Научная статья на тему 'Духовность и духовные аспекты формирования личности'

Духовность и духовные аспекты формирования личности Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
2604
128
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Коневских Любовь Анатольевна

Проведено исследование феномена духовности. В современности духовность и духовная реальность обретают философские характеристики. Вслед за разумом и разумностью, осознанными в качестве свойств человеческой природы, наступает этап осознания в том же ключе духа и духовности. Постепенно вырабатываются представления о том, что духовное начало имманентно присуще личности и проявляется в духовных усилиях субъекта, которые могут иметь как религиозный, так и светский характер.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Духовность и духовные аспекты формирования личности»

Раздел I. КУЛЬТУРА

ББК 70

Л.А. Коневских

ДУХОВНОСТЬ И ДУХОВНЫЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ

ЛИЧНОСТИ

Проведено исследование феномена духовности. В современности духовность и духовная реальность обретают философские характеристики. Вслед за разумом и разумностью, осознанными в качестве свойств человеческой природы, наступает этап осознания в том же ключе духа и духовности. Постепенно вырабатываются представления о том, что духовное начало имманентно присуще личности и проявляется в духовных усилиях субъекта, которые могут иметь как религиозный, так и светский характер.

В XX веке западноевропейская ментальность оказалась перед фактом и необходимостью переосмысления не только своей истории, экономики, психологии и т.д., но и всей целостности - культуры. Во всех сферах ее формирования (взаимодействие человека с природой, обществом и самим собой) выявляются противоречащие друг другу тенденции, которые позволяют квалифицировать это столетие как переходный период. Опасность, связанная с экологическими катастрофами, ядерными войнами, истощением сырьевых ресурсов, перенаселением планеты, экономическим неравенством регионов и т.д., грозящая человечеству самоуничтожением, вынудила людей искать причины происходящего в самих себе и заново начать пересматривать основания своих взаимоотношений с миром1. Глубоко затронутой оказалась ценностная сфера жизни общества, зависимая от такого свойства сугубо человеческой природы, как духовность. Дальнейший процесс познания начал связываться с онтологией духовного, проявленного как значимое во всей целостности культу-

1 Вернадский В.И. Научная мысль как планетарное явление. М., 1991; Печчеи Ау-релио. Человеческие качества. М., 1980.

ры. Помимо того стала выявляться практическая потребность в смене познавательных парадигм2, которая особенно остро ощущается сегодня, в частности, в системе образования.

Из трех основных известных парадигм образования - традиционалистской, рационалистической и гуманистической (феноменологической) -последняя активно начинает занимать лидирующие позиции. В ней в центр внимания ставится ученик как субъект жизни, как свободная и духовная личность, имеющая потребность в саморазвитии. Рассуждая об этом, автор статьи «Методологические принципы образования взрослых» А. Кукуев отмечает также, что такие же принципы заложены и в основу государственной политики России в области образования (Закон РФ «Об образовании»). Процесс образования, утверждает он, должен сегодня «представлять единство обучения / учения, воспитания / самовоспитания, развития / саморазвития, взросления / социализации».

Обозначенная А. Кукуевым тематика (и прежде всего проблемы самовоспитания, саморазвития личности) неизбежно проявляет себя, как только речь заходит об актуализирующейся тенденции развития современного мира, связанной с потребностью изучения новой - духовной -реальности, которая предъявляет новые требования к современному человеку. Эти требования связаны уже не столько с интеллектуальным, сколько с его духовным развитием, которое в истории традиционно рассматривалось иод религиозным углом зрения. Однако в современности духовность и духовная реальность обретают и философские характеристики, что дает возможность говорить об этой проблематике и в рамках светской системы образования.

Характеризуя духовную реальность в рациональном ключе, можно выделить присущие ей характеристики: она самостоятельна по отношению к природе, все четче фокусируется на потребности исследования феноменов культуры и духовности, на соотнесении их с субъектом. Духовная реальность имеет онтологический статус, поскольку всегда существовала наравне с реальностью природной и находилась в самом тесном взаимодействии с феноменальным миром. Ее онтологизм естественно вытекает из того, что через духовность, свойственную субъекту, посто-

2

Орлова Э.А. Смена познавательных парадигм в изучении общества и культуры // Обсерватория культуры. 2004. № 1.

