Образование и наука. Том 19, № 6. 2017/The Education and Science Journal. Vol. 19, № 6. 2017
СОЦИАЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА
УДК 13:316.334.3-053.8102 DOI: 10.17853/1994-5639-2017-6-161-181
ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫЕ ОСНОВЫ МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ В РЕАЛЬНОМ СЕКТОРЕ ЭКОНОМИКИ
Н. В. Попова
Уральский федеральный университет им. Б. Н. Ельцина, Екатеринбург (Россия).
E-mail: [email protected] Аннотация. Введение. Среди основных источников негативных явлений в молодежной среде и неудач в реализации молодежной политики выделяется базисное противоречие между рыночными отношениями и социальной сферой. Подмена целей общественного производства его средствами, резкий перекос в сторону примата рыночной экономики с ее единственным индикатором успешности в форме денег деформируют процесс становления личности молодого специалиста как в профессиональном, так и в социокультурном плане. Руководство предприятий, как правило, ожидает от поколения молодых работников инициативности и ролевого поведения, которое заключается в высококвалифицированном самостоятельном исполнении производственных функций. При этом недооценивается креативная значимость отношений «человек - человек». В связи с этим актуализируются вопросы социального нравственного воспитания молодых рабочих кадров, поскольку от их решения во многом зависит обеспечение и дальнейшее повышение конкурентоспособности производства.
Цель статьи - концептуализировать духовно-нравственные основы реализации молодежной политики в реальном секторе экономики.
Методология и методы исследования. Методология исследования заключается в комплексном применении антропологического, онтологического и аксиологического подходов. В ходе работы использовались диалектический метод; метод единства исторического и логического; статистический и сравнительный анализ.
Результаты и научная новизна. Показано, что в новой социально-экономической реальности одним из важнейших резервов развития предприятий являются духовно-нравственные характеристики молодых работников, формирование которых требует системных воспитательных мер. Рассмотрены аспекты реализации молодежной политики в производственном секторе российской экономики, в том числе на предприятиях Свердловской области. С социально-философских позиций проанализированы понятие «духовность»; особенности душевной стадии психики и духовной стадии самосознания; такие понятия, как «совершенство» как источник духа; «дух» как идеальный ген социальности и основа душевного здоровья; «нравственность» как первоисточник человеческой общности и креативных практик.
Утверждается, что все направления и формы работы с молодежью на предприятиях должны способствовать формированию высоких духовно-нравственных качеств, поскольку, не достигнув необходимого духовного уровня, человек не может состояться ни как гражданин, ни как специалист. Нравственность расширяет горизонт сознания молодых людей, позволяет им понять социальную значимость общего коллективного дела; без нее невозможны обретение работником профессиональной чести и появление у него ответственности за результаты своего труда.
Практическая значимость. Деятельность промышленных предприятий по разработке и внедрению этических кодексов и норм, осуществлению специальных программ нравственного воспитания работающей молодежи с привлечением для этой цели различных специалистов (врачей, психологов, социологов, теологов и т. п.) обязательно обернется положительным социальным и экономическим эффектом: повышением экономической устойчивости предприятия (а также региона и страны в целом), значительным уменьшением текучести кадров, сокращением случаев производственного травматизма, снижением числа нарушений трудовой дисциплины, прогулов и других девиаций в поведении молодых работников.
Результаты исследования могут быть использованы в организации работы с молодежью в реальном секторе экономики, при разработке социальных технологий и рекомендаций по проведению корпоративной молодежной политики; в процессе преподавания в вузах таких предметов, как социальная философия, социология, социальная психология, управление профессиональной карьерой.
Ключевые слова.: молодежная политика, дух, духовность, душевность, душевное здоровье, нравственность, реальный сектор экономики.
Благодарности. Автор выражает благодарность академику В. И. Заг-вязинскому и научному редактору журнала «Образование и наука» В. А. Федорову за вдумчивые комментарии и уместную критику начальной версии статьи, способствующие ее значительному совершенствованию.
Для цитирования: Попова Н. В. Духовно-нравственные основы молодежной политики в реальном секторе экономики / / Образование и наука. 2017. Т. 19, № 6. С. 161-181. DOI: 10.17853/1994-5639-2017-6-161-181.
MORAL AND SPIRITUAL FOUNDATIONS OF YOUTH POLICY IN REAL SECTOR OF ECONOMY
N. V. Popova
Ural Federal University named after B. N. Yeltsin, Ekaterinburg (Russia).
E-mail: NV_Popova@mailru
Abstract. Introduction. The basic contradiction between market relations and social sphere is distinguished from the main sources of negative phenomena
among young people and failures in realization of youth policy. Substitution of social production goals by its means, a sharp distortion towards a primacy of market economy with its only indicator of success in the form of money deform a process of formation of a personality of a young specialist both in professional, and in sociocultural plans. As a rule, management teams of enterprises expect the generation of young workers to possess initiative and role behaviour which consists in highly skilled independent performance of production functions. At the same time, creative importance of «Person - Person» relations is underestimated. In this regard, questions of social-moral education of young personnel are brought into focus, whereas providing and further increase in competitiveness of production in many respects depends on their decision.
The aim of the present article is to conceptualize spiritual and moral foundations of youth policy implementation in a real sector of the economy.
Methodology and research methods. The research methodology involves a comprehensive application of anthropological, ontological and axiological approaches. Dialectical method, method of historical and logical unity, statistical and comparative data analyses are used.
Results and scientific novelty. Spiritual and moral characteristics of young workers which formation demands system educational measures are one of the most important development provisions of enterprises in new social and economic reality. The questions of realization of youth policy in real sector of economy, including Sverdlovsk region, are considered. The following concepts and aspects are analyzed from social and philosophical perspectives: the concept «spirituality»; features of mental phase of psychology and spiritual stages of consciousness; the concept «perfection» as a source of spirit; «spirit» as the ideal gene of socialization and foundation of mental health; «morality» as a source of human community and creative practice.
It is stated that all directions and forms of work with youth at the enterprises have to promote formation of high spiritual and moral qualities; a person can not take place neither as a citizen, nor as an expert without having reached necessary spiritual level. Morality expands the horizon of consciousness of young people, allows them to understand social importance of common collective affairs; attainment of professional honour and responsibility for the results of own work by a worker are impossible without morality.
