Научная статья на тему 'Духовное или материальное? Размышления о романах братьев Стругацких'

Духовное или материальное? Размышления о романах братьев Стругацких Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
166
49
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Русанова П. К.

В наши дни фантастическая литература становиться все более и более популярна, буквально ежедневно появляются новые авторы, учреждаются различные премии. Фантастика властвует над умами и сердцами людей, число которых увеличивается с каждым годом. А деление мира на фантастический и реальный знакомо практически каждому человеку. Но что такое фантастика? Бегство от реальности или попытка предсказать будущее и избежать ошибок? Истории об идеальных людях или самые сокровенные наши мечты?

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Духовное или материальное? Размышления о романах братьев Стругацких»

4. Лавров А.В. З.Н. Гиппиус и её поэтический дневник / А.В.Лавров // З.Н. Гиппиус. Стихотворения. - М.; СПб., 1999. - С. 5-68.

5. Лосев А.Ф. Русская философия / А.Ф.Лосев // Век XX и мир. - 1988. - № 2-3.

6. Соловьёв В.С. Собрание сочинений: в 6 т. [Электронный ресурс] / В.С. Соловьёв. - М., 1988. - Режим доступа: http://www.gumer.info/ bogo-slov_Buks/Philos/Solov/Sm_Lubv.php.

ДУХОВНОЕ ИЛИ МАТЕРИАЛЬНОЕ? РАЗМЫШЛЕНИЯ О РОМАНАХ БРАТЬЕВ СТРУГАЦКИХ

© Русанова П.К.

Гимназия «Немецкая гимназия «Петершуле», г. Санкт-Петербург

В наши дни фантастическая литература становиться все более и более популярна, буквально ежедневно появляются новые авторы, учреждаются различные премии. Фантастика властвует над умами и сердцами людей, число которых увеличивается с каждым годом. А деление мира на фантастический и реальный знакомо практически каждому человеку. Но что такое фантастика? Бегство от реальности или попытка предсказать будущее и избежать ошибок? Истории об идеальных людях или самые сокровенные наши мечты?

Фантастика - первичная литература, и начиналась она с мифов, легенд, сказок и поверий. Это самые первые попытки объяснить окружающий мир и найти в нем место, отведенное человеку. В фольклоре (а мы говорим именно о нем) еще не было социальных и нравственных проблем, свойственных более позднему периоду, только «видимый мир». Но с течением времени человек начал осознавать свое могущество, назвался «Венцом Творения» и стал творить свой мир. Изменилось сознание, а вместе с ним и человек.

В своей работе я хочу поговорить о проблемах классической современной фантастики, взяв за образец произведения известных писателей - фантастов Аркадия и Бориса Стругацких. Я хочу попытаться выделить основные вопросы, волнующие современное человечество, и найти их отражение в фантастике. Ведь говорят же, что фантастика - «глас народа». Все то, о чем не говорят вслух, но что присутствует в нашей жизни постоянно.

Фантастика - это постоянный поиск, невозможный в пределах одной реальности, а потому выходящий за ее границы. Бесконечные попытки найти идеал мира и место человека в нем. Но помимо этой проблемы существует и множество других страхов прошлого, нашедших свое отражение в нашей реальности. О них я и хочу поговорить, а также объяснить, почему не только не считаю фантастику бессмысленной, но и убеждена в ее необходимости в той или иной мере для каждого из нас.

Стругацкие, на мой взгляд, написали действительно потрясающие вещи, в которых они удивительно тонко подметили все те язвы на теле человечества, что были характерны для их времени или только начали появляться. Они год за годом, книга за книгой выделяли для нас главные проблемы, волнующие общество и каждого человека в нем.

Пожалуй, наиболее важная и самой близкая моему поколению проблема, затронутая в произведениях Аркадия и Бориса Стругацких - это проблема воспитания детей. Как сделать так, чтобы дети стали шагом в будущее, а не взглядом в прошлое, как помочь им найти им себя в этом мире? Взрослые говорят: «Дети - наше все!» - и продолжают год за годом разрушать детские жизни. Потому что хотят сделать лучше, потому что имеют опыт - весь этот набор условностей, накопленный за все годы такой чужой для нас жизни. Но, к счастью, люди начали замечать собственные ошибки, стремясь исправить все, что успели натворить, пытаясь помочь нам, своим детям, найти в жизни самое главное - любовь к ней. Стругацкие, одними из первых заговорили об этой проблеме, пытаясь найти свои пути решения: проект новой школы, умный и человечный подход к ребенку, новый статус учителя - не воспитателя, но друга. Писатели говорят о детях, как о наименее испорченной части человечества, в чьих руках находится будущее планеты. Именно они в «Гадких Лебедях» ищут и находят выход из критической ситуации. В «Хищных вещах века» только у детей есть шанс вырваться из заколдованного круга и построить новый мир на обломках старого.

