ИСТОРИЯ ВГМУ
© КОЛЛЕКТИВ АВТОРОВ, 2015
ДУХОВНОСТЬ И ПАТРИОТИЗМ - НЕОБХОДИМЫЕ СОСТАВЛЯЮЩИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ МЕДИЦИНСКОГО РАБОТНИКА
ВАСИЛЕНКО Н.И.*, НЕБЫЛИЦИН Ю.С.*, ВАСИЛЕНКО С.Г.**, НЕБЫЛИЦИН С.Ю.*
*УО «Витебский государственный ордена Дружбы народов медицинский университет», Республика Беларусь
**УО «Витебский государственный университет им. П.М. Машерова», Республика Беларусь
Резюме.
Цель статьи - показать, что профессия врача объединила в себе знания, собранные человечеством во имя будущего. Профессия врача требует огромной ответственности, гуманности, искренности и душевной теплоты, которыми должна быть проникнута вся жизнь вступившего на этот трудный путь. Мужество, любовь к Родине, готовность защищать ее всегда - характерные черты людей старшего поколения. И сегодня примером своей жизни они учат молодежь патриотизму, гражданственности, верности долгу и профессии. Идеологическая работа в УО «ВГМУ» направлена на углубление знакомства с историей, прошлым университета и подчинена главной задаче воспитания - непрерывности связи поколений.
Ключевые слова: университет, Родина, воспитание, выпускники ВГМУ, студенты.
Abstract.
The purpose of this article is to show that medical profession combines knowledge, accumulated by humanity for the future generations. Medical profession requires great responsibility, humaneness, sincerity and warm-heartedness, and the whole life of those, who have taken this difficult road must be imbued with them. Courage, patriotism, readiness to defend their motherland are mostly the characteristics of the representatives of the older generation. And today they teach the youth patriotism, citizenship and devotion to the cause and profession by the example of their life. Ideological work in Vitebsk State Medical University is aimed at the improvement of the knowledge of the university history, its glorious past, and is subordinated to the main task of education - indissolubility of the link between generations.
Key words: university, motherland, education, VSMUgraduates, students.
В разговоре с новым поколением сегодня трудно найти нужные слова. Ведь у каждого поколения свое представление о смысле жизни. Когда Н.И. Пирогов, будущий знаменитый хирург, поступал на медицинский факультет Московского университета, на стене при входе в клинику был крест со словами по латыни: «Per cruses ad luces» («Через религию
«Медицина как ни одна другая наука требует святого подвижничества, энтузиастов-одиночек, способных обучить и сплотить вокруг себя достойных последователей на благо сотням и тысячам страждущих»
Н.И. Пирогов
- к просвещению»). Со времен Гиппократа общепризнано: нравственная культура врача - это не только заслуживающее уважения свойство его личности, но и качество, определяющее его профессионализм.
Жизнь современного человека очень трудна, она протекает во все более нарастающем темпе. Некогда остановиться, сосредото-
125
духовный компонент врача
читься, подумать... Врачу, несущему, кроме собственных забот и переживаний, тяжесть тревог и страданий других людей, особенно трудно. Только с годами многие врачи понимают, насколько сложный путь они избрали в молодости. Очень важны школы, вузы, которые не просто учат, а воспитывают личность. Духовный потенциал, а это умы наших граждан, особенно молодежи, формируется в том числе, и в студенческие годы. Парацельс сказал, что «лучшей защитой против всяких болезней является состояние духа». Врачу оно поможет всегда сделать правильный выбор.
Задача университета - главным в образовании считать воспитание, щедро отдавать последние достижения науки, техники, культуры студентам и всему населению. В образовании врача не хватает духовного компонента. И особая ответственность лежит на вузах, которые должны нести истинное просветительство, обращаясь к нашим культурным корням, вопросам патриотизма, нравственности и морали.