3 Кукуев А. Методологические принципы образования взрослых // Новые знания. 2008. № 1.

янно в процессе (и через него) взаимодействия человека и мира эта реальность оказывала мощное влияние на их становление и развитие.

Однако говорить о духовной реальности, как и исследовать ее, возможно лишь при условии, прежде, определения феномена духовности. В последние десять-пятнадцать лет к нему проявляется особо активный интерес. В обществе вновь и вновь поднимается проблема необходимости духовного возрождения страны, которое частью современных политиков и деятелей культуры понимается почти равнозначно возрождению религиозному, вероятно, потому, что духовная сфера традиционно осваивалась и исследовалась в первую очередь в религиозных системах. Вместе с тем дискуссии на тему «духовность - религиозность» сегодня уже не актуальны, поскольку в рядах исследователей признано, что понятие «духовность» шире, чем понятие «религиозность», что духовный мир субъекта может формироваться и эволюционировать в рамках как религиозной, так и светской систем. Вслед за разумом и разумностью, осознанными в качестве свойств человеческой природы, в современности наступает этап осознания в том же ключе духа и духовности.

Исторический обзор духовной проблематики показывает, что в познании сферы духовного имеется вектор все более глубокого его соотнесения со становлением субъекта и его внутреннего мира. Через нравственное совершенствование и преодоление своей низшей природы человек оказывается способен постичь духовные реалии как с помощью разума, так и в познании интуитивном, сердечном, этическом. Потому духовный мир, духовная реальность воспринимаются им прежде всего через позитивную систему ценностей - Любовь, Добро, Свободу и т.д. и их оппозицию. Постепенно вырабатываются представления о том, что духовное начало имманентно присуще личности и проявляется в духовных усилиях субъекта, которые могут иметь как религиозный, так и светский характер. Духовность связана с внутренним миром человека и является состоянием внутренней субъективности, позволяющим субъекту поддерживать постоянную связь с духовной реальностью, имея в виду то, как ее значимость проявляется и сказывается на процессах повседневности.

Первые словарные определения понятия «духовность» появляются в толковых словарях русского языка (и лишь позже - в философских) ближе к середине XX века, что свидетельствует о том, что именно в этот период возникает потребность в рациональной рефлексии над ним и его содержательной сущностью. До этих пор термин встречается в различных источниках в значении: «противоположное материальному»; «дея-

тельность, противоположная предметно-практической»; в ценностно-смысловом толковании - «духовная потребность», «духовные отношения» и т.д. Если в знаменитом словаре Ф. Брокгауза и И. Ефрона статья на тему «Духовность» еще отсутствует, то в толковом словаре под редакцией Д.Н. Ушакова (1934 г.) духовность оценочно определяется уже как «отрешенность от низменных, грубо чувственных интересов, стремление к внутреннему совершенствованию, высоте духа». Дух при этом понимается как «психические способности, ум»4. Как возвышенное имманентное начало в человеке толкует духовность и словарь русского языка С.И. Ожегова и Н.Ю. Шведовой: «Свойство души, состоящее в преобладании духовных, нравственных и интеллектуальных интересов над материальными»5.

Современные специалисты предпринимают множественные попытки определить понятие «духовность», используя разные подходы (В.И. Ксе-нофонтов, М.А. Барг, М.С. Каган, Вл.И. Гусев, Л.П. Буева, В.И. Гараджа, В.Н. Шердаков, В.А. Лекторский, С.Б. Крымский, В. Зинченко, A.B. Бур-дин, В.А. Кайдалов, П.Е. Вахренева, Л.И. Уколова, Ф.А. Гайсин, В.Д. Попов, А. Егорычев, Г.А. Попов, А.Я. Канапацкий и др.). Характеризуя понятие, одни исследователи опираются на имманентный характер природы духовности. Источниками духовной рефлексии они рассматривают веру, разум, волю; систему ценностей; сознание, мышление, чувства; образ жизни субъекта. Другие, наоборот, видят исток духовности в трансцендентном начале, в качестве которого выступают: Бог, Дух, Абсолют, Идея, Творец; сверхчувственное, мистическое, бестелесное в мире. В одном случае обращается внимание на то, что изменения в своей субъективной природе человек осуществляет под воздействием и с ориентиром на трансцендентное, в другом подчеркивается важность имманентной составляющей, раскрытие которой выводит в результате субъекта на трансцендентный и трансцендентальный уровни.

