Научная статья на тему 'Духовно-нравственный потенциал народного искусства и проблемы его реализации в современных социально-культурных условиях'

Духовно-нравственный потенциал народного искусства и проблемы его реализации в современных социально-культурных условиях Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
523
72
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТРАДИЦИОННОЕ НАРОДНОЕ ИСКУССТВО / ДУХОВНАЯ КУЛЬТУРА / САМОДЕЯТЕЛЬНОЕ ТВОРЧЕСТВО

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Шокорова Л. В.

В статье описываются формы бытования и наиболее значимые функции традиционного народного искусства в единой системе современной культуры. Автор рассматривает проблему достижения согласия между традициями и современностью, особенности развития традиционных народных ремёсел в региональном контексте и проблемы духовно творческого развития личности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по искусствоведению , автор научной работы — Шокорова Л. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SPIRITUAL AND POTENTIAL OF PEOPLE'S ART AND PROBLEMS OF ITS REALIZATION IN MODERN SOCIO-CULTURAL CONDITIONS

The article describes the forms of life and the most important functions of traditional people's art in the whole system of modern art. The author consider the problem of achievement between modern and traditional art, peculiarities of the development of people's art in the regional file and problems of any person.

Текст научной работы на тему «Духовно-нравственный потенциал народного искусства и проблемы его реализации в современных социально-культурных условиях»

В 1910-е годы были построены здания (по всей видимости, профессиональными зодчими) в духе народной архитектуры, с использованием проектных образцов, выполненных архитекторами круга Ропета - Гартмана. Представители демократического варианта «русского стиля», стремившиеся в целом к демократизации архитектуры, они предлагали использовать в деревянной резьбе народные мотивы, встречавшиеся в узорочье вышивок, плетеных рогожек, декоре предметов быта. Особняк Штумфа на улице Валиханова, 10 - характерный пример возвращения в комфортабельный городской особняк «народного» материала - дерева и народных приемов его обработки, в частности, пропильной резьбы. Но «возвращение» в жилой дом «народного духа» осуществляется здесь посредством искусства профессионального, закрепленного в увражах тех лет. Декоративные детали, украшающие дом, в том числе типичные для «стиля» Ропета небольшие свисающие полотенца, характер их пропильной резьбы указывают на применение канона, четко сформулированного несколько десятилетий назад. (Илл. 9).

Особенности деревянной архитектуры Омска 1910-х годов лежат в русле общих закономерностей развития провинциальной застройки, находящейся в структуре стремительно растущего капиталистического города. И если предыдущее десятилетие на примере сохранившихся участков Казачьего и Новослободского форштадтов дает возможность проследить и выявить в деревянной архитектуре Омска происходившие во

Библиографический список

времени изменения, то 1910-е годы демонстрируют иную ситуацию. Развитие в массовой застройке стилистических приемов модерна и неоклассицизма шло параллельно, одновременно проявляла себя эклектика, в виде демократического варианта «русского стиля» и смешения исторических стилей с элементами модерна. В целом, можно говорить о постепенном отходе от декоративности и о движении к лаконичной и функциональной архитектуре.

Поздно пришедшая в архитектуру Омска мода на подобные постройки определила и их малочисленность.

К местным особенностям следует отнести превалирование деревянных построек, принявших новые стилевые черты «высокой каменной архитектуры» на уровне аппликативного использования в фасадах характерных декоративных деталей.

Пристальное внимание к городской деревянной застройке, изучение ее специфических особенностей, определение стилевых характеристик зданий создает подоснову для энергичного выявления памятников архитектуры, возможности дифференцированного подхода в их реставрации и сохранения в структуре исторического центра Омска.

1. Гуменюк, А.Н. «Казачья слобода». Архитектурный анализ среды (к проекту регенерации) / А.Н. Гуменюк // Памятники истории и культуры Омской области: проблемы выявления, изучения и использования: Тез. докл. и сооб. област. научн. конф. - Омск, 1993.

2. Деревянная архитектура Томска. - М.: Изд-во «Советский художник», 1987.

3. Фар-Беккер, Габриелле. Искусство модерна / Габриелле Фар-Беккер. - Кельн, 2000.

