Научная статья на тему 'ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ В УСЛОВИЯХ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ'

ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ В УСЛОВИЯХ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
168
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Этнодиалоги
Область наук
Ключевые слова
ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ / ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ / ТРАДИЦИОННЫЕ ЦЕННОСТИ / ПОКОЛЕНИЕ Z / СОЦИАЛЬНЫЕ СЕТИ / СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Теплова Елена Феликсовна

В условиях пандемии и перехода на дистанционное обучение обострился вопрос о духовно-нравственном воспитании детей и подростков. Особенности поколения Z требуют от педагогического сообщества и родителей новых подходов к воспитанию детей и освоению ими традиционных ценностей. Современные подростки и молодежь иначе воспринимают традиции, их ценности нередко противоречат общепринятым.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SPIRITUAL AND MORAL EDUCATION ONLINE

With the pandemic and the transition to distance learning, the issue of spiritual and moral education of children and adolescents has become more acute. The peculiarities of Generation Z require new approaches to the upbringing of children and their mastery of traditional values from the pedagogical community and parents. Modern teenagers and young people perceive traditions differently, their values often contradict the generally accepted ones.

Текст научной работы на тему «ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ В УСЛОВИЯХ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ»

Елена Теплова

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРАКТИКУМ 10.37492/ETN0.2021.64.1.024

Духовно-нравственное воспитание в условиях дистанционного обучения

В условиях пандемии и перехода на дистанционное обучение обострился вопрос о духовно-нравственном воспитании детей и подростков. Особенности поколения Z требуют от педагогического сообщества и родителей новых подходов к воспитанию детей и освоению ими традиционных ценностей. Современные подростки и молодежь иначе воспринимают традиции, их ценности нередко противоречат общепринятым.

Ключевые слова: духовно-нравственное воспитание; дистанционное обучение; традиционные ценности; поколение Z; социальные сети; система образования; образовательная организация.

Теплова Елена Феликсовна,

кандидат исторических наук, заместитель директора Центра историко-культурных исследований религии и межцивилизационных отношений, Институт социально-гуманитарного образования, Московский педагогический государственный университет (Москва), ef.teplova@mpgu.su

Весной 2020 года российская система образования была вынуждена ответить на новый и неожиданный вызов — широкую организацию дистанционного обучения. С этой задачей в целом удалось справиться: проходят онлайн-уроки, проводятся консультации и индивидуальные занятия, проверяются знания и умения. Достаточно эффективно освоили онлайн-формат репетиторы, а также тренеры и руководители творческих кружков и секций. Новый формат учебы быстро освоили и учащиеся, так как для них нахождение в интернете — ситуация привычная и удобная. Учеба онлайн для детей — несложный формат обучения, который они способны освоить быстрее и зачастую эффективнее педагогов. При этом для большинства ребят

X те п к

5 х ш а)

о э->>

и \0

>> О Ш о

6 о

онлайн-обучение нежелательно. Исследования психологов показали, что подростки не хотят соединения в своих гаджетах и планшетах учебы и неформального общения, которое остается для них важнейшим видом деятельности в социальных сетях.

Опыт работы со школьниками в дистанционном формате убедительно показал, что эта форма обучения вполне эффективна для мотивированных детей [2]. Учащиеся, нацеленные на получение знаний, обладающие навыком самостоятельной работы и поддержанные в той или иной форме родителями, вполне успешно справляются с такой ситуацией. Действительно, интернет предоставляет огромные возможности для саморазвития и самосовершенствования. Можно дистанционно освоить любой курс, прослушать лекцию известного специалиста, записаться на мастер-классы, познакомиться с редкими книгами и источниками. Интернет может стать средой творческого роста, средством расширения кругозора и платформой создания различных проектов. Но следует признать, что не все обучающиеся именно так используют социальные сети и другие возможности интернета. Хорошо известны случаи хулиганского проникновения по ссылкам на образовательные мероприятия, интернет-уроки, транслирование неподобающих видео или рисование на презентациях. Все это, с одной стороны, является следствием уверенности в полной безнаказанности, ведь интернет дает возможность скрыть свою личность. обезличиваться. С другой стороны, свидетельствует об уровне и способах самореализации подрастающего поколения.

