Научная статья на тему 'Духовное Образование в России после 1918 года на примере деятельности Воронежских епархиальных пастырских богословских курсов (1921–1923)'

Духовное Образование в России после 1918 года на примере деятельности Воронежских епархиальных пастырских богословских курсов (1921–1923) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
91
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Христианское чтение
ВАК
Область наук
Ключевые слова
декрет об отделении Церкви от государства и школы / Русская Православная Церковь / духовное образование в России / духовные учебные заведения / преподавание религиозных предметов / Воронежская духовная семинария / частное религиозное образование / Воронежская губерния / Воронежские епархиальные пастырские богословские курсы / Воронежский архиепископ / пожертвования духовенства и учащихся / богословские предметы / Высшее управление епархией / обновленческие органы власти. / decree on separation of the Church from the state and schools / Russian Orthodox Church / theological education in Russia / religious educational institutions / teaching religious subjects / Voronezh Theological Seminary / private religious education / Voronezh Province / Voronezh diocesan pastoral theological courses / Voronezh Archbishop / donations of clergy and students / theological subjects / the Higher administration of the diocese / the renovation authorities.

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Павел Андреевич Овчинников

Декрет об отделении Церкви от государства и школы от Церкви, опубликованный в газете «Правительственный вестник» 23 января 1918 г., поставил под вопрос дальнейшее существование и статус Русской Церкви. Все религиозные организации лишались статуса юридического лица, а на преподавание религиозных предметов устанавливался запрет. В учебных заведениях, где преподаются общеобразовательные предметы, не могли более читаться и религиозные предметы, что ставило под вопрос образовательные программы духовных училищ и семинарий. Уже летом 1918 г. большинство семинарий России не смогли осуществить новый набор и выпустили всех студентов, кто числился в них на тот момент. Однако попытки сохранить духовные учебные заведения не прекращались. Одним из решений, которое было реализовано в Воронеже, стало открытие богословских курсов с небольшим количеством учебных часов, ограниченным числом преподаваемых богословских предметов и, следовательно, составом преподавателей. Долгое время оставались непрояснёнными вопросы деятельности подобных курсов в разных епархиях. Материал данной статьи раскрывает механизм реализации права, данного религиозным организациям, декретом 20.01.1918 г. на осуществлении частного религиозного образования. А представленные документы и сведения о деятельности пастырских курсов в Воронеже продолжают и дополняют историю духовного образования в России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Павел Андреевич Овчинников

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THEOLOGICAL EDUCATION IN RUSSIA AFTER 1918 ON THE EXAMPLE OF THE ACTIVITIES OF THE VORONEZH DIOCESAN PASTORAL THEOLOGICAL COURSES (1921–1923)

The decree on the separation of the Church from the state and the school from the Church, published in the newspaper Gosudarstvenny Vestnik on January 23, 1918, called into question the continued existence and status of the Russian Church. All religious organizations are deprived of the status of a legal entity, and a ban is imposed on the teaching of religious subjects. According to it, in educational institutions where general education can not be read and religious subjects, which called into question the educational programs that existed at that time in religious schools and theological seminaries. As early as the summer of 1918, most seminaries in Russia were unable to carry out a new recruitment and released all students who were enrolled at that time. However, attempts to preserve the theological schools did not stop. One of the solutions, which was implemented in Voronezh, was the opening of theological courses with a small number of teaching hours, a limited number of taught theological subjects and, consequently, the staff of teachers. For a long time, questions of the activity of such courses in different dioceses remained unclear. The material of this article reveals the mechanism for the implementation of the right given to religious organizations, by decree of January 20, 1918 on the exercise of private religious education. And the documents submitted and information about the activities of pastoral courses in Voronezh continue and complement the history of theological education in Russia.

Текст научной работы на тему «Духовное Образование в России после 1918 года на примере деятельности Воронежских епархиальных пастырских богословских курсов (1921–1923)»

DOI: 10.24411/1814-5574-2019-10121

Исторические науки

Священник Павел Овчинников

ДУХОВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В РОССИИ ПОСЛЕ 1918 ГОДА НА ПРИМЕРЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВОРОНЕЖСКИХ ЕПАРХИАЛЬНЫХ ПАСТЫРСКИХ БОГОСЛОВСКИХ КУРСОВ (1921-1923)

Декрет об отделении Церкви от государства и школы от Церкви, опубликованный в газете «Правительственный вестник» 23 января 1918 г., поставил под вопрос дальнейшее существование и статус Русской Церкви. Все религиозные организации лишались статуса юридического лица, а на преподавание религиозных предметов устанавливался запрет. В учебных заведениях, где преподаются общеобразовательные предметы, не могли более читаться и религиозные предметы, что ставило под вопрос образовательные программы духовных училищ и семинарий. Уже летом 1918 г. большинство семинарий России не смогли осуществить новый набор и выпустили всех студентов, кто числился в них на тот момент. Однако попытки сохранить духовные учебные заведения не прекращались. Одним из решений, которое было реализовано в Воронеже, стало открытие богословских курсов с небольшим количеством учебных часов, ограниченным числом преподаваемых богословских предметов и, следовательно, составом преподавателей. Долгое время оставались непрояснёнными вопросы деятельности подобных курсов в разных епархиях. Материал данной статьи раскрывает механизм реализации права, данного религиозным организациям, декретом 20.01.1918 г. на осуществлении частного религиозного образования. А представленные документы и сведения о деятельности пастырских курсов в Воронеже продолжают и дополняют историю духовного образования в России.

Ключевые слова: декрет об отделении Церкви от государства и школы, Русская Православная Церковь, духовное образование в России, духовные учебные заведения, преподавание религиозных предметов, Воронежская духовная семинария, частное религиозное образование, Воронежская губерния, Воронежские епархиальные пастырские богословские курсы, Воронежский архиепископ, пожертвования духовенства и учащихся, богословские предметы, Высшее управление епархией, обновленческие органы власти.

Со времени своего основания в 1745 г. в течение более чем полутора столетий (до 1918 г.) Воронежская семинария накопила значительный и богатый педагогический опыт. В разные годы среди ее воспитанников и преподавателей были такие выдающиеся деятели, как Евфимий Болховитинов (в будущем митр. Евгений), Стефан Карпович Сабинин, Василий Николаевич Карпов и другие. Каждый из них оставил значительный след в церковной учености и создал свое направление в церковной науке.

Длительный период существования Воронежской духовной школы показал, что ее выпускники могут реализовать себя на духовном поприще, в области светских наук или на государственной службе. Это отчетливо видно на материале биографического справочника выпускников Воронежской духовной семинарии (1745-2015 гг.) [Материалы, 2015].

Закрытие семинарии поставило под вопрос дальнейшую судьбу зданий учебного заведения, членов преподавательской корпорации и ее многочисленных студентов

Священник Павел Андреевич Овчинников — магистр богословия, аспирант кафедры Истории, Общецерковная аспирантура и докторантура имени святых равноапостольных Кирилла и Ме-фодия (pabloooo@yandex.ru).

(более 800 человек). В Воронежских епархиальных ведомостях за 1918 г. появляются призывы ректора семинарии свт. Серафима (Соболева) ко всем неравнодушным о сборе средств на содержание воспитанников, семинарского здания и организацию столовой для питания нуждающихся воспитанников. По сообщению нового рупора епархии — газеты «Вестник церковного единения», пришедшего на смену епархиальным ведомостям, уже к августу 1918 г. «все здание духовной семинарии реквизировано под помещение Бюро труда при совете рабочих и крестьянских депутатов и Управления Округа путей сообщения. Последним... на ремонт здания семинарии ассигновано 500 тыс. руб.» (Вестник, 1918, 2).

Судьбы преподавателей Воронежской духовной семинарии (далее — ВДС) повторяют во многом судьбы преподавателей других духовных академий и семинарий — часть из них ушла вместе с белыми войсками, другие довольствовались случайными или систематическими заработками в государственных конторах и организациях. Такие заработки были еще некоторое время возможны, потому что новой, как и любой другой власти, всегда нужны грамотные люди для осуществления бесперебойной деятельности государственных учреждений.

Судьбы учащихся и выпустившихся в 1918 г. складывались очень по-разному. Студенты младших курсов, завершившие обучение досрочно в 1918 г., начали служение в Воронежской епархии в качестве псаломщиков. Студенты старших курсов могли сдать экзамен в духовной консистории на право занятия места священнослужителя в одном из храмов епархии. Некоторые студенты ВДС подавали прошение о зачислении на новосоздаваемые пастырские богословские курсы, окончание которых давало возможность продолжить служение уже в качестве священнослужителя.

