ФИЛОСОФСКАЯ АНТРОПОЛОГИЯ. ФИЛОСОФИЯ КУЛЬТУРЫ. СОЦИАЛЬНАЯ ФИЛОСОФИЯ. ФИЛОСОФИЯ НАУКИ И ТЕХНИКИ
Духовно- цивилизационное противостояние в современном мире
Артемьев Алексей Александрович,
к.ф.н., доцент кафедры СГН3, МГТУ им. Н.Э. Баумана E-mail: Aleksey-artemev bk.ru
Происходящее в современном мире противостояние между Россией и странами Запада характеризуется противоборством не только в военно-политической сфере, но и в духовной, где происходят столкновения за идеологические, культурные и религиозные ценности.
Каждая цивилизация создает свои социальные, экономические, политические и духовные системы. Именно культурные и религиозные аспекты духовной системы необходимо считать отличительными признаками всех цивилизаций.
Ключевые слова: цивилизация, духовность, Россия, Запад, духовная безопасность, традиционные ценности, православие.
Происходящее в современном мире противостояние между Россией и странами Запада характеризуется противоборством не только в военно-политической и экономической сферах, но и в духовной, где возникают противоречия за культурные, идеологические и религиозные ценности. Современный мир представляет собой систему локальных цивилизаций, которые обладают особой культурой, религией, ценностями и традициями. Каждая цивилизация имеет свое индивидуальное развитие, несвойственное другим цивилизациям. Столкновение цивилизаций в духовной сфере является доминирующим фактором нового столетия, где главным нарушителем общечеловеческих ценностей выступает англосаксонская, то есть западная цивилизация во главе США и ее сателлитами, которые насаждают и навязывают всему миру нетрадиционные ценности, идеи и смыслы в культуре, науке, образовании, идеологии и даже религии.
«Миссия Америки - опошлить Вселенную» - писал знаменитый английский писатель Ч. Диккенс после своего путешествия в США [1].
В настоящий момент в современном мире глобалист-ская англосаксонская цивилизация препятствует саморазвитию и существованию других цивилизаций, заманивает их в западную систему ценностей, захватывает у них материальные и духовные ресурсы, тем самым задерживая прогресс остальных локальных цивилизаций.
В своем торжественном выступлении на Параде Победы 9 мая 2023 года Президент РФ сказал: «Сегодня цивилизация вновь находится на решающем, переломном рубеже. Против нашей Родины вновь развязана настоящая война» [2].
В контексте цивилизационного подхода к истории ведутся различные научные дискуссии, одни ученые, например Фукуяма, писали о единой, общей цивилизации, другие исследователи, такие как Хантингтон, Данилевский, считают, что локальные цивилизации сохранятся и между ними будет возникать все больше различий и противоречий.
Русский философ Н.Я. Данилевский говорил, что усилие одной цивилизации навязать другой свою систему духовно-нравственных ценностей ведет к гибели последней. Н.Я. Данилевский считал, что ни один из культурно-исторических типов не может предъявлять свои права на то, что он олицетворяет высшую точку мирового развития человечества [3].
По мнению современного публициста Е. Холмогорова, цивилизация - это фабрика идентичностей. Феномен русской цивилизации существует, причем не только на контрасте «Россия не Европа», но и сам по себе. Россия гораздо менее «не Европа», чем «не Азия», «не Африка» и «не Америка» - и это позволяет ей мерить себя европейской меркой и отталкиваться от Европы как от соперницы [4].
Каждая цивилизация создает свои социальные, экономические, политические и духовные системы. Именно культурные и религиозные аспекты духовной системы
сз о
сг
=Е
0
1
-1 У
"О
=Е СГ
необходимо считать отличительными признаками всех цивилизаций.
Духовно-цивилизационное противоборство России с Западом берет свое начало в противостоянии Византии с западной частью Римской империи и дальнейшим расколом христианской Церкви в 1054 году на две конфессии: католичество и православие. Русское православное государство, являясь духовным преемником Византии, унаследовало от великой некогда империи религию и во многом культуру. Существенные различия у православных и католиков того времени заключались не только в теологическом расхождении, но и в политическом управлении. Так, в Византии православная церковь была в подчиненном статусе у государственной власти, в то же время католическая церковь была едина со светской властью и определяла государственную политику, экономику, образование и даже науку европейских стран в Средние века. Используя «крестовые походы» и «святые инквизиции», католическая церковь и папство становились всемогущими и непререкаемыми, выполняли светские задачи и даже были локомотивом развития западного общества. Во времена позднего Средневековья в Европе начинает развиваться механика, которая в последствие и послужила одним из факторов развития капиталистических отношений, что отчасти способствовало падению авторитета римско-католической церкви и появлению новых христианских конфессий в виде протестантских течений.