Статья поступила в редакцию 9.06.09

УДК 7.031.2

Л.В. Шокорова, аспирант АлтГУ, г. Змеиногорск, Email: dxsh81@mail.ru

ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ НАРОДНОГО ИСКУССТВА И ПРОБЛЕМЫ ЕГО РЕАЛИЗАЦИИ В СОВРЕМЕННЫХ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНЫХ УСЛОВИЯХ

В статье описываются формы бытования и наиболее значимые функции традиционного народного искусства в единой системе современной культуры. Автор рассматривает проблему достижения согласия между традициями и современностью, особенности развития традиционных народных ремёсел в региональном контексте и проблемы духовно - творческого развития личности.

Ключевые слова: традиционное народное искусство, духовная культура, самодеятельное творчество.

Современный период развития России, связанный со культурно - исторических и национально - культурных тра-

становлением новых экономических отношений в обществе, диций может стать серьёзным фактором духовной деградации

характеризуется проявлениями бездуховности, насаждением общества. Кризис бездуховности вышел за границы естест-

средствами массовой информации псевдокультуры, порож- венных наук и вторгается в запредельность человеческого

дающей смену духовных ценностей и актуализирует пробле- существования - духовную область Бытия Личности. Как

мы духовно-творческого развития личности. Размывание особая форма отражениия объективного мира и как дополни-

тельное средство ориентации в этом мире, духовная сторона бытия находится в тесной связи с практической деятельностью человека. И хотя прямой зависимости между материальными и духовными богатствами личности нет, всё - же удовлетворение материальных потребностей является необходимой предпосылкой, условием духовного развития человека. «Чем прочнее, полнее удовлетворяются материальные запросы человека, тем больше реальных возможностей у него для духовной деятельности, тем он свободнее, независимее от материальных забот» [2, с. 10]. В данных условиях, когда превалируют только материальные ценности, как никогда повышается значение искусства как источника удовлетворения духовных потребностей людей и роль традиционного народного творчества, являющимся транслятором духовной культуры.

Духовная культура есть аккумулированная и концентрированная энергия, накопленная всем многовековым развитием человеческой цивилизации, усилиями всех поколений наших предков. Связанное с духовной культурой народное декоративно - прикладное искусство участвует в формировании среды, в которой протекает жизнь народа, отражает жизненно важные черты этноса, формирует основы общепринятых норм нравственности, обогащает мировоззрение людей через наиболее масштабные представления и отражает модель мира, в котором помимо желания человека определяется его угол зрения на вещи. «В таких целостных представлениях народа прослеживается стремление охватить и обозначить на предметах быта целый мир [4, с. 17]». В какой - то мере понятие народного искусства замыкается на крестьянском творчестве, потому что крестьянство - это основа, это источник эмоционального понимания наших духовных ценностей. Уникальность ситуации, сложившейся в России и породившей к концу 19 века бурное развитие народных художественных промыслов, заключалось в том, что 90% населения страны составляли крестьяне, что им нужен был дополнительный доход. Но всё - таки одна из главных причин - духовная предрасположенность к творчеству, к сказительству. «Народное чувство красоты, истины веры, сохранившееся в ключевых образах -идеях народного искусства, явились источником, питающим творчество в промыслах» [3, с. 96].

Сущность народного искусства нашла отражение в исследованиях ведущих отечественных учёных: А.Б. Бакушин-ского, И.Я. Богуславской, В.М. Василенко, М.А. Некрасовой. В этих трудах отражены проблемы народных художественных традиций, процесс становления народной культуры как некой целостности во всесторонних взаимосвязях с иными системами. Среди многих проблем современного народного искусства проблемы традиций едва ли не самые существенные и сложные. Основа традиции - правильное отношение к национальному наследию, которое является искусством прошлого. В традицию же входит всё то, что имеет непреходящую ценность - это опыт народа, что, что способно по новому жить в современности. М. А. Некрасова выделила пять функций народного искусства: праздничную, утилитарную, сувенирную, коммуникативную и эстетическую, которые свидетельствуют о том, что народное искусство не может восприниматься только как искусство прошлого. Прогресс искусства невозможен без преемственности, без критического освоения художественного опыта, творческих традиций, эстетических норм прошлого. Т.М. Разина отмечает: «Говоря о глубокой преемственности народного искусства, мы имеем в виду, что многие его идеи, образы, сюжеты, орнамент, технические приёмы и формы предметов возникли в очень отдалённые эпохи и устойчиво сохраняются в творчестве народа, иногда вплоть до нашего времени. Это не проявление консерватизма, а живая и органическая преемственность, когда каждое новое поколение усваивает наследие предыдущего не по инерции, а в силу искренних, непредвзятых побуждений: от прошлого, уже сделанного народом ранее, берётся лишь понятное, отвечающее сегодняшним мыслям и чувствам, вызывающее интерес и побуждающее к творчеству...».

