Научная статья на тему 'Духовно-нравственный, позитивно-личностный методологический подход к проблеме гармонізации характера в юношеском возрасте'

Духовно-нравственный, позитивно-личностный методологический подход к проблеме гармонізации характера в юношеском возрасте Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
85
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТРУКТУРА ЛИЧНОСТИ / ХАРАКТЕР / ДИСГАРМОНИИ ХАРАКТЕРА / МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД / ПРИНЦИПЫ ГАРМОНИЗАЦИИ ХАРАКТЕРА / THE STRUCTURE OF THE PERSONALITY / CHARACTER / METHODOLOGICAL APPROACH / THE PRINCIPLES OF HARMONIZATION OF CHARACTER / DISHARMONIES OF CHARACTER

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Павлык Н.В.

Статья посвящена описанию методологического подхода к проблеме гармонизации характера современной молодежи. Автором рассмотрены духовно-нравственные основы гармоничного личностного развития, описаны модель структуры характера u принципы гармонизации характера в юношеском возрасте.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Духовно-нравственный, позитивно-личностный методологический подход к проблеме гармонізации характера в юношеском возрасте»

Павлык Н.В. ©

Докторант, отдел педагогической психологии и психологии труда, Институт педагогического образования и образования взрослых, Национальная Академия педагогических наук Украины

ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫЙ, ПОЗИТИВНО-ЛИЧНОСТНЫЙ МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД К ПРОБЛЕМЕ ГАРМОН1ЗАЦИИ ХАРАКТЕРА В ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТЕ

Аннотация

Статья посвящена описанию методологического подхода к проблеме гармонизации характера современной молодежи. Автором рассмотрены духовно-нравственные основы гармоничного личностного развития, описаны модель структуры характера и принципы гармонизации характера в юношеском возрасте.

Ключевые слова: структура личности, характер, дисгармонии характера, методологический подход, принципы гармонизации характера.

Keywords: the structure of the personality, character, disharmonies of character, the methodological approach, the principles of harmonization of character.

Гармонизация характера молодежи является актуальной психолого-педагогической проблемой. Современная молодежь отличается от предыдущих поколений высоким развитием интеллекта, информационной осведомленности при отсутствии знаний духовно-нравственного содержания [4]. Сегодня в условиях падения нравственности в обществе, размытости идеалов, разрушении института брака, господства духа корысти молодые люди вынуждены искать формы взаимодействия с окружающим миром. Утрата духовных основ, приспособление к нравственно-патогенным условиям массовой культуры вызывает развитие дисгармоний характера у молодежи. Это приводит ко вступлению в самостоятельную жизнь инфантильных, духовно-незрелых молодых людей. Эмоциональная неуравновешенность, потеря

самообладания, депрессия, слабоволие, противоречивость поведения (агрессия к любимому человеку) выступают показателями дисгармоничного характера и причинами психологических проблем человека [1]. Например, талантливый, но прагматичный молодой человек страдает от глубокого одиночества, которое ощущает в следствие неспособности к построению доверительных взаимоотношений, поскольку с прагматической позиции другие люди воспринимаются как конкуренты или средства достижения корыстных целей. Поэтому актуальной задачей современной психологии является своевременная профилактика развития характерологических дисгармоний у молодежи.

© Павлык Н.В., 2014 г.

Целью данной статьи является презентация духовно-психологического методологического подхода к проблеме гармонизации характера в юношеском возрасте. Проблема гармонизации характера находится на стыке философии, психологии, духовных учений. Нами выделен духовно-нравственный, позитивно-личностный методологический подход, который базируется на положениях христианской антропологии, рассматривающей человека с точки зрения божественного замысла о нем - каким должен быть человек в гармоничном состоянии. Красной нитью христианской антропологии выступают учения о нравственности, о страстях и нравственных добродетелях. Коротко остановимся на основных положениях. Мораль - это система внешних общественных норм, регулирующих человеческие взаимоотношения и отражающих среднестатистическую систему ценностей определенного общества, которые человек может принимать или не принимать. Нравственность - это внутриличностное качество, которое опирается на духовные ценности и детерминирует поведение согласно совести и свободной воле, считаясь со свободой и чувствами других людей. Следует заметить, что мораль современного общества не всегда совпадает с духовно-нравственными ценностями. Нравственность - это всегда