Начало работе курсов было положено благословением Воронежского Преосвященного архиеп. Тихона (Василевского). Официальным лицом и представителем Воронежских епархиальных пастырских богословских курсов был ректор — прот. Тихон Попов (РГИА. Ф. 796. Оп. 438. Д. 2057).

Упомянутый выше декрет не запрещал деятельность духовных учебных заведений напрямую, но запрещал преподавание «религиозных вероучений во всех государственных и общественных, а также частных учебных заведениях, где преподаются общеобразовательные предметы», и лишал все религиозные организации прав юридического лица и прежнего финансирования. В данном декрете речь не шла напрямую о закрытии духовных учебных заведений, также же как о запрете благотворительной, просветительской и иной деятельности. Так как январский декрет оставлял много вопросов и неоднозначных формулировок, требовалось разъяснение и комментарии. Которые и последовали в виде законодательного документа, принятого в августе того же 1918 г., — «О порядке проведения в жизнь декрета „Об отделении церкви от государства и школы от церкви" (Инструкция)» (Статья).

Эта инструкция гласит в п. 3: «Благотворительные, просветительные и иные им подобные общества. подлежат закрытию, причем имущество их передается Советами Рабочих и Крестьянских Депутатов в соответствующие Комиссариаты или Отделы» (Статья). Инструкция оставляет, однако, право преподавать религиозное вероучение в специальных богословских учебных заведениях. Поскольку имущество всех частных учебных заведений изъято в пользу государства, его можно было получить по договору аренды. Открытие же могло произойти только с ведома Народного комиссариата просвещения (п. 33, примечание).

Самого первого документа, который положил начало переписки и привел к открытию Воронежских епархиальных пастырских курсов, не сохранилось. Но можно логично предположить, что такое обращение было написано архиеп. Тихоном (Василевским) как управляющим Воронежской епархией. Самый ранний документ из сохранившихся датирован 21 октября 1921 г. и получен от Народного комиссариата просвещения РСФСР. Формулировка была следующего содержания: «что касается Вашего ходатайства об открытии Богословских Курсов для подготовки священнослужителей, то таковое может быть удовлетворено, согласно декрету об отделении церкви

от государства и школы от церкви». Далее дается подробное разъяснение законодательства Советской республики, дающее такое право (Постановления, 1918; Собрание, 1918; Собрание узаконений, 1918).

Разъясняется также, что деятельность курсов возможна с некоторыми ограничениями: «программа курсов должна быть ограничена специально-богословскими предметами, при чем обязанность регистрировать курсы и следить через своих органы за соблюдением этими курсами существующих узаконений и правил лежит на Губернском отделе народного образования. Кроме того, открытие курсов должно последовать с ведома высшего органа местной административной власти в лице Президиума Губисполкома» (ГАВО. Ф. Р-1. Оп. 1. Д. 748. Л. 23).

Вслед за согласием профильного комиссариата, каковым являлся комиссариат народного просвещения, губернский исполнительный комитет рабочих, солдатских и крестьянских депутатов дает разрешение на открытие курсов (ГАВО. Ф. Р-1. Оп. 1. Д. 748. Л. 24).

Как видно из ряда документов — положения о деятельности курсов, расписания лекций, списка принятых для обучения, — курсы начали действовать еще с ноября-декабря 1921г. И на это уже было разрешение вышеозначенных государственных административных структур.

Основным уставным документом, определяющим деятельность, наполнение, преподавательский состав курсов, было «Положение о Епархиальных Богословских Пастырских Курсах в г. Воронеже» на котором надо остановиться подробнее1.

При создании курсов и до начала живоцерковного раскола они находились в подчинении Воронежского архиепископа. После раскола управление было сосредоточено исключительно в руках ректора.

Обучение на курсах было весьма кратковременно, до определенного момента, о котором будет сказано ниже, — всего один год. Во-первых, в самом названии программы — пастырские богословские курсы — заложена краткость обучения на них. Во-вторых, короткое время обучения не было новостью для образовательного пространства того времени. В стране открывались и действовали различные курсы повышения квалификации, лектории, народные университеты, рабфаки и многие другие виды образовательной деятельности. И основной задачей таких «ликбезов» было

1 Для начала требует разъяснения время принятия данного документа. Не до конца понятно первоначальное время написания и рецепции данного Положения. Мы видим, что в самом Положении называются две даты: вверху листа: «Настоящее положение о Курсах утверждено Архиепископом Воронежским 1922 г. 22 марта на журнале Совета Курсов [от] 20 марта 1922 года». Внизу той же страницы: «Настоящее Положение о Курсах выработано Советом Курсов в заседании 20 марта 1919 г.». Можно допустить, что это обычная ошибка. Хотя это странно, потому что все документы относительно деятельности Курсов должны быть тщательно выверены, а поскольку писались в официальные государственные инстанции — многократно проверены. Остается еще один неустранимый вопрос. Почему еще до получения благословения архиерея нанесенного на Положение 22 марта 1922 г., ректор задолго до этого — 6 октября 1921 г., собственноручно подписывает заявление в ГубОНО об открытии Курсов (последствия этого обращения были прослежены в самом начале статьи). Надо понимать, что Положение к марту 1922 г. уже должно было быть написано, рассмотрено, обсуждено, в случае необходимости в него должны были быть внесены изменения, и лишь затем — получено благословение Управляющего епархией. Кроме того, даже в этом Положении нет ни слова о назначении ректора, хотя говорится о назначениях «доктора, двух его помощников, секретаря Совета, заведующего библиотекой и заведующего хозяйственной частью (он же и казначей)». Для составителя и для самого архиерея должность ректора и занятие ее прот. Тихоном Поповым было самоочевидно. Для них же было естественно, что никто другой не сможет занять эту должность, и вследствие этого не требовалось об этом даже особо говорить в документе. Можно сделать предположение, что в 1919 г. прошло заседание Совета курсов, оно приняло Положение, которое оказалось невостребованным до весны 1921 г. Потому что сложно предположить, что в военных условиях 1919 г. можно было организовать деятельность учебного заведения. И вместе с тем, совсем исключать версию ошибки с указанием 1919 г. мы не можем.

покрыть недостаток профессиональных кадров в хозяйственной жизни страны, который наступил после длительной Первой мировой и Гражданской войн.

На Воронежские пастырские курсы принимались лица, «желающие посвятить себя пастырскому служению и имеющие возраст старше 18 лет» (ГАВО. Ф. Р-1. Оп. 1. Д. 748. Л. 27). Уже на стадии вступительных испытаний абитуриент должен был владеть преподаваемыми предметами, как свидетельствует п. 11 Положения. Во время обучения студент мог быть отчислен за неуспеваемость. А для тех, кто дошел до конца программы, предусматривались итоговые экзамены по всем предметам.

Что же происходило с окончившими? «Курсанты, успешно выдержавшие испытания по всем предметам, получают от Совета Курсов свидетельство с обозначением ответа и права на приискание и занятие священнического места в губернии» (ГАВО. Ф. Р-1. Оп. 1. Д. 748. Л. 27). Как нам известно, действительно, многие из получивших свидетельство отправлялись на поиски места и находили его на просторах Воронежской губернии.

Помещения, отданные под проведение занятий, находились на территории прихода Троицкого Смоленского собора г. Воронежа на главной улице города. Этот храм был одним из самых больших в городе, о чем говорят архивные документы и исследования воронежских краеведов2. В годы военных действий за Воронеж храм был значительно поврежден, и еще полтора десятилетия его руины стояли на главной улице города. Окончательно стерт с лица земли в 1959 г. Курсы читались в одном из приходских зданий, множество которых когда-то было разбросано по территории собора.

Отдельное внимание нужно обратить на материальное содержание курсов. Как мы знаем, ни о какой государственной поддержке не могло быть и речи, а любые образовательные программы весьма затратны. Финансирование из средств епархиальной кафедры также было невозможно: она и сама испытывала финансовые затруднения. Поэтому курсы существовали на пожертвования духовенства, церквей и самих учащихся.

Конечно, невозможно себе представить, чтобы епархиальное руководство решилось на открытие учебной программы, не сообщив государственным организациям, контролирующим подобные процессы, устава и необходимых сопроводительных документов. И несмотря на это, судя по переписке, можно сделать заключение, что некоторые документы не были получены Губернским отделом народного образования (далее — ГубОНО) вовремя или были потеряны уже после получения. Потому что в марте 1922 г. был сделан следующий запрос на имя епархиальных богословских курсов: «просит Совет Курсов прислать устав курсов, порядок набора курсантов» и кроме того «сообщить, выполняются ли курсами декреты о социальном страховании служащих Курсов» (ГАВО. Ф. Р-1. Оп. 1. Д. 748. Л. 25.). На этот запрос 24 марта был дан ответ, о чем сообщает резолюция прот. Тихона Попова.