Практика показала, что в обществе сохраняется устойчивый интерес к разным видам творчества, и экономическая

ситуация не в состоянии повлиять на какие - то глубинные мотивы личной самоидентификации. Значит, желание людей заниматься традиционными ремёслами - это объективная реальность «запросов» общества, что народ не утратил непосредственную и живую потребность в своём традиционном искусстве. Исследования искусствоведов, социологов, этнографов, проведённые в последние годы, свидетельствуют о том, что увлечение народным искусством отнюдь не мода, которая скоро пройдёт. Это искусство выступает в системе современной культуры как явление сугубо функциональное. И хотя некоторые традиционно присущие ему функции ушли в прошлое, на данный момент достаточно чётко определился ряд положений, позволяющих говорить о том, что народное искусство органично вошло в систему современной культуры. Прежде всего, произведения народного творчества во многих случаях по - прежнему сохраняют свою утилитарную функцию. К примеру, многие сельские жители Алтайского края и сейчас ходят в лес с корзинами, плетёнными из прута. А прочная и красивая плетёная мебель является украшением интерьера и в наши дни. Сохранило народное искусство и свою ритуально - праздничную функцию. Во многих регионах наблюдается её бурное возрождение и обновление. По прежнему присуща народному искусству и коммуникативная функция. Но характер её несколько изменился в связи с изменением образа жизни, широким распространением массовых коммуникаций и новых форм общения. В народном творчестве запечатлелась душа народа, оно чрезвычайно образно и ярко представляет его психологию и характер, способствуя тем самым взаимопониманию между народами. В связи с развитием «индустрии туризма» большими темпами развивается сувенирная функция. Эта функция специфична, и в силу особо тесной связи народного творчества с обычаями и традициями той или иной местности ни одна другая форма художественной культуры не способна её выполнять.

Разнообразие функций и расширение социокультурной среды, в которой традиционно существовало народное художественное творчество, создало основу для формирования различных способов включения народного искусства в единую систему современной культуры. Соответственно этому можно выделить несколько форм бытования народного искусства. Первая - народное искусство как вид творчества развивается для себя, для своих соседей, друзей. Наиболее устойчивыми и распространёнными его образцами являются разнообразные украшения жилища, такие как резьба по дереву, вышивка небольших панно, картин, икон. Другая, так же идущая из прошлого форма народного творчества получила развитие в рамках организованных художественных коллективов. Это Барнаульский, Мамонтовский, Бийский, Рубцовский лесхозы, занимающиеся производством плетённой мебели, изготовлением различной сувенирной продукции на основе имеющегося местного природного материала.

Особо следует выделить бытование народной художественной традиции на почве самодеятельного творчества, которое имеет свой особый путь развития и далеко не всегда осознаётся современниками как искусство. Самодеятельное творчество хотя и привлекает внимание исследователей, но ещё не подвергнуто всестороннему анализу и трактуется весьма противоречиво. Самодеятельность следует понимать, прежде всего, как художественную деятельность как по отношению к профессиональному искусству, так и по отношению к традиционному народному творчеству. «Диапазон самодеятельного творчества не имеет столь системного строения, как народное искусство. Это и изделия из корня дерева, это и картины так называемых “наивистов”. В нём нет чёткой субординации, так как не улавливается основной её стержень, это просто иная структура внутри общей системы народного искусства. Иная структура вовсе не предполагает полной автономности, она подчинена общим закономерностям, но живет все же по своим правилам» [1, с. 17]. Самодеятельное творчество имеет как бы дочерний характер по отношению к традиционному народному искусству так, как не только нередко использует традиционные сюжеты и художественные приёмы, но и пронизано той