Дистанционное обучение удобно в управлении и безусловно имеет множество положительных сторон, но следует учитывать и мнение специалистов о том, ка-

кое влияние на здоровье и психику ребенка оказывает длительное нахождение в интернете.

Опыт нахождения в соцсетях, быстрое усвоение новых компетенций при использовании интернета, дает возможность безответственным школьникам легко уклоняться от занятий. Ссылки на неработающую камеру или микрофон, неустойчивый интернет или невозможность подключиться стали привычным объяснением отсутствия на уроке. Школьные учителя, преподаватели вузов и колледжей, работающие дистанционно, уже привыкли вести занятия перед черными квадратиками с именами и фамилиями учащихся, не всегда сразу получать от них реакцию на вопрос или задание. Все мы регулярно принимаем домашние работы с опозданием: школьники и студенты охотно объясняют свою нерадивость «невозможностью прикрепить» его вовремя в нужном пространстве. Для школьников и студентов с невысокой мотивацией к учебе дистанционное обучение, с одной стороны, — удобный формат, дающий возможность скрыться от прямого активного участия, с другой стороны, немотивированные обучающиеся практически гарантированно выпадают из учебного процесса. При этом у родителей не всегда есть возможности контроля и помощи таким обучающимся. Эта ситуация, как и реально существующие различия в техническом оснащении, безусловно, усиливает социальную сегрегацию в сфере образования [1].

Большинство родителей, традиционно возлагавших ответственность за обучение своих детей на образовательные организации, столкнулись с ситуацией, когда ответственность и контроль за учебой детей легла на их плечи. Многие семьи оказались к этому не готовы. В образовании, в последнее время закрепившемся в созна-

X те п к

5 х ш а)

о э->>

и \0

>> О Ш о

6 о

нии родителей и детей в статусе услуги [3], сложилась ситуация, когда родители выступают как заказчики и клиенты, следовательно, их участие в процессе обучения детей сводится к контролю и к подаче жалоб — основной форме взаимодействия с учителями и администрацией образовательной организации.

В некоторых случаях родители демонстрируют серьезную озабоченность уровнем образования и качеством знаний своих детей. Отсутствие постоянного очного контроля со стороны педагогов создает опасный прецедент, делая учебу в понимании ученика далеко не основным видом деятельности. Тревожность родителей связана еще и с тем, что современная система образования не соединяет преподаваемые знания с реальными жизненными потребностями, во всем мире фиксируется так называемая «квалификационная яма». Общество нуждается в мультиформатных специалистах, а дистанционное обучение и в школе, и в вузе во многом снижает и уровень подготовки слабо мотивированных учеников, тем самым снижая их конкурентоспособность на рынке труда. От современной школы ждут, что она предоставит ученикам те знания и компетенции, которые потребуются ему в жизни, научит достойно отвечать на различные вызовы. Но онлайн-обу-чение не дает такой гарантии, возлагая основную ответственность на самого обучающегося. Еще один важный вопрос, связанный с дистанционным обучением, — это снижение уровня классического образования, его базы. Это снижение ощущается и в упрощении письменной и устной речи, речевые и фактические ошибки стали фактически нормой повседневной жизни. Из сети безграмотность переместилась в периодическую печать, радио и телевидение.

Обострение вопроса духовно-нравственного воспитания при переходе на дистанционное обучение заметили

многие педагоги и родители. В современном обществе очевиден запрос на духовно-нравственное формирование подрастающего поколения. Это сложная проблема, решение которой не терпит отлагательства, тем более что воспитательный процесс эффективен только тогда, когда он непрерывен и всесторонен. Духовно-нравственное воспитание основано на понимании, эмоциях, диалоге и невербальном контакте. Эмоциональное переживание дает возможность вовлечь ребенка и подростка, вызвать реакцию, сопереживание. Дистанционное общение, в отличие от кино, где эмоция возникает ассоциативно, снижает эмоциональное восприятие. По мнению многих педагогов, разговор о нравственных смыслах с детьми вполне возможен и в онлайн-формате, но для этого необходимо небольшое число собеседников, реально принимающих участие в беседе, уже установленный личный открытый контакт. Многие же подростки охотно пользуются тем, что в сети можно эффективно «спрятаться», неохотно идут на прямое взаимодействие, уклоняются от диалога. Часто ученик только создает видимость участия, прекрасно осознавая отсутствие контроля, и необязательность ответственности за свои действия. А воспитание онлайн — это особая форма социального взаимодействия, которая эффективна только при личном контакте.

