Научная статья на тему 'ДУХОВНОЕ ФОРМИРОВАНИЕ КАЗАХСКОГО НАРОДА ЧЕРЕЗ ПРИЗМУРЕЛИГИОЗНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ ЧОКАНА ВАЛИХАНОВА'

ДУХОВНОЕ ФОРМИРОВАНИЕ КАЗАХСКОГО НАРОДА ЧЕРЕЗ ПРИЗМУРЕЛИГИОЗНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ ЧОКАНА ВАЛИХАНОВА Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
421
52
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДУХОВНОСТЬ / КАЗАХСКИЙ НАРОД / ШАМАНСТВО / ТЕНГРИЗМ / ИСЛАМ / ЧОКАН ВАЛИХАНОВ

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Нурлигенова З.Н., Цой В.А.

В представленной статье предпринята попытка проанализировать духовную культуру казахского народа через призму научных исследований Чокана Валиханова. Особое внимание уделено истории развития шаманизма и его вли- яние на формирование менталитета казахского народа, которое было основательно изучено Ч. Валихановым. Также большое значение в данной статье придается тенгрианству (совокупность представлений о мире, о жизни), вероучению оказавшему огромное влияние на культуру, обычаи и традиции казахов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SPIRITUAL FORMATION OF KAZAKH NATION THROUGH RELIGIOUS RESEARCH OF CHOKAN VALIKHANOV

In the given article there is an attempt to analyse a spiritual culture of the Kazakh people through the scientific research of Chokan Valikhanov. A special attention is given to development shamanism and its influence on formation of mindset of the Kazakh people, which was thoroughly studied by Chokan Valikhanov. Much attention in the article is also given to Tengrianism (aggregate of conceptions regarding world and life), a belief that influenced greatly on culture, traditions and customs of Kazakh people.

Текст научной работы на тему «ДУХОВНОЕ ФОРМИРОВАНИЕ КАЗАХСКОГО НАРОДА ЧЕРЕЗ ПРИЗМУРЕЛИГИОЗНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ ЧОКАНА ВАЛИХАНОВА»

Оп. 4. Д. 3208.

4. Национальный архив Республики Татарстан. Ф. 92. Оп. 2. Д. 19407.

5. Национальный архив Республики Татарстан. Ф. 92. Оп. 2. Д. 21652.

6. Государственный архив Кировской области. Ф. 205. Оп. 4. Д. 3172.

7. Национальный архив Республики Татарстан. Ф. 160 Оп. 1. Д. 1846.

8. Вестник образования и воспитания. 1915. №№ 11-12.

9. Циркуляр по Казанскому учебному округу. 1915. №

10.

10. Российский государственный архив. Ф. 740. Оп. 18. Д. 214.

11. Национальный архив Республики Татарстан. Ф. 92. Оп. 2. Д. 23913.

12. Вестник образования и воспитания. 1915. №№ 7-8.

ДУХОВНОЕ ФОРМИРОВАНИЕ КАЗАХСКОГО НАРОДА ЧЕРЕЗ ПРИЗМУ РЕЛИГИОЗНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ ЧОКАНА ВАЛИХАНОВА

Нурлигенова З.Н.

магистр педагогических наук, Карагандинский государственный технический университет

Цой В.А.

студентка архитектурно-строительного факультета, Карагандинский государственный технический университет

SPIRITUAL FORMATION OF KAZAKH NATION THROUGH RELIGIOUS RESEARCH OF CHOKAN VALIKHANOV

Nurligenova Z.N, master of Pedagogical Sciences, Karaganda State Technical University

Tsoy V.A., the Student of Architecture and Construction faculty, Karaganda State Technical University

АННОТАЦИЯ

В представленной статье предпринята попытка проанализировать духовную культуру казахского народа через призму научных исследований Чокана Валиханова. Особое внимание уделено истории развития шаманизма и его влияние на формирование менталитета казахского народа, которое было основательно изучено Ч. Валихановым. Также большое значение в данной статье придается тенгрианству (совокупность представлений о мире, о жизни), вероучению оказавшему огромное влияние на культуру, обычаи и традиции казахов.