Practical significance. Work organization of industrial enterprises for development and deployment of ethical codes and norms, implementation of special programs of moral education of working youth with attraction for this purpose of various experts (doctors, psychologists, sociologists, theologians, etc.) will surely turn back positive social and economic effect: increase in economic stability of an enterprise (also region and country in general); considerable reduction of turnover of staff; reduction of cases of industrial injuries; decrease in number of violations of labour discipline; absence without leave, and other deviations in behaviour of young workers.
The materials and results of the investigation can be used as follows: organization of work with youth in real sector of economy; development of social technologies and science-based recommendations for the implementation of corporate youth policy; process of teaching of social philosophy, sociology, social psychology, management of professional career.
Keywords: youth policy, spirit, spirituality, sincerity, mental health, morality, real sector of economy.
Acknowledgements: The author expresses her deep gratitude to the Academician V. I. Zagvyazinsky, and V. A. Fedorov, Science Editor of The Education and Science Journal, for their thoughtful comments and pertinent criticism of the initial version of the article promoting its considerable improvement.
For citation: Popova N. V. Moral and spiritual foundations of youth policy in real sector of economy. The Education and Science Journal. 2017. Vol. 19, № 6. P. 161-181. DOI: 10.17853/1994-5639-2017-6-161-181.
Введение
Современные социально-экономические реалии требуют от предприятий активного поиска новых резервов для обеспечения успешности и конкурентоспособности производства. «Современное промышленное предприятие является большой и сложной системой, состоящей не только из сотен различных агрегатов и установок, связанных материальными, энергетическими и информационными потоками, десятков производственных участков, цехов и отдельных производств, но и из многочисленных вспомогательных подразделений, различных отделов и служб. Это не монолитное целое, а органическое единство большого числа различных производственных и организационных микроциклов, каждый из которых имеет свой ритм, свои масштабы в пространстве и времени, свои интересы и свое влияние на соседние участки и всю деятельность предприятия в целом. Решая задачу управления предприятием, приходится иметь дело не с отдельными объектами, а с их совокупностью, объединенной общей целью совместного функционирования»1.
В постиндустриальном обществе особое значение приобретает человеческий капитал, развитие у работников и коллективов субъектных качеств, мотивации к внедрению инноваций в сфере производства и управления. Важнейшим инструментом социального и корпоративного сплочения, способствующим решению общих задач, выступает молодежная политика, формирующая духовную солидарность молодежи на уровне государства и на
1 Пиггот С. Г. Интегрированные АСУ химическими производствами. Москва: Химия, 1985. С. 15.
уровне отдельного предприятия. Однако существует противоречие между потребностью в обеспечении высококвалифицированным персоналом реального сектора экономики, в том числе промышленных предприятий, воспроизводстве такого персонала и слабо выраженной молодежной политикой на производстве, особенно в части ее духовно-нравственных основ.
По результатам анализа показателей работы с молодежью в 2014 г. на 19 предприятиях Свердловской области1 приоритетными направлениями молодежной политики на них являлись физкультурно-оздоровительная деятельность, профессиональное развитие, а также культурно-массовая работа. Патриотическая и благотворительная деятельность находились на 6-м и 8-м местах соответственно. Данный факт свидетельствует о необходимости усиления работы по воспитанию молодежи на производстве.
Реализация продуктивно-творческого потенциала, по нашему глубокому убеждению, невозможна без системной работы по формированию духовно-нравственных качеств молодых работников2. В производственной среде реального сектора экономики происходит изменение нравственных ценностей и некоторых ориентиров молодежи. Вместе с тем на предприятиях мало внимания уделяется вопросам духовно-нравственного воспитания молодых работников. Объяснением тому может быть не только утрата общей идеологии, но и недостаточный уровень разработки духовно-нравственных основ молодежной политики в реальном секторе экономики. Мы попытались внести свой посильный вклад в решение данного вопроса.
Обзор литературы
«Несмотря на разницу подходов, принципов, форм, все страны признают необходимость и важность работы с молодежью, общая цель которой - содействие бесконфликтной интеграции молодых людей в общество» [1]. С конца XX века Совет Европы активно проводит «политику социальной сплоченности среди молодежи» [2]. В европейской Хартии опре-
1 В опросе участвовали предприятия: 1) ООО «ВИЗ-Сталь»; 2) ОАО «Завод № 9»; 3) ОАО «Металлургический завод им. А. К. Серова»; 4) ОАО «Нижнесергинский метизно-металлургический завод»; 5) ФКП «Нижнетагильский институт испытания металлов»; 6) АО Опытное конструкторское бюро «Новатор»; 7) ОАО «Серовский завод ферросплавов»; 8) ОАО «Облкоммунэнерго»; 9) ЗАО «Кушвинский завод прокатных валков» (ЗАО «КЗПВ»); 10) ОАО «Завод радиоаппаратуры»; 11) Рефтинский филиал ОАО «Дит-сманн»; 12) ОАО «СинТЗ»; 13) АО «Уральское производственное предприятие "Вектор"»; 14) ОАО «УКЗ»; 15) ФГУП «Уральский электромеханический завод»; 16) ООО «Уральские локомотивы»; 17) ОАО «Серовский механический завод»; 18) ОАО «Вента»; 19) ОАО «Научно-производственная корпорация "Уралвагонзавод"».
2 Положение молодежи Свердловской области в 2014 году: научные основы доклада правительству Свердловской области: монография / под общ. ред. Ю. Р. Вишневского; УрФУ. Екатеринбург: УМЦ УПИ, 2016. С. 343-344.
делены главные принципы молодежной политики, среди которых - «содействие обеспечению занятости среди молодежи, профилактические меры в социальной среде» [3].
Проблемы молодежной политики находятся в сфере интересов многих как зарубежных, так и отечественных ученых. За рубежом данная проблематика изучалась в рамках философии (Ж.-П. Сартр, М. Хайдеггер, К. Ясперс и др.), социологии (К. Беднарик, А. Коэн, К. Мангейм, М. Мид, А. Холлингхед и др.), психологии (Ш. Бюлер, Э. Шпрангер). Среди отечественных ученых пристальное внимание вопросам воспитания молодежи уделяли и продолжают уделять Ю. Р. Вишневский, Ю. Г. Волков, С. З. Гончаров, В. И. Добреньков, Э. Ф. Зеер, Ф. Д. Кадария, И. П. Савченко, В. А. Шаповалов, В. Т. Шапко и др.