Об этой книге я хочу поговорить отдельно. Это, на мой взгляд, одно из самых страшных произведений Стругацких, самое болезненное и одно из самых безнадежных. Оно о людях, живущих в Стране Дураков на «Семи кругах Рая», как метко выразился один из героев романа. Девизом же человечества из этой реальности является фраза: «Главное, чтобы было весело и ни о чем не надо было думать». Алкоголь, наркотики, «дрожка» -только удовольствия и ни шага в сторону. Не люди, но звери, живущие инстинктами. И только маленькие дети и подростки с ужасам говорят: «Я тебя, папа, видела, ты, папа, синий был, как покойник, и очень уж страшный ...» - слова десятилетней девочки. Она мало что понимает в мире, но ей уже страшно. Как и читателю.

Другой юный герой замечает: «Нашел, чего бояться. Они, когда пьяные, наоборот, добрые.», «... А к вечеру уже совсем добрая, потому что ночь близко.». Этот мальчик придумал мир и спрятался в нем, там ему и страшно, и весело, хотя порой бывает грустно. Но все намного реальнее, чем в реальности, куда уже не хочется возвращаться. Ведь там «совсем добрая мать» и множество таких же взрослых, а детей мало. Детей в этой стране вообще мало, ведь им там не место.

Страшно говорить, но наш мир очень близок к такому варианту развития и началось все с того, что дети все меньше ценят сказки, а взрослые не читают фантастику.

Еще одной важной проблемой, затронутой в произведениях Стругацких, является проблема содержания духовного и материального в человеке. В наши дни в ходу не те ценности, что ранее. Ценится все, что можно потрогать руками и продать за реальные деньги, а не эфемерные чувства вроде любви и дружбы. «За деньги не купишь счастье, но за них можно купить то, что счастье принесет», - вот девиз нашего ужасно меркантильного века, и Стругацкие говорят о том, что это только начало. Начало гибели человечества. Изобилие ради изобилия. Удовольствие ради удоволь -ствия. И в финале - «Страна Дураков». Мир наркоманов и запуганные дети. И это наше будущее? Свет в конце тоннеля? Спасибо, мамы и папы, но мы уж как-нибудь сами, хорошо?

Слишком печальный итог, чтобы можно было сидеть, сложа руки. Хоть шанс выжить очень мал, но остались еще здравомыслящие люди, даже в том мире Стругацких. Авторы оставляют лучик надежды, говоря словами главного героя: «Спасать. Опять спасать... Ведь я такой же, как и вы... Только я хочу помогать вам...!»

Настало время сделать выбор.

Вопрос выбора важен почти для всех героев Стругацких. В каждой их книге можно найти хотя бы одного персонажа, стоящего на распутье.

Но для меня особенно важен выбор в произведениях: «Далекая Радуга» и «Пикник на обочине».

«Далекая Радуга» - сама эта книга о выборе. О метаниях человеческой души, выбирающей между будущим и. будущим.

Радуга - это планета-лаборатория, где собраны материалы, которые должны продвинуть человечество еще дальше по дороге технического развития. На ней живет сравнительно небольшое число людей, в том числе и маленькие дети. Есть детский сад и школа. Все, что нужно для комфортной жизни. Но однажды эксперимент выходит из-под контроля и планете грозит гибель в течение нескольких часов. В распоряжении жителей всего один небольшой звездолет, и людям предстоит решить, что для них дороже: плоды труда нескольких десятилетий или их родные дети. Что важнее? Дети и будущее, которое они воплощают, или наука - будущее всего человечества? На самом деле выбор сделан. Уже не нужно что-то решать, каждый уже сам все понял. Выбор сделан в пользу человека, а будущее не прощает таких жертв.

Здесь можно было бы закончить, если бы мы были в волшебной сказке, но современная фантастика все же очень близка к реальности, и появляется новая проблема: кто же сможет взять на себя ответственность за этот выбор. Страх перед ответственностью вообще свойственен людям. И все молчат, не решаясь, а время утекает водой сквозь пальцы, но никто не может сделать этот шаг. Мы готовы на смерть, но не на решение. Это грустно.

Но у Аркадия и Бориса Стругацких снова появляется человек, несущий надежду на лучшее, насколько это вообще возможно в данной ситуации. Человек, который говорит: «. понимаете ли, решать, собственно,

нечего. Все уже решено. Ясли и матери с новорожденными уже на звездолете. Остальные детишки грузятся сейчас. Вы уж простите меня, но я решил самостоятельно».

Услышав это, толпа как будто избавилась от тяжкого груза, физически чувствуется их облегчение и счастье, что не они, не они осмелились на это и не им при случае придется сожалеть. И лучшим эпилогом к этой главе послужили слова Горбовского: «Забавно, однако. Вот мы совершенствуемся, становимся лучше, умнее, добрее, а до чего все-таки приятно, когда кто-нибудь принимает за тебя решение...».