целостностью, которая объединяет строй образов. Целостность в произведениях самодеятельного творчества отнюдь не уравнивает их с произведениями традиционного народного искусства, но и не уступает ему по своей силе, а в ряде моментов даже превосходит его. Но всё - таки самодеятельное творчество не может полноценно существовать без своей природы - традиционного народного искусства. По своему положению в общей системе и по своим частным функциям оба эти вида народного творчества всё - таки различаются. «Традиционное народное искусство по своей сущности занимает базовое положение и функция его этническая. Самодеятельное творчество в более традиционной своей части тоже участвует в образовании основ национального искусства, но функция его не столько этническая, сколько культурная вообще. Традиционное народное искусство - это само бытие. Самодеятельное творчество уже выступает как некое отражение бытия». Самодеятельным творчеством может заниматься всякий интересующийся художеством, но не имеющий специального образования, начиная с земледельца и кончая министром. И проявляется это как в изобразительном искусстве, так и в декоративно - прикладном. В обычной жизни домохозяйки, инженеры, механики начинают рисовать, вышивать, плести из лозы и соломки. Характер художественных интересов самодеятельных художников тоже очень широк - от каких-нибудь ботанических аппликаций до картин реалистического стиля. Часто их талант просыпается внезапно, в силу внешних обстоятельств, круто меняющих их жизнь. Одни начинают учиться мастерству по книгам, которых сейчас в избытке, другие обращаются за помощью к профессиональным мастерам и художникам. И в результате упорного труда добиваются высокого уровня профессионализма. Например, Жунь Виктор Николаевич, житель города Рубцовска Алтайского края, работая всю жизнь сварщиком, внезапно почти полностью потерял зрение. Работать больше нигде не мог. И он вспомнил, что когда - то со своим дедом плёл корзины. Пошёл в библиотеку, почитал различную литературу по плетению, заготовил материал. Жена Нина Васильевна не верила в его затею. Но увидев, что получаются очень даже неплохие изделия, да ещё и приносят доход, сама увлеклась плетением. Сейчас его работы пользуются хорошим спросом, а ремесло стало способом заработка. Виктор Иванович гордится, что его изделия расходятся от востока до запада. Он неоднократно пытался создать цех по плетению, но различные обстоятельства не позволяют воплотить эту задумку. Его изделия отличаются продуманностью форм, сложными видами плетения, оригинальностью. В Рубцовском районе также занимается плетением Рубцовский лесхоз, но при промышленном производстве плетённых изделий основное внимание уделяется технологичности изготовления, строгому соблюдению размеров и форм однотипных изделий. Это часто приводит к безликости, упрощенству, а то и просто к безвкусице. Поэтому выгодно отличаются в этом плане мастера, работающие на дому. Они очень быстро реагируют на покупательский спрос, на изменения моды. Широкое применение строганной ленты из ивы и ряда других материалов позволило мастерам - надомникам значительно расширить ассортимент изделий, создать работы, расцениваемые как произведения искусств. И, несмотря на довольно высокую стоимость, изделия надомников на прилавках не залеживаются и раскупаются быстрее серийных. Лучшие же работы украшают самые авторитетные выставки. Тестирование, проведённое среди самодеятельных мастеров, показало, что занятия самодеятельным творчеством, прежде всего, это способствуют дополнительному заработку, и только 30% занимаются этим, потому что не могут иначе. Работы самодеятельных мастеров привлекают внимание именно своей самобытностью и оригинальностью. Самодеятельный художник не связан никакими правилами и традициями. Для традиционного народного мастера принцип “творю, как хочу” совершенно неприемлемый, тогда как для самодеятельного художника вполне подходит и даже законен. В качестве критериев творчества здесь выступает нечто обладающее чертами художественно-

сти. И сколько бы мы не говорили о традициях и их особенностях, источником традиций, их носителями являются люди, творцы народного искусства. А они тоже меняются. Меняется их социальный состав, мировоззрение, уровень культуры. Совсем немного осталось старых мастеров, которые могут обучить молодое поколение традиционным методам и приёмам. Современные народные мастера работают скорее интуитивно. Тогда как от них требуется не только высокое техническое мастерство, но и сознательное творческое отношение к своей деятельности художника, глубокое проникновение в художественную культуру промысла, в котором он работает, определённая общая культура и образованность, способность к творчеству. Потребность в творчестве является неотъемлемой характеристикой нормально развивающегося человека. «Творчество в целом обеспечивает прогресс жизни и реализует человеческое стремление к свободе, независимости и вечности» [2, с. 12]. Творчество является изначальной сущностью человека способом его самореализации, как в труде, так и в искусстве. Во все времена художественные промыслы жили в ногу со временем, постоянно испытывали внешние воздействия: влияния моды, вкусов заказчиков. Всё это требовало мобильности, оперативности, творческой активности и высокой культуры. «Как всякий художник, народный мастер имеет право на искания, эксперименты, но всё - таки должен сознательно отбирать и осмысливать возможное и подвластное средствам того искусства, которым он владеет, той художественной системе, представителем, которой он является» [8, с. 104].