Обобщение разных групп определений духовности показывает, что помимо выделенных трансцендентных и имманентных оснований феномена, исследователи выделяют наиболее существенные свойственные ему системные характеристики:

4 Толковый словарь / под ред. проф. Д.Н. Ушакова М.: Советская энциклопедия, 1934. Т. 1.

5 Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. М.: Рус. язык,

1997.

• Духовность выявляется в разных онтологических аспектах: гуманистическом, этическом, эстетическом, религиозном, социальном, экзистенциальном, мировоззренческом, конструирующем.

• Духовность является родовым определением человеческого способа жизни, связывающим отдельного индивида со всеми людьми, способом соединения образа мира с нравственным законом личности.

• Духовность связана с сознанием и психической деятельностью субъекта, с миром его эмоций и нравственными силами, то есть с тем, что определяет духовный мир личности, отождествляемый с внутренним, субъективным миром человека (этической природой, совестью, разумом и волей, энергетическим духовным началом).

• Истоки духовности определяются в субъекте изначальной задан-ностью, обусловлены онтологической тайной человеческой природы.

• В сфере предметных интересов феномена, задающих цели развития субъекта, присутствуют такие значимые ценностные величины, как: Творец, Иерархия, Любовь, Сердце, Нравственность, Добро, Энергия, Расширенное сознание или Сверхсознание, Творческое созидание, Самосовершенствование. Духовность привносит в практическую деятельность субъекта параметры целостности и единства.

• Духовность позволяет индивиду преодолевать свою эгоистическую, своекорыстную природу и воспринимать Иное, добровольно подчиняясь системе абсолютных, высших надындивидуальных ценностей, в которой он своим ценностным комплексом представлен как единичное. Духовность в этом смысле становится способом интеграции субъектом смысложизненных ценностей, определяющих содержание, качество и направленность человеческого бытия, принципом самостроительства человека, механизмом его жизнеутверждения и гарантом сохранения рода человеческого на Земле.

• Духовность непосредственно связана с процессами самоидентификации, постоянно сопровождаемыми трансцендированием к ценностям и идеалам, выходящим за пределы обыденных человеческих возможностей. Она способна выступать в качестве критерия исторического становления и развития личности.

Анализ даваемых в современности определений духовности подтверждает не только то, что духовность связана со становлением субъективного мира человека и является его родовым качеством, но также и то, что ядром духовности являются нравственные ценности. Соответственно в дальнейших исследованиях феномена возрастает значимость осмысления его аксиологических, этических и моральных составляющих.

В приложении к системе высшего образования это подчеркивает актуальность сохранения и развития воспитательной традиции при освоении новых знаний. Если духовная реальность поляризована и проявляется в своих позитивных и негативных аспектах, то феномен духовности подразумевает умение субъекта на основании своей воли и разума делать постоянный выбор и осуществлять усилия по самосозиданию именно в позитивном ключе. Культурно-антропологический контекст исторического становления феномена духовности в данном случае может стать отличной иллюстрацией этого.

В современных исследованиях духовности выявляется также целостность трансцендентного и имманентного в неделимой человеческой природе, их постоянное взаимодействие и взаимовлияние, в ходе которого происходит постоянное обогащение и совершенствование того и другого. Духовность в этом случае выступает как в качестве средства взаимодействия, так и средства самостроительства человека. Это делает возможным, в свою очередь, обращение для изучения феномена не только к философским теориям и научным парадигмам, но и к разнообразию практических концепций духовно-этического развития субъекта.