«Поколение селфи» буквально живет в интернете и воспринимает виртуальную реальность, как настоящую, безусловно доверяя тому, с чем встречается в сети. Социальные сети сознательно не только размывают общепринятые нормы поведенческой культуры, но и искажают традиционные ценности. Исследование представителей поколения Z показало, что, будучи весьма амбициозными, они выработали специфические жизненные ценности. Важнейшая ценность — самопрезентация и стремление к одобрению. Отсюда по-

X те те х

х X

ш а)

о э->>

и \0

>> О Ш о & о

стоянное выкладывание в сети информации о себе. Среди других ценностей — здоровье, безопасность, деньги; семья же стоит на последнем месте. Для этого поколения характерна и тревожность по поводу определенных рисков: лишить человека жизни, иметь зависимость, не иметь собственного дома, не реализоваться, не иметь собственного бизнеса, жить с родителями, сдать родителей в дом престарелых. Важнее всего для поколения Z друзья и сообщества по интересам. В жизни молодых людей значимы социальные связи, при этом эти контакты, как правило, краткие и ни к чему не обязывающие. Общественная активность для молодых людей выражается в интересном времяпровождении, понятно, что эта форма далеко не всегда базируется на традиционных ценностях. Готовность к осуществлению социальной активности проявляется в готовности к агрессии и в самой агрессии. Виртуальные игры хорошо обучают агрессии, формируя при этом устойчивый, востребованный, но и однообразный досуг. У детей нередко формируются агрессивные реакции (вербальные и невербальные), нетерпимость, обидчивость, подозрительность.

Представители поколения Z всегда на связи, они заявляют о себе, как о поколении традиций, но они готовы поддерживать и передавать только собственные традиции. Эта ситуация также создает определенные сложности при осуществлении духовно-нравственного воспитания, так как молодые родители часто прививают детям новые ценности своего поколения, которые часто прямо противоречат традиционным. Изменен, например, смысл понятия «свобода», на которое молодежь активно реагирует, вкладывая в него иное понимание. Изменившаяся событийность детства и ставшая повседневностью цифровая среда ставит общество перед необходимостью скорейшей выработки эффектив-

ных инструментов духовно-нравственного воспитания, способных оказать реальное воздействие на духовный мир современного порастающего поколения.

Литература:

1. БузгалинА.В. Образование по-советски, а не по-американски // Московский комсомолец. 2020, 04 декабря. URL: https://www.pressreader.com/russia/moskovski-komsomolets/20201203/281565178330489 (дата обращения: 02.02.2021).

2. Теплова Е.Ф. Поколение Z — социальное поведение, ориентации, идентичность // Сборник статей Всероссийской научной конференции с международным участием: Поколение Z в онлайн-пространстве социальное поведение, ориентации, идентичность (г. Уфа, 24-26 ноября 2020 г.) / Отв. ред. Р.Б. Шайхисламов. Уфа: РИЦ БашГУ, 2020. С. 85-94.

3. Яковлева Н.Г. Социальные последствия финансиализации образования // Социологические исследования. 2019. № 12. С. 104-114.

Elena Teplova,

Ph.D in History, Deputy Director, Center for Historical and Cultural Studies of Religion and Intercivilizational Relations, Institute of Social and Humanitarian Education, Moscow Pedagogical State University (Moscow), ef.teplova@mpgu.su

Spiritual and moral education online

With the pandemic and the transition to distance learning, the issue of spiritual and moral education of children and adolescents has become more acute. The peculiarities of Generation Z require new approaches to the upbringing of children and their mastery of traditional values from the pedagogical community and parents. Modern teenagers and young people perceive traditions differently, their values often contradict the generally accepted ones.

Keywords: spiritual and moral education; distance learning; traditional values; generation Z; social networks; education system; educational organization.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.