ABSTRACT

In the given article there is an attempt to analyse a spiritual culture of the Kazakh people through the scientific research of Chokan Valikhanov. A special attention is given to development shamanism and its influence on formation of mindset of the Kazakh people, which was thoroughly studied by Chokan Valikhanov. Much attention in the article is also given to Tengrianism (aggregate of conceptions regarding world and life), a belief that influenced greatly on culture, traditions and customs of Kazakh people.

Ключевые слова: духовность, казахский народ, шаманство, тенгризм, ислам, Чокан Валиханов

Keywords: spirituality, The Kazakh people, shamanism, tengrizm, Islam, Chokan Valikhanov.

Постановка проблемы. В тридцатые годы восемнадцатого века был начат процесс присоединения казахских земель к России, это присоединение длилось более ста пятидесяти лет и завершилось в шестидесятые годы девятнадцатого столетия. Также оно являлось ключевым фактором, который определил историческую судьбу казахских степей и казахского народа. Процесс присоединения повлиял на политическое, экономическое, культурное и духовное развитие степного края и предопределил путь восхождения разрозненных кочевых племен к уровню единой цивилизованной нации. По истечению времени была заложена перспектива образования Казахской автономии, затем союзной республики в составе СССР, а после распада - становления независимого Казахстана. Вхождение в состав Российской империи явилось переломным моментом в жизни казахов, связавших свою судьбу с русским народом. В ходе этого последовало приобщение казахского народа к русской культуре, что в конечном итоге дало Казахстану ученых, просветителей, педагогов, таких как: Абай Кунанбаев, Ибрай Алтынсарин, Чокан Валиханов и многих других. В связи с этим в данной статье мы рассмотрим одну из самых известных личностей Республики Ка-

захстана - Чокана Валиханова, его исследования в сфере духовности казахского общества.

Анализ последних исследований и публикаций. В научной статье исследователя К.У Торланбаевой ««О мусульманстве в степи»: по следам исследований Чокана Валиханова», представлены рассуждения Ч. Валиханова о мусульманстве и шаманизме, особое внимание уделяется тенгрианству. Исследование В. Королевой «Духовные воззрения Чокана Валиханова» посвящено жизни и творчеству великого казахского ученого. При этом, автор дает характеристику происхождения и развития шаманизма у казахов, опираясь на труды Ч. Валиханова. Работа Н. Исмаиловой «Чокан Валиханов об исламе» дает обзор влияния ислама на население Казахстана.

Выделение нерешенных ранее частей общей проблемы. Личности первого казахского ученого, путешественника, этнографа Чокана Валиханова посвящены около тысячи исследований: от научных монографий до газетных статей. И все равно в его судьбе осталось немало белых пятен. Например, достоверно неизвестна точная дата рождения Чокана Валиханова, что уж говорить о таких вопросах как политические взгляды или вероисповедание. При том, что

вся жизнь Ч. Валиханова подробно расписана как в личных дневниках, так в разного рода военных документах, приказах и формулярах.

Цель статьи. Проследить через призму взглядов Чокана Валиханова основное значение и предназначение шаманства, культа тенгри, ислама в формировании и развитие культуры и духовной жизни казахского народа.

Изложение основного материала. В истории развития казахской интеллигенции Чокан Валиханов (1835-1865 гг.) занимает одно из самых главных мест. Он очень много сделал как казахский исследователь, судьба которого была тесно связана с мировоззрением казахского общества. Возможно поэтому в одной из своих рукописей «О мусульманстве в степи» мы не встречаем описания мусульманства как такового, а видим рассуждения самого Ч. Валиханова о мусульманстве, его заметки об изменениях, которые происходят у него на глазах и конкретные предложения русской администрации по реформам в степи. Как писал Чокан Валиханов: «Мусульманство пока не въелось в нашу плоть и кровь. Оно грозит нам разъединением народа в будущем. Между киргизами еще много таких, которые не знают и имени Магомета, и наши шаманы во многих местах Степи еще не утратили своего значения» [1, с. 44].