27 декабря 1921 г. состоялись вступительные экзамены и прием студентов. Самого расписания вступительных экзаменов первого набора не сохранилось, но сохранился список поступающих в количестве 22 человек от 27 декабря 1921 г. (ГАВО. Ф. Р-1. Оп. 1. Д. 748. Л. 44-45). Сразу после вступительных экзаменов ректор отправляет в ГубОНО — контролирующую инстанцию — список лиц, принятых на курсы.

Второй набор, состоявшийся 31 января 1922 г., назывался дополнительным, что могло быть простой уловкой, желанием объяснить причину нового набора недобором студентов. А может быть, и действительно количество желающих было таково, что понадобился дополнительный набор. Обе версии имеют право на существование.

В этот раз были приняты документы от 19 человек (ГАВО. Ф. Р-1. Оп. 1. Д. 748. Л. 46-47). Экзаменационная таблица отличается от таблицы первого набора. Видимо,

2 «Прихожан у [кафедрального собора Святой] Троицы в начале XX в. насчитывалось более двух тысяч человек, и это были люди заметные, состоятельные. Усадьба собора была довольно обширной — 2048 квадратных саженей, на ней располагались шесть каменных домов причта, да еще одиннадцать двухэтажных лавок, арендуемых окрестными купцами. Два домика так тесно прижались к колокольне» [Акиньшин, 2003].

ко второму набору подготовились лучше, и администрация составила новую с учетом замечаний первого набора. Появляется графа «Отметки» и «Постановление Совета курсов» — место для отметки преподавателя, принимающего экзамены, а также место для отметки Совета курсов о принятии или не принятии в состав учащихся.

Дадим в сравнительной таблице представление об образовательном уровне и социальном положении поступавших:

1 набор 2 набор (дополнительный)

Количество 22 19

Образование домашнее 2 1

Образование начальное 0 3

Образование среднее (семинарии) 8 6

Образование специальное (училища) 12 7

Образование высшее 0 0

Образование не заявлено 0 2

Профессия церковная 9 4

Профессия не заявлена 0 4

Профессии светские: 13 11

В сфере образования 2 2

В сфере ж/д транспорта 1 2

Студент 1 2

В сфере общественного питания 1 1

В сфере коммунального хозяйства 2 0

В сфере государственного управления 4 1

В сфере торговли 0 1

Крестьянское хозяйство 0 2

Как мы видим, социальный состав поступавших был разношерстным. Здесь были представители всех слоев общества.

Преподавателей на курсах было всего шесть человек3. В большинстве это бывшие преподаватели закрытой Воронежской семинарии, но были и новые имена.

Календарная сетка занятий включала пять учебных дней (понедельник, вторник, среда, суббота и воскресенье). Занятия начинались в 12:50, продолжались до 16 часов. Каждое занятие длилось 40 мин.

С момента создания список предметов не претерпел изменений. Благословлялось преподавание только тех богословских предметов, которые имеют непосредственное отношение к пастырскому служению, и этим же определялись цель и задачи обучения — «подготовка священнослужителей в Воронежской епархии».

Преподавались следующие предметы (приводятся в том порядке, как они даны в документе):

• Священное Писание Нового Завета — изъяснение Четвероевангелия и книги Деяний св. апостолов (предусматривалось 3 лекции);

• Священное Писание Нового Завета — изъяснение Соборных посланий, Посланий св. апостола Павла и Апокалипсиса (4 лекции);

• Основное богословие (2 лекции);

• Догматическое богословие (3 лекции);

• Нравственное богословие (2 лекции);

3 М. Т. Ватутин, Т. Д. Попов, В. А. Долгополов, П. А. Алферов, Т. М. Олейников, П. П. Сергеев. Из них до 1917 г. в Воронежской духовной семинарии преподавали только Т. Д. Попов и Т. М. Олейников.

• Сравнительное богословие (3 лекции);

• Практическое богословие (4 лекции);

• Общецерковная история и истории Русской Церкви (2 лекции);

• Церковное пение (1 лекция) (ГАВО. Ф. Р-1. Оп. 1. Д. 748. Л. 27).

Окончание обучения сопровождалось выпускными экзаменами. 9 декабря 1922 г. ГубОНО было уведомлено ректором, что выпускные экзамены состоятся с 11 по 27 декабря 1922 г. Экзамены проводились в вечернее время — с 18 часов. Такой выбор времени может быть объяснен тем, что на выпускных экзаменах должны были присутствовать все преподаватели, которые в дневное время могли работать на других работах. А также и сами студенты, вероятно, подрабатывали на светских работах.

Принципиальные изменения в деятельности курсов произошли 22 сентября 1922 г. Совет заслушал заявление ректора о переустройстве управления Церковью и Воронежской епархией, в связи с чем курсы перешли из ведения архиепископа в ведение нового Высшего управления епархией, т. е. обновленческого органа власти (ГАВО. Ф. Р-1. Оп. 1. Д. 748. Л. 22, 29, 30). В связи с этим были внесены изменения в уставные документы, то есть в Положение. Теперь уже в адрес государственных организаций документы шли за подписью ректора и все дальнейшие согласования происходили от его лица (ГАВО. Ф. Р-1. Оп. 1. Д. 748. Л. 21). Архиеп. Тихон был не против, он ведь и сам уклонился в раскол.

О дальнейшем существовании курсов после выпуска декабря 1922 г. на данный момент не известно. Уже в обновленческий период бытования курсов, т. е. с сентября 1922 г., прот. Тихон Попов обращается в государственные органы с просьбой разрешить сделать их двухгодичными. На что получает согласие. Эту инициативу поддержали губернский комитет юстиции, губернский отдел народного образования и народный комиссариат просвещения (ГАВО. Ф. Р-1. Оп. 1. Д. 748. Л. 21).

В связи с этим важно упомянуть и о следующем. На данный момент выявлены несколько выпускников курсов, чьи имена не значатся в имеющихся списках (ГАВО. Ф. 967. Оп. 3. Д. 1. Л. 29; Ф. 967. Оп. 3. Д. 5. Л. 192-193; Ф. 2565. Оп. 1. Д. 2. Л. 230; Ф. 2565. Оп. 1. Д. 9. Л. 184; Ф. 2565. Оп. 1. Д. 13. Л. 31, 207 об.; Ф. 2565. Оп. 1. Д. 16. Л. 37, 73, 94 об., 158; Ф. 2565. Оп. 1. Д. 17. Л. 11-12 об.; Ф. 2565. Оп. 1. Д. 19. Л. 139-139 об., 160160 об., 171-173; Ф. 2565. Оп.1. Д.2. Л.63-71; Ф.2565. Оп.1. Д.10. Л.3об.-4; Ф.2565. Оп. 1. Д. 22. Л. 6; Ф. Р-967. Оп. 3. Д. 15. Л. 1, 95-95 об., 97-100; ГАОПИ ВО. Ф. 9353. Оп. 2. Д. 13741) [Моловцева, 2009]. Причин для этого может быть две: а) они обучались, но в официальных списках их имен не значится; б) они проходили обучение на последующих наборах (обновленческих). Второй вариант нам кажется лежащим ближе к истине. И именно поэтому в названии статьи мы оставляем даты деятельности курсов, как период между 1921 и 1923 гг. — до того, как они стали обновленческими.

Долгое время судьба епархиальных богословских пастырских курсов не была прояснена в исторической науке, поэтому воронежский историк А. Н. Акиньшин ошибочно приписывает подчинение богословских курсов губернскому отделу народного образования [Акиньшин, 2003]. Настоящая публикация проливает свет на способ формирования и функционирования данного учебного заведения.

Вводимые данной публикацией в научный оборот архивные документы открывают интересную и малоизученную страницу взаимоотношений Русской Церкви с советским государством, рассказывающую о том, как в начале 1920-х гг. было открыто и успешно действовало учебное заведение для подготовки священнослужителей для храмов Центрально-Черноземного региона.

Приводимые документы и сведения о деятельности пастырских курсов в Воронеже продолжают и дополняют историю духовного образования в России. Долгое время оставались не прояснёнными вопросы деятельности подобных курсов в разных епархиях. Поэтому обнаружение публикуемых документов можно считать бесспорной удачей для исследователей истории духовного образования в России, историков, изучающих региональную историю, а также всех интересующихся историей образования.