Обобщая даваемые в современности определения феномену духовности, в качестве рабочего варианта можно предложить такое синтезированное определение: духовность - это атрибутивное свойство человеческой сущности, присущее субъекту умение и усилие приобщаться к культуре, востребовать и применять позитивные смыслы и опыт предыдущих поколений на практике; нравственно-этическое состояние субъекта, возникающее в процессе постоянно осуществляемого им выбора, трансцендирования к ценностям и идеалам, выходящим за пределы обыденных человеческих возможностей; процесс взаимодействия через него трансцендентного и имманентного.

Говоря о том, что духовность может быть рассмотрена как прямое следствие индивидуальных усилий субъекта по овладению духовной реальностью, следует отметить, что она предстает также и как способ жизни, активного мироотношения. Она способствует изменению, преображению материально-телесного начала, выступает как душевно-духовная активность и жизненный синтез, как постоянное конструирование реальности, как личное самоопределение человека в культуре, как усилие второго рождения. Все это указывает на то, что овладение духовной реальностью тесно связано с постоянной практикой.

Духовная практика - это сложный динамический процесс, в ходе которого каждый индивид реализуется как целое в единстве природного,

духовного и социального. Естественно, поскольку духовная реальность прежде всего была интересом религиозных исканий, в этой области и сложились традиционные представления о способах ее постижения. Их систематизация выявляет две сферы, на которые ориентирована религиозная практическая духовность: ментальную и телесную. К первой сфере относятся духовные практики, связанные с областью мысли и сознания -молитва, медитация, созерцание, самонаблюдение и т.д. Ко второй -практики, связанные с телом: аскетические физические упражнения, дыхательная гимнастика, пост и другие приемы, позволяющие субъекту преодолеть силу телесной природы и достичь возвышенного состояния души. Такое состояние способствует достижению целей духовной практики, но последние, однако, не сводимы к нему. Если субъект концентрирует свои усилия на развитии только телесных способностей приведения себя в духовные состояния, он тем самым ограничивает развитие своей духовной природы, сводя его к так называемым чудесным и феноменальным способностям человеческого организма, которыми обладают, например, йоги или сенситивные люди. В этом случае подлинное духовное развитие останавливается, то есть прекращается духовная работа по подчинению низшего высшему. Это может обернуться для субъекта серьезными проблемами, связанными с психическим здоровьем, когда разбуженная энергия тела выходит из подчинения сознанию.

Исследование феномена духовности в ключе философской антропологии и традиций рационализма предполагает, что содержанием духовной практики, как и любой практики вообще, является деятельность субъекта. Духовная практика в таком аспекте начинается для него с постановки вопроса о духовном совершенствовании, с саморефлексии в первую очередь по поводу того, «что такое человек» и «что такое Я как человек». Вечные поиски места человека в мироздании, смысла его жизни не минуют ни одного духовного искателя, и потому духовность тесно переплетается с идеей самотворчества и самопроизводства человека.

Акт духовной практики всегда связан с выбором пути духовного развития. Это может быть либо путь веры, либо путь доказательства. В последнем случае оказывается, что такой путь ориентирован на неизбежное постижение человеком своего личного взаимодействия с миром в тех же трех сферах, в которых формируется и проходит свое становление феномен культуры: взаимодействие с природой и космосом, с обществом и с самим собой. Этот вариант духовного развития человека и духовной практики непосредственно связан с сопоставлением собственного опыта субъекта и опыта всей культуры. Потому чем больше человек

приобщается к культуре, тем больше шансов обретает он на духовное развитие.

На этом этапе формой духовной практики становится просто познание, при котором усвоение нового знания сопровождается приложением духовных усилий в поисках, постижении его, сохранении устойчивого интереса, желания преодолевать противоречия и синтезировать новые идеи с уже известными. Познание предполагает духовный рост субъекта, остановки здесь быть не может, ибо такая остановка при любой мотивации оборачивается духовным застоем и, как следствие, духовной деградацией. Не случайно народная мудрость гласит: «Век живи - век учись» или «Ученье - свет, не ученье - тьма».

