Серия «Политология. Религиоведение»
2011. № 2 (7). С. 271-277 Онлайн-доступ к журналу: http://isu.ru/izvestia
И З В Е С Т И Я
Иркутского государственного университета
УДК 882(571.5)(092)
Духовное наследие иркутских писателей
(по материалам личных фондов писателей, хранящихся
в Государственном архиве Иркутской области)
Е. В. Ильина
ОГКУ «Государственный архив Иркутской области», г. Иркутск
Дан архивоведческий обзор хранящихся в ГАИО фондов личного происхождения писателей и драматургов Иркутской области ХХ в. В обзоре представлены краткие биографические справки писателей М. Д. Сергеева, Ю. Н. Бессонова, П. Г. Малярев-ского, П. П. Петрова и др., а также дана характеристика хранящихся в личных фондах документов творческой деятельности.
Ключевые слова: личный фонд, писатели Восточной Сибири, рукопись, научно-техническая обработка, М. Д. Сергеев, В. Г. Распутин, Ю. Н. Бессонов.
Представление о художественной литературе все мы получаем из книг. В раннем детстве мы слушаем стихи и сказки, а выучившись читать, сами открываем книгу, где они напечатаны. И дальше каждое новое произведение приходит к нам, как правило, в напечатанном виде. Читая сегодня художественное произведение, мы держим в руках печатный экземпляр, вышедший нередко большим тиражом, а ведь прежде, чем книга будет напечатана, литературное произведение должно быть написано, т. е. закреплено на бумаге в письменном виде. Архивисты, говоря о книге определенного автора, представляют в большей степени не печатное издание, а рукопись, автограф. Рукопись писателя - это текст, собственноручно написанный писателем в процессе его работы над сочинением. Одно из важнейших отличий рукописного авторского текста от печатного - гораздо большая его хрупкость. Гибель рукописи означает гибель самого произведения. Отношение писателя к собственным рукописям, да и к другим письменным источникам, отлагающимся в процессе его творческой деятельности, складывается в понятие личного архива писателя.
Понятие личного архива (в том числе личного архива писателя) - сравнительно недавнее. Вплоть до 20-х гг. прошлого века в архивном деле личные архивы не фигурировали. Архивы частных лиц имели ценность фамильную и хранились в семье. Про них чаще говорили не «архив», а «бумаги». В советское время собирание личных архивов приняло характер государственной политики. В 1919 г. в целях сохранения для истории личных архивов при Главном управлении архивным делом было организовано спецхранилище частных архивов. В 1924 г. был издан циркуляр Центрархива № 2556 от
03.06.1924 г., в котором всем губернским архивным бюро и архивным управлениям автономных республик и областей было предписано «собирать сведения обо всех материалах, имеющих историко-литературное значение, а также о материалах, имеющих отношение к деятелям литературы и искусства». В Иркутское губернское архивное бюро в это время поступили личные архивы известных писателей, общественных деятелей и ученых - В. И. Вагина (архив которого был передан известным летописцем Нитом Степановичем Романовым), Н. М. Ядринцева, четы Потаниных и др.
С 60-х гг. в Государственный архив Иркутской области начали поступать первые личные архивы иркутских писателей советского периода. В настоящий момент мы имеем на хранении личные фонды писателей Петра Поликарповича Петрова, Ивана Ивановича Молчанова-Сибирского, Гавриила Филипповича Кунгурова, Марка Давидовича Сергеева (Гантваргера), Юрия Николаевича Бессонова, писателя и драматурга Петра Георгиевича Малярев-ского, Анатолия Ивановича Шастина.
Архив писателя Петра Поликарповича Петрова поступил на хранение в начале 80-х гг. В 30-е гг. хорошо было знакомо сибирякам имя этого писателя. Всего десять лет продолжалась его литературная деятельность. Но за этот короткий срок он создал целый ряд повестей и романов, принесших ему широкую известность и высоко оцененных такими художниками слова, как Максим Горький и Вячеслав Шишков. Он родился 25 января 1892 г. в семье крестьянина села Перово Енисейской губернии. П. П. Петров - участник Гражданской войны, председатель объединенного совета партизанских войск Западной Сибири в 1918-1919 гг. В 1923 г. он успешно окончил Красноярский институт народного образования. Свою литературную деятельность начал с повести «Лесные ветры», которую написал на собранном им архивном материале по истории партизанского движения в Восточной Сибири. В 1927 г. было опубликовано первое крупное поэтическое произведение - поэма «Партизаны», чье издание было одобрено непосредственными участниками событий - партизанами Манского фронта. В 1928 г. выходит в свет роман «Бо-рель», высоко оцененный А. М. Горьким. Историко-военная тематика на тему Гражданской войны в Сибири прослеживается и в дальнейшем творчестве писателя, так, в 1930-е гг. были опубликованы повести «Крутые перевалы», «Кровь на мостовых», «Половодье», рассказы и очерки о трудовой деятельности сибиряков. Роман «Золото», опубликованный в 1934 г., являлся, по мнению критиков, лучшим произведением автора. В воспоминаниях жены П. П. Петрова Александры Антоновны приводится выдержка из письма писателя В. Я. Шишкова, в котором тот восторженно отзывается о романе, а писателю дает характеристику как «очень одаренному человеку и с большим дарованием писателя». За десять лет Петров написал одну поэму, шесть романов, пять повестей, много рассказов. Творческая деятельность писателя оборвалась внезапно в 1937 г. Он был арестован по ложному обвинению в принадлежности к правотроцкистской организации, а 23 октября 1941 г. он утонул на пароходе, перевозившем заключенных, отправленных на фронт.