Русское православное государство в своей истории эпизодически становилось жертвой цивилизационной агрессии западноевропейских государств, имеющих и религиозные цели: окатоличивания Руси и подчинение римскому папе. В то же время и с Востока Золотая Орда почти три столетия имела военное и политическое влияние на русские княжества, что породило государственное устройство и политическую культуру с преобладанием в ней уважения к централизации и вертикали власти в Российском государстве. Впоследствии победа над Золотой Ордой сформировала в русском народе национальную гордость, появились идеи о сакральности Русского государства. В XVI веке сформировалась знаменитая философско-теологическая и политическая концепция русского религиозного мыслителя Филофея «Москва - Третий Рим». В дальнейшем в XIX веке получила развитие русская национальная идея графа С.С. Уварова: «православие, самодержавие, народность» в противовес западным революционными ценностям «свобода, равенство, братство».
В дальнейшем появились догматические различия в толковании христианства, а именно конфессиональные противоречия православных с католиками, а позже и с протестантами.
С теологической точки зрения Россия является православной страной, а полнота вероучительной истины и церковного бытия хранится лишь в семье поместных православных церквей. Полнота спасительной для человека благодати Божией и бытия церковного пребывает только в пределах вселенской православной церкви, которую образует семья поместных православных церквей, сохранивших неповрежденно чистоту христианской веры [5].
В экономическом и политическом развитии Россия и Запад имели также большое расхождение, на Западе активно развивался капитализм и либеральная идеоло-— гия, в России же, наоборот, вышесказанные политико-о экономические идеи были непопулярны и в практиче-« ской плоскости были чужды большинству российского == общества православной дореволюционной России. ~ Так, еще М. Вебер считал, что рождение капитализма г обусловлено особенностями протестантской этики. Уче-
ный писал: «Капитализм, безусловно, тождествен стремлению к наживе в рамках непрерывно действующего рационального капиталистического предприятия, к непрерывно возрождающейся прибыли, к рентабельности» [6].
Все цивилизации и сообщества считают религию одним из самых важных своих столпов. Различные религиозные конфессии неодинаково трактуют свои взгляды на государство, право и нравственность. Так, православные считают, что любая власть от Бога.
Капиталистические отношения активно развивались в тех странах, где проживали протестантские конфессии. Протестанты экономический успех человека считают божественным даром, что противоречит православному сознанию верующего человека. Таким образом, протестантский мир, как ядро западной цивилизации, ставит материальное благосостояние человека гораздо выше духовного. Североевропейский и американский протестантизм привел к появлению так называемых правовых, демократических государств и новых экономических отношений целью которых считается максимальное получение прибыли, где часто применяются и насильственные инструменты извлечения выгоды. Англосаксонские государства в своей военной истории всегда стремились к завоеванию и эксплуатации других народов, вывозу и грабежу материальных ценностей других стран, примером тому служат Африканский континент, Индия и многие государства Азиатского региона.
В XX веке также существовали глобальные геополитические, идеологические и военные противоречия СССР со странами Запада. В мире тогда появились две конкурирующие социально-экономические системы: социалистическая и капиталистическая.
После крушения Советского Союза философ Фрэнсис Фукуяма в своей работе 1992 года «Конец истории и последний человек» (The End of History and the Last Man) писал, что не существует больше альтернатив либеральной демократии, настал конец истории, финальная точка в развитии форм правительств в человеческом обществе [7].
Вероятно, философ считал, что США являются менеджером всего мира, а другие незападные страны можно реформировать и поместить в единую англосаксонскую систему в качестве сателлитов американского государства.
Противоположную точку зрения высказывал американский политолог С. Хантингтон, он утверждал, что универсальных ценностей и политических систем не существует, стремление Запада к глобальной демократии приведет только к противостоянию с незападными цивилизациями [8].
В современном мире США, предъявляя свои права на роль мессианской нации, столкнулись с идеологическими и духовными противниками, где Россия выступает в качестве авангарда антиамериканского движения. На протяжении всей истории Запад смотрел на Россию как на единственный антипод западной цивилизации, рассматривая ее территорию и население для экспансии и колонизации.
