. Связывая человечность с духовностью, мы рассматриваем последнюю как характеристику внутреннего мира человека, определяемого гносеологической потребностью «для себя» и социальной потребностью «для других». Потребность «для себя» связана с поиском истины, без учета ее прагматической полезности, с самостоятельностью мысли и способностью к независимым суждениям, с чувством собственного достоинства. Потребность «для других» - это бескорыстие, альтруизм, способность к сочувствию, состраданию и даже жертвенности. Рассматривая духовность как диалектическое единство этих двух видов потребностей, можно сказать, что это способ соединения образа мира с нравственным законом личности. Таким образом, человек духовен в той степени, в какой вышеуказанные потребности становятся доминантами его поступков и поведения. Мы определяем духовность как «способность человека открывать, воспринимать и переживать истину, добро и красоту, усваивать их, преломляя через свое «Я» и в соответствии с этим строить свое поведение и всю жизнедеятельность. Это личный, интимный мир человека, его заинтересованность и добровольное исполнение норм нравственности»2.

Какова бы ни была природа такой духовности, огромную роль в ее сохранении и развитии играют общественная мораль, религия и позитивное право. Именно они создают представление о мере возможного и допустимого во взаимоотношениях между людьми. Возможного и допустимого, чтобы сохранить в себе, как уже отмечалось выше, человеческое! Религия дает человеку возможность выбора меж-

1 Пико делла Мирандола Д. Речи о достоинстве человека [Электронный ресурс]. URL: http://www.platonizm.ru/content/piko-deNa-mirandola-rech-o-dostoinstve-cheloveka (дата обращения 31.03.2020)

2 Маслодудова Н.В. Духовная культура личности и гуманитарное образование: Монография. М., 2005, с. 29.

ду двумя образами жизни: «градом Божьим» и «градом человеческим». Такая возможность заложена в человеке его сущностью, которая, по определению родоначальника патристики Августина Блаженного, выражается в том, что он «как бы среднее между ангелами и животными»1. Свободная воля человека заключается в возможности выбора: подниматься вверх, следуя божественным заповедям, или падать вниз, вставая на путь греховности. Последствия этого выбора будут определены на страшном суде.

Общественная мораль, которая несомненно может включать в себя и религиозную мораль, но ни в коем случае не ограничивается только ею, предписывает такие нормы и правила поведения, соблюдение которых может гарантировать человеку успешность его социализации. И вот на этом этапе очень важно, чтобы успешность социализации действительно обеспечивалась на основе универсальной общечеловеческой морали. Упомянутый уже выше Д.С. Соммэр в своей книге «Мораль XXI века» попытался научно доказать выгоду нравственного образа жизни, призывая отказаться от разного рода предубеждений современного массового потребительского общества и освободив мораль от всех ложных представлений, которые накопились на протяжении истории человечества. Истинная мораль - это кодекс законов Природы, позволяющий достичь совершенства и гармонии с самим собой и Вселенной2. С. Хокинг в своей книге, опубликованной уже после его смерти, «Краткие ответы на большие вопросы»3 говорит о важности единых законов, по которым развивается Вселенная. Для нас очевидно, что универсальные моральные установки в жизни человека - это часть этих законов, как и сам человек - часть этой Вселенной. В русской философской традиции такая установка отнюдь не новость. Человек - это не изолированное существо, он влияет, по словам представителя русского космизма В.И. Вернадского, на весь Космос, на Природу, на все, что его окружает, и этим вызывает заслуженную ответную

1 Блаженный Августин. О Граде Божием. Гл. XXI, с. 605 [Электронный ресурс]. URL: http://filosof.historic.ru/books/item/f00/s00/z0000181/st016.shtml (дата обращения 31.03.2020).

2 Соммэр Д.С. Мораль XXI века. М., 2013, с. 3-4.

3 Хокинг С. Краткие ответы на большие вопросы. М, 2019.

реакцию. «Можно говорить о всей жизни, о всем живом веществе, как о едином целом в механизме биосферы»1.