В состав небольшого (45 единиц хранения) личного фонда писателя Петра Поликарповича Петрова вошли, в основном, машинописные копии его известных опубликованных произведений, таких как романы «Золото», «Половодье», повести «Лесные ветры», «Крутые перевалы», «Кровь на мостовых», поэма «Партизаны». Сохранились и машинописные рукописи двух неопубликованных произведений - романа «Ветошь» и повести «Памятная скала», которые были найдены случайно в 1959 г. работниками библиографического отдела Областной библиотеки им. Молчанова-Сибирского при разборе бумаг в одном из шкафов. Дополняют материалы литературной деятельности письма, машинописные экземпляры статей, очерков литературоведа В. П. Трушкина и писателя К. Ф. Седых о творчестве писателя. Большой интерес в фонде представляют воспоминания П. П. Петрова о встрече с Горьким, названные им «Неповторимые впечатления», а также воспоминания жены писателя А. А. Петровой, его боевых товарищей, писателя К. Седых, профессора Ф. А. Кудрявцева и др.
В 1969 г. писатель Г. Ф. Кунгуров начал передавать свой личный архив. Гавриил Филиппович Кунгуров родился 25 марта 1903 г. на станции Сре-тенск в семье железнодорожника. В 1924 г. он поступил в Иркутский государственный университет на литературное отделение педагогического факультета. Свою литературную деятельность начал в 1935 г., когда появилось первое беллетристическое произведение - повесть «Топка», в которой отразилась жизнь одного из коренных сибирских народов - эвенков. Очень любил писатель в своем творчестве затрагивать историческую тематику. Она прослеживается в написанных им в разные годы исторической повести «Арта-мошка Лузин», изданной в 1937 г., и исторической повести «Путешествие в Китай» (известной в последних изданиях как «Албазинская крепость»), вышедшей из печати в 1940 г. В годы войны, под впечатлением от встреч с фронтовиками, он написал книгу «С подарками на фронт» (опубл. в 1942 г.). Тема послевоенной жизни Сибири отразилась в повести «Свет не погас» (опубл. в 1947 г.), в которой рассказана подлинная история иркутянина, потерявшего на фронте зрение, но нашедшего в себе мужество вернуться в строй гражданской жизни полноценным человеком. Значительное место в творчестве писателя Кунгурова Г. Ф. занимала Монголия, в которой он не раз бывал в составе различных делегаций. Монголии были посвящены сборник рассказов «Золотая степь», выдержавший 14 изданий в СССР и за рубежом, написанный им в соавторстве с И. А. Сороковиковым исторический очерк «Аратская революция», повесть «Оранжевое солнце» (опубл. в 1972 г.). Много внимания он уделял творчеству сибирских писателей, им написаны литературоведческие работы о творчестве писателей В. Я. Шишкова, Федорова-Омулевского, А. С. Ольхона и др.
В личном фонде писателя большой и разнообразный состав документов, среди которых сохранившаяся в виде верстки повесть «Оранжевое солнце», рукописные и машинописные экземпляры историко-краеведческих и литературоведческих работ, таких как очерк «Аратская революция», сборник «В стране золотых степей». Есть в фонде и написанные в конце 1970-х гг. очерки
«Были Таймырского Севера», «Чойбалсан в Иркутске», «В грозные годы». Это далеко не весь творческий материал писателя, но это все, что удалось сохранить. В 1969 г. писатель передал на государственное хранение свою обширную переписку, состоящую из 1025 экземпляров писем, среди которых письма известного фольклориста и литературоведа Марка Константиновича Азадовского.
В 1996 г. в наш архив обратились родственники писателя Ю. Н. Бессонова с просьбой принять на государственное хранение личный архив писателя. В 1997 г. документы личного архива писателя были пересланы ими из Екатеринбурга.
