УДК 740
Шадинова Г.А., к.филoc.н.
дoцeнт
кафедра «Общественных наук и журналистики» Международный казахско-турецкий университет им. Х.А. Ясави
Казахстан, г. Туркестан ДУХОВНОЕ ВОЗРОЖДЕНИЕ И ПРОБЛЕМЫ ГЛОБАЛИЗАЦИИ
СТРАНЫ КАЗАХСТАН
Аннoтация: В этой статье рассматривается духовное возрождение и проблемы глобализации страны Казахстан. Так как концептуально глобализация должна положительно повлиять на повышение уровня экономического благосостояния людей, обеспечить устойчивое развитие общества и способствовать интеллектуальному, социальному, культурному развитию людей.
Ключeвыe cлoва: духовновное возрождение, глобализация, Казахстан, единение нации.
UDC 740
Shadinova G. A., Ph.D., Associate Professor
Associate Professor of the Department of Social Sciences and Journalism International Kazakh-Turkish University named H.A. Yasavi
Kazakhstan, Turkestan SPIRITUAL REVIVAL AND PROBLEMS OF GLOBALIZATION OF THE COUNTRY KAZAKHSTAN
Annotation: This article considers the spiritual revival and the problems of globalization of the country Kazakhstan. Since conceptually globalization should positively influence the increase in the level of economic well-being of people, ensure sustainable development of society and promote intellectual, social, cultural development of people.
Key words: spiritual revival, globalization, Kazakhstan, unity of the nation.
Духовное возрождение, как целостный процесс восстановления, возвращения и актуализации ценностей культурного прошлого, ценностей жизненного опыта предшествующих поколений, имеет главную цель -установить верную смысловую дистанцию между современностью и прошлым, а следовательно оживить ("анимирозать") существенные связи между ценностями культуры простого и духовной жизнью наших современников.
Подобная чрезвычайно обобщенная цель позволяет нам теоретически смоделировать процесс духовного возрождения региона. В содержательной плане процесс духовного возрождения региона находит опору в ценностных ориентация которые, будучи переосмыслены обществом, выступают в качестве ориентиров в поведении и деятельности отдельных личностей и
социальных групп. Анализ показал, что духовные ценности всегда воспринимается личностью как конкретный, современный феномен, который, однако, наследует определенные культурные смыслы из прошлого предшествующе поколений, что не исключает новаторского подхода к духовным традициям [1].
Среди названных процессов основополагающей является модернизация духовной сферы. Полагаю, что основания для этого посыла более чем аксиоматичные. Очевидно, что успех и политической, и экономической модернизаций зависит в первую очередь от уровня общественного сознания, где приоритетом является духовность. Поэтому духовное возрождение на сегодня - задача что ни на есть самая актуальная. Этого требует в первую очередь состояние данной сферы, которая нуждается в коренной трансформации с акцентом на углубление консолидирующих общенациональных ценностей.
Если, к примеру, мыслить крупными категориями, то в политической сфере у нас укоренена выборность как главный атрибут демократии. В текущем году в рамках конституционной реформы была произведена передача ряда полномочий от Президента страны другим ветвям власти. По этому случаю Глава государства, выступая на совместном заседании палат Парламента, заявил: «Мы идем, постепенно двигаемся, то есть вот это один из этапов демократизации общества... Другие государства шли столетиями к тому, что они есть. Демократия - это не начало пути, это конец пути, цель наша» [2].
Программная статья Елбасы - это прежде всего статья мировоззренческо-идеологическая, которая в рациональном формате дает общее определение национальному сознанию XXI века и путям изменения общественного сознания. Целью является создание единой Нации сильных и ответственных людей. В своей новой работе глава государства отметил, что духовное возрождение Казахстана началось не сегодня. С 2004 года была реализована программа «Культурное наследие», направленная на обновление историко-культурных памятников, в 2013 году в рамках еще одной программы - «Народ на волнах истории» - в ведущих мировых архивах собраны самые важные документы, касающиеся истории нашей страны и народа. И теперь, по словам президента, мы должны приступить к более масштабной и фундаментальной работе. По мнению президента, сохранение своей культуры, собственного национального кода - это первое условие модернизации нового типа. История и национальные традиции должны быть обязательно учтены. Одной из задач модернизации Нурсултан Назарбаев называет духовное возрождение и единение нации [3].
Глобализация как явление современного мира очень многогранное и значительное, которое тяжело однозначно охарактеризовать и оценить, оно захватывает государства и народы и вызывает разные противоположные оценки и мнения. Многие поддерживают ее, но есть и противники, которые
выделяют ее угрозы и риски для будущего. Наиболее позитивные оценки предрекают развитие человеческой цивилизации, обещают снижение угроз войн, межэтнических конфликтов, сближение и развитие народов [4].