Также следует отметить, что Чокан Валиханов разделял шаманство казахов от шаманства монголов. У монголов шаманство вытеснил буддизм, у казахов же шаманство смешалось с исламом, приняв, по мнению Ш. Валиханова, форму противоречия. Интересен тот факт, что такие противоречия между исламом и шаманством существовали в религиозном сознании казахов, которые верили и в шаманство, и в ислам. В этом заключается осо-бенность казахского сознания в отношении религии. Данное различие кроется в народах и их религиях: во-первых, буддизм охарактеризован как религия, обладающая обширной мифологией и более торжест-венной обрядностью в сравнении с шаманством. Ислам же сме-шался с шаманством. Следовательно, мифология и обрядность ислама не превосходила шаманскую. Это указывает на приспособляемость ислама, с одной стороны, с другой стороны - о силе шаманства, которое прочно укоренилось в сознании казахов. Во-вторых, монголы и казахи - различные народы. Однако, у них есть общие черты - это шаманство и кочевой образ жизни. Буддизм и ислам оказали на эти народы различное влияние по причине не только различия буддизма и ислама, но, в большей степени потому, что существует различие между казахами и монголами, их сознанием.

Чокан Валиханов разделил историю развития шаманства и ислама у казахов на два периода. Пер-вый период определен как период до наших дней (до Ч. Валиханова). Второй период - это наши дни. В первый период шаманство и ислам характеризуются как смешанная вера, основой которой выступает шаманство. Эта вера не однозначна, однако, ислам и шаманство уживаются друг с другом так, что Ч. Валиханов говорит о единстве веры, в которой казахи верили и в шаманство, и в ислам вместе. Одна из причин такого единства Чокан Валиханов называет неграмотность, а потому, непросвещенность казахов и отсутствие у них мусульманских духовных служителей.

По этой причине ислам не мог до конца укорениться, под словом ислам у казахов скрывались шаманские понятия. Еще одна причина - это непосредственно сама менталь-ность казахов, которая шла на изменения в угоду исламу, вместе с тем, оставляя нетронутыми шаманские мысли и идеи [2, с. 30].

Во второй период взаимодействие между шаманством и исламом принципиально изменились. Но-вое поколение казахов повернулось к исламу, полностью отвергнув шаманство, как обычай, существовавший у их предков, шаманство стало подвергаться преследованию и запрету. Причинами, послужившими такой перемене в сознании молодого поколения казахов, Ч. Валиханов называет проникновение в степь ислама и русского влияния. Вместе с русским влиянием среди казахского народа стала насаждаться грамотность, а также, пришли фанатичные татарские муллы, которые активно изменяли сознание нового поколения казахов так, что для шаманства не осталось места в сознании казахов.

Также, Ч. Валиханов дает расширенное понятие о шаманстве. Оно определяется им не только как просто религия, но рассматривается как обычаи предков, таким образом, становясь историческим прошлым казахского народа. Изменение отношения к шаманству у нового поколения казахов есть не что иное, как преобразование их отношения к своему историческому про-шлому, что является ярчайшим свидетельством изменений национального сознания казахов.

Как же проявляло влияние ислама на духовное развитие казахского народа? Во-первых, идея неба - тенгри, слилась с идеей Аллаха, во-вторых, второстепенные тенгри, имевшие предметные изображения, преследовались и были забыты; далее, солнце, луна, звезды, как не персонифицированные божества, сохранили некоторые обряды своих культов; шаманские обря-ды, тесно связанные с кочевым бытом, сохранились целиком и полностью. Из вышеперечисленных аспектов влияния ислама, шаманство сохранило свои позиции только в обрядах, тесно связанных с кочевым бытом казахов. Преобразив отношение нового поколения казахов к шаманству, ислам вытеснил шаманство из жизни казахского народа. Смешанная вера перестала существовать ,на ее место пришел ислам со следами шаманства, от которых презрительно отворачиваются, подвергают преследованию и запрещают. В свою очередь Ч. Валиханов шаманство определил как религию, которая включает в себя: идею неба, или кок-тенгри; второстепенных тенгриев и их изображения; солнце, луну, звезды, их культы и обряды этих культов; шаманские обряды, понятия и легенды, непосредственно относящиеся к кочевому бытию. Затем он дает более полное определение шаманства: «Шаманство, с одной сто-роны, есть почитание природы вообще и в частности. Человек действует и живет под влиянием природы. В этом смысле, шаманство представляет крайний материализм. С другой стороны, умирая, че-ловек сам становится божеством - это крайний спиритуализм. Идея недурна и замечательна особен--но потому, что не имеет мифологических заблуждений и дает полный простор общественным условиям, общественным законам. «Поклонение - есть величайшее удив-

ление», - говорит Т. Карлейль. Природа и человек, жизнь и смерть были предметами высочайшего удивления и были всегда преис-полнены не исследуемой тайны» [3, с. 101].