Проведение исследований в области молодежной политики в отечественной науке в последнее время осуществлялось в рамках комплексной программы «Молодежь России», в разработке и реализации которой наряду с представителями различных регионов РФ приняли участие и уральские ученые и практики. В соответствии с Законом «О молодежи в Свердловской области»1 правительство региона ежегодно заслушивает доклады о положении молодежи в Свердловской области, которые готовятся на основе анализа статистической и социологической информации и выявления трендов развития молодежной среды.
Необходимо отметить, что при сохраняющемся дефиците исследований в области молодежной политики на промышленных предприятиях база для таких изысканий, благодаря трудам С. З. Гончарова, Ю. Р. Вишневского и А. Ю. Ховрина, все же была создана; имеется также успешный практический опыт пропаганды здорового образа жизни и профилактики вредных привычек, например, на одном из крупнейших заводов Урала и России - Синарском трубном заводе (г. Каменск-Уральский Свердловской области). Наиболее существенный вклад в приращение научных знаний в области теории воспитания духовности и нравственности внес С. З. Гончаров, взгляды которого мы всецело разделяем.
Материалы и методы
Поставив перед собой цель концептуализации духовно-нравственных основ реализации молодежной политики в реальном секторе экономики, мы выделили следующие задачи данной работы:
• определить сущность и своеобразие этой политики;
• раскрыть структурные компоненты ее духовно-нравственных основ;
1 «О молодежи в Свердловской области». Закон Свердловской области от 29 октября 2013 года № 113-03 / / Российская газета. 2013. 31 октября.
• обосновать необходимость приоритета духовно-нравственных основ при управлении молодежной политикой как на конкретном предприятии, так и в реальном секторе экономики в целом.
В исследовании, которое базировалось на аксиологическом, антропологическом и онтологическом подходах, применялись диалектический метод и метод единства исторического и логического. Анализ философской, педагогической, социологической литературы, а также международных документов и документов Совета Европы, координирующих отношение современного общества к молодежи, федеральных документов по вопросам молодежной политики, позволил определить сущность последней и ее особенности, в том числе выделить и раскрыть ее структурные духовно-нравственные компоненты. Обобщение и классификация нормативно-правовых документов, содержащих разделы о работе с молодежью на предприятиях; корпоративной документации промышленных предприятий при реализации программ «Молодежь»; анкетирование молодых сотрудников промышленных предприятий Свердловской области; статистический и сравнительный анализ данных; мысленный эксперимент и моделирование способствовали выявлению духовно-нравственных основ работы с молодежью в реальном секторе экономики.
Под молодежной политикой на предприятии (политикой в отношении работающей молодежи) мы понимаем «систему подходов, последовательных действий, направленных на достижение целей и решение задач для поддержки работающей молодежи в профессиональном саморазвитии и решении социальных проблем»1. Определяющая цель этой политики -закрепление молодых кадров на предприятии / в организации и снижение затрат на отбор и адаптацию в корпоративном пространстве вновь принятых молодых работников.
«Главные задачи молодежной политики на предприятиях:
• создание правовых, социально-экономических условий реализации молодыми работниками своего профессионального потенциала, социального становления, самореализации и участия молодежи в общественной и профессиональной деятельности;
• профессиональное воспитание и образование, адаптация работающей молодежи на производстве, создание условий для полноценной профессиональной самореализации; обеспечение карьерного роста молодых работников, способствующего повышению их социально-имущественного статуса, решение жилищных проблем;
1 Попова Н. В. Личностно-развивающие основы молодежной политики на современном промышленном предприятии: дис.... канд. филос. наук. Екатеринбург, 2012. С. 7.
• реализация общественно значимых инициатив, общественно полезной деятельности молодежи, молодежных организаций;
• реализация инновационного потенциала молодежи; создание условий для более полного включения работающей молодежи в политическую, социально-экономическую и культурную жизнь общества, в том числе средствами современных информационных технологий;
• расширение возможностей молодого человека в выборе своего профессионального пути; содействие культурному, духовному и физическому развитию молодежи»1.
Результаты проведенного в декабре 2015 г. социологического опроса 1000 молодых работников 22 промышленных предприятий, расположенных в 12 городах Свердловской области, показали, что формирование духовности и нравственности не входит в число активно реализуемых в трудовых коллективах направлений работы с молодежью. Например, только 12,5% респондентов указали пропаганду здорового образа жизни как одно из направлений осуществляющихся молодежных программ2.
Результаты исследования
Изучение духа и духовности всегда привлекало ученых, хотя в понятие «духовность» в различных отраслях знания вкладывалось и продолжает вкладываться разное содержание:
• в социологии духовность сводится к культуре;
• в этике - это обращенность человека к высшим ценностям, к идеалу, его сознательная устремленность к совершенству;
• в философии исторически сложились два направления в понимании духовности: религиозное и секулярное;
• с точки зрения религиозного понимания, духовность проявляется в переживании человеком непосредственной связи с божественным началом, стремление к которому, как предполагается, заложено в каждом человеке.
Русские мыслители В. С. Соловьев, Н. А. Бердяев, С. Н. Булгаков, И. А. Ильин, Н. О. Лосский, С. Л. Франк представляли духовность как особую реальность внутреннего опыта личности, в недрах которого человек переживает воздействие трансцендентных сил, что, в свою очередь, рас-
1 Положение молодежи Свердловской области в 2014 г.: научные основы доклада правительству Свердловской области: монография / под общ. ред. Ю. Р. Вишневского; УрФУ. Екатеринбург: УМЦ УПИ, 2016. С. 344.
2 Попова Н. В. Личностно-развивающие основы молодежной политики на современном промышленном предприятии: дис.... канд. филос. наук. Екатеринбург, 2012. С. 240-241.
Образование и наука. Том 19, № 6. 2017/The Education and Science Journal. Vol. 19, № 6. 2017 168
крывается через религию, мораль, искусство, научное творчество, в совокупности своей составляющих духовный опыт личности. Н. А. Бердяев понимал духовность как «высшее качество, ценность, высшее достижение в человеке»1. Религиозные философы России проводили анализ духовности с позиции онтологической силы личности.
