Научная статья на тему 'ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫЙ И ХУДОЖЕСТВЕННО-ФИЛОСОФСКИЙ МИР ТВОРЧЕСТВА А. ИСМАИЛОВА (НА МАТЕРИАЛЕ ПРОЗАИЧЕСКИХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ)'

ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫЙ И ХУДОЖЕСТВЕННО-ФИЛОСОФСКИЙ МИР ТВОРЧЕСТВА А. ИСМАИЛОВА (НА МАТЕРИАЛЕ ПРОЗАИЧЕСКИХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ) Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
дагестанская литература / художественный психологизм / нравственность и духовность / Абдуселим Исмаилов / образы-типы / миниатюра / драматизм прозы / Dagestani literature / artistic psychology / morality and spirituality / Abduselim Ismailov / types of images / miniature / dramatic prose

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Ф.И. Казимагомедова

В статье на основе разностороннего анализа исследуются проблемы духовности и нравственности в произведениях Абдуселима Исмаилова в контексте специфических взаимоотношений героев произведений и их отношения к человечности. Проблемы, которые поднимает автор в своих произведениях, особенно актуальны в современном мире, а нравственность рассматривается в качестве фундаментальной составляющей человеческих взаимоотношений и их понимания ценности жизни, что особенно актуально в условиях современных войн. Отказ от морали во всех ее проявлениях приводит к деградации и саморазрушению, ухудшению человеческих, межличностных отношений, к глобальным разрушениям. Данная проблема рассматривается на материале средних и малых прозаических жанров с опорой на обзорный, типологический, сравнительный и аналитический методы исследования. В статье также отмечается многогранность творчества и художественного таланта современного дагестанского прозаика Абдуселима Абумислимовича Исмаилова.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SPIRITUAL, ARTISTIC AND PHILOSOPHICAL WORLD OF CREATIVE WORK OF A. ISMAILOV (THE STUDY OF PROSE)

The article on the basis of a comprehensive analysis comprehensively explores problems of spirituality and morality in works of Abduselim Ismailov in the context of the specific relationship of heroes of his works and their relationship to humanity. Problems, which the author raises in his works, are particularly relevant in the modern world, morality is seen as a fundamental component of human relationships and their relationship to the value of life. This is especially true in modern warfare. Refuse from morality, from the value of life in all its manifestations leads to degradation, self-destruction, deterioration of human, interpersonal relations, to global destruction. This problem is considered on the material of medium and small prose genres with the support of the review, typological, comparative and analytical research methods. The article also notes the versatility of creativity and artistic talent of the modern Dagestan prose writer Abduselim Abumislimovich Ismailov.

Текст научной работы на тему «ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫЙ И ХУДОЖЕСТВЕННО-ФИЛОСОФСКИЙ МИР ТВОРЧЕСТВА А. ИСМАИЛОВА (НА МАТЕРИАЛЕ ПРОЗАИЧЕСКИХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ)»

о собственных преимуществах и об опасностях, которые угрожают «чужим» (в данном контексте - западным странам) в случае неправильного поведения.

Таким образом, оппозиция «свой - чужой» является средством актуализации ироничности в дискурсе, причем анализ иронического образа помогает определить, кто предстает в дискурсе политика как «свой» и как «чужой» в данный момент времени.

Под влиянием таких факторов, как этностиль, идиостиль и ситуативный контекст, складывается ироничность политической коммуникации как коммуни-

Библиографический список

кативная стратегия эмоционального воздействия, являющаяся разновидностью стратегии театральности. Ироничность политической коммуникации воплощается в дискурсе в дискурсивных тактиках с привлечением иронических образов, и может быть изучена как лингвистическая категория через анализ этих образов, характерных для русской и англоязычных культур. Ироничность познаваема и изучаема через иронический образ. Результаты анализа иронического образа дают основания судить о прагматических установках политика и его политических преференциях.

1. Van Dijk T.A. Discourse and manipulation. Discourse and society. 2006; Vol. 17 (2): 359-383.

2. Михалева О.Л. Политический дискурс: способы реализации агональности. Москва: Либроком, 2009.

3. Ларина Т.В. Этностилистика в ее коммуникативном аспекте. Известия РАН. Серия литературы и языка. 2007; Т. 66; № 3: 3-17.

4. Alba-Juez L. Irony as inferred contradiction. ВестникРУДН. Серия: Лингвистика. 2014; № 4: 139-152.

5. Земчихина Л.С. Ирония: к проблеме определения. Наука и школа. 2018; № 6: 155-161.

6. Горностаева А.А. Ирония как компонент английского стиля коммуникации. Москва, 2013.

7. Gornostayeva A.A. American political discourse: irony in pre-election campaign 2016. Russian Journal of Linguistics. 2016; Т. 20, № 4: 179-196. References

1. Van Dijk T.A. Discourse and manipulation. Discourse and society. 2006; Vol. 17 (2): 359-383.

2. Mihaleva O.L. Politicheskij diskurs: sposoby realizacii agonal'nosti. Moskva: Librokom, 2009.

3. Larina T.V. 'Etnostilistika v ee kommunikativnom aspekte. Izvestiya RAN. Seriya literatury i yazyka. 2007; T. 66; № 3: 3-17.