Археографическая справка

Настоящей статьей мы осуществляем научную публикацию документов Воронежских епархиальных-богословских курсов, отложившихся в фонде 1 (ГубОНО) Государственного архива Воронежской области: опись 1, дело 748.

При передаче текста документов исправлена элементарная орфография и пунктуация, но сохранена языковая особенность и строй церковной переписки. Сохранены выделения в тексте и его расположение. Исправлены элементы старой орфографии «Ъ». Не раскрыты общепринятые сокращения.

Археоргафические сноски содержат комментарий относительно расположения текста, использованных чернил, авторства, наличия автографов.

В легенде указывается архивный шифр документа, его подлинность или копий-ность, пометы, резолюции, штампы и оттиски.

В квадратных скобках приводятся: расшифрованный или дописанный публикатором текст, пропуски отдельный букв, слов, части документа, раскрытые сокращения.

Почерковедческий анализ позволяет сказать с большой степенью достоверности, что автором большинства документов (документов, выписок, копий), является сам ректор курсов прот. Тихон Попов. Отдельные документы имеют иных авторов — об этом говорится в археографических сносках.

Приложение

Документ № 1

Епархиальные Богословские Пастырские КУРСЫ

В Губ. отд. Народ. Образования в гор. Воронеже. Сент. 6 дня 1922 г. № 254.

Адрес: Спасский пер. д. 7 Попова Тихона

Представляя при сем в копиях 1, выписку из отношения Наркомпроса от 21 октября 1921г. №5777, 2, выписку из протокола заседания президиума Губисполкома от 10 ноября 1921 г., 3 отношение Губ. ОНО на имя Епар[хиальных]. Богосл[овских]. Пастыр[ских]. Курсов от 7 марта 1921г. № 1194, 4, положение о Курсах, выработанные Советом Курсов 20 янв. 1922 г.

На основании отношения Губ. ОНО № 1194 и отношения в Губ. ОНО. янв. 1922 за № 119 и 5, Выписку из Журнала Совета Курсов 19 сентября 1922 г., честь имею просить Губ. ОНО — дать свою визу на выработанное Советом положение, отосланное в Губ. ОНО. 24 янв. 1922 и прилагается при сем, и свое отношение на представление Совета, утвержденное новым Епархиальным Церк[овным]. Управлением, видоизмененный в Положен[ии]. п. 11 словами «Срок обучения на Курсах двухгодичный», и в Ч.4 — словами «Курсы находятся в непосредственном ведоме Епарх[иального]. Церк[овного]. Управлении и управляется им чрез Совет, состоящий из всех лекторов Курсов».

Печать4 Ректор курсов5 Прот. Т[ихон]. Попов.

4 Текст печати Курсов Совет. Воронежск[ие]. Епархиальные Богословск[ие]. Пастырск[ие]. Курсы.

5 Ректор курсов выполнено штампом.

Резолюция6 Принимая во внимание, что законоположениями о пастырских курсах ограничение срока их продолжительности не предусмотрено, считаю возможным изменение п. 11 Положения о курсах следующими словами: «Срок обучения на курсах двухгодичный».

П. же 4, Вследствие перемен в Управлении церковного заменить словами: «курсы находятся в непосредственном ведение Епарх[иального]. Церковного Управления и управляются им через Совет, состоящий из всех лекторов курсов.

Зав. Адм[инистративного].-Орг[анизационного]. Отдела Губ. ОНО. Автограф. 16.10.22.

Резолюция7: Согласен. Установить контроль и наблюдение за курсами. На окончательное утверждение вопрос должен поступить в Губ[ернский]. Отд[ел]. Управления.

8/Х1. 22. Автограф.

Помета8: Положение получено. Ректор курсов. 9/Х1. 229. ГАВО — Государственный архив Воронежской области.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ГАВО. Ф. Р-1. Оп. 1. Д. 748. Л. 21. Рукописный подлинник. Подписи — автографы, внизу печать и оттиск.

Документ №2

№ 5. Копия

Выписка Из журнала Совета Курсов 19 сент. 1922 г. утвержден Епархиал[ьного]. Церков[ного]. Управлением 28 сент. с/г.

Слушали: Заявление Ректора Курсов к тому, что Высшим Управлением Церковным в Епархии в связи с переустройством церковным является Епархиальное Цер-к[овное]. Управление и потому Курсы из ведение Архиепископа должны перейти в ведение нового высшего Управления Епархии.

Постановили: Считаем Курсы находящиеся в ведении Епарх[иального]. Церк[ов-ного]. Управления и согласно этому изменяет п. 4 о курсах гласящий: «Курсы находятся в непосредственном ведение Воронеж[ского]. Архиепископа и управляется им через Совет, состоящий из всех лекторов курсов» // словами вместо «Воронеж[ского]. Архиепископа» — «Епархиального Церковного Управления».

Постановили: Курсы должны существовать и в будущее время. Курсы должны быть двухгодичными с будущего года. Прием на новые Курсы в 1923 г. объявляется 20-25 янв. 1923 г. С подлинным верно

Печать10 Ректор курсов11 Автограф

6 окт. 1922 г.

ГАВО. Ф. Р-1. Оп. 1. Д. 748. Л. 22. Рукописная копия. Подпись — автограф, внизу печать и оттиск.

6 Резолюция написана поперек текста красной ручкой.

7 Резолюция написана поперек текста красной ручкой.

8 Резолюция написана поперек текста красной ручкой.

9 Резолюция написана в левом углу текста красной ручкой.

10 Печать Курсов Совет. Воронежск[ие]. Епархиальные Богословск[ие]. Пастырск[ие]. Курсы.

11 Ректор курсов выполнено штампом.

РСФСР Копия

Воронежский Губернский Отдел Народного Образования 3/Х1-1921 г. № 5777

Выписка из отношения Наркомпроса № 4562 от 21 октября с/г. В Канцелярию Воронежского Архиепископа Тихона.

Что касается Вашего ходатайства об открытии Богословских Курсов для подготовки священнослужителей, то таковое может быть удовлетворено, согласно декрету об отделении церкви от государства и школы от церкви (Собран. узак. 1918 г. № 18 ст. 263), инструкции о порядке проведения в жизнь означенного декрета (Собран[ия]. узак[онений]. 1918 г. №62, с. 685), Постановления Государств. Комиссии по просвещению (Изв[естия]. ВЦИК 5/1Х 1918 г. № 191) и упомянутого выше циркуляра №200 (прим. к п. 3), каковые узаконения и постановления должны быть известны Губ. ОНО.

Программа курсов должна быть ограничена специально-богословскими предметами, при чем обязанность регистрировать курсы и следить через своих органы за соблюдением этими курсами существующих узаконений и правил лежит на ГубОНО. Кроме того, открытие курсов должно последовать с ведома высшего органа местной административной власти в лице Президиума Губисполкома. Секретарь А. Щербина12, 13.

С подлинником верно. Ректор курсов 14 прот. Т[ихон]. Попов.

6 окт. 1922 г.

ГАВО. Ф. Р-1. Оп. 1. Д. 748. Л. 23. Рукописная копия. Подписи — автографы, внизу печать и оттиск.

Документ № 4

№ 2

Выписка Копия

Протокола заседания президиума Губисполкома от 10 ноября 1921 г.

№№ по порядку Слушали Постановили

Отношение Губ. ОНО за № 5777 о разрешении Архиепископу Воронежскому Тихону открыть богословских Курсов для подготовки священнослужителей. Разрешить

Верно: Пом[омщник]. Управканц[елярии]. /подпись/

Резолюция Замзавгубоно: Организационная]. часть Провести в жизнь согласно указаний, распоряжений и разъяснений Н. К.П.

/подпись/ С подлинным верно

С подлинным верно. Секретарь ГубОНО /подпись/

Ректор Курсов15 Прот. Т[ихон]. Попов.

6 окт. 1922 г.

ГАВО. Ф. Р-1. Оп. 1. Д. 748. Л. 24. Рукописная копия. Подпись — автограф, внизу печать и оттиск.

12 Слева от подписи слово Печать.

13 Текст документа написан той же рукой, что и подпись Секретарь А. Щербина.

14 Ректор курсов выполнено штампом. Рядом стоит печать Курсов Совет. Воронежск[ие]. Епархиальные Богословск[ие]. Пастырск[ие]. Курсы.

15 Ректор курсов выполнено штампом. Рядом стоит печать Курсов Совет. Воронежск[ие]. Епархиальные Богословск[ие]. Пастырск[ие]. Курсы.