самостоятельный выбор человека. Первоосновой нравственности является нравственное чувство - способность к различию добра и зла, определяющее нравственную потребность -притяжение к добру и отвращение от зла. Многократно повторяющееся нравственное чувство (привычка стремиться к добру и отвращаться от зла) составляет нравственный закон, который направляет волю человека в русло добра. Нравственность, в отличие от морали, переносит центр внимания с внешнего поведения на внутреннее состояние человека. Нравственный закон всеобщ как и физические законы, но к его исполнению человек приглашается на добровольных основаниях. Неисполнение нравственного закона не упраздняет его, он постоянно даёт о себе знать через проявления совести, которая выступает естественным нравственным законом личности [3]. Функциями совести являются: различение добра и зла; честная рефлексия своих поступков. Совесть в зависимости от своего состояния нормирует поведение человека, выполняя функции самоосознания и самоконтроля. Существует три уровня нравственного сознания: 1) нравственность эгоизма (внешне нравственные поступки на основе эгоистичных корыстных мотивов: страха наказания, жажды удовольствия); 2) нравственность симпатии (нравственные действия по мотивам жалости, сопереживания, привлекательности, любви к конкретному человеку); 3) высшая нравственность проявляется в свободной нравственной деятельности, когда человек творит добро всем, поскольку не может поступать иначе, так как цель его жизни - всеобщее благо [5]. Термин «нравственность» восходит к понятию «нрав» (характер), отражая его нравственное содержание, духовные качества, регулирующие поведение человека и составляющие основу духовно-нравственной саморегуляции. В христианской традиции представлено учение о страстях - устойчивых деструктивных психологических навыках, перерастающих в дисгармоничные черты характера. Страсть возникает при потере логики и меры удовлетворения естественной потребности. Неподвластные волевой саморегуляции аффективные мотивы (страсти) являются причиной неспособности к построению нравственных отношений. Они ослепляют человека, не давая судить здраво. Зависимость от страстей лишает человека способности к нравственному выбору. Отсюда вывод: система укоренившихся страстей, представляет собой дисгармоничный характер. Каждая страсть имеет противоположную добродетель - склонность воли в достижении добра. Нравственное развитие личности (и соответственно, гармонизация характера) заключается в сознательной борьбе со страстями путем самовоспитания нравственных добродетелей.

Определим основные категории духовно-нравственного, позитивно-личностного подхода. Характер - динамическое психическое образование, структура устойчивых личностных тенденций, обусловленных системой отношений человека к себе, к другим людям, к Богу, к труду, к ситуациям, к жизни в целом, которые определяют устойчивые формы его поведения (черты характера). Каждая черта выражает определенное отношение человека и формируется в результате многоразовой реализации этого отношения в поступках. Характер имеет содержание (позитивные или негативные черты) и структуру - систему кластеров черт. В зависимости от силы волевой активности характеры подразделяются на сильные и слабые. Под "сильным характером” понимается устойчивость эмоционально-волевой саморегуляции. Однако, волевые качества могут способствовать достижению как нравственных, так и безнравственных целей. Характер как динамическая система устойчивых черт выступает результатом предыдущего и отправным пунктом последующего развития личности. Характер может развиваться как в гармоничном, так и в ддисгармоничном направлении. Дисгармоничный характер - это комплекс дисгармоничных черт, вызывающих состояние психологического дискомфорта и нарушающих взаимоотношения человека с окружающими. Основой развития дисгармоний характера является несформированность духовно-нравственной саморегуляции, что связанно с дефицитом нравственности и самоконтроля. Дефицит нравственности проявляется эгоцентризмом, гордостью, безответственностью. Эмоциональные расстройства выражаются в агрессивности, неспособности к проявлению духовных чувств (сострадання, заботы, любви). Волевые дисгармонии проявляются в слабоволии, отсутствии самоконтроля, неумении противостоять соблазнам. Психологические проблемы личности являются следствием дисгармоничности ее характера.