Проблема в произведении «Пикник на обочине» совершенно иная. Здесь принципиальный выбор должен сделать главный герой, сталкер Редрик Шухарт, человек, далекий от идеала, один из миллиардов. Его жизнь почти не пересекается с понятием «счастье». Он беден, он преследуется законом, его дочь - мутант, он живет рядом с «зоной», страшным местом, посещенным пришельцами. На протяжении всего романа он отчаянно борется за свое место под солнцем и почти уже теряет надежду. А потом он получает ключ к исполнению мечты - не менее загадочный, чем все, что окружает «зону». Это шар, который исполняет желания. Просто большой золотистый шар. Путь к нему опасен и невозможен в одиночку, ведь шар требует кровавых подношений. И, чтобы достичь мечты, Редри-ку приходится пожертвовать товарищем, которого он, честно говоря, только потому и взял с собой. Цель достигнута, но тут встает выбор: счастье для себя или для всех? Что делать теперь? Кто и что заслужил? Его сомнения недолги, их как бы и вовсе нет. Для этого героя выбор очевиден. «Счастья для всех, даром, и пусть никто не уйдет обиженным!» - этой молитвой Шухарта заканчивается повесть.

Особенность этих произведений в том, что хоть выбор и очевиден для читателя, но, тем не менее, непонятен. И если в «Далекой радуге» можно согласиться с учеными, которые выбрали свое будущее, а не общечеловеческое. Все же дети - это наше все. В случае с Редриком Шухартом все совсем не ясно. Этот герой так много пережил из-за окружающих его людей, можно сказать, что им он обязан всеми своими несчастьями. Но Шухарт все-таки желает им счастья. Счастья даром. У него не возникает мысли о мести, он не желает ничего лично для себя, только счастья для всех.

Это поступок, достойный настоящего героя, каковым Редрик никогда не являлся, он был самым обычным, даже хуже многих, но он принял решение, даже не заметив, что у него есть выбор. И решение верное.

«Полдень XXII век». Об этом романе стоит поговорить, пожалуй, особо, так как он резко выделяется среди остальных произведений Стругацких. Это роман - утопия. Иное определение подобрать трудно.

Сложно сказать, о чем этот роман; наверное, просто о жизни, о людях, о том мире, в который хочется вернуться. О том счастье и свободе, к которым мы все так стремимся. Человек в этой книге совершенно свободен в словах, желаниях, передвижениях. Есть все условия для исполнения лю-

бого каприза, но важно то, что этих капризов нет. Счастье не оставляет им места, свобода не означает желание рушить этот мир.

Люди живут как большая семья, нет никаких границ, различий в материальном положении или цвете кожи. Это все потеряло смысл, когда мир стал идеальным. Но Человек не погряз в заботах о материальном - он стремится к новым знаниям и открытиям, к работе, умственному труду. Человек не заперся в доме, наслаждаясь всем, что ему может предоставить жизнь, он уверенно идет в будущее. Это вселяет в читателя надежду, что будет все хорошо, что мы справимся со всем, что выпадет на нашу долю, что никогда не скажем - стоп.

«Какие люди, ах, какие люди!» - восхищенно говорит один из многочисленных героев романа. И с ним трудно не согласится. Сильные, умные, смелые, счастливые - идеал, к которому стоит стремиться. Стругацкие делают упор не на техническом развитии, а на душевном совершенствовании, пишут том, что,когда исчезнет необходимость бороться за материальные блага, человек не опустеет, а напротив, получив, наконец, время «для себя», достигнет небывалых вершин развития и сможет не только назваться, но и стать «Венцом Творения». Как хочется верить, что это будущее наступит уже для нас. Пусть лучше изобретут тысячи способов рождения и позабудут миллионы видов казней.

Не знаю, что будет. Сможем ли мы побороть вековые привычки к самоуничтожению и вспомнить о древних заветах. Не знаю, сможем ли мы встать и пойти вперед, не ожидая у моря погоды. Я не знаю, но Стругацкие говорят, что сможем, и в это верю.

Список литературы:

1. Русские писатели XX века: Биографический словарь / Гл. ред. и сост.п.А. Николаев. - М.: БРЭ; Рандеву-АМ, 2000. - С. 669-671.

2. Ант Скаландис Братья Стругацкие. - М.: АСТ, 2008. - 702 с.

ОБРАЗ «ЧИСТОЙ РЕЛИГИИ» В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ Л.Н.ТОЛСТОГО, НА ПРИМЕРЕ ОТНОШЕНИЯ К ХРИСТИАНСТВУ И БУДДИЗМУ

© Синицына У.П.*

Казанский государственный университет, г. Казань

Лев Николаевич Толстой был и остается одной из самых масштабных фигур в русской литератур Х1Х-ХХ вв. Его произведения еще при жизни самого писателя облетели весь мир и были известны не только

* Факультет философии отделения религиоведения

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.