РСФСР16

Воронежский Губернский Исполком

Отдел Народного Епархиальные Богословские Курсы

Образования

Марта 1922 г.

№ 1194

Воронеж.

Губ. ОНО настоящим доводит до сведения Совета Курсов, что программы, присланные на рассмотрение в Губ. ОНО, им рассмотрены и утверждены. Кроме того Губ. ОНО просит Совет Курсов прислать устав курсов, порядок набора курсантов и сообщить выполняется ли курсами декреты о социальном страховании служащих Курсов.

Зав Губ. О. Н. О. /подпись/ Зав. Адм. 11 /Отделом/ С подлинным верно

Печать. Ректор Курсов17 Прот. Т[ихон]. Попов18 6 окт. 1922 г.

ГАВО. Ф. Р-1. Оп. 1. Д. 748. Л. 25. Рукописная копия. Подпись — автограф, внизу печать и оттиск.

Документ №6

Настоящия положения о Курсах утверждены Архиепископом Воронежским 1922 г. 22 мрт19 на журнале Совета Курсов 20 марта 1922 год Ректор Курсов (подпись)

Положения

Епархиальных Богословских Пастырских Курсах в г. Воронеже.

С разрешения Наркомпроса (отнош[ение]. в Губ. ОНО от 21 окт. 1921 г. № 4562 и отношение Губ. ОНО в канцеляр[ию]. Воронежского Архиепископа от 3 ноябр. 1921 г. № 5777) и по постановлению Президиума Воронежского Губисполкома (от 10 ноября 1921 г.) в Воронеже существует Епархиальные Богословские Пастырские Курсы.

Цель и задача Курсов — подготовка священнослужителей в Воронежской епархии.

На Курсах преподаются специально-богословские предметы, имеющие непосредственное отношение к пастырскому служению.

а) Священное Писание Нового Завета — изъяснение Четвероевангелия и Книги Деяний, Св. Апостолов, 3 лекции;

б) Священное Писание Нового Завета — изъяснение соборных Посланий, Посланий Св. Апостола Павла и Апокалипсиса, 4 лекции;

в) Богословие Основное, 2 лекции;

г) Богословие Догматическое, 3 лекции;

16 Печать написана зеленой ручкой, той же, что написан сам документ.

17 Ректор курсов выполнено штампом.

18 Автограф выполнен той же зеленой ручкой, что написан документ.

19 Так в тексте.

д) Богословие Нравственное, 2 лекции;

е) Богословие Сравнительное, 3 лекции;

ж) Богословие Практическое, 4 лекции;

з) Церковная история Общая и Русская, 2 лекции;

и) Церковное пение, 1 лекция.

4. Курсы находятся в непосредственном ведение Воронежского Архиепископа и управляются им чрез Совет, состоящий из всех лекторов Курсов. //

5. Курсы регистрируются и инструктируются в Губ. Отделе Народного Образования (отнош[ение]. Наркомпроса в Губ. ОНО от 21 октября 1921 г. №4562).

6. Курсы имеют печать: «Совет. Воронежск[ие]. Епархиальные Богословские Пастырские Курсы». Разрешение Губ[ернского]. Отд[ела]. Управления от 29-30 нояб. 1921г. №471-476.

7. Из совета коллегии лекторов Курсов Совет избирает Доктора, двух его Помощников, Секретаря Совета, Заведующего Библиотекой и заведующего хозяйственной частью (он же и казначей).

8. Ректор и один из его Помощников должны быть в священном сане.

9. Обучаться на Курсах могут лица, желающие посвятить себя пастырскому служению и имеющие возраст старше 18 лет.

10. Срок обучения одногодичный.

11. Прием слушателей Курсов совершается по конкурсу ... в знании специально-богословских предметов — Свящ. Писания Ветхого Завета, Свящ. История Нового Завета, Церковного Устава и Христианского Богослужения, Православного Катехизиса и Церковного Пения.

12. Слушатели неуспевающие в познания преподаваемых Курсах предметов увольняются Советом из состава слушателей среди года до окончания выпуска.

13. По окончании занятий все слушателе подвергаются испытаниям по всем предметам в Экзаменационной Комиссии из состава члена Совета Курсов и Депутата от Духовенства.

14. Курсанты успешно выдержавшие испытания по всем предметам получают от Совета Курсов свидетельство с обозначением ответом и права на приискание и занятие священнического места в Губернии.

15. Курсы содержаться на пожертвования от приходских церквей губернии и от учащихся на Курсах. (отношение Губ[ернского]. Отд[ела]. Юстиции от 24 ноября 1921 г. № 7392).

Настоящее Положение о Курсах выработаны Советом Курсов в заседании 20 марта 1919 г.

Ректор курсов (подпись)20 с подлинным верно

Члены совета (подпись) прот. Т[ихон]. Попов

Секретарь (подпись)

Резолюция: Отношение в Губ. ОНО 24 марта 1922 г. № 119.

Резолюция: Допустить применение в настоящем положении следующего содержания:21

ГАВО. Ф. Р-1. Оп. 1. Д. 748. Л. 27. Рукописный подлинник. Подпись ректора — автограф, внизу печать и оттиск.

20 Рядом с подписями слово печать.

21 Написано красной ручкой.

Выписка из Журнала Совета Епарх[иальных]. Богословских Пастырских Курсов в г. Воронеж 19 сент. 1922 г. утвержденного Епарх[иальным]. Церк[овным].

Управлением 28 сент. с/г.

Слушали: Заявление Ректора Курсов о том, что Высшим органом Управления Церковью в Епархии в связи с переустройством Церкви является Епархиальное Церк. Управление и потому Курсы из ведения Архиепископа должны перейти в ведение нового Высшего Управления Епархией.

Постановили: Считать Курсы находящимися в ведении Епарх[иального]. Цер-к[овного]. Управления и согласно этому изменить п. 4 о Курсах гласящий: «Курсы находятся в непосредственном ведение Воронеж. Архиепископа и управляется им через Совет, состоящий из всех лекторов курсов» словами вместо «Воронеж[ского]. Архиепископа» — «Епарх[иального]. Церк[овного]. Управления». Постановили: Курсы должны существовать и на будущее время. Курсы должны быть двухгодичными с будущего года. // Прием на новые Курсы в 1923 г. объявляется январь 1923 год.

С подлинным верно Ректор Курсов22 прот. Т[ихон]. Попов23

ГАВО. Ф. Р-1. Оп. 1. Д. 748. Л. 29. Рукописная копия. Подпись — автограф, внизу печать и оттиск.

Документ №8

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Выписка из журнала Совета Епарх[иальных]. Богословских Пастырских Курсов в г. Воронеже 19 сент. 1922 г. подтвержденного Епарх[иальное]. Церк[овное]. Управлением 28 сент. с/г.

Слушали: Заявление Ректора Курсов о том, что Высшим Органом Управления Церковью в Епархии в связи с переустройством Церкви является Епархиальное Церк. Управление и потому Курсы из ведения Архиепископа должны перейти в ведение нового Высшего Управления Епархией.

Постановили: Считать Курсы находящимися в ведение Епарх[иального]. Церковного]. Управления и согласно этому признать п. 4 о Курсах гласящий: «Курсы находятся в непосредственном ведение Воронеж. Архиепископа и управляется им чрез совет Курсов, состоящий их всех лекторов Курсов» словами вместо «Воронеж. Архиепископа» — «Епарх[иального]. Церк[овного]. Управления». Постановили: Курсы должны существовать и в будущее время. Курсы должны быть двухгодичными с будущего года. Прием на новые Курсы в 1923 г. объявляется 20-25 янв. 1923 г.

С подлинным верно Ректор Курсов24 Автограф25

6 окт. 1922 г.

ГАВО. Ф. Р-1. Оп. 1. Д. 748. Л. 30. Рукописная копия. Подпись — автограф, внизу печать и оттиск.

22 Ректор курсов выполнено штампом.

23 Автограф сделан более светлыми чернилами, чем написан текст.

24 Ректор курсов выполнено штампом..

25 Автограф выполнен теми же салатовыми чернилами, что написан и весь текст.

Анкета

на члена учредителя Богословско-Пастырских Курсов в г. Воронеже

1. Фамилия, имя и отчество Алферов Петр Антонович

2. Возраст.....32 г.

3. Местожительство и адрес

г. Воронеж / Острогожская ул. д. № 32.