Глубокие социальные преобразования в обществе несут изменения в сознание молодежи. Интернет, мобильные телефоны, свободное перемещение в пространстве открывают новые возможности, заставляют посмотреть на мир другими глазами. Однако есть что-то главное, объединяющее различные поколения врачей.
В работе с молодежью надо опираться на то, что главным в профессии является гуманность и доброта. Результатом многих бед является отсутствие у людей духовности. Стремление к материальным выгодам, мелкие расчеты становятся выше понятий о Родине, Отчизне, Боге.
На памятнике русскому врачу Ф.П. Гаазу написано: «Спешите делать добро!». Великому Бетховену принадлежат слова: «Я не знаю иных признаков превосходства кроме доброты». Невозможно научить чему-то доброму, не имея этого доброго в себе, а приобрести добрые качества стоит немало труда. Этому учат нас литературные герои, примеры из жизни ярких людей. В повести о своей жизни писатель Борис Васильев создал трогательный образ доктора Янсена, который всю жизнь лечил бедных людей в окраинном районе Смоленска. «И служению людям жизнь посвятил...» - библиографический указатель,
изданный к 85-летию со дня рождения доктора медицинских наук, профессора, заслуженного деятеля науки БССР, заведующего кафедрой госпитальной хирургии с курсами урологии и детской хирургии Михаила Григорьевича Сачека - это страницы из истории вуза, ректором которого М.Г. Сачек являлся в течение 17 лет (1979-1996).
Большое значение имеет воспитание ответственности, честного служения делу со студенческих лет. «Береги честь смолоду!» -одна из важнейших составляющих в воспитании будущего специалиста. Евгений Сергеевич Боткин, последний русский лейб-медик, лечивший царевича Алексея, сына Николая II, всегда был верен своему слову и долгу. Его душевные силы были направлены на исцеление маленького пациента. Искренняя симпатия, дружеские отношения поддерживали веру родителей. А ведь Боткин был старше царя всего на три года. «Я дал царю честное слово.» Слово, которое служит гарантом порядочности, честности, гуманности и добра.
Ежедневный подвиг, чувство долга, обнаженная совесть - характерные черты для врача. Деятельность врача - это борьба. Борьба за жизнь, здоровье и благополучие, борьба с людскими страданиями, смертью. Важно научиться любить жизнь во всех ее проявлениях, любить людей, чтобы эта борьба была успешной. «Светя другим, сгораю сам»! - эти слова стали девизом врачей, горящая свеча -символом жизни. Г ероические подвиги медиков спасали жизни раненых в годы Великой Отечественной войны. Сотрудники, студенты Витебского медицинского института в первые же дни войны добровольцами ушли на фронт. Выпускники 1941 г. Евгений Никан-дрович Медведский и Анна Флориановна Котович получили удостоверение об окончании вуза на папиросной бумаге. Старшим врачом кавалерийского полка прошел дорогами Великой Отечественной войны Евгений Медведский. После войны восстанавливал здравоохранение области; 14 лет был ректором ВГМИ, заслуженный работник высшей школы, заслуженный врач БССР. В музее университета представлен богатый материал о жизни и деятельности военных медиков, студентов и сотрудников ВГМИ, ушедших на фронт в первые дни Великой Отечественной
126
ВЕСТНИК ВГМУ, 2015, ТОМ 14, №4
Рисунок 1 - Встреча с ветеранами Великой Отечественной войны в общежитии № 4, май 2015 г.
войны, об их героическом подвиге во имя спасения жизни раненых.
