Научная статья на тему 'Духовно-нравственное воспитание старшеклассников на основе иконографии «Троицы»'

Духовно-нравственное воспитание старшеклассников на основе иконографии «Троицы» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
523
114
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИКОНОПИСЬ / РЕЛИГИОЗНО-КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКАЯ ТРАДИЦИЯ / ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ / НАЦИОНАЛЬНЫЕ ЦЕННОСТИ / ICON PAINTING / RELIGIOUS AND CULTUROLOGICAL TRADITION / INTELLECTUAL AND MORAL EDUCATION / ETHNIC VALUES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гусакова В. О.

Анализируется целесообразность изучения иконографии «Троицы» и других произведений религиозного искусства в духовно-нравственном воспитании старшеклассников, открывающих перед учащимися ценностную картину мира и формирующих у них жизненно важные идеалы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Духовно-нравственное воспитание старшеклассников на основе иконографии «Троицы»»

УДК 376

ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ СТАРШЕКЛАССНИКОВ НА ОСНОВЕ ИКОНОГРАФИИ «ТРОИЦЫ»

В.О.Гусакова

Российский государственный университет им. А.И.Герцена, Санкт-Петербург, [email protected]

Анализируется целесообразность изучения иконографии «Троицы» и других произведений религиозного искусства в духовно-нравственном воспитании старшеклассников, открывающих перед учащимися ценностную картину мира и формирующих у них жизненно важные идеалы.

Ключевые слова: иконопись, религиозно-культурологическая традиция, духовно-нравственное воспитание, национальные ценности

This article is devoted to iconography «Holy Trinity» and others religion pictures, which have influence on intellectual and moral development of high school students. This icons and pictures reveal humanistic valuables and high ideals before the students. Keywords: icon painting, religious and culturological tradition, intellectual and moral education, ethnic values

Прочную основу для духовно-нравственного воспитания старшеклассников составляют религиозно-культурологические традиции — жизненно важные компоненты культурного наследия, сохраняющие и воспоизводящие в каждом новом поколении совокупность духовных и нравственных ценностей, основанных на религиозном мировоззрении (в данном случае — на христианском).

Процесс духовно-нравственного воспитания предусматривает не только приобретение учащимися знаний об этих ценностях, но и принятие их на эмоционально-чувственном уровне, получение впечатлений, «вживание в традиции» своего народа.

Такие чувствования, по определению К.Д.Ушинского, есть «отзывы души на самые ощущения», которые в свою очередь есть «прямые отзывы души на внешние впечатления» [1]. Развитию эмоционально-чувственной сферы личности способствует знакомство с изобразительным искусством, которое по сути является творческим воплощением в художественных формах результатов познания и осмысления мира.

Постижение исторического события или знакомство с личностью через произведение искусства (например, живописи) предполагает заинтересованное отношение к нему познающего учащегося, сопровождаемое эмоциональной реакцией, а нередко и своеобразным «вживанием» в изображенную «реальность». В результате учащийся сознает свою сопричастность изображаемому, соучаствует в событии и сопереживает запечатленному образу. Эти «отзывы души» высоко значимы в воспитательном процессе, имеющем целью формирование социально- и культурно-идентифицированной личности.

Но не всякое впечатление и вызванные им ощущения и переживания полезны для подростка. Произведения искусства могут оказывать как положительное, конструктивное (например, исторические полотна В.Сурикова), так и отрицательное, деструктивное (произведения некоторых представителей постмодернизма) воздействие на старшеклассника, преодолевшего (или еще только преодолевающего), согласно В.И.Слободчикову, кризис отрочества и вступающего (или уже вступившего) в юность.

Иконопись, пожалуй, единственный жанр живописи, обладающий уникальными преимуществами в духовно-нравственной воспитании подрастающего поколения. Среди этих преимуществ следует отметить:

— исключительную принадлежность иконописи к религиозно-культурологическим традициям народов, исповедующих православие, и России — центра православного мира с XV в.;

— художественный язык иконописи, позволяющий фиксировать духовно-нравственное содержание в символико-догматической форме;

— нацеленность на отражение вечных объективных идеалов, а не частных и субъективных предпочтений общества или конкретного человека (художника или заказчика).

Главным преимуществом иконы перед любым другим произведением живописи является ее назначение: икона призвана устремлять чувства и мысли человека к вечным незыблемым идеалам добра и красоты.