Почему же только шансы, а не само духовное становление обретает субъект, приобщаясь к культуре? Как свидетельствует история, совокупный человеческий опыт зачастую имеет тенденцию обращаться в цивилизацию, которая намеренным использованием созданных технологий и лишь результатов уже разрешенных вопросов ограничивает свое дальнейшее развитие. То же самое может произойти и с субъектом, если он отождествит свое духовное развитие с суммой знаний о нем. В таком случае субъект может превратиться в эрудированную, интеллектуально развитую личность, отчужденную от переживания культуры и взаимодействия с той необозримой нравственно-эмоциональной сферой, осознание качества которой только и возможно в процессе практики. То самое действие и усилие, которые необходимо предпринять субъекту самостоятельно и индивидуально в развитии своей духовной природы, может быть подменено представлениями об опыте других людей, знаниями об известных технологиях, стандартах и системах, в которых развитый интеллект субъекта волен сомневаться, отрицать или соглашаться с ними, но только не практиковать их.

Поэтому духовная практика - это действительно всегда личное, индивидуальное действие субъекта по воспроизведению накопленного в культуре опыта, даже если до него подобное действие совершалось огромным множеством людей. И это единственный путь к духовной реальности, который не может быть пройден кем-то за кого-то. Поэтому путь духовного становления тотально индивидуален. Индивидуальное действие становится тем экспериментом, которым в научном поиске выверяется всякая теория. В этом смысле каждый человек оказывается в какой-то степени исследователем, ученым для себя, проверяющим верность духовных теорий собственным опытом. На этом этапе так называемая объективная истина не может быть выявлена, так как любой индивидуаль-

ный опыт осмысливается каждым субъектом индивидуально и дает столь же индивидуальный результат, зависящий от уровня развития личности. И, тем не менее, для каждого субъекта именно этот опыт и будет объективным, так как только через него для этой личности возможно постижение объективной реальности и расширение представлений о ней. Поэтому каждое, даже самое незначительное событие в жизни субъекта может иметь для его духовного роста колоссальное значение, о котором окружающие могут и не подозревать. В таком случае в духовной практике субъекта особо значимым актом оказывается даже случайное событие в его жизни.

То же самое можно сказать и о сфере общественных отношений. В современном гуманитарном знании такие единичные события или ситуации, подвергаемые научной рефлексии, получили название «кейс-стади». Внимание к единичным явлениям было подготовлено рождением проблемы понимания в культуре, когда метод «понимания» как основополагающий в «науке о духе» немецкий философ В. Дильтей противопоставил естественно-научному методу «объяснения». В отличие от внешнего, «рассудочного» объяснения в понимании, считал Дильтей, важно интуитивное постижение некоторой духовной целостности, важен феномен переживания внутренней связи явлений, пусть даже выглядящих по-разному. Его идеи нашли развитие в трудах Э. Шпрангера, М. Хайдеггера, X. Гадамера, М. Вебера, П. Рикера, К. Ясперса, X. Орте-ги-и-Гассета и др. В отечественной науке проблемами понимания занимался Л.С. Выготский.

В процессе развития все чаще стали предприниматься попытки рассмотреть, проанализировать жизненный опыт отдельного человека, соотнести культуру с образом жизни и поведения людей. И вот, наконец, сформировалось понимание, что гуманитарные науки ориентированы в познании не столько на количественные показатели, столь авторитетные в науках естественных, сколько на качественные. Неповторимость, уникальность, мимолетность, субъективность начали обретать в объективном мире все большую значимость. Общество, как и субъект, неизбежно начало впадать в рефлексию по поводу отдельного события, непосредственно реагируя на него, и в то же самое время, размышляя над ним, оценивая и пытаясь отыскать в нем типичное. Поэтому с середины XX века и к его последнему десятилетию на Западе оформились принци-

6 Дильтей В. Введение в науки о духе // Зарубежная эстетика и теория литературы Х1Х-ХХ вв. Трактаты, статьи, эссе. М., 1987.

пы новой научной гуманитарной методологии, называемые «качественным подходом», «качественным методом».