Г армоничный характер обеспечивает адекватность поведения и способствует гармонизации взаимоотношений. Определяющим фактором гармоничности характера выступает сформированность духовно-нравственной саморегуляции (способности личности управлять своими эмоциями, действиями и поведением, руководствуясь духовнонравственными принципами: сохранения мира, любви, взаимоуважения), которая

осуществляется за счет согласованного функционирования духовно-нравственного, эмоционального и волевого компонентов характера. Основой гармоничного характера выступают нравственные отношения человека к людям, к себе, к Богу, к природе, к жизни в целом. Нравственные отношения - это всегда позитив, внимание, доброжелательность в отношении тех, на кого они направлены. Если в отношениях присутствуют негатив, недоверие или человек игнорирует в своей жизни какого-то человека или Бога, это значит, что нравственные отношения к этому объекту у него не сформированы. Поэтому у него будут появляться проблемы, связанные именно с отсутствием этих нравственных отношений. Например, если мы чувствуем к человеку внутреннюю враждебность, то к нему мы будем проявлять невнимание, нетерпимость, грубость, создающие атмосферу напряженности, негатива.

Нравственное отношение к людям - это внимательность, уважение, любовь, доброта, отношение к другому человеку как к самоценности, определяющее способность к любви и самоотдаче. Безнравственное отношение к людям - недоверие, агрессивность, индивидуализм. Нравственное отношение к себе проявляется в чувстве достоинства и самоуважения, скромности, самокритичности. Чтобы правильно относиться к себе, нужно ориентироваться на духовный образец, сравнивая себя не с большинством людей, а с достойными высоконравственными личностями, честно признаваться себе в своих ошибках, негативных мыслях, чувствах и поступках. Основой безнравственного отношения к себе является гордыня, способствующая развитию эгоцентризма, тщеславия, или напротив - хронического чувства вины, страха перед людьми. Нравственное отношение к Богу определяет духовную направленность и качества: смиренность (от корня "мир", "миролюбие"), любовь, благодарность Богу. Следствием недоверия Богу являются бездуховность, гордыня, неспособность к духовной любви. Для развития веры нужно тренировать ощущение присутствия Бога в своей жизни (например, любимый человек на духовном плане всегда присутствует в нашей жизни). Так надо тренировать свой ум памятью о Боге («чувство предстояния пред Богом»), осмысляя события жизни с точки зрения Божиего промысла. Нравственное отношение к вещам, к природе - это аккуратность, бережливость, ответственность за экологию, а халатное отношение проявляется в небрежности, неряшливости. Нравственное отношение к труду проявляется в трудолюбии, креативности, ответственности, умении довести дело до конца, а безнравственное - в лености, недобросовестности, безответственности. Гармоничный характер - целостная структура согласованных черт, выражающих нравственные отношения человека. Гармоничный характер обеспечивает духовно-нравственную саморегуляцию и определяет уравновешенность, нравственную силу, мирное состояние души и конструктивность взаимоотношений человека.

