Научная статья на тему 'Духовное образование в Иваново-Вознесенской и Кинешемской епархии'

Духовное образование в Иваново-Вознесенской и Кинешемской епархии Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
137
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Священник Алексий Федотов

Рассмотрены основные вехи становления и развития профессионального духовного образования в Иваново-Вознесенской и Кинешемской епархии, проанализированы состояние и основные направления совершенствования учебного процесса и исследовательской деятельности в Ивановском духовном училище и Иваново-Вознесенской семинарии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Священник Алексий Федотов

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Духовное образование в Иваново-Вознесенской и Кинешемской епархии»

ДУХОВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В ИВАНОВО-ВОЗНЕСЕНСКОЙ И КИНЕШЕМСКОЙ ЕПАРХИИ

СВЯЩЕННИК АЛЕКСИЙ ФЕДОТОВ, канд. ист. наук

Рассмотрены основные вехи становления и развития профессионального духовного образования в Иваново-Вознесенской и Кинешемской епархии, проанализированы состояние и основные направления совершенствования учебного процесса и исследовательской деятельности в Ивановском духовном училище и Иваново-Вознесенской семинарии.

На территории современной Ивановской (с марта 2002 г. - Иваново-Вознесенской и Кинешемской) епархии до революции 1917 г. существовали духовные училища в Шуе, Лухе и Кинешме. В советское время попытка создания краткосрочных пастырских курсов в г. Иванове предпринималась епископом Ивановским и Кинешемским Романом.

Начало профессионального религиозного образования в Ивановской епархии в постсоветский период связано с функционированием с 1996 г. краткосрочных пастырско-богословских епархиальных курсов, на базе которых в 1998 г. было создано Ивановское духовное училище, в 2002 г. реорганизованное в семинарию.

История духовного образования в Ивановской области мало изучена. Из дореволюционных исследований можно назвать книгу протоиерея Е.И. Правдина «История Шуйского, Владимирской губернии духовного училища, со времени основания его в 1816 по 1886 год» (Владимир, 1887). Истории Шуйского духовного училища посвящены исследования ряда современных авторов.1 К сожалению, нельзя сказать того же о Лухском и открытом после его закрытия на его основе Кинешемском духовных училищах, которые, безусловно, также заслуживают внимания исследователей. О Лухском духовном училище имеются определённые данные в книге «Тихонова пустынь и Лухский край»,2 а также неопубликованная статья В.В. Дудорова «От истоков Лухского духовного училища к современной системе духовного и религиозного образования», которая, конечно, явно недостаточно отражает историю данного учебного заведения. По истории Кинешемского духовного училища вообще нам неизвестны какие-либо исследования. Между тем в государственном архиве Ивановской области имеются фонды, посвящённые Лухскому и Кинешемскому духовным училищам, которые ждут своих исследователей.

Нет никаких публикаций и по поводу пастырских курсов, созданных в г. Иванове в 1950-е гг. Между тем это, безусловно, очень интересная и важная тема. Попытка создания на родине Первого Совета духовного учебного заведения (ведь и Московская духовная семинария в 1940-е гг. первоначально появилась лишь в виде пастырских курсов) заслуживает не только глубокого уважения, но и внимательного изучения. Современное состояние духовного образования в Иваново-Вознесенской и Кинешемской епархии отражено в достаточной мере в церковных и светских печатных изданиях, а также затронуто и в некоторых исследованиях.3

Революция 1917 г. повлекла за собой закрытие духовных училищ в Иваново-Вознесенской губернии. Возродить духовное образование в 1950-е гг., в силу понятных причин, не удалось. И в 1990-е гг. возрождение давалось трудно: если, например, в Костромской епархии уже в 1990 г. было открыто духовное училище, а в 1996 г. оно реорганизовалось в семинарию, то в Ивановской епархии в 1996 г. только начали ещё функционировать пастырские курсы, в 1999 г. началось обучение в духовном училище, а вопрос открытия семинарии решился лишь в 2002 г. Но это не повод для критики развития духовного образования в Иваново-Вознесенской епархии. Естественно, что Костромская духовная семинария, имеющая 250-летнюю историю, возродилась быстрее, чем создавалась Ивановская, никогда ранее не существовавшая. Но в начале «с нуля» есть свои плюсы, например, больше шансов на удачное осуществление экспериментальных программ, чем там, где вековые традиции обязывают относиться к экспериментам с настороженным подозрением.