В контексте секулярного, свободного от церковного влияния мировоззрения категория «духовность» тоже имеет достаточно широкий диапазон толкования. Учение об идеях как эталонах, совершенных прообразах земных образований (Платон), на долгий период определило понимание сущности духовной реальности с позиций ценностей.
Рационализм рассматривал категорию «разум» как соответствующую понятию «дух». Для ученых немецкой классической философии «дух» являл собой «всеобщее идеальное начало». Согласно теории И. Канта, человек принадлежит двум мирам: физическому миру причинности и умопостигаемому миру свободы. Духовное бытие человека раскрывается в сфере свободы. По Гегелю, дух - высшая ступень бытия. Ф. Энгельс, исходя из материалистических позиций, считал дух «высшим цветом материи».
В свое время К. Ясперс писал: «В современной западной философии категория духовности как онтологическое свойство человека не рассматривается в своей конкретности, а скорее подразумевается при использовании понятий с прилагательным "духовный": "духовные ценности", "духовный мир личности", "духовное начало" в человеке. В экзистенциальной философии духовность человека раскрывается через такие представления, как "самобытие", "подлинное бытие" человека, возможное лишь перед лицом "абсурдных ситуаций", ставящих перед ним "последние вопросы"».
Таким образом, духовность обретает многообразный спектр значений в культурно-антропологическом измерении.
В советской философии вопросы духовности общества разрабатывалась С. З. Гончаровым, М. С. Каганом, В. И. Копаловым, Д. В. Пивова-ровым, А. К. Уледовым, А. И. Яценко и др.
Сегодня в отечественной философии существует целый ряд моделей понимания духа в человеке. Например, в модели, предложенной М. С. Каганом, дух характеризует психическую деятельность «в ее целостности», «в реальной полноте охватываемых ею способностей, сторон, уровней, ме-ханизмов»2. А под духовностью «понимается субъектность человека, выра-
1 Бердяев Н. А. Дух и реальность // Философия свободного духа. Москва: Республика, 1994. С. 367.
2 Каган М. С. О духовном: опыт категориального анализа / / Вопросы философии. 1985. № 9. С. 93.
жающаяся в целостности его психической жизни»1. В модели интеллектуализма все осознаваемое есть дух [4, с. 200-201]. Наиболее распространена аксиологическая модель, в соответствии с которой дух - все понимаемое, осознаваемое или переживаемое как ценностное, а духовность определяется как способность индивида к выбору ценностей. Всеобщность значений сознания есть выражение общественности человека. Степень всеобщности сознания, универсальности мышления зависит от диапазона общения и общественных отношений [5, с. 55-97].
Духовная стадия человеческой субъективности постигается яснее путем ее сравнения с душевной стадией. Мы солидарны с С. З. Гончаровым в определении специфики душевной стадии психики:
• человек живет в основном чувственным опытом и сливается с ним;
• человек избирает ценности потому, что они хороши относительно него (его окружения). Критерием выступают субъективные чувства. Молодые люди творят себе кумиров, которые быстро развенчиваются жизнью. В результате - разочарование, уныние и негативизм, инстинкт вне идеала и размытость ценностного самосознания. Так молодые люди встают на путь девиантного поведения;
• силы души: воображение, мышление, вера, воля и др. между собой еще не согласованы. Над мышлением могут властвовать чувства [5, с. 42-43].
В молодости индивид не выступает субъектом широких по диапазону общественных отношений, прежде всего потому, что еще не включен как самостоятельная личность в большое общее дело по причине своего социального статуса: во-первых, он еще находится на попечении у старших и по преимуществу потребляет, а не производит, во-вторых, он еще не вовлечен как самостоятельная личность в большое общее дело и поэтому не владеет объективной мерой оценки себя и других лиц. Такой мерой как раз и является общее дело, взвешивающее социальный вклад, определяющее «социальный вес» каждого.
В связи с чем происходит переход от чувственного сознания к самосознанию? Включаясь в общее дело, человек начинает осознавать, что существует что-то сверхличное и очень важное - то, что является единым мерилом как отдельной личности, так и других лиц. «Во внешнем опыте и во внутреннем разум находит самого себя, утверждает самого себя, и во всем ином не теряет самого себя, но все иное прорабатывает и делает своим достоянием» [6, с. 45].
1 Каган М. С. О духовном: опыт категориального анализа / / Вопросы философии. 1985. № 9. С. 15-17.
Для понимания специфики духовной стадии самосознания необходимо выделить три ее аспекта:
• гносеологический: общее дело, субъектом которого личность становится, заставляет (побуждает) продвигаться от частных значений к всеобщим;
• аксиологический: человек избирает определенные ценности, которые с его точки зрения являются совершенными. «Воля к Совершенству есть основная сила духа и основное побуждение всякой истинной религиозности»1, совершенство - суть субстанции духа, и многообразные проявления духовности следуют именно из нее. По утверждению С. З. Гончарова, «многообразные проявления воли к совершенству и есть духовность» [7, с. 66];
• психологический: совершенство обретается единством разума, воли и чувств, поскольку его содержание - единение истинного, доброго и прекрасного.
Совершенство является источником духа, религии, культуры и воспитания. «Совершенное содержание, - пишет С. З. Гончаров, - жаждут по-своему ученые и художники, философы и праведники, миллиарды духовно зрячих людей. Обрести совершенное - этому посвящены самые важные евангельские Заветы: "Будьте совершенны, как совершенен Отец ваш Небесный" и "любите друг друга"» [7, с. 73]. Именно воспитание развивает у человека умения и навыки организовывать опыт объективно лучшим содержанием, что дает ему возможность обрести духовное самостояние, духовное достоинство, призвание и смысл жизни, а также способность к самоопределению и самоуправлению. Вопрос общечеловеческого и национального в культуре как потенциала духовной солидарности рассмотрен нами в совместной с С. З. Гончаровым публикации [8].