Для построения структуры характера была взята за основу христианскоантропологическая модель структуры личности, состоящая из трех подструктур: духа, души и тела, которая является своеобразным «личностным каркасом» для формирования черт характера. Дух представляет собой: 1) высшее Божественное качество, преображающее душу и передающее ей высшие состояния (веру, надежду, любовь); это Божественная Сила для развития жизни, для сотворчества с Богом; 2) это всеобщая энергия, составляющая основу явлений; 3) это источник психической энергии, обеспечивающий самосознание, рефлексию, эмоционально-волевую активность. Духовность - это активность духа. Подструктура души включает мыслительную часть - разум, раздражительную часть - чувства и желательную часть - волю. К подструктуре тела принадлежат ощущения и восприятия, составляющие область психосоматики. Между духом, душой и телом существует строгая иерархия. Тело должно подчиняться душе, душа - духу, дух должен быть погружен в Бога. Такая иерархия является основой гармоничного характера. Так был задуман человек. Мы считаем целесообразным опираться на данную модель в сочетании со структурой личности по Р. Кетеллу, включающая интеллектуальную, эмоционально-волевую и коммуникативную сферы, которая, хотя и не учитывает духовную и телесную сферы, однако психологизирует христианско-

антропологическую модель, дополняя подструктуру души коммуникативным компонентом. Синтез этих двух моделей дает возможность построить структурно-иерархическую модель личности, (Рис. 1). На основе данной модели определим структуру характера, выделив основные его компоненты.

Рис. 1. Структурно-иерархическая модель личности

Структурой характера является система кластеров устойчивых черт в соответствии с подструктурам личности, которая содержит 6 компонентов: духовно-нравственный, креативноинтеллектуальный, эмоциональный, волевой, коммуникативный и психосоматический. (Рис. 2).

Подструктуры личпост и Подструктуры характера Содержан не характера

ДУХ ДУХОВНОНРАВСТВЕННЫИ компонент характера Д\ховно-нра вственные черты

± ДУША Ум Чувства Воля ИН 1 >-ГТ.; 1КУ1 У А.ШтНО-КРЕАТИВНЫЙ компонент Интеллектуальнокреативные черты

ЭГОЦНОНАПЪНЬШ компонент Эмоциональные черты

№ КОММУЕШКА ШВНЫИ компонент —► КомхЕуннкатнвные черты

BQ1LBOH компонент Волевые черты

5

ТЕЛО ПСИХОСОМАТИЧЕСКИЙ Психосоматические

компонент характера черты

Рис. 2. Структура характера личности

Характер имеетструктуру и содержание: черты являются содержательным наполнением структуры характера. Они дихотомичны - могут быть позитивными (гармоничными) или негативными (дисгармоничными). Гармонизация характера состоит в духовном развитии всех его компонентов: ума (нравственных убеждений), чувств (любви, сострадания), воли (силы воли), нравственного общения. Когда к нравственным убеждениям присоединяется сила воли и доброе сердце, то характер становится целостным.

Общими критериями гармоничности характера выступают качественные

характеристики, отражающие степень согласованности черт. Они определяются как производные от тех или иных черт и представляют собой систему дихотомических шкал, отражающих целостную картину характера, и располагаются по осям: нравственная воспитанность - невоспитанность, уравновешенность - неуравновешенность, сила - слабость характера; жесткость - мягкость; целостность - противоречивость характера. 1. Степень развития духовно-нравственных качеств (совестливости, ответственности, честности, альтруизма) определяет нравственную

воспитанность человека. 2. Целостность характера отражает непротиворечивость поведения, единство слова и дела, ответственность, принципиальность, развитый самоконтроль. О противоречивости характера свидетельствует расхождение между желаниями человека и результатами его поступков, а также сочетание противоположных тенденций (доброжелательности и агрессивности). 3. Уравновешенность характера означает ровность поведения, оптимальное соотношение сдержанности и активности. Это признак развитой волевой сферы (самоконтроля, терпеливости, организованности). Неуравновешенность

проявляется в импульсивности, слабоволи, эмоциональной нестабильности. 4. Сила характера - это энергия, с которой человек достигает цели, способность к мобилизации сил при преодолении трудностей, принятии решений. Сила характера определяется уравновешенностью, честностью, ответственностью, принципиальностью. Бесхарактерность -следствие слабой воли, неопределенности жизненных целей. 5. Мягкость характера в отличие от бесхарактерности проявляется в гибкости поведения в связи с доброжелательным отношением к другим людям. Мягкий характер определяется сочетанием доброжелательности, толерантности, совестливости, альтруизма. Жесткость характера свидетельствует о ригидности личности, что обусловлено гордыней, упрямством.