В Ивановской епархии собственное учреждение профессионального образования -Ивановские епархиальные пастырско-богословские курсы, предназначенные для не имеющих специального духовного образования священнослужителей, а так же кандидатов в священный сан, появилось только в 1996 г.4 На курсах изучались лишь 6 дисциплин, срок обучения был весьма краток - всего 3 месяца. За время своего существования пастырско-богословские курсы сделали 5 выпусков своих учащихся, всего их закончили свыше 80 человек. Даже в такой форме курсы в значительной мере способствовали повышению религиозного образовательного уровня духовенства епархии.

При курсах имелась библиотека с фондом около 1200 книг по различным отраслям богословских знаний.5

Духовное училище в Ивановской епархии удалось полностью открыть лишь в 1999 г. Были набраны первые 20 студентов, собран профессорско-преподавательский состав высокого уровня, что позволило училищу уже с первого года своего существования приступить к выпуску авторских курсов лекций, монографий и книг. Быстрыми темпами формировалась библиотека училища. Быстрое развитие научно-методической базы Ивановского духовного училища позволяло делать благоприятные прогнозы о реорганизации его в семинарию в ближайшем будущем.6

Однако необходимо отметить, что процесс создания на базе пастырско-богословских курсов духовного училища не был лёгким. Почти два года шла переписка о выделении под училище здания. Пастырско-богословские курсы своих помещений не имели и располагались сначала в здании православной школы (1-3 выпуски), а затем в помещениях исторического факультета Ивановского государственного университета (4-5 выпуски). В то же время Ивановский городской муниципалитет занимал ряд зданий, которые ранее принадлежали Церкви и по новому законодательству должны были быть ей возвращены.

Возврат этих помещений был невозможен в силу ряда объективных причин, поэтому рассматривались альтернативные варианты. Среди них - передача под организацию духовного училища здания православной школы г. Иванова. В 1998 г. было даже подписано постановление главы г. Иванова о передаче этого здания в безвозмездное пользование Ивановскому Епархиальному Православному духовному училищу сроком на 49 лет. Предполагалось, что духовное училище будет располагаться на третьем этаже здания школы, а сама школа займёт первые два этажа. Однако этот проект не был реализован; не последнюю роль в этом сыграл финансовый кризис 1998 г., в следствии которого архиепископом Амвросием было принято решение повременить с набором в только что зарегистрированное в управлении юстиции духовное училище, а также с подачей документов Святейшему Патриарху и председателю Учебного Комитета о его утверждении. Было оказано сопротивление в открытии и со стороны администрации православной школы, а также родителей её учеников, которые справедливо опасались, что следствием роста духовного училища может стать закрытие единственной в городе православной школы.

Результатом переговоров с руководством г. Иванова стало решение о передаче в безвозмездное пользование училищу двухэтажного здания закрытого детского сада в микрорайоне ТЭЦ-3 площадью 2 тыс. м2. Здание было в запущенном состоянии, но имело целый ряд преимуществ: было отдельностоящим, имело собственную территорию около гектара, было удалено от центра города, существовала перспектива застройки территории.

6 октября 1999 г. Святейший Патриарх Алексий II и Священный Синод Русской Православной Церкви дали благословение на открытие Ивановского духовного училища. Ректором был назначен архимандрит Зосима (Шевчук). К этому моменту здание было приведено в относительный порядок, в нем уже могли жить первые студенты и проходить занятия. 22 сентября 1999 г. архиепископом Амвросием был освящён домовый храм училища в честь Святителя Алексия митрополита Московского и всея Руси.