Шаманство - это и крайний материализм, и крайний спиритуализм. Как материализм, шаманство - есть почитание природы. В этом смысле, материализм представляет собой признание человеком влияния природы на человеческое бытие и деятельность. Степень этого влияния признается чрезвычайной, природа в крайней степени влияет на человека.

Ч. Валиханов соглашается с Томасом Карлейлем (17951881 гг.) в том, что язычество произошло из поклонения. Он выдвигает тезис, что шаманство - есть язычество. Шаманство как язычество произошло от поклонения как высочайшего удивления, и само есть поклонение как высочайшее удивление. Иными словами, шаманство - есть высочайшее удивление и поклонение. Субъектом удивления и поклонения выступает сам человек. Объектом удивления человека являются предметы, которыми называются природа и человек, жизнь и смерть. Объект же поклонения - содержащаяся в этих предметах непостижимая тайна, или преисполненность этих предметов непостижимой тайной. Следовательно, шаманство - есть поклонение содержащейся в природе и самом человеке непостижимой тайне. Непостижимая тайна природы и человека - суть божественного, при этом, природа и человек есть равнозначные основания шаманства.

Шаманство имеет гносеологические корни. Как отмечает А.А. Хамидов «Предмет был значим для архаического человека как представитель силы и власти того Целого, которому подчинено даже Целое общины... А поскольку сила эта превосходит не только силу индивида, но и силу Рода, постольку сила предстает сакральной». Человеку присуща необходимая потребность познания, познание природы и познание человека, как самого себя. Природа - это бесконечное, вечное и многообразное. Такова суть природы в общем. Также природа - это и солнце, луна, звезды, трава, деревья, горы, ручьи, море, небо, время и т.д., такова суть природы, в частности.

Шаманство признает, с одной стороны, существование природы, с другой - существование человека. В шаманстве человек знает природу, а значит, и самого себя. Природа влияет на человека, следова-тельно, человек часть природы, но человек наделен душой, мыслящим духом, который отделяет человека от остальной природы. Этот дух знает общий знаменатель природы и человека - это непостижимая тайна, чудо, вечность, вечная Сила, т.е. Божественная суть природы. Божественное присутствует в природе и человеке. Божественное присутствие в природе называется определением - синее небо, кок-тенгри. Божественное присутствие в человеке - дух мыслящий, душа человека. В природе и в человеке, как части природы, существуют жизнь и смерть. Живой человек зависит от природы. Божественное начало человека подавлено и проявляется только через шаманство. После смерти высвобождается божественное начало человека, зависимость от природы исчезает. Человек становится мертвым духом - онгоном. Он сам превращается в неизведанную тайну, растворенную в вечности. Пока же человек жив, он тесно связан с

природой. Эта связь нуждается в определении и структурности, что является причиной происхождения шаманских обычаев и обрядов. Перед нами предстает духовный мир человека шаманского. Само шаманство отождествляется с живой, истинной верой. В шаманстве нашли отражение духовный мир и знание об этом мире шаманского человека [3, с. 101].

Ч. Валиханов утверждает в своих трудах, что то, что сейчас называется шаманским суеверием, было когда-то истинной верой. Для нового поколения казахов ислам считается истинной верой, но так было не всегда. Понятие истинной веры для Чокана Валиханова претерпевает изменение во времени. В прошлом казахи называли истинной верой шаманство, в настоящем и ислам.