В настоящий момент по-прежнему существует угроза однополярного мирового порядка, который навязывается западной, англосаксонской цивилизацией. Несмотря на то, что каждая цивилизация имеет свою систему ценностей, обладает идентичностью, определяет место человека в обществе, Запад продолжает экспортировать свои модернистские идеи и смыслы в глобальном информационном пространстве.
Различные мировые цивилизации не имеют общих и единых правил, навязывание чуждых ценностей для цивилизации недопустимо, только независимость и су-
веринитет являются фундаментом любой цивилизации. Запад диктует всем незападным цивилизациям и культурам однотипную англосаксонскую цивилизационную модель развития, которую презентует как всеобщую, передовую и безвариантную.
Продвигая либеральную идеологию, капиталистический путь развития и западную демократию, индивидуализм и постмодернизм, Запад уничтожает традиционную систему ценностей, внедряет секуляризм, навязывает современный трансгуманизм, где человек должен уступить свое место машинам и искусственному интеллекту. В настоящий момент продвигается глобальный проект по преобразованию всего человечества, тем временем на Западе создается ЛГБТ-цивилизация, которая противоречит абсолютно всем канонам традиционных религий и конфессий.
В западном современном обществе человек отрешен от коллектива, так он, по мнению либеральных идеологов, чувствует себя свободным и независимым. Современный западный индивид свободен от государства, расы, религии и половой принадлежности. В перспективе, возможно, новая либеральная идеология прогресса освободит людей от человеческого рода, на смену которому придет искусственный интеллект. Последней фазой такого цивилизационного прогресса может стать тотальная цифровизация, трансформация человека в ме-тавселенную, гендерное многообразие и неконтролируемые нейросети.
Паритет личного и общественного в различных цивилизациях и религиях особенный, англосаксонская цивилизация поменяла вектор в сторону индивидуализма, где частное все, а коллективное ничто, полностью отрицается общественная онтология, есть только индивид. В русской культуре православное понимание личности -это дух, душа, традиционная семья, народ, что противоречит западному атомарному сознанию.
Продвижение «новых» англосаксонских ценностей в настоящий момент не только угрожает незападным цивилизациям, но и приносит духовный вред самим США и странам Западной Европы, разрушая в первую очередь свою национальную идентичность, многовековые традиции и религиозные устои, модернизируя их под современные условия.
Западная цивилизация в настоящий момент практически полностью отрекается от христианской религии и ее истин, двигается в сторону агрессивного секуляриз-ма и воинствующего атеизма, посягает на саму природу человека, лишает его пола и семьи. Англосаксонская цивилизация ставит себя во главу всего человечества, подчиняя себе все культуры и народы, это коснулось подавляющее большинство обществ, включая российское. В конце ХХ века в Россию стал активно вторгаться западный либерализм во все сферы жизнедеятельности общества, включая и духовную сферу.
Конечно, и среди незападных стран и обществ существуют религиозные, политические и культурные различия, остаются и исторические противоречия, но всеобщая угроза западной англосаксонской цивилизации с ее «новыми» ценностями должна объединить все незападные страны против угроз в духовной сфере, которые наносят страны Запада всему мировому сообществу.
Российское государство и поддерживающая ее значительная часть российского общества отвергают «новые» ценности западного мира и навязывание чуждых антирелигиозных, в частности антихристианских норм и правил. Стратегия вестернизации нашей страны не сработала, российское общество в своем большинстве противопоставляет себя западной цивилизации и все чаше отождествляет себя с русской культурой.
Несмотря на засилье западной либеральной идеологии и продвижения «новых» ценностей в российское общество, оно по прежнему сохраняет национальную культуру и традиции, где важной частью остается коллективизм, солидарность, уважение к сильной власти и государству. Россия по праву считается главным обладателем и хранителем православной веры и других традиционных религий и конфессий.
Современная Россия является гарантом защиты нравственных устоев, следовательно, выступает в качестве главного противника антихристианской революции, которую готовят на Западе определенные силы. Пример тому Украина и «теологическая война» против канонической Украинской православной церкви, в которой путем создания различных сект и лжецерквей происходит подмена религиозных ценностей и традиций украинского общества. Современная Украина напоминает полигон, где происходит духовная война с православным миром и русской культурой.