Дух - идеальный ген социальности. Высшие ценности обладают ин-тегративной социальной функцией и являются сердцевиной духа. «Как в экономическом обмене, - отмечает С. З. Гончаров, - необходимы единые выразители стоимости товаров (деньги), так и в общении и общественных отношениях необходимы единые выразители человеческой субъективности (ценности), с которыми люди себя идентифицируют как члены той или иной общности. Такие корневые ценности согласуют души людей в самом главном, получают религиозное освящение и предстают как святыни. Без согласия в душах не будет согласия во внешних делах. На основе корневых ценностей происходит первичный социальный акт -
1 Ильин И. А. Аксиомы религиозного опыта: в 2 т. Москва: Рарогъ, 1993. С. 56. Образование и наука. Том 19, № 6. 2017/The Education and Science Journal. Vol. 19, № 6. 2017
взаимное признание, понимание и доверие; из этого акта следуют духовное единение и солидарность, верность и служение» [7, с. 88]. «Добровольно принятые общие ценности есть основа гражданского мира, социального согласия, устойчивости государства и хозяйства. Корневые ценности направляют через социальные институты весь нормативный социальный контроль и планирование общей жизни, очерчивая границы дозволенного. Такие ценности, образно выражаясь, так же направляют чувства, волю и мышление, как звезды на небе направляют путь мореплавателя» [6, с. 52]. Духовный генотип нации заключает в себе основные ценности, специфику их субъективного восприятия и то самое главное из опыта, что народ исторически пережил, воспринял, понял и запечатлел в своем самосознании.
Вслед за С. З. Гончаровым мы считаем, что «дух есть идеальный "ген" нации, в котором в свернутой форме закодированы социальность и программа поведения народа. Духовный генотип центрирует национальное самосознание и в оформленном виде выступает как религиозно-культурный архетип, содержащий абсолютные ценности» [9, с. 161]. Если внедрение социальных «инноваций» осуществляется без учета духовного генотипа, происходит их отторжение: «Начинается религиозное, культурное, политическое и социальное противостояние, грозящее гражданской войной. Бьет час народной трагедии» [7, с. 89]. Инновации могут осуществляться в России лишь при условии восстановления корневых ценностей отечественной культуры.
В прикладном отношении - применительно к практике воспитания на промышленном предприятии - вышесказанное можно трактовать как рекомендации внедрения инноваций в молодежной среде с учетом общечеловеческих, национальных и корпоративных ценностей. Только в этом случае молодежь станет инновационным потенциалом организации, реализуя свои творческие способности и возможности во благо человека, предприятия, региона и страны в целом.
Дух - основа душевного здоровья. Здоровье - это не только телесное, но и психическое и социальное благополучие. С. З. Гончаров совершенно справедливо отмечает, что «душевное нездоровье несоматического характера имеет психические и аксиологические основания. Вопрос о душевном здоровье связан с тем, с чем личность идентифицирует свою "самость". Если она отождествляет ее не с внешним, а с внутренним, не с материальным, а с духовным, не с относительным, а с совершенным и объективно лучшим, то она обрела все основания для душевного здоровья» [7, с. 91].
Задачи в воспитании духовности. Воспитание духовности есть, по существу, развитие ценностного сознания. Ценность есть реальность, взятая
в ее значимости для потребностей, целей и идеалов человека. Иерархию ценностей часто представляют в виде треугольника, в основании которого находятся ценности единичные и относительные, а на вершине - ценности всеобщие и абсолютные. Чем ближе к вершине, тем меньше произвола в выборе ценностей и тем выше степень их совершенства и всеобщности.
«Воспитание ценностного сознания, - отмечает С. З. Гончаров, - предполагает решение двух основных задач. Первая из них - дать личности "лестницу" для восхождения на "вершину", вознести сознание от ценностей единичных ко всеобщим, погрузить его в совершенное содержание и вызвать эмоциональное переживание совершенства путем использования эмоционально-побудительной наглядности, будь то метафоры, сравнения, емкие художественные образы и символы, деяния великих людей. Путь к "вершине" индуктивный и описательный; на нем понимание закрепляется духовными чувствами. Надо перекалить внешне-предметную чувственность до утонченных, предельно легких фракций и растворить их в однородном чувстве совершенства, вознести юную душу в "солнечные пространства" прекрасных значений.
Вторая задача - помочь личности спуститься с «вершины» к «основанию»; но так, чтобы сознание удерживало "вершину" при усвоении частных ценностей. Этот обратный путь от всеобщего к особенному и единичному является теоретическим и дедуктивным. В его рамках раскрываются ценностные основы культуры народа, бытия человека, семьи, коллектива, Родины, правосознания и государства, труда и собственности, профессии, индивидуальный опыт обретения ценностей. В решении этих двух задач сознание личности от единичного (Е) к всеобщему (В) и к единству всеобщего и единичного в особенном (О), что можно выразить формулой Е - В - О. В сознании возникает "вертикаль" ценностей, позволяющая личности утверждать себя не в пустяках и курьезах, а в делах общеинтересных и значительных. Определяющим, конечно, является то, что находится на "вершине" такой вертикали» [7, с. 96].
Необходимо определить специфику духовного содержания в практическом измерении - выделить те аспекты, которые обязательно следует знать и учитывать при реализации молодежной политики, особенно при определении ее направлений и форм работы. К ним мы относим, прежде всего, работу по адаптации, социализации и профессиональному, личностному становлению молодых рабочих, специалистов, руководителей, а также развитию их продуктивно-творческого потенциала. Итак, при реализации молодежной политики следует учитывать, что
• чувство совершенства выражается в спектре всех положительных качеств и ценностей - оно сращивает силы души в целое;
• личность обретает самостоятельность;
• личность испытывает перед объективно лучшим содержанием живое чувство предстояния;
• воспитание личности возможно только при возвышении сознания индивида до духовного: именно тогда формируется личность, понимающая и переживающая универсалии культуры;
• упрощенный материализм часто не позволяет понять со всей очевидностью духовный опыт, в результате чего личность обречена оставаться на душевной стадии сознания.
Вопросы духовности и нравственности неразрывно связаны.
Нравственность - первоисточник человеческой общности и креативных практик. Род человеческий будет развиваться по вектору восхождения в том случае, если нравственные императивы будут определяющими не только в межличностном общении, но и в реальной политике.