Бессонов Ю. Н. родился 17 декабря 1900 г. в Иркутске. Дед Болеслав Петрович Шостакович - участник польского восстания 1863 г. В 1918 г. Юрий Николаевич окончил Иркутскую классическую мужскую гимназию и был призван на военную службу. В 1920-х годах воевал в составе Красной Армии против японцев и белых, после войны продолжил военную службу. В 1929 г. по состоянию здоровья он уволился в запас и уехал в Москву. С этого времени он всецело отдается своему любимому писательскому делу. В этом же году в журнале «Вокруг света» публикуется его первый рассказ «Крик на сопке». В 1933 г. московская редакция «История фабрик и заводов», которая была организована по инициативе А. М. Горького, предложила писателю Бессонову принять участие в их работе. Бессонов уезжает на Урал в г. Свердловск, где приступил к работе над историей Верхисетского завода. Бессонов Ю. Н. изучил огромное количество архивного материала, особенно по истории Верхисетского завода, однако из всего романа были опубликованы только отдельные главы: «Две жизни» (1937 г.), «Рабочие Верхисетского завода в гражданской войне 1918 года» и «На фронте и в тылу». Большая часть романа осталась неизданной, лишь некоторые главы были опубликованы в свердловских журналах. Но собранный материал оказался необходимым для крупного исторического романа о Гражданской войне в Сибири и на Урале, названного им в первоначальном варианте «Подвиг». В 1955 г. в «Воениздате» роман был опубликован под названием «Восстание», под этим же названием он и вошел в историю литературы. Среди обширной переписки писателя сохранилось письмо писателя Корнея Ивановича Чуковского, в котором он дал положительную оценку произведению Ю. Н. Бессонова - роману «Восстание»: «...Вам удалось создать широкую эпопею человечную, волнующую, поэтическую...» - писал Чуковский. Роман «Восстание» был первой частью задуманной Бессоновым трилогии об истории Советской Армии от истоков ее образования. Из трилогии писатель успел опубликовать только роман «Восстание» и отрывок из второй части под названием «Ледовый поход».
Богатейший по составу документов, а особенно творческих рукописей архив писателя в настоящее время прошел научно-техническую обработку и поставлен на государственное хранение, стал доступен для исследователей его творчества. Личный фонд писателя Ю. Н. Бессонова состоит из большого количества материалов творческой деятельности. Сохранились рукописи романов «История Верхисетского завода» и «Восстание», рассказывающие о
Гражданской войне в Сибири, черновые наброски на тетрадных листах неопубликованного романа «Эшелон прибыл на станцию Хабаровск», который, вероятно, и был продолжением задуманной им трилогии. В фонде также хранятся машинописные варианты повестей, рассказов, очерков, пьес, стихотворений писателя и его выписок из архивных документов, книг к романам «Восстание», «История Верхисетского завода», «Последний круг», рассказам и очеркам о событиях Гражданской войны в Сибири, партизанском движении, иностранной интервенции, о событиях Великой Отечественной войны 1941-45 гг. В обширной переписке писателя письма участников Гражданской войны в Сибири, однополчан - участников Великой Отечественной войны.
Документы личного фонда Павла Григорьевича Маляревского переданы в архив уже после его смерти в 1964 г. комиссией по приведению в порядок личного архива П. Г. Маляревского. В 1966 г. родственники передали оставшуюся часть. В личном фонде, состоящем из 666 единиц хранения, сохранен большой творческий материал писателя и драматурга. Если вспомнить творческую биографию П. Г. Маляревского, то началась она не сразу. В 1927 г. он окончил Иркутский государственный университет, факультет общественных наук по специальности «юрист». Работал в Иркутской окружной рабоче-крестьянской инспекции, затем преподавал в Восточно-Сибирском институте снабжения (впоследствии Иркутском институте советской торговли). Однако с 1932 г. П. Г. Маляревский принимал деятельное участие в журнале «Будущая Сибирь» (с 1935 г. - «Новая Сибирь»), где печатались его стихи, пьесы и статьи. В 1935 г. он опубликовал свою первую пьесу «Доржи Банзаров», и в дальнейшем он почти исключительно стал работать в области драматургии. В личном фонде писателя основное место занимают рукописи драматических произведений (пьес, водевилей, музыкальных комедий) для детей и взрослых, среди которых известные «Кот в сапогах», «Меч Китая», «Чудесный клад», «Репка», «Канун грозы», «Поэма о хлебе», «Камень-птица» и др., и материалы к пьесам (заметки, вырезки и выписки из энциклопедий, книг, журналов и газет). Сохранились в фонде написанные им в разное время рукописи романов и повестей, как опубликованных, так и неопубликованных. В 1962 г. рукописи романов «В поисках Джоконды», «Модель инженера Драница», неизданные при жизни писателя, были рекомендованы к посмертному изданию. Сохранилась в фонде и обширная переписка П. Г. Маляревского с деятелями литературы и искусства, театрами страны, издательствами.