4. Alba-Juez L. Irony as inferred contradiction. VestnikRUDN. Seriya: Lingvistika. 2014; № 4: 139-152.

5. Zemchihina L.S. Ironiya: k probleme opredeleniya. Nauka i shkola. 2018; № 6: 155-161.

6. Gornostaeva A.A. Ironiya kak komponent anglijskogo stilya kommunikacii. Moskva, 2013.

7. Gornostayeva A.A. American political discourse: irony in pre-election campaign 2016. Russian Journal of Linguistics. 2016; T. 20, № 4: 179-196.

Статья поступила в редакцию 29.03.24

УДК 821.351.32

Kazimagomedova F.I., Cand. of Sciences (Philology), senior lecturer, Department of Dagestan Literature, Dagestan State Pedagogical University n.a. R. Gamzatov;

teacher (Russian Language, Literature), Professional and Pedagogical College of the DSPU n.a. R. Gamzatov (Makhachkala, Russia), E-mail: fainamaka@mail.ru

SPIRITUAL, ARTISTIC AND PHILOSOPHICAL WORLD OF CREATIVE WORK OF A. ISMAILOV (THE STUDY OF PROSE). The article on the basis of a comprehensive analysis comprehensively explores problems of spirituality and morality in works of Abduselim Ismailov in the context of the specific relationship of heroes of his works and their relationship to humanity. Problems, which the author raises in his works, are particularly relevant in the modern world, morality is seen as a fundamental component of human relationships and their relationship to the value of life. This is especially true in modern warfare. Refuse from morality, from the value of life in all its manifestations leads to degradation, self-destruction, deterioration of human, interpersonal relations, to global destruction. This problem is considered on the material of medium and small prose genres with the support of the review, typological, comparative and analytical research methods. The article also notes the versatility of creativity and artistic talent of the modern Dagestan prose writer Abduselim Abumislimovich Ismailov.

Key words: Dagestani literature, artistic psychology, morality and spirituality, Abduselim Ismailov, types of images, miniature, dramatic prose

Ф.И. Казимагомедова, канд. филол. наук, доц., ФГБОУ ВО «Дагестанский государственный педагогический университет имени Р. Гамзатова»,

г. Махачкала, преп., Профессионально-педагогический колледж ДГПУ имени Р. Гамзатова, г. Махачкала, E-mail: fainamaka@mail.ru

ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫЙ И ХУДОЖЕСТВЕННО-ФИЛОСОФСКИЙ МИР ТВОРЧЕСТВА А. ИСМАИЛОВА (НА МАТЕРИАЛЕ ПРОЗАИЧЕСКИХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ)

В статье на основе разностороннего анализа исследуются проблемы духовности и нравственности в произведениях Абдуселима Исмаилова в контексте специфических взаимоотношений героев произведений и их отношения к человечности. Проблемы, которые поднимает автор в своих произведениях, особенно актуальны в современном мире, а нравственность рассматривается в качестве фундаментальной составляющей человеческих взаимоотношений и их понимания ценности жизни, что особенно актуально в условиях современных войн. Отказ от морали во всех ее проявлениях приводит к деградации и саморазрушению, ухудшению человеческих, межличностных отношений, к глобальным разрушениям. Данная проблема рассматривается на материале средних и малых прозаических жанров с опорой на обзорный, типологический, сравнительный и аналитический методы исследования. В статье также отмечается многогранность творчества и художественного таланта современного дагестанского прозаика Абдуселима Абумислимовича Исмаилова.

Ключевые слова: дагестанская литература, художественный психологизм, нравственность и духовность, Абдуселим Исмаилов, образы-типы, миниатюра, драматизм прозы

Актуальность темы данного исследования состоит в отсутствии специальных работ, посвященных изучению как духовно-нравственного и художественно-философского аспекта прозы, так творчества в целом одного из популярных дагестанских писателей XXI века Абдуселима Исмаилова, чье многогранное творчество охватывает актуальные проблемы современности, главной из которых является нравственность и духовность. По мере углубления литературно-критической мысли в духовно-нравственный и художественно-философский мир творчества А. Исмаилова открывается больше неизученных аспектов, чем также обусловлена актуальность данного исследования. Кроме того, актуальность темы исследования объясняется и всевозрастающим интересом читателей к творчеству А. Исмаилова, где логика «комплектования» художественного мира писателя исходит из нравственно-этического дефицита современного мира.

К прямому или же опосредованному отражению темы нравственности и духовности обращалось не одно поколение художников слова. Однако произведения А. Исмаилова на эти темы полны психологизма и философского драматизма.

