Научная статья на тему 'Духовно-нравственные детерминанты спорта'

Духовно-нравственные детерминанты спорта Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
583
123
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДУХОВНОСТЬ / НРАВСТВЕННОСТЬ / ГУМАНИЗМ / ЛИЧНОСТЬ / ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / SPIRITUALITY / MORALITY / HUMANISM / PERSONALITY / PHYSICAL TRAINING

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Дергунов Олег Викторович

В статье рассматриваются философские проблемы спорта, его социокультурные основания. Основной акцент делается на выявление духовно-нравственных детерминант исследуемого феномена. Спортивная деятельность изначально гуманистически ориентирована, и главная задача современной системы физического воспитания и образования заключается в сохранении и развитии этого гуманистического начала

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

In clause philosophical problems of sports, it social and cultural bases are considered. The basic accent is done revealing spiritually-moral a determinant of an investigated phenomenon. Sports activity initially human oriented and the main task of modern system of physical training and formation consists in preservation and development of the given humanistic beginning.

Текст научной работы на тему «Духовно-нравственные детерминанты спорта»

УДК 1:316

ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫЕ ДЕТЕРМИНАНТЫ СПОРТА

О.В. Дергунов

Педагогический институт

Саратовского государственного университета

E-mail: aporia@inbox.ru

В статье рассматриваются философские проблемы спорта, его социокультурные основания. Основной акцент делается на выявление духовно-нравственных детерминант исследуемого феномена. Спортивная деятельность изначально гуманистически ориентирована, и главная задача современной системы физического воспитания и образования заключается в сохранении и развитии этого гуманистического начала.

Ключевые слова: духовность, нравственность, гуманизм, личность, физическая культура.

Spirituality-Moral Determinants of Sport O.V. Dergounov

In clause philosophical problems of sports, it social and cultural bases are considered. The basic accent is done revealing spiritually-moral a determinant of an investigated phenomenon. Sports activity initially human oriented and the main task of modern system of physical training and formation consists in preservation and development of the given humanistic beginning.

Key words: spirituality, morality, humanism, personality, physical training.

Спорт как социокультурный феномен представляет собой не только физическую активность, но и прилагающуюся к ней совокупность духовных качеств и интеллектуальных способностей человека, благодаря которым на практике воплощаются идеалы гуманизма. Если бы основанием спорта являлись только механистические действия, основанные на стремлении к победе любой ценой, то данный социальный феномен, вероятно, получил бы другое название (например, «бойня»). В данном случае интересным представляется сравнить спорт с войной. Между ними много общего: есть две или более соперничающие стороны, поле боя, цель - победа. Разница заключается только в том, что на войне все средства хороши, согласно известной поговорке и историческим фактам, а спорт выбирает для боя только гуманные методы, основывающиеся на жестко регламентированных правилах. И хотя в спорте бывает нечестная игра, она все же является исключением из правил.

Для того чтобы понять основополагающее гуманистическое начало спортивной деятельности, целесообразно обратиться к рассмотрению духовно-нравственной сферы бытия человека, чтобы потом на ее основании выявить ценности спортивной деятельности.

Пожалуй, ни одно явление социальной жизни не истолковывалось столь разноречиво, как мораль, духовно-нравственная составляющая человека. Трактовок сущности морали множество, и в каждом из определений находили отражение действительно важные стороны этого сложного понятия. Его содержание довольно часто интерпретировалось следующим образом: как опыт житейской мудрости, школа воспитания в человеке добродетельных свойств и качеств; исполнение божественных законов, обеспечивающих бессмертие; высшее наслаждение, удовлетворенность индивида своим поведением; наикратчайший путь к обретению счастья; самоценное, возвышенное служение чести, исполнение долга; инструмент сохранения порядка в обществе и требование общественной пользы, внешнее общественное установление, накладывающее на человека необходимые обязанности служения идеалу и утверждение справедливого жизнеустройства; обличение пошлой, несправедливой действительности; как суд над жизнью и самим собой, как условия, сковывающие личную инициативу и волю; как особый прием познания и сумма правил, регулирующих животные инстинкты человека; как успокоительная иллюзия, помогающая человеку влачить свое бесцельное существование; как определение смысла жизни.