В чем глубинная сущность нравственности? И. Кант лучше, чем кто-либо, раскрыл атрибутивность самодеятельности человека. За самодеятельностью творческих сил скрывается единая, человекообразующая инстанция - свобода воли; из нее вырастают и воображение, и мышление, и эстетическое освоение реальности. Ю. М. Бородай в своем труде реконструировал зарождение нравственности и свободы воли. Причиной возникновения первичных актов воображения в процессе антропогенеза стали «жесткие сексуальные ограничения в первобытно-родовой общине». Несомненно, что «эта первая форма первобытно-человеческого аскетизма была результатом не внешнего запрета, но самоограничением мужских особей, их внутреннего самоограничения, т. е. совести, непосредственным проявлением которой явился стыд. Человек стал человеком тогда, когда он впервые надел повязку на бедра» [10, с. 359]. Исходным принципом нравственности стало самоограничение.
Анализ концепции Ю. М. Бородая позволяет утверждать, что, во-первых, генетически исходным всеобщим определением социальной связи является нравственность; во-вторых, все существенные характеристики человека определены нравственной регуляцией, связанной со свободой воли; в-третьих, угасание социальной связи, деградация бытия людей, десоциализация индивидов и есть эрозия нравственности. Более подробно данный вопрос рассмотрен нами в совместной с С. З. Гончаровым публикации [11, с. 300-302].
Нравственные отношения основываются на представлении о том, что все люди принадлежат к единой человеческой субстанции и поэтому достоинство каждого равноценно по существу. В отличие от права нрав-
ственность есть неинституциональная добровольная повелительная саморегуляция поведения субъекта путем его свободного самоопределения и самоповеления, самооценки и самоконтроля. Мы сходимся во мнении с С. З. Гончаровым: когда люди признают равноценность друг друга, они доверяют друг другу. Именно поэтому рождаются взаимное признание, служение, духовное самостояние, верность, братство и духовная солидарность как между людьми и коллективами, так и между народами. С такого признания и начинается нравственность.
Великие философы понимали, что нравственность предполагает отношения между людьми на основе взаимного признания равенства и равноценности человеческого достоинства. Философия Платона и Гегеля пронизана идеей блага. Эпикур применяет категории разума и нравственности в неразрывной связи в жизни человека. Духовным остовом философской классики Нового времени в Европе является установка познавать природу, которая необходима, чтобы жить правильно. Б. Спиноза в «Этике» направляет все науки к одной цели - достижению наивысшего человеческого совершенства1. Р. Декарт считал этикой «высочайшую и совершеннейшую науку о нравах; она предполагает полное знание других наук и есть последняя ступень к высшей мудрости»2. Для К. Маркса нравственный мотив - работа для человечества. Зарождение русской философии можно обозначить как «сердечное познание». В Х1Х-ХХ вв. ее можно определить как духовно-нравственную теорию, охватывающую все уровни: от человека до Родины, от правосознания до труда и собственности. Наиболее полно эта теория представлена в трудах замечательного философа И. А. Ильина.
Раскрывая человекообразующую природу нравственности, С. З. Гончаров указывает, что за продуктивным воображением и мышлением скрывается свобода воли [7, с. 221-233]. Все формы деформации и деградации в обществе начинаются с разложения нравственности, но для человека важнее всего - человек. Именно социальная связь является абсолютной для людей: посредством данной связи оцениваются и политика, и экономика, и искусство, и наука, и религия, и культура в целом.
Нравственность - компонент креативнъх практик. Уральские ученые одними из первых стали разрабатывать перспективы креативной экономики, ее нравственные и культурные основы [12]. По меткому замечанию С. З. Гончарова, стратегию внутри России обобщенно можно пред-
1 Спиноза Б. Этика. Москва; Ленинград: Соцэгиз, 1932. 223 с.
2 Декарт Р. Избранные произведения. Москва: Госполитиздат, 1950. С. 427.
ставить, используя формулу И. А. Ильина: «В политике следует идти направо, а в экономике - налево». Идти направо - значит исходить в практических делах из традиций отечественной культуры, нравственных императивов, преемственности поколений. Идти налево - придавать хозяйственной активности такие возможности, которые дают простор для проявления инициативы и предприимчивости. Именно тогда наша страна избежит крайностей [13, с. 28-46].
По нашему глубокому убеждению, изложенные положения о нравственности имеют непосредственное отношение к реализации молодежной политики в реальном секторе экономики, поскольку:
• нравственное содержание общеполезного дела доступно каждому молодому человеку, а общие политические лозунги, обращенные к работающей молодежи, не всегда понятны и поэтому недейственны;
• именно нравственные чувства поднимают сознание молодых людей до всеобщего уровня коллективного дела;
• осознание личного достоинства и достоинства других порождает ответственность за профессиональное дело;
• уважение достоинства и чести молодых работников в трудовых коллективах получает благодарный отклик и желание заниматься общим делом;
• молодежным организациям и объединениям на предприятии как никогда сегодня нужна «идея», увлекающая не только инновационностью и креативом, но справедливостью, честностью и благородством. Овладевая сердцами молодежи, такая идея становится социальной силой, порождая энтузиазм и творческое горение;
• укрепление нравственности молодых работников и ее безусловное соблюдение в деловых и межличностных отношениях на предприятии имеет экономический эффект, выражающийся, в частности, в снижении количества прогулов и нарушений трудовой дисциплины, а также в сокращении текучести молодых рабочих кадров.
Заключение
Одним из основных источников негативных явлений в молодежной среде и неудач в реализации молодежной политики является базисное противоречие между рыночными отношениями и социальной сферой. Подмена целей общественного производства его средствами, резкий перекос в сторону примата рыночной экономики с ее единственным индикатором успешности в форме денег деформировали становление молодого поколения как в сфере производства жизненных средств, так и в воспроизводстве собственных духовных и телесных сил, разбалансировали сог-
ласованность профессионального и социокультурного становления и развития молодежи. Руководство предприятий и организаций, как правило, ожидает от молодых работников ролевого поведения, которое заключается в исполнении производственных функций в соответствии с их должностными инструкциями и обязанностями. При этом недооценивается креативная значимость отношений «человек - человек», что затрудняет поиск резервов социокультурного характера. Между тем «духовная солидарность как инструмент сплочения трудового коллектива в решении общих задач, развертывание инициативы, самодеятельности, самоорганизации и самоуправления ... составляют высший уровень субъективности людей - их субъектные качества. Именно такие качества и служат основой как личностного развития молодых людей, так и реализации инновационных процессов во всех сферах жизни предприятия, технико-технологической, экономической, управленческой и социальной» [14, с. 395].