4. Социальное положение ... сын священника

5. Общественно-служебное положение за время

а. до 1914г.---------------

6. с 1914 г. до февраля революции преподаватель

в. в февр[альской]. революции до октябр[ьской]. револ[юции]. преподаватель

см[отреть]. на обор[оте]. //

г. с октябр[ьской]. революции по настоящ[ее]. время священник

б. Партийность в прошлом беспартийный

7. Партийность в настоящем член группы «Живая Церковь».

8. Имущественное положение Нет.

Подпись...................свящ. Петр Алферов27, 28.

ГАВО. Ф. Р-1. Оп. 1. Д. 748. Л. 31. Рукописный подлинник. Подпись — автограф.

Документ №10

Анкета

на члена учредителя Богословско-Пастырских курсов в городе Воронеже общества. Сергеев Петр Петрович 43 г.

г. Воронеж, ул. Карла Маркса, 22

Священник

тоже

тоже

тоже

тоже

Беспартийный член «Живой Ц.» Имущества не имею прот. П. Сергеев29, 30

За точность сведений является ответственным заполняющим анкету. ГАВО. Ф. Р-1. Оп. 1. Д. 748. Л. 34. Рукописный подлинник. Подпись — автограф.

26 Цифра написана ручкой, отличной от чернил, которыми написана анкета.

27 Автограф выполнен той же рукой, что написана анкета, что дает возможность предположить автором документа человека, поставившего автограф.

28 Анкета написана чернилами синего цвета.

29 Автограф выполнен той же рукой, которая заполнила форму анкеты, что дает возможность предположить автором документа человека, поставившего автограф.

30 Форма заполнения анкеты выполнена ручкой.

Анкета31

на члена учредителя Богословских Пастырских Курсов в г. Воронеже общества

Попов Тихон Дмитриевич 43 г.

Воронеж Спасский пер. д. 7.

сын сельского священника

священническое

священническое

священническое

священническое

беспартийны

член группы «Живая Церковь» нет

Т[ихон]. Попов32, 33

За точность сведений является ответственным заполняющим анкету. ГАВО. Ф. Р-1. Оп. 1. Д. 748. Л. 37. Рукописный подлинник. Подпись — автограф.

Документ № 12

Епархиальные34 Богословские Пастырские

31 — 12/1 [19]22г. Совет Курсов имеет при сем представить расписание лекций на Богосл[овских]. Пастыр[ских]. Курсах в г. Воронеже. Ректор Курсов35 Профессор прот. Т[ихон]. Попов36 Секретарь Совета М. Ватутин37

Резолюция™: Орган. [не читаемо] информационного]. Отд[ела]39. Для сведения.40 Подпись: Т.Ч. 11/ I. 1922 г. Помета: К делу41 //

31 Форма заполнения анкеты выполнена зеленой ручкой.

32 Цвет ручки, отличается от цвета рукописного формуляра анкеты.

33 Автограф выполнен той же рукой, которая заполнила форму анкеты, что дает возможность предположить автором документа человека, поставившего автограф.

34 Печать выполнена штампом.

35 Выполнено штампом.

36 Автограф выполнен той же синей ручкой, что написан данный лист.

37 Автограф выполнен черной ручкой.

38 Написана красной ручкой.

39 Подчеркнуто одной чертой.

40 Подчеркнуто двойной чертой, карандашом.

41 Написано карандашом.

КУРСЫ

в гор. Воронеж декб. 29 дня 1921 г. № 97

В Губ[ернский]. Отд[ел]. Народ[ного]. Образов[ания].

XII / 31

Расписание лекций на Богослов[ских].-Пастырск[их]. Курсов г. Воронеж (лекции читаются в аудитории Курсов при кафедральном соборе)42

Понед. Ватутин Ватутин Попов Попов

Вторн. Долгополов Долгополов Попов Алферов

Среда Олейников Долгополов Сергеев Алферов

Субб. ----#---- ----#-— ----#-— ----#-—

часы 12.50.-1.30 1.40.-2.20 2.30-3.10 3.20-4.

Воскрс. 43 Алферов Сергеев Попов Попов

44М. Т. Ватутин Практическое Богословие

Т. Д. Попов Основное, догмат[ическое]., нравств[енное]. Богословие В.А. Долгополов Свящ. Пис[ание]. Новаго Завета П. А. Алферов Свящ. Писан[ие]. Новаго Завета Т. М. Олейников Церковная истор[ия].

П. П. Сергеев Сравнительное]. Богослов[ие]. и Церк[овное]. Пение Ректор Курсов Прот. Т[ихон]. Попов Секретарь Совета М. Ватутин45, 46, 47

ГАВО. Ф. Р-1. Оп. 1. Д. 748. Л. 41-42. Рукописный подлинник. Подписи — автографы. Документ № 13

Епархиальные48 В ГубОНО

Богословские Пастырские

КУРСЫ

в гор. Воронеж XII 27 дня 1921 г. № 95

При сем препровождаются для сведения ГубОНО написанные на обороте сего списка лиц, принятых на Богословско-Пастырские Курсы в г. Воронеже49.

Ректор Курсов Проф. Прот. Т[ихон]. Попов Секретарь М. Ватутин //

Список

лиц принятых Советом Курсов в число курсантов Богословских Пастырских

Курсов50, 51, 52

Фамилия, имена и отчества лет образов[ание]. профес[сия].

1 Арсений иеродиакон 42 Домашнее Иеродиакон

2 Бенедиктов Михаил Дмитриевич 41 Окончил Техническое]. учил[ище]. Помощник водопроводчика

42 Расписание выполнено синей ручкой.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

43 Так в тексте.

44 Слева от фамилий сверху вниз написано Читают:

45 Автограф выполнен светло-черными чернилами.

46 Данный лист выполнен поперек оборотной стороны листа 41, и текст переходит на лист 42.

47 Таблица начерчена карандашом.

48 Печать выполнена штампом.

49 Авторство документа неизвестно. Предположительно — Ватутин.

50 Надпись проходит над списком курсантов по листам 44 об. — 45.

51 Список выполнен светло-черными чернилами.

52 Авторство списка не выяснено. Схоже с почерком секретаря Ватутина. Исторические науки 245

3 Власов Семен Никол[аевич]. 24 псаломщическая школа Псал[омщик]

4 Дьяков Александр Мих[айлович]. 48 2 кл. Дух[овной]. Сем[инарии]. Псал[омщик].

5 Желноваков Роман Андр[еевич]. 29 Окон[чил]. учит[ельскую]. семинар[ию]. Уполномоченный делопроизвод[итель].

6 Ковырычев Митроф[ан]. Никол[аевич]. 45 окончил грязин[ское]. учил[ище]. Ж\Д [железная дорога]

7 Картавцев Василий Григор[ьевич]. 20 сельская школа Бывший псал.

8 Карцев Рафаил Митр[офанович]. 60 5 клас[сов]. реальн[ого]. учил[ища]. Бухгалтер в отделе образования

9 Кийков Дмитр[ий]. Иван[ович]. 38 оконч[ил]. учит[ельскую]. семинарию учитель

10 Кузнечиков Федор Андр[еевич]. 21 Высш[ее]. начал[ьное]. училище Студент практического отделения

11 Крылов Никол[ай]. Григор[ьевич]. 33 Сельск[ая]. школа повар

12 Калинин Иван диак. 27 Миссионер[ская]. школа Диакон-псаломщик

13 Мистюков Марк Петр[ович]. 38 Домашнее Губзем [Губернский комитет земельного управления]

14 Оболенский Мих[аил]. Льв[ович]. 29 Нач[альная]. школа. 2 кл. регентск[ой]. шк. студент

15 Панков Федор Конст[инович]. 19 4 кл. Дух[овного]. училищ[а]. студент

16 Поярков Тихон Михайл[ович]. 25 3 кл. Дух[овного]. учил[ища]. и псалом[щической]. школы Псал.

17 Пресняков Михаил Иван[ович]. 22 Псаломщ[ическая]. шк. Секретарь сельсовета

Л. 45

18 Прутников Александр Петр[ович]. 21 учительская семинар[ая]. школьный работ[ник].

19 Смирнов Дмитрий Константинович]. 35 Город[ское]. училище Псал.

20 Станицкий Николай Иустин[ович]. 30 Учительск[ая]. семинария и певческие курсы Служащий Губкустром

21 Ходарин Григорий Яковл[евич]. 37 2 кл. церк[овно]. прих[одской]. шк. Псаломщик диакон.

22 Чудинов Никол[ай]. Васил[ьевич]. 43 Сельск[ая]. школа Псаломщ[ик].

Секретарь М. Ватутин53

ГАВО. Ф. Р-1. Оп. 1. Д. 748. Л. 44-45. Рукописный подлинник. Подписи — автографы.