Предлагаемый однополярный мировой порядок во главе с США моделирует все незападные культуры и цивилизации как универсальное глобальное устройство общества, где формируются идеи и смыслы, чуждые человеческой природе и будущему развитию общества. Западные олигархические элиты и аффилированные с ними незападные элиты поддерживают либеральный глобализм и однополярную модель в международной политике. В то же время вне западной цивилизации многие политические лидеры и часть национальной элиты открыто выступают против новой либеральной идеологии, инициаторами выступают представители таких стран, как Россия, Китай, Иран, часть лидеров государств Латинской Америки и Африки. Существуют антилиберальные настроения и среди небольшой части западных элит, которые противостоят глобалистским структурам и ведут с ними социально-культурную войну.
Проблемой для российского общества остается отсутствие государственной идеологии, которая может привести к ситуации бездумного заимствования чуждой нам западной либеральной идеологии. И как результат, в нашей стране появляется достаточное количество инфантильных молодых людей с неустойчивым политическим сознанием, выступающих против политики Российского государства. Российское информационное пространство, недостаточно контролируемое собственным государством, находится под внешним воздействием антироссийского контента. Так, например, направленность поисковых систем превратила Википедию в абсолютного информационно-справочного монополиста в сфере российского образования.
Таким образом, духовно-цивилизационное противостояние России и Запада происходит по следующим основным направлениям:
со стороны Запада продвигается индивидуализм, глобализм, постмодернизм, трансгуманизм, гендерная политика, атомизм, антирелигиозные ценности, материалистический подход к человеку и обществу, минимизация государственного вмешательства во все сферы жизнедеятельности, внедрение в управление обществом искусственного интеллекта;
со стороны России Западу противостоят традиционные ценности, приоритет духовного над материальным, сохранение национальных культур, патриотизм, идеология консервативного антиглобализма.
Целью Российского государства и общества должно стать избавление нашего сознания от вестернизации, приоритета англосаксонской цивилизации и модернизации традиционных ценностей. В связи с этим необходимо заниматься воспитанием российской молодежи в ду-
сз о
сг ш
0
1
-1 У
"О ш
сг
хе национальной идентичности и принадлежности к суверенной российской цивилизации, содействовать миру и согласию между народами, традиционными религиями и конфессиями. Стремиться, чтобы в России и современном мире в условиях плюрализма культур, религий и в целом цивилизаций были справедливые и неагрессивные отношения во всех сферах жизнедеятельности, ценящие каждую национальную, культурную и религиозную традицию.
В сложившейся ситуации только совместными усилиями всего российского многонационального и многоконфессионального народа Россия сможет отстоять свой духовный суверенитет и противостоять новым угрозам в духовной сфере общества. Многополярность в международных отношениях должна формироваться на равноправии и взаимном уважении различных цивилизаций и культур. Отношения между государствами в современном мире необходимо выстраивать с учетом уважения и равноправия, учитывая их традиционные ценности, культуру и религию.
Многополярность и антиглобализм для современного мира являются спасением и в то же время совпадают с национальными интересами тех западных обществ, которые ценят свою культуру, наследие и традиции, сохраняя свою идентичность. Выход остается один - это переход от однополярного миропорядка к многополярному.
Идеология господства одной цивилизации по своей сущности ничтожна и преступна. В настоящий момент в современном мире западные элиты продолжают проводить политику своей исключительности, нарушают цельность и раскалывают незападные общества и государства, продвигая «культуру отмены» в отношении России, русофобию и неонацизм, популяризируют нетрадиционные семейные ценности.
Дальнейшее внедрение либеральной западной демократии в политическую систему России, интеграция российской элиты с западными партнерами приведут нашу страну к кризису во всех сферах жизнедеятельности, особенно это коснется духовной сферы, где произойдет морально-нравственное падение российской нации и, как следствие, демографический и экономический упадок, потеря государственного и национального суверенитета.
Несмотря на то, что страны Запада пока еще лидируют в экономическом и техническом развитии, они столкнулись с угрозой переоценки обществом традиционных духовно-нравственный ценностей. Все же Запад по-прежнему для определенной части российского общества остается привлекательным из-за своего высокого экономического развития, но современная Россия может объединить вокруг себя мировое сообщество на основе общечеловеческих традиционных духовно-нравственных ценностей. Ведь потенциал, стабильность, устойчивость и развитие любого общества зависят в первую очередь от духовных факторов, оставляя на втором плане материальные. В настоящий момент Россия государство-цивилизация производит огромное впечатление на весь мир своим традиционализмом и консерватизмом в семейных ценностях, которые являются фундаментом всего человечества.