Уровень образования многих из первых воспитанников был кране низок. Одним из свидетельств тому являются первые написанные ими рефераты по истории философии, посвященные деятельности русских религиозных философов. Даже темы, самостоятельно выбранные студентами, говорят сами за себя: «Русский религиозный философ Гегль», «Русский религиозный философ Аристотель (греческий философ)». Один из учеников на уроке русской истории на вопрос преподавателя о том, почему он назвал своё сочинение «Русские государства в Х веке» и следует ли из этого, что государств было много, ответил: «А сколько их надо? Сколько надо, столько и было».

Но именно эти воспитанники сумели пережить тяжелейший первый год становления училища. Недостаток финансирования, перебой с отоплением и электроснабжением здания, даже с водой, скудное питание, неотлаженный учебный процесс - всё это они ощутили на себе в полной мере. 70% из них по разным причинам, в том числе и неуспеваемости, не смогли закончить училище, но они, образно говоря, приняли на себя первый удар.

К началу второго учебного года ситуация в училище относительно выправилась. Были устранены проблемы с коммунальными услугами, наладился учебный процесс, заметно улучшилось питание. Сформировался преподавательский состав, причём удалось привлечь к преподаванию многих ивановских учёных. Постоянно росли фонды библиотеки. В 2000 г. архиепископ Амвросий впервые обратился к Святейшему Патриарху Алексию II и председателю Учебного Комитета архиепископу Верейскому Евгению с просьбой об открытии на базе училища духовной семинарии. Но в 2001 г. Священный Синод принял решение

оставить училище в прежнем статусе, причём основную роль в этом сыграло то, что 20% учащихся не имели полного среднего образования.

Работа по открытию семинарии на этом не прекратилась. Уже через несколько месяцев в училище не было ни одного студента без законченного среднего образования. С 2001/2002 учебного года руководством епархии и училища было принято решение о переходе с двухлетнего на пятилетний срок обучения. Это было достаточно рискованное решение в силу целого ряда причин.

Во-первых, обычно Священный Синод обговаривал в своих решениях срок обучения в духовном учебном заведении. Нередко рассматривались даже вопросы о переводе того или иного училища с двухлетнего на трехлетний или четырёхлетний срок обучения, причём были и отказы. Но в отношении Ивановского духовного училища срок обучения не был обговорен, поэтому, учитывая ещё неустоявшуюся ситуацию с централизованным управлением духовным образованием, формально можно было решить этот вопрос на уровне Правящего архиерея с уведомлением Святейшего Патриарха и Учебного Комитета.

Во-вторых, переход на пятилетний срок обучения имел смысл при условии реорганизации училища в семинарию. Поступившие на пятилетний срок обучения получали дипломы об окончании семинарии. Гарантий не было никаких, тем более Учебный Комитет взял курс на ужесточение требований к открытию семинарий.

В-третьих, сразу удорожалось содержание училища, возникло много проблем с преподавателями, библиотекой, учебным планом и программами, которые должны были соответствовать семинарским.

В-четвёртых, в духовное училище с пятилетним сроком обучения сложно было набрать учащихся.

Но, несмотря на все отмеченные трудности, решение о переходе на пятилетнее обучение было принято и, как показал 2002 г., себя оправдало. Одновременно был взят курс на более тесное сотрудничество со светской высшей школой, повышение образовательного ценза преподавателей богословских дисциплин, дальнейшее увеличение библиотеки.

Процесс становления требовал огромных усилий в самых разных направлениях, некоторые из которых были жизненно важны, другие необходимы для перспективного развития.

В 2001 г. на территории училища был заложен храм в честь Собора Ивановских святых, начались переговоры о надстройке над зданием училища третьего этажа. Решались вопросы текущего и перспективного финансирования, что при отсутствии всякого централизованного финансирования было крайне непросто. Отлаживался учебный процесс. В 2001 г. состоялся первый выпуск учащихся, занимавшихся по двухлетнему курсу обучения. Он был невелик -всего лишь 6 человек. Одновременно нужно было отладить учебный процесс уже по новым, пятилетним учебным планам. Перспективы открытия семинарии требовали уделить немало внимания организации научной работы.