В отличие от светской картины, пусть даже на церковно-историческую тему, икона всегда способствует формированию духовно-нравственной культуры учащихся, в данном случае старшеклассников.

Одной из главных святынь России и общепризнанным шедевром древнерусской живописи является икона «Троица» Андрея Рублева (первая четверть XV в., Государственная Третьяковская галерея). Широкое почитание этой иконы и ее художественные достоинства обусловило ее выбор как образца в ряду близких иконографических изводов и ключевого произведения в рассмотрении проблемы духовнонравственного воспитания старшеклассников с учетом особенностей их возраста (14-18 лет).

Новообразованием этой возрастной категории

— юношества является «становление самосознания», а основополагающими характеристиками — «рефлективное мышление», «расширение жизненного пространства», «осознание будущего» [2] и выстраивание жизненной перспективы. «Из этого периода жизни, — писал святитель Феофан Затворник, — выходят два порядка людей: одни сияют добротою и бла-

городством, другие омрачены нечестием и развратом; а третьи, средний класс, склоняются то к добру, то ко злу» [3].

Рассмотрение иконографии «Троицы» позволяет направить возрастные образования юношества в сторону позитивного развития «добра» и «благородства».

Главной целью в решении этой проблемы видится раскрытие самими старшеклассниками познавательной, обучающей, духовно, нравственно и эстетически развивающей функций иконографии «Троицы». Итогом этого раскрытия должна стать рефлексирующая оценка учащихся, показывающая степень усвояемости материала, осознания ими базовых национальных ценностей и их значимости в личной жизни.

В «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России» патриотизм как «любовь к России, к своему народу, к своей малой родине, служение Отечеству» [4] вынесен на первое место в числе базовых национальных ценностей, поэтому рассмотрение иконы лучше начать с позиции отражения в ней представлений о родине — главной ценности каждого человека.

Методика патриотического воспитания через широкое ознакомление с полотнами лучших художников, запечатлевших образ родины, известна давно. Ее актуальность не умаляется и в современных условиях модернизирующейся и совершенствующейся системы образования. Любое светское произведение искусства, будь то пейзаж, историческая или батальная картина, несет индивидуальный взгляд на изображаемый предмет и, соответственно, демонстрирует субъективный образ родины. Знакомясь с ним, учащийся сопоставляет свое видение Отчизны с видением художника и в процессе анализа делает умозаключение, в котором расстановка положительных акцентов во многом зависит от следующей оценки: совпадает или не совпадает видимое с припоминаемым, нравится или не нравится, достоверно или недостоверно, и т.д.

Свободный от субъективного взгляда художника, образ «Троицы» демонстрирует идеал родины земной — родину Небесную — единую для всего человечества. Именно в таком контексте следует вести разговор об иконе Андрея Рублева. Для его раскрытия целесообразно предложить учащимся проанализировать уже знакомую по урокам истории России эпоху Сергия Радонежского, в которую святыня создавалась, и процесс создания иконы. В ходе такого анализа — заинтересованного обращения к своей истории и культуре — происходит постижение учащимися религиозно-культурологических традиций с последующей их осознанной проекции на собственную жизнь.

Задание может выполняться в двух вариантах. В первом варианте преподаватель излагает историю написания иконы, а учащиеся анализируют ее, используя уже полученные ими знания на уроках по истории Отечества (фронтальный метод, метод диалога). Во втором, предпочтительном для старших классов, — учащиеся сами исследуют историю создания

«Троицы», руководствуясь рекомендациями учителя-консультанта (проектная методика). Здесь особенно важно, чтобы учащиеся не просто механически зафиксировали цепочку дат и фактов, а попытались осмыслить эпоху духовного подьема Руси, ощутить ее особенности и сформировать свои образные представления о ней. Только после этого можно приступать к следующему заданию — рассмотрению самой иконографии «Троицы».

Оно должно осуществляться в следующем контексте: икона «Троицы» не есть изображение Бога, потому что Бог в естестве не изобразим, а Его символ, раскрывающийся в сотворенном по Божьему замыслу мире, рисующий картину мироздания и дающий образ идеального жизненного устроения. Для стимулирования исследовательской мотивации учащихся полезно обратить их внимание на изобразительные символы, входящие в композицию иконы. Раскрытие их глубинного смысла всегда активизирует интерес и обращает учащихся к осмыслению нравственных ценностей. На иконе «Троицы» мир людей (человечество) представлен палатами, земля — скалой, жизнь — древом. На фоне этого символического пейзажа в неиссякаемой любви и гармонии царит Нераздельный и Единосущий Бог — Отец, Сын и Святой Дух, — запечатленный в трех Ангелах.