Ч. Валиханов восстанавливает первоначальный смысл, идею шаманства. Идея шаманства кроется в почитании духа умерших людей, почитании природы, ее стихий. В шаманстве не было олицетворения ни природы во-об-ще (идея неба не имеет олицетворения в первоначальном шаманстве, олицетворение неба в Хормузде появилось впоследствии), ни явлений и стихий природы в частности (второстепенные тенгри и их олицетворения появились позднее). Ч. Валиханов определяет идею, что в первоначальном шаманстве был только один тенгри - небо, которое не было олицетворено. Второстепенные тенгри (солнца, луны, рек, других явлений природы) отсутствовали и появились в ходе дальнейшего развития шаманства. Также он признает, что на шаманство огромное влияние оказал зороастризм: олицетворение неба (Тенгри) в Хормузде; идея добрых и злых тенгриев; культ огня; самое ис-кусство шаманов; дуализм неба. Нельзя не отметить, что почитание огня могло существовать в шаманстве до зороастризма. Зороастризм со своим развитым почитанием огня мог уси-лить уже существовавшее на тот момент шаманское поклонение огню, придав ему форму культа. Также, зороастризм повлиял на шаманскую идею неба. Идея неба (Тенгри) распространилась на почитаемые явления природы и стало нарицательным, так появились второстепенные тенгри. В идее неба появился дуализм, вытеснивший первоначальный монизм. Небо - и Бог, и материя. Итак, шаманство раскрывается, как сложное явление с динамикой развития. В связи с этим можно выделить этапы развития шаманства по Ч. Валиханову: 1 этап - первоначальное шаманство; 2 этап - шаманство под влиянием зороастризма; 3 этап - шаманство у казахов под влиянием ислама, у мон-голов - буддизма; 4 этап - шаманство у казахов - современников Ч. Валиханова.

Сложность исследования шаманства бесспорна. Необходимо изучить то, что еще сохранилось от шаманства в настоящее время, прояснить влияние зороастризма и ислама, подвергнуть исследованию идеи первоначального шаманства. Этими задачами продиктовано изучение шаманства. В шаманстве присутствует внешний мир, или природа, и мир внутренний, или дух человека. Природа, как проявление внешнего мира, обожествлена шаманством. Солнце, луна, звезды и земля, как составляющие внешнего мира, есть суть, первые божества в шаманстве. Внешний мир, как природа вообще, есть божественное первого порядка. Солнце, луна, звезды и земля, как части

природы, есть почитаемое второго порядка. Почитание целого и его частей распространилось и на более мелкие части, из которых состояло целое. Так появилось почитание гор, рек, холмов и т.д., т.е. почитаемых третьего порядка. Природа иерархична, целое состоит из частей, ко-то-рые сами, в свою очередь, делятся на части как целое.

Для неба в шаманстве определен особый статус. Природа вообще почитается в идее неба, т.к., оно рассматривается в разрезе внешнего мира. Небо есть то, в чем присутствует божественное, по этой причине небо никогда не рассматривалось, как Бог. Небо (Тенгри) - есть присутствие божественного в природе, как тако-вой. Идея неба в шаманстве есть знание этого присутствия. Эта идея сохранялась в шаманстве на протяжении всей его истории. Хотя под влиянием зороастризма небо было олицетворено в Хормузде, а под влиянием ислама слилось с идеей Аллаха. Поэтому Ч. Валиханов понимал шаманское небо как, не имеющее образа. Отсутствие образа - одно из составляющих неба.

Двойное названия неба кок-тенгри - закрепило зоро-астрийский дуализм (противоположность материи - кок и бога - тенгри) и влияние ислама (тенгри - синоним Аллаха). Идея неба очень близка к идее всемогущего существа в мусульманстве и христианстве, так что слово «тенгри» выступало для мусульман синонимом «алла», для европейцев - «deus». Небо обладает свободной волей, оно награждает и карает, люди и народы за-висят от его воли. Вместе с тем, небо отличается от Аллаха или Бога в христианском смысле. На небе живут небесные люди, так же как на земле - земные, под землей - подземные. У них свои солнце, луна и звезды, их образ жизни такой же, как у казахов. Единственное отличие - небесные люди опоясываются под горлом, земные - на поясе, подземные - на ногах. Небо не только божество, оно материально, что не на-блюдается ни в исламе, ни в христианстве. Следовательно, почитание неба - есть сохранившийся элемент шаманства у казахов. Ч. Валиханов восста-навливает историю развития этого элемента, раскрывает идею неба в первоначальном шаманстве, показывает ее развитие под влиянием зороастризма и ислама. Он проясняет небо, как объект почита-ния и благоговения. Выясняется, что оно было одним из исходных и важнейших оснований шаманства.