У студентов, посетителей музея вызывают восхищение судьбы выпускников ВГМИ, посвятивших свою жизнь служению людям. Имена их звучат и сегодня, их помнят, они служат примером для молодежи. Р.Ф. Махнов, К.С. Околович, И.П. Антонов, В.О. Морзон, Н.М. Янчур, Н.Ф. Лызиков, М.Ф. Яблонский, Е.Н. Медведский, И.И. Богданович, Л.И. Богданович, Е.П. Сушко, И.Н. Сипаров, Е.О. Непокойчицкий, С.И. Белов, Н.В. Виноградов и многие другие - представители медицинских династий, заслуженные деятели
науки, заслуженные работники высшей школы, лауреаты государственных премий, заслуженные врачи, отличники здравоохранения - настоящий золотой фонд университета. Они воспитывают молодежь и сегодня, всегда с нами, патриоты Отечества, верные долгу и профессии.
В музее открыт цикл «Дети войны». Павел Павлович Уселенок - сын полка (в годы Великой Отечественной войны ему было 10 лет) - выпускник ВГМИ 1960 г. Воспоминаниями о его жизни и судьбе поделилась жена, выпускница ВГМИ Панькова (Уселенок) Нина Меркуловна. Дело родителей продолжают сы-
Рисунок 2 - Яблонский М.Ф., поздравление с 70-летием Победы в Великой Отечественной войне.
127
духовный компонент врача
Рисунок 3 - Богданович Л.И., поздравление с 70-летием Победы в Великой Отечественной войне.
новья и внуки. Многие из военного поколения работают преподавателями в нашем университете. В музее университета очень хотелось бы иметь воспоминания сотрудников о детстве, опаленном войной. Эти воспоминания помогут представить молодым сердцам тяжесть пережитого в годы Великой Отечественной войны, помогут почувствовать, что позволило выжить в такие трудные годы, узнать о восстановлении разрушенного войной, о радостях и счастливых моментах судьбы. Связь поколений не должна прерываться...
2015 год - год 70-летия Победы в Великой Отечественной войне. В УО «ВГМУ» был
организован ряд мероприятий, посвященных этой дате: вручение медали «70 лет Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.» ветеранам войны, фотоколлажей (изготовленных студентами), подарков. Состоялось торжественное собрание, посвященное Великой Победе, с участием ветеранов, узников, блокадников - бывших сотрудников ВГМУ.
В клубе интернациональной дружбы состоялась встреча студентов с бывшим узником концлагеря, профессором кафедры травматологии, ортопедии и ВПХ Никольским Михаилом Александровичем, ветераном Великой Отечественной войны Е.О. Непокойчицким,
Рисунок 4 - Ректор ВГМУ, д.м.н. Щастный А.Т. с ветеранами Великой Отечественной войны, май 2015 г.
128
ВЕСТНИК ВГМУ, 2015, ТОМ 14, №4
дочерью Героя Советского Союза Л.Н. Филипенко доцентом кафедры информационных технологий С.Л. Гараничевой со студентами. На встрече была представлена книга «Исповедь перед внуками», вызвавшая интерес у студентов. К 70-летию Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. в музее УО «ВГМУ» представлены сборники стихов, книги, авторами которых являются выпускники ВГМУ: Л.М. Титова «Мы к Победе шли по трудным тропам», Б.М. Клионского «И оживут воспоминания», Б.Л. Гинзбурга «Листки моего календаря», А.П. Алексеева «Из поколения унесенных войной», Н.И. Степаненко «Повороты судьбы» и др. Большой интерес у посетителей музея, кураторов студенческих групп вызвала книга выпускника ВГМИ, врача А.В. Пуртова «С милосердием в сердце» о медиках Россонского района. Это уже вторая книга молодого врача.
шонок, И.В. Морхат, И.Ю. Юпатов, А.Ф. Котович и многие другие служат примером того, что главное в жизни не титулы и звания, награды и должности, а профессионализм и человечность, отзывчивость и доброта, честность и порядочность.
Примером для подражания, ориентиром нравственности для молодежи служат герои многих литературных произведений, авторами которых являются и представители медицинских профессий.