Бурное развитие мировой экономики, интеграция финансового капитала, непомерное расширение информационного пространства в конце XX столетия вызвали процессы глобализации в развитии человечества. В своей лекции в Евразийском национальном университете «К экономике знаний — через инновации и образование» Президент Республики Казахстан Н. Назарбаев отметил, что глобальное общество — это мир без границ. И при всех положительных проявлениях глобализация несет в себе серьезную угрозу человечеству в виде международного терроризма, наркоторговли, информационных войн, эпидемий, экологических катастроф. Глобализация мира, если и не представляет собой прямую военную угрозу извне для отдельных стран, то создает другую форму экспансии — «мирное» уничтожение духовных ценностей народов. На наших глазах размываются высочайшие морально-этические критерии, выработанные человечеством на протяжении всей его истории, утрачивается элементарное ощущение великого, прекрасного, истинного.
Глобальная экономика навязывает свою идеологию: сформировать потребителя-пожирателя, любой ценой стремящегося к успеху. Рекламная идеология «все на продажу» проникла во все сферы, нагло давит на наше сознание и даже подсознание. Беззастенчиво внедряется в нашу жизнь: купи колу, фанту, твикс, сникерс, получи удовольствие — и ты счастлив. Что мы можем противопоставить этому? Нам необходимы глубокие и могучие этно-культурные корни. Важно, чтобы каждый из нас в отдельности и все мы вместе не просто знали их, но и глубоко почитали морально-этические и духовно-ментальные ценности своего народа. Народы мира за многовековую историю своего развития выработали определенные высшие общечеловеческие ценности: язык, вера, искусство, культура. Сохранение высших ценностей, думается, и есть один из столпов прогресса [5].
Позитивные результаты глобализации связаны с участием государств в международном разделении труда. Они получают возможность подключаться к современным телекоммуникационным системам, развивать собственные технолногии, привлекать к развитию своих экономик траннсцацинальные корпорации, осуществлять структурные преобразования финансовых и банковских систем, привлекать инвестиции, повышать грамотность населения путем внедрения передовых образовательных программ
Сегодня уже нет сомнений в том, что глобализация - это объективный и необратимый процесс, несущий всем государствам, особенно молодым, как вызовы, так и новые возможности. Глобализация предстает как синергетический процесс системной трансформации мира посредством взаимообусловленного развития экономики, политики, культуры множества
государств и означающий сочетание порядка и хаоса, определенности и неопределенности.
Использованные источники:
1. Савенокова Л.А. Духовное возрождение как феномен культурной жизни региона. дис. к. филос. наук. Автореф. 17.00.08. - Москва, 1993. 2 Духовное возрождение - приоритет Третьей модернизации Казахстана
ШрБ: //bnews .кт/га/апа1у818/апа1у11С8МиЬоупое_уо7го7Ьёете_рпогйе1:_1:ге1е1_т
оёегш7а18и_кагаЬ81апа
3. Духовное возрождение и единение нации https://otyrar.kz/2017/04/duxovnoe-vozrozhdenie-i-edinenie-nacii/
4. Казахстан в процессах глобализации//https://articlekz.com/article/10880
5. Духовное возрождение и проблемы глобализации http://yuianka.kz/duhovnoe-vozrozhdenie-i-prob1emy-g1ob/
УДК 159.9
Шараева Н.В. студент 5 курса
факультет психологии и педагогического образования
Данилова М. А., к.психол.н. старший преподаватель кафедра психологии
ГБОУ ВО РК «Крымский инженерно-педагогический университет»
Россия, г. Симферополь
ОСОБЕННОСТИ ПРОЯВЛЕНИЯ АЛЕКСИТИМИИ У ПОДРОСТКОВ, СКЛОННЫХ К ВИКТИМНОМУ ПОВЕДЕНИЮ
Аннотация. В данной статье представлен анализ проблемы особенностей эмоциональной сферы подростков, склонных к виктимному поведению. Рассмотрены факторы, которые влияют на процесс виктимизации, а также виды виктимности, которые наиболее точно характерны для подросткового возраста. Описаны особенности проявления алекситимии у подростков с виктимным поведением. Статья посвящена важной проблеме - изучению особенностей проявления алекситимии у подростков в зависимости от виктимности. Поставленные в ней вопросы выражают современные исследовательские тренды применительно к целостному изучению личности подростка и факторов, обуславливающих становление индивидуальности у современной молодежи. В статье проведен анализ современного состояния проблемы, проанализированы взгляды на проблему отечественных и зарубежных ученых, излагаются результаты эмпирического исследования различий в уровне алекситимии у виктимных и невиктимных подростков.
Ключевые слова: виктимность, виктимное поведение, подростковый возраст, эмоциональная сфера личности, алекситимия.