В 2001 г. при Ивановском духовном училище совместным распоряжением председателя Учебного Комитета при Священном Синоде архиепископа Верейского Евгения, архиепископа Ивановского и Кинешемского Амвросия и ректора Ивановского государственного университета В.Н. Егорова был создан Научный Центр по проблемам Церковной истории и Церковного осмысления истории России. В числе Научного Совета Центра - 6 докторов и 1 кандидат исторических наук. Создание Центра стало закономерным следствием той большой научной церковно-исторической работы, которую проводило Ивановское духовное училище. За два года училищем был проведён целый ряд научных и научно-практических конференций, одна их которых имела статус международной, а одна - общероссийской. Издано свыше 20 монографий, книг и учебных пособий. Менее чем за три года в тяжелых материальных условиях сформирована библиотека с фондом более 14000 книг и учебных пособий. В январе 2002 г. на общем собрании преподавателей Ивановского духовного училища было принято решение о создании Учёного Совета в составе 12 человек, а также открытии двух кафедр - богословия и церковной и общей истории, определилось основное направление научной работы в училище - церковно-историческое. Этой тематике было посвящено большинство проводимых конференций и публикуемых исследований. 5 декабря 2001 г. в училище прошла всероссийская научная конференция «Церковь, государство и общество в истории России ХХ в.», которая вызвала такой широкий общественный резонанс, что было решено сделать её ежегодной.

Всего за три года своего существования Ивановское духовное училище успело превратиться в научный центр Ивановской епархии, стать местом встречи и сотрудничества церковной и светской общественности. Помимо учебных и воспитательных Ивановское духовное училище решало научные и издательские задачи.

Нельзя не упомянуть о Попечительском Совете Ивановского духовного училища, который стал местом встречи руководства епархии с руководством крупных областных предприятий и организаций, силовых структур. С момента открытия училища, в 1999 г., когда ещё не была ясна

концепция деятельности его Попечительского Совета, уже велись переговоры о том, чтобы его председателем стал губернатор Ивановской области. Но губернатор, в то время В.Н. Тихомиров, ответил отказом на эту просьбу епархии, предложив, чтобы областную администрацию в Совете представлял один из его заместителей. В 2000 г. согласие возглавить Попечительский Совет дал председатель правительства Ивановской области А.П. Головков. Он провёл два заседания Совета, которые были очень важны для того, чтобы многие уважаемые в области люди осознали необходимость поддержки училища, привыкли собираться в его стенах. Были решены некоторые практические вопросы существования училища.

В конце 2000 г. в Ивановской области прошли выборы в региональные органы власти, в результате которых губернатором стал В.И. Тихонов, а главой города - А.В. Грошев. В.И. Тихоновым было дано согласие стать Председателем Попечительского Совета духовного училища, А.В. Грошевым - заместителем председателя.

Владимир Ильич Тихонов, будучи коммунистом и говоря о себе, как о неверующем человеке, сыграл очень большую роль в развитии Ивановского духовного училища и в преобразовании его в семинарию, оказав в этом разноплановую поддержку. Громадный труд был проделан ректором - архимандритом Зосимой (Шевчуком), многими сотрудниками и преподавателями, которые бескорыстно все свои силы отдавали на создание нового духовного учебного заведения.

В мае 2002 г. Ивановское духовное училище посетила инспекционная комиссия Учебного Комитета под руководством заместителя председателя комитета протоиерея Максима Козлова. Зафиксировав имеющиеся объективные недостатки, комиссия пришла к выводу о возможности при условии их устранения преобразовать училище в духовную семинарию.

17 июля 2002 г. Священный Синод Русской Православной Церкви принял решение об открытии Иваново-Вознесенской Духовной семинарии. Необходимо было пройти лицензирование в Министерстве образования России, организовать учебный процесс уже на новом уровне, активизировать научную и издательскую работу, строить новые помещения, на порядок увеличить количество книг в библиотеке.