Гармонизация характера является процессом согласования его подструктур, наполнение их духовно-нравственным содержанием, развитие позитивных качеств, контроль над негативными. Основной задачей гармонизации характера является развитие духовнонравственной саморегуляции - способности управлять своими эмоциями и действиями, руководствуясь нравственными принципами: сохранения мира, любви, взаимоуважения; формирование нравственных отношений к себе, к другим людям, к Богу, к окружающему миру, следование принципам умеренности во всех жизненных проявлениях.

В этой связи совсем иное содержание получают жизненные формулы: «хороший» и «плохой» характер. «Плохой» - это характер неуравновешенный, нецелостный в силу отсутствия определенных конструктивных черт. И напротив, «хороший» характер, это всегда целостная структура, в которой присутствуют все гармоничные черты. Г армоничный характер сопровождается состоянием внутреннего равновесия, лёгкости, спокойствия. Вершиной гармоничного характера является способность к настоящей любви. Часто люди, будучи сами дисгармоничными, принимают за любовь страстное желание быть рядом с человеком, не умея при этом жертвовать своими интересами, привычками. Отсюда непонимание, ссоры и даже ненависть. Это не любовь, а эгоцентрическая страстность, разрушающая не только отношения, но и саму личность. Когда говорят, что от любви до ненависти 1 шаг, то имеют ввиду именно эгоцентрическую привязанность. Духовная любовь основана на чувстве ценности другого человека независимо от того, удовлетворяет он наши желания или нет. Она не сводится к физической сексуальности и психологической чувственности, а представляет собой духовную связь между людьми. Сущность духовной любви апостол Павел выражает словами: «Любовь долготерпит, милосердствует, не завидует, не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; всё покрывает, всему верит, всё переносит. Любовь никогда не перестаёт» [1 Кор. 13: 4-8]. Настоящая любовь вечна, но достичь способности к такой любви можно только путем постоянной борьбы со своим эгоизмом и гармонизации своего характера. Поэтому гармоничный характер - это результат активного самовоспитания человека.

В рамках духовно-нравственного, позитивно-личностного методологического подхода был разработан учебно-психологический спецкурс «Гармонизация характера личности», в основу которого положенны следующие принципы: 1. Принцип иерархичности -

упорядоченности между различными подструктурами характера. Показателем гармоничного характера является надлежащая иерархия черт, ведущее место в которой, принадлежит духовно-нравственным качествам. 2. Принцип духовно-нравственной детерминации согласно которому духовно-нравственные черты являются основными факторами гармонизации характера (развивая честность, совесть, ответственность, мы укрепляем духовно-нравственную саморегуляцию, которая способствует уравновешенности и целостности характера). 3. Принцип позитивности состоит в направленности личности на позитив относительно других людей, проблемных ситуаций, жизни в целом. Человек должен выполнять роль своебразного буфера, который не отзеркаливает внешний негатив, а нейтрализует его своей позитивностью (необходимо уметь останавливать эмоциональный негатив на начальной стадии с помощью доброй шутки, ласкового слова, признанием своей неправоты). Следуя принципу позитивности, человек развивает свое позитивное мышление - умение объяснять и интерпретировать каждую ситуацию с точки зрения оптимизма, творчески находя альтернативные способы решения проблем, избегая негтивных чувств (раздражения, обид, зависти). 4. Принцип ценности личности - это ориентация на лучшие качества в человеке, признание презумпции невиновности каждой личности, понимание и оправдание её. Чтобы уважать других людей, необходимо иметь чувство ценности каждого человека независимо от его поступков (человек может ошибаться и поступать безнравственно, но от этого он не становится менее ценным). 5. Принцип антиномичности заключается в разумном следовании принципам позитивности и духовно-нравственной детерминации (человека нужно воспринимать с позиции безусловной ценности его личности, и одновременно с точки зрения духовно-нравственной оценки его поступков). 6. Принцип интернальности состоит в формировании ответственного отношения ко всему, что происходит в жизни. 7. Принцип единства психики и деятельности проявляется в единстве системы отношений личности и поведения (согласованность отношений человека с реальной жизнью определяет гармоничность его характера). 8. Принцип динамической мотивации, согласно которому, основой характера выступает личностная направленность, которая может динамично меняться. 9. Принцип дихотомичности - наличие парности взаимоисключающих черт (признаков доминирования показателей гармоничного вектора личностного развития, которые исключены в случае дисгармоничного развития). 10. Принцип умеренности (золотой середины) - гармонизация характера означает приведение в