Ложь и лицемерие окружающих, описанные Л. Толстым в произведении «Смерть Ивана Ильича» (действительная история младшего брата русского ученого Ильи Ильича Мечникова) делают невыносимыми страдания главного героя. Ему хорошо только с искренним, добрым душой слугой Герасимом. Праведный Иоанн Кронштадский считал, что «жизнь во грехах не есть жизнь,
Рисунок 5 - Встреча студентов лечебного факультета с ветераном Великой Отечественной войны,
доцентом Непокойчицким Е.О., февраль 2015 г.
Студенты-волонтеры оказывают помощь ветеранам Великой Отечественной войны в уборке помещений, доставке продуктов и других домашних делах при участии профкома студентов и ОО БРСМ.
Родоначальники медицинских династий преподавателей, сотрудников, бывших выпускников ВГМУ: И.И. Богданович, Н.Ф. Лызиков, А.И. Франкфурт, Ф.Я. Берен-штейн, А.Я. Митрошенко, В.Н. Шиленок, И.В. Генералов, Я.М. Зельдин, С.З. Воль-
а непрестанная смерть, непрестанное умирание».
Воспитание молодежи в лучших традициях обучения медицинской профессии, любовь к людям, Родине, вузу начинается с первых шагов получения образования. Начиная с первого курса обучения и до встреч с выпускниками ВГМУ, этот процесс является непрерывным, взаимным, полным добра и уважения к человеку, коллеге, старшему другу, учителю. Активно сотрудничают
129
духовный компонент врача
Рисунок 6 - Студенты УО «ВГМУ» на производственной практике в ГБОУ ВПО «Рязанский государственный медицинский университет имени академика И.П. Павлова» Министерства здравоохранения Российской Федерации, июль 2014 г.
администрация вуза, идеологический центр, музей, кураторы и преподаватели, воспитатели, ветеранская и молодежная организации, деканаты, УМИЦ, РИПЦ, отдел по работе с молодежью, профкомы студентов и сотрудников - весь коллектив вуза. Ведь «завтра, как и сегодня, ... врач сохранит свой сан жреца, а вместе с ним и свою все возрастающую ответственность. И жизнь врача останется такой же, как и сегодня, - трудной, тревожной, героической и возвышенной».
Утрата морального смысла медицинской деятельности равносильна потере ее полноты и цельности. Всегда необходимо помнить слова Канта: «Есть две вещи в мире, которые вызывают тем большее восхищение, чем больше о них думаешь, - это звездное небо над нами и нравственный закон внутри нас».
Литература
1. Витебский государственный медицинский университет (1934-2004) / Витебский гос. мед. ун-т ; под ред. А. Н. Косинца. - Витебск : ВГМУ,
2004. - 547 с.
2. Василенко, Н. И. Роль музея в воспитании врача, гражданина, патриота / Н. И. Василенко // Материалы XI Республиканской научной конференции по истории медицины и фармации : (3 нояб. 2009 г., Витебск). - Минск : РНМБ, 2009. - С. 106-107.
3. Василенко, Н. И. Скальпель хирурга - оружие Победы / Н. И. Василенко, Ю. С. Небылицин, С. Г. Василенко. - Новости хирургии. - 2010. -Т. 18, № 4. - С. 3-11.
4. Василенко, Н. И. Служение здоровью людей -цель жизни / Н. И. Василенко, Ю. С. Небыли-цин, С. Г. Василенко. - Вестник ВГМУ. - 2012.
- Т. 11, № 1. - С. 166-171.
5. Vasilenko, S. G. Научно-педагогическая деятельность медицинских династий Республики Беларусь / S. G. Vasilenko, N. I. Vasilenko, R. V. Kadushko // Creating links in education. Teachers and their associations as promoters of pedagogic development (historical and museum aspects) : 15th international symposium on school life and school history museums and collections, Ljubljana (Slovenia), 26-29 June 2013. - Ljubljana (Slovenia), 2013. - P. 84-85.