Реализация молодежной политики в реальном секторе экономики должна содержать в себе личностно-развивающую, духовно-нравственную основу. Все направления работы с молодежью на предприятиях должны способствовать формированию высоких духовно-нравственных качеств, основанных не только на корпоративных, но и на общечеловеческих и национальных ценностях. Духовные устремления являются абсолютной опорой личности на всех этапах жизненного пути. Высшим и самым концентрированным сосредоточием и выражением социальности в субъективном мире человека, в его самосознании является Дух. Не достигнув духовного уровня, человек не может состояться как специалист и гражданин.
Нравственность - это отношение между людьми. Предметом данного отношения является взаимное признание равноценности достоинства лиц вне зависимости от их национальной принадлежности, пола и социального положения. Деградация людей, неуспех в различных сферах деятельности являются результатом разложения нравственных отношений. Молодежная политика должна иметь нравственное содержание. Через соответствующие чувства, вне рассудочных инстанций сознания, оно возносит неокрепшее сознание молодых людей до всеобщего уровня общего коллективного дела и расширяет горизонт сознания. Более того, нравственность помогает молодому человеку с эмоционально-духовных позиций воспринимать бригаду, участок, цех, организацию как коллективную общность, единую команду, вследствие чего формируются профессиональная честь и ответственность за результаты своего труда.
Молодежным объединениям в реальном секторе экономики обязательно нужны высокие идея и цель, увлекающие не только инновацион-
ностью и творчеством, но благородством и справедливостью. Воспитанию именно таких качеств у молодых работников и должны способствовать молодежные программы в реальном секторе экономики.
Данные теоретические выводы подтверждаются результатами социологических и социально-психологических исследований, анализом деятельности промышленных предприятий по укреплению трудовой дисциплины и профилактике ее нарушений посредством разработки и внедрения этических кодексов и норм; привлечения различных специалистов (врачей, психологов, социологов, теологов и т. п.) к духовно-нравственному воспитанию работающей молодежи.
Развитие нравственности в самосознании молодежи и в реальных отношениях в коллективе на предприятии обернется положительным социальным и экономическим эффектом: сокращением случаев производственного травматизма; снижением числа нарушений трудовой дисциплины, прогулов и других девиаций в поведении молодых работников; значительным уменьшением текучести кадров. Таким образом, духовно-нравственное воспитание работающей молодежи способствует экономической безопасности предприятия, региона и страны в целом.
Однако реализация молодежной политики на духовно-нравственных основаниях невозможна без развития социального партнерства предприятий (организаций) как с органами государственной власти, так и с учебными заведениями (школами, колледжами и вузами), осуществляющими подготовку будущих рабочих и специалистов. Изучение вопросов социального партнерства в сфере работы с молодежью с целью изыскания резервов для дальнейшего развития нравственности и духовности молодых кадров для реального сектора экономики представляется достаточно перспективным для научной и практико-ориентированной деятельности.
Список использованных источников
1. Kapsamit M. A., Nurbekova Z. Zh. International experience in the implementation of youth policy / / KazNU BULLETIN. Psychology and sociology series. 2015. № 1 (52). P. 240-246.
2. Youth in a Changing Society / Regional Monitoring Report number 72000. MONEE Project CEE / CIS / Baltics / Childrens Fund of the United Nations. Research Center «Innocenti», Florence, Italy. [Электрон. ресурс] Режим доступа: publications/pdf/monee7/INTROD (дата обращения: 04.03.2016)
3. White paper of the European commission. A new impetus for European youth. Brussels, 2001. [Электрон. ресурс]. Режим доступа: sites...ec_whitepa-per...impetus_2001 (дата обращения: 04.03.2016)
4. Стрелков В. И. Духовность и творчество / / Человек как философская проблема: Восток - Запад. Москва: Российский университет дружбы народов, 1991. С. 197-209.
5. Гончаров С. З. Логико-категориальное мышление: в 3 ч. Объективная основа возникновения и развития мысли. Екатеринбург: Российский государственный профессионально-педагогический университет, 2008. Ч. 2. 344 с.
6. Гончаров С. З. Человек в измерении креативной культурной антропологии / / Человек креативный: способности, ценности, культура: сборник научных статей 8-й Всероссийской научно-практической конференции, 1718 ноября 2011 г. Екатеринбург: Российский государственный профессионально-педагогический университет, 2011. С. 6-59.
7. Гончаров С. З. Логико-категориальное мышление: в 3 ч. Аксиология мышления. Екатеринбург: Российский государственный профессионально-педагогический университет, 2011. Ч. 3. 609 с.
8. Гончаров С. З., Попова Н. В. Общечеловеческое и национальное в культуре - потенциал духовной солидарности / / Этносоциум и межнациональная культура. 2009. № 1 (17). С. 131-137.
9. Труд и образование на пути к креативному обществу: коллективная монография / С. З. Гончаров и др. Екатеринбург: Российский государственный профессионально-педагогический университет, 2014. 445 с.
10. Бородай Ю. М. Эротика - смерть - табу: трагедия человеческого сознания. Москва: Гнозис, 1996. 416 с.
11. Попова Н. В., Гончаров С. З. Нравственность - исходная универсалия культуры // Вторые Лойфмановские чтения: универсалии культуры: материалы Всероссийской научной конференции. Екатеринбург, 19-20 декабря 2006 г. Екатеринбург: Уральский государственный университет, 2006. С. 297-302.
12. Гончаров С. З. Ценностная основа духовно-нравственной экономики // Русский экономический вестник. Екатеринбург. Уральский государственный университет, 2001. Вып. 1. С. 28-46.
13. Гончаров С. З. Техногенная цивилизация и культура в циклах истории: опыт прогнозирования // Теоретические основы воспитания и развития духовности и субъектности личности в высшем профессиональном образовании: материалы межрегиональной научно-практической конференции. Екатеринбург, 19-20 декабря 2006 г. Екатеринбург: Российский государственный профессионально-педагогический университет, 2006. С. 295-334.