Другим основанием является человек. В шаманстве человек имеет две формы состояния. Первая форма - собственно человек от рождения до смерти. В этом состоянии человек находится под властью природы. Власть природы кончается со смертью человека. После смерти человек переходит во вторую форму состояния - становится онгоном, или аруахом. Онгон, или аруах - дух умершего предка. По мнению Ч. Валиханова, онгон - первоначальное казахское название, арвах - слово, заимствованное у арабов-мусульман. Человек становится онгоном после смерти. Онгон -свободное божество. Граница между живым человеком и онгоном есть смерть. Смерть переводит живого человека в новое качественное состояние, человек сам становится божеством, приобретает независимость от природы и ее власти.

Во времена Ч. Валиханова у казахов еще было в силе почитание онгонов, которые стали именоваться арвахами.

Он доказывает это тем, что казахи в трудностях обращаются к арвахам, приписывают им любую удачу, совершают в их честь жертвоприношения животными, ездят к их могилам на поклонение, могила, как обиталище арвахов, является святыней. Погребальные обычаи казахов, и по единству идей и по сходству обрядов, подобны хуннским, киданским, команским, монгольским и обычаям других шаманских кочевников. Это доказывает принадлежность к шаманству погребальных обычаев казахов и идей, с ними связанных. В первую очередь, идеи духа умерших предков и почита-ние арвахов.

С онгоном шаманство тесно связывает идею греха. Человек зависит от природы и божественного, но только в период от рождения до смерти. После смерти человек становится свободным, ибо сам есть божество, онгон. Живой че-ловек зависит от божественного и определяет нормы своего отношения к нему. Нормы позволяют ему знать, что делать и чего не делать. Соблюдение норм в отношении к божественному вознаграждается богатством и счастьем (кут). Соблюдение этих норм - добро и благо для человека. На-рушение их человеком тотчас приводит к наказанию. Нарушение норм - есть грех. Наказанием за несоблюдение норм является бедность и какое-либо зло, следующие при жизни человека. Только живой человек вознаграждается и наказывается, после смерти он освобождается от них. Божественное обладает силой кие, которая следит за соблюдением норм в отношении божественного. Кие есть функция божественного по награжде-нию и наказанию человека. То, где обнаруживается кие - киелы - становится объектом почитания, ибо является носителем божественной силы кие и выполняет функцию награждения и наказания чело-века. Функция наказания, кара силы кие имеет свое название - кеср (зло).

Шаманство представляет собой крайние формы материализма и спиритуализма. Кие - это и божественная сила, но и материальная - огонь, животное, птица, предмет, полезный в кочевом быту. Кут - это и благо, добро, счастье, но и материальное богатство, приплод скота, здоровье. Кеср - это и зло, несчастье, но и падеж скота, болезнь. Страх перед карающей силой кеср способствовал сохранению шаманства и уберегал человека от греха в шаманском смысле, т.е. от нарушения норм почитания божественного.

Выводы и предложения. Таким образом, в изложении Ч. Валиханова шаманство предстает как сложное явление в его историческом развитии. На первоначальное шаманство в ходе развития оказали влияние зороастризм, затем ислам. Первоначальное шаманство было истинной верой, как почитание природы вообще и в частности, с одной стороны, и почитание человека - с другой. Как таковое, шаманство являлось и крайним ма-териализмом и крайним спиритуализмом. Основная и главная идея первоначального шаманства - признание существования в природе и человеке неизведанной тайны, божественного присутствия. Своими трудами Ч.Валиханов утверждает возможность восстановления его идей и обрядов и восстанавливает шаманство по сохранившимся у казахов представлениям, выделяя влия-ние, оказанное зороастризмом и исламом.

Шаманство представляет собой сложную систему со

множеством элементов. Первым элементом выступает небо (Тенгри). Небо - природа вообще и неперсонифи-цированное присутствие божественного. Второй элемент шаманства - почитание арвахов, или онгонов, т.е. духов умерших предков. За почитанием арвахов стоят шаманские представления о человеке. Следующий элемент - шаман. Шаман - учитель, прорицатель, врач, в котором божественное присутствие проявляется активно и деятельно. Оно прорывается как волшебство, находящееся за гранью знаний. Божественное приоткрывает шаману неизведанную тайну, шаман - есть свидетельство его присутствия.