53 Автограф сделан теми же чернилами, что и список. 246 Христианское чтение № 6, 2019

Епархиальные54 Богословские Пастырские

КУРСЫ В Губ. отд. Народ.

в гор. Воронеже. Образования

янв. 31 дня 1922 г. № 43.

Честь имею при сем представить в Губ. ОНО дополнительно

Список лиц, подавших прошения экзаменоваться при втором приеме на Воронежские]. Епархиальн[ые]. Богословские Пастырские Курсы 23 и 24 янв. 1922 г. и принятых Советом Курсов 25 янв. 1922 г. в число курсантов.

Ректор Курсов55 Протоиерей Т[ихон]. Попов56

Помета57: Организационная]. Часть. Для сведения. 3/ II. 1922 г. Подпись: Т.Ч. Помета58: К делу [курсов]. Автограф. 9 [декабря] 1922 г. // 59, 60

№№ по порядку Фамилия, имя и отчества Лета Образовательный ценз Профессия Отметки Постановление Совета Курсов.

1 Блинов Сергей Николаевич 39 Двухклассное училище Служит при управлении военно-продуктовой мобилизации удовлетворительно принять

2 Белов Илья Васильевич 45 Приходское Торговец неудовлетворительно отказать

3 Виноградов Николай Аркадьевич 26 3 кл. Духовного]. уч[илища]. и Кон-Кол[о-дезской] шк. Псаломщик-диакон удовлетворительно принять

4 Власов Феодор Алексеевич 19 Сельская школа Хлебопашец неудовлетворительно отказать

5 Гладышев Яков Яковлевич 33 Псаломщ[ик]. Кон-Кол[одез-ской] шк. Псаломщик удовлетворительно принять

6 Гребенкин Косьма Кузьмич 35 Домашнее Бывший послушник, псаломщик удовлетворительно принять

7 Колдаев Дмитрий Иванович 49 5 кл. реального училища Помощник ж. д. пл[атформенное]. отд[еление]. неудовлетворительно отказать

8 Копытин Сергей Васильевич 33 Окончил Духов[ное]. училище Хлебопашец удовлетворительно принять

54 Печать выполнена штампом.

55 Ректор курсов выполнено штампом.

56 Автограф выполнен той же синей ручкой, что заполнен документ.

57 Написано красной ручкой.

58 Написано светло-черными чернилами.

59 Текст оборота написан таблицей с переходом на лист 47.

60 Авторство не выяснено.

9 Корыстин Николай Дмитриевич 22 1 кл. Дух[овной]. семинарии Школьный работник удовлетворительно принять

10 Коссин Дмитрий Тихонович 18 61 Церков[но]. приход[ская]. школа неудовлетворительно отказать

11 Лебедев Василий Гаврилович Не явился на испытания Не явился 62 отказать

12 Матвеев Константин Матвеевич 40 Техническое училище, 3-х кл[асс]. Дух[овной]. семинар[ии]. Ж.Д. удовлетворительно принять

13 Миленин Митрофан Николаевич 41 3 кл. Гимназии Губ[ернский]. фин[ансовый]. отд[ел]. удовлетворительно принять

14 Москалев Филипп Митрофанович 21 Сельск[ая]. школа Студент ж[елез-но-]. д[орожных]. курсов, хлебопашец удовлетворительно принять

15 Петров Петр Иванович Не явился испытании Не явился 63 отказать

16 Поярков Николай Михайлович 26 1 кл[асс]. Дух[овной]. семинарии Школа II ступ[е-ни]., 18 шк[олы]. удовлетворительно принять

17 Поярков Иван Михайлович 5 кл[асс]. Дух[овной]. семинарии Не явился по болезни, просит по выздоровлении назначен экзамен по выздоровлении

18 Петропольский Митрофан Константинович 22 3 кл[асс]. Дух[овной]. семинарии, 3 кл[асс]. Гимназии Студент университета удовлетворительно принять

19 Турбин Сергей Михайлович 19 2 кл[асс]. гимназии, 3 кл[асс]. Дух[овного]. училища Псаломщик удовлетворительно Принять.

Ректор Курсов64 Протоиерей Т[ихон]. Попов65 ГАВО. Ф. Р-1. Оп. 1. Д. 748. Л. 46-47. Рукописный подлинник. Подписи — автографы.

61 Под цифрой стоит галочка красной ручкой.

62 Исправлено вместо написанного от руки неудовлетворительно, зачеркнуто синими карандашом.

63 Исправлено вместо написанного от руки, зачеркнуто синим карандашом.

64 Ректор Курсов выполнено штампом.

65 Автограф отличается от руки, написавшей список.

9 II — 1922 № 1178

Ректору Епархиальных Богословско-Пастырских курсов

в г. Воронеже Попову.

о Епархиально-Богословских Пастырских курсах в котором согласно Вашего отношения от [06] октября 1922 г. № [234] сделаны следующие изменения:

в п. 11 «срок обучения на курсах двухгодичный»

в 4 «курсы находятся в непосредственном ведении Епархиально-Церковного Управления и управляются им через Совета, состоящий из всех лекторов курсов».

Положение с указанными изменениями подлежат регистрации в Отделе Управления

Зав. Адм. Орган. Отдела

Секретарь

Помета: Дело курсов Епархиальных ГАВО. Ф. Р-1. Оп. 1. Д. 748. Л. 48. Машинописный подлинник.

Документ №16

Епархиальные Богословские Пастырские КУРСЫ

В Губ. отд. Народ. Образования в гор. Воронеже. Дек. 9 дня 1922 г.

№ 268.

Честь имею представить расписание выпускных испытаний на Курсах в декабре

с/г.

11 и 12 декаб[ря]. Основное, Догматическое и Нравственное Богословие

13 и 14 Сравнительное Богословие и Церк[овное]. пение

15 и 17 Изъяснение Писаний Апостольских

20 и 21 Изъяснение Четвероевангелий

22 и 24 Церковная история

25 и 27 Практическое Богословие

Экзамены в указанные дни проводятся в аудитории Курсов (Плехановская 44) с 6 часов вечера.

Ректор курсов Прот. Т[ихон]. Попов66, 67

Резолюция: Зав. ГубОНО. 12 XII — 22 год. Т[оварищ]. Автограф. Помета: Вх. № 2984. 13 /XII [1922 год]. Помета: К делу. Автограф. 20 / [XII] [1922 год]

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ГАВО. Ф. Р-1. Оп. 1. Д. 748. Л. 49. Рукописный подлинник. Подпись — автограф. Рядом печать и оттиск.

66 Автограф выполнен той же зеленой ручкой, что и остальной текст документа.

67 Справа от автографа печать Курсов Совет. Воронежск[ие]. Епархиальные Богословск[ие]. Пастырск[ие]. Курсы.

источники и литература

источники

1. Вестник (1918) — Вестник церковного единения. 1918. № 46 (август). С. 2.

2. ГАВО — Государственный архив Воронежской области.

ГАВО.Ф. Р-1. Оп.1. Д.748. Рукописная копия. Подписи — автографы, внизу печать и оттиск. Л. 21, 22, 23, 24, 25, 27, 29-30, 44-47.

ГАВО. Ф. 967. Оп. 3. Д. 1: Коровин Иван Титович. Л. 29.

ГАВО. Ф. 967. Оп. 3. Д. 5: Образцов Дмитрий Иванович Л. 192-193.

ГАВО. Ф. 2565. Оп. 1. Д. 2: Сергеев Григорий Сергеевич. Л. 63-71.

ГАВО. Ф. 2565. Оп. 1. Д. 10: Сергеев Григорий Сергеевич. Л. 3 об.-4.

ГАВО. Ф. 2565. Оп. 1. Д. 22: Скляров Иван Ефимович. Л. 6.

ГАВО. Ф. 2565. Оп. 1. Д. 2: Панов Трофим Гурьевич. Л. 230.

ГАВО. Ф. 2565. Оп. 1. Д. 9: Панов Трофим Гурьевич. Л. 184;

ГАВО. Ф. 2565. Оп. 1. Д. 13: Панов Трофим Гурьевич. Л. 31, 207 об.

ГАВО. Ф. 2565. Оп. 1. Д. 16: Панов Трофим Гурьевич. Л. 37, 73; 94 об., 158.

ГАВО. Ф. 2565. Оп. 1. Д. 17: Панов Трофим Гурьевич. Л. 11-12 об.;

ГАВО. Ф. 2565. Оп. 1. Д. 19: Панов Трофим Гурьевич. Л. 139-139 об., 160-160 об., 171-173.