Посредством художественного слова, через создание яркой галереи образов, сложной образной системы, а также серии публицистических статей-раз-

мышлений с риторическим оттенком А. Исмаилов методично оказывает влияние на формирование общественного мнения. В его творчестве гармонично сочетаются национально-личностное с общечеловеческим, бытовое с философским («Последний вой» («Эхиримжи къув»), «Дявольские игры» («(«Шейт1анрин къ-угъунар («Хъел авур руьгьдикайни мизан квахьай вахтуникай повесть)»), «Мгновения» («Легьзеяр»), «Свадьба в тюрьме» («Дустагъда мехъер»), «Мой белый конь» («Зи лацу балк1ан») и др.). Итак, вопрос соотношений духовных образований и культурно-эстетических систем был актуален во все времена, к сожалению, он не стал менее значительным и в современном обществе, когда стремление философов, ученых, психологов и педагогов решить проблемы нравственности способствовали появлению в различных науках по обществознанию и человековедению целой системы исследовательских практик и работ Но приоритет в этой системе наук, по мнению многих исследователей, закрепился за литературоведением [1-10].

Цель нашей статьи заключается в исследовании духовно-нравственных и философских проблем прозаических произведений А. Исмаилова в контексте специфических взаимоотношений героев и описании художественно-философ-

ского миропонимания Исмаилова-художника. В центре внимания прежде всего оказывается национальное своеобразие характеров героев, отражающее систему нравственно-философских концепций самого писателя.

Для достижения поставленной цели нами решаются следующие задачи: изучение соответствующей литературы по теме исследования; на конкретном художественном материале («Дьявольские игры», «Последний вой», «Мгновения», «Мой белый конь» и др.) рассмотреть своеобразие духовно-нравственных и художественно-философских отношений и показать взаимосвязь духовно-нравственного и философского миров; выявить особенности восприятия духовно-нравственного мира персонажами и художественно-философской трактовки этого мира автором.

Содержание и направление нашего исследования в рамках данной статьи в качестве основных определили следующий выбор методов и приемов: аналитический (анализ произведений в единстве формы и содержания), сопоставительный, сравнительно-типологический, системный и интертекстуальный. Такие параметры, как выборка материала, сопоставление с аналогичным содержанием, классификация и описание содержания прозаических произведений стали основными приемами исследования.

Научная новизна статьи заключается в том, что впервые предпринята попытка целостного описания духовно-нравственных основ и художественно-философского мира прозы А. Исмаилова.

Теоретическая значимость состоит в определении и исследовании малоизученных аспектов прозы Абдуселима Исмаилова, в анализе особенностей преемственной связи миропонимания и мировосприятия писателя с системой духовно-нравственных ценностей, которые в последующем могут стать предметом детального анализа.

Практическая значимость обусловлена возможностью использования полученных результатов для дальнейшего изучения творчества А.А. Исмаилова, а также при подготовке комментариев к произведениям писателя и составлении учебно-методических материалов, пособий по дагестанской литературе в вузах.

Абдуселим Исмаилов - писатель-билингв. Он учился не только у своего (лезгинского) фольклора и литературы, но и у всей дагестанской, а также мировой литератур, что, несомненно, наложило отпечаток на его мышление, мировоззрение, на особенности его художественного мастерства и писательской манеры. В своем творчестве он часто использует фольклорный и этнографический материал с обязательной опорой на народную философию.

В своих предыдущих исследованиях по лезгинской литературе мы не раз подчеркивали, что творчество писателя Абдуселима Исмаилова отмечено глубоким проникновением в психологию человека, большой тонкостью в изображении человеческих чувств и характеров, глубиной и убедительностью в описании перемен в сознании людей. Как писатель, он стремится видеть и выделить в человеке возвышающие его черты, которые, по сути, и делают его человеком (повесть «Мой белый конь», поэма-эссе «Тысяча дум о Кавказе», драма «Свадьба в тюрьме», «Легенда о Шах-Албурзе и говорящем камне», рассказы «Дикая слива», «Шелковица старухи Залму» и др.).

Личная позиция писателя как автора и гражданина в большей степени раскрывается в его раннем творчестве, которая выражается в следующем: только тот, кто верен заветам предков и сохранит верность моральным принципам, противостоит испытаниям и напастям. Реализовалась данная позиция, как правило, в необычных, неповторимых оригинальных характерах, не вписывающихся в будни, то есть в образах тех, кто несет в мир что-то свое особое, неповторимое, выделяющее их из массы однородных характеров-типов, что, на наш взгляд, несколько сближает его с В. Шукшиным. Они (герои произведений А. Исмаилова), оказавшись в силу различных обстоятельств перед нравственным выбором, руководствуются силой духа и разума в выборе добра и зла, т. е. совестью.

В произведениях этого периода общность проблематики и близость прозы А.А. Исмаилова и авторов, относимых критикой к поколению «деревенщиков» (В. Шукшин, В. Распутин, В. Астафьев и др.) очевидна.

В центре этих произведений стоят проблемы одиночества стариков, сохранения нравственной и духовной чистоты людей, жизни человечества, изображение кризисного состояния села и человека труда. В то же время уделяется внимание человеку, его настроению, мечтам, душевному состоянию перед лицом личной или всеобщей беды, а также его скрытым ресурсам, дающим ему силы в стремлении жить.