Уже из вышеизложенного видно, как сложно очертить своеобразие духовно-нравственной сферы человека, которая зависит от множества факторов. Опираясь на исследо-

© О.В. Дергунов, 2009

вания отечественных и зарубежных ученых, можно заключить, что понятие «духовный мир» человека значительно шире понятия «нравственность». Суть духовного мира составляют общие эмоционально-интеллектуальные свойства человека, связанные с его психическими способностями, мышлением на уровне абстракций, его сознанием, мировоззрением. Над самыми элементарными потребностями человека возвышается комплекс сложных духовных потребностей: в музыке, любви, защите чести, общении с другими людьми, а также в досуге, оздоровительной деятельности, рекреации, спортивных играх, спорте. Богатый внутренний мир способствует интеллектуальному и эмоциональному развитию человека. Духовно развитая личность способна с гораздо большей эффективностью управлять своей жизнедеятельностью, гармонично формировать свои умственные и физические качества. Формирование личности происходит не только в результате биологического созревания, хотя и сопровождается им, но в процессе накопления духовного багажа, посредством социализации, приобщения к культуре, искусству, усвоения опыта предшествующих поколений, обучения и т.д. Именно в этом процессе происходит становление человека, его сущности. Вопросам духовности, этой, по словам знаменитого русского философа Н.А. Бердяева, величайшей реальности, на фоне видимого преобладания материальной основы мира, необходимо уделять первостепенное внимание. Н.А. Бердяев исследовал проблемы человека на протяжении всей своей жизни, утверждая: «...универсальное находится в индивидуальном, а не над ним»1. Следует отметить, что духовность, находясь во взаимосвязи с образованностью, вовсе не равнозначна ей. Духовность предполагает нравственность, веру, гуманизм, однако она невозможна без знания. В результате духовно-нравственного развития человек становится самодостаточен, он способен жить своей внутренней жизнью, не прибегая к пустым развлечениям и бессодержательному времяпрепровождению. У него не может возникнуть немотивированная агрессивность, стремление утвердить свое «Я» за счет других,

унизить человека и т.д. Это особенно четко становится видно, когда, занимаясь в спортивной секции боксом или боевыми единоборствами, молодые люди, лишенные духовно-нравственных гуманистических ориентиров и ценностей, используют свои навыки и умения во вред обществу, стараясь отработать приемы на более слабых, избивая их и нанося различного рода травмы. Такая спортивная деятельность является не чем иным, как преступлением, социально опасной деятельностью. Недаром спортсмены перед началом соревнований пытаются духовно сосредоточиться, привести свой внутренний мир в состояние равновесия. Это еще раз подчеркивает важность ценностной компоненты спорта. В зависимости от того, какую сторону морально-нравственного аспекта брали те или иные мыслители, они высказывали самые различные точки зрения на мораль и нравственность как составляющие духовности.

Нравственность - одна из важнейших форм проявления духовного мира, она является сердцевиной духовности, определяет качество духовной культуры в сфере отношений, чувств и деятельности людей. Нравственность основана на признании гуманности, добра и справедливости, являющихся главными критериями добропорядочности личности. Все, что способствует росту гуманности и прогрессу общества, то и нравственно, т.е. соответствует определенным моральным правилам и требованиям. Все, что разрушает личность и социум, безнравственно и аморально. Таким образом, духовно-нравственный мир человека представляет собой ценностные ориентации, чувства, интересы, настроения, помыслы, отношения, стереотипы поведения и жизненного самоопределения в сфере интеллектуально-чувственной деятельности каждого2.

Особенностью духовно-нравственной сферы является то, что она не локализуется в какой-то одной области человеческой деятельности, но обладает всепроникающей способностью, обнаруживая себя во всех сторонах человеческой жизни. Она регулирует человеческие отношения в быту, семье, на производстве, службе и, безусловно, в спор-

те. Один и тот же поступок человека или какое-либо его физическое действие может оказаться моральным или аморальным в зависимости от того, выражает ли оно отношение человека к действующей в обществе системе ценностей.

Будучи одними из форм общественного сознания, мораль и нравственность способны решать самые разнообразные социально-исторические задачи, им объективно присуща многофункциональность. В определении подходов к проблеме формирования духовно-нравственных качеств у спортсменов, на наш взгляд, важно опереться на существующие теоретические представления о многоликости и исторической изменчивости и вместе с тем целостности, устойчивости духовно-нравственной сферы человека. Если мораль является оценочно-императивным способом освоения мира, который регулирует поведение людей, то с точки зрения противоположности добра и зла, как компонент духовно-нравственной сферы она ставит мировоззренческие вопросы, касающиеся ценности человека, его места в мире, смысла его жизнедеятельности, его отношения к обществу.

Историки античных Олимпийских игр полагают, что в те времена для обозначения того, что теперь называется «честной игрой», применялся термин «арете», подразумевавший сочетание воинственности с честностью. Первым атлетом-олимпийцем, нарушившим эти правила, был кулачный боец Европол: на играх 388 г. до н.э. он подкупил трех своих соперников. Такое поведение на играх каралось своеобразным штрафом: за счет виновного перед входом на античный стадион ставили бронзовую статую Зевса, на пьедестале которой высекалось имя не только виновного, но и его родителей, название города, откуда был родом спортсмен. По сведениям историков, за всю историю античных игр было воздвигнуто 13 таких памятников «дурной славы»3.