В 1983 г. была обработана первая часть личного архива заслуженного работника культуры РСФСР, писателя Марка Давидовича Сергеева (Гантвар-гера). Обработка проходила в несколько этапов по мере поступления документов, которые передавал сам писатель. После смерти М. Д. Сергеева сохранилась еще значительная часть его архива, пока в государственный архив не поступившая.
Сергеев (Гантваргер) Марк Давидович родился 11 мая 1926 г. в г. Ена-киево Сталинской (сейчас Донецкой) области в семье инженера-строителя. Первые его стихотворения были опубликованы в 1939 г. в многотиражной газете «Иркутский железнодорожник». В 1950 г. вышел в Иркутске первый
поэтический сборник для детей «В чудесном доме», а в 1958 г. был опубликован поэтический сборник для взрослых «Спасибо Вам, люди». После выхода этого сборника иркутский литературовед В. П. Трушкин писал: «Марк Сергеев - опытный и одаренный литератор. Лучшие стихи его способны взволновать всякого, кому дорого полновесное поэтическое слово.». М. Д. Сергеев - автор серьезных литературоведческих работ, связанных с именем А. С. Пушкина и декабристов. Интересны и его очерки о современной Сибири. М. Д. Сергеев написал ряд сценариев к телевизионным фильмам «Покорители Ангары», «За Баргузинским соболем», «Где золото роют в горах» и др. Большая часть документов, переданных на хранение, представляет собой творческие материалы, переписку, документы общественной деятельности писателя. Это рукописи и печатные издания поэтических произведений, представленных в виде отдельных стихотворений и сборников стихотворений, написанных им в 1960-70-е гг. Сохранились в фонде и машинописные экземпляры литературоведческих работ о А. С. Пушкине (композиция «Вся жизнь - один чудесный миг», «Перо поэта»), о пребывании декабристов в Сибири («Своей судьбой гордимся мы. Записки декабриста», «Несчастью верная сестра»). Значительным комплексом представлена в фонде писателя его переписка, среди которой письма писателей Г. Р. Граубина, Л. Э. Разгона, В. А. Чивилихина, историков-декабристоведов и родственников декабристов В. П. Ивашева, А. Муравьева, И. Поджио, В. Ф. Раевского.
В последнее десятилетие в ГАИО поступило сразу несколько личных архивов писателей. С 2004 г. Валентин Григорьевич Распутин передал нам небольшую часть документов своего архива, в котором книги, фотографии, аудио- и видеозаписи выступлений писателя, есть и фрагменты таких известных произведений, как повести «Пожар», «Дочь Ивана, мать Ивана», машинописные варианты рассказов, написанных писателем в последние годы. Стал доступен для исследователей семейный архив писателя Анатолия Михайловича Шастина и его жены Елены Ивановны. Родственники передали на постоянное хранение личные архивы писателя Д. Г. Сергеева и поэта П. И. Реутского. Этих людей связывало между собой не только творчество, но и большая дружба.
Сохранение традиции собирания и пополнения государственных архивов документами личного происхождения имеет сегодня важнейшее значение. Архивы писателей зачастую имеют не меньшее историческое значение, чем архивы государственных, военных деятелей и ученых. Рукопись писателя, личный архив писателя - это памятник культуры и духовное наследие нации, и задача архивистов сохранить как можно большее число таких памятников для истории.
Spiritual Heritage of Irkutsk Authors
(on the Materials of Writers' Private Founds Kept
in the Irkutsk Region State Archive)
E. V. Ilyina
Irkutsk Region State Archie (IRSA), Irkutsk
The article deals with the archival review of the Irkutsk region writers and dramatists' private founds of the XX c., which are kept in the Irkutsk Region State Archive (IRSA). It considers summary of the biographical essays of Sergueyev, Bessonov, Maliarevskiy, Pet-rov and so on. Besides it categorizes the creative works documentation, kept in the private founds.
Key words: private found, Eastern Siberia writers, manuscript, scientific and technical handling, M. D. Sergueyev, V. G. Rasputin, Yu. N. Bessonov.
Ильина Елена Викторовна - началь- Ilyina Elena Viktorovna - Chief of the De-
ник отдела информации, публикации и partment of Information, Publishing and Sci-научного использования документов entific Application of Documentation, the ОГКУ «Государственный архив Иркут- Irkutsk Region State Archive, 664047, ской области», 664047, г. Иркутск, Irkutsk, Baikalskaya st., 79, phone ул. Байкальская, 79, тел. 8(3952)228403, 8(3952)228403, e-mail: [email protected] e-mail: [email protected]