Духовно-цивилизационное противостояние России и Запада в ближайшей перспективе будет продолжаться, усиливаться и принимать в дальнейшем формы активного ^ военного, геополитического и информационного противо-о борства. В сложившейся ситуации Россия защищает свои традиционные ценности, право на суверенное развитие еЗ и достижение общенационального и духовного единства. ^ Таким образом, для успеха России в духовно-^ цивилизационном противостоянии с западным миром
необходимо иметь государственную идеологию, так как победить деструктивную идеологию Запада без собственной идеологии невозможно. В дальнейшем целесообразно сформировать стратегию обеспечения духовной безопасности России, которая затрагивала бы интересы личности, семьи, общества и государственной власти.
Тысячелетний опыт российской государственности, связь России с европейской культурой и другими культурами Евразии, совместное проживание на общинных территориях Европы и Азии различных народов, этносов, культур и религий сформировали Россию как государство-цивилизацию. Россия является самобытной цивилизацией со своими ценностями и традициями, которые необходимо защищать от чужеродной экспансии, прежде всего англосаксонских посягательств в духовно-нравственной сфере.
Литература
1. Сетевое издание «Вести.Ру». - URL: https://www. vesti.ru/article/3373393
2. Официальный сайт Президента РФ. - URL: http:// www.kremlin.ru/events/president/transcripts/speech-es/71104
3. Данилевский, Н.Я. Россия и Европа / Н.Я. Данилевский / Составление и комментарии Ю.А. Белова / Отв. ред. О. Платонов. - М.: Институт русской цивилизации, 2008.
4. Холмогоров, Е.С. Русские. Нация, цивилизация, государственность и право русских на Россию. - М.: Книжный мир, 2020.
5. Сравнительное богословие: Учебн. пособие / иерей Валентин Васечко. - М.: Православный Свято-Тихоновский гуманитарный ун-т, 2006.
6. Вебер, Макс. Избранное: протестантская этика и дух капитализма / Макс Вебер; пер. с нем. М.И. Левина, П.П. Гайденко, А.Ф. Филиппов. - 2-е изд., доп. и ис-пр. - М.: РОССПЭН, 2006.
7. Конец истории и последний человек / Фрэнсис Фу-куяма; пер. с англ. М.Б. Левина. - М.: АСТ, 2015.
8. Хантингтон, Самьюэл. Столкновение цивилизаций / Самюэль Хантингтон; пер. с англ. Т. Велимеева. -М.: АСТ: Астрель, 2011.
9. Научно-методическое пособие: Духовная безопасность России (актуальные теоретико-методологические и практические проблемы духовной безопасности): науч.-метод. пособие. - М., 2022.
SPIRITUAL AND CIVILIZATIONAL CONFRONTATION IN THE MODERN WORLD
Artemiev А.А.
MSTU im. N.E. Bauman
The confrontation taking place in the modern world between Russia and Western countries is characterized by confrontation not only in the military-political sphere, but also in the spiritual sphere, where there are clashes over ideological, cultural and religious values. Each civilization creates its own social, economic, political and spiritual systems. It is the cultural and religious aspects of the spiritual system that must be considered distinctive features of all civilizations.
Keywords: civilization, spirituality, Russia, the West, spiritual security, traditional values, Orthodoxy.
References
1. Online publication "Vesti.Ru". - URL: https://www.vesti.ru/arti-cle/3373393
2. Official website of the President of the Russian Federation. -URL: http://www.kremlin.ru/events/president/transcripts/ speeches/71104
3. Danilevsky, N. Ya. Russia and Europe / N. Ya. Danilevsky; compilation and comments by Yu.A. Belova; resp. ed. O. Platon-ov. - M.: Institute of Russian Civilization, 2008.
4. Kholmogorov, E.S. Russians. Nation, civilization, statehood and the right of Russians to Russia. - M.: Book World, 2020.
5. Comparative theology: textbook. manual / priest Valentin Va-sechko. - M.: Orthodox St. Tikhon's Humanitarian University, 2006.
6. Weber, Max. Selected: Protestant ethics and the spirit of capitalism / Max Weber; lane with him. M.I. Levina, P.P. Gaidenko, A.F. Filippov. - 2nd ed., add. and corr. - M.: ROSSPEN, 2006.
7. The end of history and the last man / Francis Fukuyama; lane from English M.B. Levina. - M.: AST, 2015.
8. Huntington, Samuel. Clash of Civilizations / Samuel Huntington; lane from English T. Velimeeva. - M.: AST: Astrel, 2011.
9. Scientific and methodological manual: Spiritual security of Russia (current theoretical, methodological and practical problems of spiritual security): scientific and methodological. allowance. -M., 2022.