Однако манера изложения, характер конфликта и страстей, умение воспроизводить психологические основы персонажей в поздних произведениях уже говорят о чеховской манере. В то же время А. Исмаилов как и Ч. Айтматов, убежден, что «в столкновении вечного и текущего в жизни человек-труженик интересен и важен настолько, насколько он личность, насколько велика его духовная нагрузка, насколько сконцентрировано в нем его время...»: [1, с. 56]. Однако данные утверждения не должны восприниматься как сравнения Абдуселима Абу-мислимовича с кем-либо из названных писателей. А.А. Исмаилов состоявшийся, зрелый и ответственный за свои «детища» автор, имеющий свой слог, стиль и почерк, свою манеру изложения.

Исмаиловская манера и стиль в своей неповторимости остаются безошибочно узнаваемыми, что особо подчеркивал и Куйбыш Исабеков в своей статье «Исследователь народной души»: «Он (А. Исмаилов) занимает достойное место в ряду лучших прозаиков Дагестана. Самое главное, его не перепутаешь ни с

кем, кто работает в этом жанре. Несомненно его творчество - это явление в лезгинской литературе...» [2, с. 4].

Наибольший интерес критиков и литературоведов вызвала книга «Свадьба в тюрьме», на которую мы в своем исследовании в основном и будем опираться.

Согласно единому мнению литературоведов А.М. Вагидова, Ф.И. Казима-гомедовой и Х. Хаметовой, одно из основных открытий Абдуселима Исмаилова - новые отношения между изменяющимся и устойчивым началами душевной жизни.

Литературный персонаж, как известно, «создается в процессе изображения серии последовательных появлений или упоминаний одного лица» [3, с. 272]. В последующем все это усиливается речевой характеристикой, изображением действий, внешних черт, внутренних состояний, повествованием и связанных с ним событий, авторским анализом, образуя определенное единство. А. Исмаи-лов создает и передает характеры, которые нельзя понять и воспринять без той идеи, нравственно-философской задачи, которую решает каждый из них. Например, когда мы знакомимся с историей Бедназара из повести «Дьявольские игры, или повесть об оскорбленном духе и о времени, сошедшем с ума», погружаемся в атмосферу 90-х годов прошлого столетия. Перед нами встают два типа героев, один из которых - представители и воспитанники советской идеи, а второй - представители нового, «свободного» времени и свободных нравов. Бедназар - главный герой повести - будучи воспитанником «старого» времени, так и не стал носителем идей своего времени, с приходом перемен в обществе и политике в его жизни и убеждениях также по-прежнему ничего не поменялось. Он застрял на перепутье. Он труженик, не карьерист, прост, как и его мечты и желания, наивен, не способен на поступок, то есть обыкновенный, согласно описанию автора: «Жил себе, поживал один человек. <•••>... Среднего роста, характера не буйного, не без доли обаяния, никому не в тягость... <• • •> Ничем особенным он не выделялся, как и все прочие в селе: имел дом, жену, детей, скотину во дворе. О том, чего у него не было, пока еще он и сам не задумывался, пока еще он осознавал себя обыкновенным человеком среди обыкновенного сельского люда, одним из многих, себе подобных» [4, с. 4]. Однако и его «Я» взбунтовалось против своего физического тела. И в этих спорах со своим «Я» Бедназар проиграл: «... завершились споры Бедназара с его душой. Из-за злости на мир, сошедшего с ума, не дающего человеку покоя от рождения его до смерти, они наказали друг друга» [4, с. 126].

Бедназар - обыватель, тип «маленького» (в начале произведения) и «лишнего» (в конце произведения) человека в одном лице; человек бездейственный, «футлярный». Этот герой появился в обществе в 90-е годы прошлого столетия. Однако художественная литература в силу разных причин (не формат, не интересен и т. д.) предпочитала не уделять ему внимания. В образе Бадназара А. Исмаилов создает реально новый тип литературного героя, прототипом которого являлась большая часть общества 90-х: испуганных, растерянных, потерянных, разочарованных, сломавшихся от неоправданных надежд. У Исмаилов А.А. практически все образы - типы. Ему удалось, исходя из исторического момента, придать создаваемым образам типичность, избегая схематизма и примитива, обозначив при этом и подчеркнув основополагающую черту, которая встречается и у других людей. Исходя из «социальной функции художественного образа» [5, с. 245], имя Бедназар постепенно стало в народе нарицательным.

Применив сравнительно-типологический метод в процессе системного анализа прозы Абдуселима Абумислимовича, мы установили, что образ Бед-назара также явился переходным этапом в творчестве и для самого писателя. В последующих прозаических произведениях на первый план в создании образов выдвигается мудрость и вера во всех ее проявлениях. В этот период писатель чаще обращается к миниатюре и жанру короткого рассказа как к мобильным. Но даже в рамках небольших произведений автору удается сохранить глубину, характерность и яркость создаваемых образов. Характерная черта - каждое прозаическое произведение завершается обнадеживающей фразой, заставляющей читателя погрузиться в себя до основ. Читатель не замечает, как, «слой за слоем» снимая с себя шелуху социологических условностей, обнажается и очищается. Для примера обратимся к миниатюрам. Конечно же, примеры нами будут приводиться в сокращении.

