Научная статья на тему 'Духовно-нравственное воспитание: тактические ориентиры взаимодействия семьи и школы'

Духовно-нравственное воспитание: тактические ориентиры взаимодействия семьи и школы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
144
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Духовно-нравственное воспитание: тактические ориентиры взаимодействия семьи и школы»

4. Методика педагогического измерения грамотности школьника в предметных областях научных знаний. Ч. 1. // Учебно-методическое описание / под общ. ред. С.А. Бояшовой / ГБОУ ДППО ЦПКС «Информационно-методический центр Приморского района Санкт-Петербурга, 2015. - 28 с.

5. 1ЖЬ: https://ru.wikipedia.org/wiki/ Педагогическое_тестирование

А. В. Петроченко

Духовно-нравственное воспитание:

тактические ориентиры взаимодействия семьи и школы

Внедрение в образовательную практику Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России структурировало работу образовательных организаций и предопределило стратегические векторы деятельности. В Концепции определён современный национальный воспитательный идеал, сформулированы базовые национальные ценности. Иными словами, есть цель, к которой следует стремиться при организации образовательного процесса.

Но вот для того, чтобы её достичь, важно ориентироваться на текущую ситуацию практики образования, на которую существенное влияние оказывают очень и очень разные факторы, в том числе и родители. Знание исходных и истинных установок семьи ученика по вопросу духовно-нравственного воспитания позволяет повысить эффективность работы в этом направлении, избежать многих конфликтных ситуаций.

Тезис о том, что совместная и согласованная работа школы и семьи заметно повышает качество образования, сомнению не подвергается.

Для определения тактических ориентиров взаимодействия семьи и школы в вопросах духовно-нравственного воспитания обучающихся в ноябре 2015 г. в ГБОУ школе № 462 Пушкинского района Санкт-Петербурга было проведено анкетирование родителей (законных представителей) обучающихся 1-11 классов, в котором приняло участие 98 респондентов. Если учесть общую численность учеников (206 чел.), количество братьев и сестёр, обучающихся в учреждении, то анкетирование охватило около 85 % семей школы.

Анкета предполагала ясность содержания для любого родителя, легкость в заполнении, поэтому включала следующие вопросы:

1. Какое направление развития ребёнка должно быть первоочередным?

2. Государством определены базовые национальные ценности, которыми должен обладать современный ребёнок. Кому Вы отводите главную роль в их формировании?

3. Что из базовых национальных ценностей наиболее значимо для Вашей семьи?

Анализ полученных анкетных данных позволил сделать несколько заслуживающих внимания выводов - «точек отсчёта» взаимодействия семьи и школы.

1. Приоритетное направление развития детей - нравственное.

Приоритетным направлением воспитания детей почти для 2/3

родителей является нравственное развитие, для 1/3 - интеллектуальное.

Это, безусловно, не говорит о низкой значимости получения знаний, учебного процесса и физического здоровья. Речь о приоритетах, о том, что родители потенциально готовы поддерживать инициативы в области духовно-нравственного воспитания, считают их важной составляющей личности ребёнка.

2.«Семья + школа» как основной институт духовно-нравственного воспитания.

Наибольшим доверием как институт духовно-нравственного воспитания пользуется «семья + школа», наименьшим - «государство». Это предполагает, что воспитательная инициатива будет восприниматься позитивнее, если она подразумевает реальное сотрудничество родителей и образовательного учреждения, в ходе которого учитываются интересы и опыт каждой стороны. Родители склонны больше доверять тому, что можно «пощупать», т. е. конкретной, осязаемой школе, чем «абстрактному» государству. Поэтому реализуемые (в большом количестве) в ОУ государственные программы в области воспитания, вероятно, будут иметь больший отклик у родителей в том случае, когда их авторами выступят знакомые им педагоги. Такое «перевоплощение» государственных идей в частные можно рассматривать как педагогический приём.

3. Семья как наивысшая ценность.