Проведенное историческое исследование и иконографический анализ «Троицы» кисти Андрея Рублева должны привести к следующим выводам:

— «Образ Троицы, печать всего сущего, всякого жизненного устроения» [5], заложенный преподобным Сергием в основу Свято-Троицкого монастыря (ныне Свято-Троицкая Сергиева лавра), является единственно верным образом мироустройства вообще, соответствующий высшей идее сотворения мира;

— написанная в период, когда Россия после междоусобиц и вражеских разорений образовывала государство и вступала в эру расцвета, «Троица» Рублева стала примером устроения родины земной, так как являла образ родины Небесной;

— «Троица» Рублева заложила начало преемственности патриотической идеи России, идущей от святого Сергия — вдохновителя и зачинателя державного строительства;

— разработанная Рублевым иконография «Троицы» прочно укоренилась в русском искусстве как канонический совершенный образец.

Для закрепления материала и актуализации рефлексивной оценки у учащихся уместно предложить им сопоставить «Троицу» Рублева с новгородской иконой (конец XIV в., Государственная Третьяковская галерея), написанной незадолго до Рублева. Необходимо обратить внимание учащихся на название этого извода — «Отечество», синонимичное слову «родина», обозначающее наследуемую землю отца и отражающее поиски изографом изобразительного образа Небесной родины — Царства Божия, по примеру которого человеку Древней Руси надлежало «благоукрашать» свою землю. Итог этим поискам подвела «Троица» Рублева.

Для расширения представлений о художественном наследии России и обогащения эрудиции, а

также в целях эстетического развития рекомендуется продемонстрировать учащимся подобранные накануне занятия педагогом изображения «Отечества», встречающиеся в росписях куполов православных храмов. В зависимости от уровня общеобразовательной подготовленности учащихся и степени их заинтересованности предметами культурологического цикла можно предложить им составить такую подборку самостоятельно. Ключевым в этой подборке должен стать сюжет купола Архангельского собора Московского Кремля (XVI в., поновление XVII в.), усыпальницы русских князей, держателей наследуемых «отчин», и царей Рюриковичей, первых самодержцев. Главную идею для размышления можно сформулировать так: благоустроение родной земли для наследования вотчины в Царствии Небесном. Изображенное в куполе — небесной зоне храма — «Отечество» как нельзя более отвечает этой идее. Оно главенствует над всем пространством храма, где упокоились благоустроители Русской земли.

Осознанию старшеклассниками глубины духовности и нравственности отечественной культуры и ее самобытности способствует следующее задание: сравнение отечественного произведения изобразительного искусства с западноевропейским, а именно иконографии «Троицы» Андрея Рублева с композицией створки диптиха нидерландского художника Робера Кампена «Троица; Мадонна с Младенцем у камина» (1430-е гг., Государственный Эрмитаж).

Учащимся предлагается проанализировать средства художественной выразительности работы Кампена применительно к ее смысловому содержанию. В ходе самостоятельного исследования учащиеся должны акцентировать свое внимание на следующих моментах: Кампен написал свою «Троицу» почти одновременно с русским иконописцем; его работа считается одной из лучших по экспрессивности и драматичности образов, красоте колористического решения и четкости композиции, близкой к иконографии «Отечества» и восходящей к молитвенному иконографическому типу - «Пиета», популярному на Западе в XV в.

Для большей наглядности и убедительности целесообразно продемонстрировать учащимся следующие произведения: деревянные статуи немецких мастеров XIV в.; картины Роберти Эрколи (1482 г., галерея, Ливерпуль), Тициана (1576 г., галерея дель’Академия, Венеция), Креспи (1626 г., Прадо, Мадрид); скульптуры Микеланджело: Пиета (1499 г., собор Святого Петра, Ватикан), Пиета Бандини (1547

— 1555 гг., собор Санта Мария дель Фьоре, Флоренция), Пиета Рондании (1552 — 1564 гг., Костелло Сфорцеско, Милан).