1. Я проснулся.<->

- О, благодать, какая! До чего же светло и прозрачно за окном! <•••> Я замер. <• • •> И - тишина, позволяющая услышать даже шум сползающей с листьев утренней росы. Кристальная чистота - и на земле, и на небе.

- О, если бы так было каждый день: светло, чисто, тихо... На завтрашний день - вся надежда. О, если бы она не обманула..[4, с. 406].

2. Эту дорогу протоптали и мои ноги... Давно... Теперь она заросла травой. Травой времени. <• • •> Дорога, мечтающая о том, чтобы мои ноги ее топтали, приводит их в движение. К тому повороту - на свидание с ней! И вот -передо мной возникает она сама, кажущаяся взору зажженной, юная груша, с листвы которой еще не испарилась полная солнечных лучей ночная роса. Эта родной земли непорочная дочь, что, если бесплодна в этом году, то в следующем непременно станет плодоносной... [4, с. 406].

3. - Спасибо за этот день...

- Мы достигли своей цели...

О, если бы цели каждого человека, каждый раз достигались...(«Под водопадом».).

4. ...Без причины в этом мире ничего не происходит. Ночные птицы, в моем понимании, - это старые люди, прожившие целый век, набравшиеся мудрости, выдержки и терпения и, даже потеряв зрение, остаются зрячими. Их мало кто будет слушать, но они поправят во всем и всех рассудят... [4, с. 409]. и т. д.

Здесь стоит обратить внимание, что последние предложения миниатюр оформлены автором многоточием, которое, как известно, характеризуется стилистическим своеобразием. Так автор передает умиротворенность через взволнованность, надежду через отчаяние, вечность через мгновение, зрелость через юность, зрелую нравственность через подлинный лиризм, трепетность личного ощущения и восхищения вечностью каждого героя. Следовательно, для автора в целях передачи чувств героев в данных текстах была важна эмоциональная составляющая многоточия, позволяющая читателю задумываться и одновременно домысливать.

Сохраняя свои характерные особенности в создании произведений - простоту слога, близость к народным выражениям, к созданию простых, несколько нелепых и порочных образов и т. д. - Исмаилов А. вместе с тем делает здесь шаг в сторону создания героев-мудрецов, чем и отличается его поздняя проза.

В прозаических произведениях позднего периода А.А. Исмаилов стремится к художественному философскому познанию человека. Он (автор) открывает противоречия сознания, которые, по сути, были известны давно и меняют лишь внешние формы и функции. Понимая, что «в человеке, как в фокусе, сходятся все видимые и невидимые лучи действительности, разглядеть душу человека, понять, что с ней происходит, познать сокровенную жизнь ее, значит понять суть и характер времени, исторического процесса» [6, с. 87], он в своей прозе углубленно и детально не просто изображает, а исследует судьбу современника, и в этом творческом процессе, как результат последнего, психологический анализ соединяется с социальным исследованием. На первый план выдвигается «вопрос ценности надежды и веры в жизнь» [7, с. 304]. Так, в рассказе «Зима» А. Исмаилов в процессе конкретной ситуации и диалога раскрывает отношение двух поколений к ценности жизни.

Герои в произведении не имеют имен, так как проблема, поднятая автором, намного шире, глобальнее. Она выходит за рамки обычных взаимоотношений двух людей. Для автора важен взгляд на одно и то же разных людей, представителей разных поколений, поэтому главных героев автор обозначает как старик и молодой. В создании их образов, в раскрытии их характеров автор использует параллель. Этот небольшой текст (короткий рассказ) целиком построен на антонимах: «...сильно хлопнув дверью, молодой человек высокомерно покинул машину» [4, с. 418].

Старик научился ценить жизнь во всех ее проявлениях - молодой не видит этой ценности, в проявлениях природы он видит только наказание. Старик ласково говорит: «Моя машина» - молодой - «старое веретено». Старик - воплощение самообладания, веры и проницательности. Нравственная составляющая у этого персонажа является «выпуклой» и значимой, заключается она в терпимости, мудрости старика, его ощущении мгновений, дающих силы жить; мгновений, из которых и состоит жизнь.

Ключевое слово в речи старика относительно снега - благодать! - Молодой пытается скрыть свой страх, но не в состоянии скрыть гнев «перед многомиллионной армией снежных хлопьев» [4, с. 420]. «Пока молодой, в гневе, кроме покрытого снегом подъема на гору ничего не замечал, и старик, любующийся картиной ночного снегопада в свете машинных фар, кажущейся беспрерывным сходом небес на землю, были заняты разговором, с горки с шумом и радостными возгласами спустилась вереница детей...» [4, с. 498].