Ценность семьи можно рассматривать как сферу максимального внимания и точку воспитательных усилий родителей, куда они категорически (в большинстве случаев) не склонны допускать кого-либо (будь то школа или государство). Поэтому работа педагогов в этом направлении должна быть очень деликатной. К этой же категории «осторожной работы» можно отнести такую ценность, как «традиционные российские религии». Это особенно актуально при планировании курса «Основы религиозной культуры и светской этики», точнее, при выборе соответствующего учебного модуля. Не секрет, что основанием для введения того или иного модуля ОРКСЭ в учебный план ОУ часто являются в первую очередь объективные возможности школы, а не пожелания родителей. Недостаточное внимание этой особенности может приводить к обострению межконфессиональных отношений, в том числе к скрытому конфликту.

4. «Науку» в школу!

Традиционно родители не готовы брать на себя «обязанность» по формированию ценности «наука». Эта роль отводится школе. И это открывает массу возможностей. Наука и научная деятельность неотделима от нравственных, личностных качеств исследователя, учёного, от смыслов, целей его деятельности, пользы, которую он может и должен приносить другим. Это та сфера воспитания, в которой школа наиболее свободна.

5. «Гоажданственность» - дело государства.

Единственная ценность, формированием которой может заниматься исключительно государство как институт воспитания, является «гражданственность», но и это утверждение поддерживает лишь треть респондентов. Если учесть, что государству в вопросах духовно-нравственного развития доверяют меньше всего (об это говорилось ранее), то можно предположить незначимость этой ценности для родителей. Это, кстати, подтверждается следующим выводом.

6. Ценности не равноценны.

Наиболее востребованы в семьях следующие базовые национальные ценности (иерархия выстроена по степени убывания значимости):

• семья;

• труд и творчество;

• патриотизм;

• человечество;

• природа;

• наука и традиционные российские религии;

• социальная солидарность;

• гражданственность;

• искусство и литература.

Распределение ценностей по степени значимости делает более осмысленным привлечение родителей к организации духовно-нравственного воспитания, позволяет понять, в каком направлении они готовы участвовать в большей степени, какие сферы приложения усилий педагогов будут востребованы со стороны законных представителей.

7. Родители как партнёры по воспитанию.

Участие «семьи + школы» уместно при формировании таких ценностей, как патриотизм, социальная солидарность, искусство и литература, природа и человечество. Родители хотят в той или иной степени и роли влиять на этот процесс. Это то, что максимально соответствует возможностям родителей. Вероятно, что в указанных ценностных сферах некоторые семьи имеют реальный воспитательный опыт.

8. Патриотизм и традиционные российские религии как антиценности.

Патриотизм и традиционные российские религии как ценности в общей сложности для 20 % респондентов не являются значимыми как таковые. Следовательно, при попытках привлекать детей к патриотическим мероприятиям или включать их в педагогических целях в межконфессиональный диалог можно встретить непонимание или противодействие со стороны родителей.

Наибольшего результата можно добиться, если школа и семья будут совершать взаимодополняющие, обогащающие действия в области духовно-нравственного воспитания, что возможно при точном понимании и учёте мнения родителей.

Будучи неотъемлемой частью фундаментального ядра содержания общего образования, базовые национальные ценности органично включены в процесс образования, в том числе и в предметное содержание. Таким образом, согласованная позиция семьи и школы в области духовно-нравственного воспитания реализует принцип конвенционального характера ФГОС, а образовательная программа ОУ становится результатом совместных усилий общества, семьи и государства.

Список литературы

1. Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков В.А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. 2-е изд. -М.: Просвещение, 2011. - 24 с. - (Стандарты второго поколения).

2. Фундаментальное ядро содержания общего образования / под ред. В.В. Козлова, А.М. Кондакова. - 3-е изд. - М.: просвещение, 2011. - 59 с. -(Стандарты нового поколения).

С. М. Платонова

Проблема эффективности игровых досуговых программ

Авторы современных игровых программ стремятся заронить в сердца детей, участвующих в программе, искры активности, интереса, добра, познания, творчества. Но увидит ли ребёнок ярким и притягательным свет звезды, которую зажёг ведущий? Захочется ли ему откликнуться светом своей юной души? Переводя эти вопросы на сухой язык науки, мы должны сказать, что главным для автора игровых программ остаётся вопрос результативности программы, поиска условий её эффективного воздействия на личность ребёнка.

Добровольный характер включения ребёнка в игровую досуго-вую программу вынуждает нас быть особенно внимательными к интересам и потребностям детей. Если мы не будем на них опираться,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.