На данный момент существуют и негативные реалии самодеятельного творчества. Это реальная безработица, охватившая значительные слои активного населения и кажущая доступность трудоустройства безработных в сфере народных промыслов, изготовление сувенирной продукции. Изменился и сам продукт этой «народной культуры». Так, стремление к гарантированному сбыту толкает ремесленника к производству товара. И при этом не учитывается ни функциональность, ни национальные особенности, если только это не способствует торговле. В связи со вкусами потребителей этой сувенирной продукции, мастерами усиливаются черты, считающиеся национальными, или усиливается декоративность, накладываемая на спонтанно выбранную форму. В этих новых условиях рыночной экономики народное декоративно - прикладное искусство представляет собой сложный и противоречивый процесс. С одной стороны, многие народные художественные промыслы испытывают творческий подъем, возрождаются традиции, забытые техники. С другой стороны, традиционное народное искусство поставлено под угрозу гибели бурным, всепоглощающим развитием "массовой культуры", в связи с включением людей в стихийный процесс сувенирной продукции, часто далёкий от основ традиционной народной культуры. Этот процесс требует осмысления, организации, создания перспективной модели и форм обучения людей традиционным ремёслам, подготовке квалифицированных кадров, способных умело использовать возможности среды для эффективного обучения ремеслу и ответить современным запросам общества.

Современный этап развития российского общества характеризуется поиском путей выхода из кризиса, связанного с утратой ценностных ориентиров. Один из таких путей - возрождение традиций, сохранившихся в памяти людей, в описаниях современников, в произведениях искусства. «Из всех видов искусства наибольшей ценностью в этом смысле обладает декоративно-прикладное искусство, имеющее древние корни и выражающее этническое своеобразие, мировосприятие, дух того или иного народа» [2, с. 10]. Сила этнокультурной, духовной памяти не подчиняется обычным временным и пространственным границам и объединяет всенародное и классовое, коллективное и индивидуальное, прошлое и современное. Достижения согласия между традициями и современностью стало животрепещущей проблемой науки.

Библиографический список

1. Вагнер, Г.К. О соотношении народного и самодеятельного искусства. Проблемы народного искусства // Изобразительное искусство. - М., 1982.

2. Некрасова, М.А. Народное искусство в условиях массовой коммерциализации культуры // Народное искусство России в современной культуре ХХ-ХХ1 вв. - М., 2003.

3. Богуславская, И.Я. Значение местных традиций для развития современного народного искусства. - М.: Форум, 1998.

4. Богуславская, И.Я. Проблемы традиций в искусстве современных народных промыслов. - М.: Наука, 2001.

5. Максимович, В.Ф. Народное искусство, история и современность // Народное творчество. - 2007. - № 4.

6. Молотова, В. Н. Декоративно - прикладное искусство. - М.: Форум, 2007.

7. Русакова, Л.М. Традиции изобразительного искусства русских крестьян Сибири. - Новосибирск: Наука, 1989.

8. Кузнецова, Т.В. Народное художественное творчество. - М.: Знание, 1985.

Статья поступила в редакцию 2.06.09

УДК 801.3

Ю.А. Маркина, преподаватель АГТУг. Барнаул, E-mail: 5markins@mail.ru РЕЛИГИОЗНАЯ КАРТИНА МИРА: ПСИХОЛИНГВИСТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ

На основе последних исследований в области лингвистики религиозного текста автор дает определение религиозного концепта, религиозного сознания и религиозной картины мира, а также перечисляет их важнейшие отличительные особенности.

Ключевые слова: религиозная картина мира, религиозный концепт, религиозное сознание индивида, религиозный текст, религиозный дискурс.

В настоящее время лингвисты проявляют все больший интерес к изучению религиозного текста, о чем свидетельствуют научные работы, опубликованые в последние годы [1; 2; 3; 4; 5; 6; 8; 9; 10; 11]. Вместе с тем, специфика влияния религиозного текста на сознание индивида остается малоисследованной, а работы, посвященные психолингвистическим аспектам религиозного текста, - единичными.