Каждый человек, кем бы он ни был: художником, изобретателем, врачом, учителем или ученым, в ответе за свои поступки. Сегодня, когда мир столкнулся с колоссальной угрозой для человечества (пандемией COVID-19), все эти утверждения философов уже не кажутся исключительно эзотерическими. Человек не может быть абсолютно свободным от законов, по которым развивается вся Вселенная. Несомненно, что стремление к свободе является неоспоримой гуманистической ценностью и даже, по мнению многих философов, неотъемлемым атрибутом сущности любого человека. Например, Н.А. Бердяев отмечал, что своеобразие его философского типа прежде всего в том, что он «положил в основание философии не бытие, а свободу»2. Но о какой свободе идет речь? Свобода «от» или свобода «для»? Очевидно, что быть свободными от законов, по которым развивается Природа, невозможно даже в условиях обладания самыми высокими технологиями. Нельзя не согласиться с современным философом Н.П. Копцевой, что «новая теория истины должна заключать в себе возможность ценностного отношения к реальности человеческого мира и внутри самой себя иметь основание для понимания нравственной ответственности человека за результаты его деятельности»3. Пренебрежение законами природы оборачивается для человечества все возрастающими природными и техногенными катастрофами. Еще во второй половине XX века, в эпоху господства идеологии технократизма, представители Римского клуба, внесшие огромный вклад в изучение перспектив развития биосферы и пропаганду идеи гармонизации отношений человека и природы, предупреждали об опасностях, с которыми человечество может столкнуться, если в потоке технических преобразований станет терять духовность. Это

1 Вернадский В.И. Биосфера и ноосфера. М., 1989, с. 24 [Электронный ресурс]. URL: http://www.spsl.nsc.ru/win/nelbib/vernadsky.pdf (дата обращения 31.03.2020).

2 Бердяев Н.А. Самопознание [Электронный ресурс]. URL: https://www.li-velib.ru/quote/42419536-samopoznanie-berdyaev-n-a (дата обращения 31.03.2020)

3 Копцева Н.П. Проблема истины в философском познании: Автореф. дисс...д-ра фил. наук. [Электронный ресурс] URL: http://chelovek-nauka.eom/problema-istiny-v-filosofskom-poznanii#ixzz6Hpik1tQR (дата обращения 30.03.2020).

может привести к необратимым последствиям. Бездуховность всегда сопровождается ростом агрессивности и нравственной деградацией. При этом любая цивилизация, утратив нравственность и ослабив свои моральные устои, обречена как культурная общность на вырождение. Представитель философии русского зарубежья И.А. Ильин писал: «. внутренний духовный опыт делает человекообразное существо воистину человеком, т.е. духовной личностью, с неразложимым, священным центром, с индивидуальным характером, со способностью духовно творить и наполнять духом общественную жизнь, свободу, семью, Родину, государство, частную собственность, науку и искусство»1.

В начале XXI в. проблема нравственного воспитания в образовании была оттеснена на задний план проблемами модернизации и использования новых технологий. Сегодня сама жизнь заставила вернуться к пониманию того, что качественной характеристикой моральной зрелости личности является не столько умение овладевать новыми технологиями, сколько нравственная культура специалиста, делающая его ответственным за свою деятельность, какой бы области она не касалась. Современная цивилизация в процессе производства и воспроизводства человечества должна отдать приоритет гуманистическим ценностям, сохранить баланс между природой и человеком и снять угрозу уничтожения и того и другого.

Стремление обнулить имеющиеся общечеловеческие ценности, как мешающие новым технологическим открытиям, сделать абсолютно относительными моральные ценности в условиях современного глобализирующегося мира -это значит поставить под угрозу существование самого человечества. Растущая социально-технологическая сложность и технологические новшества (например, использование трансгенных продуктов, генная инженерия, евгеника как технология улучшения человеческого потенциала) способствуют росту неопределенности будущего всего человечества. Очевидно, что под влиянием этих новых технологий меняется и сам человек, и человечество в целом. Главное, чтобы в этом потоке происходящих изменений человек не утерял свою духовную сущность, иначе он просто перестанет быть Человеком.

1 Ильин И.А. Собр. соч. В 10 т. М., 1993, т.1, с. 70.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.