соразмерность его подструктур (мера, как норма гармоничности, способствует

уравновешенности характера). 11. Принцип психоэлевации - духовно-нравственного

окультуривания (развитие позитивных черт и самоконтроль над негтивными, благодаря чему происходит сознательное взращивание позитивных и окультуривание негативных черт). 12. Принцип духовно-личностной интеграции (гармонизация происходит на основе развития базовых процессов: нравственного, интеллектуального, эмоционального, волевого развития личности).

ВЫВОДЫ. Гармония личности проявляется в согласованности ее ума, воли и чувств, что определяет целостность характера, его духовно-нравственную силу, логичность и последовательность поступков, конструктивность взаимоотношений человека. Основой гармоничного характера выступают нравственные отношения к людям, к себе, к Богу, к природе, к труду, к жизни в целом. Нравственные отношения - это позитив, внимание, доброжелательность к тем, на кого они направлены. Гармоничный характер - целостная структура черт, где каждая черта выражает определенное нравственное отношение человека. Критериями гармоничности характера являются: нравственная воспитанность целостность, сила, уравновешенность, мягкость, обусловленные сформированностью духовно-нравственной саморегуляции - способности к управлению своими эмоциями, действиями и поведением, руководствуясь духовно-нравственными принципами: сохранение мира, любви,

взаимоуважения. Дисгармоничный характер - это комплекс дисгармоничных черт, вызывающих состояние психологического дискомфорта и нарушающихт взаимоотношения с окружающими. Основой развития дисгармоний характера является несформированность духовно-нравственной саморегуляции, что связанно с дефицитом нравственности и самоконтроля.

Гармонизация характера - это процесс согласования его подструктур, наполнение их духовно-нравственным содержанием, развитие позитивных качеств с целью контроля над негативными, развитие духовно-нравственной саморегуляции, формирование нравственных отношений к себе, к другим людям, к Богу, к миру в целом, следование принципам умеренности и позитивности во всех жизненных проявлениях с целью развития целостного, сильного, уравновешенного, нравственного характера. Занимаясь духовно-нравственным саморазвитием, человек гармонизирует не только свой характер, собственную личность, но и окружающий мир.

Литература

1. Авдеев Д.А. Нервность: ее духовные причины и проявления / 6-е изд. - М.: «МБЦ Серафима Саровского», «Омега», 2009. - 320 с.

2. Библия. Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета. - М.: Изд. Московской патриархии, 1983. - 1372 с.

3. Архимандрит Платон (Игумнов). Православное нравственное богословие. - М.: Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1994.- 187 с.

4. Помиткш Е. О. Психолопчш закономiрностi та мехашзми духовного розвитку дней i молодi / Дис. ... доктора психол. наук: 19.00.07. - К., 2008. - 560 с.

5. Фаворов Н. Очерки нравственного православно-христианскаго учения. - К., 1889. - 222 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.