Архиепископ Иваново-Вознесенский и Кинешемский Амвросий дал благословение семинарии быть названной в честь Святителя Алексия митрополита Московского и всея Руси.

5-6 декабря 2003 г. в Свято-Алексеевской Иваново-Вознесенской Православной Духовной семинарии прошла III Международная научная конференция «Церковь, государство и общество в истории России XX в.». В ней приняли участие ученые, священнослужители, аспиранты и студенты из разных городов России, а также Германии, Швейцарии, Англии, США. В вышедшем ко дню открытия конференции сборнике материалов были опубликованы выступления 125 участников.

Открывая конференцию, сопредседатель оргкомитета, доктор исторических наук, профессор А.А. Корников отметил, что она стала результатом четырехлетнего сотрудничества Ивановского государственного университета с Иваново-Вознесенской духовной семинарией (до 2002 г. -духовным училищем). За это время были совместно проведены еще две региональные и две общероссийские конференции, местом проведения которых неизменно была семинария. Опубликованы материалы всех этих конференций, а также ряд научных сборников, учебно-методические пособия по историографии, источниковедению, русской истории, новейшей отечественной истории. Заметно выросло количество участников конференций - с 13 (на первой) до 125. Расширилась география участников - из региональной она стала международной. Это стало возможным благодаря активной работе действующего при семинарии Научного центра по проблемам церковной истории и церковного осмысления истории России.

Центр организует научное сотрудничество семинарии не только с Ивановским государственным университетом, но и с Ивановской государственной архитектурно-строительной академией (ИГАСА), Ивановской государственной медицинской академией (ИГМА). С ИГАСА проведено три совместных научно-практические конференции - две региональные и одна международная. С ИГМА проведены совместно две региональные конференции и круглый стол с участием студентов - медиков и семинаристов. Центром ведется и плановая научно-исследовательская работа по целому ряду направлений. Это статистические данные по российским монастырям XIX - нач. XX в., история Русской Православной Церкви во второй половине XX в., мемуары церковных деятелей, как исторический источник, творчество русских религиозных писателей и философов. В числе участников работы Научного центра уже 9 докторов и 3 кандидата наук. Необходимо отметить также, что семинария в 2003 г. получила государственную лицензию на деятельность в сфере высшего профессионального религиозного образования, подписанную Министром образования РФ В.М. Филипповым, и, таким образом, стала новым высшим православным учебным заведением.

На конференции был зачитан ряд докладов. Первым слово было предоставлено губернатору Ивановской области В.И. Тихонову. Необходимо отметить, что Владимир Ильич, вот уже три года возглавляющий Попечительский Совет семинарии, за помощь Русской Православной Церкви Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Алексием II был награжден орденом преподобного Сергия 11-й степени. Его выступление было посвящено религиозной обстановке в Ивановской области и развитию сотрудничества органов исполнительной власти с Иваново-Вознесенской и Кинешемской епархией. Губернатор охарактеризовал ее как противоречивую, сложную, стабильную.

Следующим слово было предоставлено архиепископу Иваново-Вознесенскому и Кинешемскому Амвросию. Предваряя свой доклад, посвящённый значению христианского воспитания в жизни современного общества, он поблагодарил губернатора Ивановской области В.И. Тихонова за плодотворное сотрудничество с епархией, отметил большое значение ежегодных конференций, проводимых в Иваново-Вознесенской семинарии, для осмысления церковно-государственных, церковно-общественных отношений, внутрицерковной жизни в истории Русской Церкви ХХ в.

После владыки Амвросия с пространным докладом, посвящённым взаимоотношениям Русской Православной Церкви и государства в советскую и постсоветскую эпоху, выступил первый заместитель Председателя Учебного Комитета при Священном Синоде, председатель историко-правовой комиссии Русской Православной Церкви, доктор церковной истории, профессор, протоиерей Владислав Цыпин.