Для анализа «Троицы» Кампена и ее сравнения с композициями «Пиета» и иконой Рублева учащимся снова пригодятся полученные ими ранее знания, но уже по истории Древнего мира и средних веков. Им предлагается исследовать разные значения понятия «пиета» (лат. «pietas»): от первоначального «любовь к родителям и родине» до позднеитальянского «милосердие». В западноевропейском искусстве эпохи Возрождения это понятие стало термином, применяемым к образу Девы Марии, оплакивающей Своего Сына.

В результате анализа иконы «Троицы» Андрея Рублева, повлекшего за собой рассмотрение большого количества произведений иконописи и живописи, старшеклассникам необходимо сделать выводы. Итоговой и весьма ответственой задачей преподавателя станет оказание помощи в направлении мысли учащихся в нужное русло. Рассуждения обучаемых должны четко и последовательно выстраиваться в ло-гически-обоснованную смысловую цепочку.

Примерный ход рассуждений лучше вести от последнего этапа занятия таким образом, чтобы логика итогов выстраивалась соответственно пройденным ступеням исследования, но в обратном направлении:

— композицию «Пиета» можно рассматривать как символ скорби матерей, отдавших своих сыновей на служение родине;

— этот символ уходит корнями в дохристианский Древний Рим, где патриотический долг мужчины, гражданина Рима, был свят;

— с принятием христианства многие языческие символы обрели нравственный смысл: земная родина есть отдаленный образ Небесной родины, поэтому самоотверженное служение ей воспринимается как верный и спасительный путь в Царствие Небесное;

— эту духовную идею развивает Андрей Рублев, раскрывая в своей иконе символ Небесного Отечества, тогда как Робер Кампен сосредотачивает свое внимание на показе человеческих переживаний — душевных мук Отца и телесных страданий Сына.

Главный вывод из занятий можно сформулировать так: русская икона помимо догматического смысла несет в себе глубинное историко-культурное содержание; она относится к религиознокультурологическим традициям России, отражающим иерархию ценностей русского народа, в которой главенствует любовь. Любовь как основа идеального устройства мира — Небесной родины и запечатлена в «Троице» Андрея Рублева и последующих изводах этой иконографии.

Исходя из всего вышеизложенного можно сделать следующие выводы.

1. Изобразительное искусство есть плод творческого отражения человеком реальности, а иконопись как его жанр и религиозно-культурологическая традиция России есть проекция духовного осмысления реальности, результат постижения человеком вечных объективных ценностей бытия.

2. Знакомство старшеклассников с иконописью формирует у них понимание иконы как самобытного духовного явления в социуме (народе), изобразительно выражающего вечные общечеловеческие и базовые национальные ценности и отражающего глубинные смыслы мироздания в графических символах.

3. Изучение старшеклассниками иконописи, в частности «Троицы» Рублева, на содержательном уровне открывает перед ними жизненно важные смыслы бытия, мотивирует их к анализу духовнонравственных задач, решение которых необходимо для становления самосознания, определения позитивной сферы жизнедеятельности и идентификации себя самого в пространстве и времени.

1. Ушинский К.Д. Человек как предмет воспитания: Опыт педагогической антропологии // Ушинский К.Д. Пед. соч.: В 6 т. М.: Педагогика, 1990. Т.6. С.12.

2. Шестун Е., прот. Православная педагогика. М.: ПроПресс, 2001. С.447.

3. Там же. С.448.

4. Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков В.А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России: Учеб. изд. М.: Просвещение, 2009. С.18.

5. Инок Григорий (Круг). Торжество Фаворского Преображения. Мысли о православной иконе. М.: Аксиос, 2002. С.58.

Bibliography (Translitirated)

1. Ushinskijj K.D. Chelovek kak predmet vospitanija: Opyt pedagogicheskojj antropologii // Ushinskijj K.D. Ped. soch.: V 6 t. M.: Pedagogika, 1990. T.6. S.12.

2. Shestun E., prot. Pravoslavnaja pedagogika. M.: Pro-Press, 2001. S.447.

3. Tam zhe. S.448.

4. Daniljuk A.Ja., Kondakov A.M., Tishkov V.A. Koncepcija dukhovno-nravstvennogo razvitija i vospitanija lichnosti grazhdanina Rossii: Ucheb. izd. M.: Prosveshhenie, 2009. S.18.

5. Inok Grigorijj (Krug). Torzhestvo Favorskogo Preob-razhenija. Mysli o pravoslavnojj ikone. M.: Aksios, 2002. S.58.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.