За сравнительно небольшой текст герой произведения, старик, в разных контекстах и конструкциях повторяет: «Какая зима! Какая благодать! Ты смотри как снег идет... А небо!.. Сколько красоты!..» [4, с. 419.] Старик называет снегопад «движением небес на землю» [4, с. 419], что несет за собой божью благодать. Ключевым в его высказываниях является слово «благодать», звучащее в восклицательных конструкциях, выражая подчеркнуто восхищенное отношение к жизни героя, что подтверждается и самим текстом. Жизнь научила его терпению, научила видеть красоту и благодать даже в малом.

Библиографический список

В другом рассказе (где также у героев нет имен) - «Камень под горой» - автор повествует о мимолетной и случайной встрече со старухой, однако заставляет задуматься читателя над ее словами, в которых выражена ее философия, то, к чему она пришла к концу жизни:

«Опущенная на грудь голова старухи закачалась из стороны в сторону, и она горестно добавила:

- Я как камень под горой, дети мои, зачем мне оставаться в этом мире?..» [8, с. 55]. Она не хочет вспоминать прошлое, «где похоронила детей». Но она все же думает о завтрашнем дне, потому что есть внуки, а главное, что ее утешает, обнадеживает, это то «...что есть меня опустить в могилу» [8, с. 55]. В этом произведении А. Исмаилов создает образ старости, перерастающий в образ одиночества, и не прерывающейся цепочки жизни: потеряла детей -плохо, есть внуки - надежда. В реплике «есть кому меня в могилу опустить» автор передает картину мира горцев как этносов. За этой репликой открывается целый мир отношения дагестанцев к жизни и смерти, божественному миропорядку как религиозно-философским категориям.

Резюмируя, типизируя человеческие натуры и наблюдения, а события дополняя воображением и вымыслом, А. Исмаилов выражает частное в общем, в индивидуальном - типическое, то есть раскрывает наиболее существенные стороны действительности, ее конкретные социально-исторические черты.

На протяжении небольшого рассказа (несколько притчевого характера) А. Исмаилов не рисует внутренний мир персонажа, не воспроизводя психологические основы, движения чувств. Он дает психологию во внешних проявлениях: в жестах, в мимике («мимический» психологизм), речи, телодвижениях. Психологизм А. Исмаилова в данном случае «скрытый», то есть чувства и мысли героев не изображаются, а угадываются читателем на основании их внешнего проявления (например, «опущенная на грудь голова старухи закачалась» и т. д.) [9, с. 587].

Итак, на основании проведенного системного анализа произведений мы пришли к следующим выводам.

В произведениях современного дагестанского прозаика А. Исмаилова перед нами не отвлеченные, а живые люди, чья реальность подтверждается и самой окружающей каждого героя обстановкой, и его портретом, и поведением, вербальными и невербальными элементами, сопровождающими речь, характером, тональностью речи.

Создаваемые персонажи не оказываются в экстремальных ситуациях войны, внешних глобальных катастроф, однако переживают внутренние катаклизмы, связанные с внутренней борьбой со своим «Я» («Дьявольские игры»), которые приводят героя к сложному нравственному выбору: «что с нами будет?», «нужна ли такая жизнь?», «быть или не быть?», с какого времени и как «зло» стало называться «добром» и т. д. Взяв за основу сюжета самую обыденную ситуацию, Исмаилов А.А. представляет ее в виде занимательной фабулы, заворожив читателя вплоть да самой последней строчки. Проза последних лет характеризуется интересом автора к малым жанрам - миниатюрам, жанру короткого рассказа, что по-нашему мнению, объясняется мобильностью времени и возрастающими версификаторскими возможностями автора: выражение глубокой и емкой мысли в рамках малого по объему жанра.

Таким образом, проза А. Исмаилова на фоне современной дагестанской литературы является высшей точкой аналитического, объясняющего психологизма. Поэтому его произведения, по-нашему глубокому убеждению, на современном этапе на фоне дагестанской литературы являются единственным в своем роде материалом для постановки теоретических вопросов художественного психологизма, которые мы лишь затронули в процессе исследования и анализа проблемы духовности и нравственности в контексте философских воззрений его творчества.

Сознание того, что в настоящем заключено будущее, не покидает автора. Потому современность он видит не только в изображении современного социального устройства, в характеристике современных нравов и страстей, но и в победе над низкими инстинктами, в людях, совершающих подвиги («Последний вой» «Эхиримжи къув»), что может стать темой дальнейших исследований.

Основное качество рассказов - особый драматизм, вносящий трагедийную ноту в решение проблемы человека в живом природном мире.

1. Кузьмин А.И. Повесть как жанр литературы. Москва, 1984.

2. Исабеков К. Исследователь народной души. Дагестанская правда. 2007; 29 марта: 4.

3. Гинзбург Л.Я. О психологической прозе. Ленинград: Художественная литература, 1977.

4. Исмаилов А. Ночь перед новолунием: Повести, рассказы, новеллы. Перевод с лезгинского языка. Махачкала: ГАУ «Дагестанское книжное издательство», 2013.

5. Левидов А.М. Автор - образ - читатель. Ленинград: Издательство ЛГУ, 1977.

6. Казимагомедова Ф.И. Предвосхищая будущего зов. Махачкала, 2007.