14. Попова Н. В. Взаимосвязь личностных особенностей и карьерных ориентаций молодых работников промышленного предприятия // Вестник КазНУ. Серия: Психология и социология. 2015. № 1 (52). С. 393-400.
References
1. Kapsamit A. M., Nurbekova Z. Zh. International experience in the implementation of youth policy. KazNU BULLETIN. Psychology and Sociology Series. 2015. № 1 (52). P. 240-246. (Translated from English)
2. Youth in a Changing Society. Regional Monitoring Report number 72000. MONEE Project CEE / CIS / Baltics/ Childrens Fund of the United Nati-
ons. Research Center «Innocenti», Florence, Italy. Available at: http://publicati-ons/pdf/monee7/INTROD (Accessed 4 March, 2016). (Translated from English)
3. White paper of the European commission. A new impetus for European youth, Brussels, 2001. Available at: http://sites...ec_whitepaper...impetus_2001 (Accessed 4 March, 2016). (Translated from English)
4. Strelkov V. I. Duhovnost' i tvorchestvo. [Spirituality and arts]. Chelovek kak filosofskaja problema: Vostok - Zapad. [Man as a philosophical problem: East - West]. Moscow: Rossijskij universitet druzhby narodov. [Russian Peoples' Friendship University]. 1991. P. 197-209. (In Russian)
5. Goncharov S. Z. Logiko-kategorial'noe myshlenie: v 3 ch. Ch. 2. [Logical and categorical thinking. In 3 parts. Part 2]. Ob'ektivnaja osnova vozniknovenija i razvitija mysli. [Objective basis for the emergence and development of thought]. Ekaterinburg: Rossijskij gosudarstvennyj professional'no-pedagogicheskij universitet. [Russian State Vocational Pedagogical University]. 2008. 344 p. (In Russian)
6. Goncharov S. Z. People in the creative dimension of cultural anthropology. Chelovek kreativnyj: sposobnosti, cennosti, kul'tura: sbornik nauchnyh statej 8-j Vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konferencii, 17-18 nojabrja 2011 g. = Creative People: Skills, Values, Culture. Collection of Scientific Articles of the 8th All-Russian Scientific-Practical Conference, 17-18 November, 2011. Ekaterinburg: Rossijskij gosudarstvennyj professional'no-pedagogicheskij universitet. [Russian State Vocational Pedagogical University]. 2011. P. 6-59. (In Russian)
7. Goncharov S. Z. Logiko-kategorial'noe myshlenie: v 3 ch. Ch. 3. [The Logical and categorical thinking. In 3 parts. Part 3]. Aksiologija myshlenija. [Axiology of thinking]. Ekaterinburg: Rossijskij gosudarstvennyj professional'no-pedagogic-heskij universitet. [Russian State Vocational Pedagogical University]. 2011. 609 p. (In Russian)
8. Goncharov S. Z., Popova N. V. Universal and national in culture - the spiritual potential of solidarity. Jetnosocium i mezhnacional'naja kul'tura = Ethnic Society and Ethnic Culture. 2009. № 1 (17). P. 131-137. (In Russian)
9. Trud i obrazovanie na puti k kreativnomu obshhestvu. [Labour and education towards creative society]. S. Z. Goncharov, et al. Ekaterinburg: Rossijskij gosudarstvennyj professional'no-pedagogicheskij universitet. [Russian State Vocational Pedagogical University]. 2014. 445 p. (In Russian)
10. Borodaj Y. M. Jerotika - smert' - tabu: tragedija chelovecheskogo soz-nanija. [Erotic - death - taboo: Tragedy of human consciousness]. Moscow: Publishing House Gnozis, 1996. 416 p. (In Russian)
11. Popova N. V., Goncharov S. Z. Morality is the original universal culture. Vtorye Lojfmanovskie chtenija: universalii kul'tury: materialy Vserossijskoj na-uchnoj konferencii. Ekaterinburg, 19-20 dekabrja 2006 g. = 2nd Laufman Readings: Universals of Culture. Materials of All-Russian Scientific Conference. Ekaterinburg, 19-20 December, 2006]. Ekaterinburg: Ural'skij gosudarstvennyj universi-tet. [Ural State University]. 2006. P. 297-302. (In Russian)
12. Goncharov S. Z. Value basis of spiritual and moral economy. Russkij je-konomicheskij vestnik = Russian Economic Journal. Ekaterinburg: Ural'skij gosudarstvennyj universitet. [Ural State University]. 2001. P. 28-46. (In Russian)
13. Goncharov S. Z. Technological civilization and culture in cycles history: the experience of forecasting. Teoreticheskie osnovy vospitanija i razvitija duhov-nosti i sub'ektnosti lichnosti v vysshem professional'nom obrazovanii: materialy mezhre-gional'noj nauchno-prakticheskoj konferencii. Ekaterinburg, 19-20 de-kabrja 2006 g. = Theoretical Foundations of Education and Development of Spirituality and Subjectivity of a Person in Higher Professional Education. Materials of Interregional Scientific-Practical Conference, 19-20 December, 2006]. Ekaterinburg: Rossijskij gosudarstvennyj professional'no-pedagogicheskij universitet. [Russian State Vocational Pedagogical University]. 2006. P. 295-334. (In Russian)
14. Popova N. V. Interrelation of personal features and career orientation of young workers of the industrial enterprise. Vestnik KazNU. Serija: psihologija i so-ciologija = KazNU Bulletin. Psychology and Sociology Series. 2015. № 1 (52). P. 393-400. (In Russian)
Информация об авторе:
Попова Наталья Викторовна - кандидат философских наук, доцент кафедры организации работы с молодежью Уральского федерального университета им. первого Президента России Б. Н. Ельцина, Екатеринбург (Россия). E-mail: [email protected]
Статья поступила в редакцию 21.04.2016; принята в печать 15.03.2017.
Автор прочитал и одобрил окончательный вариант рукописи.
Information about the author:
Natalya V. Popova - Candidate of Philosophical Sciences, Associate Professor, Department of Work Organization with Youth, Ural Federal University named after the first President of Russia B. N. Yeltsin, Ekaterinburg (Russia). E-mail: NV_Popova@mail. ru
Received 21.04.2016; accepted for printing 15.03.2017.
The author has read and approved the final manuscript.