После этих трех основных докладов на пленарном заседании с приветствиями к участникам конференции обращались: заместитель главы г. Иванова А.Ю. Батов; главный государственный санитарный врач по Ивановской области, доктор медицинских наук В.В. Губернаторова; проректор по научной работе Ивановского государственного университета, доктор исторических наук Д.И. Полывяный; первый заместитель начальника управления социальной защиты населения Ивановской области, кандидат социологических наук Н.В. Гудков.

После этого слово для сообщения было предоставлено иностранным гостям - директору института церквей Восточной Европы города Регенсбург (Германия) Прелату Альберту Рауху и профессору Латеранского Римского университета Патрику де Лобье. Выступление доктора Рауха было посвящено 25-летию со дня кончины митрополита Никодима (Ростова). Профессор Патрик де Лобье в своем выступлении изложил основные положения флорентийской унии. Однако его краткий доклад не нашел поддержки у аудитории.

На этом пленарная часть заседания завершилась. После перерыва участники конференции продолжили работу на трех секциях - Русская Православная Церковь в XX в., духовное развитие России в XX в., Российское государство и общество в XX в.. Работа секций продолжалась до позднего вечера 5 декабря и почти весь день 6 декабря.

Участники конференции имели возможность ознакомиться с условиями жизни и учебы в Духовной семинарии. За полтора года, прошедших с момента ее открытия, сделано уже многое. Подходит к завершению строительство храма в честь Собора Ивановских святых, строятся третий этаж над главным зданием семинарии, надвратная звонница, хозяйственные постройки. Библиотека выросла с 14 тысяч до 21 тысячи единиц хранения. Активно идет издательская деятельность, в первую очередь научного характера. Всего Ивановским духовным училищем и Иваново-Вознесенской семинарией выпущено 50 книг и брошюр научного и научно-популярного характера. К преподаванию и организации научной работы в семинарии привлечены 8 докторов и 9 кандидатов наук. Семинария стала общепризнанным центром епархиальной жизни, местом проведения всех значительных общеепархиальных мероприятий. Идет рост числа студентов. Если в год открытия в семинарию было принято 52 человека на дневное обучение и 67 заочников и экстернов, то на начало 2003/2004 учебного года в семинарии обучались 75 очников и свыше 100 заочников и экстернов. Попечительский Совет семинарии за время своего существование превратился в орган, регулирующий взаимодействие епархии с руководством районов, областного центра, крупнейших предприятий, силовых структур.7

Пока рано говорить о закономерностях в развитии духовного образования в Иваново-Вознесенской и Кинешемской епархии, но можно констатировать, что открыв в 1996 г. пастырско-богословские курсы, к началу 2004 г. она на этом поприще догнала многие из епархий, которые имели духовные училища уже в 1990 г.

Примечания

1 См. например, Ставровский Е. История Шуйского духовного училища ( 1816-1918). -Иваново, 2000; Егоров А.Д. Шуйское духовное училище: учебные предметы в 1816-1886 гг. // Церковная архитектура Верхне-Волжского региона России: проблемы, поиски, суждения. -

Иваново, 2001; Иванов Ю.А. Провинциальные культура и Церковь (из истории города Шуи в Х!Х-начале ХХ вв.): Исторические очерки. - Шуя, 1994.

2 Тихонова пустынь и Лухский край. 1498-1998. - Иваново, 1998.

3 См. сноску 1.

4 Решение об открытии курсов было подписано архиепископом Ивановским и Кинешемским Амвросием 5 декабря 1995 г.

5 См.: Текущий архив Иваново-Вознесенского и Кинешемского епархиального управления. Отчёт о состоянии Ивановской епархии за 1997 год. Л. 25

6 Зосима (Шевчук) архимандрит. Открытие Духовной школы на Ивановской земле // Ставровский Е.С. История Шуйского Духовного училища. - Иваново, 2000. - С. 3-6.

7 См.: Материалы текущих архивов Ивановского Епархиального Православного Духовного училища и Свято-Алексеевской Иваново-Вознесенской Православной Духовной семинарии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.