7. Казимагомедова Ф.И., Магомедова С.А. Сон как способ отображения и постижения действительности в повести Абдуселима Исмаилова «Дьявольские игры, или повесть об оскорбленном духе и о времени, сошедшем с ума». Мир науки, культуры, образования. 2015; № 6 (55): 302-305.

8. Исмаилов А. Свадьба в тюрьме: Повести, драмы, рассказы, монологи. Махачкала ГУП «Дагестанское книжное издательство», 2005.

9. Казимагомедова Ф.И., Магомедова П.А. Компоненты невербальной коммуникации, их роль и значение в художественном тексте (на примере произведений дагестанских авторов). Мир науки, культуры, образования. 2023; № 3 (100): 586-588.

10. Антология литературы народов Северного Кавказа: в 5 т. Пятигорск: ПГУ 2022; Том II.

References

1. Kuz'min A.I. Povest'kakzhanrliteratury. Moskva, 1984.

2. Isabekov K. Issledovatel' narodnoj dushi. Dagestanskaya pravda. 2007; 29 marta: 4.

3. Ginzburg L.Ya. O psihologicheskojproze. Leningrad: Hudozhestvennaya literatura, 1977.

4. Ismailov A. Noch'pered novoluniem: Povesti, rasskazy, novelly. Perevod s lezginskogo yazyka. Mahachkala: GAU «Dagestanskoe knizhnoe izdatel'stvo», 2013.

5. Levidov A.M. Avtor- obraz -chitatel'. Leningrad: Izdatel'stvo LGU, 1977.

6. Kazimagomedova F.I. Predvoshischaya buduschego zov. Mahachkala, 2007.

7. Kazimagomedova F.I., Magomedova S.A. Son kak sposob otobrazheniya i postizheniya dejstvitel'nosti v povesti Abduselima Ismailova «D'yavol'skie igry, ili povest' ob oskorblennom duhe i o vremeni, soshedshem s uma». Mir nauki, kultury, obrazovaniya. 2015; № 6 (55): 302-305.

8. Ismailov A. Svad'ba v tyur'me: Povesti, dramy, rasskazy, monologi. Mahachkala GUP «Dagestanskoe knizhnoe izdatel'stvo», 2005.

9. Kazimagomedova F.I., Magomedova P.A. Komponenty neverbal'noj kommunikacii, ih rol' i znachenie v hudozhestvennom tekste (na primere proizvedenij dagestanskih avtorov). Mir nauki, kultury, obrazovaniya. 2023; № 3 (100): 586-588.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

10. Antologiya literatury narodov Severnogo Kavkaza: v 5 t. Pyatigorsk: PGU, 2022; Tom II.

Статья поступила в редакцию 20.04.24

УДК 821.351.43

Mankieva E.Kh, Doctor of Sciences (Philology), Acting Head of Department of Russian and Foreign Literature, Ingush State University (Magas, Russia),

E-mail: aset.mankieva@mail.ru

IN THE SILENCE OF THE VILLAGE BARRACKS (M.YU. LERMONTOV IN THE GRODNO HUSSAR REGIMENT). The article examines the period of M.Yu. Le-rmontov's stay in the Grodno Hussar Regiment in Novgorod Province, describes his activities during his service, relationships with fellow soldiers, as well as the history of the creation of the regiment and the current state of this cultural object. In the Grodno Hussar Regiment, the poet worked on "A Hero of Our Time," wrote the main edition of "Demon," and painted the paintings "Circassian" and "Memories of the Caucasus." The Caucasus can be called the intellectual and spiritual cradle of Lermontov. The poet developed Pushkin's Caucasian motif in his work, and this subsequently contributed to the creation of national cultures and literature of the majority of the peoples of the Caucasus. For Lermontov, the Caucasus is an organic part of his homeland, where he repeatedly visited his relatives as a child, traveled, was treated with mineral water, and served as an officer in the Russian army. Lermontov in the Caucasus was not interested in military romance, but in the deep culture of the Russian East. Lermontov's poetry is often considered in its connections with the works of Russian and European writers. At the same time, the source of Lermontov's poetry was the living reality: his own observations, folk tales, legends and songs, stories of experienced people - in general, the life around him in its development. Lermontov's Caucasian works are imbued with a feeling of deep respect for the peoples of the Caucasus. And at the same time, the poet brilliantly grasps the tragic nature of this senseless war, which fell heavily on the shoulders of both the soldiers of the Russian army and the indigenous peoples of the Caucasus. Love for the Fatherland helped Lermontov to comprehend the virtues of other peoples inhabiting Russia. He had a keen interest in the language and poetry of the peoples of the Caucasus.