6. Василенко, Н. И. Научная сессия ВГМИ 1941 года / Н. И. Василенко, Ю. С. Небылицин, С. Г. Василенко. - Вестник ВГМУ. - 2012. - Т. 11, № 3. - С. 133-139.
7. Витебский государственный медицинский университет. Страницы истории : материалы для проведения воспитательной, идеологической и информационной работы / сост. Н. У. Тихано-вич, Н. И. Василенко. - Витебск : ВГМУ, 2011.
- 8 с.
8. Мясоедов, А. М. Ценностные ориентации сту-дентов-медиков в сфере будущей профессиональной деятельности / А. М. Мясоедов // Аду-кацыя i выхаванне. - 2011. - № 3. - С. 13-19.
9. Кулик, С. П. Патриотическое воспитание студенческой молодежи на примере подвига белорусских медиков в годы войны / С. П. Кулик, О. А. Сыродоева. - Витебск : ВГМУ, 2015. - 25 с.
10. И служению людям жизнь посвятил... : к 85-летию со дня рождения доктора мед. наук, профессора, заслуж. деятеля науки БССР, акад. Белорусской АМН, зав. кафедрой госпитальной хирургии с курсами урологии и детской хирургии Михаила Григорьевича Сачека : биобибли-огр. указ. / М-во здравоохранения Республики Беларусь, Витебский гос. мед. ун-т, Библиотека ; сост.: И. Н. Лапусева, Н. И. Левко, Н. А. Пугачева. - Витебск : ВГМУ, 2014. - 128 с.
11. Быть счастливым счастьем других. Сипаров Иосиф Никитич : к 90-летию со дня рождения / Н. Г. Луд [и др.] // Вестник ВГМУ. - 2014. - T.
130
ВЕСТНИК ВГМУ, 2015, ТОМ 14, №4
13, № 1. - С. 145-150.
12. Витебский государственный медицинский университет. 80 лет, 1934-2014. - Витебск : Витебская областная типография, 2014. - 95 с.
13. Витебщина в годы Великой Отечественной войны: стойкость, мужество, героизм : учебно-методическое пособие / сост. И. А. Мартинкевич ; под ред. Н. Г. Болтрушевич. - Витебск : ВГМУ, 2015. - 23 с.
14. Леонид Иванович Богданович : к 90-летию со дня рождения. - Вестник ВГМУ. - 2013. - Т. 12, № 1. - С. 130-132.
15. Шиленок, В. Н. Николай Михайлович Янчур
- врач, ученый, защитник Отечества / В. Н. Шиленок, Э. Я. Зельдин. - Новости хирургии.
- 2009. - Т. 17, № 3. - С. 3-6.
16. Пуртов, А. В. Они сражались со смертью: медицина Россонского района 1941-1944
/ А. В. Пуртов. - Полоцк : Полоцкое книжное издательство, 2012. - 84 с.
17. Пуртов, А. С милосердием в сердце: история здравоохранения Россонского р-на Витебской обл. : очерки / А. Пуртов. - Витебск : Витебская областная типография, 2015. - 295 с.
Поступила 23.06.2015 г. Принята в печать 07.08.2015 г.
Сведения об авторах:
Василенко Н.И. - заведующая музеем УО «Витебский государственный ордена Дружбы народов медицинский университет»;
Небылицин Ю.С. - к.м.н., доцент кафедры общей хирургии УО «Витебский государственный ордена Дружбы народов медицинский университет»;
Василенко С.Г. - к.м.н., доцент кафедры ЛФК и спортивной медицины УО «Витебский государственный университет им. П.М. Машерова»;
Небылицин С.Ю. - провизор аптеки УО «Витебский государственный ордена Дружбы народов медицинский университет».
Адрес для корреспонденции: Республика Беларусь, 210023, г. Витебск, пр. Фрунзе, 27, УО «Витебский государственный ордена Дружбы народов медицинский университет», кафедра общей хирургии. E-mail: [email protected] - Небылицин Юрий Станиславович.
131