Так, О.Н. Касаткина исследует тексты Евангелий Нового Завета на глубинном и поверхностном уровне их структуры. Она рассматривает не только структуру сакрального текста Евангелий, но и то, как евангельский инвариант жизненного пути Христа фиксируется в сознании индивидов, становясь фрагментом русской языковой картины мира [4]. Инвариант понимается ею как абстрактное обозначение одной и той же сущности (в данном случае, событий жизни Иисуса Христа) в отвлечении от ее конкретных модификаций. На содержательном уровне, по ее мнению, евангельский текст, преломленный в индивидуальном сознании, является интерпретированным фрагментом русской языковой картины мира. Это положение подтверждает и опрос, проведенный автором исследования, который показывает, что хотя Евангелия (полностью или фрагментарно) читали лишь 50% респондентов, основные события жизни Иисуса Христа (Рождество, Распятие, Воскресение) называют 93%, то есть, абсолютное большинство участников опроса. Эти данные позволяют О.Н. Касаткиной говорить о том, что жизненный инвариант Христа присутствует в сознании практически каждого носителя русского языка, независимо от его знакомства с текстами Священного Писания. Иными словами, в сознании практически каждого индивида присутствуют религиозные концепты различной степени развернутости и сформированности.

Диссертационное исследование С.В. Федотовой в парадигме социо- и психолингвистики посвящено исследованию библейского мифа, который она рассматривает в качестве конвенционального стереотипа, выполняющего функцию регулятора восприятия при интериоризации вербальных произведений [5]. Миф трактуется ею как компонент сознания и способ мировоззрения, вербализация которого может свидетельствовать о содержании концептуальной системы продуцента и его доминирующей мотивации. С.В. Федотова определяет миф как средство хранения и представления знаний в концептуальной системе индивида. Проведенное ею экспериментальное исследование подтверждает то, что понимание мифа актуализируется как функциональная система смысла. В своей работе она использует термин «прозрачные библеиз-мы», понимая под ними лексемы, связь которых с Библией не

столь очевидна. Исследование показало, что библейские топонимы и антропонимы вызывают реакции религиозного характера практически у всех респондентов, в то время как прозрачные библеизмы продуцируют религиозные реакции только у лиц со сформированной религиозной картиной мира и не связанные с религией реакции у лиц с несформированным религиозным компонентом картины мира. Ассоциативный эксперимент, проведенный С.В. Федотовой, подтверждает важный вывод О. Н. Касаткиной о том, что религиозный компонент разной степени сформированности и осознанности присутствует в сознании практически каждого носителя русского языка.

Изучая фрейм «религиозная группа» на материале современных центральных российских и американских печатных средств массовой информации, И.В. Колмагоров [1] проводит исследование на стыке лингвокультурологии и психолингвистики. Автор полагает, что широта охвата аудитории, которой обладают современные СМИ, позволяет выявить особенности американского и российского религиозного сознания, включающего наличие ценностной оппозиции «свой-чужой», источником которой являются российские и американские медиатексты. Модель фрейма «религиозная группа» в русском и английском языках имеет, по мнению автора, следующий вид: «приемлемые религиозные группы», «нейтральные религиозные группы» (свои) и «неприемлемые религиозные ГРУппы» (чужие). Соотношение «приемлемые религиозные группы» - «неприемлемые религиозные группы» имеет различное когнитивное наполнение в медиатекстах на этих двух языках и представляется асимметричным. В российской печати наблюдается направленность на безусловное принятие в качестве «своих» лишь небольшой части религиозных групп, в то время как остальные причисляются к категории «чужих». В американской же прессе имеет место обратная тенденция, характеризующаяся принятием максимально большого числа религиозных групп в качестве «своих» и незначительного - в качестве «чужих».

И.В. Колмагоров полагает, что наличие оппозиции «свой - чужой» и негативное восприятие «чужого» в российской печати объясняется мифологическими особенностями российского религиозного сознания. К сожалению, И. В. Колмагоров не рассматривает подробно другие свойства религиозного сознания и не проводит ассоциативного эксперимента, который мог бы подтвердить сделанный им вывод относительно мифологических свойств религиозного сознания.

И.М. Пиевская исследует религиозный дискурс в лингвокультурологической парадигме, рассматривая его как раз-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.