Key words: Grodno Hussar Regiment, Novgorod Province, Selishchensky barracks, conductor of hussars' affairs and feasts, exceptional nature

Э.Х. Манкиева, д-р филол. наук, и.о. зав. каф. русской и зарубежной литературы Ингушского государственного университета, г. Магас,

E-mail: aset.mankieva@mail.ru

В ТИШИ СЕЛИЩЕНСКИХ КАЗАРМ

(М.Ю. ЛЕРМОНТОВ В ГРОДНЕНСКОМ ГУСАРСКОМ ПОЛКУ)

В статье рассматривается период пребывания М.Ю. Лермонтова в Гродненском гусарском полку в Новгородской губернии, описаны его занятия во время прохождения службы, отношения с однополчанами, а также история создания полка и современное состояние данного культурного объекта. В Гродненском гусарском полку поэт работал над «Героем нашего времени», писал основную редакцию «Демона», картины «Черкес», «Воспоминания о Кавказе». Кавказ можно назвать интеллектуальной и духовной колыбелью Лермонтова. Поэт развил в своем творчестве пушкинский кавказский мотив, и это способствовало впоследствии созиданию национальных культур и литературы большинства народов Кавказа. Для Лермонтова Кавказ - это органическая часть его Родины, где он неоднократно бывал в детстве у своих родственников, путешествовал, лечился минеральной водой, служил офицером русской армии. Лермонтова на Кавказе интересовала не военная романтика, а глубинная культура российского Востока. Часто поэзия Лермонтова рассматривается в ее связях с произведениями русских и европейских писателей. В то же время источник поэзии Лермонтова составляла живая действительность: его собственные наблюдения, народные предания, легенды и песни, рассказы бывалых людей, в общем, окружающая его жизнь в ее развитии. Кавказские произведения Лермонтова проникнуты чувством глубокого уважения к народам Кавказа. И в то же время поэт гениально прозревает трагический характер этой бессмысленной войны, которая тяжелым бременем ложилась на плечи как солдат русской армии, так и коренных народов Кавказа. Любовь к Отечеству помогла Лермонтову постигнуть достоинства других населявших Россию народов. Он испытывал живой интерес к языку и поэзии народов Кавказа.

Ключевые слова: Гродненский гусарский полк, Новгородская губерния, Селищенские казармы, коновод гусарских затей и пирушек, исключительная натура

Актуальность данного исследования обусловлена повышенным интересом к биографии М.Ю. Лермонтова и его преломлению в творчестве поэта. Различные биографические реалии свидетельствуют о глубокой патриотической составляющей, которая будет отражена в ряде его крупных произведений.

Цель настоящей статьи - проследить характер впечатлений и деятельности М.Ю. Лермонтова во время пребывания в Гродненском гусарском полку.

Задача исследования - проанализировать контакты М.Ю. Лермонтова, разные влияния, характер взаимодействия с окружением.

В качестве главных методов исследования были использованы истори-ко-биографический, сравнительно-описательный, метод контекстного анализа, аксиологический методы.

Теоретическая значимость статьи определена вниманием к биографическому подходу и особенностями отражения действительности в литературе. Сочетание реализма и романтизма определило его неповторимое своеобразие у М.Ю. Лермонтова.

Практическая ценность статьи заключается в возможности создания современных методик изучения биографии и преподавания творчества М.Ю. Лермонтова на основе методологических подходов, заложенных в данной статье.

Вопросы влияния биографии на творчество автора рождали интерес многих известных исследователей, ученых-лермонтоведов [1-10], среди которых назовем И.Л. Андронникова [2], З.Х. Тедтоеву [10, с. 95-103], П.А. Висковатого [3]. Они нашли отражение и в «Лермонтовской энциклопедии» [8], а также в работах В.А. Мануйлова и др. [9].

Однако, на наш взгляд, период службы Михаила Юрьевича в Гродненском гусарском полку до сих пор изучен неполностью, заслуживает более пристального внимания.

После первой кавказской ссылки поэт был освобожден усердиями Е.А. Арсеньевой, после чего был доставлен в Москву третьего января 1838 года. Во второй половине января он приехал в Петербург а двадцать шестого февраля он отправляется в лейб-гвардии Гродненский гусарский полк, который квартировал в то время в Новгородской губернии.

Но болезни, сложная дорога и многие моменты стали причиной того, что поэт прибыл в полк лишь 26 февраля.

Любопытные моменты о жизни М.Ю. Лермонтова в Гродненском гусарском полку можно отыскать в книге Елец Ю.Л. «История лейб-гвардии Гродненского гусарского полка 1824-1896», опубликованной в 1890 году. В этом полку служили многие известные люди: герой Отечественной войны 1812 года Яков Петрович Кульнев, декабрист Михаил Лунин, там начинал свою боевую службу национальный герой русского и болгарского народов, талантливый полководец Михаил Дмитриевич Скобелев. Сюда был переведен М.Ю. Лермонтов. Эти факты мы можем найти в работе А.С. Андреева-Кривича «Всеведенье поэта», написанной в 1978 году [1].

Гродненцы часто устрашали людей, к примеру, во время отсутствия военных действий в Варшаве подполковник Лунин не выходил на прогулку без сопровождения большого ручного медведя. Графиня Вильянова Потоцкая сильно боялась, поэтому отдавала приказы запирать все окна и двери при виде зверя [5, с. 81-82].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.