Рождение качественной методологии, описывающей и исследующей единичные ситуации, совпадает с актуализацией духовной проблематики в современности, с возрастающей ролью культуры и все большим интересом к субъективному и индивидуальному. Эта методология способна дать научное объяснение тем процессам, которые связаны с духовной практикой, ведь каждый субъект, опираясь на собственный опыт, даже не зная о том, строит свою индивидуальную «граунд-теорию» об устройстве будь то мироздания или личной бытовой ситуации, постоянно корректируя рождающиеся в этом процессе личные гипотезы, строя концепции. Одни это осуществляют сознательно и целенаправленно, другие -бессознательно и стихийно. Сама жизнь во всех случаях является источником духовной практики и постоянно «задает своп уроки» в соответствии с эволюционными задачами. И чем внимательнее и осознаннее субъект отслеживает этот процесс, тем успешнее учится.

Все периоды истории человечества были наполнены ситуациями приятия нового, борьбы старого и нового и победы нового. В основе этих процессов заложен один и тот же механизм духовной практики - транс-цендирования к новым ценностям, позволяющий культуре и субъекта, и общества наращивать свое проблемное поле смыслов, постоянно выходя за пределы известного. Отношение к иному в культуре общества регламентируется двумя моделями отношения к новациям: моделью противостояния или-или и моделью присоединения и-и. Выбор между ними и является постоянным актом духовной практики.

Модель и-и способствует формированию созвучного современности синтетического, интегративного сознания, отводящего каждому явлению место в общей схеме вещей, и может рассматриваться как перспективная и продуктивная модель общественного развития. Она способствует формированию умения в практике жизни объединять противоположности, охватывать далеко отстоящие друг от друга явления как одно целое, выделять вечно существующее главное-общее, стрежневое-общее, единство в многообразии, анализируя происходящее, видеть его суть и вмещать ее.

Огромное значение в духовной практике приобретает способность субъекта вступать в диалог с природой, с обществом и самим собой. В условиях диалога происходит глубокое осознание иной культуры и иного человеческого опыта, осознается самобытность, уникальность и неповторимость каждой культуры, формируется потребность взаимодействия с ней, способствующая расширению сферы своей культуры. Идеи сохра-

нения и дальнейшей эволюции человеческой цивилизации в условиях диалога все глубже связываются с необходимостью становления общечеловеческого сообщества, с необходимостью культурного общения и взаимообмена. Актуальными формами духовной практики в таком случае становятся выработка умения слышать, уважать иную позицию, аргументировать свою точку зрения, находить общее основание для диалога, терпимость и прочие качества, сопутствующие успешному ведению диалога и характеризующие феномен духовности.

Умение объединять противоположности, заложенное в модели сознания и-и, исключает одностороннее понимание вещей, формирует умение видеть биполярность нравственных принципов и актуализирует проблему нравственного выбора, этического самоопределения субъекта, осуществление которых становится обязательным в процессе духовной практики. Результатом становится выработка этического принципа мышления субъекта, постоянная апелляция к ценностной шкале духовного развития личности и общества, сформированной в культуре. Вместе с этим возрастает актуальность форм духовной практики личности, что ведет к формированию нового человека, приходящего на смену «разумному рационалисту», рожденному периодом Нового времени. Если тогда разум, предприимчивость, сметливость, хозяйственное мышление, рационализм и прагматизм, развитая способность адаптации к динамичным изменениям жизни рассматривались как передовые черты, то тип современного человека толкуется с самых разнообразных оснований и может быть охарактеризован с совершенно иных позиций.

Современный тип человека, если он ориентирован на развитие и становление своей духовной природы, рассматривается сегодняшними исследователями в ключе, развивающем философскую антропологию Макса Шелера, говорившего о необходимости «пересмотреть метафизическую проблему положения человека в космосе» и отмечавшего, что на смену «недо- и сверхчеловеку» приходит «всечеловек»7. Такой тип современного человека характеризуется возрастанием самосознания и открытостью к миру, превращением его и себя самого в предмет своего личного субъективного познания. В этом смысле для такого человека актуализируется потребность в рефлексии над собственными проблемами

7 Шелер М. Положение человека в космосе // Избранные произведения. М.: Гно-зис, 1994; Шелер М. Человек в эпоху уравнивания [Электронный ресурс]. URL: http://anthropology.rchgi.spb.ru/sheler/sheler_s2.htm; Шелер М. Человек и история [Электронный ресурс]. Там же.