Следующий элемент шаманства - почитание огня, которое сохранилось у казахов в наиболь-шей степени, по мнению Ч. Валиханова. Еще один элемент - обряды принесения в жертву животных. Эти обряды имеют своей причиной развитие и занятием скотоводством, как единственный источник богатства кочевых народов.

Еще один элемент - космологические представления казахов. К ним относятся почитание звезд, луны, солнца, неба. По сохранившимся представлениям Ч. Валиханов относит к шаманским такие природные явления и их почитание и обожествление, как гром и вихрь, объединяя их в элементе шаманства, названном явлениями в воздухе. Последний элемент шаманства - чародейство, или колдовство. Оно само представляет сложную систему, состоящую из следующих элементов: колдовские силы природы, колдовские силы в человеке, чарующая сила действий,

клятвы, талисманы.

Итак, перед нами предстает шаманство, восстановленное Чоканом Валихановым по сохранившимся шаманским иде-ям, представлениям, культам, обычаям, обрядам, заговорам, клятвам, талисманам. Из того, что нам представлено, становится очевидным, что шаманство гораздо сложнее, чем представляется на первый взгляд. За ним стоят не только суеверия и предрассудки, там есть определенные мировоззренческие и философские концепции, за ним скрывается шаманский человек со своим богатым опытом, знанием о себе и мире, внутренним духовным миром и определенными моральными идеями и этическими нормами, наконец, за шаманством скрывается собственное прошлое народа, к которому принадлежит Ч. Валиханов.

Список литературы:

1. Торланбаева К.У «О мусульманстве в степи»: по следам исследований Чокана Валиханова //Известия Национальной Академии наук Республики Казахстан. - 2012. - № 1. - С. 43-46.

2. Иманбеков М.М. Концепция шаманизма Чокана Валиханова //Вестник КарГУ - 2004. - № 1(33). - С. 29-34.

3. Байдаров Е.У Чокан Валиханов как исследователь религиозно-мировоззренческого наследия казахов //Известия Национальной Академии наук Республики Казахстан. - 2014. - № 1. - С. 99-105.

ЗЕМЕЛЬНАЯ ПОЛИТИКА ПРАВЯЩЕЙ ПАРТИИ НА ЕВРОПЕЙСКОМ СЕВЕРЕ

РОСИИИ В 1917-1920 ГГ.

Саблин Василий Анатлльевич

доктор исторических наук, доцент, декан исторического факультета, Вологодский государственный университет

THE LAND POLICY OF R ULING PARTY IN THE EUROPEAN NORTH OF R USSIA IN 1917- 1920.

Sablin V.A., Doctor of Historical Sciences, Associate Professor, Dean of the Faculty of History, Vologda State University

АННОТАЦИЯ

Исследованы вопросы аграрной революции на Европейском Севере России. Изучены проблемы крестьянского хозяйства, связанные с уравнительным землепользованием. Проанализирована земельная политика правящей партии в 19171920 гг. Показаны основные направления земельных преобразований и их результаты.

ABSTRACT

Questions of agrarian revolution in the European North of Russia are investigated. The problems of country economy connected with leveling land use are studied. The land policy of ruling party in 1917-1920 is analysed. The main directions of land transformations and their results are shown.

Ключевые слова: Земельная революция, уравнительный передел земли, землепользование, землеустройство, крестьянство.

Keywords: Land revolution, leveling redistribution of land, land use, land management, peasantry.

Вопросы масштабного земельного переустройства в России, порожден-ные Великой Российской революцией 1917 г. занимали важное место в совет-ской историографии. Данная проблема оставалась актуальной в эпоху «пе-ре-стройки» и первые постсоветские годы. Впоследствии интерес к экономиче-ским проблемам начала советской эпохи в России значительно ослаб, уступив место политическим и идеологическим проблемам советской истории [7]. Между тем земельная политика большевистской пар-

тии периода революции и Гражданской войны до сих пор требует специального изучения.

В статье предпринята попытка рассмотреть проводимый правящей партией комплекс мероприятий, направленных на упорядочение и регулирование землепользования, а также поддержание сельскохозяйственного производства на Европейском Севере России в 1917-1920 гг., выяснить соотношение различных методов перестройки Советской властью поземельных отношений, обуслов-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.