ГАВО. Ф. Р-967. Оп. 3. Д. 15: Струков Семен Семенович. Л. 1, 95-95 об., 97-100.

3. ГАОПИ ВО — Государственный архив общественно-политической истории Воронежской области. Ф. 9353. Оп. 2. Д. 13741: Сергеев Григорий Сергеевич.

4. Постановления (1918) — Постановления государственной комиссии по просвещению // Известия ВЦИК. 1918. 5 сентября. №191.

5. РГИА — Российский государственный исторический архив. Ф. 796. Оп. 438. Д. 2057. Биография священника «Формулярный список Попова Т. Д. за 1913 год».

6. Собрание (1918) — Собрание узаконений. 1918. № 18. Ст. 263.

7. Собрание узаконений (1918) — Собрание узаконений. 1918. № 62. Ст. 685.

8. Статья — Статья № 685. Постановление Народного Комиссариата Юстиции. О порядке проведения в жизнь декрета «Об отделении церкви от государства и школы от церкви» (Инструкция). URL: istmat.info/node/31038 (дата обращения: 12.11.2019).

литература

9. Акиньшин (2003) — Акиньшин А.Н. Храмы Воронежа. Воронеж: Кварта, 2003. С. 19.

10. Материалы (2015) — Материалы к биографическому справочнику Выпускники Воронежской духовной семинарии (1745-2015 гг.) / Отв. ред. свящ. Павел Овчинников, Рязань: Приз, 2015. 384 с.

11. Моловцева (2009) — Моловцева Н. И явь, и тайна, и стезя // Вести. 2009. 8 декабря. С. 1-2.

12. Светозарский — Светозарский А.К. Участие киевлян в возрождении Московских духовных школ. URL: http://history-mda.ru/publ/uchastie_kievlyan_v_voz_48.html (дата обращения: 13.11.2019).

Priest Pavel Ovdiinnikov. Theological Education in Russia after 1918 on the Example of the Activities of the Voronezh Diocesan Pastoral Theological Courses (1921-1923).

Abstract: The decree on the separation of the Church from the state and the school from the Church, published in the newspaper Gosudarstvenny Vestnik on January 23, 1918, called into question the continued existence and status of the Russian Church. All religious organizations are deprived of the status of a legal entity, and a ban is imposed on the teaching of religious subjects. According to it, in educational institutions where general

education can not be read and religious subjects, which called into question the educational programs that existed at that time in religious schools and theological seminaries. As early as the summer of 1918, most seminaries in Russia were unable to carry out a new recruitment and released all students who were enrolled at that time. However, attempts to preserve the theological schools did not stop. One of the solutions, which was implemented in Voronezh, was the opening of theological courses with a small number of teaching hours, a limited number of taught theological subjects and, consequently, the staff of teachers. For a long time, questions of the activity of such courses in different dioceses remained unclear. The material of this article reveals the mechanism for the implementation of the right given to religious organizations, by decree of January 20, 1918 on the exercise of private religious education. And the documents submitted and information about the activities of pastoral courses in Voronezh continue and complement the history of theological education in Russia.

Keywords: decree on separation of the Church from the state and schools, Russian Orthodox Church, theological education in Russia, religious educational institutions, teaching religious subjects, Voronezh Theological Seminary, private religious education, Voronezh Province, Voronezh diocesan pastoral theological courses, Voronezh Archbishop, donations of clergy and students, theological subjects, the Higher administration of the diocese, the renovation authorities.

Priest Pavel Andreyevich Ovchinnikov — Master of Theology, Postgraduate student at Sts. Cyril and Methodius Institute for Postgraduate Study (pabloooo@yandex.ru).

Sources and References

Sources

1. Vestnik (1918) — Vestnik tserkovnogo edineniya [Bulletin of church unity], 1918, no. 46 (August), p. 2. (In Russian).

2. GAVO — Gosudarstvennyy arkhiv Voronezhskoy oblasti [State Archive of the Voronezh Region]

GAVO. Fund P-1. Aids 1. D. 748. Handwritten copy. Signatures — autographs, print and print below. Pp. 21, 22, 23, 24, 25, 27, 29-30, 44-47. (In Russian).

GAVO. Fund 967. Aids 3. Fol. 1: Korovin, Ivan Titovich. P. 29. (In Russian). GAVO. Fund 967. Aids 3. Fol. 5: Obraztsov Dmitry Ivanovich. Pp. 192-193. (In Russian). GAVO. Fund 2565. Aids 1. Fol. 2: Sergeev Grigori Sergeevich. Pp. 63-71. (In Russian). GAVO. Fund 2565. Aids 1. Fol. 10: Sergeev Grigori Sergeevich. Pp. 3v-4. (In Russian). GAVO. Fund 2565. Aids 1. Fol. 22: Sklyarov Ivan Efimovich. P. 6. (In Russian). GAVO. Fund 2565. Aids 1. Fol. 2: Panov Trofim Guryevich. P. 230. (In Russian). GAVO. Fund 2565. Aids 1. Fol. 9: Panov Trofim Guryevich. P. 184. (In Russian). GAVO. Fund 2565. Aids 1. Fol. 13: Panov Trofim Guryevich. Pp. 31, 207v. (In Russian). GAVO. Fund 2565. Aids 1. Fol. 16: Panov Trofim Guryevich. Pp. 37, 73, 94v, 158. (In Russian). GAVO. Fund 2565. Aids 1. Fol. 17: Panov Trofim Guryevich. Pp. 11-12v. (In Russian). GAVO. Fund 2565. Aids 1. Fol. 19: Panov Trofim Guryevich. Pp. 139-139v, 160-160v, 171-173. (In Russian).

GAVO. Fund R-967. Aids 3. Fol. 15: Strukov Semen Semenovich. Pp. 1, 95-95v, 97-100. (In Russian).

3. GAOPI VO — Gosudarstvennyy arkhiv obshchestvenno-politicheskoy istorii Voronezhskoy oblasti [State Archive of the Social and Political History of the Voronezh Region]. Fund 9353. Aids 2. Fol. 13741: Sergeev Grigoriy Sergeevich. (In Russian).

4. Postanovleniya (1918) — Postanovleniya gosudarstvennoy komissii po prosveshcheniyu [Resolutions of the State Commission on Education]. Izvestiya VTsIK, 1918, 5 Sept., no. 191. (In Russian).

5. RGIA — Rossiyskiy gosudarstvennyy istoricheskiy arkhiv [Russian State Historical Archive]. Fund 796. Aids 438. Fol. 2057: Biografiya svyashchennika «Formulyarnyy spisok Popova T. D. za 1913 god» [Biography of the priest "The official list of Popov T. D. for 1913"]. (In Russian).

6. Sobraniye (1918) — Sobraniye uzakoneniy [Collection of Laws]. 1918, no. 18, art. 263. (In Russian).

7. Sobraniye uzakoneniy (1918) — Sobraniye uzakoneniy [Collection of Laws]. 1918, no. 62, art. 685. (In Russian).

8. Stat'ya — Stat'ya №685. Postanovleniye Narodnogo Komissariata Yustitsii. O poryadke provedeniya v zhizn' dekreta «Ob otdelenii tserkvi ot gosudarstva i shkoly ot tserkvi» (Instruktsiya) [Article No. 685. Resolution of the People's Commissariat of Justice. On the order of carrying out the decree "On the separation of church from state and school from church" (Instruction)]. Available at: istmat.info/node/31038 (date of request 12.11.2019). (In Russian).

References

9. Akin'shin (2003) — Akin'shin A.N. Khramy Voronezha [Temples of Voronezh]. Voronezh: Kvarta, 2003, p. 19. (In Russian).

10. Materialy (2015) — Materialy k biograficheskomu spravochniku Vypuskniki Voronezhskoy dukhovnoy seminarii (1745-2015 gg.) [Materials for the biographical guide Graduates of the Voronezh Theological Seminary (1745-2015)]. Ed. by priest P. Ovchinnikov, Ryazan': Priz, 2015, 384p. (In Russian).

11. Molovtseva (2009) — Molovtseva N. I yav', i tayna, i stezya [And the truth, and the mystery, and the path]. Vesti. 2009, Dec 8, pp. 1-2. (In Russian).

12. Svetozarskiy — Svetozarskiy A. K. Uchastiye kiyevlyan v vozrozhdenii Moskovskikh dukhovnykh shkol [The participation of Kiev in the revival of the Moscow religious schools]. Available at: http://history-mda.ru/publ/uchastie_kievlyan_v_voz_48.html (accessed: 13.11.2019). (In Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.