Разные исследователи по-разному трактуют возникновение современного идеала честной игры. Чаще всего его связывают с рыцарским кодексом поведения Средневековья, а также с системой воспитания в духе

соперничества, сложившейся в английских частных школах в XIX в. Н. Мюллер, вице-президент Международного комитета Пьера де Кубертена, опубликовавший в 1982 г. работу о концепции честной игры на протяжении веков, в качестве главного источника возникновения этого идеала считает христианскую религию.

Принципам «честной игры» Кубертен отводил важное место в системе идей олим-пизма. В одном из своих выступлений в июле 1908 г. он сказал: «Мы считаем, что олимпийская идея - это идея высокой мышечной культуры, вытекающая, с одной стороны, из рыцарского духа, который так красиво называют «честной игрой», а с другой стороны -из эстетической концепции, воплощение которой в жизнь является таким приятным и благодарным занятием». В другом своем выступлении Кубертен подчеркивал, что «культ усилия, соревнования на грани риска, любовь к родине, благородство, дух рыцарства, контакты с живописью и литературой - все это является фундаментом олимпизма». О позиции Кубертена в обсуждаемом вопросе ярко свидетельствуют и слова в его «Оде спорту»: «Трижды сладостна победа, одержанная в благородной, честной борьбе». Как отмечается в тексте «Манифеста о честной игре», принятом на заседании Международного комитета честной игры в 1992 г., «принципы честной игры являются необходимым и доминирующим свойством олимпийской идеи Пьера де Кубертена (олимпизм)»4.

Спорт, как и вся современная жизнь, весьма противоречив. Создавая условия для проявления рыцарского поведения, спортивная борьба и стремление победить могут подтолкнуть к нарушению принципов честной игры. Например, в легкой атлетике умышленный фальстарт, особенно в забегах спринтеров, нервирует соперников, ослабляет их реакцию и уменьшает шансы на победу.

Для выявления духовно-нравственных детерминантов спорта обратимся к сфере физической культуры как его родового начала. Связь между здоровьем, физической культурой и духовно-нравственной сферой носит взаимообразный характер. Не только

Философия

11

здоровье зависит от духовно-нравственной составляющей, но и последняя зависит от состояния физического здоровья. Еще М. Мон-тень писал: «Здоровье - это драгоценность, и при том единственная, ради которой действительно стоит не только не жалеть времени, сил, трудов и всяких благ, но и жертвовать ради него частицей самой жизни, поскольку жизнь без него становится нестерпимой и унизительной. Без здоровья меркнут и гибнут радость, мудрость, знания и доброде-тель»5.

Духовно-нравственное воспитание -сложный и многогранный процесс, в котором активно участвуют и семья, и вуз, и коллектив спортивной команды. Психологической основой нравственного поведения являются не сами поступки, а глубинные побудительные мотивы, которые движут поступками. Стремление к высоким результатам на занятиях физической культурой могут быть результатом тщеславия, желанием выделиться из общей массы, возвыситься над сверстниками. Само по себе стремление выделиться является нормальным, естественным и не подлежит осуждению, но когда оно сопряжено с надменностью и высокомерием или достигается за счет других, то оно становится социально отрицательным явлением. Действия и поступки человека регулируются волей. Особенно это относится к занятиям физической культурой, где помимо определенных интеллектуальных усилий необходимо преодолевать физические трудности.

В процессе преодоления и формируются волевые качества спортсмена, его ценности. Таким образом, волевые действия предполагают наличие цели, а также препятствий, трудностей, особого напряжения, переживаемого в ходе такого преодоления.

Сегодня необходимо вырабатывать новые критерии духовно-нравственного воспитания учащихся, каким бы уровнем культуры они ни обладали. Как видно из вышеизложенного, современная система физического воспитания нуждается в глубоком реформировании. Духовно-нравственная сфера человека должна иметь целостный, а не фрагментарный характер. Понимая это, педагог должен стараться заложить в мировоззрение личности идею развития гуманистического потенциала. Отсутствие целостной духовно-нравственной основы чревато коммуникативными потерями, асоциальным поведением. Лишь при гармоничном развитии нравственных качеств человек становится морально зрелой и полноценной личностью.

Примечания

1 Бердяев Н. Самопознание (опыт философской автобиографии). М., 1991. С.38.

2 См.: Лаптенок С.Д. Духовно-нравственный мир учащейся молодежи. Минск, 2001.

3 Певцевич Я. Честная игра и олимпизм // Междунар. спортивное движение: Экспресс-информация. М., 1983. Вып.24. С.15.

4 Manifesto // Fair Play for All. Declaration of the CIFP. P., 1992. Р.10.

5 МонтеньМ. Опыты. М., 1988. С.98.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.