духа и воли, поскольку именно они управляют духовными актами субъекта и направляют его развитие к идеальному образу «всечеловека». В современности возрастает значимость ценностного сознания людей и осознания внутреннего самотождества ему. В условиях многозначности современных типов человека «человек возрождающийся», «человек духовный» видит неразрывную связь своей субъективной духовности с духовностью объективной, которая проявляется в форме культуры и гуманистических ценностей. В силу открытости, стремления к преодолению себя современный тип «человека духовного» ориентирован на осознание своего назначения в мире, изменение своей жизненной позиции и утверждение «воли к диалогу» с миром и собой, чему способствует также его понимание необходимости приобщения к культуре. Такой человек находится в состоянии постоянного «зановорождения», и его духовные способности могут быть рассмотрены в качестве не абстрактной, а природной силы.

Таким образом, духовное становление человека в современности нельзя уже рассматривать как архаический пережиток религиозных эпох. Духовность присуща субъекту даже тогда, когда он находится вне пределов религиозных систем. Сегодня вполне уместно говорить о том, что духовность является таким свойством человеческой природы, которое во временном континууме последовательно раскрывается вслед за присущей человеку разумностью. Несомненно, что именно в рамках гуманистической парадигмы образования можно и необходимо вести разговор о формировании современного «человека духовного», так как именно в этой парадигме позволительно объединение рационального, прагматичного начала субъекта со значимыми для его бытия духовными интенциями. Конечно, сохраняя верность рационально-материалистической традиции, можно и дальше занимать позицию нейтралитета по отношению к спонтанности духовного взросления личности, отчужденности этой проблематики в современной культуре пли передоверять этот процесс по-прежнему церкви. Однако веления времени все-таки возьмут свое, поскольку узкоспециализированное понимание человеческого бытия (будь то через идею Бога, рынка, либерализма, технического прогресса и т.д.) в истории постоянно выявляло свою неполноту, а значит, и несостоятельность, детально, однако, прорабатывая и, вместе с тем, выявляя издержки и достоинства каждого отдельного подхода. Накопленный опыт уже нуждается в обобщении и систематизации, и без этого невозможно целостное понимание ни культуры, ни человека.

В современности, как, впрочем, и в другие периоды, тяга к духовному развитию побуждает людей к поиску эффективных средств его осуществления. Именно поэтому современной системе образования необходимо предусмотреть эту тенденцию и выработать светские принципы воплощения в образовательной практике идеи духовного развития человека, сохраняя при этом личное право субъекта на дополнение их своими религиозными убеждениями, если таковые имеются.

В связи с этим в современные образовательные программы целесообразно ввести теоретическую проблематику по истории развития духовной составляющей в культуре и связанным с ней раскрытием внутренней, субъективной природы человека. В теоретическом дискурсе должны быть представлены аксиологические, этические и моральные аспекты становления человеческого сообщества с констатацией четких духовных ориентиров, выявленных в каждый период и являющихся фундаментом духовного развития человека. Исходя из задач, сформулированных в Законе РФ «Об образовании», информационную составляющую курса нужно также дополнить методическими разработками, способствующими осознанию значимости и формированию у учащихся навыков личного духовного развития. (Как выше уже говорилось, к духовным практикам в системе светского образования могут быть отнесены средства самостроительства человека, самотворчества и самопроизводства.) Особое внимание должно быть уделено формированию мотивации к познанию, к переживанию культуры как способу ее присвоения. Необходима также разработка методик по развитию умений к осуществлению действий, основанных на осознанном нравственном выборе и этическом самоопределении субъекта.

Образовательный курс по духовному развитию необходимо ориентировать на помощь учащемуся в обосновании и выборе такого пути духовного развития, который гармонично бы сочетал в себе путь веры и путь доказательства, что возможно только в синтетично-синкретичном единстве культуры.

Получено 8.09.2009

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.